В. А. Сухомлинский Каждый народ имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции. Народы не являются близнецами, каждый народ имеет свою самобытность, и тем интересны друг другу. Проблема нравственно патрио


Скачать 0.57 Mb.
Название В. А. Сухомлинский Каждый народ имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции. Народы не являются близнецами, каждый народ имеет свою самобытность, и тем интересны друг другу. Проблема нравственно патрио
страница 1/4
Тип Пояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
  1   2   3   4


Пояснительная записка

Особая сфера воспитательной

работы – ограждение детей от

одной из самых больших бед –

пустоты души, бездуховности...

Настоящий человек начинается

там, где есть святыни души…

В.А.Сухомлинский

Каждый народ имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции. Народы не являются близнецами, каждый народ имеет свою самобытность, и тем интересны друг другу. Проблема нравственно – патриотического воспитания учащихся с позиции кардинальных изменений в общественном сознании остаётся главной в настоящее время. И самое важное личностное качество, которое следует развивать и воспитывать в наших детях, есть национальный дух.

Общеразвивающая программа « Мои истоки» определяет новые ориентиры в нравственно- патриотическом воспитании детей , основанные на приобщение к истокам народной культуры. Эта программа внутренне совершенно закончена, самостоятельна, неисчерпаемо многогранна и остросовременна.

Направленность программы– социально - педагогическая. Преподавание ведётся на русском языке.

Программа « Мои истоки» построена с опорой на программу Пиминовой Л.А. «Родничок». Всё построение программы , возрастные характеристики , их адресность, подбор материала – авторские.

Актуальность программы определяется прежде всего тем, что в современной России происходит рост национального самосознания разных народов, повышается их интерес к своим культурным традициям, развивается культурное многообразие.

В своей предвыборной программе в статье «Образование и культура» президент России В.В. Путин затронул вопросы развития культуры:

«Надо признать, - в прошедшее десятилетие внимание к развитию культуры было недостаточным …Культурные практики должны вернуть себе ключевое место в организации досуга людей... Мы будем развивать систему самодеятельного художественного творчества – начиная со школы ; важно, чтобы дети уже в школе приобщались к национальной культуре народов России.»

В «Национальной доктрине развития образования» (2001г.) подчёркивается значимость приобщения учащихся к культурно – историческим и национально –культурным традициям России как основы формирования духовно – нравственных ценностей и идеалов личности.

В последние годы в нашей стране разработаны отдельные программы и учебные пособия, в которых в той или иной мере освещаются национально -культурные традиции народов России. Однако, специальная программа соответствующего предмета до настоящего времени не была разработана.

Программа « Мои истоки » призвана обогатить знания, расширить кругозор детей в области исторического прошлого нашего Отечества, воспитать их на примерах мудрости нашего народа, а также развить интеллектуальные способности обучающихся, чувство коллективизма.

Отличительная особенность заключается в том, что в настоящее время отсутствуют программы, которые включают в себя весь комплекс основных традиций, обычаев и праздников, которые существуют у русского народа и народов, населяющих наш Астраханский край.

Занятия носят личностный характер, в процессе которых каждый обучающийся узнаёт что- то новое о традициях народа Астраханского края. Также в рамках программы идёт усвоение элементов народной культуры: прикладного творчества, создаются благоприятные предпосылки для формирования личности с развитым национальным самосознанием, духовно – нравственными ценностями. Для проведения занятий используются различные виды деятельности.

Материал программы основан на современных научных знаниях, изложен в простом и доступном виде, с отражением всего многообразия народного творчества.

Программа предполагает проведение не только большого количества практических занятий, которые позволят воспитанникам лучше познакомиться с традициями, обычаями и культурой своего региона, но и этнографическую, исследовательскую деятельность.

Большое внимание уделено методическим приёмам проведения занятий, театрализованных представлений, занятий по развитию речевых навыков.

При создании данной программы осмыслен и обобщён опыт собственной педагогической деятельности.

Программа удовлетворяет многообразие интересов обучающихся, способствует эффективности учебных занятий, оптимально сочетает и взаимодополняет знания, приобретаемые обучающимися.

Адресат программы

Программа ориентирована на детей 7- 11 лет (младший школьный возраст). В процессе обучения формируются интеллектуальные и познавательные способности, развивается система отношений учащихся с окружающими - его собственная практика взаимоотношений с другими людьми.

В младшем школьном возрасте (7-11 лет) закладываются основные понятия, формируется речь и мышление, развиваются умения и способности. Этот возраст – самый важный этап в жизни человека и он должен быть заполнен радостью открытия мира. Занятия по программе «Мои истоки» помогают учащимся познать свои национальные корни, культуру своих предков, освоить духовное наследие предыдущих поколений. А освоение окружающего мира невозможно без народных игр, песен, пословиц, поговорок, загадок и других малых форм народного творчества. Приобщение детей к фольклору является прекрасным средством развития их эмоциональной сферы, образного мышления, эмоционально – целостного отношения к миру. Также у них продолжает развиваться наглядно – действенное мышление, воображение, которое особенно проявляется в игре.

Дети этого возраста начинают активно интересоваться своим собственным внутренним миром и оценкой самого себя. В этот период им свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений.

У учащихся формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами – формируются личностные смыслы жизни.

Поэтому при создании программы «Мои истоки» учитывались определяющие факторы развития учащихся– характер его ведущей деятельности и той системы взаимоотношений с окружающими его людьми. Изучение народной культуры в образовательном процессе способствует развитию у детей исторической памяти, их духовно – нравственному воспитанию, формированию эмоциональной отзывчивости, становлению творческих качеств личности.

Объем программы

Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 432 уч. часа.(144 учебных часа в год)

Учебные занятия проводятся два раза в неделю по два академических часа, группы формируются из 10 — 12 человек.

Формы организации образовательного процесса:

  • групповая работа обеспечивает сплочённость коллектива, творческое общение;

  • индивидуально – коллективная форма предусматривает подачу материала всему коллективу, где есть возможность каждому ребёнку оценить самостоятельно свою работу, её результаты;

  • использование игровой деятельности способствует активному вовлечению детей в воспитательно – развивающий процесс занятий;

  • театрализованные представления ( инсценирование обрядов, праздников, показ сказок).

Обучение проводится в двух направлениях:

- усвоение теоретических знаний;

- формирование практических навыков.

Теоретическая часть – раскрытие основной темы занятия. Происходит в форме бесед, лекций, экскурсий.

Практическая часть включает в себя инсценировки обрядов, праздников, драматизацию, творческие задания

Программа не накладывает ограничения на выбор материалов, оборудования, методических приёмов.

Виды занятий:

  • лекции,

  • подвижные и ролевые игры,

  • тематические занятия,

  • выполнение самостоятельной работы,

  • открытые занятия и мероприятия,

  • творческие отчеты,

  • художественное творчество;

Срок освоения программы «Мои истоки» составляет 3 года.

Режим занятий: Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность 1 час 45 минут (два академических часа).

Всего за учебный год – 144 часа. Содержание занятий углубляются и расширяются в соответствии с возрастом детей.

Цель и задачи программы

Цель программы - сформировать у учащихся национальное самосознание и развить духовно – нравственные ценности на основе изучения народных праздников, обрядов и традиций русского народа и народов, населяющих Астраханский край.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Обучить детей постигать языковые богатства живой народной речи, пополняя и обогащая словарный запас, используя фольклор;

  • Сформировать знания об истории, культуре народов нашего края;

  • Приобщить к художественному творчеству, совершенствовать организацию досуга;

  • Способствовать осознанию своих культурных и родовых корней.

Воспитательные:

  • Воспитать у детей любовь к природе, своему краю, своим обрядам и обычаям, уважение к традициям своего народа;

  • Воспитать толерантность;

  • Повысить культуру общения;

  • Способствовать всестороннему развитию личности.

  • Обеспечить духовно - нравственное, гражданско - патриотическое воспитание учащихся

Развивающие:

  • Развить художественный вкус и культуру на примере духовных народных традиций;

  • Развить индивидуальность ребёнка, творческие способности через приобщение к духовным ценностям, умение импровизировать;

  • Развить коммуникативные качества детей посредством народных игр, забав, потешек;

  • Развить чувство слова и словотворчества, сообразительность, способность образно мыслить

  • Сформировать и развить творческие способности учащихся



Учебный план. (1 год обучения)



п/п

Название раздела,

темы занятия

Количество часов

теория

практика

кол-во в году

1.

Раздел 1. Вводное занятие. Традиции народов нашего края. (20ч)

1.1.

тема 1.1. Введение в курс обучения. Наша малая родина.








