Скачать 3.56 Mb.
|
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД № 519 620010, г. Екатеринбург, ул. Инженерная, 41а тел. (343) 258-27-02 ИНН 6664067758 КПП 666401001 эл.почта: mdou519@mail.ru ОГРН 1026605765405 УТВЕРЖДЕНО: Приказ № ___ от 26.08.2016 г. Заведующий МБДОУ - детский сад № 519 ______________ Л.Ю. Кащапова ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол № 1 от 26.08.2016 г. ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - ДЕТСКИЙ САД № 519 Екатеринбург, 2016 г. ОГЛАВЛЕНИЕ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ………..………………………………………………………………...…….3 1.1. Пояснительная записка………………………………………………………………..…………..3 1.1.1. Цели и задачи Программы…………………………………………………………………..…..4 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 5 1.2. Планируемые результаты…………………………………………………..………………..……7 1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе Error: Reference source not found Часть, формируемая участниками образовательных отношений…………………...……………..11 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Общие положения 19 2.2.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях. 19 2.2.2. Дошкольный возраст……………………………………………………………………….…..20 Социально-коммуникативное развитие 20 Познавательное развитие…………………………………............................……………………….21 Речевое развитие 23 Художественно-эстетическое развитие……………………………………………………………..24 Физическое развитие…………………………………………………………………………………25 2.3. Взаимодействие взрослых с детьми ……………………………………………………………28 2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников……………………31 2.5. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 34 Часть, формируемая участниками образовательных отношений………………………………….49 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 74 3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка 74 3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды 74 3.3. Кадровые условия реализации Программы 82 3.4. Материально-техническое обеспечение Программы 83 3.5. Финансовые условия реализации Программы 101 3.6. Планирование образовательной деятельности 107 3.7. Режим дня и распорядок 141 3.8. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, финансовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов 149 3.8.1. Совершенствование и развитие Программы………………………………………….…….149 3.8.2. Совершенствование нормативных и научно – методических ресурсов…………………..151 3.8.3. Развитие кадровых ресурсов…………………………………………………………………152 3.8.4. Развитие информационных ресурсов………………………………………………………..153 3.8.5. Совершенствование материально – технических условий…………………………...……153 3.8.6. Совершенствование финансовых условий………………………………………………….153 3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов Error: Reference source not found 4. Краткая презентация основной общеобразовательной программы – образовательной программы МБДОУ………………………………………………………………………………....157 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования МБДОУ - детского сада № 519 (далее Программа) разработана в соответствии с законодательными нормативными документами:
В соответствии с локальным актом учреждения - Устав МБДОУ - детского сада № 519, утвержденный Распоряжением Управления образования Администрации города Екатеринбурга, зарегистрированный № 2313/46/36 от 30.11.2015 г. Программа спроектирована с учетом:
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности. Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). В МБДОУ созданы условия для того, чтобы каждый ребенок осознал себя в качестве субъекта своей самостоятельной деятельности, творчески осваивающего свой собственный опыт. Педагогический коллектив МБДОУ разработал оптимальную модель развивающей предметно-пространственной среды, которая представляет собой систему условий позитивной социализации и индивидуализации воспитанников. Главным компонентом такой среды является предметно-пространственное благоустройство МБДОУ, позволяющее реализовывать все образовательные области, формировать систему отношений ребенка к окружающему миру, другим людям, себе самому. Обучение и воспитание обучающихся (воспитанников) в МБДОУ ведется на государственном - русском языке. Образовательная деятельность в МБДОУ осуществляется в группах общеразвивающей направленности, формируемых по возрастному принципу. Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в МБДОУ. Период определяется сроком поступления и завершения ребенком дошкольного образования в МБДОУ, договором об образовании с родителями (законными представителями) ребенка. Программа представлена как продукт коллективной деятельности участников образовательных отношений: обучающихся (воспитанников), педагогических работников, родителей (законных представителей) с учетом потребностей обучающихся (воспитанников) направленная на формирование личности воспитанников. Программа показывает, что делает на разных этапах возрастного развития сам ребенок и как взрослые взаимодействуют с детьми (не только педагогические работники, но и родители). Планирование образовательной деятельности с детьми в соответствии с Программой строится на основе рабочих программ педагогических работников, в соответствии образовательными областями: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической. В соответствии с п. 2.9. ФГОС ДО, Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. 1.1.1. Цели и задачи Программы Целью Программы является создание благоприятных условий для формирования личности ребёнка с учётом его психофизического развития, индивидуальных возможностей и склонностей, полноценное проживание детьми дошкольного детства, разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, подготовка к жизни в современном обществе. Программа, в соответствии ст.12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ., содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Цели Программы достигаются через решение следующих задач:
