Скачать 364.24 Kb.
|
На правах рукописи Гришин Алексей Фёдорович ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ПОДВОДНОЙ ОХОТЕ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук Майкоп – 2009 Работа выполнена в Институте физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор А.М. Доронин. Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Л.С. Дворкин; кандидат педагогических наук, доцент Л.К. Федякина. Ведущая организация: Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Защита состоится 9 июня 2009 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.001.01 Адыгейского государственного университета по адресу: 385000, г. Майкоп, ул. Университетская, 208. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке АГУ. Автореферат разослан 7 мая 2009 г. Учёный секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент М.Х. Коджешау ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Подводная охота за последние годы превратилась из экзотического вида досуга в популярный вид активного отдыха жителей населённых пунктов, расположенных вблизи естественных и искусственных водоёмов, в эффективное средство физического воспитания и в вид спорта, имеющий свою классификацию и систему соревнований, включающую регулярные чемпионаты России, Европы и мира (А. Лагутин, 2006; А. Сизов, 2006). Интенсивное развитие подводной охоты в Российской Федерации, несомненно, является следствием роста запросов общества к качеству и эффективности физической и психической рекреации, с одной стороны, и уникальных возможностей подводной охоты, как средства борьбы с последствиями негативного действия гиподинамии и хронического психоэмоционального напряжения, – с другой стороны (Ю. Эль, 2003; А. Лагутин, 2005; В. Виноградов, 2007). Уникальные возможности подводной охоты в этом отношении обусловлены, прежде всего, следующими обстоятельствами: 1) тренировочная и соревновательная деятельность проводится на водоёмах вне крупных населённых пунктов, что обусловливает дыхание чистым воздухом; 2) задержка дыхания при нырянии активизирует деятельность дыхательной системы; 3) тренировочная и соревновательная деятельность осуществляются в воде различной температуры, что лежит в основе закаливающего эффекта занятий подводной охотой; 4) соревновательная деятельность не предъявляет высоких требований к начальному уровню физической подготовленности, что делает подводную охоту доступной большому числу занимающихся. В то же время выраженный рост популярности подводной охоты приводит к повышению требований к эффективности системы подготовки (А. Лагутин, 2005, 2006). Причём названая тенденция характерна не только для спортивной составляющей подводной охоты, но и для её физкультурно-массовой составляющей: в первом случае это даст возможность реализовать основное требование любой спортивной деятельности – стремление к наивысшим результатам, а во втором – позволит в более полной мере реализовать свои возможности каждому занимающемуся, что явится стимулом для продолжения занятий (А. Лагутин, 2005; П. Карбонелл, 2007). Однако система подготовки в подводной охоте в настоящее время находится лишь в начальной стадии формирования. Так, журнал "Мир подводной охоты", публикующий объявления и отчёты о соревнованиях, сведения о клубах и их деятельности, материалы по вопросам организации соревнований, изготовления, приобретения и эксплуатации специального инвентаря, а также информацию о наиболее эффективных способах и приёмах охоты в зависимости от особенностей водоёмов, погоды и видов рыбы и т.п., является, по существу, популярным. Появление в нём в последнее время методических статей по тренировке является, несомненно, значительным шагом вперёд в создании системы подготовки. Однако пока опубликованные в нём материалы носят во многом субъективный характер, построены в виде обмена опытом, в большинстве случаев ориентированы на высококвалифицированных спортсменов. В первую очередь сказанное относится к физической подготовке спортсменов-подводников, находящихся на этапе углубленной тренировки в избранном виде спорта. К сожалению, опыт физической подготовки, накопленный в спортивной тренировке и физическом воспитании (Ю.В. Верхошанский, 1970, 1988; В.М. Зациорский, 1970; Л.С. Дворкин, 1992, 2003, 2005; В.Н. Платонов, 1997; Л.К. Федякина, 1998 и др.), в подводной охоте востребован мало. Остаются невыясненными особенности соревновательной двигательной деятельности в подводной охоте как в плане непосредственного влияния на функционирование важнейших систем организма, так и в плане долгосрочного отставленного эффекта; не определены ведущие физические качества и способности, определяющие успешность соревновательной двигательной деятельности и специфика их проявления в условиях соревнований в подводной охоте. Сказанное позволяет сформулировать противоречие, заключающееся в наличии в практике подводной охоты необходимости в высокоэффективной, научно обоснованной методике физической подготовки, как необходимой составляющей системы подготовки подводных охотников, с одной стороны, и отсутствием объективных знаний об особенностях соревновательной двигательной деятельности, специфике проявления в ней физических качеств и способностей, как естественнонаучной основе такой методики, – с другой стороны. В этой связи проблема исследования заключается в определении специфики оперативного и долговременного воздействия соревновательной двигательной деятельности в подводной охоте на организм спортсменов, выявлении значимых для подводного охотника физических качеств и особенностей их проявления и формировании на этой основе организационных и методических основ физической подготовки в годичном цикле на этапе углубленной тренировки. Есть все основания полагать, что привлечение к процессу создания методики физической подготовки в подводной охоте научных, объективных методов познания действительности позволит значительно ускорить его и на этой основе повысить эффективность подготовки подводных охотников в целом, что и определяет актуальность исследования. Объект исследования. Система подготовки в подводной охоте. Предмет исследования. Методика физической подготовки в подводной охоте в годичном цикле на этапе углубленной тренировки в избранном виде спорта. Целью диссертационного исследования являлось обоснование, разработка и экспериментальное подтверждение эффективности методики физической подготовки в подводной охоте на этапе углубленной тренировки в годичном цикле подготовки. Для достижения цели перед исследованием были поставлены следующие задачи:
Гипотезой исследования являлось предположение о том, что методика физической подготовки подводных охотников в годичном цикле будет эффективной, если при её разработке, наряду с общими принципами физической подготовки в спорте, будут учтены особенности оперативного и долгосрочного воздействия соревновательной двигательной деятельности на организм человека, а также особенности проявления координационных способностей в подводной охоте. Методологическую основу исследования составляют общие философские принципы и подходы, утверждающие целостность, всеобщую связь и развитие явлений природы, общества и человека, и противоречия разного уровня, как движущие силы этого развития, современные представления о материальности окружающего мира, его системности и структурности, единстве социального и биологического в сущности человека, теория вероятностей. Теоретической основой исследования являются теория физической подготовки в спорте и концепция физических (двигательных) качеств В.С. Фарфеля, В.М. Зациорского, А.Д. Новикова, Л.П. Матвеева, В.Н. Платонова, теория периодизации спортивной тренировки Л.П. Матвеева, идеи М.Я. Набатниковой, Р.Е. Мотылянской, Ф.П. Суслова о развитии выносливости, В.И. Ляха и С.В. Голомазова о развитии координационных способностей в спорте, В.В. Кузнецова, А.Н. Воробьёва, Ю.В. Верхошанского, Л.С. Дворкина о развитии силовых способностей у спортсменов различных специализаций, теоретические положения об особенностях подготовки в подводной охоте и фри-дайвинге, изложенные в работах А.В. Потапова, В.Я. Назаркина, А. Лагутина. Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: изучение и анализ научно-методической литературы; педагогические наблюдения; пульсометрия; мониторирование числа, глубины и длительности погружений; тестирование; педагогический эксперимент (описывающий и развивающий); методы математической статистики. Организация исследования. Исследовательская работа проводилась с ноября 2005 по сентябрь 2008 года. С ноября 2005 по июнь 2006 года были осуществлены анализ источников литературы по теме исследования. Это позволило выявить проблему, побудившую продолжить исследования, сформулировать гипотезу, объект и предмет исследования, поставить цель и задачи работы, спланировать основные этапы работы. На втором этапе (в мае-июле 2006 года) был проведён первый констатирующий педагогический эксперимент, в котором прямо определялись особенности воздействия соревновательной деятельности в подводной охоте на деятельность сердечно-сосудистой системы спортсмена. В эксперименте приняли участие 12 спортсменов, имеющих квалификацию от 1 разряда до мастера спорта (МС). На третьем этапе (в июле-сентябре 2006 года) был проведён второй констатирующий педагогический эксперимент, в ходе которого выявлялся кумулятивный эффект занятий подводной охотой, для чего сравнивались показатели физической и функциональной подготовленности спортсменов, занимающихся подводной охотой и имеющих квалификацию 1-2 разряд (17 человек), кандидат в мастера спорта (КМС)-МС (8 человек) и курсантов, не занимающихся спортом (27 человек). На четвёртом этапе (в сентябре-октябре 2006 года) был проведён третий констатирующий педагогический эксперимент (в котором приняли участие 102 курсанта Морской государственной академии), в ходе которого выявлялась специфичность проявления координационных способностей, связанных с мануальными движениями в обычных условиях и условиях гипоксии. На пятом этапе (с ноября 2006 по август 2007 года) после анализа полученных в ходе трёх констатирующих экспериментов результатов, была разработана методика физической подготовки подводных охотников, находящихся на этапе углубленной тренировки в избранном виде спорта. Наконец, на шестом этапе был проведён формирующий педагогический эксперимент. В период с сентября 2007 по сентябрь 2008 года в экспериментальной группе подводных охотников (11 человек) была реализована методика физической подготовки, разработанная автором. По завершении экспериментальной части работы (с сентября по ноябрь 2008 года) осуществлялись анализ и обобщение полученных результатов. Достоверность результатов работы обеспечена современной теоретической базой, соответствующей поставленным цели и задачам, методологией, построением исследования в соответствии с единой логической линией, преемственностью и взаимной обусловленностью его различных этапов, соблюдением метрологических требований к тестам, признанием возможного случайного характера наблюдаемых явлений и, в соответствии с этим, корректной статистической обработкой полученных данных, экспериментальным подтверждением теоретических положений, выдвинутых в диссертации. Научная новизна результатов исследования заключается в следующем: – установлено, что у квалифицированных подводных охотников соревновательная двигательная деятельность носит малоинтенсивный характер и осуществляется при максимальной частоте сердечных сокращений до 135 уд/мин, при этом выполняется до 100 погружений на глубину от 2-3 до 21 метра, что является причиной многократного снижения частоты сердечных сокращений до 53 уд/мин; – показано, что длительные занятия подводной охотой способствуют совершенствованию механизмов, обеспечивающих аэробную выносливость; – установлено, что для соревновательной двигательной деятельности в подводной охоте характерно проявление координационных способностей, связанных с манипуляциями в состоянии гипоксии; – доказано, что координационные способности, связанные с мануальными движениями при лимите времени, проявляемые при гипоксии, обладают выраженной спецификой, их уровень не связан с уровнем соответствующих координационных способностей в обычном состоянии; – доказано, что разработанная методика физической подготовки подводных охотников в годичном цикле на этапе углубленной тренировки в избранном виде спорта, отличительными чертами которой являются сочетание средств и методов, направленных на развитие выявленных специфических для подводного охотника и общих двигательных качеств и способностей и целесообразно организованных в годичном цикле в соответствии с общими закономерностями спортивной тренировки, оказалась более эффективной, чем методика, основанная на преимущественном использовании соревновательной деятельности. Теоретическая значимость. Результаты диссертационной работы продолжают развитие идей о специфичности физической подготовки в спорте, её зависимости от особенностей соревновательной деятельности, единстве общей и специальной физической подготовки, дополняют концепцию о физических (двигательных) качествах знаниями об особенностях проявления координационных способностей в условиях гипоксии, углубляют теорию подготовки в подводной охоте конкретными знаниями о возможностях целенаправленной физической подготовки в системе подготовки подводных охотников. Практическое значение диссертации определяется тем, что в работе выявлены особенности соревновательной двигательной деятельности в подводной охоте, знания о которых позволили заложить базис для совершенствования физической подготовки подводных охотников. Разработанная методика физической подготовки в годичном цикле на этапе углубленной тренировки в избранном виде спорта, учитывающая как общие закономерности развития физических качеств и способностей, так и особенности соревновательной двигательной деятельности в подводной охоте, оказалась более эффективной, чем методика, основанная на преимущественном применении самой соревновательной двигательной деятельности, позволила значительно повысить уровень физической подготовленности подводных охотников, ускорить рост их спортивного мастерства в целом. На защиту выносятся следующие положения:
|
Инструкция: пленка Полимедэл: подготовка к применению и уход На самом первом этапе, а именно, на этапе подготовки пленки к работе и долгосрочной службе случается большая часть ошибок, которые... |
Андрей Александрович Беляченко Наталья Николаевна Носова Оно может зародиться только благодаря созерцанию природы во всех ее проявлениях, внимательному изучению повадок животных и наблюдению... |
||
Подготовка Не Ян хотел уже приступить ко второму шагу своего плана тренировки, однако для этого ему нужно 20 медяков! |
Инструкция по эксплуатации системы силовой тренировки Примите наши поздравления и благодарность за то, что вы выбрали систему силовой тренировки bodycraft power rack. Тренажер bodycraft... |
||
Типовая программа подготовки летного состава вертолетов с полетной массой от 7 до 15 тонн Целью пплсв является: обеспечение единой системы в организации и методике тренировки летного состава с учетом уровня профессиональной... |
Программа имеет техническую направленность и является модифицированной... Программа имеет техническую направленность и является модифицированной на базе программы «Подготовка спортсменов-гонщиков на начальной... |
||
Монография об обучении перепелятника и других ястребов Я сопровождал Джека на охоте в Судане и на Солсберской равнине, где он живет, и был очень впечатлен выдающейся эффективностью его... |
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине иностранный язык (немецкий)... «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» |
||
Перед началом тренировки Перед началом тренировки обязательно прочтите инструкцию! Обязательно при тренировке используйте ключ безопасности для экстренной остановки дорожки |
Москва Издательство «Физическая культура» Б 20 Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре: монография /В. Ф. Балашова М.: Физическая культура, 2007. – 246... |
||
По специальности 032102 "Физическая культура для лиц с отклонениями... Охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах |
Учебно-методическое пособие для студентов направлений подготовки... Физическая культура, 032102. 65 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)... |
||
Учебно-методическое пособие для студентов направлений подготовки... Физическая культура, 032102. 65 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)... |
Рабочая учебная программа дисциплины дисциплины «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» |
||
Основы физической культуры Физическая культура Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически... |
Рабочая программа Наименование дисциплины «Физическая культура» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки «Издательское дело» 035000,... |
Поиск |