Скачать 2.37 Mb.
|
РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОДЕЙСТВИЯ ЗАЩИТЕ ПРАВ ДЕТЕЙ «ПРАВО РЕБЕНКА» СИРОТЫ. НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ. БЕЗДОМНЫЕ ДЕТИ. ДЕТИ- ИНВАЛИДЫ. ДЕТИ-ЗАКЛЮЧЕННЫЕ Новые подходы в организации деятельности органов опеки и попечительства для решения проблем детства и семьи Сборник материалов международной научно-практической конференции Смоленск 2009 РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОДЕЙСТВИЯ ЗАЩИТЕ ПРАВ ДЕТЕЙ «ПРАВО РЕБЕНКА» ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г.СМОЛЕНСКА НОУ ВПО «СМОЛЕНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ Новые подходы в организации деятельности органов опеки и попечительства для решения проблем детства и семьи Под редакцией Т.В.Косенковой Смоленск 2009 Редакционная коллегия: Маринич В.В. - кандидат медицинских наук, доцент НОУ ВПО «Смоленский гуманитарный университет». Кузьменкова С.Н. – директор СОГОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи». Малютенко Л.Н. – начальник департамента образования и науки Смоленской области. Научный редактор: д.м.н., профессор Косенкова Т.В. Новые подходы в организации деятельности органов опеки и попечительства для решения проблем детства и семьи / под ред. Т.В.Косенковой – Смоленск, 2009. - 133 с. Сборник включает статьи и тезисы участников научно-практической конференции «Новые подходы в организации деятельности органов опеки и попечительства для решения проблем детства и семьи» и круглого стола, посвященного проблемам насилия в семье и агрессивного поведения детей (Смоленск, 14-15 сентября 2009 года). Сборник адресован психологам, педагогам, врачам, социальным работникам, родителям, студентам, аспирантам и ординаторам педагогических, гуманитарных, медицинских вузов, а так же всем, кому не безразличны вопросы, касающиеся будущего наших детей. Все материалы печатаются в авторской редакции. Сборник материалов конференции издается за счет средств фонда «Право ребенка» ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕДИКО – СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С СДВГ Аршанский М.В. Институт социальных отношений Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, Калуга, Россия В России синдром дефицита внимания стал диагностироваться около десяти лет назад, вслед за появившимися работами европейских и американских исследователей. Первоначально его рассматривали в сочетании с гиперактивным поведением ребенка, описывая характерное двигательное беспокойство ребенка и невозможность длительного сосредоточения на каком-либо объекте. Данный синдром был описан на детях с нормальным интеллектом. Дети этой категории, несмотря на хороший интеллект, часто оказывались неуспевающими в школе или относились к «детям с проблемами». Были попытки расценивать синдром дефицита внимания с гиперактивностью как вид “задержки психического развития” или вариант “минимальной мозговой дисфункции”. Такой подход связан с тем, что причинами возникновения синдрома назывались все те же остаточные явления раннего органического поражения головного мозга в период внутриутробного формирования плода или в первые месяцы жизни ребенка. Несколько позже специалистами было высказано мнение, что синдром дефицита внимания можно наблюдать и у детей без признаков гиперактивного поведения. Объектом проведенных исследований стали проявления заболевания – синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Предметом – медико-социальные аспекты синдрома дефицита внимания и гиперактивности Цель иссследований- выделить основные направления социально-медицинской реабилитации данных детей. Исследования проводились в начальных классах школы №5 г. Калуги. Было обследовано 90 детей, из них 50 девочек и 40 мальчиков в возрасте 9-10 лет. Использовались диагностические критерии, предложенные МКБ -Х В работе с родителями использовался специально разработанный опросник. Ответ на предложенные вопросы позволили получить представление об анамнезе детей. Согласно полученным данным около 65% детей имеют признаки СДВГ. По наблюдениям учителей именно у этих детей отмечаются затруднения в усвоении школьной программы, нарушения дисциплины. Параллельно с этими исследованиями проводился опрос школьников, направленный на выявление склонности к аддиктивному поведению. Около 90% детей с СДВГ дали положительные результаты при данном исследовании. Группа детей, у которых признаки СДВГ обнаружены не были дала следующие результаты при выявлении у них риска возникновения аддиктивного поведения: Низкий уровень риска – у 67%, средний – у 21%, высокий – у 12% опрошенных. Безусловно, педагоги, психологи и др. специалисты в работе с данными детьми должны учитывать их личностные особенности. Основными направлениями медико-социальной помощи должны стать следующие: 1 Медикаментозная терапия. Целесообразна при неэффективности немедикаментозных методов коррекции. Применяются психостимуляторы, антидепрессанты, транквилизаторы и ноотропные препараты. В международной педиатрической неврологической практике эмпирическим путем установлена эффективность двух препаратов - антидепрессанта амитриптилина и риталина, относящегося к группе амфетаминов. 