Скачать 0.66 Mb.
|
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» Факультет технологии и профессионального образования УТВЕРЖДАЮ Декан факультета технологии и профессионального образования _______________ /Смирнова Л.Г./ «_____»______________2011 г. Нормативно-методическое обеспечение Государственной Аттестационной Комиссии (ГАК). Направление подготовки 051000.62 Профессиональное обучение Профиль подготовки Декоративно-прикладное искусство и дизайн Экономика и управление Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Кафедра Теории и методики технологии и профессионального образования Курс - 5 семестр 10 Форма обучения - очная, заочная Разработчик Кузьмин В.К., канд. пед. наук, доцент ; Кузьмин Н.В., канд. пед. наук, доцент Рецензент(ы)Йошкар-Ола 2011
СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой Теории и методики технологии и профессионального образованияпротокол заседания №__ от «___»________ 2011 г _____________ Комелина В.А.Сведения о переутверждении программына очередной учебный год и регистрация изменений
Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования бакалавры образования по направлению 051000 Профессиональное обучение должны быть подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности: Учебно-профессиональная; научно-исследовательская; образовательно-проектировочная; организационно-технологическая; обучение по рабочей профессии. В соответствии с требованиями к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): осознает культурные ценности, понимает роль культуры в жизнедеятельности человека (ОК-1); осознает ключевые ценности профессионально-педагогической деятельности (демонстрирует глубокое знание всех ключевых ценностей профессии (КЦП), проявляет понимание их смыслов и значений, свободно интерпретирует все КЦП, высказывает свое отношение к каждой КЦП положению, демонстрирует системность, целостность представлений о ценностных отношениях к человеку (обучающемуся)) (ОК-2); понимает философию как методологию деятельности человека (ОК-3); понимает историю становления различных типов культур, владеет способами освоения и передачи культурного опыта (ОК-4); способен проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности (ОК-5); готов к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений (ОК-6); готов к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию (ОК-7); готов к позитивному, доброжелательному стилю общения (ОК-8); владеет нормами педагогических отношений профессионально-педагогической деятельности при проектировании и осуществлении образовательного процесса, направленного на подготовку рабочих (специалистов) (ОК-9); владеет способами формирования идеологии, освоения и приумножения культуры у учащихся учреждений НПО и СПО, оказывает помощь в мировоззренческом самоопределении и становлении личности будущего рабочего (специалиста) (ОК-10); владеет системой психологических средств (методов, форм, техник, и технологий) организации коммуникативного взаимодействия, анализа и оценки психологического состояния другого человека или группы, позитивного воздействия на личность, прогнозирования ее реакции, управляет своим психологическим состоянием в условиях общения (ОК-11); владеет правовыми и нравственными нормами экологического поведения (ОК-12); владеет способами защиты чести, достоинства, прав личности будущего рабочего (специалиста) (ОК-13); имеет целостное представление о картине мира, ее научных основах (ОК-14); способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессионально-педагогической деятельности (ОК-15); способен выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессионально-педагогической деятельности (ОК-16); готов использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессионально-педагогической деятельности (ОК-17); владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты (ОК-18); владеет технологией научного исследования (ОК-19); способен осуществлять письменную и устную коммуникацию на государственном языке и осознает необходимость знания второго языка (ОК-20); готов к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владеет навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, полемики и др. (ОК-21); способен осуществлять подготовку и редактирование текстов, отражающих вопросы профессионально-педагогической деятельности (ОК-22); способен самостоятельно работать на компьютере (элементарные навыки) (ОК-23); способен к когнитивной деятельности (ОК-24); способен обосновать профессионально-педагогические действия (ОК-25); умеет моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач (ОК-26); готов анализировать информацию для решения проблем возникающих в профессионально-педагогической деятельности (ОК-27); владеет процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование и др.) (ОК-28); владеет системой эвристических методов и приемов (ОК-29). Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): Учебно-профессиональная деятельность: способен выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих (специалистов) (ПК-1); способен развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего (специалиста) (ПК-2); способен организовывать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность в соответствии с требованиями профессиональных и Федеральных государственных образовательных стандартов в ОУ НПО и СПО (ПК-3); способен организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4); способен анализировать профессионально-педагогические ситуации (ПК-5); готов к использованию современных воспитательных технологий формирования у обучающихся духовных, нравственных ценностей и гражданственности (ПК-6); готов к планированию мероприятий по социальной профилактике обучаемых (ПК-7); готов к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочего (специалиста) (ПК-8); готов к формированию у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию (ПК-9); готов к использованию концепций и моделей образовательных систем в мировой и отечественной педагогической практике (ПК-10). Научно-исследовательская: способен организовывать учебно-исследовательскую работу обучающихся (ПК-11); готов к участию в исследованиях проблем возникающим в процессе подготовки рабочих (специалистов) (ПК-12); готов к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач (ПК-13); готов к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке рабочих (специалистов) (ПК-14). Образовательно-проектировочная деятельность: способен прогнозировать результаты профессионально-педагогической деятельности (ПК-15); способен проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих (специалистов) (ПК-16); способен проектировать и применять индивидуализированные, деятельностно и личностно ориентированные технологии и методики обучения рабочих (специалистов) (ПК-17); способен проектировать пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности (ПК-18); готов к проектированию комплекса учебно-профессиональных целей, задач (ПК-19); готов к конструированию содержания учебного материала по общепрофессиональной и специальной подготовке рабочих (специалистов) (ПК-20); готов к разработке, анализу и корректировке учебно-программной документации подготовки рабочих, специалистов (ПК-21); готов к проектированию, применению комплекса дидактических средств при подготовке рабочих (ПК-22); готов к проектированию форм, методов и средств контроля результатов подготовки рабочих (специалистов) в образовательном процессе (ПК-23). Организационно-технологическая деятельность: способен организовывать учебно-производственный(профессиональный) процесс через производительный труд (ПК-24); способен организовывать и контролировать технологический процесс в учебных мастерских, организациях и предприятиях (ПК-25); готов к анализу и организации экономической, хозяйственно-правовой деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях (ПК-26); готов к организации образовательного процесса с применением интерактивных, эффективных технологий подготовки рабочих (специалистов) (ПК-27); готов к конструированию, эксплуатации и техническому обслуживанию учебно-технологической среды для практической подготовки рабочих (специалистов) (ПК-28); готов к адаптации, корректировке и использованию технологий в профессионально-педагогической деятельности (ПК-29); готов к организации деятельности обучающихся по сбору портфеля свидетельств образовательных и профессиональных достижений (ПК-30). Обучение по рабочей профессии: способен использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности) (ПК-31); способен выполнять работы соответствующего квалификационного уровня (ПК-32); готов к повышению производительности труда и качества продукции, экономии ресурсов и безопасности (ПК-33); готов к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня (ПК-34); готов к организации и обслуживанию рабочего места в соответствии с современными требованиями эргономики (ПК-35); готов к производительному труду (ПК-36). Цель экзамена: оценить профессиональную компетентность бакалавра профессионального обучения как совокупность его умений осознанно использовать личностно присвоенные в процессе обучения и воспитания профессиональные ценности, знания , отношения, опыт профессиональной деятельности (умения и навыки) для решения разнообразных проблем (задач) , возникающих в реальной педагогической практике. Программа Государственного экзамена регламентируется следующими Нормативными документами :
