Приложение № 3
К форме I.3.2.1. «Предложение в отношении объекта закупки»
-
-
-
Разработка Системного проекта электронного правительства Российской Федерации
По результатам, полученным на первом этапе НИР, с целью разработки Системного проекта электронного правительства Российской Федерации, на втором этапе будут проведены новые исследования в соответствии с порядком, методологией и организационными решениями выполнения работ, описанными в следующих разделах. Для удобства нумерация разделов в Приложении 3 приведена в соответствие с нумерацией Технического задания.
-
Раздел «Реферат» будет содержать краткое изложение основных положений Системного проекта электронного правительства Российской Федерации.
Порядок выполнения работы
Реферат системного проекта электронного правительства Российской Федерации будет представлять собой сжатый и концентрированный вариант изложения содержания указанного системного проекта. В соответствии с этим, он не будет содержать положений и, тем более, выводов, выходящих за рамки содержания реферируемого системного проекта. Он будет построен как реферат-резюме, который содержит основные положения рассматриваемого системного проекта. Примерный объем реферата будет лежать в диапазоне от 10 до 15 страниц текста того формата, который принят для реферируемого системного проекта.
Реферат системного проекта будет разработан таким образом, чтобы выполнять роль «резюме для руководства». С этой целью информация в реферате будет подаваться в виде, позволяющем быстро ознакомиться и понять основные моменты системного проекта без изучения его целиком. Благодаря этому реферат будет помогать руководителям проще и быстрее принимать решения в области развития и применения электронного правительства Российской Федерации на горизонте 2020 года.
Предположительно реферат будет содержать:
формулирование проблемы развития электронного правительства Российской Федерации на горизонте 2020 года;
краткий анализ ситуации, формулировку целей и возможностей развития электронного правительства;
основные выводы системного проекта развития электронного правительства.
Вместе с тем, возможно изменение структуры реферата, определяемое тем, какие варианты и направления развития электронного правительства будут приняты в рамках реферируемого документа.
Методология проведения работы
Для разработки реферата, представляющего результаты данной НИР, будет использоваться совокупность методов анализа и краткого изложения содержания больших текстов специализированного содержания, а также методов организации коллективной (групповой) работы. Кроме того, для точного выделения наиболее значимых положений и содержательных результатов НИР в форме реферата, будут учитываться методы, использованные в самой НИР. В первую очередь, к ним относятся методы разработки больших динамичных систем, методы реинжиниринга организаций, систем и процессов, методы архитектурного проектирования систем и предприятий.
В результате проведения анализа внешних и внутренних факторов, влияющих на создание реферата, и в рамках требований Технического задания будет определена система критериев, которая позволит определять приоритеты и систематизировать решения по выбору тех или иных вопросов для их освещения в составе реферата. Будут, в частности, учитываться отдельные проблемы по уровням и ветвям государственного управления и местного самоуправления, что обеспечит адекватное отражение результатов НИР.
В работе будут использованы проверенные мировой практикой методы разработки рефератов, основные положения которых изложены в работах:
(а) Brazerman, C. The informed writer. Using sources in the disciplines. The WAC Clearinghouse, Fort Collins, Colorado 80523-1052, 2010;
(б) Summarizing, paraphrasing, and quoting. A Publication of the Harvard College Writing Program. Harvard Guide to Using Sources, 2015, retrieved from http://isites.harvard.edu/icb/icb.do?keyword=k70847&pageid=icb.page350378.
Помимо проверенных мировой практикой подходов к реферированию сложных больших источников и наборов источников будут использованы также авторские методы и средства по проведению анализа научно-технических работ, поддержке выполнения технических экспертиз, организации и выполнения собственно реферирования, семантического анализа текстов. Основные положения авторских методов опубликованы в совокупности публикаций, включая работы:
(а) Зиндер Е.З. Введение в экспертное оценивание информационных систем и СУБД.//СУБД, №№04-05. М.,1998;
(б) Юнатова И.Г. Анализ и разработка методов реферирования профессиональных текстов для формирования одной из базовых когнитивных компонент системы профессиональных компетенций в сфере ИТ.// Сб. научных трудов XVII Н.-практич. конференции «Инжиниринг предприятий и управление знаниями». М., Издательство МЭСИ, стр 322 – 327, 2014;
(в) Ежела В.В., Клименко С.В., Райков А.Н., Шарнин М.М. Семантический подход к построению индекса цитирования // НТИ Сер. 2. Информационные процессы и системы. 2015. № 7. – С. 13-18..
Критерии, по которым будут определяться приоритеты проблематики данной работы, будут сформированы с учетом результатов стратегического анализа внешнего и внутреннего контекста работы, включая способы представления архитектуры электронного правительства в целом, архитектуру его деятельности, системную и технологическую архитектуры электронного правительства, составляющего современный каркас социально-экономического развития Российской Федерации. Этот каркас в настоящий момент актуализируется в условиях: роста уровня неопределенности социальных и технологических сегментов глобальных рынков, происходящей смены технологических укладов, потребностью развития политики импортозамещения и инновационного развития, обострения международной остановки, активизацией взаимодействия стран БРИКС, ШОС, Евразийского экономического союза, связан с разработкой ряда новых нормативных правовых документов стратегического характера, включая Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», и др.
Организационные решения
Для разработки реферата будет сформирован соответствующий коллектив исполнителей (далее – экспертов-авторов), обеспечен необходимый менеджмент, включая планирование, организацию, мотивацию и контроль. С учетом расчета трудоемкости и сроков проведения работ будет отобрано достаточное количество экспертов-авторов, чтобы обеспечить высококачественный результат.
Исследования по данному разделу будут проводить эксперты-авторы, обладающие опытом проведения подобных исследований. В состав экспертов-авторов будут входить доктора и кандидаты наук, а также ведущие специалисты, обладающие практическим опытом реализации крупных информационных систем. Эксперты-авторы будут обеспечивать научную значимость полученных результатов, целостность и полноту представляемых результатов исследований по закрепленным за ними проблемам. По данному направлению исследований будет определен ведущий эксперт-координатор, который будет координировать работу экспертов-авторов, контролировать научную значимость, целостность и полноту представляемых материалов и отвечать за качество итоговых исследовательских материалов и предложений по разделу в целом, которые будут включены в Аналитический отчет по первому этапу НИР.
Общее управление НИР будет осуществляться научным руководителем, который контролирует научную значимость полученных результатов всего НИР в целом, организует координацию работ по направлениям, осуществляет взаимодействие с Заказчиком и другими внешними заинтересованными сторонами. Будет также назначен заместитель научного руководителя, который может исполнять обязанности научного руководителя в случае отсутствия последнего.
Контроль за соблюдением сроков представления материалов ведущими экспертами-координаторами и экспертами-авторами будет осуществлять менеджер проекта. Кроме того, менеджер проекта будет отвечать за организацию рабочих коммуникаций в ходе выполнения работ (посредством электронной почты, телефонной и факсимильной связи). Приоритетным каналом будет асинхронное взаимодействие с использованием электронной почты, также будет использоваться синхронное взаимодействие с использованием одного из онлайновых мессенджеров.
Координация работ по проекту будет осуществляться в ходе еженедельных совещаний проектной команды, куда входит научный руководитель, его заместитель, ведущие эксперты-координаторы по направлениям и менеджер. На самих совещаниях будут обсуждаться вопросы увязки исследований по смежным направлениям, проблемам, требующим принятия решений после обсуждения и учета различных экспертных мнений. В совещаниях также будут участвовать эксперты-авторы, выполняющие исследования по направлениям, выносимым на обсуждение. Будут рассматриваться и обсуждаться различные сценарии развития электронного правительства, полученные результаты исследований, выбор соответствующей научной, методологической и терминологической базы, способы представления полученных результатов.
Результаты НИР перед ее сдачей будут рассмотрены на заседании Консультативного совета по вопросам развития и эксплуатации инфраструктуры электронного правительства при Минкомсвязи России.
В промежутке между заседаниями координация работы проектной команды осуществляется путем рабочих коммуникаций между научным руководителем, заместителем научного руководителя и координаторами по направлениям с применением современных методов поддержки сетевого взаимодействия.
Для выполнения НИР и взаимодействия с Заказчиком будет сформирована рабочая группа, в которую из проектной команды войдут научный руководитель проекта и его заместитель, а также ведущие эксперты-координаторы основных направлений исследований и менеджер проекта. С целью координации работ с Заказчиком будут проводиться регулярные двусторонние совещания рабочей группы с участием представителей Заказчика и других заинтересованных сторон по рекомендации или по согласованию с Заказчиком. На двусторонние совещания в случае необходимости могут приглашаться эксперты-авторы по проблематике соответствующего обсуждаемого направления.
|