2 Немедикаментозная коррекция. Включает в себя методы модификации поведения, психотерапию, педагогическую и нейропсихологическую коррекцию. Ребенку рекомендуется щадящий режим обучения. 3. Методы организации учебной и трудовой деятельности детей с СДВГ. Включает в себя:
Дети с СДВГ — это дети со своими особенностями. К каждому такому ребенку можно подобрать ключик и дать ему возможность правильно развиваться. Родители и учителя должны очень хорошо знать характеристики гиперактивных детей, что они могут делать относительно легко, а что дается им с большим трудом. Учитывая особенности мышления, интеллектуальной деятельности и эмоционального развития, вполне реально помочь гиперактивному ребенку реализовать заложенные в нем способности и дать почувствовать себя успешным. ОСОБЕННОСТИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ С ЗАВИСИМЫМИ ФОРМАМИ ПОВЕДЕНИЯ Аршанский М.В. Институт социальных отношений Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, Калуга, Россия Подростковый возраст имеет целый ряд особенностей медико-биологического, социального и психологического характера, что делает возможным развитие аддиктивного поведения. В этот период времени происходит мощная гормональная перестройка организма, а аддиктивное поведение связано с гормональным фоном организма, выросшее тело не сочетаемо с психикой ребенка, который начинает себя оценивать по-другому. Как правило, обостряются инфантильные черты. Подросток стремится доказать свою социальную и психическую состоятельность. Но делает это формально, поверхностно, что вполне объяснимо. Однако склонность к риску, стремление получить какую-то оценку, желание быть замеченным, прогностическая некомпетентность и др. черты, характерные для инфантильной личности, делают свое дело и начинают развиваться различные формы аддиктивного поведения. При этом разницы между социально приемлемыми и неприемлемыми формами зависимого поведения нет. Так же как и между химической и нехимической зависимостью. По нашим наблюдениям именно в этот период и возникает аддиктивное поведение, которое затем будет развиваться, «шлифоваться», совершенствоваться. С биологическими причинами, – форма реагирования на вещество, занятие (игру, например, или учебу), гормональные изменения, доминирование полушария мозга, наследственность, - все более или менее понятно. Однако в работе с подростками этим факторам не придается должного значения. Мы не всегда можем дать адекватную оценку наследственности, доминированию полушария мозга или оценить гормональные изменения, происходящие в организме ребенка. Однако, оценить изменения сознания, характерные для аддиктивной личности мы можем вполне. Среди социальных причин следует отметить изменение отношения к подростку со стороны близкого окружения. Родители и учителя, видя вытянувшегося ребенка, зачастую начинают принимать эти проявления за истину, опираясь на которую строят отношения с ребенком. Сам ребенок, рассматривая себя в зеркале, вдруг оценивает эти изменения как нечто неблагоприятное. Происходит нарушение в процессе социализации, возникает состояние, которое по своей сути является проявлением реактивной депрессии. А поскольку адекватную оценку данное сотсояние не получает, то и помощи со стороны родителей, психологов, педагогов ребенок не получает. Итог – самолечение. На помощь приходит все, что может изменить состояние сознания: компьютер, игра, изменение внешности, табак, алкоголь, наркотики. На возникновение аддиктивного поведения влияет такой фактор, как созависимость. Мы должны признать, что проявления созависимости в отношении подростков состороны родителей делают возможным возникновение различных форм отклоняющегося поведения. Семьи с аддиктивными родителями продуцируют людей двух типов: аддиктов и тех, кто заботится об аддиктах (Менделевич Д.М). Такое семейное воспитание создает определенную семейную судьбу, которая выражается в том, что дети из этих семей становятся аддиктами, женятся на определенных людях, которые заботятся о них или женятся на аддиктах, становятся теми, кто о них заботится (формирование генерационного цикла аддикции). Черты, характерные для созависимости:
Созависимость принимает характер психологической манипуляционной игры, в которой проигрывает тот кто слабее. Результатом этих скрытых дополнительных трансакций родителей становится изменение поведения детей, что, к сожалению становится психологическим выигрышем для пап и мам (Э.Берн). В качестве интструментария для проведения опроса, целью которого было определитьсоциальные причины возникновения аддиктивного поведения, нами был применен опросник ESPAD (Европейский проект школьных исследований по алкоголю и наркотикам), который по нашему мнению дает довольнро подробную информацию о социальных факторах потребления психоактивных веществ, дает возможность выделить группы риска по аддиктивному поведению, позволяет определить направления социальной профилактики. Согласно полученным нами данным, наиболее частыми причинами потребления наркотиков являются: влияние других людей (около85%), безделье (50%), стремление к получению удвольствия (50%), желание выглядеть взрослым (33%), побороть депрессию (33%), риск, интерес к «запретному плоду» (33%), отсутствие контроля со стороны взрослых (30%). В случае, если аддиктивное поведение начинает развиваться, то поддерживать его будут уже факторы психологического характера. Среди них можно назвать следующие. Во-первых это подростковый кризис, который делает подростковый возраст весьма подходящим плацдармом для развития психических расстройств, способствующих в дальнейшем появлению аддиктивного поведения. Роль пубертатного кризиса в развитии психической патологии может быть различной - от преципитирующей (т.е. подталкивающей развитие болезни, начавшейся еще в детстве), патопластической до причинной, этиопатогенетической. Именно в этот период начинаются или обостряются хронические психические болезни. Использование многофакторного личностного опросника Р.Б. Кэттела, предназначенного для изучения личностных особенностей человека в контрольной группе и группе риска дало следующие результаты. Рис. 1. Группа риска Рис. 1 . Основная группа Рис. 2 Контрольная группа Проведя сравнительный анализ полученных данных, был сделан вывод о том, что показатели по определенным факторам в группе риска отличаются от показателей в контрольной группе. А именно: Фактор F (беспечность) – в группе риска этот показатель ниже, чем в контрольной группе. Фактор I (чувствительность) – показатель в группе риска выше, чем в контрольной группе. Фактор М (мечтательность) – показатель по данному фактору выше в группе риска. Фактор N (проницательность) – показатель выше в группе риска по сравнению с контрольной группой. Фактор О (чувство вины) – в группе риска показатель по данному фактору выше, чем в контрольной группе. Фактор Q1 (гибкость) – ниже в контрольной группе. Фактор Q3 ( самоконтроль) – ниже в группе риска. Все показатели вторичных факторов в группе риска отличаются от показателей в контрольной группе: F1 (тревожность) – показатель по данному фактору выше в группе риска, что говорит о повышенном чувстве тревоги. F2 ( интроверсия - экстраверсия) – результат выше в контрольной группе, что говорит о том, что лица группы риска более замкнуты. F3 ( хрупкая эмоциональность – реактивная уравновешенность) – показатель по данному фактору ниже в группе риска. Следовательно, речь идет об эмоциональной неустойчивости представителей группы риска. И, наконец, показатель по фактору F4 ( подчиненность – независимость) ниже в группе риска, что говорит о зависимости от группы, группового мнения. Анализируя данные, полученные в результате проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что у лиц группы риска наблюдаются определенные личностные особенности:
Эти черты являются отличительными особенностями представителей группы риска от личностных особенностей лиц контрольной группы. Необходимо в виду этого отметить, что лица, склонные к проявлениям аддиктивного поведения, имеют определенный набор психологических черт и качеств. Именно эти особенности личности и могут предрасполагать человека к выбору аддиктивных форм самореализации. Наиболее полную информацию о наличии особенностей личности, предрасполагающих к возникновению аддиктивного поведения, дают вторичные факторы опросника, а именно: факторы тревожности, интроверсии – экстраверсии, эмоциональности – уравновешенности и подчиненности – независимости. Это можно объяснить следующим образом:
существование ( алкоголизм, наркомания, компьютерная зависимость).
Следующая причина возникновения аддиктивного поведения – инфантильность, основными показателями глубины которой являются: 1) патологическая внушаемость и подражательность; 2) резкая слабость высших форм волевых функций; 3) легкость включения в любую деятельность без продуманности и борьбы мотивов; 4) неспособность к активной и целенаправленной деятельности; 5) неумение соотносить свои поступки с реальной обстановкой; 6) недостаточность критичности как к собственному состоянию, так и к сложным взаимоотношениям с окружающей действительностью. Для профилактики аддиктивного поведения и первичной реабилитации подростков, столкнувшихся с данной проблемой в образовательном учреждении можно создать службу социально – психолого – педагогического сопровождения. Цель службы – совместное выявление проблемы аддиктивного поведения, обеспечение условий для формирования полноценной личности ребенка, оказание поддержки и помощи ребенку в учебно – воспитательном процессе. Задачи службы – предупреждение возникновения аддиктивного поведения, развитие социально – психолого – педагогической компетентности. Направления работы: просветительско–профилактическая, диагностическая (индивидуальная и групповая), коррекционно – развивающая (индивидуальная и групповая). Основные задачи, которые решают специалисты комплексной группы на уровне школы, можно сформулировать следующим образом: Классный руководитель: является связующим звеном в комплексной группе специалистов по организации профилактической и коррекционной работе с детьми и подростками; делает первичный запрос специалистами и дает первичную информацию о ребенке; организует и координирует комплексную работу по профилактике аддиктивного поведения школьников. Социальный педагог: изучает жизнедеятельности ребенка вне школы; посещает семью на дому (составляет акт обследования жилищно – бытовых условий учащегося); организует профилактическую и коррекционную работу в микрорайоне; поддерживает детей, попавших в экстремальные ситуации; взаимодействует с центрами психологической поддержки и реабилитации детей и подростков с аддиктивным поведением; составляет личную карту ребенка . Психолог: изучает личность учащегося и коллектива класса; анализирует адаптацию ребенка в среде; выявляет дезадаптированных учащихся; изучает взаимоотношения детей с взрослыми и сверстниками; подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы; выявляет и развивает интересы, склонности и способности школьников; осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней детей. Школьный врач: исследует психическое и физическое здоровье учащихся; организует помощь детям, имеющим проблемы со здоровьем; разрабатывает рекомендации педагогам по организации работы с детьми, имеющими различные заболевания; взаимодействует с лечебными учреждениями. Организуя профилактическую работу, можно использовать следующие формы: - комплексные консультации специалистов для школьников и их родителей; - оздоровление психосоциальной среды развития ребенка; - просветительская деятельность в вопросах обучения и воспитания, половозрастной специфики соматического и психического развития детей и подростков; - предупреждение психологических перегрузок в процессе обучения, оказывающих негативное влияние на психику ребенка; - проведение социального закаливания детей и подростков с целью подготовки их к стрессовым ситуациям, обучение их рациональным способам снятия психо – эмоционального напряжения в проблемных ситуациях; - психолого – педагогическое изучение и отслеживание ребенка на протяжении всего периода его обучения в школе, своевременное выявление состояния учащихся, нервно – психических и психосоматических нарушений; - совместные семинары для учащихся и их родителей, посвященные проблемам аддиктивного поведения. Эффективность реализации указанных задач комплексной группой специалистов на уровне школы и организация профилактической и коррекционной работы с аддиктивным поведением детей и подростков во многом зависит от грамотно организованного процесса изучения личности ребенка и его ближайшего окружения. Результаты такого изучения должны быть основой разработки программ профилактической и коррекционной работы с аддиктивными детьми. На основании проделанной работы с детьми на уровне школы можно выделить критерии и разработать показатели эффективности профилактической и реабилитационной работы: Когнитивный критерий: - знание особенностей развития личности ребенка и формирования его индивидуальности; - знание уровня развития современного общества; - знание семей учащихся и уровня отношения в них; - знание проблемы аддиктивного поведения детей и подростков и причин его сопровождающих; - знание особенностей распространения аддиктивных проявлений в школе; - понимание причин аддиктивного поведения детей и подростков на уровне школы. Процессуальный критерий: - умение проводить диагностическую работу; - умение делать социологический анализ особенностей аддиктивного поведения и его причин на уровне школы; - умение составлять научно обоснованный прогноз развития поведенческих проявлений на индивидуальном и групповых занятиях; - навыки владения различными методами и формами профилактической и коррекционной работы. Критерий психолого – педагогической комфортности отношений: - гибкость ориентации в складывающейся обстановке; - творческий подход к решаемым задачам; - учет в работе позиции ребенка, его желаний, потребностей, интересов; - умение выстраивать отношения с детьми и их родителями на основе доверия, взаимопонимания, творческого диалога; - реализация в работе социально – защитного подхода к ребенку и его семье; - умение работать в комплексной группе специалистов по решению одной проблемы. Действенно – практический критерий: - умение анализировать получаемую о ребенке информацию и организовать на ее основе работу; - умение организовать профилактическую и коррекционную работу с опорой на активность детей и их родителей; - обеспечение условий для успешной учебы школьника; - организация досуга детей; - обеспечение условий для сохранения и поддержания здоровья ребенка; - защита прав школьников и их семей; - умение разрабатывать и реализовывать программы профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками и оперативно вносить в них изменения в зависимости от меняющейся ситуации. Представленные критерии и показатели отражают деятельность общеобразовательного учреждения по профилактике и коррекции аддиктивного поведения детей и подростков. Их, на наш взгляд, можно положить в основу оценки эффективности рассматриваемой выше работы. РОЛЬ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ Бричева Т.Ю.Областной реабилитационный центр, Калуга, Россия Особенностью социализации воспитанников учреждений социальной и психолого–педагогической поддержки детства является замещение главного института социализации – семьи – учреждением, что приводит к деформации процесса социализации детей и подростков. Как правило, именно в учреждениях данного типа воспитывается и обучается значительное количество социально-дезадаптированных детей, для успешной работы с которыми требуются специальные корректирующие программы и методы. В одном случае дезадаптация может вызываться некоторыми психобиологическими факторами, неблагоприятными особенностями психики и организма, включая нервно-психические заболевания и патологии, разные степени умственной отсталости. В другом случае выявляются проблемы психосоциальной дезадаптации, связанные с индивидуально-личностными особенностями, акцентуациями характера, эмоционально-коммуникативными нарушениями, неадекватной самооценкой и т.д. Как правило, социальная дезадаптация подростка характеризуется деформацией референтных и ценностных ориентаций, неадекватностью самооценки, снижением уровня психосоциального развития, асоциальным поведением. Было бы неверно видеть причины этого только в личностных психологических особенностях подростка и ограничиваться индивидуальной психокоррекцией. Многолетние исследования показывают, что процесс дезадаптации начинается и сопровождается утратой референтной значимости классного коллектива, отчуждения от школы. Это в свою очередь вызвано деформацией межличностных отношений «трудного подростка» в классе, снижением его социометрического статуса, эмоциональным дискомфортом. Как правило, «трудные» - «изолянты» в классе, вследствие чего они начинают активный поиск иной среды общения и самоутверждения. Здесь необходимы такие социально-психолигические диагностико-коррекционные программы, приемы, упражнения, которые выявляют характер межличностных нарушений, дают картину предпочтений и отвержений, сложившихся в коллективе, выявляют лидерские процессы, ценностно-нормативные ориентации и т.д. Одним из таких упражнений является коррекционно-диагностическое упражнение «Дерево». С помощью данного упражнения возможно проводить групповую коррекцию, «выравнивать» систему взаимоотношений в классе, формировать эмоционально-коммуникативные качества, позволяющие подростку нормально строить свои отношения со сверстниками. Данное упражнение заимствовано нами из газеты “Школьный психолог”, в которой оно было заявлено как диагностическое. Мы адаптировали данную методику “Дерево” для использования в коррекционных целях при проведении тренингов по проблемам межличностного общения. ЦЕЛЬ: выработка у детей подросткового возраста приемов эффективного группового взаимодействия. ЗАДАЧИ |
Техническое задание по организации отдыха и оздоровления детей в... Категория детей, направляющихся на отдых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей |
Непрерывного педагогического образования сборник материалов I v международной... Международной научно-практической конференции (Абакан, 18 ноября 2016 г.) / отв ред. А. Н. Карамчаков. – Абакан: Издательство фгбоу... |
||
Российской федерации фгоу впо «кемеровский государственный сельскохозяйственный... Н-34 Наука и студенты: новые идеи и решения. Сборник материалов viii-й внутривузовской научно-практической студенческой конференции;... |
Сборник материалов VI международной научно-практической конференции... Приветственное слово епископа тираспольского и дубоссарского преосвященнейшего саввы |
||
Памятка акция «Дети Якутска Детям Азии» В преддверии VI мси «Дети Азии» Окружная администрация городского округа «город Якутск» в рамках проекта «Миллион Цветов» инициировала... |
Сборник материалов XXI международной научно-практической конференции... Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: сб материалов XXI междунар науч практ конф. В 2 т. Т. – Иркутск:... |
||
Сборник материалов XXI международной научно-практической конференции... Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: сб материалов XXI междунар науч практ конф. В 2 т. Т. – Иркутск:... |
Фгоу впо «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт»... Н34 Наука и студенты: новые идеи и решения : сб материалов x-й внутривузовской научно-практической студенческой конференции (г. Кемерово,... |
||
Сборник статей международной научно-практической конференции «Эволюция... Портанский Алексей Павлович, директор информационного бюро по присоединению России к вто |
Как укрепить иммунитет ребенка осенью Здоровье внутренних органов и систем ребенка. Дети, страдающие хроническими заболеваниями, часто болеющие дети относятся к группам... |
||
Уроков обучения грамоте В группе «Особый ребенок» учатся дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, а также дети со сложными нарушениями, в структуру... |
Постановление от 10. 02. 2017г. №270 Об утверждении Положения об... «О наделении полномочиями органа опеки и попечительства и внесении изменений в постановление Гурьевского муниципального района от... |
||
Б. история русского семейного права понятие о семье. Семьей называется... По древним законам других славянских народов, смерть одного из родителей прекращала родительскую власть, и дети освобождались |
V международная научно-практическая конференция «Михаило-Архангельские чтения» «Михаило – Архангельские чтения». Сборник материалов международной научно-практической конференции, 18 ноября 2010 г. – Рыбница,... |
||
Ix научно-практической конференции В сборник включены тексты докладов, сообщений, выступлений участников IX научно-практической конференции, прошедшей на базе факультета... |
Дети зачастую не понимают общего смысла происходящих вокруг событий,... Привлечь их внимание очень сложно. Аутичные дети, а потом и взрослые, очень впечатлительны |
Поиск |