Содержание государственного экзамена отражает в единстве содержательный и функциональные аспекты профессионально-педагогической подготовки бакалавра профессионального обучения. На государственном экзамене в содержательном аспекте должен продемонстрировать: Понимание: - особенностей современного социально-экономического состояния общества и опосредованного им социального заказа к сфере образования, зафикцированного в Законе РФ «Об образовании»; - ведущих идей «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»; «Концепции профильного обучения» в том числе организации предпрофильной подготовки в основной школе; роли технологического образования в их реализации; - гуманистической образовательной парадигмы и личностное ее принятие. Умение: - проектировать учебно-воспитательный процесс и взаимоотношения с его субъектами на гуманитарной основе; - учитывать в учебно-воспитательном процессе технологические, половозрастные, психофизиологические особенности обучаемых; - осуществлять анализ педагогического опыта, делать обоснованный выбор идей и теоретических оснований; - обоснованно ставить цель и задачи, отбирать оптимальную педагогическую информацию (содержание) и оптимальные средства педагогической коммуникации ( методы, приемы, дидактические средства, формы организации взаимодействия с субъектами учебно-воспитательного процесса; - использовать различные виды педагогической диагностики и критерии оценки результативности и эффективности учебно-воспитательного процесса; - проектировать и конструировать вариативные и инвариативные занятия как элементы учебной программы, деятельность кружков и творческих объединений обучающихся, внеклассные учебно-воспитательные мероприятия в рамках образовательной области «Технология»; - учитывать требования к организации безопасной деятельности обучающихся, сохранению их здоровья в учебно-воспитательном процессе; - соблюдать все права участников учебно-воспитательного процесса. Функциональный аспект решения конкретной педагогической проблемы (задачи) требует от студента продемонстрировать на экзамене: - понимание современных требований к профессионально-педагогической деятельности, к педагогическому общению и личностному качеству педагога; - понимание правовых основ образования (Закона РФ «Об образовании»; - использование нормативно-правовой базы технологического образования – ( цели подготовки; Базисного учебного плана; перечня минимальных требовании к содержанию образования и др.) при организации учебно-воспитательного процесса; - использование системы методов и приемов для оптимального согласования индивидуальности обучающегося с его образовательным маршрутом и возможностью дальнейшего профессионального самоопределения; - умение осуществлять диагностику обученности и воспитанности обучающихся на разных этапах технологического образования. Программа по методике профессионального обучения. 1. Историко-педагогический обзор развития профессионального образования в России и за рубежом. 2. Методика профессионального образования как отрасль педагогической науки. Учебные задачи курса. Связь с другими предметами. 3. Теоретико-методологические основы профессионального образования. 4. Общая характеристика профессионально-педагогической деятельности и требования к личности педагога профессионального обучения. 5. Сущность, задачи и характеристика общего, политехнического и специального профессионального обучения. 6. Закономерности и принципы профессиональной педагогики. Пути их реализации. 7. Системы профессионального обучения и их характеристики. 8. Содержание профессионального обучения: компоненты и их характеристика. 9. Методы профессионального обучения. 10. Формы организации профессионального обучения. 11. Средства профессионального обучения. 12. Педагогические технологии в профессиональном обучении. 13. Контроль качества теоретического и практического обучения: сущность, задачи и требования. 14. Методика подготовки и проведения практических и лабораторных работ в системе профессионального образования. 15. Производственная практика в системе профессионального обучения. 16. Подготовка педагога профессионального обучения к проведению занятия: перспективное и текущее планирование. 17. Педагогическое, правовое и материальное обеспечение профессионального образования. 18. Нормативы материального, гигиенического и трудоохранного обеспечения занятий в профессиональном образовании. 19. Научные основы построения программ профессионального образования. Возможности педагога в их интерпретации. 20. Тенденции и перспективы развития начального и среднего профессионального образования в Российской Федерации. 21. Содержание и особенности дополнительного профессионального образования. 22. Преемственность и межпредметные связи в профессиональном обучении. 