Скачать 388.93 Kb.
|
Музыкальная терминология ТЕРМИНЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ (словарь) Словарь содержит наиболее употребительные термины. Автентический – 1) автентический каданс в мажоро-минорной системе: последовательность доминантового и тонического аккордов; 2) в средневековой модальной системе – лад, диапазон которого строится от основного тона на октаву вверх. Adagio (адажио) – 1) обозначение темпа: медленно (медленнее, чем анданте, но подвижнее, чем лярго); 2) часть произведения или отдельная пьеса в данном темпе. Adagissimo (адажиссимо) – обозначение темпа: очень медленно. Ad libitum (ад либитум) – «по желанию»: указание, позволяющее исполнителю свободно варьировать темп или фразировку, а также пропустить или сыграть часть пассажа (или другого фрагмента нотного текста); сокращенно ad. lib. Agitato (ажитато) – обозначение выразительности: «взволнованно». A cappella (а капелла) – термин, относящийся к хоровой музыке, предназначенной для исполнения без инструментального сопровождения. Акколада – фигурная скобка, объединяющая несколько нотных станов. Аккорд – совместное звучание нескольких связанных между собой тонов. Аккордовая последовательность – движение аккордов в соответствии с определенными принципами. Алеаторика – современный метод композиции, основанный на внесении элементов случайности в структуру произведения. Alla breve (алла бреве) – обозначение тактового размера (): быстрое исполнение двудольных метров, в которых при этом счет ведется не четвертями, а половинными нотами. Allargando (алларгандо) – «расширяя». Обозначение, относящееся одновременно и к темпу (некоторое замедление), и к выразительности (подчеркивание каждого звука). Allegretto (аллегретто) – 1) обозначение темпа: медленнее, чем allegro, и скорее, чем andante; 2) достаточно подвижная небольшая пьеса или часть цикла. Allegro (аллегро) – «весело, радостно»; 1) обозначение темпа: скоро; 2) пьеса в темпе аллегро, часть цикла, первая часть классического сонатно-симфонического цикла (сонатное аллегро). Аллилуйя (древнеевр. – «хвалите Бога») – выражение, часто встречающееся в духовной музыке и псалмах; иногда – самостоятельная часть музыки в литургическом цикле; Альбертиевы басы – аккомпанемент к мелодии, состоящий из «ломаных», «разложенных» аккордов, т.е. аккордов, в которых звуки берутся не одновременно, а по очереди. Прием типичен для клавирной музыки конца 18 в. Альт – 1) второй сверху голос в четырехголосной хоровой или инструментальной партитуре. Альт первоначально исполнялся мужским фальцетом – отсюда название, дословно значащее «высокий»; 2) низкий женский голос, называемый часто «контральто»; 3) инструмент, по высоте соответствующий позиции альта в партитуре – например, струнный инструмент альт, альтовый саксофон, альтовая флейта и т.д. Амбушюр – положение губ при игре на духовых инструментах. Английский рожок – альтовый гобой со строем на квинту ниже обычного гобоя. Andante (анданте) – 1) обозначение темпа: умеренно; 2) пьеса в темпе анданте или часть цикла. Andantino (андантино) – 1) обозначение темпа: подвижнее, чем andante; 2) небольшая пьеса в темпе andante или часть цикла. Animato (анимато) – обозначение выразительности: «одушевленно». Ансамбль – 1) сочетание голосов или инструментов (антоним – соло); 2) в опере – фрагмент для двух или более солистов или для солиста (солистов) с хором. Anticipation (англ.) – 1) звук, исполняемый чуть раньше ритмической доли, к которой он относится; 2) исполнение одного из тонов аккорда чуть раньше, чем самого аккорда. Антифон – форма, предусматривающая поочередное участие двух групп исполнителей. Термин восходит к названию одного из жанров старинного литургического пения – антифона, который исполнялся попеременно двумя хорами. Апподжиатура – украшение или неприготовленное задержание, обычно диссонирующее по отношению к основному аккорду и разрешающееся в один из составляющих его тонов. Длинная апподжиатура приходится на сильную долю такта и разрешается на слабой доле. Короткая апподжиатура (итал. аccaciatura, аккачатура; в русском языке употребляется термин «форшлаг») исполняется кратко перед сильной долей ( в музыке баховской эпохи – тоже кратко, но на сильную долю). Аранжировка (переложение, обработка) – приспособление музыкальной композиции для иного состава исполнителей, чем первоначальный (или чем предусмотренный автором). Ариозо – небольшая ария; прилагательное «ариозный» относится к вокальному стилю более мелодически насыщенному, чем речитатив, но менее развернутому, чем ария. Arco (арко) – буквально «смычок»: указание coll'arco для исполнителей на струнных инструментах – играть смычком, а не пиццикато. Арпеджио – аккорд, в котором тона берутся не одновременно, а последовательно. Артикуляция – способ подачи звука при игре на инструментах или пении, аналогично произношению в речевом общении. Assai (ассаи) – «очень»; например, adagio assai – очень медленно. Attacca (атака) – 1) указание в конце какой-либо части, предписывающее начинать следующую часть без перерыва; 2) отчетливость, ясность, с которой берет тон солист, или точность, четкость одновременного вступления участников ансамбля, оркестра, хора. A tempo (а темпо) – возвращение к первоначальному темпу после его изменения. Атональность – термин применяется к музыке, в которой отсутствует определенный тональный центр и связанные с ним соотношения созвучий. Affettuoso (аффеттуозо) – обозначение выразительности: «с чувством». Аэрофон, духовой инструмент – инструмент, звук в котором возникает в результате колебания столба воздуха в трубке. Баритон – 1) мужской голос среднего регистра, между тенором и басом; 2) инструмент из группы саксофонов с баритоновым диапазоном. Бас 1) нижний голос инструментальной или вокальной партитуры; 2) мужской голос низкого регистра; 3) музыкальный инструмент низкого диапазона (например, басовая виола). Basso continuo (бассо континуо) (также генерал-бас, цифрованный бас) – «непрерывный, общий бас»: традиция музыки эпохи барокко, в соответствии с которой нижний голос в ансамбле исполнялся мелодическим инструментом соответствующего диапазона (виола да гамба, виолончель, фагот), в то время как другой инструмент (клавишный или лютневый) дублировал эту линию вместе с аккордами, которые обозначались в нотах условной цифровой записью, подразумевавшей элемент импровизации. Basso ostinato (бассо остинато) – буквально «постоянный бас»: краткая музыкальная фраза в басу, повторяемая в течение всей композиции или какого-либо ее раздела, при свободном варьировании верхних голосов; в старинной музыке этот прием особенно типичен для чаконы и пассакальи. Бекар – знак (), указывающий, что данный тон не повышается или не понижается; часто употребляется как указание на отмену ранее сделанного повышения или понижения тона в данном такте; бекар бывает только случайным знаком и никогда не ставится при ключе. Bel canto (бель канто) – стиль пения, связанный с итальянской оперой; красота звукоизвлечения и техническое совершенство преобладают в нем над драматической выразительностью. Бемоль (и дубль-бемоль () – знаки, указывающие на понижение звука на полутон или на два полутона, т.е. на целый тон. Burden (англ.) – рефрен или отдельное хоровое произведение, распевающееся на лишенные смысла слоги. Beat (англ.) – ритмическая пульсация, ритмическая акцентность. Blue note (англ.) – в джазе исполнение третьей или седьмой ступени в мажоре с легким понижением (термин связан с жанром блюза). Bop (англ.) – один из джазовых стилей: связанный с небольшим ансамблем, он был популярен в конце 1940-х годов. Бревис – нотная длительность, преимущественно в старинной музыке: равна двум целым нотам. Battery (англ.) – ударная группа в симфоническом или духовом оркестре. Варьирование – прием композиции, состоящий в измененном повторении ранее изложенного материала. Вводный тон – седьмая ступень в звукорядах мажора, гармонического и мелодического (при восходящем движении) минора: здесь образуется полутон, который тяготеет к находящейся на полтона выше тонике (например, в до мажоре звук си тяготеет к вышенаходящемуся до). Вибрато – легкое колебательное изменение высоты или громкости выдержанного тона с целью создания дополнительного красочного эффекта. Vivace (виваче) – обозначение темпа и выразительности: быстро, живо. Виртуоз – исполнитель, обладающий выдающимися способностями и блестящей техникой. Вокализ – 1) пение на гласные звуки (упражнение); 2) произведение для голоса (без слов) и сопровождения. Вокальный цикл – понятие, аналогичное поэтическому циклу: группа романсов или песен, объединенная общей идеей, а также музыкальным тематизмом. Высотность – относительная высота тона, определяемая числом колебаний в секунду. Гамма, звукоряд – совокупность звуков, принадлежащих к той или иной ладовой системе и расположенных в определенном порядке (обычно в поступенном восходящем или нисходящем движении – в виде гаммы). В повседневном употреблении термины «звукоряд» и «гамма» взаимозаменяемы, однако звукоряд не обязательно должен быть записан в форме гаммы. Гармонический ритм – скорость, с которой сменяют друг друга аккорды. Гармония – 1) одновременное звучание – созвучие нескольких тонов (аккорд); 2) связи внутри аккордовых последовательностей; 3) наука о законах соотношения аккордов; 4) «вертикальный» (гармонический) аспект музыкальной композиции, взаимодействующий с ее «горизонтальным» (мелодическим) аспектом. Gebrauchsmusik (нем.) – 1) направление в музыке (преимущественно немецкой) 20 в., которое сознательно ориентировалось на исполнительские и вкусовые запросы любительского музицирования; 2) прикладная, функциональная музыка (например, танцевальная музыка, театральная музыка, киномузыка и т.п.). Gesammtkunstwerk (нем.) – «совокупное произведение искусства»: термин, предложенный Р. Вагнером и подразумевающий единство сценического действия, музыки и художественного оформления в его музыкальной драме. Гексахорд – диатонический звукоряд из шести тонов; используется в теории Гвидо д'Aреццо. Гетерофония – тип полифонии, при котором одна и та же мелодия исполняется двумя и более голосами с небольшими расхождениями. Этот древний тип многоголосия характерен для ряда азиатских и африканских культур, а также для некоторых жанров русского фольклора и фольклора иных европейских народов. Glissando (глиссандо) – исполнительский прием при игре на инструментах, заключающийся в легком скольжении пальца по струне вдоль грифа у струнных, в скольжении одного или нескольких пальцев по клавиатуре (чаще всего по белым клавишам) и т.д. Гокет – тип полифонической техники в средневековой музыке, состоящий в распределении отдельных звуков или отрезков мелодической линии по разным голосам. Головной регистр – самый высокий регистр человеческого голоса, при его использовании резонатором служит черепная коробка. Голос – 1) звуки, производимые голосовыми связками человека; 2) мелодическая линия либо часть фактуры данного сочинения, инструментального или вокального. Гомофония – тип музыкального письма, при котором имеются мелодическая линия и гармоническое ее сопровождение. Grave (гравэ) – обозначение темпа и выразительности: медленно, торжественно. Grand opéra (франц.) – «большая опера»: жанр французской оперы 19 в., отличавшийся крупными масштабами, яркой драматургией, зрелищностью. Григорианское пение – литургическое монодическое (одноголосное) пение Западной христианской церкви; получило название по имени папы Римского Григория I (ок. 540–604), который упорядочил церковное пение. Гриф – у скрипки и подобных ей инструментов – деревянная (или пластмассовая) пластинка, над которой натянуты струны и на которой располагаются пальцы исполнителя во время игры. Грудной звук – использование нижнего регистра голоса, когда резонатором для извлекаемого звука служит грудная клетка. Группетто – тип мелизма (украшения) в вокальной или инструментальной музыке, состоящий в окружении, опевании основного тона снизу и сверху: например, при основном тоне до группетто будет иметь вид ре – до – си – до. Обозначается как (да капо) – «с начала»; указание, предписывающее повторить с начала фрагмент или целую часть произведения; сокращенно D.C. Dal segno (даль сеньо) – «начиная от знака»; указание, предписывающее повторить фрагмент от знака ; сокращенно D.S. Двойная трель – одновременная трель на двух высотных уровнях. Двойной метр – метр, для которого типичны два основных ударения в такте – более сильное и более слабое. Например, в размере 6/8 два ударения: на первую восьмую – сильное, на четвертую – слабое. Двойной язычок – техника звукоизвлечения на некоторых духовых инструментах (например, на трубе, валторне, флейте), при которой удвоенные звуки извлекаются быстрым движением языка исполнителя (подобно быстрому произнесению звуков «т-к»). Двойные ноты – одновременное сочетание двух или более звуков на струнных смычковых инструментах (например, на скрипке). Джаз – один из музыкальных стилей 20 в., возникший в США; для джаза характерны большая роль импровизационного начала и сложность ритмики. Giocoso (джокозо) – весело, игриво. Диапазон – 1) в средневековой теории музыки – октава; 2) название одной из флейтовых труб органа; 3) объем звучания голоса, инструмента и т.д. Диатоника – семитоновый звукоряд в пределах октавы, не имеющий альтерированных тонов. Divisi (дивизи) – указание для участников ансамбля, предупреждающее о разделении партии на несколько самостоятельных голосов. Диез (и дубль-диез () – знаки, указывающие на повышение тона полутон или на два полутона, т.е. на целый тон. Diminuendo (диминуэндо) – динамическое указание, аналогичное decrescendo. Динамические обозначения – слова (например, forte), буквенные сокращения (например, f или p) и условные значки (например, вилочки), указывающие на динамический уровень исполнения и его изменения. |
Положение I всероссийского интернет-конкурса «Музыкальные таланты России» Всероссийский музыкальный интернет-конкурс «Музыкальные таланты России» (далее – Конкурс) проводится Автономной некоммерческой организацией... |
Термины, используемые в документации «запрос предложений», используются нижеследующие термины в нижеуказанных их значениях |
||
Термины, используемые в документации ... |
Термины, используемые в документации ... |
||
Статья Термины и определения Термины, используемые в Договоре, означают нижеследующее Заказчиком принято решение о внесении изменений в Приложение №3 проект Договора поставки |
Термины, используемые в документации Ваз для нужд ОАО «Ставропольгоргаз» (далее именуемого – «запрос предложений»), используются нижеследующие термины в нижеуказанных... |
||
Урок 38 Тема: Буква е показатель мягкости предшествующего согласного.... Тема: Буква е – показатель мягкости предшествующего согласного. Прописная Е. Музыкальные инструменты: арфа, флейта. Голоса инструментов... |
Общие требования к хостелам ... |
||
Массовые музыкальные жанры XX века в системе музыкально-эстетического воспитания Учебно-методическое пособие для учителей музыки и мировой художественной культуры и студентов педагогических вузов |
Справочные ресурсы 3 Форумы, новости, музыкальные журналы и издательства 6 Интернет по музыке. Некоторые из них являются оригинальными сетевыми источниками, другие электронными аналогами известных печатных... |
||
Методические указания по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы Применительно к настоящим методическим указаниям используются термины и определения, приведенные в правилах, а также специальные... |
Урок музыки. 1 класс Тема урока: Музыкальные инструменты Закрепление теоретических знаний пройденного материала. Углубить и продолжить накопление знаний о музыкальных инструментах. Знакомство... |
||
Министерство образования и науки российской федерации Цель дисциплины заложить основы терминологической подготовки будущих специалистов, научить студентов сознательно и грамотно применять... |
Правила пользования Сервисом sakhamovie. Ru Интернет и различных электронных устройств просматривать в режиме лицензионный полнометражный или короткометражный контент, в том... |
||
Термины, используемые в документации В настоящей документации и во всех документах, связанных с проведением открытого запроса предложений в электронной форме на право... |
I. раздел термины, используемые в документации В настоящей документации и во всех документах, связанных с проведением открытого запроса предложений в электронной форме на право... |
Поиск |