Портал ресурсов по управлению рисками для малого и среднего бизнеса www.risk-academy.ru
Пример дорожной карты внедрения системы управления рисками
Детальный план мероприятий по совершенствованию СУР
-
Распределение ролей и обязанностей
№
|
Описание мероприятия
|
Ответственные исполнители
|
Срок исполнения
|
1.1.1
|
Согласование предлагаемой модели взаимодействия по управлению рисками со структурными подразделениями, наиболее вовлеченными в процесс управления рисками. Сбор отзывов и рекомендаций, при необходимости дополнение модели взаимодействия в рамках системы управления рисками. Утверждение модели взаимодействия на Правлении.
|
|
|
1.1.2
|
Внесение изменений в Политику, Руководство, положения и должностные инструкции ABC в соответствии с утвержденной моделью взаимодействия в рамках системы управления рисками
|
|
|
1.1.3
|
Обсуждение и рассмотрение изменений в внутренне-нормативной документации Общества на Комитете по рискам и утверждение на Правлении.
|
|
|
1.1.4
|
информирование сотрудников Общества об изменениях во внутренне-нормативной документации, с целью закрепления ролей и обязанностей в рамках модели взаимодействия по управлению рисками. Проведение обучения сотрудников, координаторов рисков по вопросам функционирования Модели взаимодействия по управлению рисками, ролям и ответственностям, включение данных вопросов в существующие программы обучения Общества.
|
|
|
1.1.5
|
Внедрение ключевых показателей деятельности (КПД) по управлению рисками для руководителей и других ключевых участников системы управлению рисками.
|
|
|
1.1.6
|
Проведение регулярной оценки эффективности деятельности сотрудников с учетом ключевых показателей деятельности по управлению рисками в рамках ежегодного процесса мотивации.
|
|
|
1.1.7
|
Реформирование Комитета по рискам:
-
Сократить количество членов Комитета по рискам с 23 до 9 человек:
Первый вице-президент – председатель
Вице-президент по корпоративному развитию – заместитель председателя
4 управляющих директора
Начальник ДКР
Начальник СВА
Советник президента по корпоративному развитию
Директора структурных подразделений могут приглашаться для обсуждения информации о рисках в зоне их компетенции.
Рекомендуем рассматривать вопросы, относящиеся только к критическим рискам Общества (на текущий момент 8 рисков).
|
|
|
-
Внедрение управления рисками в бизнес-процессы
№
|
Описание мероприятия
|
Ответственные исполнители
|
Срок исполнения
|
1.2.1
|
Согласование предложенных изменений в процессах стратегического планирования и бюджетирования с заинтересованными подразделениями. Сбор отзывов и комментариев. Внесение соответствующих изменений в нормативную документацию по процессам планирования и бюджетирования.
|
|
|
1.2.2
|
Рассмотрение предлагаемых изменений на Комитете по стратегическому планированию и корпоративному управлению. Утверждение интеграции управления рисками в процессы планирования и бюджетирования на Правлении.
|
|
|
1.2.3
|
Проведение пилотного тестирования изменений в процессах стратегического планирования и бюджетирования на базе одного структурного подразделения. Подготовка статус презентации по результатам пилотного внедрения.
|
|
|
1.2.4
|
Внедрение предлагаемых элементов управления рисками в процессы планирования и бюджетирования для всех остальных структурных подразделений. При необходимости проведение обучения для сотрудников структурных подразделений.
|
|
|
1.2.5
|
Регламентирование процессов планирования, включая этапы разработки долгосрочной стратегии, а также разработки и актуализации комплексного плана мероприятий. Определение взаимосвязей между долгосрочной стратегией, комплексным планом мероприятий и планами развития и бюджетами Общества.
|
|
|
1.2.6
|
Внедрение предлагаемых элементов управления рисками в процессы планирования и бюджетирования на уровне филиалов и Дочерних Обществ.
|
|
|
1.2.7
|
Интеграция управления рисками в процессы управления эффективностью деятельности (performance management) ABC. Рекомендуем провести анализ существующих процессов управления деятельностью и управления рисками, разработать и внедрить рекомендации по интеграции, внести необходимые дополнения во внутренне-нормативную документацию.
|
|
|
1.2.8
|
Интеграция системы управления рисками в процессы закупок и работу с контрагентами. Рекомендуем провести анализ существующих процессов закупок и управления рисками, разработать и внедрить рекомендации по интеграции, внести необходимые дополнения во внутренне-нормативную документацию.
|
|
|
1.2.9
|
Интеграция управления рисками в процессы управления проектами (project management). Рекомендуем провести анализ существующих процессов управления проектами и управления рисками, разработать и внедрить рекомендации по интеграции, внести необходимые дополнения во внутренне-нормативную документацию.
|
|
|
-
Прозрачность и полнота информации о рисках
№
|
Описание мероприятия
|
Ответственные исполнители
|
Срок исполнения
|
1.3.1
|
Обсуждение обновленного формата реестра рисков и полугодового отчета по управлению рисками (включающий статус критических рисков, текущие потери, аппетит на риск и дальнейшие мероприятия по управлению рисками) на Комитете по рискам и утверждение на Правлении.
|
|
|
1.3.2
|
Подготовка отчета о критических рисках Общества за 1-ое полугодие, рассмотрение на Комитете по рискам, утверждение на Правлении и презентация для Совета директоров
|
|
|
1.3.3
|
Подготовка отчета о критических рисках Общества за 2-ое полугодие, рассмотрение на Комитете по рискам, утверждение на Правлении и презентация для Совета директоров
|
|
|
1.3.4
|
Подготовка статус отчета на конец года о состоянии самой системы управления рисками и выполнении мероприятий по совершенствованию системы управления рисками. Рассмотрение на Комитете по рискам и Правлении, презентация для Совета директоров.
|
|
|
1.3.5
|
Ежегодное проведение независимого аудита системы управления рисками сотрудниками СВА с целью узких мест, обсуждение с ДКР и презентация на Комитет по аудиту и Совет директоров.
|
|
|
1.3.6
|
Определение удерживающей способности ABC, рассмотрение на Комитете по рискам, Правлении и утверждение Советом директоров
|
|
|
1.3.7
|
Публикация информации об управлении рисками в ABC на сайте Общества и в годовых отчетах
|
|
|
1.3.8
|
Провести выявление, анализ и оценку рисков на уровне Дочерних Обществ, разработка и внедрение мероприятий по управлению наиболее критическими рисками. Включить информацию о критических рисках в карту и реестр рисков Общества.
|
|
|
-
Принятие решений на основе информации о рисках
№
|
Описание мероприятия
|
Ответственные исполнители
|
Срок исполнения
|
1.4.1
|
В рамках процесса согласования и утверждения проектов внутренних нормативных документов, протестировать предлагаемый формат пояснительной записки для принятия решений на одном из заседаний Правления, Комитета по рискам или другого комитета при Правлении или Совете директоров; собрать отзывы, используя форму обратной связи.
|
|
|
1.4.2
|
В рамках процесса согласования и утверждения проектов внутренних нормативных документов, утвердить формат пояснительной записки на Правлении. Провести обучение ключевых сотрудников по использованию обновленной формы пояснительной записки.
|
|
|
1.4.3
|
Интеграция системы управления рисками в процесс инвест планирования и принятия инвестиционных решений. Рекомендуем провести анализ существующих процессов принятия инвестиционных решений и управления рисками, разработать и внедрить рекомендации по интеграции, внести необходимые дополнения во внутренне-нормативную документацию.
|
|
|
-
Укрепление риск-ориентированной культуры
№
|
Описание мероприятия
|
Ответственные исполнители
|
Срок исполнения
|
1.5.1
|
Проведение обучения руководителей структурных подразделений по теме управления рисками в рамках новой модели взаимодействия.
|
|
|
1.5.2
|
Проведение обучения координаторов рисков структурных подразделений по теме управления рисками в рамках новой модели взаимодействия.
|
|
|
1.5.3
|
Включение информации о модели взаимодействия по управлению рисками в существующие программы обучения ABC, в том числе вводное обучение для новых сотрудников, тренинги по этике и т.д.
|
|
|
1.5.4
|
Обновить план мероприятий по совершенствованию системы управления рисками по результатам проделанной работы, рассмотреть на Комитете по рискам и утвердить на Правлении.
|
|
|
1.5.5
|
Начиная с 2012 г. проводить периодические тренинги (refresher training) для сотрудников Общества для укрепления навыков по управлению рисками
|
|
|
1.5.6
|
Тестирование уровня риск-ориентированной культуры сотрудников и руководителей ABC в рамках анализа удовлетворенности сотрудников
|
|
|
1.5.7
|
Повышение квалификации сотрудников ДКР, участие в конференциях по управлению рисками в энергетике, участие в семинарах по управлению рисками или прохождение дополнительных курсов по управлению рисками для повышения квалификации.
|
|
|
Настоящий документ подготовлен исключительно для создания общего представления об обсуждаемом в нем предмете и не является профессиональной консультацией. Не предоставляется никаких гарантий, прямо выраженных или подразумеваемых, относительно точности и полноты информации, представленной в настоящем документе. Если иное не предусмотрено законодательством РФ, Риск-академия, его сотрудники и уполномоченные представители не несут никакой ответственности за любые последствия, возникшие в связи с чьими-либо действиями (бездействием), основанными на информации, содержащейся в настоящем документе, или за принятие решений на основании информации, представленной в настоящем документе.
|