mail@arm-ecogroup.ru
тел: (812) 963-04-20
Принят
Решением Совета
Евразийской экономической комиссии
от 18 октября 2016 г. N 114
ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА "О БЕЗОПАСНОСТИ
АТТРАКЦИОНОВ" (ТР ЕАЭС 038/2016)
I. Область применения
1. Настоящий технический регламент распространяется на аттракционы, впервые выпускаемые в обращение на территории Евразийского экономического союза (далее - Союз).
2. Настоящий технический регламент устанавливает минимально необходимые требования к безопасности аттракционов и связанным с ними процессам проектирования, изготовления, монтажа (сборки, установки), наладки, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, предупреждения действий, вводящих потребителей в заблуждение.
3. Настоящий технический регламент распространяется на временно устанавливаемые (перевозимые) аттракционы и стационарные аттракционы (собранные на фундаментах или без фундаментов), при пользовании которыми на пассажиров оказывается биомеханическое воздействие степени потенциального биомеханического риска RB-1, или RB-2, или RB-3 и которые подразделяются на следующие виды:
а) аттракционы механизированные поступательного движения (в том числе с использованием воды);
б) аттракционы механизированные вращательного движения;
в) аттракционы механизированные сложного движения;
г) автодромы и картинги;
д) аттракционы надувные;
е) аттракционы водные немеханизированные;
ж) немеханизированные аттракционы;
з) аттракционы для детей.
4. Виды и типы аттракционов определены в приложении N 1.
5. Виды биомеханических воздействий на пассажиров, степени потенциального биомеханического риска и виды наклона пассажирских кресел определяются в соответствии с перечнем согласно приложению N 2.
6. Настоящий технический регламент не распространяется на оборудование для детских игровых площадок и на аттракционы с ничтожной степенью потенциального биомеханического риска (RB-4), а также на аттракционы, изготовленные и введенные в эксплуатацию до вступления настоящего технического регламента в силу.
Возможность и условия эксплуатации аттракционов, изготовленных и введенных в эксплуатацию до вступления настоящего технического регламента в силу, определяются законодательством государств - членов Союза (далее - государства-члены).
7. В случае если в отношении частей аттракционов приняты и вступили в силу иные технические регламенты Союза (Таможенного союза), устанавливающие требования к этим частям аттракционов, такие части аттракционов должны соответствовать требованиям настоящего технического регламента и других вступивших в силу технических регламентов Союза (Таможенного союза), действие которых на них распространяется.
II. Основные понятия
8. Для целей применения настоящего технического регламента используются понятия, которые означают следующее:
"авария" - разрушение аттракциона или его критичного компонента, создающее непосредственную угрозу для жизни или здоровья людей либо причинившее вред жизни или здоровью человека;
"автодром и картинг" - аттракционы, в которых пассажирские модули могут свободно перемещаться вне направляющих движения в огороженном (ограниченном) пространстве;
"аттракцион" - оборудование, которое предназначено для развлечения пассажиров во время движения, включая биомеханические воздействия;
"аттракцион водный немеханизированный" - аттракцион с использованием воды для аквапарков, бассейнов и водоемов;
"аттракцион для детей" - аттракцион, специально спроектированный для развлечения детей (ростом от 90 до 160 см);
"аттракцион механизированный" - аттракцион, перемещающий пассажиров по заданной траектории или в пределах ограниченного пространства посредством использования энергии различных видов, за исключением мускульной энергии человека;
"аттракцион механизированный вращательного движения" - аттракцион, перемещающий пассажирские модули преимущественно вращательно (путем вращения и (или) раскачивания), в том числе со сложным движением;
"аттракцион механизированный поступательного движения" - аттракцион, перемещающий пассажирские модули преимущественно поступательно по направляющим;
"аттракцион механизированный сложного движения" - аттракцион, перемещающий пассажирские модули по сложной траектории или в сочетании с изображением, демонстрируемым пассажирам;
"аттракцион надувной" - аттракцион, конструкция которого состоит из одной или нескольких оболочек, соединенных между собой и поддерживаемых избыточным давлением нагнетаемого воздуха;
"биомеханическое воздействие" - воздействие на пассажиров сил, связанных с их перемещением;
"ввод аттракциона в эксплуатацию" - начало работы аттракциона с пассажирами после прохождения необходимых процедур оценки соответствия требованиям настоящего технического регламента;
"вид аттракционов" - совокупность нескольких типов аттракционов, имеющих однородный принцип действия или совокупность однородных функций;
"вспомогательные устройства аттракционов" - декорации и элементы оформления, ограждения, иллюминации, шатры, навесы, защитные экраны, павильоны, используемые совместно с аттракционами;
"выпуск аттракционов в обращение" - поставка или ввоз аттракционов (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) с целью их распространения на территории Союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе;
"высокая степень потенциального биомеханического риска (RB-1)" - вероятность причинения пассажиру (пассажирам) вреда, создающего угрозу для его (их) жизни, в результате биомеханических воздействий;
"дети" - посетители, в том числе пассажиры, ростом от 90 до 160 см (в возрасте от 2 до 14 лет);
"зоны рисков при перемещениях" - зоны вокруг тел перемещаемых пассажиров, при попадании в которые конструкций или посторонних предметов пассажирам может быть причинен вред различной степени тяжести;
"контур безопасности" - ограничение части пространства, в котором перемещается пассажир, обеспечивающее минимизацию или отсутствие риска получения травм в результате соприкосновения с подвижными и неподвижными элементами конструкций;
"критичный компонент" - часть конструкции, узел или деталь аттракциона, отказ которых может вызвать смерть человека или причинить тяжкий вред здоровью человека;
"критичный параметр" - существенная характеристика аттракциона или его критичного компонента, нарушение которой может вызвать смерть человека или причинить тяжкий вред здоровью человека;
"модификация" - любое изменение конструкции критичного компонента или изменение критичного параметра по сравнению с проектируемыми;
"назначенный ресурс" - суммарная наработка, при достижении которой эксплуатация аттракциона должна быть прекращена независимо от его технического состояния;
"назначенный срок службы" - календарная продолжительность эксплуатации аттракциона, при достижении которой эксплуатация аттракциона должна быть прекращена независимо от его технического состояния;
"недопустимое использование" - использование аттракциона не по назначению или с нарушением требований эксплуатационных документов;
"низкая степень потенциального биомеханического риска (RB-3)" - вероятность причинения вреда с временной потерей трудоспособности пассажира (пассажиров) в результате биомеханических воздействий;
"ничтожная степень потенциального биомеханического риска (RB-4)" - вероятность причинения вреда без какой-либо формы нетрудоспособности пассажира (пассажиров) в результате биомеханических воздействий;
"оборудование для детской игровой площадки" - оборудование, с которым или на котором дети могут играть в помещении или на открытых площадках, индивидуально или группой по своему усмотрению и правилам;
"обоснование безопасности проекта аттракциона" - комплект документов о безопасности аттракциона для подтверждения его соответствия требованиям настоящего технического регламента и других вступивших в силу технических регламентов Союза (Таможенного союза), действие которых на него распространяется;
"ограничение пользования" - ограничение пользования аттракционом для пассажиров с отклонениями здоровья или в связи с ограничением по росту, весу, а также при плохом самочувствии;
"оценка технического состояния (техническое освидетельствование) аттракциона" - комплекс работ по проверке технического состояния аттракциона с использованием визуального, измерительного, неразрушающего и других методов контроля на соответствие требованиям эксплуатационной документации с целью определения возможности дальнейшей безопасной эксплуатации аттракциона на определенный период;
"паспорт аттракциона" - документ, содержащий сведения, удостоверяющие гарантии изготовителя, значения основных параметров и характеристик аттракциона, а также сведения о подтверждении соответствия и об утилизации аттракциона;
"пассажир" - человек, перемещаемый аттракционом;
"пассажирский модуль" - часть аттракциона, предназначенная для перемещения в ней пассажиров (тележка, кабина, сиденье);
"посетитель" - человек, находящийся в зоне аттракционов или вспомогательных устройств аттракционов;
"правила пользования аттракционом" - требования для пассажиров и посетителей, разработанные проектировщиком (разработчиком) или эксплуатантом;
"пробный пуск" - испытательный пуск аттракциона без пассажиров с имитацией полной нагрузки пассажирами при наличии в эксплуатационных документах соответствующего требования;
"проверка ежегодная" - полная проверка эксплуатантом аттракциона, его критичных компонентов и критичных параметров после проведения ежегодного технического обслуживания;
"проверка ежедневная" - проверка эксплуатантом работоспособности и технического состояния критичных компонентов, критичных параметров и других частей аттракциона, указанных в эксплуатационных документах, включая проведение пробных пусков;
"проверка контрольная" - регламентированная проверка контрольным (надзорным) органом государства-члена в соответствии с настоящим техническим регламентом документов об оценке соответствия и эксплуатационных документов на аттракцион, включая пробный пуск;
"проверка полная" - оценка эксплуатантом состояния всех критичных компонентов и критичных параметров аттракциона в соответствии с требованиями эксплуатационных документов (включая разборку и осмотр компонентов (при необходимости), проведение испытаний и пробного пуска), а также технического состояния иных частей аттракциона;
"проектировщик (разработчик)" - специалист или организация, разработавшие проект аттракциона;
"средняя степень потенциального биомеханического риска (RB-2)" - вероятность причинения пассажиру (пассажирам) тяжкого вреда здоровью в результате биомеханических воздействий;
"степень потенциального биомеханического риска" - вероятность причинения пассажиру (пассажирам) вреда в результате биомеханических воздействий различной степени с учетом возможной тяжести последствий;
"тип аттракционов" - аттракционы, схожие по функционированию и созданию биомеханических воздействий;
"удерживающие устройства" - элементы аттракциона (например, сиденья, ножные колодцы, поручни и фиксирующие устройства), которые предназначены для предотвращения перемещения пассажиров за пределы контура безопасности в результате биомеханических воздействий или действия сил, возникающих при пользовании аттракционом, или из-за поведения пассажира;
"фиксирующее устройство" - устройство, предназначенное для сдерживания, ограничения перемещения и (или) для сохранения заданной позы тела пассажира для безопасного восприятия пассажиром (пассажирами) ускорения на аттракционе;
"формуляр аттракциона" - документ, содержащий сведения, удостоверяющие гарантии изготовителя, значения основных параметров и характеристик аттракциона, сведения, отражающие техническое состояние аттракциона, сведения о подтверждении соответствия и об утилизации аттракциона, а также сведения, которые вносятся в период его эксплуатации (длительность и условия работы, техническое обслуживание, ремонт и другие данные);
"эксплуатант" - юридическое или физическое лицо, осуществляющее эксплуатацию аттракциона на законных основаниях и использующее этот аттракцион для предоставления пассажирам развлекательных услуг;
"эксплуатационный документ" - конструкторский документ, который (в отдельности или в совокупности с другими документами) определяет правила эксплуатации аттракциона и (или) отражает сведения, удостоверяющие гарантированные изготовителем значения основных параметров и характеристик аттракциона, а также гарантии и сведения о его эксплуатации в течение назначенного срока службы.
III. Правила идентификации аттракционов
9. Идентификация аттракционов проводится для установления их принадлежности к области применения настоящего технического регламента.
10. Идентификационными признаками аттракционов являются их виды, типы, степени потенциального биомеханического риска, а также виды и величины биомеханических воздействий на пассажиров.
11. Идентификация аттракционов проводится:
а) изготовителем, уполномоченным изготовителем лицом, продавцом (поставщиком), осуществляющими выпуск аттракционов в обращение на территориях государств-членов;
б) аккредитованным органом по сертификации, включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза (далее - орган по сертификации);
в) уполномоченным органом государства-члена - при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего технического регламента.
12. Идентификация аттракционов проводится с применением одного из следующих методов или их сочетания:
а) идентификация по документации (сравнение типа и вида аттракциона и его технических характеристик, указанных в эксплуатационных документах, с данными, предусмотренными приложениями N 1 и 2 к настоящему техническому регламенту);
б) визуальный метод (сравнение внешнего вида аттракциона с описанием, приведенным в эксплуатационных документах);
в) инструментальный метод (сравнение данных, полученных в результате измерения размеров или проведения испытаний аттракционов, с техническими характеристиками, указанными в эксплуатационных документах). Инструментальный метод применяется, если аттракционы невозможно идентифицировать путем применения методов, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта.
IV. Правила обращения аттракционов на рынке Союза
13. Аттракционы выпускаются в обращение на рынке Союза при их соответствии требованиям настоящего технического регламента и других вступивших в силу технических регламентов Союза (Таможенного союза), действие которых на них распространяется, и при условии, что они прошли оценку соответствия согласно разделу XI настоящего технического регламента.
|