Скачать 198.52 Kb.
|
РАЗВИТИЕ ЛЕСНОЙ БИОЭНЕРГЕТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Ледницкий А.В. (БГТУ, г. Минск, РБ) ledniz@inbox.ru Development of wood bio-energetics in the Republic of Belarus. Истощение мировых запасов и повышение стоимости ископаемых топливно-энергетических ресурсов, возрастающие экологические требования к выбросам в окружающую среду от сжигания топлива, развитие торговли квотами на выбросы – все это послужило толчком для развития лесной биоэнергетики, в том числе и для увеличения производства и использования древесного топлива в энергетических целях. Республика Беларусь в среднем за год потребляет энергии в эквиваленте 33 млн. тонн условного топлива1 (т у. т.) и только на 15% обеспечивается собственными ресурсами. На закупку недостающих энергоносителей и электроэнергии расходуется около 3 млрд. долларов США в год, что превышает 30% объема всего импорта республики и делает ее экономику зависимой от внешних факторов. На 2006–2010 годы поставлена задача добиться снижения энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) не менее, чем на 31% при темпах роста ВВП 156% к уровню 2005 года, к 2015 году не менее, чем на 50%, и к 2020 году не менее, чем на 60%. При этом, наряду с мероприятиями по энергосбережению, внедрению энергоэффективных технологий и оборудования, реализуется комплекс мер по максимально возможному использованию местных и возобновляемых энергоресурсов. В соответствии с «Целевой программой обеспечения в республике не менее 25% объема производства электрической и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива до 2012 года» и «Государственной комплексной программой модернизации основных производственных фондов белорусской энергетической системы в 2006–2010 годах» в Беларуси должны быть построены 16 энергоисточников (мини-ТЭЦ), работающих на древесном топливе: в концерне «Беллесбумпром» – 3, Министерстве жилищно-коммунального хозяйства – 3 и Министерстве энергетики – 10, с годовой потребностью 1,2 млн. м3 древесного топлива. Кроме того, принята программа «Создания производств по изготовлению древесных топливных гранул (пеллет), древесного брикета и угля в Министерстве лесного хозяйства на 2009–2011 годы». В настоящее время уже построены и функционируют Белорусская ГРЭС (6 тыс. т у. т. или 22,2 тыс. м3); Осиповичская мини-ТЭЦ (9 тыс. т у. т. или 34 тыс. м3); Вилейская мини-ТЭЦ (16 тыс. т у. т. или 60 тыс. м3); Пинская мини-ТЭЦ (23,1 тыс. т у. т. или 88 тыс. м3); Верхнедвинская мини-ТЭЦ (2 тыс. т у. т. или 7,5 тыс. м3). В 2009 году будут введены в эксплуатацию Петриковская мини-ТЭЦ (7 тыс. т у. т. или 26,3 тыс. м3); котельная в г.п. Россоны (8 тыс. т у. т. или 30 тыс. м3); мини-ТЭЦ ОАО «Мостодрев» (10 тыс. т у. т. или 38 тыс. м3). В целях бесперебойного обеспечения данных энергетических объектов древесным топливом в стране создаются структурные подразделения по производству топливной щепы, как правило, в рамках действующих предприятий системы Минлесхоза, концерна «Беллесбумпром», Минэнергетики и Минжилкомхоза. Проектирование системы топливообеспечения Вилейской мини-ТЭЦ осуществлялось в рамках проекта Правительства Республики Беларусь и Программы развития ООН «Применение биомассы для отопления и горячего водоснабжения в Республике Беларусь» авторами данной работы [1]. Производства по выпуску щепы созданы в 27 лесхозах с суммарной мощностью – 398 тыс. пл. м3 в год. При этом в 2008 году ими было реализовано только 127 тыс. пл. м3 щепы. Производством древесных пеллет и брикетов занимаются в 29 организациях республики. В 2008 году было произведено 57 тыс. тонн. Суммарная мощность действующих по состоянию на 1 мая 2009 г. таких производств составляет 133 тыс. тонн в год. Как видно мощности созданных производств древесного топлива в республике используются не в полном объеме. Таким образом, в стране создана новая система обеспечения энергетических объектов древесным топливом, требующая ресурсного и финансового обеспечения. Разработаны отечественные машины и оборудование, технологии, выбраны наиболее целесообразные формы организации производства. В настоящее время внимание направлено на снижение себестоимости производства древесного топлива и повышение его конкурентоспособности по отношению к ископаемым видам топлива путем формирования наиболее эффективных систем машин, оптимизации расположения складов и решения задач логистики доставки топлива. 2. Потенциал древесного топлива. Основным источником древесного сырья в Республике Беларусь являются местные лесные ресурсы. Общий объем растущего леса в стране по данным на 2008 год составляет 1495 млн. м3, средний запас спелых древостоев на 1 га – 248 м3. Земли лесного фонда занимают 9,39 млн. га. При этом непосредственно леса расположены на площади 7,8 млн. га, что составляет 37,8% от всей территории страны. Преобладающими породами являются сосна (50,2%), береза (22,6%), ель (9,8%). Земли лесного фонда (9,39 млн. га) занимают 44% территории страны. Лесистость составляет 38,1%. Средний возраст лесов – 49 лет [2]. Площадь лесов, большую чем в Беларуси, в Европе имеют Швеция – 22 млн. га, Финляндия – 19,5 млн. га. Примерно такое же количество лесов, как и в Беларуси, в Германии – 9,9 млн. га, Украине – 9,5 млн. га, Польше – 8,9 млн. га, Норвегии – 8,7 млн. га [2]. Более лесистыми, чем Беларусь, являются Финляндия (72%), Швеция (67%), Эстония (48%), Австрия (46%), Латвия (46%) и Россия (46%). В то же время лесистость многих стран, имеющих большие, чем в Беларуси общие площади лесов, меньше: Литва – 32%, Польша – 29%, Германия, Франция, Норвегия – по 28%, Индия – 20%, Украина – 16%, Китай – 13%, Англия – 9%. На каждого жителя Беларуси приходится 0,79 га лесов и 149 м3 древесного запаса, что практически в 2,2 раза выше среднеевропейского уровня. Примерно столько же в США – 0,78 га. В России – 5,2 га, Финляндии – 4,2, Швеции – 3,07, Бразилии – 2,7, Норвегии – 2, Эстонии – 1,43, Латвии – 1,2, Литве – 0,54, Австрии – 0,47га, Франции – 0,26, Польше – 0,23, Украине – 0,19, Германии – 0,11, Англии – 0,04 [2]. По площади лесов Беларусь находится в десятке крупных лесных держав Европы, а по площади леса, приходящейся на одного жителя, имеет лучшие позиции. В этой связи особенно важными становятся вопросы как наращивания объемов лесозаготовок, так и использования отходов лесозаготовок, лесопиления, деревообработки и низкокачественной дровяной древесины в энергетических целях. В среднем за год прирост всех древостоев в республике составляет 27,7 млн. м3. Заготовка древесины в Беларуси в последние 3–5 лет составляет 13–14,5 млн. м3 в год, в том числе по главному пользованию – 5–6,5 млн. м3, промежуточному (рубки ухода, выборочные санитарные рубки) – 5,5 млн. м3, прочим рубкам (в основном за счет вырубки усохших ельников) 3–4,8 млн. м3. Прогноз развития лесопользования до 2020 г. показывает его общее увеличение до 17–18 млн. м3, в том числе по главному пользованию до 8–10 млн. м3. Объем заготовки дров в последние годы составляет 5,7–5,9 млн. м3. При этом значительная часть заготавливаемых дров отпускается населению, гор(рай)топам, бюджетным организациям. Так, по отчетным данным в 2008 г. этим потребителям было отпущено 3681,8 тыс. м3 дров или 61,5% всех заготовленных дров в республике. Таким образом, остальные 2218,2 тыс. м3 дров могут быть использованы и частично уже используются котельными ЖКХ и мини-ТЭЦ для производства тепловой и электрической энергии [3]. Прогноз среднегодового объема заготовки и использования древесных топливных ресурсов в Республике Беларусь в 2010–2015 года по видам древесного сырья и областям приведен в таблице 1. Таблица 1 Прогноз среднегодового объема заготовки и использования древесных топливных ресурсов в лесах Республики Беларусь в 2010–2015 годах
