Скачать 105.73 Kb.
|
III Ашинский районный конкурс реферативно-исследовательских работ для учащихся 5-8 классов Сравнение эффективности различных способов устранения жесткости воды (Эколого-биологическое направление) Автор: Федотов Андрей 8 класс, филиал МКОУ СОШ №1 г. Сим Научный руководитель: Якушева Елена Викторовна, учитель химии, филиал МКОУ СОШ №1 г. Сим Аша- 2013 Оглавление Ведение…………………………………………………………………………...3 Глава 1 1.1 Жесткость воды…………………………………………………………..4 1.2 Жесткая вода: польза или вред?.................................................................5 Глава 2 2.2 Определение жесткости воды…………………………………………...6 2.2 Способы устранения жесткости воды…………………………………..6 Заключение……………………………………………………………………….8 Библиографический список……………………………………………………..9 Приложение Приложение I………………………………………………………………10 Приложение II……………………………………………………………...11 Введение Природная и питьевая вода содержит огромное количество компонентов, находящихся в низких (менее 1%) и ультранизких (менее 1 миллионной частей) концентрациях. Обязательный контроль качества природной и питьевой воды проводится по более чем 50 показателям. Когда к качеству воды предъявляют особые требования, контроль проводится по 100 и более компонентам, многие из которых составляют миллиардные и триллионные доли вещества. Естественно, эти анализы базируются на применении сложной и дорогостоящей аппаратуры и высокой квалификации аналитика. [3.3] В своей работе я хочу остановиться только на жесткости воды. Перед собой я поставил цель – сравнить эффективность различных способов устранения жесткости воды. Задачи: 1. Изучить литературу о способах устранения жесткости воды; 2. Экспериментально устранить жесткость воды различными способами; 3. Посетить водную лабораторию ОАО «Агрегат» для количественного определения жесткости имеющихся образцов воды; 4. Сравнить эффективность различных способов устранения жесткости воды; 5. Дать рекомендации жителям станции Симская по использованию способов смягчения воды. Предметом моего исследования является жесткость воды, объектом – способы ее устранения. Актуальность своей работы я вижу в том, что жители станции Симская используют электрические чайники, паровые утюги, в которые заливают обычную воду, во многих домах устанавливают водонагреватели, автоматические стиральные машины. Я задался вопросом: как продлить срок их службы? Нужно ли использовать средства защиты от накипи? Данная работа может быть использована на уроках химии в 9 классе. Глава 1
Жесткость воды - свойство воды, которое связывают с растворенными в ней соединениями магния и кальция, то есть наличием в воде катионов этих элементов. Жесткость воды во многом определяет пригодность воды для использования как в промышленных, так и в бытовых целях. Жесткость воды принято исчислять суммой миллимолей ионов кальция и магния на 1 литр воды (ммоль/л). Величина 1 ммоль/л говорит о содержании в 1 литре воды 20,04 мг/л кальция либо 12,1 мг/л магния. Для удобства пользуются величиной мг-экв/л, которая соответствует моль/м3. Выделяют 2 типа жесткости воды: - временная - карбонатная жесткость, обусловлена присутствием наряду с кальцием, магнием и железом гидрокарбонатных анионов; - постоянная - некарбонатная жесткость, характеризуется присутствием сульфатных, нитратных и хлоридных анионов, соли кальция и магния которых прекрасно растворяются в воде. Общая жесткость определяется как суммарная величина наличия солей магния и кальция в воде, то есть суммой карбонатной и некарбонатной жесткости. Принято классифицировать жесткость воды следующим образом: - мягкая вода - жесткость менее 3,0 мг-экв/л; - средняя жесткость - от 3,0 до 6,0 мг-экв/л; - жесткая вода - свыше 6,0 мг-экв/мл. Причиной жесткости воды является подземные залежи известняков, гипса, доломитов, которые растворяются в подземных водах. Обычно в маломинерализованных водах преобладает (до 70%-80%) жесткость воды, обусловленная ионами кальция (хотя в отдельных редких случаях магниевая жесткость может достигать 50-60%). С увеличением степени минерализации воды содержание ионов кальция Са2+ быстро падает и редко превышает 1 г/л. Содержание же ионов магния Мg2+ в высокоминерализованных водах может достигать нескольких граммов, а в соленых озерах - десятков граммов на один литр воды. Жесткость поверхностных вод меньше жесткости вод подземных. Жесткость поверхностных вод подвержена заметным сезонным колебаниям, достигая обычно наибольшего значения в конце зимы и наименьшего в период половодья, когда обильно разбавляется мягкой дождевой и талой водой. Морская и океанская вода имеют очень высокую жесткость (десятки и сотни мг-экв/дм3).[4] 1.2 Жесткая вода: польза или вред? При использовании жесткой воды можно столкнуться с такими проблемами:
Глава 2 2.1 Определение жесткости воды Жесткость воды можно определить трилонометрическим способом. Трилон «Б» образует растворимые в воде соединения с катионами кальция и магния. Эти комплексы обладают различной прочностью и образуются при определенных для каждого катиона значениях рН. Некоторые красители, например, кислотный хром темно-синий, дают с катионами солей жесткости непрочные окрашенные соединения красного цвета. При добавлении в воду с подобными окрашенными соединениями раствора трилона в эквивалентной точке происходит их полное разрушение с изменением окраски раствора в синий цвет. [2.50] Определение жесткости
2.2 Способы уменьшения жесткости воды Для уменьшения жесткости воды я использовал следующие способы (ПРИЛОЖЕНИЕ I): 1. Кипячение. При кипячении воды гидрокарбонаты разлагаются с образованием осадка: Ca(HCO3)2 = СаСО3 ↓+ СО2↑+ Н2О, 2Mg(HCO3)2 = Мg2 (ОН)2 СО3↓ +3СО2↑ + Н2О, и жёсткость воды снижается. Поэтому гидрокарбонатную жёсткость называют временной. 2. Добавление гашеной извести (известкование) приводит к переводу солей кальция в нерастворимый карбонат: Са(НСО3)2 + Са(ОН)2 = 2СаСО3↓+ 2Н2О Mg(НСО3)2 + 2Са(ОН)2 = Mg(ОН)2 ↓+2СаСО3↓+ 2Н 2О. Для того, чтобы знать в каком количестве взять гашеную известь, надо знать жесткость воды, а потом по специальным формулам произвести расчет. Я приготовил раствор, содержащий 10% гашеной извести [9]. 3. Добавление кальцинированной соды. 1,5 г соды растворить в 100 г воды 4. Вымораживание льда. Необходимо просто постепенно замораживать воду. Когда останется примерно 10 % жидкости от первоначального количества, необходимо слить не замершую воду, а лёд превратить обратно в воду. Все соли, которые образую жёсткость, остаются в не замершей воде. 5. Использование «антинакипинов». Мы проверили антинакипины: А) торговой марки «Золушка» . (Состав: минеральные кислоты, органические кислоты, хлорид натрия; 100 г разводится в 2 л воды); Б) «Greenfield» (Состав: сульфаминовая кислота 15-30%, цитрат натрия > 30%; 25 г средства на 1 л воды) 6. Использование щелока. Этим способом пользовались наши прабабушки, когда стирали белье или мылись. Для приготовления щелока надо насыпать золы (чисто древесной) 2/3 ведра, налить почти доверху воды, перемешать, убрать крупные куски мусора, оставить отстаиваться на 3 дня (больше не перемешивать). Через 3 дня в верхней половине ведра будет прозрачная жидкость, это и есть щёлок, на ощупь он мыльный. Дальше грушей отсасывать щёлок и переливать в тару. Щёлок получился сильно концентрированный. Для применения его разбавляют водой в отношении 1:10. [10] 7. Использование фильтров для устранения жесткости воды. Я использовал фильтр Аквафор сменный модуль В100-6 (доочистка и умягчение воды). В 2010 году учащимися нашей школы была определена жесткость воды, взятой в 10 различных точках станции Симская. Для выполнения своей работы я взял самую жесткую воду (жесткость 6,8 мг-экв/л), умягчил ее различными способами и вместе с руководителем отвез в водную лабораторию 22 отдела ОАО «Агрегат». Лаборанты определили жесткость воды трилонометрическим способом (ПРИЛОЖЕНИЕ II). Получились следующие результаты (Таблица 1): Таблица 1
Заключение В ходе выполнения работы я пришел к следующим выводам:
Думаю, что на этом моя работа по изучению способов устранения жесткости воды не закончится. Библиографический список
ПРИЛОЖЕНИЕ I Устранение жесткости воды различными способами ПРИЛОЖЕНИЕ II Определение жесткости воды трилонометрическим методом в водной лаборатории ОАО «Агрегат» |
Для учащихся начальных классов «Нескучная зима». 2009-2010 учебный... Дистанционная Обучающая Олимпиада для учащихся начальных классов «Нескучная зима». 2009-2010 учебный год |
Конкурс исследовательских и творческих работ обучающихся 8 -11 классов... В ситуации угрозы, опасности, обиды происходят изменения в эмоциональной сфере личности, что является предпосылкой развития стрессовых... |
||
Конкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное будущее Мордовии» Химия все больше вторгается в жизнь современного человека. Ее достижения в производстве самых различных бытовых товаров активно рекламируются.... |
Извещение о проведении открытого конкурса для закупки №0173100009514000126 Уникальный номер закупки 143/20-пнир-21. 07. ок. Открытый конкурс на право заключения государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских... |
||
Извещение о проведении открытого конкурса для закупки №0173100009514000140 Уникальный Номер закупки 147/03-фцп1-31. 07ок. Открытый конкурс на право заключения государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских... |
Межрегиональная научно практическая конференция учащихся в г. Архангельске... Л75 IХ малые Ломоносовские чтения. Межрегиональная научно-практическая конференция учащихся в г. Архангельске, 31 марта 2018 года.... |
||
Конкурсная документация на проведение открытого конкурса на право... Iii. Требования к качественным, функциональным и техническим характеристикам выполняемых работ 42 |
Конкурсная документация на проведение открытого конкурса на право... Iii. Требования к качественным, функциональным и техническим характеристикам выполняемых работ 50 |
||
Программа по внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов может... Основные результаты инновационной деятельности образовательных учреждений Петродворцового района в 2015-2016 учебном году |
Конкурс учебно- исследовательских работ старшеклассников «Я и Земля» Способы проникновения и механизм действия |
||
Учебные мастерские предназначены для: трудового обучения учащихся... На базе учебных мастерских школы может осуществляться предпрофильное, профильное и профессиональное обучение учащихся 8-11 классов... |
Конкурс исследовательских работ «Умка 2015» Галстуки, достойные книги рекордов Гиннеса Заключение |
||
Конкурс лучших учителей образовательных учреждений Российской Федерации... Конкурс мультимедийных, научных и исследовательских проектов «Грант Префекта цао для школьников» |
Конкурс научно-исследовательских работ обучающихся "Технопарк" Аббревиатура как мотивационная база современных новообразований |
||
Рабочая программа логопедического сопровождения учащихся 1-4 классов начальное общее образование Рабочая программа «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» разработана в соответствии с |
Конкурсная документация открытый одноэтапный конкурс без предварительного... На право заключения договора на выполнение научно-исследовательских опытно-конструкторских работ по теме: «разработка технологии... |
Поиск |