23. Профессиональное самоопределение учащихся: цели и содержание. 24. Сущность и содержание процесса воспитания в учреждении профессионального образования. 25. Современные концепции и подходы воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении. 26. Закономерности и принципы профессионального воспитания. 27. Методы и формы воспитания в профессиональном образовании. 28. Организация воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении. 29. Мониторинг профессионального образовательного процесса и профессиональное развитие личности. 30. Проектные технологии в профессиональном образовании. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература: 1.Батышев С.Я. Подготовка рабочих-профессионалов / Рос. акад. образования; Ассоц. "Профессиональное образование". - М, 1995. - 246 с. 2.Батышев С.Я. Профессиональная педагогика. Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Ассоциация "Профессиональное образование", 1999. - 904 с. 3.Жученко А.А., Романцев Г.М., Ткаченко Е.В. Профессионально-педагогическое образование России. Организация и содержание. -Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. - 234 с. 4.Иващенко А.В. Формирование и развитие личности. - М.: Изд-во МНЭГУ, 1996 г. - 68 с. 5.Кустов Ю.А. Преемственность профессиональной подготовки молодежи в профтехучилищах и вузах. - Саратов; Изд-во Сарат. ун-та, 1990.-159 с. 10.Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М.: Высш. шк., 1991. - 224 с. 6..Осипова И.В., Тарасюк О.В., Осколкова Ю.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность: Учеб. пособие. Москва: Из-во МГИУ. 2007. - 203с. 7..Психология становления педагога профессиональной школы / Под ред. Э.Ф. Зеера. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. - 148 с. 8..Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. - М.: ЛОГОС, 1999. - 272 с. 9.. Профессионально-педагогические понятия: Слов. / Сост. Г.М. Романцев, В.А. Федоров, И.В. Осигюва, О.В. Тарасюк; Под ред. Г.М. Романцева. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. - 456с. 10. Теория и практика профессионально-педагогического образования [Текст]: коллектив. Моногр./ под ред. Г.М. Романцева. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2007. Т. 1. 305с. 11.Самородский П. С, Симоненко В. Д., Ретивых М. В. Общая методика профессионального обучения: Учебно-методическое пособие для студентов специальности "Профессиональное обучение". - Брянск: Издательство БГУ, 2002. - 188 с. Дополнительная литература: 1..Аванесов B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. - М., 1988. -193 с. 2.Челышкова М.Б. Разработка педагогических тестов на основе современных математических моделей. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. - 32 с. 3.Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. – М., 1991. – 33с. 4.Самородский П.С. Дидактическая система конструкторско-технологической подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства. - Брянск: Издательство БГПУ, 2000 - 230 с. ' 5. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 36 с. 6.Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. - М.: Просвещение, 1976. - 160 с. 7. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 480 с. 8. Методика обучения технологии. Книга для учителя./ под. ред. Симоненко В.Д. - Брянск - Ишим: - ИГПИ, НМЦ «Технология», 1998. - 296 с. 9. Никитин Г.А. Лабораторные и лабораторно- практические работы по МПТиП: Учеб. пос. - Чебоксары: ЧГПУ им. И,Я. Яковлева, 2003. - 33 с. 10. Программы средних общеобразовательных учреждений, трудовое обучение. Технология 1-4 классы, 5-11 класса/ под ред. Хотунцева Ю.Л., Симоненко В.Д., - М.: «Просвещение», 2005. - 240 с. 11. Самородский П.С.,Симоненко В. Д., Ретивых М.В. Общая методика профессионального обучения: Учебно-методическое.пособие для студ. спец-сти «Профессиональное обучение». - Брянск - изд-во БГУ, 2002. - 188 с. 12. Сапожников В.В. Методика обучения технологии. Практикум: Учеб. пособие. - Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2006. - 263 с. 13. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография / Под ред. П.И. Третьякова. - М.: Новая школа, 2001. - 352 с. 14. Шашина В.П. Методика игрового общения / В.П. Шашина - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 288 с. 15. Алехина И. В. и др. Самоменеджмент в деятельности учителя. - Брянск, 1995. - 64 с. 16.Ю.Атутов П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников. М.: Педагогика, 1976. - 192 с. \\.Атутов П. Р., Поляков В. А.. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. М.: Просвещение, 1985. - 128 с. 17. Дидактика технологического образования: Кн. для учителя. Часть 1./ Под ред. П.Р. Атутова. - М.: ИОСО РАО,1997.