Автор-составитель Н. А. Ионина


Скачать 5.33 Mb.
Название Автор-составитель Н. А. Ионина
страница 1/57
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   57
СТО ВЕЛИКИХ НАГРАД
МОСКВА «ВЕЧЕ» 2003
Автор-составитель Н.А. Ионина
Вступление
С древнейших времен люди старались как-то выделить и отличить героя. Награды за службу существовали всегда и везде, и форма их была разнообразной до бесконечности. Но многообразие знаков отличия сложилось гораздо позднее, а на первых порах, когда общество представляло род, семью или племя, разнообразия наград за заслуги на различных поприщах деятельности еще не было. Но уже тогда орлиные перья, ожерелья из зубов хищников, отливающие перламутром раковины, поднятые с морского дна, были не только украшением, но и свидетельством мужества их владельца, его храбрости и ловкости. Награды издавна становились материализованной формой поощрения и свидетельствовали о признании заслуг как отдельного человека, так и целой группы людей Таким образом, традиция награждения восходит к самому раннему, еще до образования государств, периоду развития человеческой цивилизации.

Впоследствии, например в Древнем Египте, устраивались специальные церемонии, на которых чествовали победителей. Фараон стал одаривать золотом храбрецов, отличившихся во время освободительных войн и завоевания Сирии. Потом обычай этот укоренился, и почетные награды стали получать и штатские лица. Иногда вознаграждение вручали одному человеку, но чаще во дворце собирали многих удостоенных милости фараона Когда они выходили из дома, облачившись в лучшие одежды, и усаживались в колесницу, все слуги и соседи выстраивались рядом, чтобы приветствовать счастливцев. Во дворце фараона их ждали награды и подарки, а особо отличившимся фараон сам сообщал о повышении в должности и затем бросал с балкона золотые чаши и ожерелья Военачальники подхватывали на лету эти драгоценные подарки и вешали на шею награжденному иногда по три-четыре ожерелья сразу.

В Риме на запыленной груди легионера можно было видеть сверкающую на солнце фалеру. На ней часто изображалась голова какого-либо божества, тоже свидетельствовавшая о храбрости и отваге воина А императоры Византии, со времен Константина Великого, устанавливали кава-лерственные товарищества под покровительством Святого Георгия.

ПНШШЮ1

100 ВЕЛИКИХ НАГРАД

В трудах армянского историка М. Хоренаци (V в) есть такая запись:

Арташес I, получив царскую власть, жалует также Аргуму, мужу храброму и знаменитому, обещанное второе место, а также венец, усыпанный яхонтами, пару серег для ушей, красную обувь, право есть золотой ложкой и вилкой и пить из золотых чаш. Такие же милости он оказывает и кормильцу своему Сумбату, кроме пары серег и красной обуви.

Давно известно, что народы Закавказья почитали обувь священной. Согласно древним народным сказаниям, «нога и обувь» придавали человеку силу, ловкость и быстроту. Поэтому в форме ноги или сапога часто делали сосуды, украшения, подвески, подставки для светильников и этим предметам поклонялись. Из письменных источников известно, что обувь была символом могущества верховной власти, и если кто-то носил ту же обувь, что и сам царь, то его предавали смерти. Только царь мог преподнести в качестве награды часть своего царского одеяния или милостиво разрешить носить ее своему приближенному.

Таким образом, награды в древности были самые разные. Слово «орден» раньше имело совсем не то значение, какое мы вкладываем в него сегодня. Оно произошло от латинского слова «ordo», что означает «организация, отряд». В эпоху крестовых походов «орденами» назывались монашеские и рыцарские братства, члены которых соблюдали свой собственный устав, носили одинаковую одежду и особые, только им принадлежащие знаки — кресты, мечи, щиты разного цвета и формы. Ордены крестоносцев прославились благодаря своему вкладу в борьбу за Святую землю, а также благодаря своим аскетическим обетам бедности, покорности и чистоты.

Но после крестовых походов рыцарско-монашеские ордены утратили характер воинских братств и в большинстве своем превратились в благотворительные общины, посвятив себя работе на пользу больных и бедных. Однако в странах Европы оказались и довольно многочисленные объединения, которые военное дело продолжали считать одним из видов своей деятельности. Рыцари-дворяне стали искать покровительства у европейских монархов и герцогов, отдавая на службу им свои меч. В Европе стали учреждаться ордены на светских началах и под покровительством государей, но для светских орденов и братств война никогда не была единственной и главной целью. Главой таких орденов становился властелин, который сам мог посвящать в его члены людей, имевших заслуги лично перед ним Вступающие в такие ордены рыцари были обычными светскими людьми, после вступления в орден они продолжали вести привычную и вполне светскую жизнь И подчинялись они не церковной, а светской власти.

