Скачать 80.52 Kb.
|
ПРИМЕНЕНИЕ ЗАДАНИЙ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ В статье излагается опыт автора по применению заданий тестовой формы при решении производственных ситуаций. Задания применяются для формирования новых знаний и умений, для проверки правильности усвоения содержания материалов в ходе учебных занятий. Ключевые слова. Задания в тестовой форме, формы заданий, производственные ситуации, ситуационная задача, формирование знаний, профессиональных умений, система заданий. Как показали исследования, задания тестовой формы в учреждениях среднего профессионального образования, чаще всего, применяются с целью контроля и оценки уровня подготовленности студентов. Между тем, возможности заданий таковы, что они могут быть использованы в ходе обучения для активизации учебно- познавательной деятельности студентов и повышения уровня их подготовленности к самостоятельной профессиональной деятельности. Для реализации этих задач важно правильно выбрать формы заданий, способы их предъявления, их место в процессе обучения. В статье предлагается познакомиться с заданиями в тестовой форме, воспроизводящими конкретные производственные ситуации. Задания используются на разных этапах усвоения: восприятие, закрепление, применение знаний. Предлагаемые задания разработаны автором и используются в курсе «Техническое оснащение торговых организаций». Основная часть заданий представлена ситуационными задачами. Так была названа система заданий, в которой ставится учебная проблема, и организуется поиск способов её решения. Постановка проблемы переносит студента в реальную производственную ситуацию. Предлагаемые способы решения ситуаций зависят от тестовой формы задания. Так, в заданиях с выбором студент выбирает один правильный ответ или несколько правильных ответов из числа предлагаемых. Похожий способ решения применяется при решении заданий на установление соответствия. В заданиях на установление правильной последовательности необходимо провести реконструкцию предложенного в задании ответа, т.е. выстроить действия так, чтобы они соответствовали правильному решению. В заданиях открытой формы или в т.н. текстовых заданиях студент вписывает в текст задания недостающее: слово, словосочетание, букву, цифру, формулу. Рассмотрим примеры заданий, используемых автором при обучении специалистов среднего звена в колледже торгового профиля. При разработке заданий использованы разные тестовые формы, что подтверждает их возможности для формирования умений студента решать конкретные производственные ситуации. Кроме того, для решения одной и той же ситуации могут использоваться несколько заданий разных форм. Применяя задания в определенном порядке, мы полностью раскрываем производственную ситуацию и даем возможность студенту решить ее последовательно, шаг за шагом. Таким образом, не только форма задания дает возможность раскрыть ситуацию, но и сама методика применения заданий способствует более качественному раскрытию ситуации и более осознанному ее решению студентам. В задании на установление соответствия (№1) предлагается решить пять ситуаций, которые могут возникнуть у кассира в процессе обслуживания покупателей. Содержание ситуаций размещено слева. Справа – первые действия, которые выбирает кассир для решения ситуации. Предлагаемые способы действий подобраны не случайно. Они выявлены опытным путем: в устных беседах со студентами, в процессе решения ими заданий на актуализацию, закрепление знаний. Главная цель задания – научить студента (кассира) оперативно решать производственные ситуации, что предполагает, прежде всего, правильные действия в момент возникновения ситуации. Решая такие задания, студент учится быстро ориентироваться и принимать правильные решения в нужный момент. Этому помогает и сама форма задания. В задании на установление соответствия учебная информация дается наглядно, в обобщенном, собранном виде. Такая подача учебной информации дает возможность сопоставить предлагаемые способы решения, сравнить, оценить их и таким образом быстрее выбрать правильное решение.
Ответ: 1) 2) 3) 4) 5) Однако для полного решения производственной ситуации не достаточно правильно выполнить первые действия. В дальнейшем необходимо выполнить ряд последовательных операций и нередко с привлечением других работников магазина и при участии покупателей. Таким образом, требуется детальная проработка каждой производственной ситуации. В следующих заданиях студенту предоставляется такая возможность. В заданиях №№2, 3 прорабатывается ситуация «Аннулирование». Сначала – путем выбора необходимых клавиш, затем – построением алгоритма этой операции. Обведите кружком номера ВСЕХ правильных ответов:
3. Для выполнения операции «Возврат» используют клавиши
6)Возврат, Сторно и Сброс После решения задания (после правильного выбора клавиш кассовой машины) необходимо проверить, знает ли студент последовательность их нажатия для решения той же ситуации. Здесь предлагается задание на знание алгоритмов работы на контрольно-кассовой машине определенного типа. Для проверки умений работать на машине применятся задания на установление правильной последовательности. В заданиях на установление правильной последовательности требуется составить алгоритм выполнения операции:
- номер секции - клавиша «Сторно» - цена товара - клавиша «Сброс» Для дополнительной проверки умения студента правильно решать производственную ситуацию проверяем отпечатанный кассовый чек. Чек на операцию «Аннулирование является документальным подтверждением умения выполнять эту операцию. Примеры заданий №№ 5,6 также показывают, как можно сочетать задания разных тестовых форм при разработке производственных ситуаций. В заданиях раскрываются правила расчета с покупателями. Первое задание - на установление правильной последовательности, второе – система заданий с выбором правильного ответа.
- положить деньги в кассовый ящик - получить деньги - объявить стоимость покупок и сумму сдачи - положить деньги отдельно на видное место - допечатать чек - выдать чек и сдачу - назвать сумму полученных денег Умение правильно выстроить алгоритм действий кассира по ведению расчетов с покупателем имеет большое практическое значение. Так как нарушение этого порядка часто приводит к конфликтам с покупателем. Чтобы этого избежать, нужно знать порядок проведения каждой из операций, включенных в алгоритм. Такая возможность предоставлена в системе заданий по теме «Правила расчета с покупателями». Система заданий с выбором правильного ответа. Последовательное решение заданий детально раскрывает особенности правил расчета с покупателем.
2. ДЕНЬГИ, ПОЛУЧЕННЫЕ ОТ ПОКУПАТЕЛЯ, КЛАДУТ В КАССОВЫЙ ЯЩИК ПОСЛЕ 1) их получения 2) выдачи чека 3. ЧЕК ПОКУПАТЕЛЮ ВЫДАЮТ 1) до выдачи сдачи 2) вместе со сдачей 3) после выдачи сдачи 4. СДАЧА ВЫДАЕТСЯ ТАК: 1) сначала бумажные купюры, затем монеты 2) сначала монеты, затем купюры 3) купюры и монеты вместе 5. В МОМЕНТ ВЫДАЧИ СДАЧИ КАССИР НАЗЫВАЕТ 1) сумму полученных денег 2) величину сдачи 3) стоимость покупок и величину сдачи 4) стоимость покупок, величину сдачи и сумму полученных денег 6. ПРИ ОТСУТСТВИИ ДЕНЕГ ДЛЯ ВЫДАЧИ СДАЧИ, КАССИР ВПРАВЕ ПРЕДЛОЖИТЬ ПОКУПАТЕЛЮ САМОМУ РАЗМЕНЯТЬ ДЕНЬГИ 1) да 2) нет 7. В СЛУЧАЕ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ПРЕТЕНЗИИ ПО ПОВОДУ НЕПРАВИЛЬНО ВЫДАННОЙ СДАЧИ КАССИР 1) вызывает администратора и они «снимают кассу» 2) «снимает кассу» самостоятельно 8. «СНЯТИЕ КАССЫ» ПРОВОДИТСЯ В РЕЖИМЕ 1) фискализация 2) регистрация 3) показание 4) гашение 9. РЕЗУЛЬТАТ «СНЯТИЯ КАССЫ» ОФОРМЛЯЮТ В 1) журнале кассира-операциониста 2) акте 3) акте и журнале кассира-операциониста 4) акте, журнале кассира-операциониста и книге кассира Таким образом, каждая из ситуаций, возникающая в работе кассира, может быть выделена отдельно и представлена в виде тестового задания. Главное здесь правильно выбрать форму задания, что во многом зависит от места применения задания в процессе обучения. Описанные выше задания применяются для закрепления и проверки знаний, необходимых для решения производственных ситуаций. Эти задания содержат обобщенные правила, необходимые для решения производственных ситуаций. Однако на практике выпускник колледжа будет решать те же ситуации, но применительно к конкретному торговому оборудованию и определенным условиям работы магазина. Поэтому в ходе практического обучения применяются ситуационные задачи. Предлагаемое ниже ситуационная задача «переносит» студента в магазин, на рабочее место кассира. Чтобы решить поставленную задачу, нужно знать устройство контрольно - кассовой машины определенной марки, уметь работать на ней и знать особенности работы кассира в разных магазинах. Последнее требование предполагает хорошее знание студентом другой учебной дисциплины - «Организация и технология торговли». Таким образом, ситуационная задача является, по существу интегрированным заданием. Оно включает инструкцию и текст задания с ответами. 7.Ситуационная задача Инструкция: Вам предлагается решить ситуацию, которая может возникнуть в работе кассира. Сначала внимательно прочитайте ситуацию, с начала и до конца. Затем решите задания, соблюдая предлагаемый порядок их выполнения. Не забудьте обвести кружком номера Всех правильных ответов. За каждое выполненное задание Вы получите по одному баллу. ПОСЛЕ ВЗВЕШИВАНИЯ ТОВАРА ПРОДАВЕЦ - КАССИР ВВЕЛ В ККМ «SAMSUNG ER – 4615F» СТОИМОСТЬ ПОКУПКИ, СУММУ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ ПОКУПАТЕЛЯ И ОПРЕДЕЛИЛИ СДАЧУ. В РЕЗУЛЬТАТЕ - ЧЕК ОТПЕЧАТАЛСЯ, НО ИЗ ПЕЧАТАЮЩЕГО УСТРОЙСТВА НЕ ВЫШЕЛ. ВАШИ ДЕЙСТВИЯ В КАЧЕСТВЕ ПРОДАВЦА-КАССИРА: 1. ВЫДАТЬ ПОКУПАТЕЛЮ ЧЕК
2. ПРОВЕРИТЬ СТОИМОСТЬ ПОКУПКИ С ПОМОЩЬЮ
3. чек должен быть подписан
4. ПОГАСИТЬ ЧЕК В МОМЕНТ ЕГО ВЫДАЧИ ПОКУПАТЕЛЮ
Эффективность применения заданий, отражающих производственные ситуации, подтверждена проведённым экспериментом. Решение подобных заданий помогает студенту выявить пробелы в своих знаниях и умениях, своевременно провести их коррекцию. Решая задания в тестовой форме при восприятии и понимании, закреплении и применении, студенты осознанно и прочно овладевают системой профессиональных знаний и умений. Усвоив знания и получив навыки работы со способами их усвоения, студенты могут перейти к самостоятельной работе по совершенствованию своих профессиональных навыков. |
Методическая разработка практического занятия для студентов для специальности... Изучить нормативные документы в процессе учебной деятельности, выполняя блок заданий в тестовой форме. Изучить структуру гф и других... |
Рекомендации по подготовке тестовых материалов для проведения самообследования... Формулировать задания кратко в форме логического высказывания или в форме тестовой задачи. Задания, требующие длительного решения,... |
||
В процессе выполнения заданий в тестовой форме «Технология лекарственных форм» построен в соответствии с основными направлениями государственной регламентации изготовления и контроля... |
Задания в тестовой форме для подготовки к зачёту по дисциплине «Сестринское дело в педиатрии» Первый дородовый патронаж проводится медицинской сестрой на сроке беременности до (нед.) |
||
Решение олимпиадных заданий школьного и муниципального уровней разных... Объяснить особенности заданий, алгоритм их выполнения, использование картографического материала для выполнения заданий |
Ответьте на вопросы в тестовой форме (указать № вопроса и цифры всех правильных ответов) Вашему вниманию предлагается пакет учебно-контролирующего материала для самостоятельной работы в заочной части учебного цикла, который... |
||
Лабораторная работа №1 «Применение средств операционных систем и... |
Лабораторная работа №1 «Применение средств операционных систем и... |
||
Проекта Использование проблемных заданий и ситуаций на уроках русского языка в старших классах |
Программа производственного обучения составлена так, чтобы по ней... Программы предназначены для подготовки и повышения квалификации рабочих по профессии “Жестянщик” 2-5-го разрядов |
||
На оказание услуг по профилактике и ликвидации аварийных ситуаций... |
Инструкция по выполнению заданий гиа по математике Всего в работе 26 заданий, из которых 20 заданий базового уровня (часть I) и 6 заданий повышенного уровня (часть II) |
||
Дипломная работа Существуют сверхсложные вычислительные задачи, для решения которых требуется применение суперкомпьютеров. Такие задачи называют grand... |
Административный регламент Федеральной службы по экологическому,... Москва "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по... |
||
Information computer systems Специальные возможности ms excel для работы с большими массивами информации", "Экономический анализ средствами электронных таблиц",... |
Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий огэ с развернутым ответом москва I. формат заданий и технологии оценивания заданий устной части экзамена |
Поиск |