-230с. 18. Дидактика технологического образования: Кн. для учителя. Часть 1.1 Под ред. П.Р. Атутова. - М.: ИОСО РАО, 1998.-176 с. 19. Бронников Н.Л., Матяш Н. В., Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся 6 класса технологии / Под ред. В.Д. Симоненко. - Брянск: Изд. Брянского госуниверситета, 2002. - 140с. 20. Богатырев А,Н., Коптелов А. В., Некрасова Г.Н. Учителю технологии (трудового обучения) о современных информационных технологиях: Учебное.пособие. - Киров: - изд-во ВПГУ, 1998. - 124 с. 21. Волков Г.Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании . - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1965.-59 с. 22. Волков Г.Н. Трудовые традиции чувашского народа: этнопедагогический очерк. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1970.-95 с. 18. Волков Г.Н. Чувашская этнопедагогика. - Чебоксары: Б.И., 2004. - 488 с. 23.Гуревич М.И. Директору школы об образовательной области «Технология». - Нижний Новгород, 1999. – 94 с. 24. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»: Кн. для учителя / И.П. Арефьев, Т.В. Васильева, А.Я. Журкина и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой- М.: Просвещение, 1998. - 112 с. 25. Загвязинский А И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 208 с. 26. Занятия по техническому труду в школьных мастерских 4-6 кл. М., 1971. 23. Занятия по техническому труду в школьных мастерских. Метод разработки. - М., 1972. 27. Занятия по трудовому обучения 5 класс/ Под ред Д.А. Тхоржевского. М.: Просвещение, 1989. - 154 с. (металл, древесина, эл./тех. работы). 28. Занятия по трудовому обучению 6-7 кл. М.: Просвещение, 1990. - 146 с. 29. Кальней В.А. и др. Основы методики трудового и профессионального обучения. М.: Просвещение, 1987. - 164с. 30. Коджаспирова Г.М.,Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования Учеб.пособие для студ. высш. пед. Учеб. заведений. — М.: Академия, 2002. - 256 с. 31. Кругликов Г.И., Сгшоненко В.Д. Технология творчества: Книга для учащихся. - Курск: изд-во КГПУ, 1995,-188с. 32. Кругликов Г.И.., Симоненко В.Д, Цырлин М.Д.. Основы профессионального творчества.: Учебное пособие, Курск: КПТУ 1995. - 390 с. 31. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д. Методика обучения старшеклассников творческой деятельности: Учеб.- метод. пособие для студ. ТЭФ педвузов. - Изд-во Курского госпедуниверситета, 1998. - 321 с. 32. Кузнецов М.Е. Личностно-ориентированное обучение школьников / Под ред. В.Д. Симоненко. Брянск: БГПУ им. И.Г. Петровского, НМЦ «Технология», 1999. -94с. 33. Курина В.А.,Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся черчению (графике. Курс лекций и практические занятия. - Брянск - изд-во БГПУ им. И.,Г. Петровского, 1998.-190 с. 34. Ливицкая Л.В. и др. Занятия по трудовому обучению 6-7 кл. М., 1992. (ткань, кулинария, ремонт и эл./тех. работы) 35. Лында А.С. Методика трудового обучения: Учеб. нос. для ст. пед. ин—тов по спец-сти «Общетехнические дисциплины и труд». М.: Просвещение, 1977. - 232 с. 36. Масленников М.М. Охрана труда при оборудовании и эксплуатации учебных кабинетов образовательных учреждений: Методические рекомендации. — Ульяновск: ИПКПРО, 1999.-44 с. 37. Мезенева О.В\ Пропедевтический курс графики в образовательной области «Технология»: Программа для уч-ся 2-6 кл ООШ. Самара: Самарский ОИПК и ПРО, 1997. - 19с. 38. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»: кн. для учителя / С.Н. Чистякова, И.А. Умовская и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной. - М.: Просвещение, 1999. - 112с. 39. Никитин В.А. Формирование технологической культуры у будущих учителей технологии и предпринимательства в условиях гуманизации образования: Монография. - Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И.Я. Яковлева, 2006. - 195 с. 40. Никитин Г.А. Эстетический аспект трудового обучения в Симбирской чувашской учительской школе: Монография. - Чебоксары: Чув. РИО, 2000. - 111 с. 41. Никитин Г.А. Этноэстетика в трудовой подготовке детей: Учебно-метод. пособие. - Чебоксары: Чув. РИО, 2000.-120 с. 42. Никитин Г.А. Лепка на основе этноэстетики: Учеб. пособие. - Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И.Я. Яковлева, 2005. - 91 с. 43. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии / автор составитель Казакович В.М. и др. - М.: Дрофа, 2000. - 256 с 44. Павлова М.Б., Питт Дж. Образовательная область «Технология»: Теоретические подходы и методические рекомендации. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998.- 96 с. 45. Решетников П. Е. Нетрадиционная система подготовки учителей: Рождение мастера: Кн. для преподават. высш. и средн. пед. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 304 с. - (Педагогическая мастерская). 46. Самородский П.С., Симоненко В. Д., Ретивых М.