Таким образом, возможный среднегодовой объем заготовки древесных топливных ресурсов в лесах Республики Беларусь в 2010–2015 годах составит 13,6 млн. м3. Среднегодовое потребление населением и организациями в качестве котельно-печного топлива и на технологические нужды – 8,2 млн. м3. 3. Перспективные системы машин и оборудования. Для заготовки возрастающих объемов древесины и производства топливной щепы в университете был разработан комплекс технологий и ряд отечественных машин. Совместно с РУП «Минский тракторный завод» было создано семейство колесных лесозаготовительных машин для рубок главного и промежуточного пользования, среди которых харвестеры, форвардеры, прицепные тележки с манипуляторами, различные трелевочные тракторы. Выпуск аналогичных машин был освоен и ОАО «Амкодор» (рис. 1). Отличительной особенностью данных машин является широкое использование на них импортных узлов и технологического оборудования, среди которых гидроманипуляторы, захватно-срезающие устройства, элементы гидропривода и автоматизированных систем управления [4]. а б Рис. 1. Колесные лесозаготовительные машины: а харвестер ОАО «Амкодор»; б форвардер РУП «Минский тракторный завод» Для реализации технологий комплексной заготовки деловой древесины с утилизацией лесосечных отходов в энергетических целях на данных предприятиях также был освоен выпуск мобильных рубильных машин с использованием агрегатов барабанного типа фирм Jenz GmbH (Германия) и концерна Kesla OYJ (Финляндия) с производительностью 40–100 нас. м3/ч (рис. 2). а б Рис. 2. Мобильные барабанные рубильные машины с гидроманипуляторами: а с приводом от автономного двигателя МР-40 РУП «Минский тракторный завод»; б с приводом от двигателя форвардера и накопительным бункером Амкодор-2902 ОАО «Амкодор» С РУП «Минский автомобильный завод» создан автопоезд для перевозки щепы с нагрузкой на рейс 80 нас. м3 (рис. 3, а) и автощеповоз со съемными контейнерами с нагрузкой на рейс 35–40 нас. м3 (рис. 3, б). В стране освоен выпуск фронтальных колесных погрузчиков грузоподъемностью 4006000 кг со съемным технологическим оборудованием, позволяющим работать как с круглыми лесоматериалами, так и топливной щепой и обеспечивающих высоту загрузки до 5,93 м [4]. а б Рис. 3. Автомобили для перевозки щепы РУП «Минский автомобильный завод»: а прицепной автопоезд-щеповоз МАЗ-5516+МАЗ-8561; б автощеповоз с механизмом самозагрузки-разгрузки контейнера типа «мультилифт» МАЗ-6501 4. Технологические процессы производства топливной щепы. Наличие отечественной лесозаготовительной техники с широко представленными в стране зарубежными машинами фирм Jenz GmbH (Германия), Kesla OYJ (Финляндия), Farmi Forest Corporation (Финляндия), Heizomat GmbH (Германия), Vermeer Corporation (США) позволило реализовать ряд технологических процессов лесозаготовок с производством топливной щепы из отходов лесозаготовок, дровяной древесины заготавливаемой по рубкам главного и промежуточного пользования, отходов лесопиления и деревообработки в условиях лесосеки, промежуточных и межсезонных складов [5]. Производство топливной щепы из отходов лесозаготовок на рубках главного пользования. Сучья, ветви, вершины, неделовые вырезки, фаутные деревья и др. предварительно окучиваются на лесосеке, после чего доставляются на верхний или промежуточный склад, где происходит их измельчение в передвижной рубильной машине с погрузкой щепы в контейнер автощеповоза. Производство топливной щепы из дровяной древесины на рубках промежуточного пользования. Тонкомерные деревья и кустарник вырубаются с технологических коридоров (шириной 4 м) и складываются на их обочине в небольшие штабеля. Сформированная таким образом пачка доставляется на специально подготовленную площадку около лесовозной дороги и укладывается в кучи, обеспечивая запас сырья для последующего измельчения в щепу передвижной рубильной машиной. Производство топливной щепы из дровяной древесины на рубках главного пользования. Заготавливаемая на лесосеке стволовая дровяная древесина вывозится на нижний лесной склад, расположенный недалеко от котельной (мини-ТЭЦ), и измельчается там рубильной машиной. Производство топливной щепы из отходов лесопиления и деревообработки может быть организовано по разным схемам: 1) кусковые отходы со складов отходов цехов в непереработанном виде перевозятся на нижний лесной склад, где измельчаются рубильной машиной, после чего щепа поступает на общий склад для хранения и отгрузки; 2) при накоплении на территории отдельного цеха достаточного объема кусковых отходов туда направляются передвижная рубильная машина и транспорт для перевозки щепы. Рубильная машина измельчает отходы непосредственно в контейнер щеповоза, который доставляет щепу прямо на склад топлива потребителя. Наиболее типичная схема сложившегося технологического процесса производства топливной щепы представлена на рис. 4 [6]. Рис. 4. Схема организации технологического процесса производства топливной щепы 5. Организация расчетов между поставщиками и потребителями древесного топлива. В связи с наращиванием объемов заготовки и поставки древесного топлива на энергетические объекты страны весьма актуальной стала задача организации и совершенствования системы расчетов между поставщиками и потребителями топлива. Для организации заготовки, поставки и хранения древесного топлива в Беларуси были разработаны и утверждены ТУ BY 100145188.003-2009 «Щепа топливная». Однако данных технических условий для эффективной работы производителей и потребителей древесного топлива оказалось не достаточно. Так как, с одной стороны они не учитывали различную влажность поставляемого древесного топлива, а с другой стороны не обеспечивали сопоставимость единиц измерения, официально принятых на предприятиях лесного (пл. м3) и топливно-энергетического (т н. т., тыс. м3, т у. т.) комплексов. В этой связи дальнейшим шагом по организации расчетов между поставщиками и потребителями древесного топлива стала разработка «Инструкции по расчетам организаций, входящих в состав государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго» [7], учитывающей физико-химические свойства древесного топлива и позволяющей осуществлять расчеты путем пересчета стоимости топлива в условное выражение (евро/ т у. т.). Принятие данных документов позволило организовать расчеты между поставщиками и потребителями древесного топлива с учетом влажности и плотности древесного топлива по методике, представленной в табл. 2. Таблица 2 Методика расчета между поставщиками и потребителями древесного топлива
6. Экономическая эффективность производства топливной щепы. Для обеспечения древесным топливом построенных мини-ТЭЦ Правительством страны была поставлена задача по выбору наиболее рационального технологического процесса и системы машин. Ее решение потребовало от авторов выполнения многовариантных расчетов себестоимости и отпускной цены производства топливной щепы из различных видов древесно-топливного сырья в условиях лесосеки, промежуточных и межсезонных складов. Так, например, структура отпускной цены топливной щепы, произведенной в условиях лесосеки из отходов лесозаготовок с использованием передвижной рубильной машины МР-25 с накопительным бункером емкостью 10 нас. м3 производства РУП «Минский тракторный завод» и автощеповоза МАЗ 5433 + САТ-105 производства РУП «Минский автомобильный завод» и ОАО «Спецавтотехника» емкостью 40 нас. м3 представлена на рис. 5. Рис. 5. Структура отпускной цены 1 пл. м3 топливной щепы из отходов лесозаготовок, произведенной в условиях лесосеки (Lподвозки =750 м, Lвывозки = 50 км, рентабельность 15%) Структура отпускной цены топливной щепы, произведенной в условиях промежуточного склада из отходов лесозаготовок с использованием передвижной рубильной машины МР-40 с автономным двигателем производства РУП «Минский тракторный завод» и 3-х автощеповозов МАЗ 5433 + САТ-105 производства РУП «Минский автомобильный завод» и ОАО «Спецавтотехника» емкостью 40 нас. м3, представлена на рис. 6. Рис. 6. Структура отпускной цены 1 пл. м3 топливной щепы из отходов лесозаготовок, произведенной в условиях промежуточного склада (Lподвозки =5 км, Lвывозки = 50 км, рентабельность 15%) Анализ данных, представленных на рис. 56, позволяет сделать вывод о том, что производство топливной щепы в условиях лесосеки менее эффективно по сравнению с производством щепы в условиях промежуточного склада. Об этом свидетельствует значение отпускной цены топливной щепы, которое ниже для производства щепы в условиях промежуточного склада по