Скачать 1.39 Mb.
|
ПРОГРАММА ЯЗЫК, ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ И ДЕЛОВЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) 081100 – ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Квалификация (степень) выпускника БАКАЛАВР В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Раздел 1 1.Цели и задачи дисциплины: Цель курса – Дать студентам основы знаний о деловом общении, о деловых переговорах, о культуре русского языка. Задачи курса - рассмотреть основы делового общения, помочь студентам приобрести базовые знания в области риторики, делового общения. Для реализации поставленных задач в процессе преподавания решаются следующие задачи: научить студентов грамотно составлять различные деловые бумаги; привить культуру делового общения; научить вести деловые и телефонные переговоры; освоить проведение деловых (ролевых) игр. о 2. Место дисциплины в структуре ООП: ГСЭ. Б 1.04 (выборная) 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК-11, ОК-12, ОК-22, ПК-15, ПК-16. ФГОС по направлению подготовки Государственное и муниципальное управление, квалификация (степень) «бакалавр». 4. Объем дисциплины и виды учебной работы: Общая трудоемкость дисциплины составляет __3___ зачетных единиц.
5. Содержание дисциплины 5.1. Разделы дисциплин и виды занятий
5.2. Описание интерактивных занятий
Содержание дисциплины: 1. Деловое общение и его особенности. В данной теме раскрывается, что деловое общение делится на: устно-письменное, диалогически-монологическое, межличностно-публичное, непосредственное-опосредованное, контактное-дистантное), рассказывается о культуре речи делового общения и ее слагаемых (точность, ясность, выразительность, логичность, чистота, уместность. 2. Культура речи делового общения и коммуникативная профессиограмма менеджера. В данной теме рассматриваются три аспекта речевой культуры: ортологический, коммуникативный, этический; кодифицированные нормы русского литературного языка. Раскрывается понятие «правильность речи», связь всех аспектов между собой. Также рассматриваются показатели лингвистической компетенции менеджера и необходимые речевые навыки. 3. Типы речевых культур в деловом общении и принципы речевого поведения. В данной теме раскрывается, что в деловом общении существует 5 типов речевых культур: элитарный, среднелитературная речевая культура, литературно-разговорная, просторечие и профессионально-ограниченная речевая культура, раскрываются принципы речевого поведения (принципы кооперации, учета взаимных интересов, паритета и равенства), рассматривается речевая ситуация и ее составляющие. 4. Речевая ситуация и ее составляющая. В данной теме раскрывается сущность понятия «речевая ситуация»; рассматриваются особенности речи и речевого поведения человека, а также раскрываются понятия «официальная обстановка» и «неофициальная обстановка» и целесообразность применения тех или иных речевых норм в зависимости от обстановки общения; фактор адресата, фактор цели. 5. История формирования делового стиля. В данной теме раскрывается история появления на Руси первых письменных документов (Договоры с греками 907, 911, 944, 971 гг., первый свод законов Киевской Руси «Русская правда» и т. д.). Дальнейшая трансформация и усовершенствование делопроизводства и создание системы норм документирования. 6. Основные жанры письменной деловой речи. В этой теме рассматриваются договоры, контракты, письма, ходатайства, запросы, рекламации, служебные телеграммы, образцы организационно-распорядительной документации и т.д., даются понятия жанров речи, к какому из жанров можно отнести данный вид документа, раскрывается содержание каждого из перечисленных документов. 7. Основные черты официально-делового стиля. В данной теме рассматриваются лексические, грамматические и синтаксические особенности официально-делового стиля, которые имеют ряд отличительных характерных черт (высокая степень терминированности лексики, унификация грамматической структуры словосочетаний и словоформ, доминирование простых предложений в языке деловых бумаг). 8. Организационно-распорядительная документация. В данной теме раскрывается, что ОРД является центром деловой письменности; рассматриваются особенности различных документов, входящих в состав ОРД и дается их подробная характеристика, прививаются навыки составления таких документов. 9. Языковые нормы в официально-деловом стиле речи. Лексические нормы. В данной теме рассматривается три основных правила для лексических норм: слово должно употребляться с учетом лексического значения; с учетом стилистической окраски; с учетом лексической сочетаемости. 10. Языковые нормы в официально-деловом стиле речи. Грамматические и синтаксические нормы. В этой теме рассматриваются грамматические и синтаксические нормы русского литературного языка, частота грамматических и синтаксических нарушений, логика изложения и законы текстовой организации, а также функция волеизъявления и текстовая организация документа. 11. Деловая игра. Виды игры. В данной теме рассказывается о характере деловых игр. Деловые игры проводятся в форме психологического и лингвистического тренинга. Рассматриваются ролевой характер деловых игр: социальные роли с набором функциональных обязанностей распределяются между участниками с учетом индивидуальных особенностей играющих, конкретный характер игр (деловое общение должно опираться на факты, расчеты, реалии экономико-правовых отношений). Рассматриваются виды деловых игр: 1. Открытие фирмы: набор сотрудников и комплектование штатов. 2. Искусство переговоров: целенаправленный сбыт. 3. Деловое совещание: как выходить из тупиковой ситуации. На каждом семинарском занятии проводятся деловые игры с предварительным распределением ролей между участниками. Так, в игровой форме участники игры рассматривают, например, ситуацию приема на работу, где каждый из участников играет свою определенную роль, а остальные студенты дают после окончания игры свою оценку происходящего и высказывают мнение, что получилось в игре, а что, может быть, нет. На следующем семинаре проходит следующая игра уже по новому сценарию. Так, в течение семестра все .студенты проходят игровое обучение в интерактивной форм. Кроме того, студенты делают презентации в интерактивной форме в рамках изучаемого курса 12. Стилевой статус и основные черты устной деловой речи. Фонетические, лексические и грамматические нормы устной литературной речи. В данной теме рассматриваются фонетические, лексические и грамматические нормы устной литературной речи, интонация и смысловая дискретность устной речи, специфика жанров устной деловой речи и взаимосоотнесенность их с жанрами письменной речи. 13. Предмет и задачи деловой риторики. В этой теме раскрывается, что изучает риторика и какие задачи решает, что представляет собой современная риторика и какие законы она использует, а также рассматриваются структура речевого акта и речевая стратегия. 14. Коммуникативный аспект делового общения. В этой теме рассматриваются вопросы коммуникативного общения между коммуникантами (слушающим и говорящим) и раскрывается в чем состоит успех этого общения, а также отличия от древней риторики. Рассматриваются принципы, используемые в процессе общения: кооперации, интереса, принцип Поллианы; раскрываются правила смены коммуникативных ролей в диалогической речи. Рассматриваются также вопросы построения структуры речевого акта и речевой стратегии. 15. Деловые переговоры. В этой теме дается классификация переговоров, этапы переговорного процесса и законы риторики, речевая стратегия, методы и тактики ведения переговоров, взаимодействие тактик, виды слушания, итоги обсуждения, резюмирование, протокольные жанры (совещание). Рассматриваются также презентационная речь как разновидность публичной речи, стилистические приемы и риторические фигуры ораторской речи (параллелизм, антитеза, градация, инверсия, риторический вопрос), виды слушания. 16. Жанр телефонного разговора. Презентационная и ораторская речь. В этой теме рассматривается жанр телефонного делового разговора, его специфика, приводятся примеры делового телефонного разговора, рассматривается также презентационная речь как разновидность публичной речи, стилистические приемы и риторические фигуры ораторской речи. 17. Речевой этикет в деловом общении. В этой теме рассматриваются предмет и функции речевого этикета в деловом общении, учитывается обстановка общения и необходимость употребления этикетных формул. Рассматривается также понятие «этикет» и социальный статус адресата, система обращений, церемонии и этикетные тексты, знакомство, рекомендации. |
Программа дисциплины «Экономика города и управление муниципальным... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... |
Программа дисциплины «регулирование градостроительной деятельности»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... |
||
Программа дисциплины «Экономика образования и образовательного учреждения»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, магистров направления подготовки 081100. 68 «Государственное... |
Программа дисциплины «Государственные и муниципальные финансы» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... |
||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... |
Рабочая учебная программа дисциплины Для направления 081100. 62 «Государственное... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Программа дисциплины «Медицинская этика и деонтология» по направлению... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов магистратуры по направлению... |
Программа дисциплины «Государственное управление инновационной деятельностью... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... |
||
Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Кадровое делопроизводство и кадровый учет в органах сласти» студентам... |
Программа дисциплины «Институциональные предпосылки региональной образовательной политики» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... |
||
Рабочая программа дисциплины Специфика закупок для удовлетворения... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 38.... |
Рабочая учебная программа дисциплины для студентов направления 081100... Освоение принципов исследовательской работы позволит бакалаврам использовать полученные знания при написании выпускной работы, а... |
||
Колтунова М. В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет. Учеб пособие для вузов Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования |
Рабочая программа составлена на основе Образовательного стандарта, самостоятельно устанавливаемого Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова для реализуемых... |
||
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Образовательная программа подготовки магистров очно-заочной формы... Вкр) студентов, обучающихся по программам подготовки магистров очно-заочной формы обучения в Санкт-Петербургском филиале автономного... |
Поиск |