В. Общая методика профессионального обучения: Учебно-методическое.пособие для студ. спец-сти «Профессиональное обучение». - Брянск - изд-во БГУ, 2002. - 188 с. 47. Симоненко В.Д., Ретивых М.В., Волохова Е.Д. Профессиональное самоопределение, школьников: Учеб. пособие. - Брянск: БГПИ, 1997. - 100 с. 48. Симоненко В.Д. Основы домашней экономики. - Брянск, 1996.- 98с. 49. Симоненко В.Д., Курина В.А. Методика обучения учащихся черчению (графике). Курс лекций и практические занятия. - Брянск: БГПУ им. И.Г. Петровского, 1997.-190с. 50. Симоненко В.Д., Фомин Н.В. Методика обучения учащихся экономики и предпринимательству. Учебно-методическое пособие. - Брянск: Изд. Брянского педуниверситета, 1998. - 136 с. 51. Симоненко В.Д., Ретивых М.В., Матяш Н.В. Технологическое образование школьников. Теоретико-методологическое аспекты. Книга для учителя. - Брянск: БГПУ им И.Г, Петровского, НМЦ «Технология» 1999. -230 с. 52. Симоненко В.Д. Основы технологической культуры . - М.: Вентана Графф, 1998. - 268 с. 53. Симоненко В.Д. Основы технологической культуры 10-11 кл. - Брянск, 1998. - 268 с. 54. Симоненко В.Д. Основы технологической культуры: Учебник для учащихся 10-11 кл. ООШ, гимназий, лицеев.- М.: Вентана Графф, 2001. - 176 с. 55. Скок Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. пособие для преподавателей / Отв. ред. Ю.Д. Кудрявцев. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 102 с. 56. Спирин Л.Ф., Зайцев Е.С. Трудовое воспитание в сельской школе. М., 1979. - 164 с. 57. Тихонов А.С., Симоненко В.Д. Естественнонаучные основы технологического образования школьников. - Брянск: БГПУ им. И.Г. Петровского, НМЦ «Технология», 2000.-261 с. 58. Трудовое обучение, воспитание и профессиональная ориентация учащейся молодежи в условиях пересторйки системы народного образования, в 2 ч. - Чебоксары, 1990 (тезисы). 59. Трудовая подготовка школьников в СССР и СФРЮ / Андриянов П.Н. - М.: Просвещение, 1985. - 325 с. 60. Тучкова Т. У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя - М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2003. - 64 с. 61. Универсальный словарь иностранных слов русского языка. - М.: Вече, 2000. - 688 с. 62.Долженко О.В., Шатуновский В.Л. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе: Метод пособие. - М.: Высш. шк., 1990.-191 с. 63.Маленко А.Т. Воспитание инженера-педагога: Учебн.-метод, пособие. -М.: Высш. шк. 1986. 64.Мижериков В.А. Введение в педагогическую профессию: учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 1999 . - 288 с. 65.Рогинский В.М. Азбука педагогического труда. - М: Высш. шк., 1990. 66Романцев Г.М. Теоретические основы высшего рабочего образования. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. - 333 с. 67.Скакун В.А. Введение в профессию мастера производственного обучения СПТУ: Метод, пособие // ВНМЦ профессионального обучения молодежи. - М., 1988. 68.Федоров В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика. - Екатеринбург Изд.-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. 69. Федотов В.А. Введение в профессионально-педагогическую специальность (экономика и управление). Учебное пособие. Екатеринбург: Из-во РГППУ, 2003.-196с. 70. . Буров В.П., Морошкин О.К., Новиков О.К. Бизнес – план. Методика составления. Реальный пример. М.: Изд. ЦИПКК АП – Отраслевая библиотека «Технический прогресс и повышение квалификации кадров в авиационной промышленности», 0995. – 88 с. Программа по экономическим дисциплинам 1. Классический рынок: сущность, функции. 2. Закон спроса и предложения – основной закон рыночной экономики. 3. Поведение потребителей в условиях рыночного хозяйства. 4. Поведение производителей в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. 5. Образовательные услуги и их роль в экономическом развитии общества. 6. Рынок образовательных услуг: структура, тенденции развития. 7. Предпринимательская деятельность образовательных учреждений. 8. Платные услуги образовательных учреждений. 9. Нормативно-правовая база осуществления предпринимательской деятельности образовательных учреждений. 10. Разработка бизнес-плана образовательного учреждения. 11. Понятие менеджмента. Эволюция менеджмента как научной дисциплины. 12. Организация как объект управления. Понятие и сущность организации. 13. Процесс стратегического планирования в организации (СВОТ-анализ). 14. Управление персоналом в организации. Кадровое планирование. Мотивация труда персонала. 15. Налоги в экономической системе общества. Налоговая система Российской Федерации. 16. Классификация налогов. Виды налогов и сборов взимаемых в Российской Федерации. 17. Финансовая система в Российской Федерации. Бюджет и внебюджетные фонды. 18. Сущность, функции и виды денег. Денежное обращение. 19. Понятие о хозяйственном учете, его виды. Измерители, применяемые в бухгалтерском учете. 20. Бухгалтерский баланс. Структура бухгалтерского баланса. 21.Понятие маркетинга. Роль маркетинга в современной жизни. 22. Маркетинговая среда организации. 23. Государственная поддержка малого предпринимательства. Проблемы малого бизнеса в России. 24. Экономика образования как наука и учебная дисциплина. 25. Глобальные экономические проблемы конца ХХ - начала ХХI века. 26. Национальные и международные стандарты в регулировании социально-трудовых отношений. 27. Рынок труда: сущность, основные компоненты, виды и модели. 28. Основные показатели статистики государственных финансов. 29. Предмет, метод и задачи статистики. Организация статистики в Российской Федерации. 30. Экономические учения ХХ века. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература:
5. Гражданский Кодекс РФ Дополнительная литература: 1. Черняк В.З. Бизнес - планирование. Учебник для вузов. М., ЮНИТИ, 2002. – 470 с. 2. Маркетинг. Учебник (под. ред. Э.А.Уткина); Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: - М., Изд – во ЭКМОС, 1998. – 320 с. 3.. Амблер, Тим. Практический маркетинг (Перевод с англ. под ред. Ю.Н. Кантуревского. СПб.: Изд – во «Питер»;1999. – 400с.73 4.. Каталог продукции и услуг предприятий и организаций республики Марий – Эл. 2006-2007г. Йошкар - Ола, Мин - во эконом. развития, пром - ти и торговли республики Марий – Эл,2007г. -149 с. 5. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2002.-192 с. 6..Аванесов B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. - М., 1988. -193 с. 7.Челышкова М.Б. Разработка педагогических тестов на основе современных математических моделей. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. - 32 с. Программа по дисциплине «Менеджмент» 1 . Сущность менеджмента, его предмет и метод. Менеджмент в системе экономических дисциплин. 2. Основные разновидности менеджмента. Особенности современного менеджмента. 3. Менеджмент как управляющая подсистема организации 4. Компоненты процессов менеджмента. Закономерности и принципы менеджмента 5. Понятие, сущность и классификация методов менеджмента 6. . Содержание и типы организационных структур управления . 7. Маркетинг как метод управления. Планирование 8. Финансовый метод управления 9. .Характеристики модели личности менеджера. Проектирование оптимальной модели личности менеджера 10. Методика принятия решений в условиях риска и неопределенности 11. Информационно-компьютерная поддержка управленческих решений. Принципиальные положения 12. Моделирование управленческих решений 13. Управление инновациями.. Организация инновационного менеджмента 14. Этическая роль менеджеров в организации. Этический кодекс корпорации 15. Производительность, качество и эффективность управленческого труда 16. Экономические и психофизиологические (эргономические) факторы эффективности труда 17. Причины несостоятельности отечественных предприятий 18. Система антикризисного менеджмента 19. Методы сглаживания негативных тенденций в развитии предприятий 20. Налоговая политика.. Эффективность управления налоговой системой 21. Типы организаций по воздействию с внешней средой 22. Типы организаций по взаимодействию подразделений. 23. Типы организаций по взаимодействию с человеком 24. Контроллинг.. Системное информационно-управляющее обеспечение контроля и контроллинга. 25. Власть, влияние и лидерство.. Стили руководства 26. Основы лидерства.. Традиционные концепции лидерства 27. Правила эффективного менеджмента.. Управление конфликтами 28. «Усилители» менеджера.. Кодекс чести делового человека 29. Хартия основных социальных прав трудящихся 30. Этический кодекс предпринимателя. Сто советов предпринимателю. Учебно-методическое обеспечение программы Основная литература
Дополнительная литература Васильченко Н.Г. Современная система управления предприятием. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2003. Вачугов Д.Д Основы менеджмента: учеб. для вузов. / Березкина Т.Е., Кислякова Н.А. и др.; под ред. Д.Д. Вачугова - М.: Высш. шк., 2002 Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. – М.: Проспект, 2007. (гриф МО РФ) Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Пер. с англ. – М.: Дело, 1991г. .Гладков И.С. Менеджмент: Учебное пособие. -М.: Изд.-торг.корпорация «Дашков и К», 2003. .Глухов В.В. Менеджмент: Учебник. – СПб.: Спец. лит. 1999, 2002. Дафт Р.Л. Менеджмент – СПб.: Издательство «Питер», 2000г. Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы: Пер. с англ. – М.: СП «Бук Чембер Интернешнл», 1992. Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов – М.: Центр, 2000г. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента:учеб.пособие для вузов. - Мн: Новое знание, 2002 Гриф МО Казанцев А.К. Основы менеджмента. Практикум: Учеб. пособие. / Маликов В.И., Серова Л.С. - М.: ИНФРА-М, 2002 Казанцев А.К., Подлесных В.И., Серова Л.С. Практический менеджмент: В деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1998г. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. - М.: Изд.гр. НОРМА-ИНФРА, 1999г. Менеджмент / под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой/ - М.: ЮНИТИ, 1998. .Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.:Дело,2002г. Огарков А.А. Управление организацией: Учебник. – М.: Эксмо, 2006 Организационное управление./Под ред. Н.И.Архипова, В.В. Кульба и др. – М.: «Издательство ПРИОР», 1998. Поршнев А.Г. Управление организацией: Учебник / Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. – М.: ИНФРА-М, 2008. (гриф) Русинов Ф.М., Никулин Л.Ф., Фаткин Л.В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений. – Уч. пособие. - М.:ИНФРА-М, 1996г. Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г.Лапусты – М.:ИНФРА-М, 1996г. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации: Учебник. – М.: ИНФРА-М,2002. Тихонравов Ю.В. Теория управления. Учебный курс. –М.:Вестник, 1997г. Тренев Н.И. Предприятие и его структура: Диагностика. Управление. Оздоровление. –М.: Издательство ПРИОР , 2002. Управление организацией /Под ред. А.Г.Поршнева и др. – М.: ИНФРА-М,2002. Уткин Э.А. История менеджмента. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: Издательство ЭКМОС, 1997г. Яккока Ли. Карьера менеджера: Пер. с англ./ Под ред.С.Ю.Медведкова.-М.: Прогресс, 1990. Периодические изданияРоссийская газета Российский экономический журнал Международный журнал «Проблемы теории и практики управления» Журнал «Менеджмент в России и за рубежом» Журнал «Менеджмент сегодня» Журнал «Экономика образования» Ресурсы интернет |
Инструкция по заполнению «паспорта кафедры» «Паспорт кафедры» отражает результаты деятельности кафедры только за текущий учебный год, то есть за период с 01 сентября по 30 июня.... |
Должностная инструкция ассистента кафедры На должность ассистента кафедры назначается лицо, имеющее высшее образование по профилю кафедры или высшее образование и стаж практической... |
||
Кабардино-балкарский государственный Ординаторы работают в соответствии с индивидуальным планом в различных отделениях базы кафедры. Ординаторы непосредственно подчиняются... |
Кабардино-балкарский государственный Ординаторы работают в соответствии с индивидуальным планом в различных отделениях базы кафедры. Ординаторы непосредственно подчиняются... |
||
Решение суда, законная сила, закон, правоприменительный акт, законодательство,... Хорунжий С. Н., преподаватель кафедры гражданского права и процесса Воронежского государственного университета, к ю н |
Отчет о самообследовании кафедры «Детские инфекционные болезни» Организационно-правовое обеспечение деятельности кафедры детских инфекционных болезней |
||
Решение кафедры Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования бакалавры образования по... |
Программа кандидатского экзамена 14. 04. 02 Программа рассмотрена и одобрена на совместном заседании кафедры хтоса и кафедры ахсмк |
||
В. И. Меленчук канд геогр., доцент кафедры географии Калужского государственного... Печатается по решению кафедры естественнонаучных и математических дисциплин филиала сзагс в г. Калуге |
Учебно-методический комплекс дисциплины Рецензенты: Гафаров Р. М., кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы мгпу, Суханова О. В., к фил н., доцент кафедры... |
||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Авторы программы: к э н., доцент кафедры стратегического менеджмента Е. И. Бабенко, преподаватель кафедры стратегического менеджмента... |
Посвящается моей любимой жене Ирине Ефимовне Головенченко Г. Ф. Кривда, доктор мед наук, доцент кафедры семейной медицины и общей практики огму а. А. Свирский; канд мед наук, доцент кафедры... |
||
Учебное пособие Утверждено в качестве учебного пособия учебно-методическим... Учебное пособие предназначено для граждан обучающихся на военной кафедре по программе подготовки офицеров запаса вус 121000, 121203.... |
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Мы, нижеподписавшиеся, заведующая кафедрой М. И. Смирнова, заместитель заведующего кафедрой В. Ю. Петров и доцент кафедры В. Н. Днепрова,... |
||
Руководство дипломной работой студента 5-го курса 26 часов При этом рецензирование в нагрузку по понятным причинам не включается. Включено ли руководство в Вашу нагрузку, Вы можете уточнить... |
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Психологические науки», по профилю «Медицинская психология» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры общей психологии,... |
Поиск |