сравнению с лесосекой примерно на 22%. Отсутствие практического опыта организации крупномасштабного производства топливной щепы в республике привело к тому, что фактические затраты на изготовление топливной щепы, поставляемой на мини-ТЭЦ в республике различными ведомствами и организациями, значительно различаются. Так, для Вилейской мини-ТЭЦ (систему топливообеспечения проектировали авторы) они составляют около 15 евро/пл. м3 щепы, для Белорусской ГРЭС около 22 евро/пл. м3, а для Осиповичской мини-ТЭЦ около 28 евро/пл. м3. Динамика изменения цен на древесное топливо и его конкурентоспособность по сравнению с традиционными энергоносителями за период 20032009 годы представлена на рис. 7. Из рис. 7 видно, что на протяжении анализируемого периода времени конкурентоспособность древесного топлива постоянно изменялась. Наиболее высокие значения данного показателя характерны для начала анализируемого периода, что в первую очередь, обусловлено относительно низким спросом на древесно-топливное сырье. По мере реализации в стране мероприятий, направленных на увеличение использования местных возобновляемых источников древесной биомассы, спрос на древесно-топливное сырье многократно возрос. Это обстоятельство во многом предопределило увеличение стоимости топливной щепы. Так, например, за анализируемый период времени стоимость дров увеличилась в 3,3 раза, стоимость опилок – в 32 раза, стоимость топливной щепы – в 3,5 раза. Рис. 7. Динамика изменения цен на древесное топливо и традиционные энергоносители за период 20032009 годы В настоящее время древесное топливо в Республике Беларусь конкурентоспособно по сравнению с ископаемыми видами топлива. Так, стоимость топливной щепы в условном выражении ниже стоимости природного газа на 29% и топочного мазута на 30%. При этом необходимо отметить, что цена на природный газ и топочный мазут не постоянна и зависит от внешних поставок из Российской Федерации. В тоже время цена дров, топливной щепы и других видов древесного топлива определяется внутренней политикой страны. В Беларуси первые поставки древесного топлива на энергетические объекты не приносили значительных доходов и подчас оборачивались убытком для поставщиков. Сегодня цена установлена в размере 20 евро/пл. м3 топливной щепы, что позволяет поставщикам и потребителям найти зону взаимовыгодного сотрудничества. Дальнейшее развитие частного рынка заготовки древесно-топливного сырья, производства и доставки топливной щепы будет способствовать снижению ее цены. Рост цен на традиционные энергоносители окажет значительное влияние на повышение экономической эффективности производства древесного топлива и переосмысление традиционно сложившихся стереотипов о первичных источниках энергии. Заключение. Многочисленные исследования технико-экономического характера, выполненные авторами, применительно к условиям Беларуси позволяют сделать следующие выводы. 1. В настоящее время в республике могут реализовываться разнообразные технологии комплексной заготовки древесины и производства топливной щепы, как на базе полностью машинизированных систем, так и с применением механизированного труда, основные технико-экономические показатели которых находятся на более низком уровне, чем в развитых лесодобывающих странах. 2. Технологические процессы, обеспечивающие заготовку и вывозку древесины на рубках главного и промежуточного пользования в виде сортиментов, получат преимущественное распространение как имеющие лучшие показатели экономической эффективности и в максимальной степени, отвечающие требованиям лесной сертификации. 3. В рамках комплексного процесса заготовки древесного сырья производство топливной щепы наиболее целесообразно мобильной системой машин, включающей погрузочно-транспортные машины, передвижные барабанные рубильные машины с приводом от автономного двигателя с производительностью не менее 40 нас. м3/ч; автощеповозы с рейсовой нагрузкой более 35 нас. м3 или автопоезда с нагрузкой 7080 нас. м3, фронтальный ковшовый погрузчик с емкостью ковша не менее 5 нас. м3. 4. Дровяную древесину, как правило, целесообразней измельчать на складах межсезонного хранения, отходы лесозаготовок – на промежуточных складах у дорог круглогодового действия с расстоянием подвозки сырья до 5 км, отходы лесопиления и деревообработки – в местах образования. При этом обязательными условиями их эффективного применения являются: концентрация разрабатываемых лесосек; значительные объемы лесосечных отходов и низкокачественной древесины на промежуточных складах, примыкающих к дорогам круглогодового действия; диспетчеризация процесса вывозки топливной щепы конечному потребителю; расстояние транспортировки готовой продукции в пределах до 50 км. 5. В целом для производства и поставки древесного топлива в республике требуется: около 228 трелевочных тракторов; 762 погрузочно-транспортные машины; 167 рубильных машин и тракторов для их перемещения; 620 автощеповозов; 74 погрузчика щепы. 6. Дальнейшее успешное развитие биоэнергетики в Республике Беларусь невозможно без создания рынка древесного топлива, формирования устойчивых цен на длительный временной период и совершенствования системы расчетов между поставщиками и потребителями древесного топлива. Цены на древесное топливо должны устанавливаться с учетом его физико-химических и теплотехнических свойств в рублях за плотный м3 при фиксированной влажности, либо за тонну условного топлива. Такой подход реализуется в Швеции, Финляндии, Австрии Германии и других странах [8]. 7. Влажность и зольность древесного топлива фактически определяют его теплотворную способность и, соответственно, цену при измерении в условных единицах (т у. т.). В этой связи необходимо реализовывать комплекс мероприятий, направленных на предотвращение попадания в древесное топливо атмосферных осадков и минеральных включений. 8. Для обеспечения бесперебойного снабжения энергетических объектов древесным топливом в республике необходимо [9, 10]: скоординировать усилия специалистов лесного и топливно-энергетического комплексов, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и других заинтересованных ведомств и организаций; осуществлять инвестиционную поддержку предприятий для приобретения техники (дотации и льготное кредитование), предоставлять налоговые преференции; развивать и совершенствовать нормативно-правовую базу, сопровождающую процессы производства, хранения и транспортировки древесного топлива с учетом потребности более длительного хранения древесно-топливного сырья в лесу и на различных видах складов; разрабатывать новые технологии заготовки древесно-топливного сырья и производства топливной щепы в условиях лесосеки, промежуточных складов, складов потребителя и межсезонного хранения топливной щепы; развивать отечественное машиностроение в области техники для производства и доставки топливной щепы; выполнять строительство новых и содержание на должном уровне созданных лесовозных дорог. 9. В настоящее время в республике накоплен определенный опыт комплексной заготовки древесного сырья и производства топливной щепы. Получены положительные результаты, подтверждающие целесообразность вовлечения в энергетическое использование возобновляемых древесных ресурсов. Есть надежда, что себестоимость заготовки древесного топлива в стране может снижаться по мере внедрения международного опыта, усовершенствования и повышения надежности системы лесозаготовительных машин и внедрения передовых европейских технологий, соответствующих природно-производственным и социально-экономическим условиям Беларуси. Литература 1. Федосеев, В. Ф. Организация производства и снабжения топливной щепой мини-ТЭЦ г. Вилейка Минской области / В. Ф. Федосеев, А. В. Ледницкий, И. И. Корзун // Энергоэффективность. – № 10. – 2004. – С. 20−21. 2. Леса и лесное хозяйство Беларуси. – Минск: Министерство лесного хозяйства РБ, 2008. – 12 с. 3. Ледницкий, А. В. Прогноз ресурсов древесного топлива в Республике Беларусь / А. В. Ледницкий, Федоренчик А. С. // Труды Бел. гос. технол. ун-та. Сер. VII, Экономика и управление. Минск: БГТУ, 2004. Вып. XII. C. 194197. 4. Fyedorenchik, A.S. Equipment and technologies of combined procurement of merchantable wood with cutting wastes utilization for energy production in Belarus / A.S. Fyedorenchik, A.V. Lednitsky // FORMEC ´08: 41. International Symposium in Schmallenberg, Germany, 02–05 june 2008 / Kuratorium für Waldarbeit und Forsttechnik e. V.; Scientific Committee Anneliese Kläres and others. – Schmallenberg, 2008. – p. 111–116. 5. Корзун, И.И. Современные технологии заготовки и подготовки к использованию древесного топлива / И.И. Корзун, А.В. Ледницкий, Г.И. Завойских // Труды Бел. гос. технол. ун-та. Сер. VII. Экономика и управление. Минск: БГТУ, 2006. Вып. XIV. C. 211–214. 6. Федоренчик, А.С. Состояние и анализ обеспечения древесным топливом энергетических объектов в Республике Беларусь / А.С. Федоренчик, А.В. Ледницкий // Энергоэффективность. 2008. № 3. С. 13–16. 7. Инструкция по расчетам организаций, входящих в состав государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго»: утв. М-вом энергетики Респ. Беларусь 04.07.2007 № 21. − Минск, 2007. − 12 с. 8. Войтехович, В.Н. Использование древесной биомассы в энергетических целях в Австрии и Чехии / В.Н. Войтехович, А.С. Федоренчик, А.В. Ледницкий // Энергоэффективность. 2007. № 6. С. 16 – 21. 9. Федоренчик, А.С. Организация производства топливной щепы на предприятиях лесного комплекса / А. С. Федоренчик, А. В. Ледницкий, И. И. Корзун // Лесное и охотничье хозяйство. 2006. № 1. С. 28–31. 10. Ледницкий, А.В. Формирование инфраструктуры для заготовки, производства, транспортировки и хранения древесного топлива в Республике Беларусь // Труды Бел. гос. технол. ун-та. Сер. VII. Экономика и управление. Минск: БГТУ, 2007. Вып. XV. C. 217–221. 1 1 тонна условного топлива = 29300 MJ |
Нормативных правовых актов в области регулирования деятельности субъекто ... |
Система пластиковых карточек и ее развитие на территории Целью данной работы является анализ системы расчетов банковскими пластиковыми карточками в Республике Беларусь и перспективы развития... |
||
Таможенного Союза «О безопасности аттракционов» Настоящий технический регламент разработан в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования... |
Приказ Министерства обороны Республики Беларусь от 27 июля 2006 г.... На основании Положения о Министерстве обороны Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 19 ноября... |
||
1. Основные (теоретические) аспекты организации рынка ценных бумаг в республике Беларусь Объект исследования: состояние, проблемы и пути развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь |
О безопасности маломерных судов Настоящий технический регламент Таможенного союза разработан в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического... |
||
Решение В соответствии со статьей 13 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике... |
Решение В соответствии со статьей 13 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике... |
||
Решение В соответствии со статьей 13 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике... |
Решение В соответствии со статьей 13 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике... |
||
Решение В соответствии со статьей 13 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике... |
Об утверждении государственной программы "укрепление единства российской... Изменения в государственную программу "Развитие культуры и искусства в Республике Башкортостан", утвержденную Постановлением Правительства... |
||
О безопасности колесных транспортных средств Настоящий технический регламент разработан на основании Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике... |
Таможенного союза Технический регламент "О безопасности алкогольной продукции" (далее регламент) разработан в соответствии с Соглашением о единых принципах... |
||
Технический регламент таможенного союза Настоящий Технический регламент разработан в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования... |
Технический регламент таможенного союза Настоящий Технический регламент разработан в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования... |
Поиск |