Скачать 3.02 Mb.
|
4.3.7 Оценка рисков реализации плана развития минерально-сырьевых ресурсов Камчатского края При реализации инвестиционных проектов развития минерально-сырьевой базы Камчатского края необходимо учитывать вероятность воздействия рисков, традиционных для всех инвестиционных проектов Российской Федерации. Основные из них:
Организационно правовые. Эти риски задаются отсутствием в Камчатском крае законодательства в сфере развития минерально-сырьевых ресурсов и в сфере государственно-частного партнерства. Для его минимизации планируется принять соответствующие нормативно-правовые документы. Серьезный риск связан с отсутствием практики разграничения ответственности между инвестором и государством за нереализацию проекта. Неисполнение условий лицензионных соглашений, наблюдающееся в Камчатском крае, вызвано именно срабатыванием этого риска. Для исключения подобных ситуаций в будущем, при старте инвестиционного проекта необходимо планировать разработку и внедрение матрицы рисков как обязательного условия заключения лицензионного соглашения. Матрица рисков – традиционный для мировой практики инструмент реализации инвестиционных соглашений, предполагающий составление детального плана работ по реализации инвестиционного проекта с описанием возможных рисков, возникающих на каждом этапе и определением ответственных за возмещение этих рисков. Формат матрицы рисков представлен в таблице. 4.3.7.1 Таблица 4.3.7.1 – Матрица рисков
Административно-управленческие. Сложный вопрос реализации инвестиционных проектов – это множественность ответственных исполнителей со стороны государства. Ситуация осложняется тем, что государство время от времени совершает административные преобразования на федеральном уровне, передавая полномочия в сфере управления природными ресурсами от одного министерства к другому, преобразовывая Агентства в Госкорпорации и так далее. Для минимизации этого риска на уровне Правительства Камчатского края Комиссия по устойчивому развитию края должна осуществлять мониторинг реализации всех инвестиционных проектов Камчатского края и разработку предложений по оперативному продвижению Стратегии. При отсутствии механизмов эффективной борьбы с рисками административных издержек и коррупционных схем реализация проектов с максимальным мультипликативным эффектом для горнодобывающей отрасли может оказаться бесполезной. Отраслевые. Деятельность, связанная с разведкой, добычей и переработкой природных ресурсов, сопряжена со специфическими рисками: геологическими, геотехническими, сейсмическими факторами, техническими сбоями на производстве, нежелательными воздействиями на окружающую среду. Наиболее значимые из них следующие: - разведка и добыча природных ресурсов связана с высоким уровнем риска. Сведения о запасах, прогнозных ресурсах носят оценочный характер. Полной гарантии их извлечения и использования в оцененных объемах нет. Эти оценки могут быть пересмотрены (при более низком качестве руд, снижении цен на металлы и др.); - падение цены на сырье ниже себестоимости производства, нестабильность валютных рынков и рынков ценных бумаг. К финансовым рискам относятся ценовые, связанные с влиянием переоценки открытых позиций по реализуемой продукции, негативное значение инфляции на финансово-экономическую деятельность действующих предприятий. Макроэкономические и социально-экономические. С точки зрения макроэкономики Россия в целом достаточно стабильная страна, но высокая инфляция оказывает существенное влияние на реализацию инвестиционных проектов. По некоторым группам товаров и услуг инфляция в Камчатском крае достигает 30% в год. Прежде всего, это касается продукции промышленности, стройматериалов, услуг инжинирингово-строительных компаний. В связи с этим, велик риск, что реальная сумма капиталовложений, которые потребуются для реализации инвестиционных проектов, будет заметно выше первоначально заявленной. Слаборазвитая инфраструктура – реальный риск для развития горнодобывающей промышленности края. Серьезный риск содержится в несоответствии трудовых ресурсов края потребностям горнодобывающей промышленности. Для его минимизации необходимо развитие профильного образования, либерализация миграционной политики, стимулирование процесса создания нового жилья, жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры. Сами инвесторы могут минимизировать риск, закладывая в проект трудосберегающие технологии и предусматривая высокую производительность труда. Одним из самых серьезных социальных рисков является создание «поселков одного предприятия». Так как средняя продолжительность отработки золоторудных месторождений составляет 10–15 лет, то необходимо еще на стадии проектирования предусмотреть необходимость решения социальных задач (переселение, переобучение и т.д.) после отработки объекта. Для минимизации этих рисков нужно организовывать постоянное проживание работников ГОКов в уже существующих поселках. Эти поселки являются центральными населенными пунктами кластера. Предполагается, что проживающие в них работники будут «перетекать» с одного ГОКа на другой. Проектные и технологические. Наиболее существенным риском является несоблюдение требований проекта и ошибки на этапе строительства, которые приводят к авариям, обрушениям и катастрофам, ущерб от которых может нанести непоправимые потери, как самому инвестиционному проекту, так и окружающей среде. Для минимизации риска предусматриваются меры по контролю качества строительной и эксплуатационной работы, в том числе использование независимых экспертов. Экологические. Одним из рисков является угроза нарушения равновесия экосистем на территории реализации инвестиционного проекта. Экологическая опасность обусловливается воздействием следующих факторов:
Камчатский край в экологическом отношении является одним из самых ранимых регионов России. Поэтому, органы государственной власти проводят предпроектную и проектную оценку воздействия на окружающую среду, включая биоресурсы, организуют общественные слушания при угрозах влияния предприятия на население или при вторжении в процессе деятельности в интересы населения. Для ГОКов, граничащих с особо охраняемыми природными территориями, предусматривается проведение исследований ожидаемых изменений по зонам непосредственного технологического воздействия и диффузного воздействия, то есть воздействия опосредованного или ослабленного расстоянием, или природными преградами. Особое внимание должно быть уделено разработке планов управления отходами, в первую очередь, в части размещения отходов производства и потребления, затратам на рекультивацию. При этом предусмотреть:
Предусмотреть комплекс работ по минимизации последствий хозяйственной деятельности на животный и растительный мир. Он должен включать ряд мероприятий:
Комплекс мероприятий по предотвращению и контролю загрязнения окружающей среды должен включать:
Предусмотреть комплекс мероприятий по предотвращению, контролю, ликвидации последствий аварийных ситуаций и организации промышленной безопасности. Он включает:
Все без исключения горнопромышленные предприятия представляют потенциальную опасность для природы Камчатки (таблица 4.3.7.2). Таблица 4.3.7.2 – Экологические аспекты воздействия на окружающую среду горнорудных предприятий
|
4 7 Оценка рисков реализации плана развития минерально-сырьевых ресурсов Камчатского края При реализации инвестиционных проектов развития минерально-сырьевой базы Камчатского края необходимо учитывать вероятность воздействия... |
Правительство камчатского края постановление В соответствии с Постановлением Правительства Камчатского края от 7 июня 2013 г. N 235-п "Об утверждении порядка принятия решений... |
||
Должностной регламент Должность начальника отдела гидрогеологии и регулирования водопользования Управления минерально-сырьевых и водных ресурсов Министерства... |
Камчатского края Камчатского края от 30. 06. 2016 №718-п «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством социального развития... |
||
Контрольного мероприятия Министерства финансов Камчатского края от 2311. 0510. 201629. 03. 2017 №8618850, п. 20 212 годового перспективного плана контрольных... |
Камчатского края Утвердить Административный регламент предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги... |
||
Камчатского края Утвердить Административный регламент предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги... |
Приказ №134-п г. Петропавловск-Камчатский «15» февраля 2017 года... «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», в рамках полномочий, определенных постановлением Правительства... |
||
Приказ №134-п г. Петропавловск-Камчатский «15» февраля 2017 года... «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», в рамках полномочий, определенных постановлением Правительства... |
Инструкция для разработчиков проектов нпа камчатского края по работе... Уполномоченный орган Агентство инвестиций и предпринимательства Камчатского края |
||
Камчатского края Авления государственных и муниципальных услуг», Постановлением Правительства Камчатского края от 05. 08. 2011 года №321-п «Об утверждении... |
Камчатского края Нистративного регламента предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по предоставлению... |
||
Камчатского края Ный регламент предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по назначению ежемесячной... |
Камчатского края Нистративного регламента предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по предоставлению... |
||
Отчет об итогах деятельности Министерства специальных программ и... Камчатского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Правительства Камчатского края от 03.... |
Регламент выявления инцидентов и реагирования на них ... |
Поиск |