Управление образования Гродненского облисполкома
Учреждение образования «Гродненский государственный областной Дворец творчества детей и молодежи»
УТВЕРЖДАЮ
приказ директора УО «ГГОДТДиМ»
от «____» ___________ 2011г.
протокол № __________
_____________ Л.А.Валентюкевич
Образовательная программа
кружка
«Информатика»
Автор-составитель: Абрикосова Т.Б.
Возраст учащихся: 10-17 лет
Срок реализации программы: 3 года
РЕКОМЕНДОВАНО
для апробации на заседании
методического совета
от «_____» _________________ 2011 г.
Протокол № ________________
Гродно 2011
Пояснительная записка
За истекшие годы с момента введения в школу общеобразовательного курса «Основы информатики и вычислительной техники» накопился значительный опыт преподавания, который во многом аккумулирован в современном базовом курсе информатики. Вместе с тем следует отметить тот факт, что прикладная направленность курса информатики («обеспечение компьютерной грамотности») в значительно мере перешла и во многие современные курсы информатики. Основное назначение курса «Информатика» состоит в выполнении социального заказа современного общества, направленного на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни.
И на сегодняшний день сложились все предпосылки к расширению задач обучения информатике и переходе к полноценному общеобразовательному курсу. Именно общеобразовательные аспекты информатики наилучшим образом раскрываются через углубленное и профильное обучение.
В век всеобщей компьютеризации информационная грамотность подростков обеспечивает им успешную адаптацию в социуме. Программа охватывает целый ряд областей человеческой деятельности, для успешной работы в которых знание современного компьютера является необходимостью. Профильное и углубленное изучение информатики и информационных технологий может решающим образом повлиять на формирование у ребенка современной научной картины мира, развить общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией, помочь в определении склонностей к той или иной области (тем самым облегчает выбор его будущей профессии), подготовить к дальнейшей учебе и профессиональной деятельности.
В кружках учреждений дополнительного образования имеется возможность более детального и углубленного изучения отдельных разделов предмета «Информатика» за счет большего времени, нежели чем в школе. Причем за счет гибкости индивидуальной программы, разработанной преподавателем кружка, приблизить обучение к реалиям современной жизни.
Данная программа ориентирована на формирование у учащихся практического кругозора. Теоретические вопросы изучаются в той степени, в какой это необходимо для осмысленной работы на персональном компьютере.
Программа разработана на основе двух уровней освоения: исполнительский и творческий. Исполнительский уровень – это знание технических приемов, позволяющее выполнить работу по однозначно сформулированному заданию. Этот уровень не предполагает самостоятельного принятия решений и требует только четкого соблюдения заданных требований. Творческий уровень – это умение самостоятельно, качественно и в полном объеме выполнить работу на данную тему без четко сформулированных требований преподавателя.
Цели и задачи программы
Цель:
сформировать у учащихся умения владеть компьютером как средства решения практических задач связанных с текстом, графикой и мультимедиа, подготовив учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества путем обеспечения предпрофессиональной подготовки с ориентацией на углубленное изучение методов и приемов современного дизайна.
Для достижения этой цели необходимо решить задачи:
обеспечить теоретическую базу знаний, необходимую для практического выполнения заданий;
обучить детей практическим навыкам пользовательской работы на компьютере;
научить учащихся осмысленным действиям при решении на компьютере конкретных информационных, документальных, художественных задач.
сформировать культуру общения и поведения в коллективе;
сформировать нравственные качества пользователя персонального компьютера (грамотное, нравственное использование информации компьютерных сетей, избирательное отношение к полученной информации);
стимулировать стремление к здоровому образу жизни.
сформировать навыки самостоятельного принятия решений при выполнении заданий;
сформировать умения моделирования и применения его в разных предметных областях;
стимулировать творческий подход к решению поставленных задач;
развить умение и стремление к объективной самооценке.
Реализация этих задач будет способствовать дальнейшему формированию взгляда ребенка на мир, раскрытию роли информатики в формировании естественнонаучной картины мира, развитию мышления, в том числе формированию алгоритмического стиля мышления, подготовке учеников к жизни в информационном обществе.
Сроки и этапы реализации программы
Обучение информатике в кружке осуществляется на трех ступенях:
начальном (4-6 классы);
среднем (базовый курс) (7-9 классы);
старшем (профильное и углубленное обучение) (10-11 класс).
Программа рассчитана на преподавание в объеме 216 годовых часов (6 недельных часа). Учащиеся набираются в кружок на общем основании, форма занятий групповая, количество детей в группе – 8 человек.
Программа кружка первого года обучения (начальная ступень) рассчитана на детей, которые обладают реальной возможностью длительного и глубокого освоения информационных технологий. Начальный этап обучения не является обязательным: в зависимости от уровня подготовки ребенок по результатам собеседования может быть зачислен на второй год обучения (средняя ступень).
Программа кружка второго и третьего года обучения рассчитана на углубленное изучение программ для подготовки ребят к профессиональной деятельности.
Принципы построения программы
Доступность – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.
Наглядность – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больше информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.
Сознательность и активность – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.
Учебно-тематический план первого года обучения
(начальная ступень)
№ п/п
|
Тема
|
Теория, час
|
Практика, час
|
Всего, час
|
1.
|
Вводное занятие. Техника безопасности.
|
3
|
-
|
3
|
2.
|
Устройство персонального компьютера.
|
27
|
-
|
27
|
3.
|
Основы работы в операционной системе Windows.
|
21
|
36
|
57
|
4.
|
Microsoft Office.
|
20
|
40
|
60
|
5.
|
Excel.
|
9
|
18
|
27
|
6.
|
Интернет.
|
9
|
3
|
12
|
7.
|
Назначение программ Total Commander, Adobe Reader, PROMT, Nero, WinZip. Антивирусные программы.
|
3
|
9
|
12
|
8.
|
Экскурсии. Участие в массовых мероприятиях Дворца.
|
-
|
15
|
15
|
9.
|
Итоговое занятие.
|
-
|
3
|
3
|
|
Итого
|
92
|
124
|
216
|
Содержание программы
Вводное занятие. Техника безопасности. Знакомство с программой кружка. Собеседование с детьми с целью выявления их уровня подготовки. Техника безопасности при работе с компьютером. Пожарная безопасность и правила дорожного поведения.
Устройство персонального компьютера. IBM PC – совместимые компьютеры. Архитектура ПК. Устройство системного блока: процессор, материнская плата, видеокарта, звуковая карта, память, жесткий диск, CD-ROM, корпус. Внешние устройства: монитор, клавиатура, мышь, принтер, колонки, сканер, модем. BIOS.
Основы работы в операционной системе Windows. Операционные системы. Начало загрузки. Варианты загрузки. Рабочий стол: значки, ярлыки, окно, папка. Оформление рабочего стола. Управление окнами. Меню Пуск. Панель задач. Мой компьютер. Просмотр ресурсов компьютера. Операции, выполняемые с файлами и папками. Программы, входящие в меню Стандартные: PAINT, блокнот, калькулятор, лазерный проигрыватель, универсальный проигрыватель. Служебные программы: дефрагментация диска, проверка диска, восстановление системы. Временные файлы.
Microsoft Office. Назначение программы. Элементы окна. Создание документа. Ввод текста. Сохранение документа. Подготовка документа к печати: параметры страницы, просмотр документа перед печатью. Редактирование текста: исправление ошибок, выделение фрагмента документа, буфер обмена, перемещение и копирование фрагмента текста, проверка текста (орфография и грамматика). Форматирование текстового документа: форматирование символов, абзаца, табуляция. Создание списков: маркированные, нумерованные и многоуровневые списки. Работа с таблицей: создание, редактирование, оформление таблиц, преобразование текста в таблицу, сортировка текста. Надписи и рамки: создание форматирование надписи. Создание и вставка рисунка. Форматирование рисунка. Создание фигурного текста WordArt. Создание колонок, колонтитулов, буквиц. Настройка параметров работы Word.
Excel. Назначение программы. Ввод данных в таблицу. Редактирование данных. Работа с листами и книгами. Копирование и перемещение ячеек. Вставка рисунка, ячеек, строк и столбцов. Редактирование ячеек. Форматирование листа. Выполнение расчетов и анализ данных в Excel. Построение диаграмм.
Интернет. Основные сведения об Internet. Популярные браузеры. Поисковые системы. Электронная почта.
Назначение программ Total Commander, Adobe Reader, PROMT, Nero, WinZip. Антивирусные программы. Назначение программ, их характеристики. Практическое использование.
Экскурсии. Участие в массовых мероприятиях Дворца. Открытие Дворца «Здравствуй, Дворец!», тематический день для кружковцев «В будущее без СПИДа», Новый год, итоговый праздник «Под парусом мечты летит планета детства», экскурсии в УО «Гродненский государственный политехнический колледж», УО «Гродненский государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности», Интернет-центр.
Итоговое занятие. Обзор пройденного материала. Планы и пожелания на следующий год.
Прогнозируемые результаты
К концу первого года обучения (начальная ступень) ребенок будет
знать:
устройство современного персонального компьютера, составные его части и их назначение;
назначение функциональных клавиш;
виды компьютерной памяти и их особенности;
единицы измерения информации и их особенности;
назначение и основные возможности текстовых редакторов;
этапы оформления текстового документа;
знать возможности сети Интернет.
уметь:
работать в информационной системе Windows: запускать программы, управлять окнами, работать с дискетой и флэшкой, выполнять основные операции с файлами и папками, сохранять работу на жестком диске и других носителях);
уверенно пользоваться стандартным компьютерным интерфейсом и типовым периферийным оборудованием (сканер, принтер, мультимедийный проектор, компьютер);
пользоваться инструментами простейшего графического редактора;
вводить, редактировать и иллюстрировать текст, сохранять его;
создавать и оформлять таблицы, списки, колонки;
самостоятельно подготовить документ к печати;
проводить несложные расчеты в таблицах Excel строить круговые диаграмы;
пользоваться электронной почтой, осуществлять поиск информации в Интернете;
работать с такими популярными программами, как Total Commander, Microsoft Office, Adobe Reader, PROMT, Nero, WinZip, и др.
Учебно-тематический план второго года обучения
(средняя ступень)
№ п/п
|
Тема
|
Теория, час
|
Практика, час
|
Всего, час
|
1.
|
Вводное занятие. Техника безопасности.
|
3
|
-
|
3
|
2.
|
Программа PowerPoint.
|
15
|
30
|
45
|
3.
|
Основы дизайна. Компьютерная графика.
|
6
|
-
|
6
|
4.
|
Графический редактор PhotoShop.
|
30
|
84
|
114
|
5.
|
Компьютерный звук.
|
6
|
21
|
27
|
6.
|
Экскурсии. Участие в массовых мероприятиях Дворца.
|
-
|
18
|
18
|
7.
|
Итоговое занятие.
|
-
|
3
|
3
|
|
Итого
|
60
|
156
|
216
|
Содержание программы
Вводное занятие. Техника безопасности. Знакомство с программой кружка. Техника безопасности при работе с компьютером. Пожарная безопасность и правила дорожного поведения.
Программа PowerPoint. Понятие слайда и слайд-фильма. Способы заливки фона слайда. Вставка рисунка. Операции с рисунком. Вставка надписи. Оформление текста надписи. Размещение текста и графики. Применение WordArt. Эффекты анимации. Подключение звукового сопровождения. Вставка фильма в презентацию. Настройка смены слайдов. Демонстрация слайд-фильма.
Компьютерная графика. Введение в компьютерный дизайн. Пять наиболее распространенных ошибок дизайнеров. Цветовые модели RGB и CMYK. Цветовые палитры. Растровая и векторная графика.
Графический редактор PhotoShop. Интерфейс программы PhotoShop: главное окно, палитра инструментов, главное меню, основные палитры PhotoShop, настройка программы, работа с тоновыми кривыми, автоматизация работы, команды трансформирования. Основы работы в программе PhotoShop: открытие файла, изменение размеров изображения и его разрешения, сохранение изображения, вывод изображения на печать, изучение цветовых моделей, кадрирование изображения, коррекция изображения, выделение областей, работа со слоями, инструменты рисования и заливки, трансформации, фильтры, каналы и маски.
Компьютерный звук. Звуковые форматы. Звукозапись. Adobe Audition: вставка звука, звуковые эффекты, редактирование звукового фрагмента и его сохранение. Конверторы звука.
Экскурсии. Участие в массовых мероприятиях Дворца. Открытие Дворца «Здравствуй, Дворец!», тематический день для кружковцев «В будущее без СПИДа», Новый год, итоговый праздник «Под парусом мечты летит планета детства», экскурсии в УО «Гродненский государственный политехнический колледж», УО «Гродненский государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности».
Итоговое занятие. Обзор пройденного материала. Планы и пожелания на следующий год.
Прогнозируемые результаты
К концу второго года обучения (средняя ступень) ребенок будет
знать:
виды компьютерной графики и их особенности;
графические примитивы и операции сними;
назначение и возможности графического редактора PhotoShop;
назначение и возможности программы PowerPoint;
свойства компьютерного звука;
уметь:
выполнять простейшие операции по обработке звуковой информации;
создавать презентации;
применять технологические приемы работы с графикой и текстом;
создавать изображения с помощью графического редактора PhotoShop, пользоваться эффектами и фильтрами для обработки изображений, применять основные рисующие и редактирующие инструменты этих редакторов, создавать графические коллажи и монтажи.
Учебно-тематический план третьего года обучения
(старшая ступень)
№ п/п
|
Тема
|
Теория, час
|
Практика, час
|
Всего, час
|
1.
|
Вводное занятие. Техника безопасности.
|
3
|
-
|
3
|
2.
|
Возможности графического редактора (трюки и эффекты) PhotoShop.
|
15
|
45
|
60
|
3.
|
Назначение и возможности графического редактора CorelDRAW.
|
27
|
33
|
60
|
4.
|
Основные понятия видеомонтажа. Программа для создания и обработки видео Pinnacle Studio.
|
24
|
33
|
57
|
5.
|
Назначение и возможности программ по созданию анимированных изображений.
|
6
|
12
|
18
|
6.
|
Экскурсии. Участие в массовых мероприятиях Дворца.
|
-
|
15
|
15
|
7.
|
Итоговое занятие.
|
-
|
3
|
3
|
|
Итого
|
75
|
141
|
216
|
Содержание программы
Вводное занятие. Техника безопасности. Знакомство с программой кружка. Техника безопасности при работе с компьютером. Пожарная безопасность и правила дорожного поведения.
Возможности графического редактора (трюки и эффекты) PhotoShop. Текстовые эффекты: надпись огнем, пишем льдом, надпись из воды, лазерная надпись, буквы под снегом, железные буквы, золотые буквы, трехмерный текст, взрывающиеся буквы, пиксельный текст. Текстуры: дерево, камень, вода, рисуем штамп, эффект скорости, компакт-диск, штрих-код. Имитация природных явлений: восход солнца, закат солнца, радуга, дождь, туман, молния, засыпаем пустыню снегом, делаем из дня ночь, отражение в воде, наращиваем небо, взрыв и огонь, солнце и солнечное затмение, рисуем космос, осенняя листва. Создание рамок: градиентная рамка, художественная рамка, деревянная рамка. Имитация объема в PhotoShop: кнопка в стиле Windows XP, шар, стеклянный шар на фоне пейзажа, сигарета, булыжник, фантастическая сфера. Ретушь фотографий, фотомонтаж: ретуширование старой фотографии, изменение цвета глаз, раскрашивание черно-белой фотографии, слияние фотографий, перенос человека в другое окружение, имитация старой фотографии, рисунок из фотографии, профессиональная фотография, виртуальная парикмахерская, новая фигура без скальпеля и фитнеса, изменение расы, омоложение на 20 лет за 20 минут, украшение самолета.
Назначение и возможности графического редактора CorelDRAW. Интерфейс программы. Общие сведения: запуск программы и основные элементы окна, масштабирование, сохранение документа, его закрытие и открытие ранее сохраненного. Создание объектов: стандартные объекты (эллипс, прямоугольник, многоугольник), объекты произвольных форм (ломаные линии, рисование кривых). Редактирование созданных форм: выделение, перемещение, копирование и удаление, изменение размеров и пропорций, вращение и наклон, задание точных размеров, зеркальное отражение, узлы объекта (выделение, создание, удаление и перемещение), изменение формы объекта (типы узлов), работа инструмента Shape со стандартными объектами. Контуры и заливка: заливка однородным цветом (выбор цвета), градиентные заливки, размер и цвет контура. Работа с несколькими объектами: упорядочивание объектов, выравнивание объектов, группы объектов, объединение. Создание и редактирование текста: простой и фигурный текст, редактирование текста, текст вдоль кривой. Перспектива и тени: принципы построения перспективы, имитация тени объекта. Линзы: принцип преобразования линзы, типы линз. Печать: предварительный просмотр, настройка печати.
-
Основные понятия видеомонтажа. Семь чудес видеомонтажа, приемы. Интерфейс программы Pinnacle Studio. Подготовка исходного видеоматериала: захват цифрового видео, захват аналогового видео, работа со статическими изображениями, бор исходных материалов в альбоме. Редактирование: создание видеоклипов, переходы, специальные эффекты, титры и меню, работа со звуком. Вывод фильма: запись на ленту, вывод в цифровой формат.
Назначение и возможности программ по созданию анимированных изображений. Назначение программы PhotoImpact. Интерфейс. Создание и редактирование простейших анимированных изображений. Сохранение изображений.
Экскурсии. Участие в массовых мероприятиях Дворца. Открытие Дворца «Здравствуй, Дворец!», тематический день для кружковцев «В будущее без СПИДа», Новый год, итоговый праздник «Под парусом мечты летит планета детства», экскурсии в УО «Гродненский государственный университет им. Я.Купалы», УО «Гродненский государственный политехнический колледж», УО «Гродненский государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности».
Итоговое занятие. Обзор пройденного материала. Планы и пожелания на следующий год.
Прогнозируемые результаты
К концу третьего года обучения (старшая ступень) ребенок будет
знать:
назначение и возможности графического редактора CorelDRAW;
возможности графического редактора (трюки и эффекты) PhotoShop;
назначение и возможности программ по обработке звука;
назначение программ компьютерной верстки;
основные понятия видеомонтажа;
назначение и возможности программ по созданию анимированных изображений;
уметь:
применять эффекты по обработке звука и выполнять звукомонтажные работы;
создавать изображения с помощью графических редакторов CorelDRAW и PhotoShop, пользоваться эффектами и фильтрами для обработки изображений, применять основные рисующие и редактирующие инструменты этих редакторов, создавать графические коллажи и монтажи;
создавать публикации (типа визитной карточки, календаря, листовки, брошюры) с помощью CorelDRAW;
работать с видеоклипами с помощью программ Adobe Premiere, Pinnacle;
создавать анимированные изображения.
Методика проведения занятий
Содержание
|
Метод обучения
|
Форма проведения занятия
|
Постановка задачи, оценка ее значимости.
|
Объяснительный
|
Групповая
|
Изучение теоретического материала по плану кружка.
|
Объяснительный, видеоуроки, тесты, викторины.
|
Групповая, индивидуальная.
|
Практическое решение поставленной задачи.
|
Репродуктивный
|
Индивидуальный
|
Выработка умения путем самостоятельного решения поставленных задач преподавателем.
|
Деятельностный
|
индивидуальный
|
Литература
Hard ‘и’ Soft: научно-популярный компьютерный журнал.
Берлинер, Э.М., Глазырина, И.Б., Глазырин, Э.Б. Office 200. 5 книг в 1. – М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 2000.
Бондаренко, С., Бондаренко М. Видеокурс по PhotoShop.
Бурлаков, М.В. CorelDRAW. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
Видеоуроки на компакт-диске.
Выбегалов, А. А. Видеомонтаж на ПК / А. А. Выбегалов – М.: ООО «Аквариум-принт», К.: ОАО «Дом печати – Вятка», 2005.
Выбегалов, А. А. Музыка на ПК / А. А. Выбегалов – М.: ООО «Аквариум-принт», К.: ОАО «Дом печати – Вятка», 2005.
Гроднева, С., Заботин, Ю. Интернет в вашем доме. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.
Гурский, Ю., Гурская, И. PhotoShop CS3. Трюки и эффекты. – СПб.: Питер, 2007.
Донцов, Д. Photoshop. Легкий старт / Д. Донцов. – СПб.: Питер, 2006.
Карасева, Э.В., Чумаченко, И.Н. PhotoShop CS2. – М.: НТ Пресс, 2005.
Леонтьев, В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера». – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
Мир ПК: журнал для пользователей персональных компьютеров.
Мой интернет: рекламно-информационный журнал.
Муртазин, Э.В. Интернет. Учебник. –М.: ДМК, 1999.
Николаева, Е.А., Градобаева, И.Б. Adobe PhotoShop CS: практические задания. – Мн.: Аверсэв, 2006.
Новиков, Ф.,
Олейников, М. Интернет для всех. Серия книг «Справочное руководство пользователя персонального компьютера». М.: Познавательная книга плюс, 2000.
Ривкин, М. Ю. Видеомонтаж с нуля! Книга +Видеокурс: Учеб. пособие/ М. Ю. Ривкин.– М.: Лучшие книги, 2004.
Самоучитель по настройке и оптимизации компьютера.
Свиридова, К. Фотомастеринг с помощью PhotoShop CS2.
Степаненко, О.С. Персональный компьютер. Учебный курс. – М.: Издательский дом «Вильямс», 1999.
Сайты:
www. informatika.na.by
www. metod-kopilka.ru
www. klyaksa.net
|