1.2.

тема 1.2. Быт и занятия русского, казахского и татарского народов. Самостоятельный поиск материала.







1.3


Тема 1.3. Изготовление макетов русской избы и казахской юрты








1.4


Тема 1.4. Традиции своей семьи.







1.5

Тема 1.5. Изучение и инсценирование обрядов, связанных с заселением и бытом. Опрос «Сходства и отличия быта разных народов"







2.

Раздел 2. Устное народное творчество.(22ч)

2.1.

тема 2.1.Состав жанрового фольклора. Былины, сказки, поговорки.








2.2.

Тема 2.2. Пословицы, загадки, колыбельные.







2.3.

Тема 2.3. Скороговорки, считалки, дразнилки, потешки.……







2.4.

Тема 2.4. Инсценирование сказок, исполнение прибауток








2.5.

Тема 2.5. Разучивание песен, хороводов, небылиц, потешек, игр








2.6.

Тема 2.6. Сочинение загадок, пение закличек, колыбельных








2.7.


Тема 2.7.Кукольные спектакли, использование пальчикового театра, придумывание сюжетов.








3.

Раздел 3. Семейно – бытовые обряды (34 ч )

3.1.

Тема 3.1. Знакомство детей с русской избой, внутреннее убранство крестьянского дома ( прялка, веретено, горница и т.д.)







3.2.

Тема 3.2. Семейные отношения в крестьянском доме, почитание старших







3.3.


Тема 3.3.Бытовые обряды украинского народа







3.4.

Тема 3.4. Внутреннее убранство и особенности юрты







3.5.


Тема 3.5. Театрализация семейно - бытовых обрядов. Инсценирование обрядов казахского народа




18ч

19ч

4.

Раздел 4. Национальные игры (17ч)

4.1.

Тема 4.1. История игр. Народные игры.







4.2.

Тема 4.2. Детские, обрядовые, девичьи игры








4.3.

Подвижные игры на свежем воздухе и в помещении








4.4.

Тема 4.4. Игры русского народа и других народов (татарские, украинские, киргизские и т.д.)








4.5.

Тема 4.5. Игры – развлечения, музыкальные, дидактические.











Раздел 5. Календарные праздники (45ч)

5.1.

Тема 5.1. Будни и праздники на Руси. Рождество, Святки. Крещение.







5.2.

Тема 5.2. Весенние народные праздники





10ч

5.3.

Тема 5.3. Основные православные праздники







5.4.

Тема 5.4. Мусульманские праздники (Курбан - байрам, Наурыз)







5.5.

Тема 5.5. Подготовка и проведение открытого мероприятия "Добро пожаловать, Наурыз!" Театрализация праздников.








6.

Раздел 6. Народные обряды. Итоговое занятие.

6.1.

Тема 6.1. Подведение итогов за год. Подготовка и театрализация русских народных обрядов.








6.2.

Тема 6.2. Подготовка и театрализация казахских народных обрядов








Итого часов:




22 ч

122ч

144
  1   2   3   4

Похожие:

В. А. Сухомлинский Каждый народ имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции. Народы не являются близнецами, каждый народ имеет свою самобытность, и тем интересны друг другу. Проблема нравственно патрио icon Правительство р ф постановление от 21 мая 2007 г. N 304 «о классификации...
Каждая чс имеет свою физическую сущность, свои, только ей присущие причины возникновения, движущие силы, характер и стадии развития,...
В. А. Сухомлинский Каждый народ имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции. Народы не являются близнецами, каждый народ имеет свою самобытность, и тем интересны друг другу. Проблема нравственно патрио icon Фбгу «Государственный гидрологический институт» Руководство пользователя
Каждый поставляемый экземпляр программного комплекса HydroStatCalc имеет свой индивидуальный серийный номер, записанный в файле SerialNamber...
В. А. Сухомлинский Каждый народ имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции. Народы не являются близнецами, каждый народ имеет свою самобытность, и тем интересны друг другу. Проблема нравственно патрио icon Рассмотрено утверждаю
Начала свою самостоятельную деятельность как начальная школа в 2005 году. Наше образовательное учреждение находится в центре города,...
В. А. Сухомлинский Каждый народ имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции. Народы не являются близнецами, каждый народ имеет свою самобытность, и тем интересны друг другу. Проблема нравственно патрио icon SCÈne premièRE. Pathelin, guillemette, pierrette
Драпье узображает ворону, народ садится вокруг него полукругом. Симметрично!!! Тесно друг к другу. Тема драпье!!!
В. А. Сухомлинский Каждый народ имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции. Народы не являются близнецами, каждый народ имеет свою самобытность, и тем интересны друг другу. Проблема нравственно патрио icon Темы выпуска: ▪ Издательско-образовательная деятельность в фокусе...
Года литературы. Участие в мероприятии принял глава государства Владимир Путин, который призвал соотечественников «возродить ценность...
В. А. Сухомлинский Каждый народ имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции. Народы не являются близнецами, каждый народ имеет свою самобытность, и тем интересны друг другу. Проблема нравственно патрио icon В этой игре каждый игрок будет развивать свою цивилизацию от античности...
Только ваш выбор определит, как ваша цивилизация будет прокладывать свой путь в мире: с помощью развития искусств, снаряжения крестовых...
В. А. Сухомлинский Каждый народ имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции. Народы не являются близнецами, каждый народ имеет свою самобытность, и тем интересны друг другу. Проблема нравственно патрио icon Содержание несколько слов об «эллинской вере» о храме радегаста в...
Удачная охота — и племя имеет пищу, но если непогода, если недостаточно зверя, если болезни свалили охотников — наступает голодное...
В. А. Сухомлинский Каждый народ имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции. Народы не являются близнецами, каждый народ имеет свою самобытность, и тем интересны друг другу. Проблема нравственно патрио icon Чудновская Анна "Между двух ушей"
Активно работая над собой, Вы достигаете сначала здоровья, а затем новых горизонтов во всем, к чему стремитесь. Реализуете свою мечту....
В. А. Сухомлинский Каждый народ имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции. Народы не являются близнецами, каждый народ имеет свою самобытность, и тем интересны друг другу. Проблема нравственно патрио icon Содержание Введение Генеральный (ситуационный) план пс «Каюковская»...
Место прохождения преддипломной практики «Когалымские электрические сети» филиал «Тюменьэнерго». В состав ОАО «Тюменьэнерго» входит...
В. А. Сухомлинский Каждый народ имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции. Народы не являются близнецами, каждый народ имеет свою самобытность, и тем интересны друг другу. Проблема нравственно патрио icon I. Планируемые результаты ко всем предметам
«Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,...
В. А. Сухомлинский Каждый народ имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции. Народы не являются близнецами, каждый народ имеет свою самобытность, и тем интересны друг другу. Проблема нравственно патрио icon Николай Панчишин Прикосновение к свету Содержание: Аннотация Предисловие...
В книге приведены советы и практики, используя которые каждый может улучшить свою судьбу, свою жизнь, свое здоровье и мировоззрение,...
В. А. Сухомлинский Каждый народ имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции. Народы не являются близнецами, каждый народ имеет свою самобытность, и тем интересны друг другу. Проблема нравственно патрио icon Рабочая программа учебного предмета Литературное чтение
«Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,...
В. А. Сухомлинский Каждый народ имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции. Народы не являются близнецами, каждый народ имеет свою самобытность, и тем интересны друг другу. Проблема нравственно патрио icon Страхование одна из древнейших категорий общественных отношений....
Если бы каждый собственник попытался возместить ущерб за свой счет, то он был бы вынужден создавать материальные или денежные резервы,...
В. А. Сухомлинский Каждый народ имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции. Народы не являются близнецами, каждый народ имеет свою самобытность, и тем интересны друг другу. Проблема нравственно патрио icon 4 класс Результаты освоения учебного предмета Личностные результаты
Личностные результаты: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России
В. А. Сухомлинский Каждый народ имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции. Народы не являются близнецами, каждый народ имеет свою самобытность, и тем интересны друг другу. Проблема нравственно патрио icon Лиси: столетний юбилей в блокадном Ленинграде
Ленинградского инженерно-строительного института (ныне Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет)...
В. А. Сухомлинский Каждый народ имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции. Народы не являются близнецами, каждый народ имеет свою самобытность, и тем интересны друг другу. Проблема нравственно патрио icon Павел Петрович Бажов Уральские сказы II
В деревне Сарапулке это началось. В недавних годах. Вскорости после гражданской войны. Деревенский народ в те годы не больно грамотен...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск