Скачать 0.57 Mb.
|
Пояснительная записка Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности... Настоящий человек начинается там, где есть святыни души… В.А.Сухомлинский Каждый народ имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции. Народы не являются близнецами, каждый народ имеет свою самобытность, и тем интересны друг другу. Проблема нравственно – патриотического воспитания учащихся с позиции кардинальных изменений в общественном сознании остаётся главной в настоящее время. И самое важное личностное качество, которое следует развивать и воспитывать в наших детях, есть национальный дух. Общеразвивающая программа « Мои истоки» определяет новые ориентиры в нравственно- патриотическом воспитании детей , основанные на приобщение к истокам народной культуры. Эта программа внутренне совершенно закончена, самостоятельна, неисчерпаемо многогранна и остросовременна. Направленность программы– социально - педагогическая. Преподавание ведётся на русском языке. Программа « Мои истоки» построена с опорой на программу Пиминовой Л.А. «Родничок». Всё построение программы , возрастные характеристики , их адресность, подбор материала – авторские. Актуальность программы определяется прежде всего тем, что в современной России происходит рост национального самосознания разных народов, повышается их интерес к своим культурным традициям, развивается культурное многообразие. В своей предвыборной программе в статье «Образование и культура» президент России В.В. Путин затронул вопросы развития культуры: «Надо признать, - в прошедшее десятилетие внимание к развитию культуры было недостаточным …Культурные практики должны вернуть себе ключевое место в организации досуга людей... Мы будем развивать систему самодеятельного художественного творчества – начиная со школы ; важно, чтобы дети уже в школе приобщались к национальной культуре народов России.» В «Национальной доктрине развития образования» (2001г.) подчёркивается значимость приобщения учащихся к культурно – историческим и национально –культурным традициям России как основы формирования духовно – нравственных ценностей и идеалов личности. В последние годы в нашей стране разработаны отдельные программы и учебные пособия, в которых в той или иной мере освещаются национально -культурные традиции народов России. Однако, специальная программа соответствующего предмета до настоящего времени не была разработана. Программа « Мои истоки » призвана обогатить знания, расширить кругозор детей в области исторического прошлого нашего Отечества, воспитать их на примерах мудрости нашего народа, а также развить интеллектуальные способности обучающихся, чувство коллективизма. Отличительная особенность заключается в том, что в настоящее время отсутствуют программы, которые включают в себя весь комплекс основных традиций, обычаев и праздников, которые существуют у русского народа и народов, населяющих наш Астраханский край. Занятия носят личностный характер, в процессе которых каждый обучающийся узнаёт что- то новое о традициях народа Астраханского края. Также в рамках программы идёт усвоение элементов народной культуры: прикладного творчества, создаются благоприятные предпосылки для формирования личности с развитым национальным самосознанием, духовно – нравственными ценностями. Для проведения занятий используются различные виды деятельности. Материал программы основан на современных научных знаниях, изложен в простом и доступном виде, с отражением всего многообразия народного творчества. Программа предполагает проведение не только большого количества практических занятий, которые позволят воспитанникам лучше познакомиться с традициями, обычаями и культурой своего региона, но и этнографическую, исследовательскую деятельность. Большое внимание уделено методическим приёмам проведения занятий, театрализованных представлений, занятий по развитию речевых навыков. При создании данной программы осмыслен и обобщён опыт собственной педагогической деятельности. Программа удовлетворяет многообразие интересов обучающихся, способствует эффективности учебных занятий, оптимально сочетает и взаимодополняет знания, приобретаемые обучающимися. Адресат программы Программа ориентирована на детей 7- 11 лет (младший школьный возраст). В процессе обучения формируются интеллектуальные и познавательные способности, развивается система отношений учащихся с окружающими - его собственная практика взаимоотношений с другими людьми. В младшем школьном возрасте (7-11 лет) закладываются основные понятия, формируется речь и мышление, развиваются умения и способности. Этот возраст – самый важный этап в жизни человека и он должен быть заполнен радостью открытия мира. Занятия по программе «Мои истоки» помогают учащимся познать свои национальные корни, культуру своих предков, освоить духовное наследие предыдущих поколений. А освоение окружающего мира невозможно без народных игр, песен, пословиц, поговорок, загадок и других малых форм народного творчества. Приобщение детей к фольклору является прекрасным средством развития их эмоциональной сферы, образного мышления, эмоционально – целостного отношения к миру. Также у них продолжает развиваться наглядно – действенное мышление, воображение, которое особенно проявляется в игре. Дети этого возраста начинают активно интересоваться своим собственным внутренним миром и оценкой самого себя. В этот период им свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. У учащихся формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами – формируются личностные смыслы жизни. Поэтому при создании программы «Мои истоки» учитывались определяющие факторы развития учащихся– характер его ведущей деятельности и той системы взаимоотношений с окружающими его людьми. Изучение народной культуры в образовательном процессе способствует развитию у детей исторической памяти, их духовно – нравственному воспитанию, формированию эмоциональной отзывчивости, становлению творческих качеств личности. Объем программы Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 432 уч. часа.(144 учебных часа в год) Учебные занятия проводятся два раза в неделю по два академических часа, группы формируются из 10 — 12 человек. Формы организации образовательного процесса:
Обучение проводится в двух направлениях: - усвоение теоретических знаний; - формирование практических навыков. Теоретическая часть – раскрытие основной темы занятия. Происходит в форме бесед, лекций, экскурсий. Практическая часть включает в себя инсценировки обрядов, праздников, драматизацию, творческие задания Программа не накладывает ограничения на выбор материалов, оборудования, методических приёмов. Виды занятий:
Срок освоения программы «Мои истоки» составляет 3 года. Режим занятий: Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность 1 час 45 минут (два академических часа). Всего за учебный год – 144 часа. Содержание занятий углубляются и расширяются в соответствии с возрастом детей. Цель и задачи программы Цель программы - сформировать у учащихся национальное самосознание и развить духовно – нравственные ценности на основе изучения народных праздников, обрядов и традиций русского народа и народов, населяющих Астраханский край. Задачи программы: Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Учебный план. (1 год обучения)
|
Правительство р ф постановление от 21 мая 2007 г. N 304 «о классификации... Каждая чс имеет свою физическую сущность, свои, только ей присущие причины возникновения, движущие силы, характер и стадии развития,... |
Фбгу «Государственный гидрологический институт» Руководство пользователя Каждый поставляемый экземпляр программного комплекса HydroStatCalc имеет свой индивидуальный серийный номер, записанный в файле SerialNamber... |
||
Рассмотрено утверждаю Начала свою самостоятельную деятельность как начальная школа в 2005 году. Наше образовательное учреждение находится в центре города,... |
SCÈne premièRE. Pathelin, guillemette, pierrette Драпье узображает ворону, народ садится вокруг него полукругом. Симметрично!!! Тесно друг к другу. Тема драпье!!! |
||
Темы выпуска: ▪ Издательско-образовательная деятельность в фокусе... Года литературы. Участие в мероприятии принял глава государства Владимир Путин, который призвал соотечественников «возродить ценность... |
В этой игре каждый игрок будет развивать свою цивилизацию от античности... Только ваш выбор определит, как ваша цивилизация будет прокладывать свой путь в мире: с помощью развития искусств, снаряжения крестовых... |
||
Содержание несколько слов об «эллинской вере» о храме радегаста в... Удачная охота — и племя имеет пищу, но если непогода, если недостаточно зверя, если болезни свалили охотников — наступает голодное... |
Чудновская Анна "Между двух ушей" Активно работая над собой, Вы достигаете сначала здоровья, а затем новых горизонтов во всем, к чему стремитесь. Реализуете свою мечту.... |
||
Содержание Введение Генеральный (ситуационный) план пс «Каюковская»... Место прохождения преддипломной практики «Когалымские электрические сети» филиал «Тюменьэнерго». В состав ОАО «Тюменьэнерго» входит... |
I. Планируемые результаты ко всем предметам «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,... |
||
Николай Панчишин Прикосновение к свету Содержание: Аннотация Предисловие... В книге приведены советы и практики, используя которые каждый может улучшить свою судьбу, свою жизнь, свое здоровье и мировоззрение,... |
Рабочая программа учебного предмета Литературное чтение «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,... |
||
Страхование одна из древнейших категорий общественных отношений.... Если бы каждый собственник попытался возместить ущерб за свой счет, то он был бы вынужден создавать материальные или денежные резервы,... |
4 класс Результаты освоения учебного предмета Личностные результаты Личностные результаты: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России |
||
Лиси: столетний юбилей в блокадном Ленинграде Ленинградского инженерно-строительного института (ныне Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет)... |
Павел Петрович Бажов Уральские сказы II В деревне Сарапулке это началось. В недавних годах. Вскорости после гражданской войны. Деревенский народ в те годы не больно грамотен... |
Поиск |