Техническое задание для Фонда «Вольное Дело»
Типовые инструкции для преподавателей
Введение
Заказчик предполагает, что во время проекта значительная часть задач по контролю, обслуживанию и исправлению проблем в информационной системе будет возложена на преподавателей. В рамках проекта школьные учителя будут обучены способам работы и выполнению настроек операционной системы и прикладного ПО.
Определения (в этой части документа)
Простая проблема при эксплуатации информационной системы – особенность функционирования аппаратного или программного обеспечения информационной системы, затрагивающая не более одного компонента информационной системы (исключая беспроводную точку доступа), и нарушающая способы установленного использования или функционал информационной системы. Время устранения простой проблемы не должно превышать 0.5 часа.
Критичная проблема при эксплуатации информационной системы (сбой) – особенность функционирования аппаратного или программного обеспечения информационной системы, затрагивающая более одного компонента информационной системы и нарушающая способы установленного использования или функционал информационной системы. В частности, любой отказ беспроводной точки доступа признается критичной проблемой. Время устранения критической проблемы не должно превышать 4 часа
Специалист технической поддержки – инженер, обладающий необходимыми знаниями по организации информационный системы и навыками для решения любой простой и критичной проблемы. Специалист технической поддержки должен быть заранее ознакомлен со структурой и особенностями функционирования информационной системы.
Инструкции по эксплуатации системы
Инструкция и регламент обновления компонентов операционной системы на компьютере преподавателя
Выполнение загрузки и установки обновлений можно настроить в автоматическом режиме, либо выполнять эти действия вручную.
При автоматическом режиме система Windows может проводить регулярную проверку на наличие важных обновлений и уведомлять об этом, либо устанавливать их автоматически. Автоматическое обновление может функционировать в трех режимах:
Автоматический – при подключении к Интернет, Windows находит, загружает и устанавливает обновления в фоновом режиме – работа пользователя не прерывается, по окончании выполнения операций пользователь получает уведомление (настройка данного режима представлена в инструкции «Настройка установки обновлений в автоматическом режиме» и демонстрационном ролике Demo1.wmv)
Загружать обновления – при подключении к Интернет, Windows находит и загружает обновления в фоновом режиме. После завершения загрузки в области уведомления появляется оповещение о том, что обновления готовы к установке, затем можно просмотреть, выбрать и установить доступные обновления. Можно установить все доступные обновления или только часть.
Уведомлять, но не загружать и не устанавливать обновления – при подключении к Интернет, Windows проверяет наличие важных обновлений и уведомляет пользователя, если они доступны, обновления не загружаются и не устанавливаются на компьютер пока пользователь не сделает это самостоятельно. При появлении доступных обновлений в области уведомления появляется оповещение.
Примечания:
При выборе автоматического способа обновления, настройку необходимо выполнять на каждой рабочей станции в сети.
Каждая рабочая станция выполняет загрузку обновлений для «себя», создавая тем самым дополнительную нагрузку и повышая трафик в сети.
Для установки обновлений во 2-м и 3-м режимах необходимо, чтобы пользователь, выполняющий это действие, обладал административными правами на целевом компьютере.
|
Настройка установки обновлений в автоматическом режиме
|
|
|
|
|
|
Загрузить операционную систему Windows XP, выполнить вход пользовательской учетной записью.
На рабочем столе нажать кнопку Пуск. В появившемся меню установить указатель мыши на строке Мой компьютер и вызвать контекстное меню (нажать правую клавишу мыши).
В контекстном меню выбрать пункт Свойства.
В появившемся окне Свойства системы перейти на вкладку Автоматическое обновление и установить флажок напротив пункта меню Автоматически (рекомендуется). Выбрать подходящее расписание выполнения обновлений и нажать кнопку ОК.
|
|
|
Установка вручную, при помощи общей сетевой папки состоит из следующих шагов (настройка данного варианта установки обновлений описана в инструкции «Установка обновлений с использованием общей сетевой папки» и демонстрационном ролике Demo2.wmv):
Создание общей сетевой папки;
Создание пакетного файла автоматизирующего установку обновлений;
Определение списка и скачивание требуемых обновлений через Интернет с сайта Microsoft;
Запуск установки обновлений из общей папки при помощи пакетного файла.
|
|
|
Установка обновлений с использованием общей сетевой папки
|
|
|
Загрузить операционную систему Windows XP. На ноутбуках ученика и учителя будет выполнен автоматический вход в систему с правами администратора системы, достаточными для установки обновлений на компьютеры.
На рабочем столе нажать кнопку Пуск. В появившемся меню запустить Мой компьютер
На диске C: создать директорию c именем Updates (полный путь C:\Updates):
Вызвать контекстное меню на созданной директории Updates и выбрать пункт Общий доступ и безопасность.
В окне Свойства: Updates на вкладке Доступ нажать на ссылку Если вы понимаете…:
В открывшемся диалоговом окне выбрать опцию «Просто включить общий доступ к файлам» и нажать «OK»:
В открытом окне «Свойства: Updates» на вкладке «Доступ» установить флаг для опции «Открыть общий доступ к этой папке» и нажать «OK»:
Скачать необходимые обновления с сайта Microsoft (http://www.microsoft.com/updates) в созданную директорию C:\Updates (Пример ниже)
Важно:
Во время выбора скачиваемых обновлений WindowsXP-KB######-x86-LLL.exe следует обращать внимание на код языка LLL скачиваемого обновления, необходимо, чтобы этот код совпадал с языковой версией операционной системы (для русского языка, этот код должен быть равен RUS)
На рабочем столе нажать кнопку Пуск. В появившемся меню запустить пункт Выполнить…
В окне «Запуск программы» набрать команду notepad и нажать «OK»:
-
В окне текстового редактора Notepad ввести следующий текст:
for %%f in (\\teacherbook\updates\*.exe) do %%f /quiet /passive /norestart
|
После ввода текста, в меню текстового редактора Notepad выбрать ФайлСохранить как…
В диалоговом окне Сохранить как… выбрать для пункта Тип файла значение Все файлы. В строке Имя файла ввести RunUpdates.bat. Затем выбрать в качестве директории сохранения папку с обновлениями C:\Updates и нажать кнопку Сохранить.
Открыть директорию с обновлениями C:\Updates и запустить файл RunUpdates.bat.
После того как пакетный файл установки обновлений RunUpdates.bat закончит выполнение все обновления расположенные в созданной директории C:\Updates будут установлены. Чтобы обновления вступили в силу, необходимо перезагрузить компьютер.
Загрузить операционную систему Windows XP, выполнить вход пользовательской учетной записью на любом компьютере в сети.
На рабочем столе нажать кнопку Пуск. В появившемся меню запустить Мой компьютер
-
В строке Адрес появившегося окна набрать текст:
и нажать клавишу Enter.
В открывшейся сетевой директории \\teacherbook\Updates запустить файл RunUpdates.bat
После того как пакетный файл установки обновлений RunUpdates.bat закончит выполнение все обновления расположенные в созданной директории \\teacherbook\Updates будут установлены. Чтобы обновления вступили в силу, необходимо перезагрузить компьютер.
|
|
|
Примечание:
Вместо teacherbook следует указать настоящее имя компьютера, на котором расположены обновления.
|
|
Инструкция и регламент обновления исполняемых файлов компонентов и баз данных антивирусного ПО на компьютере преподавателя
Загрузка обновлений выполняется в одном из следующих режимов:
Автоматически. Антивирус Касперского с заданной периодичностью проверяет наличие пакета обновлений в источнике обновления. Частота проверки может увеличиваться во время вирусных эпидемий и сокращаться вне их. При обнаружении свежих обновлений Антивирус скачивает их и устанавливает на компьютер. Такой режим используется по умолчанию.
По расписанию. Обновление приложения производится в соответствии с установленным графиком.
Вручную. В этом случае вы самостоятельно запускаете обновление приложения.
Для успешной загрузки обновлений с серверов необходимо, чтобы ваш компьютер был подключен к Интернету.
|
Запуск обновления в ручном режиме
|
|
|
В любой момент вы можете запустить обновление приложения. Оно будет производиться из выбранного вами источника обновлений. Запустить обновление приложения вы можете:
из контекстного меню;
из главного окна приложения.
|
|
|
Чтобы запустить обновление приложения из контекстного меню, необходимо:
Откройте меню по правой клавише мыши на значке приложения в системной панели.
Выберите пункт Обновление
|
|
|
Чтобы запустить обновление из главного окна приложения, необходимо:
Выберите компонент Обновление в разделе Сервис.
Нажмите на кнопку Обновить в правой части главного окна или на кнопку в статусной строке.
|
|
|
Примечание:
Процесс обновления приложения будет отражаться в специальном окне. Вы можете скрыть окно с текущими результатами обновления. Для этого нажмите на кнопку Закрыть. При этом обновление будет продолжено.
|
|
|
|
|
|
Откат последнего обновления
|
|
|
Возможность отката полезна, например, в том случае, если вы обновили сигнатуры угроз, но в процессе обновления часть сигнатур повредилась в результате сбоя в соединении. Вы сможете вернуться к предыдущей версии сигнатур, а позже попробовать обновить их еще раз.
|
|
|
Чтобы вернуться к использованию предыдущей версии сигнатур угроз, необходимо:
Выберите компонент Обновление в разделе Сервис главного окна приложения.
Нажмите на кнопку «Откатить» в правой части главного окна.
|
|
|
Обновление по расписанию/в автоматическом режиме
|
|
|
По умолчанию в Антивирусе Касперского создана задача обновления по расписанию, которая с заданным интервалом времени, в автоматическом режиме обновляет исполняемые файлы компонент и базы данных антивирусного ПО.
Поскольку учительские ноутбуки не имеют постоянного подключения к Интернет, то рекомендуется использовать режим ручного обновления.
|
|
|
|
|
Инструкция и регламент выполнения резервного копирования настроек операционной системы, программ, файлов и баз данных на компьютере преподавателя
Для выполнения резервного копирования и восстановления данных в Windows XP встроена программа архивации, которая позволяет создавать снимок состояния системы, представляющий собой точную копию содержимого жесткого диска на определенный момент времени, в том числе всех открытых файлов, используемых системой. Во время выполнения программы архивации пользователь может продолжать работу с системой без риска потери данных.
|
Создание резервной копии данных
|
|
|
Загрузить операционную систему Windows XP, выполнить вход пользовательской учетной записью.
Запустить программу Архивация данных в меню Пуск Программы Стандартные Служебные Архивация данных.
Или выполнить команду ntbackup.exe из командной строки (Пуск Выполнить).
В окне Мастер Архивации или восстановления, нажать кнопку Далее
В окне мастера Архивация и восстановление следует выбрать опцию Архивация файлов и параметров и нажать кнопку Далее
В окне мастера Что следует архивировать выбрать пункт Предоставить возможность выбора объектов для архивации, и нажать кнопку Далее
В окне Элементы для архивации в панели Что следует архивировать нужно указать те объекты (файлы и папки), для которых будет создана резервная копия (например: папку Мои документы), нажать кнопку Далее
В окне Имя, тип и расположение архивации нажать кнопку Обзор и выбрать директорию в качестве места архивации (например, диск C:\). Затем задать имя файла архива: Backup
В финальном окне мастера нажать кнопку Готово для запуска создания резервной копии и дождаться окончания выполнения архивации.
Процесс архивации может занять от 10 до 45 минут, в зависимости от объема данных, которые должны быть сохранены в резервную копию. По окончании архивации появиться окно с оповещением, что архивация успешна завершена.
Вставить пустой DVD диск для записи резервной копии в устройство записи.
В директории указанной для создания резервной копии (диск C:\) на файле с именем Backup.bfk. Вызвать контекстное меню правой клавишей мыши и выбрать пункт Отправить DVD RW дисковод и дождаться оповещения, что файлы готовы для записи.
Примечание:
Данная операция не выполняет запись диска, а помечает выбранный файл к записи.
При создании компакт-дисков Windows использует для хранения временных файлов доступное пространство на жестком диске, поэтому необходимо, чтобы размер свободного дискового пространства был равен размеру записываемого файла резервной копии.
Открыть папку Мой компьютер и дважды щелкнуть на устройстве записи DVD RW дисковод. Убедиться, что в появившемся окне в поле Подготовленные для записи на CD файлы отобразился файл Backup.bfk.
В группе Задачи для записи CD расположенной слева, выбрать ссылку Запись файлов на компакт-диск, после чего будет запущен мастер записи компакт-дисков.
В появившемся мастере записи компакт дисков в строке Метка диска ввести имя диска: Backup-<�дата>, где <�дата> – текущая дата создания резервной копии. И установить флаг для опции Закрыть мастер после записи, нажать кнопку Далее и дождаться пока индикатор записи диска дойдет до конца шкалы.
В окне завершения записи нажать кнопку и Финиш, извлечь диск из устройства записи компакт дисков.
|
|
|
Восстановление резервной копии данных
|
|
|
Загрузить операционную систему Windows XP, выполнить вход пользовательской учетной записью на компьютере
Вставить DVD-диск с последней созданной резервной копией файлов
Запустить программу Архивация данных в меню Пуск Программы Стандартные Служебные Архивация данных.
Или выполнить команду ntbackup.exe из командной строки (Пуск Выполнить).
В окне Мастер Архивации или восстановления, нажать кнопку Далее
В окне мастера Архивация и восстановление следует выбрать опцию Восстановление файлов и параметров и нажать кнопку Далее
В окне Элементы для архивации при помощи кнопки Обзор указать файл резервной копии Backup.bkf на DVD-диске, в панели Что следует восстановить установить флаг для восстановления нужных файлов, нажать кнопку Далее
В финальном окне мастера нажать кнопку Готово для запуска восстановления данных из резервной копии и дождаться окончания выполнения восстановления данных.
Процесс восстановления может занять от 10 до 45 минут, в зависимости от объема данных, которые должны быть восстановлены на компьютере. По окончании операции появиться окно с оповещением, что восстановление успешно завершено:
После завершения мастера восстановления файлов из резервной копии, рекомендуется проверить, что бы все нужные файлы были восстановлены успешно на диск компьютера.
|
|
|
|
|
Инструкция по подключению рабочей станции ученика с ОС Microsoft Windows XP SP2 к сети Wi-Fi
|
|
|
|
1. В меню «Пуск» выберите пункт и нажмите правой клавишей мыши на меню «Подключение» -> «Беспроводные подключения». В появившемся всплывающем меню выберите «Свойства» и нажмите девой клавишей мыши.
Значок «Сетевые подключения» также можно найти в окне «Панель управления».
2. На вкладке «Общие» удостоверьтесь, что стоят галочки на кнопке-флажке «При подключении вывести значок в области уведомлений» и на кнопке-флажке «Уведомлять при ограниченном или отсутствующем подключении».
3. Вверху диалогового окна «Беспроводное сетевое соединение – свойства» нажмите вкладку «Беспроводные сети». Затем в секции «Предпочитаемые сети» для продолжения установки нажмите кнопку «Добавить...».
На вкладке «Связи» в поле «Сетевое имя (SSID)» напечатайте «Имя беспроводной точки в классе» (имя состоит из: «номера_школы-номер_этажа-номер_кабинета»). Оно должно в точности совпадать с именем, настроенном на точке доступа класса. В поле «Шифрование данных» в ниспадающем меню выберите «Отключено».
После введения данных нажмите «ОК».
5. В диалоговом окне «Беспроводное сетевое соединение – свойства» нажмите кнопку «OK», чтобы закончить настройку соединения.
В случае, если соответствующая точка доступа подключена, через несколько секунд компьютер выполнит подключение к беспроводной сети. Убедитесь, что в правом нижнем углу появилась иконка , возвещающая о том, что подключение успешно установлено.
|
|
|
|
|
|