Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Факультет коммуникаций, медиа и дизайна,
Департамент медиа
Программа дисциплины Проектный семинар
для направления 42.03.02 «Журналистика» подготовки бакалавра
Автор программы:
Колчина А.С., Тихомирова Т.Б., Силантьева О.М., Дунце Ю.А., Дмитриев О.А.
Одобрена на заседании Департамента медиа «___»____________ 20 г
Руководитель департамента Кирия И.В.
Рекомендована УМС Департамента медиа «___»____________ 20 г
Председатель
Утверждена АС образовательной программы «Журналистика»
«___»_____________20 г.
Академический руководитель Шомова С.А. ________________________
Москва, 2015
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения департамента-разработчика программы.
1Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 42.03.02 «Журналистика», изучающих дисциплину «Проектный семинар».
Программа разработана в соответствии с:
ОС НИУ ВШЭ по направлению «Журналистика»;
Образовательной программой 42.03.02 «Журналистика» подготовки бакалавра;
Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика».
2Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины Проектный семинар являются:
Формирование у студентов базовых представлений о практике работы журналиста на различных медийных платформах,
Развитие навыков сбора, анализа, структурирования информации для подготовки журналистских материалов,
Формирование базовых умений в создании информационных текстовых, фото-‐, аудио- и видеоматериалов,
Формирование навыков индивидуальной и групповой работы над информационными материалами.
3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать составляющие процесса создания журналистского материала от планирования до публикации на различных носителях, особенности работы журналистов в рамках различных функциональных ролей, специфику наиболее распространенных форматов представления информации.
Уметь искать, проверять, систематизировать информацию по теме журналистского материала, формулировать вопросы для записи аудио- и видеосинхронов, анализировать по заданным критериям результаты своей индивидуальной работы и работы группы, публично представлять результаты своей работы, работать в группе по сформулированной редакционной схеме с учетом распределения обязанностей, четко интерпретировать поставленные задачи, использовать соответствующее программное обеспечение для решения поставленных задач.
Иметь навыки в выборе информационных поводов, создании журналистского материала в текстовом, фото-‐, аудио-‐ и видеорформате, подготовке презентаций и публичном выступлении.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Готовность к социальному
взаимодействию на основе
принятых в обществе
моральных и правовых норм,
уважение к человеческой
личности, толерантность к
другой культуре;
Способность
Руководствоваться морально-‐
правовыми нормами в
профессиональной
деятельности
|
ОК-‐6
|
Распознает
спорные с точки
зрения этики
ситуации в
процессе сбора и
обработки
информации.
Демонстрирует
навыки
корректного
общения с
ньюсмейкерами.
|
Подготовка презентаций на
профессиональные и актуальные
политические, экономические и
социально-‐культурные темы
|
Анализ и решение практических
ситуаций (кейсов)по этике сбора
информации
|
Способность видеть и
реализовать перспективу
своего культурно-‐
нравственного и
профессионального развития,
расширять кругозор, обновлять
знания, готовность к
постоянному саморазвитию,
повышению своей
квалификации и мастерства,
способность к саморефлексии,
осмысливанию своего
социального и
профессионального опыта
|
ОК-‐8
|
Регулярно
оценивает
динамику своего
профессионального
развития,
применяет
различные
критерии оценки к
своей работе, ведет
дневник
профессиональной
саморефлексии.
|
Подготовка презентаций на
профессиональные и актуальные
социально-‐культурные темы
|
Наполнение базы источников
информации по профессиональным
темам
|
Ведение дневника саморефлексии
|
Практическая работа по
визуализации информации ( фото-‐
и видеосъемка, а также
редактирование материалов)
|
Готовность и способность
работать в коллективе,
творческой команде
|
ОК-‐11
|
Демонстрирует
навыки работы в
группе. Применяет
технологии
эффективного
взаимодействия
при создании
общего
информационного
продукта.
|
Участие в коллективном проекте по
созданию выпуска СМИ
|
Подготовка презентаций на
профессиональные и актуальные
социально-‐культурные темы
|
Свободное владение нормами и
средствами выразительности
русского (и родного -‐
национального) языка,
письменной и устной речью в
процессе личностной и
профессиональной
коммуникации, при подготовке
журналистских публикаций
|
ИК-‐1
|
Демонстрирует
владение нормами
русского языка.
Воспроизводит
стиль текста по
предлагаемым
образцам, грамотно
формулирует
вопросы и
интерпретирует
ответы.
|
Подготовка журналистских
материалов в текстовом, фото-‐,
аудио-‐, видеоформате
|
Подготовка презентаций на
профессиональные и актуальные
социально-‐культурные темы
|
|
Умение пользоваться
изученными иностранными
языками в личностной и
|
ИК-‐2
|
Демонстрирует
владение
иностранным
|
Подготовка презентаций с
использованием источников на
иностранном языке
|
профессиональной
коммуникации, для чтения
литературы (общей и
профессиональной), работы в
Интернет-‐сети
|
|
языком для
интервьюирования
ньюсмейкера, для
чтения
профессиональной
литературы, поиска
информации для
публикации в
интернете.
|
Использование материалов на
иностранном языке в качестве
исходных для журналистского
материала; использование
зарубежных источников
информации;
|
Подготовка вопросов к
ньюсмейкеру, говорящему на
иностранном языке
|
Способность ориентироваться в
современной системе
источников информации в
целом и по отдельным
отраслям знаний и сферам
общественной практики,
знание и умение владеть
основными методами,
способами и средствами
получения, хранения,
переработки информации,
умение использовать
различные программные
средства, базы данных,
работать в Интернете и
использовать его ресурсы,
пользоваться поисковыми
системами, работать с
информацией в глобальных
компьютерных сетях.
|
ИК-‐3
|
Находит и
представляет связи
внутри системы
общественных
институтов,
использует
поисковые системы
для поиска
информации,
применяет техники
анализа
информации,
владеет техниками
визуализации для
систематизации
информации,
владеет методами
записи текстовой,
аудио и
видеоинформации.
Использует базы
данных (каталоги,
календари, wiki)
для
систематизации
информации
|
Наполнение электронного
календаря информационных
поводов
|
|
Публикация материалов на
мультимедийной платформе;
|
Тренинг по поиску и проверке
информации
|
Тренинг по визуализации
информации
|
Подготовка презентаций на
профессиональные и актуальные
социально-‐культурные темы
|
Базовые знания в различных
сферах жизни общества (экономика, политика, право,
культура, экология, наука,
образование, здравоохранение
и др.), которые являются
объектом освещения в СМИ и с
которыми связано
тематическое содержание
публикаций
|
ПК-‐10
|
Находит и
представляет связи
в системе
общественных
институтов,
ориентируется в
социальной
структуре
общества, умеет
находить
информационные
поводы и спикеров
при подготовке
информационных
материалов
|
Подготовка презентаций на
профессиональные и актуальные
социально-‐культурные темы
|
Встречи с представителями
общественных организаций как
моделирование ситуаций
получения информации
|
Тренинг по визуализации
информации
|
Понимание сущности
журналистской деятельности
|
ПК-‐21
|
Понимает
формулировки
|
Участие в коллективном проекте по
созданию выпуска СМИ
|
как многоаспектной,
включающей подготовку
собственных публикаций и
работу с другими участниками
производства текстов СМИ (привлекаемыми авторами,
аудиторией и т.п.);
индивидуальную и
коллективную деятельность;
|
|
редакционных
заданий и умеет
точно выполнить
требования, умеет
создавать
журналистский
материал в составе
малой группы
|
Ролевая игра “Один день в
редакции”
|
|
Знание принципов работы с
источниками информации и
методов ее сбора (интервью,
наблюдения, работы с
документами), селекции,
проверки и анализа, а также
методов прецезионной
(точной) журналистики
|
ПК-‐23
|
Умеет искать,
выбирать
источники
информации,
проверять
достоверность
полученных
сведений
|
Наполнение электронного
календаря информационных
поводов
|
Тренинг по поиску и проверке
информации
|
Подготовка вопросов к интервью
для получения информации
|
Наполнение базы источников
информации по профессиональным
темам
|
Подготовка журналистских
материалов в текстовом, фото-‐,
аудио-‐, видеоформате
|
Встречи с представителями
общественных организаций как
моделирование ситуаций
получения информации
|
Знание особенностей массовой
информации, задач и методов,
технологии и техники процесса
создания журналистских
публикаций, понимание их
содержательной и структурно-‐
композиционной специфики
|
ПК-‐25
|
Умеет создавать
журналистские
материалы в
точном
соответствии с
редакционным
заданием и
редакционными
стандартами
|
Участие в коллективном проекте по
созданию выпуска СМИ
|
Подготовка журналистских
материалов в текстовом, фото-‐,
аудио-‐, видеоформате
|
Знание основных требований,
предъявляемых к информации
СМИ (точность, достоверность,
наличие ссылок на источники,
разграничение фактов и
мнений, плюрализм в
представлении точек зрения и
т.д.)
|
ПК-‐26
|
Умеет создавать
журналистские
материалы в
точном
соответствии с
редакционным
заданием и
редакционными
стандартами
|
Подготовка журналистских
материалов в текстовом, фото-‐,
аудио-‐, видеоформате
|
Тренинг по поиску и проверке
информации
|
Подготовка вопросов к интервью
для получения информации
|
Осведомленность о наиболее
распространенных форматах
печатных изданий, теле-‐,
радиопрограмм, Интернет СМИ
и мобильных медиа,
ориентация в современной
|
ПК-‐28
|
Понимает различия
жанров и стилей,
умеет определять
формат, умеет
создавать
журналистские
|
Подготовка презентаций на
профессиональные и актуальные
социально-‐культурные темы
|
Подготовка журналистских
материалов в текстовом, фото-‐,
аудио-‐, видеоформате
|
жанровой и стилевой
специфике
|
|
материалы в
точном
соответствии с
редакционным
заданием и
редакционными
стандартами
|
Участие в коллективном проекте по
созданию выпуска СМИ
|
Ролевая игра “Один день в
редакции”
|
Ролевая игра “Дебаты”
|
Ведение дневника саморефлексии
|
Знание методов
редактирования текстов СМИ,
основанных на использовании
новых технологий
|
ПК-‐29
|
Умеет работать в CMS и текстовых
редакторах
|
Подготовка журналистских
материалов в текстовом, фото-‐,
аудио-‐, видеоформате
|
Участие в коллективном проекте по
созданию выпуска СМИ
|
Знание особенностей работы в
условиях мульмедийной среды
и конвергентной
журналистики, методов и
технологии подготовки
медиапродукта в разных
знаковых системах
(вербальной, аудио-‐, видео-‐,
фото-‐, графика и т.п.)
|
ПК-‐32
|
Умеет работать в
составе группы над
созданием
мультимедийного
информационного
проекта
|
Ролевая игра “Один день в
редакции”
|
Подготовка журналистских
материалов в текстовом, фото-‐,
аудио-‐, видеоформате
|
Участие в коллективном проекте по
созданию выпуска СМИ
|
Знание иностранного языка и
умение применять его в связи с
профессиональными задачами
|
ПК-‐31
|
Умеет находить
информацию по
теме
журналистского
материала в
иноязычных
источниках
|
Использование материалов на
иностранном языке в качестве
исходных для журналистского
материала
|
Умеет
формулировать
вопросы к
ньюсмейкеру,
говорящему на
иностранном языке
|
Подготовка вопросов к
ньюсмейкеру, говорящему на
иностранном языке
|
Встречи с представителями
общественных организаций как
моделирование ситуаций
получения информации
|
Выбирать и формулировать
актуальную тему материала и
угол его подачи, сформировать
замысел (или сделать
сценарную разработку),
определить дальнейший ход
работы
|
ПК-‐39
|
Умеет
формулировать
сценарный план
для материалов,
создаваемых в
информационных
жанрах
|
Подготовка журналистских
материалов в текстовом, фото-‐,
аудио-‐, видеоформате
|
Участие в коллективном проекте по
созданию выпуска СМИ
|
Собирать необходимую
информацию (работать с
источниками информации,
применять разные методы),
осуществлять ее проверку,
селекцию и анализ
|
ПК-‐40
|
Умеет искать,
выбирать
источники
информации,
проверять
достоверность
полученных
сведений
|
Тренинг по поиску и проверке
информации
|
Создание собственной базы данных;
|
Ролевая игра “Один день в
редакции”
|
Подготовка журналистских
материалов в текстовом, фото-‐,
аудио-‐, видеоформате
|
|
|
|
Наполнение электронного
календаря информационных
поводов
|
Наполнение базы источников
информации по профессиональным
темам
|
Встречи с представителями
общественных организаций как
моделирование ситуаций
получения информации
|
Тренинг по визуализации
информации
|
Оперативно готовить материал
с использованием различных
знаковых систем (вербальной,
фото-‐, аудио-‐, видео-‐,
графической и т.п.) в
зависимости от типа СМИ, в
различных жанрах, форматах
для размещения на различных
мультимедийных платформах –
печатных, вещательных,
онлайновых, мобильных
|
ПК-‐41
|
Умеет работать в
составе группы над
созданием
мультимедийного
информационного
проекта, умеет
самостоятельно
публиковать
материал в Сети,
умеет
организовывать
свою работу в
зависимости от
поставленных
дедлайнов.
|
Подготовка журналистских
материалов в текстовом, фото-‐,
аудио-‐, видеоформате
|
Участие в коллективном проекте по
созданию выпуска СМИ
|
Редактировать печатный текст,
аудио-‐, видео-‐ или интернет-‐
материал и др., приводить его в
соответствие с нормами,
стандартами, форматами,
стилями, технологическими
требованиями, принятыми в
СМИ разных типов
|
ПК-‐42
|
Знает и понимает
требования
редакционных
стандартов, умеет
редактировать
текст
информационного
сообщения в
зависимости от
поставленных
требований
|
Подготовка журналистских
материалов в текстовом, фото-‐,
аудио-‐, видеоформате
|
Ролевая игра “Один день в
редакции”
|
Участие в коллективном проекте по
созданию выпуска СМИ
|
Принимать участие в текущем
планировании деятельности
СМИ и планировать
собственную работу
|
ПК-‐46
|
Умеет работать в
составе группы над
созданием
мультимедийного
информационного
проекта, умеет
самостоятельно
публиковать
материал в Сети,
умеет
организовывать
свою работу в
зависимости от
поставленных
дедлайнов.
|
Подготовка журналистских
материалов в текстовом, фото-‐,
аудио-‐, видеоформате
|
Участие в коллективном проекте по
созданию выпуска СМИ
|
|
Наполнение электронного
календаря информационных
поводов
|
Публикация материалов на
мультимедийной платформе
|
Ролевая игра “Один день в
редакции”
|
Участвовать в коллективном
анализе деятельности СМИ и
анализировать результаты
собственной работы (профессиональная рефлексия)
|
ПК-‐47
|
Умеет
формулировать
критерии оценки и
проводить анализ
качества
информационного
сообщения. Умеет
интерпретировать
показатели
статистики
информационного
сайта.
|
Ролевая игра “Один день в
редакции”
|
Тренинг по визуализации
информации
|
Ведение дневника саморефлексии
|
Привлекать к сотрудничеству
со СМИ представителей
различных сегментов общества
(слоев и групп населения,
экспертов, работников
государственных и
общественных организаций)
для обеспечения баланса
интересов и мнений в контенте
СМИ
|
ПК-‐50
|
Умеет искать,
выбирать
источники
информации,
проверять
достоверность
полученных
сведений, умеет
формулировать
вопросы к
интервью
|
Подготовка журналистских
материалов в текстовом, фото-‐,
аудио-‐, видеоформате
|
Ролевая игра “Один день в
редакции”
|
Участие в коллективном проекте по
созданию выпуска СМИ
|
Встречи с представителями
общественных организаций как
моделирование ситуаций
получения информации
|
Готовить материалы к печати,
выходу в эфир в соответствии с
технологическими стандартами
|
ПК-‐57
|
Понимает
формулировки
редакционных
заданий и умеет
точно выполнить
требования,
|
Подготовка журналистских
материалов в текстовом, фото-‐,
аудио-‐, видеоформате
|
Участвовать в
производственном процессе
выхода издания, теле-‐, радио-‐
программы (верстке номера
или программы, монтаже
аудио-‐, видеоматериала и т.п.) в
соответствии с
технологическим циклом на
базе современных технологий
|
ПК-‐58
|
Умеет работать в
составе группы над
созданием
мультимедийного
информационного
проекта
|
Участие в коллективном проекте по
созданию выпуска СМИ
|
Ролевая игра “Один день в
редакции”
|
|