Скачать 0.84 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижневартовский государственный университет» Факультет искусств и дизайна Рабочая программа дисциплины М1.В.ДВ.1.1 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ДИЗАЙНА
Нижневартовск 2017 г. 1. Цели освоения дисциплины Дисциплина «Теория и методика обучения основам дизайна» является одной из самых важных составляющих курса обучения будущих магистров дизайна. Методика как специальный раздел педагогики изучает наиболее эффективные методы обучения и воспитания. Курс методики преподавания основ дизайна знакомит магистрантов с историей развития методики как науки, с современными требованиями к методам обучения, учит различным приемам преподавания основ дизайна. Содержание программы рассчитано на обучение магистрантов теории и методическим принципам, необходимым для преподавания дизайна в профессиональных образовательных учреждениях. Магистранты знакомятся с историей и основными дидактическими принципами преподавания дизайна. Главная цель изучения дисциплины – подготовка дизайнеров высокой квалификации с широким диапазоном специальных знаний, целенаправленных на преподавательскую деятельность в области дизайна. Задачи изучения дисциплины: ознакомить с терминологией, основными понятиями, средствами и методами обучения дизайну; дать общее представление о месте дизайна в современном обществе; выявить специфику дизайнерского творчества и его многообразие; познакомить со спецификой творчества в различных направлениях дизайна; представить первые школы дизайна, его основателей, педагогов, познакомить с педагогическими принципами Баухауза 1919 – 1933 гг.; представить первые отечественные школы дизайна (Вхутемас), раскрыть специфику подготовки художников–инженеров в России (1920 – 1930 гг.; познакомить с современными направлениями и принципами подготовки дизайнеров в системе профессионального образования. 2. Место дисциплины в структуре ООП Согласно ФГОС и ООП дисциплина «Теория и методика обучения основам дизайна» относится к вариативной части общенаучного цикла дисциплин и является одной из основополагающих в подготовке будущего дизайнера-педагога высшей квалификации (магистр). До освоения дисциплины «Теория и методика обучения основам дизайна» должны быть изучены следующие дисциплины: «Философские проблемы науки и техники», «История дизайна, науки и техники», «Психология и педагогика», «Современные проблемы дизайна». Программа ориентирует на усвоение основных категорий, процессов и средств обучения дизайну. Содержание дисциплины направлено на развитие творческой рефлексии, разработку профессионально-критического подхода к процессу и результатам педагогической деятельности, видение объекта в широком социально-культурном аспекте с позиции человеческого фактора. 3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине. 3.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины согласно матрице соответствия компетенций и составляющих ОП: ПК-2 - способностью к определению целей, отбору содержания, организации образовательной деятельности, выбору образовательных технологий, оценке результатов, ориентированностью на разработку и внедрение инновационных форм обучения с помощью компьютерной техники, создание авторских программ и курсов. 3.2. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с формируемыми компетенциями Магистр по направлению подготовки «54.04.01 – Дизайн» должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности. Изучение данной дисциплины направлено на формирование у магистрантов таких качеств, как владение основными приемами педагогического мастерства (знать возрастную психологию, законы педагогики, иметь представление о методиках преподавания); знание нормативно-правовых аспектов учебного процесса в общеобразовательных учреждениях, учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования; способность организовать работу по планированию учебного процесса и выполнению методической работы, самостоятельно вести лекции или практические занятия и следующих профессиональных компетенций: В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать: научно-теоретические положения методики преподавания; содержание процесса обучения дизайну; приемы, методы и организационные формы учебно-воспитательной работы по дизайну; основы теории и методики преподавания дизайна; сущность и структуру образовательных процессов; особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества; теории и технологии обучения и воспитания ребенка; способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса; уметь: грамотно использовать методы, приемы, формы и средства обучения дизайну, передовой методический опыт в своей профессиональной деятельности; учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся; проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности; осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений; проектировать элективные курсы с использованием последних достижений науки; использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов; владеть: знаниями, умениями, навыками специальной подготовки, приобретенными на занятиях по рисунку, живописи, композиции, дизайн-проектированию, истории дизайна в сочетании со знаниями, полученными при изучении дисциплин психолого-педагогического цикла; способами ориентации в профессиональных источниках информации (периодических изданиях, сайтах, образовательных порталах и т.д.); способами проектной, исследовательской и инновационной деятельности в образовании. 4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов. 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
4.2. Разделы дисциплины и виды учебной работы
4.3. Содержание учебного материала по разделам (темам) Тема 1. Введение в курс «Теория и методика обучения основам дизайна». Понятие дизайна. Виды дизайнерской деятельности. Специфика проектно-художественной деятельности дизайнера. Этапы становления и развития дизайна. Вопросы истории и теории художественного образования. Социальная природа развития художественного образования; общечеловеческое, национальное и индивидуальное в художественном образовании. Научно-теоретические положения методики преподавания. Тема 2. Первые школы дизайна. Начало дизайна. Техника как искусство. Первые всемирные промышленные выставки. Русская инженерная школа на рубеже XIX – XX веков. Концепции дизайна как специфической художественной профессии. Баухауз 1919 – 1933: новые педагогические принципы, мастера. ВХУТЕМАС: подготовка художников-инженеров (1920 – 1930). Тема 3. Цели и задачи преподавания дизайна. Содержание процесса обучения, принципы обучения. Современные приемы, методы и организационные формы учебно-воспитательной работы по дизайну. Возрастные особенности учащихся и специфика работы педагога дополнительного образования. Содержание занятий по дизайну в различных образовательных учреждениях. Учебно-воспитательные задачи занятий. Основные дидактические принципы методики обучения дизайну. Закономерности проявления творческих способностей учащихся на занятиях по дизайну. Преподаватель как организатор и руководитель учебного процесса по дизайну. Методика проведения занятий по дизайну на разных ступенях обучения. Специфика и содержание занятий на старшей ступени в зависимости от профиля. Методика преподавания на общеобразовательном и профильном уровне обучения. Критерии оценки знаний и умений обучающихся в области дизайна. Наглядность как средство активизации дизайнерской деятельности учащихся. Кабинет дизайна, его оборудование, оформление и материально-учебная база. Специфические формы организации занятий дизайном. Основы научно-исследовательской работы в области дизайнерской деятельности разных возрастных групп обучающихся. Тема 4. Методика проведения занятий по дизайну. Методика проведения занятий по дизайну. Специфика педагогической профессиональной деятельности в системе дополнительного образования (в вузе, школе, учреждениях дополнительного образования). Содержание и методика обучения дизайну детей и молодежи в системе дополнительного образования детей и молодежи. Современные компьютерные технологии обучения дизайну (фильмы, презентации, слайд-шоу и другие средства наглядности). Стилизация в дизайне. Обучение основам дизайн-проектирования. Тема 5. Методика организации уроков-бесед о дизайне. Основы дизайн-проектирования на уроках изобразительного искусства. Методика организации уроков-бесед о дизайне. Методика проведения бесед о дизайне. Значение анализа объектов дизайна. Понимание идейного содержания, художественных достоинств и национальных особенностей в дизайне. Отечественный и мировой дизайн. Методика организации занятий по дизайн-проектированию. Дизайн-проект, его учебно-воспитательные задачи, особенности использования этого вида работы с детьми. Значение учебно-образовательного аспекта в развитии художественного вкуса у детей и понимания ими дизайна. Последовательность дизайн-проектирования, широкое привлечение лучших аналогов, знакомство с основными принципами технической эстетики, художественного конструирования. |
Пояснительная записка (общая характеристика программы) Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы стрелковой подготовки социально-педагогическая. Форма... |
Рабочая программа учебной дисциплины Обоснование. Место дисциплины... Цели и задачи освоения дисциплины. Требования к уровню освоения содержания дисциплины |
||
Образовательная программа «Теория и методика обучения иностранным... I. Теоретические вопросы обучения студентов восточников англоязычному деловому дискурсу |
Программа дисциплины «теория и методика велосипедного спорта» по... Кафедра теории и методики велосипедного, конькобежного спорта, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма |
||
Рабочая программа дисциплины (модуля) утверждаю Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы... |
Рабочая программа дисциплины «Иностранный язык» ... |
||
Рабочая программа дисциплины (модуля) утверждаю Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы... |
Рабочая программа по иностранному (английскому) языку 3,4 классы Программа предназначена для школьников, изучающих английский язык второй и третий год соответственно, при этом на изучение английского... |
||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Кубисэп (филиал) оуп во «АТиСО» Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы |
Программа «Теория и методика математического образования в условиях профильного обучения» Сведения о библиотечном и информационном обеспечении основной образовательной программы |
||
Рабочая программа дисциплины Иностранный язык (английский) разработала... ... |
Рабочая программа дисциплины Иностранный язык (английский) разработана... ... |
||
Состав рабочей программы дисциплины № Наименование раздела Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной... |
1. Классическая и молекулярная генетика. Основные понятия: признак,... Аннотации рабочих программ дисциплин основной профессиональной образовательной программы – программы магистратуры по направлению... |
||
Рабочая программа дисциплины Иностранный язык (английский) разработана... ... |
Название дисциплины Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной... |
Поиск |