Решение этих задач требует проведения в организации единой технической политики в вопросах выбора антивирусного по и централизованного управления системой авз из одного органа


Скачать 76.68 Kb.
Название Решение этих задач требует проведения в организации единой технической политики в вопросах выбора антивирусного по и централизованного управления системой авз из одного органа
Тип Решение
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Решение
ОРГАНИЗАЦИЯ АНТИВИРУСНОЙ ЗАЩИТЫ КОРПОРАТИВНОЙ СЕТИ

В. М. Шатунов,

заместитель директора – начальник управления защиты

информации ОАО «Ленэнерго»,

к. т. н.

И. Н. Бабков,

начальник отдела защиты

информации ОАО «Ленэнерго»,

к. т. н.


В последнее время устойчивость функционирования информационных систем любых организаций и предприятий все в большей степени зависит от способности их корпоративных вычислительных сетей противостоять угрозам заражения компьютерными вирусами.

Несмотря на растущее внимание со стороны руководителей компаний и подразделений IT-технологий к вопросам информационной безопасности корпоративных сетей, угроза их заражения вирусами и возможные производственные и финансовые потери недооцениваются. Вместе с тем широкое использование для информационного обмена каналов внешних сетей, в том числе Интернет, требует срочного и эффективного решения проблемы защиты от компьютерных вирусов.

Наилучшим образом она может быть решена путем создания в составе системы информационной безопасности (ИБ) подсистемы антивирусной защиты (АВЗ). Ее надежность будет определяться не только технологическими достижениями, реализованными в антивирусных программах, но также комплексом организационных мер, направленных на их эффективное применение.

Независимо от масштаба корпоративной сети (числа серверов и компьютеров), ее территориального размаха, используемых средств ВТ и программного обеспечения подсистема АВЗ в общем случае должна обеспечить решение следующих основных задач:

  • приобретение, установку и своевременную замену антивирусных пакетов (АВП) на серверах и рабочих станциях;

  • контроль правильности применения антивирусного ПО на элементах сети;

  • обнаружение вирусов в сети, их оперативное лечение, удаление зараженных объектов, локализацию зараженных участков сети;

  • контроль и анализ количества и разновидностей вирусов в каналах внешних сетей, своевременное оповещение администраторов и пользователей сети об обнаруженных или возможных вирусах, их признаках, характеристиках, вирусных эпидемиях.

Решение этих задач требует проведения в организации единой технической политики в вопросах выбора антивирусного ПО и централизованного управления системой АВЗ из одного органа.

В небольших организациях функции АВЗ могут быть возложены на специалиста по информационной безопасности. В крупных компаниях (особенно территориально-распределенных) при наличии в составе корпоративной сети десятков серверов, ЛВС подразделений и сотен или тысяч автоматизированных рабочих мест (АРМ) пользователей для решения задач антивирусной защиты целесообразно создать специальное подразделение АВЗ (отдел, служба, ...). Помимо этого штатного органа в состав подсистемы АВЗ организационно включаются специалисты по обслуживанию СВТ структурных подразделений, администраторы ЛВС и серверов, пользователи.

Эффективность функционирования такой подсистемы будет определяться рациональной интеграцией технологии и политики управления АВЗ. Причем для больших систем с учетом особенностей их построения, состава технических средств и ПО, а также отсутствия универсальных АВП для любых операционных платформ, вопросы организации управления подсистемой АВЗ являются определяющими. При их решении важно руководствоваться принципами реализации единой технической политики при приобретении АВП, непрерывности контроля состояния АВЗ сети и централизованного управления системой антивирусной защиты.

Поэтому комплекс организационных мер требует тщательной отработки. При этом целесообразно действовать в следующей последовательности.

Первым делом разработать документы...

Прежде всего, следует разработать Положение об АВЗ. Оно определяет структуру, состав, задачи и функции подсистемы, их взаимосвязи и порядок взаимодействия с другими подсистемами ИБ и корпоративной сети.

В пакет внутренних нормативных документов должны также войти:

  • для администратора АВЗ:

    • инструкция и методики контроля наличия вирусов в сегментах сети и тестирования антивирусного ПО на стенде;

    • форма базы данных учета установленных АВП на серверах и рабочих станциях пользователей со сроками действий лицензий;

    • форма типового оповещения пользователей об обнаружении вирусов, их характеристиках, об угрозе эпидемии вирусов из сети Internet и т. п.;

    • форма доклада администратору ИБ корпоративной сети;

  • для администраторов ЛВС и серверов:

    • дополнения в их должностные инструкции в части обязанностей и ответственности по АВЗ;

  • для пользователей сети:

    • инструкция по правилам работы в сети;

    • инструкция по использованию электронной почты и сети Internet;

    • рекомендации по работе с антивирусными пакетами;

    • форма сообщения администратору АВЗ об обнаружении вирусов.

Некоторые из перечисленных документов (инструкции, методики...) образуют информационную базу подсистемы АВЗ, другие (типовые формы) носят вспомогательный характер и предназначены для ускорения оперативного взаимодействия ее субъектов.

Покупая, сравнивай и проверяй

Выбор антивирусного ПО является важнейшим элементом при построении АВЗ. В настоящее время выбор антивирусных пакетов для конкретных операционных систем невелик. И тем не менее приобретать антивирусное ПО необходимо с использованием критерия эффективность–стоимость, оценивая не только первичную стоимость пакета, но также затраты на продление лицензий. К основным несложным параметрам оценки качества антивирусных пакетов следует отнести:

  • компактность дистрибутивов;

  • частоту обновления антивирусных баз данных;

  • полноту набора функций, необходимых для обеспечения антивирусного контроля;

  • количество действий при запуске АВП (удобство пользователя);

  • способность обезвреживать все известные вирусы;

  • совместимость с операционными системами;

  • требования к быстродействию компьютера и объему оперативной памяти.

Кроме того, немаловажное значение имеют гарантии разработчика по технической поддержке программных продуктов и выполнение их фирмой-поставщиком. К сожалению, дистрибьюторы разработчиков зачастую не выполняют в полном объеме эти обязательства.

Выбранные пакеты подлежат обязательному тестированию на стенде подразделения защиты информации или подразделения АВЗ. Это позволит выявить ошибки в антивирусном ПО (как правило, они часто встречаются в новых программах), оценить его совместимость с системным и прикладным ПО на серверах и рабочих станциях. Из опыта реализации конкретных систем АВЗ отметим, что по результатам тестирования в реальных сетях разработчикам направлялись предложения по доработке отдельных программ.

Контроль и еще раз контроль

Организация защиты сети от вирусов невозможна без постоянного непрерывного контроля ее состояния. В первую очередь эту задачу решают антивирусные пакеты. Их наличие на всех элементах сети – условие обязательное, но недостаточное. Так, например, несвоевременное обновление антивирусной базы ведет к ее устареванию, что может быть равноценно отсутствию АВЗ в отдельные моменты времени. Практика показывает, что контрольные функции подразделения АВЗ многообразны. Важнейшими из них являются:

  • контроль своевременного обновления антивирусных баз на серверах и рабочих станциях пользователей;

  • контроль постоянного включения программы «монитор» антивирусного пакета на серверах и рабочих станциях;

  • контроль правильности настроек антивирусных пакетов и выполнение пользователями рекомендаций по их применению в процессе работы компьютера;

  • контроль сроков действий лицензий установленных антивирусных программ;

  • дистанционный контроль состояния антивирусной защиты (настройки пакетов, наличия вирусов) на серверах и рабочих станциях с АРМ администратора АВЗ;

  • проверка организации работы по резервному копированию наиболее ценной информации;

  • контроль организации в подразделениях проверки внешних носителей информации (CD, дискет);

  • плановый контроль состояния антивирусной защиты на серверах и рабочих станциях пользователей в подразделениях.

Кроме того, подразделение АВЗ согласовывает заявки на подключение пользователей к корпоративной сети только при наличии на рабочих станциях антивирусных пакетов. При этом заявки на подключение с указанием типа пакета и сроков действия лицензии заносятся в базу данных.

В ходе планового контроля в подразделениях помимо устранения выявленных недостатков в использовании АВП и последствий действия вирусов (лечения) проводится сбор статистики причин нарушений. Их анализ позволяет судить об уровне подготовки пользователей для работы в сети и выполнении ими требований нормативных документов по антивирусной защите. На практике именно неправильные действия пользователей при наличии пакета являются основной причиной вирусного заражения компьютера, а в отдельных случаях и сети. В качестве примера на диаграмме (рис. 1) приведены типовые нарушения в действиях пользователей и их процентное соотношение в благополучной с точки зрения АВЗ сети, то есть при наличии антивирусных пакетов на серверах (в том числе почтовых) и на всех рабочих станциях.

Из диаграммы видно, что основной причиной вирусных заражений в сети является несвоевременное обновление антивирусных баз на АРМ пользователей. На втором и третьем местах идут неправильные установки параметров (паролей) на папки общего доступа и неправильные настройки антивирусных пакетов. Вторая причина заражений является наиболее опасной, так как некоторые вирусы, такие как Nimda, в первую очередь заражают общедоступные информационные ресурсы. Немалую долю заражений (10 %), как видно из диаграммы, вызывают Интернет-«черви», что объясняется их широким распространением в последнее время и сложностью их обнаружения существующими АВП. При этом подавляющее число таких заражений возникает при посещении неизвестных сайтов или использовании бесплатных почтовых ящиков в Интернет.

Таким образом, главная причина вирусных заражений кроется не столько в недостатках антивирусного ПО, сколько в его неправильном использовании и ошибочных действиях пользователей, приводящих к возрастанию вероятности инфицирования информационных ресурсов.

На диаграммах (рис. 2 и 3) в процентном соотношении приведены источники вирусных заражений и основные виды вирусов, обнаруженных в почтовых сообщениях, соответственно. Распределение вирусов в самой корпоративной сети может носить различный характер в зависимости от конкретно используемых антивирусных средств, состояния ее обслуживания и контроля, вирусной активности во внешних сетях, уровня подготовки пользователей.


Заключение

Надежность антивирусной защиты корпоративной сети зависит как от эффективности применяемых антивирусных средств, так и от условий их эксплуатации на конкретных объектах. Как показывает практика гарантировать полную защиту от угроз вирусного заражения невозможно, но вполне реально снизить риск такого заражения до минимума путем создания подсистемы АВЗ и обеспечения ее поддержки на всех уровнях.

В части совершенствования технологий антивирусной защиты для эффективного функционирования системы АВЗ наиболее важными представляются два направления: разработка более универсальных алгоритмов обнаружения и обезвреживания вирусов, ориентированных на широкий класс вредоносных программ; совершенствование управления антивирусными пакетами с учетом необходимости внедрения сетевых центров управления в гетерогенных сетях, включающих в свой состав большое количество серверов и рабочих станций.

Очень перспективным направлением развития АВЗ является разработка и внедрение комплексных решений, предлагаемых, в частности, компанией Symantec, которые сочетают в себе антивирусные средства, системы обнаружения атак и межсетевые экраны.

«Защита информации. Конфидент», №6, 2002, с. 75-77

Похожие:

Решение этих задач требует проведения в организации единой технической политики в вопросах выбора антивирусного по и централизованного управления системой авз из одного органа icon Пояснительная записка к программе
Специфика этих ситуаций требует от человека адекватного речевого поведения, что и обеспечивает, в конечном счете, решение социально...
Решение этих задач требует проведения в организации единой технической политики в вопросах выбора антивирусного по и централизованного управления системой авз из одного органа icon Вакуумный золотниковый насос авз инструкция: авз-20д, авз-63д, авз-90,...
Вакуумный золотниковый насос авз инструкция: авз-20д, авз-63д, авз-90, авз-125д, авз-180
Решение этих задач требует проведения в организации единой технической политики в вопросах выбора антивирусного по и централизованного управления системой авз из одного органа icon Должностная инструкция оперативного дежурного диспетчера Единой дежурно-диспетчерской службы
Еддс, по другим вопросам руководителю органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий...
Решение этих задач требует проведения в организации единой технической политики в вопросах выбора антивирусного по и централизованного управления системой авз из одного органа icon Документация о запросе предложений на выполнение строительно-монтажных...
Заказчик, указанный в информационной карте (п 1), намерен заключить с победителем запроса предложений договор, предмет которого указан...
Решение этих задач требует проведения в организации единой технической политики в вопросах выбора антивирусного по и централизованного управления системой авз из одного органа icon Регламен т
На всех рабочих местах пользователей в сети нгту для поддержки требуемого уровня безопасности, необходимо использовать средства антивирусной...
Решение этих задач требует проведения в организации единой технической политики в вопросах выбора антивирусного по и централизованного управления системой авз из одного органа icon Технические стандарты
РС(Я) (далее стандарты) разработаны с целью проведения единой технической политики при выполнении мероприятий по оснащению органов...
Решение этих задач требует проведения в организации единой технической политики в вопросах выбора антивирусного по и централизованного управления системой авз из одного органа icon «Химия и жизнь»
Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения. Однако можно выделить круг приоритетных...
Решение этих задач требует проведения в организации единой технической политики в вопросах выбора антивирусного по и централизованного управления системой авз из одного органа icon Порядок разработки планирующих и
Для решения данных задач создаются органы управления и, в частности – постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные...
Решение этих задач требует проведения в организации единой технической политики в вопросах выбора антивирусного по и централизованного управления системой авз из одного органа icon Основные направления Технической политики. 8
Принципы Технической политики при проектировании объектов нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения....
Решение этих задач требует проведения в организации единой технической политики в вопросах выбора антивирусного по и централизованного управления системой авз из одного органа icon Разработка системы "Автоматизированное решение задач механики"
В данном дипломном проекте рассмотрены вопросы автоматизированного решения задач механики. Было рассмотрено решение четырех типов...
Решение этих задач требует проведения в организации единой технической политики в вопросах выбора антивирусного по и централизованного управления системой авз из одного органа icon Рабочая программа по дисциплине б 8 «Информатика»
Для достижения этих целей преподавание дисциплины предполагает решение следующих задач
Решение этих задач требует проведения в организации единой технической политики в вопросах выбора антивирусного по и централизованного управления системой авз из одного органа icon Рабочая программа по дисциплине б 8 «Информатика»
Для достижения этих целей преподавание дисциплины предполагает решение следующих задач
Решение этих задач требует проведения в организации единой технической политики в вопросах выбора антивирусного по и централизованного управления системой авз из одного органа icon Анкета юридического лица
Сведения о присутствии или отсутствии по месту нахождения организации, постоянно действующего органа управления (либо иного органа...
Решение этих задач требует проведения в организации единой технической политики в вопросах выбора антивирусного по и централизованного управления системой авз из одного органа icon Об утверждении инструкции по организации и проведению семенного
Российской Федерации от 31 октября 1998 года n 1269 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, n 45, ст. 5520), и осуществления...
Решение этих задач требует проведения в организации единой технической политики в вопросах выбора антивирусного по и централизованного управления системой авз из одного органа icon Тема: «Создание и испытание энергоэффективных мобильных приводов...
Целью проекта является разработка принципов управления группой приводов и экспериментальных образцов групп из 2-х и 6-ти энергоэффективных...
Решение этих задач требует проведения в организации единой технической политики в вопросах выбора антивирусного по и централизованного управления системой авз из одного органа icon Типовые правила использования сети Интернет в образовательной организации
Использование сети Интернет в образовательной организации направлено на решение административных задач и задач учебно-воспитательного...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск