Оглавление
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ 1
1.1. Общая характеристика школы 1
1.3 Система достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. 66
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 93
2.1. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования. 93
Пояснительная записка 93
ГЛАВА 1. Концепция программы развития универсальных учебных действий МБОУ СОШ №86 им. И.И. Вереникина 98
1.1. Цели образования 98
ГЛАВА 2. Общая характеристика универсальных учебных действий и способы их формирования в образовательном процессе. 106
2.1. Критерии выделения универсальных учебных действий 108
2.2. Личностные универсальные учебные действия. 109
2.3. Регулятивные универсальные учебные действия. 117
2.4. Познавательные универсальные учебные действия. 120
2.5. Знаково-символические универсальные учебные действия. 128
2.6. Коммуникативные универсальные действия 132
3.1.Подходы к разработке системы оценивания сформированности универсальных учебных действий 138
3.2. Свойства действия. Общая характеристика 142
3.3.Оценка уровня сформированности учебной деятельности. 143
3.5 Особенности оценки личностных и метапредметных результатов 150
2.4.Программа коррекционной работы МБОУ СОШ №86 им. И.И. Вереникина 202
РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ. 210
3.1. Рабочий учебный (образовательный) план 5-ых классов, реализующих ФГОС OОО 210
3.2 Система условий реализации образовательной программы 213
3.1.1. Социальное окружение Школы. Роль Школы в социуме. 213
3.1.2 Сведения об учащихся. 217
3.1.4. Характеристика семей. 220
3.1.6.Дополнительные образовательные услуги. 223
3.1.7. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. 224
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
1. Пояснительная записка к основной образовательной программе основного общего образования.
Данная программа разработана коллективом педагогов ступени основного общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школой №86 имени контр-адмирала И.И. Вереникина.
По мере введения ФГОС и накопления опыта работы в данную программу будут вноситься изменения и дополнения, поэтому программа является проектом. Данная программа начинает реализовываться с сентября 2013-2014 учебного года и будет реализовываться по мере «вхождения» во ФГОС 5-х классов последующих наборов учащихся.
1.1. Общая характеристика школы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №86 имени контр-адмирала И.И.Вереникина действует в соответствии с Уставом МБОУ СОШ №86 им. контр-адмирала И.И.Вереникина, принятого на общем собрании трудового коллектива протокол №2 от 10.03.2011г., утвержденного приказом №505 от 14.03.2011 Управления образования г. Ульяновска, распоряжением № 296 от 21.03.2011г. комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска, управлением образования приказ №505 от 14.03.2011; лицензии №0143 серия А №268918, выданной 27.06.2008г., Свидетельства о Государственной аккредитации №1107 серия ЛА 094399, выданного 27.03.2009г. Является муниципальным образовательным учреждением, осуществляет образовательный процесс, реализует образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и обеспечивает обучение и воспитание обучающихся по принципу общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Название образовательного учреждения (по уставу)
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №86 имени контр-адмирала И.И.Вереникина
(МБОУ СОШ №86 им. И.И.Вереникина)
|
Тип и вид образовательного учреждения
|
Средняя общеобразовательная школа
|
Организационно-правовая форма
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
|
Учредитель
|
Управление образования мэрия города Ульяновска, Комитет по управлению городским имуществом
|
Год основания
|
1995 г.
|
Юридический адрес
|
432064, г. Ульяновск, ул. Карбышева, дом 38
|
Телефон
Факс
|
21-33-02, 21-33-26, 56-33-79
21-33-02
|
В своей деятельности Школа руководствуется:
- Конституцией Российской Федерации;
- Законом Российской Федерации «Об образовании» другими законодательными и нормативными актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, Типовым положением об общеобразовательном учреждении:
Приказом № 1897 МО и Н РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 года;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы.
ФЦПРО на 2011–2015 годы.
Постановление Правительства РФ от 31 мая 2011 года № 436 «О порядке предоставления в 2011–2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 года № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/12 учебный год».
Приказ Минобрнауки России от 14 декабря 2009 года № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях».
Приказ Минобрнауки России от 13 января 2011 года № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях».
Федеральный закон от 8 мая 2010 года № 83ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Приказ Минобрнауки России от 24 марта 2010 года № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».
Приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».
Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников», а также Уставом и локальными правовыми актами Школы.
1.1.1. Организация образовательного процесса
Обучение в МБОУ СОШ №86 им. И.И. Вереникина ведется в одну смену (с 8.00 ч.). Режим работы –по 5-ти дневной работе в 1-4 классах и по 6-ти дневной учебной неделе в 5-9 классах. Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся соответствуют действующим санитарным правилам и нормам (СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»).
Учебный год в 2-4,5-8 классах состоит из 34 учебных недель и 33 учебных недели в 1-х и 9-х классах. Продолжительность урока в 2-9 классах – 40 минут. В 1-ых классах – первое полугодие – по 35 минут, со второго полугодия – по 40 минут.
ООП ООО реализуется в МБОУ СОШ №86 им. И.И. Вереникина через учебный план и внеурочную деятельность.
Учебный план Школы содержит две составляющие:
- обязательную часть;
- часть, формируемую участниками образовательного процесса.
Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как кружки, секции, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики и т. д.
Для организации внеурочной работы в школе реализуются следующие виды деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
художественное творчество;
социальное творчество;
трудовая деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность;
досугово-развлекательная деятельность.
Выделяются основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно-полезная и проектная деятельность.
Организация внеурочной деятельности с учащимися происходит в рамках процесса становления и развития воспитательной системы. Целостность воспитательной работе придают четко сформулированные концептуальные основы педагогической деятельности, программа воспитательной работы. В качестве системообразующего фактора выступает оздоровительная, познавательная, самостоятельная деятельность школьников с 1 по 11 класс. Интеграция урочной и внеурочной деятельности воспитанников является характерной чертой организации жизнедеятельности школы.
1.1.3 Материально-техническая база
Школа осуществляет образовательную деятельность трёхэтажном здании, рассчитанном на 875 мест. Школа имеет центральное отопление, люминесцентное освещение, холодное и горячее водоснабжение, центральную канализацию. Помещения содержатся в надлежащем состоянии, соответствуют требованиям нормативных документов.
В школе имеются: учебные аудитории, служебные помещения, столовая, актовый и два спортивных зала, кабинет здоровья, одна библиотека, медицинский, процедурный и зубной кабинеты, соответствующие современным требованиям технической оснащенности общеобразовательного учреждения.
Учебные кабинеты на 70% оснащены мультимедийным оборудованием.
Для реализации основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №86 им. И.И. Вереникина на территории школы оборудованы:
беговая дорожка;
1 футбольное поле (с естественным покрытием);
гимнастическая площадка
спортивный зал
В целях обеспечения безопасности в школе создана целая система предупредительных и профилактических мер и мероприятий:
действует тревожная кнопка, голосовое оповещение, пожарная сигнализация (заключены договора на обслуживание данной техники);
Образовательная программа основного общего образования представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающая определенное направление деятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школой №86 имени контр-адмирала И.И. Вереникина (далее Школа). Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития образовательного учреждения.
Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:
— обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
— становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования
предусматривает решение следующих основных задач:
— обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта;
— обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
— обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
— установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
— обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
— взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
— выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
— организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
— участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
— включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
— социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
— сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”.
Это:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
ООП опирается на возрастные особенности школьников и планируемые результаты в соответствии с ФГОС ООО.
|