У светских орденов были разные статуты и уставы, но непременным условием вступления в них было благородное происхождение. Высшие придворные ордены объединяли узкий круг избранных представителей знати, которых стали называть «кавалерами» того или иного ордена.

Цели, во имя которых создавались подобные союзы, были различными, но

Вступление

практически все они были благочестивыми и милосердными. Рыцари должны были быть храбрыми и смелыми, защищать веру Христову и церковь, покровительствовать вдовам и сиротам, сохранять верность и преданность своему сюзерену. Все ордены имели собственные уставы, в которых определялись обязанности членов ордена по отношению к представителям власти и друг к другу, а также регулировался прием в орден новых членов.

Светские ордены обычно связывали свое создание с конкретными святыми и их культами и праздниками, например, орден Подвязки избрал своим покровителем Святого Георгия, у братства Ласточки небесным патроном считался Святой Иоанн Креститель, а у ордена Полумесяца — Святой Маврикий.

Члены ордена носили орденские костюмы, которые стали разновидностью придворных парадных одежд: их шили из парчи и бархата, украшали золотым и серебряным шитьем и драгоценными камнями. Впоследствии произошло отделение от одежды орденских знаков, основным элементом которых становится уже не нашитый, а металлический крест определенной формы. Это был богато украшенный знак, который стали носить на ленте или на цепи. Потом появилась звезда, которая впоследствии тоже стала металлической. Так образовалось понятие «знаки ордена», которые включали в себя крест (собственно знак) и звезду. Вступавшее в орден лицо получало право носить знаки своего ордена.

В дальнейшем орденские знаки отличия получили государственное значение, ими награждали за доблестное служение государству, и постепенно первоначальное значение «ордена», как рыцарской организации, ушло в прошлое. За «орденом» закрепляется единственное значение — награда от главы государства.

В эпоху Возрождения завоевали популярность настольные памятные медали, на которых изображался портрет того лица, которому они посвящались. Такие жалованные портреты стали знаком особой милости государей, и счастливцы вставляли их в драгоценные рамки и носили на шее.

Кресты, ордена и медали являются яркими документами эпохи; это живой и образный язык исторических событий и людей, участвовавших в этих событиях. Например, в России ордена могли получать только дворяне, офицеры, чиновники, иностранцы, купцы и «лица других званий, которые особенными заслугами сделаются достойными сей награды» С медалями дело обстояло проще, и в «Своде учреждений государственных» об этом говорилось так: «Крестьяне и другие лица бывшего податного сословия предоставляются к пожалованию медалями только в случае особенных заслуг».

А о солдатах впервые подумал Оливер Кромвель, в 1650 году он распорядился наградить медалями за победу над роялистами при Дунбаре не только офицеров, но и рядовых. Медали были золотые, серебряные и медные и, возможно, уже тогда, по предположениям некоторых исследований, носились на лентах. Изображение для таких медалей О. Кромвель придумал сам: на лицевой стороне медали он повелел поместить портрет самого себя (в латах), а на обратной — заседание парламента. Но после восстановления в Англии монархии о награждении солдат медалями забыли надолго.

лвшмш№ л ым

8

100 ВЕЛИКИХ НАГРАД

В композиции европейских орденских знаков отличия не было ничего случайного, например, цвета эмали символизировали качества награжденного ими лица золотой или пурпурный цвет означал величие, красный — мужество, зеленый — свободолюбие, черный — постоянство и тд. В странах Востока действовали совсем другие символы, в частности, красный цвет орденского знака отображал цвет государственного знамени, а зеленый — мусульманскую добродетель. Металл, из которого делались награды зарубежных стран, тоже исполнен глубокой символики золото олицетворяет величие и благородство, серебро — чистоту помыслов и поступков и т.д.

Обо всем этом рассказывает наука фалеристика И Можейко в своем исследовании о наградах разных стран и народов пишет, что специалистов по фалеристике в мире вообще очень немного А в нашей стране книга на эту тему стали выходить лишь в последние десятилетия прошлого века Как правило, в них рассказывалось о русских орденах и медалях, а названия иностранных орденов советские читатели разве только что слышали

О многах рыцарских орденах имеются весьма отрывочные сведения, так как некоторые из них существовали весьма, недолго, и потому известны они только по оставшимся после них уставам или благодаря устным преданиям, которые передавались из поколения в поколение. Наиболее яркий след в истории оставили ордены, основанные великими правителями, и старейшим из них был орден Ленты, основанный Альфонсо XI Кастильским около 1330 года. Король Иоанн Французский основал в 1351 году орден Звезды, император Карл IV — орден Золотой Застежки, граф Савойский — орден Воротника. Создавали свои союзы и богатые сеньоры, например, в 1380 году виконт де Туар основал орден Сокола, а сеньор де Листенуа в 1390 году — орден Золотого Яблока.

Среди исследователей наградной системы России И Можейко особо выделяет советского нумизмата И Г. Спасского, которому принадлежат труды не только по истории русского монетного дела, но и работы, без которых дальнейшее развитие фалеристики было бы весьма затруднительно Исследования И.Г Спасского продолжили другие авторы, среди которых были и сотрудники музеев Книги и статьи Е Щукиной, Л Шевелевой, Л Пискуновой, описание первых русских наградных медалей Д Петерса, работы классиков советской фалеристики В А Дурова, А Кузнецова, Н. Чепурнова, В Бартошевича и других раскрыли перед читателем увлекательный мир орденских знаков отличия.

При составлении данной книги мы широко пользовались трудами этих и других авторов, опирались на их исследования, в чем и приносим им нашу искреннюю благодарность Наша книга не претендует на роль универсального справочника, в котором были бы собраны сведения обо всех орденах, когда-либо существовавших, об их статутах, правилах ношения и другие подробности Но все же мы надеемся, что она послужит своеобразным пособием для любознательных и пытливых читателей, которые смогут получить из нее ответы на ряд своих вопросов

БОЕВЫЕ НАГРАДЫ РИМСКИХ ЛЕГИОНЕРОВ

Многие исследователи (в частности, профессор Пермского университета А.В Колобов) считают, что ни в одной армии древнего мира не существовало такой развитой системы боевых наград, как у римлян Во времена Республики у римлян существовали разные виды вознаграждения для отличившихся в бою воинов оружие и украшения, снятые с поверженного врага, особые знаки воинской доблести, денежные премии и больший, чем у других, размер полученной добычи. Распространены были также венки разного достоинства, флажки, ожерелья, браслеты, медали и особые копья, которые не применялись в бою.

Во времена Империи военные награды римлян стали делиться на офицерские и солдатские Флажки, венки и копья (за редким исключением) теперь становятся знаками отличия для высших военачальников, а солдат поощряли ожерельями и браслетами Эти награды стали известны римлянам после войны с галлами, и сначала они являлись только военными трофеями Но если противники римлян носили ожерелья на шее, а браслеты — на ногах, то римские солдаты стали прикреплять их на нагрудную часть панциря с помощью специальных кожаных петель

Во времена Империи ожерелья и браслеты вручались отличившимся воинам (от рядового до центуриона) обычно парами и часто одновременно — и ожерелья, и браслеты. Изготовлялись такие награды из разных металлов, а потом покрывались золотом или серебром Среди браслетов преобладали плоские, широкие и в основном без всяких рисунков, но попадались и украшенные так называемым «змеиным узором» Такие награды вручались только воинам, которые имели права римского гражданства. Од-

Знаки римских легионеров

Ш1ШЖ&

10

100 ВЕЛИКИХ НАГРАД

нако науке известны случаи, когда почетные ожерелья и браслеты вручались целым воинским частям, причем из вспомогательных войск, состоявших обычно из не граждан Римской империи.

Подробное описание всех римских наград оставил древнегреческий историк Полибий, живший во II веке до нашей эры. Он был поклонником римского государственного устройства и в своем труде «История» писал:

Если была какая-нибудь схватка и некоторые солдаты отличились в ней храбростью, консул созывает на сходку все войско и ставит подле себя тех солдат. Сначала он произносит похвальное слово о заслугах каждого воина, затем дарит солдату, ранившему неприятеля, копье; солдату, убившему врага и снявшему с него доспехи, дарит фиалу — диск, если он пеший, или фалеры, если он конный. Золотым венком консул награждает солдат, которые при взятии города первыми взошли на стену. Солдаты, удостоенные подобных наград, участвуют в торжественных процессиях со знаками отличия; носить подобные украшения может лишь тот, кого консул наградил ими за доблесть.

Полибий отмечал также, что на парадах сирийского царя Антиоха даже коней проводили «в золотых и серебряных фаларах». В Древней Греции «фалара» первоначально означала блестящую металлическую бляху, украшавшую или укреплявшую шлем воина, потом их стали применять в виде застежки на воинских доспехах, а также для украшения конской сбруи. Изображения таких фалар встречаются на многих древнегреческих вазах, где изображены верховые или запряженные лошади.

Из древнегреческого языка «фалары», видоизменившись в «фалеры», перебрались на Апеннинский полуостров, где этрускам они стали известны уже в другом значении. В Древнем Риме в IV веке до нашей эры фалеры сначала являлись только знаком принадлежности к занимаемой должности: наряду с золотым кольцом (обручем) они использовались как знаки отличия сенаторской власти. Но вскоре фалеры становятся и военными наградами. Они были известны еще во времена Республики, но тогда ими награждались только конники*. Когда Ганнибал захватил римский лагерь при Каннах, то добычу карфагенян составило «серебро, что находилось преимущественно на конских фалерах». Обычай римских воинов украшать своих коней отмечал и поэт Ювенал:

И неотесанный воин, не знавший еще восхищенья Перед искусствами греков, когда при дележке добычи

Боевые награды римских легионеров

11

* В период поздней Республики фалерами стали награждать и пехотинцев.

Взятого города в ней находил совершенной работы Кубки — ломал, чтоб фалерами конь у него красовался.

Римские фалеры — это обычно большие и маленькие диски круглой или овальной формы, размером в диаметре от 4 до 7 сантиметров. Они были очень разнообразны по своему оформлению — гладкие и плоские, с шишечками посередине или расходящимися от центра концентрическими кругами, — и изготовлялись из самых различных материалов (серебра или бронзы, часто позолоченной), драгоценных или полудрагоценных камней и даже из стекла. Такие награды ученым порой трудно бывает отличить от похожих на них бляшек, украшавших портупею солдат или конскую сбрую. На фалерах делались всевозможные изображения, особенно часто встречаются головы Медузы Горгоны, Марса, Минервы, Юпитера, а также головы сфинкса или льва. Фалеры носили на груди: их полость заполнялась смолой и с обратной стороны закрывалась медной пластинкой, через которую пропускали проволоку. Проволока образовывала петельки в тех местах, где под прямым углом или по диагонали перекрещивались ремни, проходящие на груди или через плечи.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   57

Похожие:

Автор-составитель Н. А. Ионина icon Безопасность жизнедеятельности
Автор-составитель: Г. И. Ивченкова, преподаватель кгаоу спо «Канский педагогический колледж»
Автор-составитель Н. А. Ионина icon Методическое пособие Полысаево 2012 Автор-составитель Беляева Светлана...
Автор-составитель Беляева Светлана Леонидовна, учитель физики муниципального бюджетного нетипового общеобразовательного учреждения...
Автор-составитель Н. А. Ионина icon «Общение как социально психологический феномен» 40
Автор-составитель: О. Б. Титова, преподаватель кгаоу спо «Канский педагогический колледж»
Автор-составитель Н. А. Ионина icon Программа вуд «Сова»
Автор составитель: Петина Лидия Николаевна, учитель английского языка мкоу «Большекерлегешская оош», Прокопьевский муниципальный...
Автор-составитель Н. А. Ионина icon Учебное пособие для студентов и преподавателей Автор составитель
Гигиенические нормы и требования безопасности при работе с техническими средствами в образовательных учреждениях 76
Автор-составитель Н. А. Ионина icon Я и моя профессия программа по формированию профессионального самоопределения...
Автор – составитель Г. В. Никифорова, воспитатель мкоу детский дом «Ласточкино гнездышко»
Автор-составитель Н. А. Ионина icon В. М. Шепель автор концепции, составитель, научный редактор
«паблик рилейшнз» и по работе с персоналом. В ней представлены сведения, имеющие отношение к гуманитарной образованности и правилам...
Автор-составитель Н. А. Ионина icon Рабочая программа по технологии Автор-составитель
...
Автор-составитель Н. А. Ионина icon Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины экономика...
Составитель (автор): Б. Б. Шоволдаев, к с н., преподаватель бпоу рк «Элистинский политехнический колледж»
Автор-составитель Н. А. Ионина icon Образовательная программа «Химия вокруг нас» возраст обучающихся...
Пояснительная записка Учебно – тематический план содержание программы
Автор-составитель Н. А. Ионина icon Программа повышения профессиональной компетентности педагогических...
Автор-составитель: Шмелькова О. В., методист отдела икт и информационного обеспечения
Автор-составитель Н. А. Ионина icon Методические рекомендации по проведению Республиканской социально-культурной акции «Мы вместе»
Автор-составитель – художественный руководитель Республиканского центра развития традиционной культуры, Заслуженный работник культуры...
Автор-составитель Н. А. Ионина icon Методические рекомендации по организации экологической тропы в доу...
Автор – составитель: Иштыкова Е. А., воспитатель, старший воспитатель, высшая квалификационна категория
Автор-составитель Н. А. Ионина icon Лекция «Профилактика наркотической зависимости» Категория: подростки...
Комитет по молодежной политике администрации городского округа город уфа республики башкортостан
Автор-составитель Н. А. Ионина icon Методические рекомендации по первичной профилактике пав в образовательном...
Методические рекомендации затрагивают основные вопросы, касающиеся профилактики пав в образовательной среде, а также иммунохроматографического...
Автор-составитель Н. А. Ионина icon Методическое пособие Саратов 2008 г. Организация комплексной системы...
Методическое пособие предназначено для руководителей и преподавателей- организаторов обж образовательных учреждений

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск