Учебное пособие «Введение в медицинское и фармацевтическое товароведение. Основные понятия, термины» Казань 2014


Скачать 242.33 Kb.
Название Учебное пособие «Введение в медицинское и фармацевтическое товароведение. Основные понятия, термины» Казань 2014
Тип Учебное пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебное пособие
Казанский государственный медицинский университет

Кафедра управления и экономики фармации

Учебное пособие

«Введение в медицинское и фармацевтическое товароведение.

Основные понятия, термины»

Казань 2014

Содержание

  1. Введение в товароведение

  2. Основные понятия и термины

  3. Фирмы-производители медико-фармацевтических товаров

  4. Нормативно-техническая документация

  5. Справочная литература

  6. Заключение

  7. Список литературы


1.Введение

В последние десятилетия в России сформировался рынок медицинских и фармацевтических товаров, ассортимент которого составляет продукция отечественных и зарубежных производителей. Для фармацевтических организаций, являющихся основными продавцами этих товаров населению и лечебным учреждениям, актуальной задачей является осуществление товароведческого анализа этой специфической группы товаров для подтверждения качества и пригодности их применения в оздоровительных мероприятиях.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Фармация» содержанием учебной дисциплины «Медицинское и фармацевтическое товароведение» является изучение функциональных свойств медицинских и фармацевтических товаров, предназначенных для диагностических, лечебных и профилактических целей в здравоохранении.

Впервые в мировой истории товароведение растительных и животных фармацевтических средств стало преподаваться в 1549 г.в Падуанском университете (Италия), где была открыта первая кафедра товароведения. В России преподавание товароведения началось в Московском коммерческом училище (1772 г.), но только с 1842 г. в коммерческих учебных заведениях стали изучать товароведение как самостоятельную дисциплину.

В истории товароведения выделяются следующие этапы:

I этап (XVI –начало ХVIII в.) – товарно-описательный (квалифицированное описание товаров с целью ознакомления с их назначением, основными свойствами);

II этап (начало ХVIII – середина ХХ в.) – товарно-технологический (изучаются сырье, материалы, полуфабрикаты, готовые изделия);

III этап (с середины ХХ в.) – товарно-формирующий (изучаются свойства товаров с целью формирования товаров с заданной общественной потребительной стоимостью).

2. Основные понятия и термины

Товароведение –это наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик.

Товар – продукт труда, предназначенный для продажи с целью удовлетворения какой-либо общественной потребности.

Полезность – общее удовлетворение, получаемое от потребления товаров или услуг.

Стоимость товара определяется общественно необходимым трудом, затраченным на его производство.

Потребительная стоимость (свойство) – способность товара удовлетворять конкретные потребности человека, а совокупность таких свойств означает потребительскую ценность. Потребительная стоимость иначе определяется как полезность товара, его ценность для человека.

Качество товара – совокупность потребительных свойств, обусловливающих пригодность товара, т.е. способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением товара в определенных условиях эксплуатации.

Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий и использующий товары исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Потребность – осознанная необходимость, которая носит объективный характер и зависит от уровня материальной и духовной жизни общества.

Предмет товароведения – потребительные стоимости товаров, удовлетворяющие какие-либо потребности человека.

Цель товароведения – изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также возможных их изменений на всех этапах товародвижения.

Основные задачи товароведения:

- определение основополагающих характеристик товаров, составляющих потребительную стоимость;

- систематизация товаров с применением методов классификации и кодирования;

- управление ассортиментом организации;

- товароведческая характеристика конкретных товаров;

-товароведческий анализ и экспертиза товаров;

- информационное обеспечение товародвижения от производителя до потребителя.

3. Фирмы-производители медико-фармацевтических товаров

На территории Республики Татарстан функционируют следующие фирмы-производители медико-фармацевтических товаров:

  1. ОАО «Татхимфармпрепараты»

Адрес: 420091, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Беломорская, 260

История Общества уходит корнями в XIX век, когда в 1855 г. в Казани была создана аптека - фирма магистра фармации Фердинанда Христиановича Грахе. Промышленное производство препаратов началось на построенной в 1931 г. фармацевтической фабрике. Сегодня ОАО «Татхимфармпрепараты» представляет собой высокоразвитый промышленный комплекс, мощности которого позволяют выпускать более 400 млн. готовых лекарственных средств и 11 млн. погонных метров шовного хирургического материала в год, а продукцию предприятия отличает высокое качество.

Общество обладает высоким научно-техническим потенциалом и располагает производственными мощностями, позволяющими ежегодно выпускать более 130 наименований готовых лекарственных средств, в виде таблеток, настоек, мазей, сиропов, растворов и паст 30 фармакотерапевтическихгрупп: - сердечно-сосудистые, антибиотики, противовоспалительные, противовирусные, анальгетики, противомикробные, антигельминтные, противоглаукомные, нейролептики, транквилизаторы, противоопухолевые и т.д.

Центральная лаборатория Общества постоянно работает над расширением ассортимента. Налажен выпуск уникальных лекарственных средств, таких как:

Глицифоновая мазь - применяется при раке кожи.

Ксимедон - противоожоговый и противоязвенный препарат.

Мебикар - дневной транквилизатор.

Димефосфон - препарат, регулирующий мозговое кровообращение.

Эффективной является такая разработка, как препарат Таспир - шипучая растворимая форма ацетилсалициловой кислоты с добавлением янтарной кислоты, которая по многим показателям превосходит зарубежные аналоги. Также препарат Янтакальцин - биологически активная добавка к пище. Препарат способствует повышению иммунитета, препятствуетвозникновению стресса, уменьшает токсическое действие алкоголя и является общеукрепляющим и тонизирующим средством.

В связи с тем, что Татарстан находится в зоне йода дефицита, был разработан препарат Микройодид - одна таблетка которого содержит 100 мкг йода в виде калия йодида и компенсирует суточную потребность организма человека в йоде.

Сегодня на российском рынке представлены все основные разработки предприятия.

Всегда в ассортименте широкий спектр рассасывающихся и нерассасывающихся нитей: кетгут (простой, хромированный), хирургический шелк, фторэст (полиэфирная нить с полимерным покрытием) и другие. Освоены и выпускаются новые виды шовных хирургических материалов: поликапроамиднаямононить, ПГА-полигликолид и мононить полипропиленовая, эндо-протезсетка «ЭСФИЛ». Многие виды хирургических нитей комплектуются атравматическими иглами, различными по кривизне, длине, диаметру.

  1. ЗАО «Казанская фармацевтическая фабрика»

Адрес: 420133, Республика Татарстан, г.Казань, ул.Адоратского, 12

История ЗАО "Казанская фармацевтическая фабрика" началась с октября 1997 года при организационной поддержке Департамента по фармации при Министерстве Здравоохранения Республики Татарстан. С марта 1998 г., получив лицензию Министерства Здравоохранения Российской Федерации Казанская фарм. фабрика начала выпуск своей продукции.

Компания сотрудничает с ведущими российскими фарм. дистрибьюторами и розничными сетями по реализации выпускаемой продукции.

Объем выпускаемой продукции - до 15 млн. в месяц на существующих мощностях.

В масштабах общего холдинга компания имеет розничную сеть, реализующую фармацевтическую продукцию, в количестве 101 аптек («Казанские аптеки»)

Фабрика успешно работает и производит традиционные лекарственные средства, например, следующие лекарственные препараты: йод, меновазин, вазелиновое масло, Винилин (бальзам Шостаковскго), йодинол - помимо использования в традиционной медицине их также можно применять в ветеринарии, в частности, профилактике заболеваний домашних животных.

  1. ЗАО «Ласкрафт»

ЗАО "Ласкрафт" образовано в 1991 году на базе химического производства Казанского НИИ химико-фотографической промышленности.

Сфера деятельности ЗАО "Ласкрафт" - производство лекарственных препаратов и продуктов малотоннажной химии.

Качество выпускаемой продукции контролируется отделом контроля качества, в составе которого находятся специализированные аналитические лаборатории, включая лабораторию микробиологического анализа.

ЗАО «ЛАСКРАФТ» производит и реализует глицерин по ФСП 42-0328-5065-04 (регистрационное удостоверение №ЛС-000449 от 08.07.2005 г., решение о выпуске лекарственных средств от 16.08.2007 г., утвержденное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития) и ксероформ по ФСП 42-0328-4810-03 (регистрационное удостоверение Р№003191/01 от 14.01.2009 г., выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития).

  1. ООО «Мюстела»

Адрес: 420139, Республика Татарстан, г.Казань, ул.Фучика, 34

Торговая марка ООО «Мюстела» начинает свою историю с 1987 года.

В 1993 году в Казани, Республика Татарстан была основана компания «Мюстела» - производитель лечебно – косметических средств. В 2005 г. создана производственная компания ООО «Талир», занимающаяся выпуском крем-мыло и шампуня. Компании «Мюстела» и «Талир» объединены в группу компаний «Мюстела-Талир».

ООО «МЮСТЕЛА» - производитель аптечной косметики, рекомендованной Министерством здравоохранения и Социального развития России и Союзом педиатров России для профилактики и лечения атопического дерматита.

На территории Российской Федерации выпускают свою продукцию следующие российские и зарубежные фирмы:

  1. ОАО «Фармстандарт»

«Фармстандарт» — один из лидеров фармацевтического рынка России, занимающийся разработкой и производством лекарственных препаратов.

С первых дней работы приоритетными направлениями деятельности предприятий, входящих в состав группы компаний Фармстандарт, являются разработка и производство современных и качественных лекарственных препаратов, удовлетворяющих требованиям здравоохранения и ожиданиям пациентов. Стратегия Компании, коллектив профессионалов, современная производственная база и наши смелые проекты позволяют нам уверенно смотреть в будущее и гарантировать доступность инновационных лекарственных средств для россиян.

ОАО «Фармстандарт» является участником совместного биотехнологического проекта «Генериум» по разработке и производству социально значимых препаратов в рамках государственной программы импортозамещения.

Наиболее известными препаратами Компании на сегодняшний день являются Арбидол®, Компливит®, Пенталгин®, Флюкостат®, Фосфоглив®, Амиксин®, Афобазол®, Растан® и Биосулин®. Группа компаний «Фармстандарт» выпускает более 250 наименований лекарственных средств, включая препараты для лечения сердечнососудистых заболеваний, сахарного диабета, дефицита гормона роста, гастроэнтерологических, неврологических, инфекционных заболеваний, нарушений обмена веществ, онкологических и других заболеваний. Более 120 препаратов (с учётом всех форм и дозировок) входят в «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов».

  1. ШТАДА си-ай-эс

В 2011 году Группа STADA отметила десятилетие с момента выхода на российский рынок. В своем стремлении обеспечить большее количество россиян современными качественными и доступными лекарствами, компания последовательно развивает и диверсифицирует бизнес в России. Начав с небольшого Представительства в Москве, за десять лет STADA объединила в единой корпоративной структуре лидеров фармацевтического рынка России — компании «Нижфарм» и «Хемофарм».

Деятельность холдинга STADA CIS направлена на максимально полное выявление и удовлетворение потребностей, связанных с улучшением здоровья потребителей, предпочитающих современные и эффективные лекарственные средства.

Группа STADA в России сегодня — это вертикально-интегрированный холдинг STADA CIS, консолидирующий компании трех направлений: разработка и регистрация, производство, маркетинг и продажи лекарственных препаратов.

  1. ОАО «Акрихин»

«АКРИХИН» является одним из основоположников российской фармацевтической индустрии. Компания была основана в 1936 году, когда была выпущена первая промышленная партия препарата Акрихин для лечения малярии, давшего название предприятию и позволившему в кратчайшие сроки ликвидировать такое опасное заболевание, как малярия.

«АКРИХИН» был одним из основных в Советском Союзе производств по выпуску фармацевтических субстанций, обеспечивая 24% от объема выпуска субстанций в стране.

В 1992 году предприятие было преобразовано в акционерное общество открытого типа. Принято решение перепрофилировать работу предприятия с химического синтеза субстанций на производство готовых лекарственных средств.В компании созданы службы маркетинга и медицинских представителей, внедрена система менеджмента качества, открыты и сертифицированы по стандартам GMP новые производственные участки.

Четыре года подряд компания занимает первую строчку в ежегодном «Рейтинге наиболее влиятельных субъектов российского фармацевтического рынка».

2007 год ознаменован началом стратегического партнерства с самой крупной польской фармацевтической компанией Polpharma. Партнерство предполагает тесное сотрудничество компаний в области разработки, производства, продвижения и дистрибуции лекарственных средств.

В настоящее время «АКРИХИН» входит в топ-10 российских фармацевтических производителей по объему продаж. По динамике роста объемов выпуска препаратов компания занимает 3 место среди локальных фармпроизводств.

  1. ОАО «Верофарм»

ПАО «ВЕРОФАРМ» — ведущая российская фармацевтическая компания-производитель, известная в нашей стране и за рубежом как один из крупнейших российских производителей дженериков (аналогов известных патентованных лекарств), а также онкологических препаратов и медицинских пластырей.

Компания «ВЕРОФАРМ» была основана 21 января 1997 года акционерами аптечной сети «36,6». В её состав входят три завода: Воронежский химико-фармацевтический завод, Белгородское предприятие по изготовлению готовых лекарственных форм и Покровский завод готовых лекарственных форм. Сегодня эти предприятия обладают суммарной производственной мощностью в 591 млн. таблеток и капсул, 7 млн. ампул, 468 млн. пластырей и 43 млн. флаконов ежегодно.

По данным исследовательского агентства «DSM Group», «ВЕРОФАРМ» занимает 4-е место по объему продаж среди отечественных производителей в стоимостном выражении. В рейтинге «ТОП 10 производителей онкологических лекарственных средств» Компания занимает 4-е место среди отечественных и зарубежных производителей. В рейтинге производителей онкологических лекарственных средств в натуральном выражении «ВЕРОФАРМ» сохраняет позиции лидера.

  1. ОАО «Валента Фармацевтика»

Компания основана в 1997 году как ОАО «Отечественные лекарства". В настоящий момент в ее состав входит ОАО «Валента Фармацевтика» (ранее ОАО «Щелковский витаминный завод").

Компания «Валента» выпускает 125 наименований препаратов в большинстве социально-значимых фармакотерапевтических групп. В стадии разработки и регистрации находятся более 150 новых препаратов. Наиболее известные бренды компании - «Фенотропил", «Ингавирин", «Зидена", «Зорекс", «Граммидин", «Фенaзепам". Представительства компании ОАО «ВалентаФарм» работают в Украине, Казахстане и Узбекистане.

  1. ООО «Озон»

Фармацевтическая компания ОЗОН — один из лидеров отечественного фармацевтического рынка по производству дженериков — аналогов патентованных готовых лекарственных средств (ГЛС). Стандарты GMP (GoodManufacturingPractice) позволяют компании производить препараты высокого качества, доступные широким слоям населения.

Сегодня объем производства компании ОЗОН составляет более 150 млн. упаковок в год, а продуктовый портфель включает в себя более 60 наименований ГЛС. С каждым годом число выпускаемых препаратов растет, увеличиваются объемы производства. Неизменными остаются высокое качество и доступность выпускаемой продукции.

  1. ЗАО «Вертекс»

"Вертекс» - Российская фармацевтическая компания с головным офисом и производственными площадками в Санкт-Петербурге. ЗАО «ВЕРТЕКС» принимает активное участие в программах по обеспечению необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан, в федеральных аукционах министерств и ведомств, в том числе на поставку медикаментов для лечения больных туберкулезом и гепатитом.

Производственные мощности компании рассчитаны на выпуск 59 миллионов упаковок готовой продукции в год. Компания производит продукцию по направлениям: кардиология, дерматология, гинекология, стоматология, отоларингология, терапия, ревматология, травматология, неврология, аллергология, флебология, трихология, инфекционные заболевания.

Ассортиментный портфель компании включает 134 позиции, 44 из них входят в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП).

2013 год - получено разрешение на строительство инновационно-производственного комплекса в особой экономической зоне «Санкт-Петербург», участок «Новоорловская». В июне компания получила положительное заключение госэкспертизы и приступила к инженерной подготовке участка.

  1. ЗАО «Алтайвитамины»

ЗАО «Алтайвитамины» правопреемник Бийского витаминного завода, который был создан на базе одного из цехов горпищекомбината в январе 1949 года для производства витаминной продукции на основе местного растительного сырья.

Создание новых препаратов осуществляется в тесном сотрудничестве с научно-исследовательскими организациями: Пятигорской фармакадемией, Алтайским медуниверситетом, Новосибирской медакадемией, ГосНИИСинтезбелок (г. Москва), Томским институтом фармакологии, Научно-исследовательским институтом особо чистых биопрепаратов (г. Санкт-Петербург), Институтом органической химии СО РАН (г. Новосибирск), Бийским технологическим институтом. Информация о предприятии занесена в Госрегистр баз данных Комитета по информатизации при Президенте Российской Федерации.

Основные направления деятельности фармацевтической компании «Алтайвитамины»:

разработка

производство

продвижение

лекарственных средств и товаров парафармацевтики, основой которых являются природное сырье растительного, животного и минерального происхождения из экологически чистых районов Алтая и качественные субстанции.

  1. ЗАО «ФармфирмаСотекс»

Фармацевтическая компания «Сотекс» основана в 1999 году.

Сегодня ЗАО «ФармФирма «Сотекс» — это динамично развивающийся производитель лекарственных средств. Компания входит в фармацевтический холдинг "Протек".

Продуктовый портфель компании развивается по трем направлениям:

- Собственные лекарственные препараты

- Препараты на лицензионной основе: бренды и бренд-дженерики ведущих мировых компаний (направление стартовало в 2006 г. с запуском производства препарата «Актовегин» по лицензии компании «Никомед»)

- МНН-дженерики.

10) ОАО «Биосинтез»

Акционерное общество «Биосинтез» - одно из старейших предприятий фармацевтической отрасли, созданное 55 лет назад как предприятие для производства субстанций антибиотиков, сегодня – это современное, динамично развивающееся предприятие полного технологического цикла – от производства субстанций, до производства готовых лекарственных средств в различных формах выпуска.

ОАО «Биосинтез» одна из немногих российских компаний, сохранивших производство субстанций, входящее в десятку крупнейших компаний-производителей фармацевтической продукции.Объем производства предприятия составляет свыше 3 млрд. рублей с долей фармацевтического рынка 4,0%. Компания производит более 180 наименований препаратов различных форм выпуска: таблетки, мази, суппозитории, порошки для инъекций, инфузионные растворы, инъекционные растворы в ампулах.

  1. ЗАО «Гедеон-Рихтер – РУС»

Фармацевтический завод «ГЕДЕОН РИХТЕР - РУС» – это дочернее предприятие ОАО Гедеон Рихтер (Будапешт, Венгрия), одного из крупнейших производителей лекарственных средств в Восточной Европе.

Поизводственные мощности компании рассчитаны на выпуск около 20 миллионов упаковок готовой продукции в год. Среди производимых лекарственных средств важное место занимают антибактериальные препараты, гипертензивные средства и транквилизаторы широкого спектра действия, центральные миорелаксанты перорального и парентерального применения (Мидокалм и Мидокалм-Рихтер раствор для инъекций), также сердечно-сосудистые, противодиабетические, противоязвенные и седативные средства, перспективный цефалоспориновый антибиотик последнего поколения в удобных для применения лекарственных формах.

  1. Компания Novartis

В России «Новартис» работает с середины XIX в. Сегодня все бизнес-подразделения компании, - от производства инновационных препаратов, брендированныхдженериков и безрецептурных лекарственных средств до препаратов для охраны зрения, вакцин и диагностических тест-систем, - представлены на местном рынке. Более 2400 сотрудников «Новартис» работают на благо пациентов в большинстве регионов России.

Группа компаний «Новартис» появилась в 1996 г. в результате слияния двух компаний с богатой и разнообразной корпоративной историей: «Сиба-Гейги» и «Сандоз».

Сегодня «Новартис» состоит из шести бизнес-дивизионов:

Pharma: инновационные рецептурные препараты

Alcon: весь спектр продукции для охраны зрения

Sandoz: высококачественные дженерики и биосимиляры

OTC: безрецептурные средства

Vaccines and Diagnostics: вакциныитест-системы

AnimalHealth: препараты для животных

Штаб-квартира «Новартис» находится в г. Базель, Швейцария.

В России «Новартис» работает с середины XIX в.

В июне 2011 г. «Новартис» объявила о начале строительства и провела церемонию закладки первого камня фармацевтического завода в Особой экономической зоне в Санкт-Петербурге (ОАО «Особые экономические зоны») на площадке «Новоорловская» - Приморский район Санкт-Петербурга.

  1. Компания Pfizer

Компания Pfizer была основана в 1849 году в Бруклине, сейчас головной офис компании находится также в Нью-Йорке. Начав со скромного предприятия по производству тонкой химии, Pfizer вырос в одну из крупнейших фармацевтических компаний.

Pfizer занимает лидирующее положение в области разработки новых препаратов для лечения диабета, онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний. Компания ежегодно инвестирует порядка 7,5 млрд долларов в научные исследования, направленные на создание новых эффективных лекарств. Компания работает более чем в 150 странах мира. Научно-исследовательские центры находятся в Великобритании (Сэндвич) и США (Гротон и Новая Англия, Ла Хойа, Сент-Луис, Ринат, Кембридж (Массачусетс)).

История компании Pfizer в России началась в 1992 году - тогда было зарегистрировано первое российское представительство. В 1995 году в России появилось первое представительство ветеринарного подразделения Pfizer — PfizerAnimalHealth.

К 2007 году представители компании работали уже более чем в 50 городах России, от Калининграда до Владивостока.

Диверсифицированный портфель продуктов компании включает биологические и низкомолекулярные препараты и вакцины для людей и животных, а также продукцию для здорового питания и ряд безрецептурных препаратов

На сегодняшний день в России зарегистрировано более 100 продуктов Pfizer. Это средства для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, ревматоидного артрита, препараты урологического профиля, лекарственные средства для неврологии и эндокринологии, антибиотики, широкий спектр онкологических и гематологических препаратов, вакцины, включая пневмококковую вакцину, и витамины.

  1. Ratiopharm

Компания была создана в 1974 году в составе группы «МерклеГмбХ» в Германии и стала первым производителем препаратов-дженериков в Европе.

Компания выпускает около 750 наименований медикаментов, ежегодные продажи компании в мире составляют 320 миллионов упаковок в год.

В 2010 году компания была приобретена израильской фармкомпаниейTEVA.

  1. TEVA Pharmceutical

Фармацевтическая компания Teva основана более 100 лет назад на территории современного Израиля. Сегодня это – один из мировых лидеров в производстве препаратов-дженериков, входящий в число 15 крупнейших международных фармацевтических компаний.

Российское представительство открылось в 1995 г. Основные области деятельности компании в России:

ЦНС,

пульмонология,

онкология и биотехнология,

кардиология,

костный метаболизм,

вирусные инфекции,

безрецептурные препараты.

  1. «Bayer»

Концерн «Bayer» был основан в 1863 году в Германии для производства и продажи синтетических красителей. С 1881 года началось производство фармацевтической промышленности, включая «лекарство столетия» - аспирин. Первое представительство в России было открыто в 1876 г., в настоящее время концерн успешно развивается и функционирует на территории нашей страны, производя препараты многих фармакологических групп.

4. Нормативно-техническая документация

Стандарт на продукцию – это нормативно-технический документ, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять продукция или группа продукции с тем, чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению.

Выделяют следующие основные виды стандартов:

- государственный стандарт России;

- отраслевой стандарт;

- стандарт предприятия.

Государственный стандарт России (ГОСТ Р) – это тип стандарта, который разрабатывается на продукцию, работы и услуги, потребности в которых носят межотраслевой характер; утверждается Госстандартом России.

Отраслевой стандарт (ОСТ) – тип стандарта, разрабатываемый в случае отсутствия ГОСТ Р или же при необходимости установления требований, расширяющих установленные ГОСТом России.

Стандарт предприятия (СТП) разрабатывается в случае отсутствия ГОСТ Р или ОСТ на объект стандартизации.

Технические условия (ТУ) – это нормативно-технический документ, устанавливающий технические требования, которым должна удовлетворять продукция, процесс или услуга. Они могут быть стандартом или частью стандарта.

Виды НТД для медицинских и фармацевтических товаров.

Медицинские товары:

- ГОСТ Р;

- ОСТ;

- ТУ

- эксплуатационные документы.

Фармацевтические товары:

- ОФС, ФС;

- ВФС;

- ОСТ;

- ФСП;

- спецификации инофирм.

В 1973 г. был утвержден ГОСТ 19126-73 на медицинские инструменты. В нем установлены общие технические требования, которым должны соответствовать инструменты, методы контроля показателей и методы испытания инструментов, правила маркировки, упаковки, транспортировки, хранения.

В 1975 г. был утвержден ГОСТ 20790-75 «Приборы, аппараты и оборудование медицинские. Общие и технические условия».

В 1993 г. был принят ГОСТ 1179-93 «Пакеты перевязочные медицинские».

Также есть ГОСТы на все виды шприцов, игл, режущих и зажимных инструментов.

Отраслевые стандарты утверждаются Минздравом РФ и обязательны для предприятий и организаций медицинской промышленности.

Контроль качества готовых медицинских товаров осуществляется в соответствии с ТУ.

ТУ на медицинские изделия состоят из следующих разделов:

  1. назначение изделия;

  2. классификация (в случае ТУ на группу изделий);

  3. основные размеры;

  4. технические требования;

  5. комплектность изделия;

  6. правила приемки и методы испытаний;

  7. маркировка, упаковка, хранение.

Стандарт качества лекарственных средств (ЛС) – это нормативный документ, содержащий перечень нормируемых показателей и методов контроля качества ЛС, утверждаемый МЗ РФ.

Для ЛС и лекарственного растительного сырья применяются следующие виды НТД: общие фармакопейные статьи (ОФС), фармакопейные статьи (ФС), временные фармакопейные статьи (ВФС), ОСТ, фармакопейные статьи предприятий (ФСП).

ОФС – государственный стандарт качества ЛС; включает в себя перечень нормируемых показателей или методов испытания для конкретной лекарственной формы, описание физических, физико-химических, химических, биохимических, биологических, микробиологических методов анализа ЛС, требования к используемым реактивам, титрованным растворам, индикаторам.

ФС – государственный стандарт качества ЛС под международным непатентованным наименованием (МНН), содержит обязательный перечень показателей и методов контроля качества с учетом его лекарственной формы.

ФС утверждаются на ЛС, имеющие наибольшую терапевтическую ценность, широко вошедшие в медицинскую практику и имеющие высокие качественные показатели. ФС включаются в государственную фармакопею ( серийное производство).

Термин «Фармакопея» происходит от греческих слов pharmakon- лекарство и poieo– делаю и переводится на русский язык как руководство по приготовлению лекарств.

Государственная фармакопея (ГФ) – это сборник государственных стандартов качества ЛС, имеющий законодательный характер. В настоящее время действует ГФ ХI издания.

ВФС утверждается на ЛС и лекарственное растительное сырье и на первые промышленные серии новых ЛС, рекомендованных к медицинскому применению фармакопейным комитетом и намеченных к серийному производству. Утверждаются на ограниченный срок (не более 3 лет).

ОСТ устанавливаются на дополнительные технические требования и групповые характеристики. Необходимые для изготовления и поставки ЛС (термины, обозначения, правила приемки, маркировка, упаковка, хранение, транспортировка и т.д.).

ФСП – стандарт качества на ЛС под торговым названием, содержащий перечень показателей и методов контроля качества ЛС, произведенного конкретным предприятием, учитывающий конкретную технологию данного предприятия и прошедший экспертизу и регистрацию в установленном порядке.

Многие страны имеют свои национальные фармакопеи, с 1951 г. ВОЗ издает международную фармакопею. В настоящее время вышло три ее издания (1967, 1981, 1988 гг.). Международная фармакопея состоит из 5 томов: том 1 содержит общие методы анализа, 2 и 3 тома содержат спецификации для контроля качества фармакопейных препаратов (том 2 – 126 субстанций, том 3 – 157 субстанций), 4 и 5 тома содержат спецификации для контроля качества готовых лекарственных форм, вспомогательных средств и упаковочных материалов.

Для импортных ЛС к НТД относятся:

  1. ГФ, ВФС;

  2. Зарубежные фармакопеи;

  3. Спецификации (статьи, нормы, сертификаты качества), разработанные иностранными фирмами.

Помимо НТД, есть еще эксплуатационные документы, которые входят в комплект изделия при выпуске их с предприятия-изготовителя. К простым изделиям, хорошо известным потребителям, прилагается этикетка (наименование изделий, обозначение изделия и его индекс, технические данные, номер стандарта или ТУ, которым соответствует изделие, сведения о приемке ОТК, сведения о количестве изделий в одной упаковке, дата выпуска).

К сложным изделиям прилагаются паспорта или формуляры.

В паспорте указывают основные параметры и характеристики изделия, далее приводятся данные, аналогичные сведениям в этикетке, гарантийные обязательства предприятий, сведения о консервации и упаковке.

Если к паспорту прилагаются журнал или листки, в которых указывается работа изделия и сведения о техническом обслуживании, то эти документы носят название формуляр. В необходимых случаях к эксплуатационным документам прилагаются техническое описание (ТО), инструкция по эксплуатации (ИЭ); иногда их объединяют.

5. Справочная литература

Справочной литературой снабжается весь курс изучения товароведения. К справочной литературе относятся:

-справочная информация из Интернета;

- законодательные акты (Приказы, Постановления правительства, инструктажи и т.д.);

- справочники ( Видаль, Машковского);

- реестры.

6. Заключение

В заключении можно сказать, что медицинское и фармацевтическое товароведение - очень важная наука в профессии провизора, т.к. она изучает потребительные стоимости медицинских и фармацевтических товаров, реализуемых в фармацевтических организациях, т.е. свойств, которыми должен обладать товар, применяемый в медицине соответственно его назначению в профилактической и лечебно-профилактическом процессе.

Социальная же направленность дисциплины товароведение заключается в том, что провизор, обладающий товароведческими знаниями, участвует:

- в процессе оздоровления граждан путем обеспечения их и учреждений здравоохранения необходимыми медицинскими и фармацевтическими товарами для профилактики, диагностики и лечения различных заболеваний;

- в процессе поддержания экологии в нормальных пределах путем соблюдения правил хранения медицинских и фармацевтических товаров, применения экологически чистых видов тары и упаковки;

- в развитии медицинской и фармацевтической науки, способствуя внедрению новых современных технологий и средств лечения, профилактики и диагностики.


  1. Список литературы

  1. Медицинское и фармацевтическое товароведение. Учебное пособие (курс)/ Дремова Н.Б.. – Курск: КурГМУ, 2005. – 520 с.

  2. Медицинское и фармацевтическое товароведение : Учебник для вузов / Под ред. О.А.Васнецовой. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2005. – 608 с.

  3. Pharmindex.ru - Список фирм-производителей лекарственных средств и других медицинских товаров в России.

  4. Medbusiness.ru - ОАО «Татхимфармпрепараты».

  5. Novartis.ru – «Новартис» - швейцарская фармацевтическая компания.

  6. Bayer.ru – Официальный сайт компании байер в России

  7. Stada.ru – STADA CIS

  8. Akrikhin.ru – «Акрихин2 – производитель

  9. Biosintez.com – «Биосинтез» - фармацевтические препараты

  10. Pharmstd.ru – Официальный сайт ОА «Фармстандарт» - разработка лекарственных препаратов

  11. Veropharm.ru – «Верофарм» - фармацевтическая компания

  12. Ozonpharm.ru – ОЗОН фармацевтика

  13. G-richter.ru – «Гедеон Рихтер» - фармацевтическая компания

  14. Pfizer.ru – Pfizer – крупнейшая биофармацевтическая компания мира




Похожие:

Учебное пособие «Введение в медицинское и фармацевтическое товароведение. Основные понятия, термины» Казань 2014 icon План введение 3 глава сущность товароведения 5 1 Понятие о товаре...
Фармацевтическое и медицинское товароведение призвано решать следующие основные задачи: формирование необходимого объема знаний об...
Учебное пособие «Введение в медицинское и фармацевтическое товароведение. Основные понятия, термины» Казань 2014 icon Учебное пособие к практическим занятиям по курсу «Фармацевтическое товароведение»
Учебное пособие предназначено для подготовки студентов к лабораторно-практическим занятиям и включает название темы, цель занятия,...
Учебное пособие «Введение в медицинское и фармацевтическое товароведение. Основные понятия, термины» Казань 2014 icon Учебное пособие москва 2012 Оглавление Введение стр. 3 Основные понятия,...
Учебное пособие составлено с целью оказания помощи в овладении базовым курсом по аварийно-спасательной подготовке и соответствует...
Учебное пособие «Введение в медицинское и фармацевтическое товароведение. Основные понятия, термины» Казань 2014 icon Курсовая работа по дисциплине «Медицинское и фармацевтическое товароведение»
...
Учебное пособие «Введение в медицинское и фармацевтическое товароведение. Основные понятия, термины» Казань 2014 icon Курсовая работа по дисциплине: «Медицинское и фармацевтическое товароведение»
«Маркетинговые исследования с углубленным товароведческим анализом лекарственного препарата Ацетилсалициловой кислоты, реализуемого...
Учебное пособие «Введение в медицинское и фармацевтическое товароведение. Основные понятия, термины» Казань 2014 icon Учебное пособие Астрахань 2014
Башкова Л. В., Шапошникова Е. М., Карапетян Н. Ш. Учебное пособие Пропедевтика стоматологических заболеваний. Общее понятия пропедевтики...
Учебное пособие «Введение в медицинское и фармацевтическое товароведение. Основные понятия, термины» Казань 2014 icon Учебное пособие по дисциплине Педагогика Казань, 2014
«Социология». Затронуты вопросы общей педагогики, теории обучения и воспитания, их основные принципы, методы и виды. Каждый раздел...
Учебное пособие «Введение в медицинское и фармацевтическое товароведение. Основные понятия, термины» Казань 2014 icon Литература Приложение (экономические термины) Введение Данное учебное...
Учебное пособие предназначено для студентов третьего курса отделения «Экономика и бухучёт (по отраслям)» Оно представляет собой пособие...
Учебное пособие «Введение в медицинское и фармацевтическое товароведение. Основные понятия, термины» Казань 2014 icon Учебное пособие по английскому языку казань 2017
Цель данного пособия – выработать у студентов навыки чтения и перевода текстов экологической тематики. Данное учебное пособие предусматривает...
Учебное пособие «Введение в медицинское и фармацевтическое товароведение. Основные понятия, термины» Казань 2014 icon Исследование в России (Номинанты) • Радахлорин® РадаФарма • Оригинальная...
Енные на две главные группы, Биофармацевтика и Медицинские изделия, Prix Galien Russia 2014 насчитывает в целом 33 кандидата в следующих...
Учебное пособие «Введение в медицинское и фармацевтическое товароведение. Основные понятия, термины» Казань 2014 icon Учебное пособие Краснодар, 2014 г. Удк 658. 8 Ббк
Муратова А. Р. Управление продажами: Учебное пособие. Краснодар, 2014 г. – 110 с
Учебное пособие «Введение в медицинское и фармацевтическое товароведение. Основные понятия, термины» Казань 2014 icon Семенович А. В. С 302 Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие
С 302 Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2005. — 319 с.: ил
Учебное пособие «Введение в медицинское и фармацевтическое товароведение. Основные понятия, термины» Казань 2014 icon Учебное пособие для бакалавров
Безопасность жизнедеятельности / Под редакцией д-ра экон наук, проф. С. Г. Плещица. Часть 1: Учебное пособие.– Спб.: Изд-во Спбгэу,...
Учебное пособие «Введение в медицинское и фармацевтическое товароведение. Основные понятия, термины» Казань 2014 icon Оглавление введение
...
Учебное пособие «Введение в медицинское и фармацевтическое товароведение. Основные понятия, термины» Казань 2014 icon Учебное пособие раскрывает основные понятия, которые должны знать...
«Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» филиал «Новокуйбышевский медицинский колледж»
Учебное пособие «Введение в медицинское и фармацевтическое товароведение. Основные понятия, термины» Казань 2014 icon Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011г. №823 Перечень...
Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть Основные термины, методология

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск