Скачать 80.11 Kb.
|
Разноуровневая система деятельности учащихся на практических занятиях в рамках школьного курса химии Экспериментально-учебно-исследовательская деятельность (ЭУИД) учащихся на практических занятиях по химии представляет собой разноуровневую систему, в которой ключевым моментом является уровень развития их компетенций. В соответствии с этим и планируются экспериментально-учебно-исследовательские задания. Ниже мы приводим несколько основных типов логических схем и соответствующих им структурных элементов экспериментально-учебно-исследовательских заданий в ходе ЭУИД (схемы 1, 2, 3). В качестве примера возьмем практическое занятие курса 9 класса по теме: «Получение аммиака и изучение его свойств». Наличие компетенций, связанных с практическими знаниями Факты, наблюдаемые непосредственно и опосредованно Индуктивное обобщение Формулировка цели эксперимента Наличие полного перечня приборов и реактивов Эвристическая беседа для актуализации соответствующих компетенций Указания по организации и проведению опыта Беседа по обработке результатов наблюдения или измерения Указание сделать обобщение и выводы Схема 1. Первый тип логической схемы с соответствующим заданием Схема 1 устанавливает, что перед учащимися ставится практическая задача: имея весь необходимый перечень реактивов и оборудования, а также последовательность химических операций, нужно провести химический эксперимент и, на основе наблюдений, сделать вывод о сути проведённого опыта и обобщить результаты для соединений, обладающих идентичными физическими или химическими свойствами. Данная логическая структура рассчитана на обучаемых, имеющих компетенции на уровне воспроизведения, или репродукции. На практическом занятии в ходе проведения «технологии ролевого цикла» учащемуся-исполнителю выдается содержание лабораторного опыта первого или второго уровня сложности. Тема: Получение аммиака и изучение его свойств Задание. Привести опыт «Окисление аммиака в присутствии оксида хрома(III)» Уровень 1 1. Возьмем сухую чистую колбу с пробкой. 2. В колбу добавляем раствор аммиака NH4OH до закрытия им дна сосуда. ТБ: с аммиаком обращаться аккуратно согласно инструкции! Реактив держать этикеткой кверху! 3. Закроем колбу пробкой. 4. В ступку добавим порошка дихромата аммония (NH4)2Cr2O7 и разотрем его пестиком. 5. Берем спиртовку, поджигаем её спичкой. ТБ: со спиртовкой обращаемся аккуратно согласно инструкции! 6. Возьмем металлическую ложечку и наполним ее растертым дихроматом аммония (NH4)2Cr2O7. 7. Нагреем металлическую ложечку над пламенем спиртовки. 8. Откроем пробку колбы. ТБ: Осторожно! Аммиак имеет резкий запах! 9. Опустим, слегка потряхивая, металлическую ложечку с нагретым дихроматом аммония (NH4)2Cr2O7 в колбу с аммиаком. 10. Наблюдаем процесс воспламенения кристаллов дихромата аммония (NH4)2Cr2O7. 11. Приводим рабочее место в порядок. Тема: Получение аммиака и изучение его свойств Задание. Провести опыт «Окисление аммиака в присутствии оксида хрома(III)» Уровень 2 1. Возьмем сухую чистую колбу с пробкой. 2. В колбу добавляем раствор аммиака до закрытия им дна сосуда. 3. Закроем колбу пробкой. 4. В ступку добавим порошка дихромата аммония и разотрем его пестиком. 5. Берем спиртовку, поджигаем её. 6. Возьмем металлическую ложечку и наполним ее растертым дихроматом аммония. 7. Нагреем металлическую ложечку над пламенем спиртовки. 8. Откроем пробку колбы. 9. Опустим, слегка потряхивая, металлическую ложечку с нагретым дихроматом аммония в колбу с аммиаком. 10. Наблюдаем процесс воспламенения кристаллов дихромата аммония. 11. Приводим рабочее место в порядок. Наличие компетенций, связанных с теоретическими знаниями Гипотеза Развитие гипотезы Формулировка цели эксперимента Наличие полного перечня приборов и реактивов Указания по организации и проведению опыта Беседа по обработке результатов наблюдения или измерения Указание для обобщения и выводов Гипотеза доказана Программа эксперимента Эвристическая беседа для актуализации соответствующих компетенций Объект познания Актуализация компетенций, связанных с теоретическими знаниями Схема2. Второй тип логической схемы с соответствующим заданием По схеме 2 можно определить, что учащимся необходимо продемонстрировать определённый уровень компетенций для формулировки, обоснования и развития гипотезы. Учащиеся должны обладать методической и экспериментальной базой для организации своей деятельности. Согласно данной логической схеме, обучаемым нужно включить логику мышления для решения поставленной перед ними задачи. Учитель выдает исполнителю химического эксперимента задание третьего уровня сложности, например: Тема: Получение аммиака и изучение его свойств Задание. Окисление аммиака в присутствии оксида хрома(III) Уровень 3 Доказать, что аммиак окисляется в присутствии оксида хрома (III) 1. Возьмем сухую чистую колбу на 250 мл с пробкой. 2. В колбу добавляем раствор аммиака до закрытия им дна сосуда. 3. Закроем колбу. 4. Берем порошок дихромата аммония, растираем его и нагреваем в металлической ложечке. 5. Откроем пробку колбы, опустим, слегка потряхивая, металлическую ложечку с нагретым дихроматом аммония в колбу с аммиаком. Схема 3 соответствует творческому уровню мышления обучаемых. Учащимся предлагается самостоятельно найти путь к решению задачи, имея минимальный набор средств (4 уровень сложности). Тема: Получение аммиака и изучение его свойств Задание. Окисление аммиака в присутствии оксида хрома(III) Уровень 4 Провести опыт, показывающий каталическое действие дихромата аммония в реакции окисления аммиака кислородом воздуха. Наличие компетенций, связанных с теоретическими знаниями Поиск нового экспериментального способа проверки теории Теория проверена экспериментально Постановка экспериментально-исследовательской задачи: доказать закон… Актуализация компетенций, связанных с теоретическими знаниями Предложение разработать эксперимент с целью проверки теории Необходимые указания и вопросы Предложение результаты работы оформить графически и аналитически Эксперимент Наличие приборов и оборудования с недостающими или избыточными данными Объект познания Предложение сравнить результаты эксперимента с теорией и сделать выводы Схема 3. Третий тип логической схемы с соответствующим заданием Если деятельность учащихся в малых группах осуществляется на основе заданий, по своей структуре не отличающихся от заданий для индивидуального выполнения, то нередко приходится наблюдать, что самостоятельно выполняет задание преимущественно один из учащихся малой группы, обладающий более высоким уровнем мотивации. Активность и самостоятельность остальных ограничивается лишь «списыванием» результатов выполнения задания. В этой связи у преподавателя не имеется достаточных возможностей для объективной оценки вклада каждого обучаемого в выполнение коллективного задания . Эти недостатки возможно устранить, если в самой структуре задания предусмотреть применение таких приемов сотрудничества, как обсуждение задания, распределение обязанностей, взаимопомощь, взаимоконтроль, обсуждение результатов. Разработка экспериментальных учебно-исследовательских заданий для малых групп, в которых используются разные приемы сотрудничества, позволяют выделить три типа структур заданий, условно названных так: задание параллельной структуры; задание последовательной структуры; задание смешанной структуры. При параллельной структуре постановки задания для малой группы учащихся каждый её участник относительно независимо выполняет все задания от начала до конца, но различными способами. Осуществляется названный выше перечень пяти приёмов сотрудничества. В этом случае задание действительно приобретает развивающие функции, так как его выполнение требует индивидуальной и коллективной активности. При последовательной структуре постановки задания для малой группы обучающихся осуществляется сотрудничество, все обучаемые относительно независимо выполняют лишь логически завершённую часть задания. Возможна также разработка заданий смешанной структуры. При этом на одних этапах выполнения задания деятельность обучаемых в малой группе будет иметь черты, присущие для постановки заданий параллельной структуры, на других этапах – черты последовательной структуры. Выбор структуры задания зависит от содержания задачи (или задач), входящей в задание, и определяется этим содержанием. Очень важно, чтобы задания, предназначенные для малых групп учащихся, можно было разделить на относительно независимые, логически завершённые этапы. Учителю необходимо продумать организацию практических занятий по следующим аспектам: отбор перечня компетенций, которые будут оцениваться в процессе выполнения экспериментального задания; подготовка к занятию необходимых средств обучения; проведение вводной беседы и подготовка обучаемых к выполнению заданий; создание проблемной ситуации на этапе постановки эксперимента; осуществление микроадаптации лабораторных опытов; оценивание компетенций учащихся и др. |
Урок Практическая работа №4 «Получение аммиака и изучение его свойств» Цели урока Цели урока: получения аммиака изучение его свойства через проведение практической работы |
Урока Тема: «Практическая работа по теме «Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств» Программа: Новошинский И. И., Новошинская Н. С., Программа курса, тематическое и поурочное планирование. 9 класс:—М.: Русское слово,... |
||
Практическая работа по теме «Получение водорода и изучение его свойств» Цели урока: формирование умений обращения с лабораторным оборудованием, наблюдать, делать выводы, исходя из наблюдений, продолжить... |
Практическая работа №6 9 класс Тема «Получение оксида углерода (... Цель: Получить оксид углерода (IV) и изучить его свойства. Научиться распознавать карбонаты |
||
Рим Билалович Ахмедов Одолень трава растения против рака Имя Рима Ахмедова широко известно. Делом его жизни стало изучение целительных свойств растительного мира |
Разработка технологии получения хондроитинсульфата из гидробионтов... Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Мурманский... |
||
Методические указания к лабораторным работам Рязань 2013 ... |
«Изучение лечебных свойств комнатных растений» Отношение населения к комнатным растениям, обладающими лечебным эффектом |
||
Задачи практики задача «Путь и путевое хозяйство» являются получение квалификации по рабочей профессии монтер пути 2 3 разряда; изучение предприятия (с... |
Б 9 Магистральные трубопроводы для транспортировки жидкого аммиака Какой документ, определяющий порядок организации надежного и безопасного ведения технологического процесса, разрабатывается для эксплуатации... |
||
Изучение свойств лазерного луча Кроме того, ежегодно проходит множество конференций и выставок, посвященных оптике лазера |
Ведущие профессора химия Синтез и изучение физико-химических свойств и строения координационных соединений металлов с N,S,O-содержащими полифункциональными... |
||
Конспекты лекций (тезисы). Тема №1: Предмет и содержание курса Управление процесс воздействия органа управления (субъекта управления) на объект управления в целях или сохранения его основных свойств... |
Предотвращения неорганизованных выбросов аммиака в установках депарафинизации масел Матизации в установках депарафинизации масел. В результате в атмосферный воздух могут происходить неорганизованные выбросы аммиака,... |
||
Разработка рецептур и оценка потребительских свойств концентратов... Изучение, анализ и систематизация научно-технической литературы и патентной информации по теме исследования |
Постановление Федерального горного и промышленного надзора России... Направить Правила безопасности для наземных складов жидкого аммиака на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской... |
Поиск |