Практические работы по учебной дисциплине и профессиональному модулю: методическое пособие для преподавателей колледжа
Танюшина Елена Владимировна
методист
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области
«Воронежский государственный промышленно-технологический колледж»
(ГБПОУ ВО «ВГПТК»)
Аннотация
Методическое пособие «Практические работы по учебной дисциплине и профессиональному модулю» подготовлено в помощь преподавателям, которые реализуют программы подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих по специальностям и профессиям среднего профессионального образования в колледже.
Пособие включает в себя введение (или общие сведения о практических занятиях), требования к структуре и содержанию практических работ студентов, оценку результатов учебной деятельности студентов при выполнении практических работ, требования к оформлению методических указаний, литературу, приложение.
содержание
Введение
|
|
Требования к содержанию и структуре практической работы
|
|
Оценка результатов учебной деятельности студентов при выполнении практических работ
|
|
Требования к оформлению методических указаний
|
|
Литература
|
|
Приложение
|
|
Введение
Практическое занятие – одна из форм организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких практических работ.
Данная форма обучения тесно связана с теоретическим курсом учебной дисциплины/профессионального модуля и проводится с целью:
формирования умений, практического опыта в соответствии с требованиями к результатам освоения дисциплины, профессионального модуля и на основании перечня формируемых компетенций, установленных ФГОС СПО по профессиям и специальностям, рабочей программой учебной дисциплины или профессионального модуля;
обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний;
совершенствования умений применять полученные знания на практике, реализации единства интеллектуальной и практической деятельности;
развития интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;
- выработки при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Практическое занятие проводится в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях и включает этапы:
- проверки знаний, необходимых для практической деятельности;
- инструктажа к выполнению практического задания;
- выполнения практической работы;
- подведения итогов работы (обсуждение, анализ, оценка, выводы).
Методические указания для выполнения практических работ по учебным дисциплинам, профессиональному модулю/МДК разрабатываются преподавателями в помощь студентам колледжа с учетом специфики предмета и профиля специальности/ профессии обучаемого (технического, социально-экономического, гуманитарного).
В случае отсутствия студента на практическом занятии по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу студент должен согласовать с преподавателем время ее выполнения/пересдачи.
Требования к Содержанию и структуре практической работы
Содержание практических занятий подчинено выше обозначенным целям и направлено на решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.), выполнение вычислений, расчетов, чертежей, работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, составление проектной, плановой и другой технической и специальной документации и др.
Практическими работами должны быть охвачены все основные вопросы изучаемой учебной дисциплины/профессионального модуля.
Практические работы могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.
Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении обучаемые пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы, контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении обучаемые не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий и требуют от обучаемых самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др.
Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что обучаемые должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.
Примерная структура и содержание методических указаний для выполнения практических работ репродуктивного характера студентами по курсу учебной дисциплины/ модуля /МДК в полном варианте выглядит таким образом:
Введение
1.Раздел № ____ и его наименование
2. Тема № _______ и ее наименование
3. Название практической работы
4. Цели (с учетом формируемых знаний, умений и компетенций, установленных рабочей программой учебной дисциплины, профессионального модуля/МДК)
5. Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
6. Инструкция по выполнению практической работы
7. Задание и материальное обеспечение практической работы
8. Вопросы для закрепления
9. Отчет по практической работе
10. Критерии оценки практической работы
11. Литература
Приложения
Во введении преподаватель приводит текст (Приложение 1) к методическим указаниям для выполнения практических работ, нацеливая студентов на развитие практических умений, формирование общих и профессиональных компетенций, необходимых для получаемой профессии/специальности.
п.п.1-4 берутся из рабочих программ и календарно-тематического планирования учебной дисциплины/профессионального модуля
п.п.5-8 преподаватель разрабатывает исходя из целей практической работы, учебной литературы, материально-технического оснащения кабинета. Схема решения задания может быть предложена следующая: 1. Что дано (сущность анализируемого действия процесса, явления). 2. Что известно и каким образом оно может помочь в решении поставленной задачи. 3. Гипотезы решения. 4. Методы решения. 5. Способы предупреждение ошибок. 6. Выводы и предложения.
Содержание п.п.9-10 преподаватель разрабатывает исходя из характера практических работ (репродуктивный, частично-поисковый и поисковый) и может в общем виде включить их во введение, приводить как образец в приложениях или разрабатывать к каждому разделу/теме практической работы.
Литература, рекомендуемая для подготовки студентов к выполнению практической работы, может быть составлена к каждой практической работе, теме (разделу) или предложена общим списком в заключительной части методических указаний.
Приложения, на которые даются ссылки в тексте методических указаний, размещаются в самом конце методических указаний и содержат предлагаемые образцы.
Оценка результатов учебной деятельности студентов
при выполнении практических работ
Преподавателю необходимо соблюдать следующие требования к оценке практической деятельности обучаемых. Оценка должна отражать полноту, глубину, прочность, системность и обобщенность знаний, умений и формируемых компетенций, быть объективной, гласной, обоснованной, индивидуальной. В соответствии с этими критериями преподаватель может использовать традиционную, 100-балльную, накопительную - рейтинговую систему оценивания, портфолио.
Традиционная система оценивания:
- оценка «отлично» ставится, если студент выполнил работу в полном объеме, в срок, с соблюдением необходимой последовательности действий, в отчете правильно и аккуратно выполнены все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; грамотно проведен анализ, содержание работы полностью соответствует поставленным целям работы;
- оценка «хорошо» ставится, если студент выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета.
- оценка «удовлетворительно» ставится, если студент не полностью выполнил работу, но объем выполненной работы позволяет сделать правильные выводы, в ходе работы были допущены значительные ошибки.
- оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент выполнил работу не полностью, объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы.
100-балльную оценку практической деятельности студентов при выполнении практической работы преподаватель разрабатывает в соответствии с ниже приведенной таблицей:
Процент результативности
|
Качественная оценка с описанием достижений
|
|
|
балл (отметка)
|
вербальный аналог
|
90 ÷ 100
|
5
|
отлично
|
80 ÷ 89
|
4
|
хорошо
|
70 ÷ 79
|
3
|
удовлетворительно
|
менее 70
|
2
|
не удовлетворительно
|
Рейтинговая система оценки качества формируемых практических умений, компетенций чаще используется в совокупности с теоретическими занятиями, при этом ведущей оценкой будет (теория и практика) та, которая более значима для освоения данной учебной дисциплины или профессионального модуля.
«5» - “отлично” выставляется, если студент: 1. Посетил не менее 90 % учебного времени и пропущенные по уважительной причине занятия были отработаны и сданы преподавателю. 2. Полностью овладел практическими навыками. 3. На занятиях проявлял активность. 4. Своевременно и точно выполнял задания преподавателя. 5. Правильно, своевременно, аккуратно заполнял тетрадь для практических работ.
«4» - “хорошо” выставляется, если студент: 1. Посетил не менее 80 % учебного времени, пропущенные занятия отработаны и сданы преподавателю. 2. Полностью овладел практическими навыками, но может допустить некоторую неточность. 3. На занятиях проявлял активность. 4. Своевременно и точно выполнял задания преподавателя. 5. Правильно, своевременно, но недостаточно аккуратно заполнял и оформлял тетрадь для практических работ.
«3» - “удовлетворительно” выставляется, если студент: 1. Посетил не менее 70 % учебного времени, пропущенные занятия отработал и сдал преподавателю. 2. Овладел практическими навыками, которые не всегда может полностью теоретически обосновать. 3. Не достаточно активен на занятиях. 4. Не всегда своевременно и точно выполнял задания преподавателя. 5. Не всегда своевременно и аккуратно заполнял и оформлял тетрадь практических работ.
«2» - “неудовлетворительно” выставляется, если студент: 1. Пропустил более 70 % учебного времени, пропущенные занятия не отработал. 2. Не полностью овладел практическими навыками и не может их теоретически обосновать. 3. Пассивен на занятиях. 4. Небрежен в выполнении заданий преподавателя. 5. Небрежен в ведении тетради практических работ.
Для практических работ, носящих поисковый характер, преподаватель может разрабатывать индивидуальную систему достижений (результатов) студентов - портфолио.
Все выше перечисленные системы оценивания могут быть использованы с привлечением компьютерных технологий.
Требования к оформлению методических указаний
Текстовая часть методических указаний для выполнения практических работ набирается на компьютере (А4: 210Х297), формат А 4. Интервал между строками – 1 или 1,5. Для набора текста, формул и таблиц необходимо использовать редактор Microsoft Word для Windows. Шрифт - Times New Roman, кегль 14. Если необходимо в тексте выделить слово или предложение, выделяем жирным или курсивом, но обязательно 14 шрифтом. Подчеркивания не допускается. Абзацы начинаются с красной строки. Красная строка – 1.27. В тексте не допускаются переносы. Переносы слов в заголовках и подзаголовках не делаются. Подчеркивание их не допускается, точка в конце заголовка не ставится. Тексты структурных элементов - разделов - следует начинать с нового абзаца. Номера страниц проставляются арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию. Нумерация проставляется с основного текста.
Поля постоянные: верхнее и нижнее поля – 2 см., левое поле – 3 см., правое поле – 1,5 см.
Титульный лист оформляется по образцу (Приложение 3)
В качестве рекомендуемой литературы в первую очередь необходимо указывать учебно-методическую литературу, имеющую соответствующий гриф «Рекомендовано государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» в качестве учебника для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля профессионального образования», «Допущено Экспертным советом по профессиональному образованию в качестве учебного пособия для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы профессиональной подготовки», общедоступные источники, в том числе Интернет-ресурсы.
Для социально-экономического и гуманитарного профилей рекомендуются источники последних пяти лет, для технического профиля – не старше 10 лет.
Литература указывается в алфавитном порядке.
Последовательность расположения элементов библиографического описания (перед каждым элементом описания стоит знак, который необходимо ставить при включении работы в библиографический список, например : (двоеточие), . – (точка и тире) и т.д.)
Имя автора. Основное заглавие: Аркуша А.И. Руководство к решению задач по теоретической механике
: другое название, подзаголовок (если они есть) : учеб. пособие для студентов машиностр. спец. сред.. спец. учеб. заведений
/ инициалы, фамилия автора / А.И. Аркуша
// название сборника (журнала, газеты), в котором помещена статья
. – Место издания. – М.
: Издательство (книга) : Высшая шк.,
. Год издания (книга) , 2002.
. Год издания (журнал).
.- Номер (журнал).
. – Количество страниц (в книге: - 354 с.; страницы, на которых помещена статья: - С. 117-125)
Все элементы библиографического описания обязательны.
Примеры:
Аркуша А.И. Руководство к решению задач по теоретической механике: учеб. пособие для студентов машиностр. спец. сред.. спец. учеб. заведений / А.И. Аркуша. – М.: Высш. шк., 2002. – 354 с.
Павлова Н.В. Администратор гостиницы : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.В. Павлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 80 с.
Сборник учебно-методических материалов по вопросам устройства и безопасной эксплуатации лифтов: справочно-правовая система «Консультант Плюс». – М.: ГОУ УЦ «Профессионал», 2010. – 58 с.
Угринович Н.Д. Практикум по информационным технологиям / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 394 с.
Подробнее образцы библиографических описаний приведены в Приложении №4
Литература
Миронова Т.Е. Методические указания по разработке практических работ по общеобразовательным дисциплинам. – Режим доступа: http://umk-spo.biz/articles/oformet/razrab-prak (дата обращения - 20.10.2015)
Подготовка и защита реферата: Элективный курс / Составление Грищук Е.И., Мудровой Л.Д. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010. – 72 с.
Положение о планировании, организации и проведении практических (лабораторных) работ студентов. - Кострома, 2013. – Режим доступа: http://yandex.ru/clck/jsredir?from
Положение о планировании, организации и проведении лабораторных и практических занятий в колледже КБГУ. – КБГУ, 2012. – Режим доступа: http://spo.kbsu.ru/main/mydocs/pologenie
Приложение 1
(примерный образец)
Методические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине/ профессиональному модулю «наименование учебной дисциплины/ профессионального модуля» подготовлены Вам в помощь для работы на практических занятиях, подготовки к практическим работам, для правильного составления отчетов.
Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
Все задания к практической работе Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике (краткое описание).
Отчет по практической работе Вы должны выполнить по алгоритму, опираясь на образец.
Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по учебной дисциплине/ профессиональному модулю и/или допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.
Приложение 2
Примерный образец оформления практической работы, выполняемой студентами, может выглядеть следующим образом:
Раздел № ____ и его наименование
Тема № _______ и ее наименование
Название практической работы:
Цели: (с учетом формируемых компетенций, установленных рабочей программой дисциплины, профессионального модуля)
Задание
Обеспечение
Ход выполнения
Ответы на вопросы
Выводы
Приложение 3
Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Воронежский государственный промышленно-технологический колледж»
(ГБПОУ ВО «ВГПТК»)
Методические указания по выполнению практических работ
по учебной дисциплине/ профессиональному модулю
___________________________________________________
наименование дисциплины/модуля
для студентов специальности/ профессии СПО
_________________________________________________________
код и наименование специальности/профессия
20___г.
Рассмотрена
предметно-цикловой комиссией
_______________________________
протокол № ____ от ________
Рецензенты:
Печатается по решению методического совета
ГБПОУ ВО «ВГПТК»
протокол № ___ от ________
(Фамилия и инициалы автора)
Методические указания для выполнения практических работ по учебной дисциплине/ профессиональному модулю «наименование» для студентов специальности/профессии (код и наименование) / Инициалы и фамилия автора. – Воронеж: ГБПОУ ВО «ВГПТК», 2016. – 22с.
Методические указания для выполнения практических работ подготовлены в помощь студентам… (краткая аннотация к данному методическому пособию)
Приложение 4
Правила библиографического оформления списка литературы
В библиографическом списке литературы после фамилии ставятся инициалы автора, затем заглавие книги (как указано на титульном листе) и выходные данные: место издания, название издательства (без кавычек), год издания (без слова «год») и количественная характеристика (объем в страницах). Каждый литературный источник начинается с красной строки.
Законодательные материалы
На отдельные изданные документы описание составляется так же, как и на книги. В списке их описывают под заглавием. В сведениях, относящихся к заглавию, должны содержаться данные о статусе, принятии, организации, от имени которой они опубликованы:
Конституция Российской Федерации. М.: Приор, 2004. – 32с.
Об охране окружающей среды: Закон Российской Федерации. – М.: Республика: Государственная Дума Российской Федерации, 1995. – 62с.
О воинской обязанности и военной службе: Федер. закон: [принят Гос. Думой 6 марта 2002г.: одобр. Советом Федерации 12 марта 2002 г]. – 4 изд. – М.: Ось-89, 2003. – 46с.
Книга одного автора
Стуканов В.А. Основы теории автомобильных двигателей и автомобиля: учеб. пособие для студ. среднего проф. образования / В.А. Стуканов. – М.: Форум-Инфра – М, 2014. – 368 с. – (Профессиональное образование).
Казначевская Г.Б. Менеджмент: учеб. пособие для студ. среднего проф. образования / Г.Б. Казначевская. – 3-е. изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 352с. – (Среднее профессиональное образование).
Книга двух авторов
Адаскин А.М. Материаловедение (металлообработка): учеб. пособие для студ. среднего проф. образования по спец. машиностроение и металлообработки / А.М. Адаскин, В.М. Зуев. – 3-е. изд., стереотип. – М.: Академия, 2014. – 240с. – (Профессиональное образование).
Пугачев В.П. Введение в политологию: учебник для студ. вузов / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. – 4-е. изд., перераб. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2013. – 477с.
Книга трех авторов
Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для студ. среднего проф. образования / Ю.Г. Сапронов, А.Б. Сыса, В.В. Шахбазян. – М.: Академия, 2003. - 320с. – (Среднее профессиональное образование).
Вахламов В.К. Автомобили. Теория и конструкция автомобиля и двигателя: учебник для студ. среднего проф. образования по спец. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Механизация сельского хозяйства» / В.К. Вахламов, М.Г. Шатров, А.А. Юрчевский; под ред. д-ра тех. наук, проф. А.А. Юрчевского. – М.: Академия, 2009. – 818с. – (Среднее профессиональное образование).
Книга, имеющая более трех авторов
Описывается под заглавием. Примеры:
Автоматизированные информационные технологии в экономике / М.И. Семенов [и др.]; под общ. ред. И.Т. Трубилина. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 415с.
Ремонт автомобилей и двигателей: учеб. пособие для вузов / В.И. Карагодин [и др.]. – М.: Высшая школа, 2014. – 496 с.
Книга без указания автора на титульном листе
Информатика. Базовый курс: учеб. пособие для техн. вузов / под ред. С.В. Симоновича. – 2-е. изд. – СПб.: Питер, 2004. – 640с. – (Учебник для вузов).
История: учеб. пособие для студ. среднего спец. учеб. заведения / П.С. Самыгин [и др.]; отв. ред. П.С. Самыгин. – 2-е. изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 480с. – (Учебники и учебные пособия).
Словари, справочники
Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского. – М.: Инфра-М, 2014. – 578с. (Библиотека словарей).
Вечканов Г.С. Микро- и макроэкономика: энциклопедический словарь. – СПб.: Лань, 2010. – 352с.
Стандарты
При описании стандартов указывается их назначение, которое является частью заглавия, их связь с ранее действующими документами, дата введения и срок действия:
ГОСТ 7.0-84. Библиографическая деятельность. Основные термины и определения. – Взамен ГОСТ 7.0
ГОСТ 7.1 – 2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – Введ. 2004. – 01. 07. – М.: Изд-во стандартов, 2004. – 156с.
Электронные ресурсы
Юридический советник [Электронный ресурс].– 1 электрон. отп. диск (CD-ROM): зв., цв. – прил.: Справочник пользователя [Текст] /сост. В.А. Быков. – 32 с.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс] / 2 электрон.опт. диска (CD-ROM): зв., цв. – 5-е. изд. – Электрон. текст дан.—Большая Российская энциклопедия, 2011.
Материалы из Internet
Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – http:// www, eidos. ru/journal/2005/0910-11. htm.
МГПУ им. Шолохова http:// www.mgopu.ru
Статья из книги, журнала или другого разового издания
Боголюбов А.Н. О вещественных резонансах с неоднородным заполнением / А.Н. Боголюбов, А.Л. Делицын, М.Д. Малых // Вест. Моск. ун-та. Сер.3 Физика. Астрономия. – 2002. - №5. – С. 23-25.
Долженко В.И. На пути совершенствования ассортимента средств защиты растений / В.И. Долженко // Защита и карантин растений. – 2010. - № 8. – С. 20-23.
Беседа руководителя с подчиненными как инструмент управления персоналом / А.К. Семенов // Психология и этика менеджмента и бизнеса. – М., 2012. – С. 114-123.
|