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы В соответствии ФГОС ДО Программа построена на следующих принципах: 1. Поддержка разнообразия детства Современный мир характеризуется возрастающим многообразием и неопределенностью, отражающимися в самых разных аспектах жизни человека и общества. Многообразие социальных, личностных, культурных, языковых, этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения, жизненных укладов особенно ярко проявляется в условиях Российской Федерации – государства с огромной территорией, разнообразными природными условиями, объединяющего многочисленные культуры, народы, этносы. Возрастающая мобильность в обществе, экономике, образовании, культуре требует от людей умения ориентироваться в этом мире разнообразия, способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения. Принимая вызовы современного мира, Программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса. Организация выстраивает образовательную деятельность с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения. 2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского развития. 3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире. 4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития. 5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями. 6. Сотрудничество МБДОУ с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы. Сотрудники МБДОУ должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах. 7. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа предполагает, что МБДОУ устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям (посещение театров, музеев, освоение программ дополнительного образования), к природе и истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников, посещению концертов, а также удовлетворению особых потребностей детей, оказанию психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости (центры семейного консультирования и др.). 8. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка. 9. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка), опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности. 10. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка. 11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии с ФГОС ДО Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т.п. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и дошкольного возраста. 12. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы. ФГОС ДО и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых МБДОУ разрабатывает свою основную образовательную программу и которые для нее являются научно-методическими опорами в современном мире разнообразия и неопределенности. При этом Программа оставляет за МБДОУ право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих многообразие конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Программы, разнородность состава групп воспитанников, их особенностей и интересов, запросов родителей (законных представителей), интересов и предпочтений педагогов и т.п. 1.2. Планируемые результаты В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования. Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства. В МБДОУ № 519 принимаются дети с 3 – х лет до 7 – и лет, соответственно, целевые ориентиры указаны на этапе завершения освоения программы. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения ПрограммыК семи годам:
Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка. Программа строится на основе общих закономерностей развития личности детей дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов в развитии. Дети с различными недостатками в физическом и/или психическом развитии могут иметь качественно неоднородные уровни речевого, познавательного и социального развития личности. Поэтому целевые ориентиры основной общеобразовательной программы - образовательной программы МБДОУ, должны учитывать не только возраст ребенка, но и уровень развития его личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка. |
Пояснительная записка 3 Направленность 3 Новизна 3 Актуальность 4 Рабочая программа модуля «Волшебное тесто» дети 4-5 лет 26 пояснительная записка 26 |
Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Информационные системы и технологии» Пояснительная записка содержит 25 страниц, 3 изображения, 3 источника, 2 приложения |
||
Пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине «Инфокоммуникационные сети и системы» Пояснительная записка содержит 43 страницы, 12 рисунков, 7 таблиц, 5 источников, 1 приложение |
Пояснительная записка аооп пояснительная записка к адаптированной... Пояснительная записка к адаптированной основной общеобразовательной программе «Изобразительное искусство» для подготовительного,... |
||
Пояснительная записка Раздел: Пояснительная записка к проекту свода... «Свод правил «Транспортно-пересадочные узлы. Правила проектирования» выполнен авторским коллективом в составе |
Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Языки программирования» Пояснительная записка к курсовой работе содержит 67 страниц, 7 источников литературы, 15 рисунков, 6 приложений и 1 таблицу |
||
Пояснительная записка 5 1 Цели и задачи реализации основной образовательной... Пояснительная записка 5 |
Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год. Пояснительная записка Существенные аспекты Учетной политики и представления информации в бухгалтерской отчетности 8 |
||
Пояснительная записка Целевой раздел пояснительная записка |
Пояснительная записка к курсовому проекту на тему: "Защита информации... Пояснительная записка содержит описание разработанной программы и руководство по ее использованию. Также в ней приводится описание... |
||
Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности ОАО «Тюменьпромвентиляция» Данная Пояснительная записка является неотъемлемой частью годовой бухгалтерской отчетности ОАО «Тюменьпромвентиляция» за 2011 год,... |
Пояснительная записка к приложению №2 «Формирование доходов» Пояснительная записка к приложению №2 «Формирование доходов» Доклада Министерства культуры Республики Коми |
||
Пояснительная записка Возрастные особенности Уровень квалификации... «Чтение художественной литературы» Комплексные программы Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы (промежуточная... |
Пояснительная записка I. Пояснительная записка рабочая программа... Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-фз от 29. 12. 2012 года |
||
Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчётности ОАО «Туймазинский... Данная Пояснительная записка является неотъемлемой частью годовой бухгалтерской отчетности ОАО «тза» за 2012 год, подготовленной... |
Пояснительная записка 6 Пояснительная записка Содержание листов рабочей... Ввод и обработка цифровой информации: Внеаудиторная самостоятельная работа для обучающихся по профессии «Мастер обработки цифровой... |
Поиск |