1. Понятия «феодализм» и «средние века» в историографии


Скачать 0.82 Mb.
Название 1. Понятия «феодализм» и «средние века» в историографии
страница 1/7
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
1.Понятия «феодализм» и «средние века» в историографии

Термин ср. в. был впервые введен итальянск. гуманистами. Историк 15в. Флавио Бьондо(История от падения Рима) назвал ср. в. период, отделявший его время от античности. Эта оценка была отрицательной, т. к. гум. оценивали прежде всего сост. культуры. В 17в. пофессор Галльского университета (Германия) Й. Келлер ввел термин ср.в. в общую периодизацию всемирной истории, разделив ее на античность, средневековье и нов. время (хронолог. рамки: от разделения Р. империи на зап. и восточную(395г. при Феодосии 1) до падения Конст.(1453г.). В 17 и 18в.(век Просвещения) критерием периодизации стало служить отношение к религии и церкви. Ср. в. оценивались как период стеснения умственной свободы. В 19в. романтическое направление в историографии идеализировало ср. века. На рубеже 18 и 19в. были сделаны два важных шага: идея о непрерывности общественного развития и попытки анализа не только событийной и политической, но и социальной истории. Эти попытки привели к отождеств. терминов ср. в. и феодализм. Углубление этих терминов было в конце 19в. с оформлением новой философии – позитивизм(О.Конт во Фр., Г.Спенсер в Англ.). Пришло комплексное видение исторического процесса. Феодализм виделся как особая полит. и правовая организация общества, с системой сеньориально-вассальных связей. Более перспект. оказались попытки сопряжения полит. и соц. анализа. Позитивисты начали изучение общины и вотчины, хоз. и соц. жизни. Позитивизм подготовил первые шаги системного(структурного) анализа. Одним из его плодов явл. термин цивилизация, подчеркивающий территориальное разграничение людских обществ. Появился также термин формация, выделивший, наоборот, временное деление исторического процесса, где точкой отсчета стали способ производства и форма собственности. Новый этап развития – 20й век, франц. историки, создавшие свое направление вокруг журнала Анналы (Люсьен Февр). Они говорили о множественности связей – вещных и личностных - внутри общественной системы. Это ломало механическое понимание причинности в истории и представление об однолинейности развития.

В марксистской историографии феодализм понимался как определенная стадия исторического развития, через кот. прошли страны Европы и Азии, Африки и Латинской Америки. Подобное мнение не является общепринятым. В историч. науке 19в. многие исследователи не связывали этот тип соц. устройства с определенным историческим этапом и поэтому находили «феодализм» в античном мире, а «капитализм» в средневековье. В современной науке некоторые исследователи отказываются от идеи универсальности этого понятия, закрепляя его только за западноевропейским вариантом развития. Мнение об универсальности феодализма как определенной стадии исторического развития может считаться корректным при некоторых оговорках: 1. Если признается своеобразие его конкретно-исторических вариантов и не только возможность, но неизбежность их расхождения с абстрактной моделью, созданной исследователями. 2. Представление о стадиальности развития должно дополняться признанием многоукладности господствующей общественной системы на каждой из стадий. 3. Стадиальный принцип членения исторического процесса должен быть органически увязан с особенностями цивилизационного развития, связанного с факторами долговременного воздействия(природные условия, особенности этногенеза и социальной психологии, религия, тип общины).

2. Периодизация

I. Конец V — середина XI в. — период раннего средневековья, I. Конец V — середина XI в.период раннего средневековья, когда феодализм только складывался как общественная система. Это предопределило крайнюю сложность социальной ситуации, в которой смешивались и трансформировались общественные группы античного рабовладельческого и варварского родоплеменного строя. В экономике господствовал аграрный сектор, превалировали натурально-хозяйственные отношения, города сумели сохранить себя как экономические центры преимущественно в районе Средиземноморья, которое являлось главным узлом торговых связей Востока и Запада. Это было время варварских и раннефеодальных государственных образований (королевств), несущих на себе печать переходного времени. В духовной жизни временный упадок культуры, связанный с гибелью Западной Римской империи и натиском языческого бесписьменного мира, постепенно сменялся ее подъемом. Решающую роль в нем сыграли начавшийся синтез с римской культурой и утверждение христианства. Христианская церковь в этот период оказывала решающее воздействие на сознание и культуру общества, в частности, регулируя процесс усвоения античного наследия.

II. Середина XI — конец XV в. — период расцвета феодальных отношений, II. Середина XI — конец XV в.период расцвета феодальных отношений, массового роста городов, развития товарно-денежных отношений и складывания бюргерства. В политической жизни в большинстве регионов Западной Европы после периода феодальной раздробленности формируются централизованные государства. Возникает новая форма государства — феодальная монархия с сословным представительством, отразившая тенденцию к усилению центральной власти и активизации сословий, в первую очередь городского. Культурная жизнь идет под знаком развития городской культуры, которая содействует секуляризации сознания, становлению рационализма и опытного знания. Эти процессы были усилены с оформлением уже на данном этапе культуры Возрождения идеологии раннего гуманизма.

III. XVIXVII вв. — период позднего феодализма или начала раннего нового времени. III. XVIXVII вв. — период позднего феодализма или начала раннего нового времени. Экономическая и социальная жизнь характеризуется процессами разложения феодализма и генезиса раннекапиталистических отношений. Острота социальных противоречий вызывает крупные антифеодальные общественные движения с активным участием широких народных масс, которые будут содействовать победе первых буржуазных революций. Оформляется третий тип феодального государства — абсолютная монархия. Духовную жизнь общества определяли раннебуржуазные революции, поздний гуманизм, Реформация и контрреформация. XVII век явился переломным в развитии естественных наук и рационализма. Каждый из этапов открывался и сопровождался крупными передвижениями народов по территории Европы и вне ее: в IV в., VI— VII вв. — движение гуннов, германских и славянских племен; экспансия скандинавских народов, арабов и венгров на рубеже первого и второго этапов, крестовые походы западноевропейцев на Восток и в Восточную Европу в XI—XIII вв.; и, наконец, колониальные захваты западноевропейцев на Востоке, в Африке и в Америке в XV и XVI вв. Каждый период открывал перед народами Европы новые горизонты. Обращает на себя внимание все убыстряющийся темп развития и сокращение временной протяженности каждого последующего этапа.
3.Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса

На сегодняшний день определились два методологических подхода к анализу исторического процесса. Один — формационный, или монистический, другой — цивилизационный, или плюралистический. В рамках первого выделяют две концепции — марксистскую и теорию постиндустриального общества. Марксистская концепция основывается на признании решающей детерминантой развития способа производства. На этой основе происходит выделение определенных стадий в развитии общества — формаций. Концепция постиндустриального общества в качестве главной детерминанты общественно-исторического процесса провозглашает три типа обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное.

Коренная идея монистического подхода состоит в признании единства человеческой истории и ее прогресса в форме стадиального развития. Коренная идея второго — отрицание единства истории человечества и его прогрессирующего развития.

Формационный подход дает возможность обнаружить в обществе его целостную структуру, определить ее основные элементы, основные зависимости между ними, основные механизмы их взаимодействия.

В цивилизационной концепции не признаются производственные отношения как главная основа, определяющая качественную специфику общества, в ней используется более широкий круг выделяемых основ общественной жизни.

РАЗЛИЧИЯ:

1. Согласно формационному подходу, объективные законы общественно-исторического развития, хотя и прокладывают путь через сознательную деятельность людей, носят всеобщий характер, непреложны и очищены от исторических случайностей и фиксируют абстрактно-теоретическую модель формации. Отражение реальности происходит на уровне сущности, в обобщенной теоретической форме, которая не учитывает специфику истории того или иного народа. В рамках же цивилизационного подхода считается, что единственным субъектом ис-тории является человек. Именно его живое социально-историческое творчество в виде мно-гообразных форм и продуктов трудовой, социальной и политической деятельности составля-ет содержание исторического процесса.

2. По разному осмысливается и соотношение роли материальных и духовных факто-ров общественно-исторического развития Согласно формационному подходу, решающую роль в развитии общества играют материальные (экономические) факторы. Сторон-никами же цивилизационного подхода все факторы общественно-исторического развития признаются равнозначными, но с приматом духовных ценностей, которые, в ряде случаев, даже определяют материальные условия жизни.

3. Принципиально различается понимание направленности исторического развития. В формационном подходе – это так называемое линейное построение, в соответствии с кото-рым движение истории происходит поступательно от низшей формации к высшей. В цивили-зационном подходе абсолютизация линейности неприемлема, здесь история развивается по линейно-концентрическим циклам.

4. Формационный и цивилизационный подходы несут в себе различные трактовки по-нятия «прогресс». С формационной точки зрения, прогресс определяется материальным производством, в связи с чем главным критерием прогресса считается степень развития про-изводительных сил и экономического строя. При этом прогресс абсолютизируется, так как его развитие считается необратимым, а сфера его проявления – неограниченной, включаю-щей в себя не только экономику, но и науку, культуру, личность. С цивилизационной точки зрения, основой прогресса является развитие духовной сферы, формирующих ее общечело-веческих ценностей, критерием прогресса – степень духовной свободы человека. Прогресс рассматривается как относительное явление, периодически сменяющееся регрессом.

Вывод:

Каждый из рассматриваемых подходов необходим и важен, но недостаточен сам по себе. Так, цивилизационный подход сам по себе не может объяснить причины и механизмы перехода от одной фазы цивилизационного развития к другой, а в рамках формационного подхода сложно описывать различие стран Запада и Востока.

Обе концепции — и формационная, и цивилизационная — отражают разные стороны сложного и противоречивого исторического развития общества. Каждая из рассматриваемых концепций общественного развития необходима и важна, но недостаточна сама по себе. Поэтому речь должна идти о взаимном сочетании этих концепций для наиболее полного, многостороннего и глубокого понимания общества.

4.История средних веков и современность. История феодального общества представляет для нас не только академический, но и глубокий теоретический и научно-практический интерес. Многие явления в жизни современных народов и государств уходят своими корнями в средневековое прошлое - складывание классов буржуазного общества, формирование наций и развитие национальных культур, революционная борьба угнетенных масс, положившая начало революционным традициям народов, борьба за свободомыслие против духовной диктатуры церкви, освободительные движения против чужеземного ига и национального угнетения, начало создания колониальных империй и т. д. Изучение истории средних веков помогает глубже понять современность и перспективы развития на будущее. В мире до сих пор сохранились пережитки средневековья, с которыми ведут борьбу прогрессивные силы общества.   Пережитки феодализма существуют в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки, особенно в тех, которые недавно освободились от ига колониализма. Некоторые средневековые традиции - монархия, сословные привилегии - не изжиты даже в таких высокоразвитых странах, как Англия и Япония. По важнейшим проблемам истории средних веков ведутся острая идеологическая борьба между историками-марксистами и буржуазными историками. Современная буржуазная реакционная историография извращает многие явления жизни средневекового общества; она пытается, вопреки историческим фактам, доказать, что частная собственность на землю и эксплуатация человека человеком существовали извечно, умалчивает о жестокой классовой борьбе в феодальном обществе и твердит о <�гармонии социальных интересов>. Апологеты современного капитализма утверждают, что капиталистическая система существовала извечно, так как она якобы отвечает природе человека. Реакционные историки идеализируют феодальные порядки, средневековую религиозность, корпоративную замкнутость. Борьба с реакционной буржуазной историографией - важнейшая задача советских историков-медиевистов.

5.Классификация средневековых источников Под историческим источником понимается все созданное в процессе человеческой деятельности или испытавшее ее воздействие. Все что в ходе истории порождалось или видоизменялось обществом, объективно отражает его развитие, несет в себе информацию о нем. Исторический источник неисчерпаем. Проблема в том, как извлечь и правильно истолковать содержащуюся в нем информацию. Применительно к средневековью целесообразно выделить пять типов источников, различающихся по формам фиксирования социальной информации: 1) природно-географические, т. е. поддающиеся непосредственному изучению данные о ландшафте, климате, почвах, растительности и других компонентах окружающей среды, как подвергшихся воздействию человеческой деятельности, так и просто важных для понимания ее конкретно-географической специфики; 2) этнографические, представленные дожившими до наших дней старинными технологиями, обычаями, стереотипами мышления, обликом жилищ, костюмом, кухней, а также фольклором и древними пластами современных живых языков; 3) вещественные, к которым относятся добытые археологией или как-то иначе уцелевшие материальные реликты прошлого: постройки, орудия труда, средства транспорта, домашняя утварь, оружие и т. д.; 4) художественно-изобразительные, отразившие свою эпоху в художественных образах, запечатленных в памятниках архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства; 5) письменные, каковыми считаются любые тексты, записанные буквами, цифрами, нотами и другими знаками письма.

 В принципе лишь сочетание данных всех типов источников позволяет составить всестороннее представление о средневековом обществе. Однако в практической работе медиевиста они играют неодинаковую роль. Вещественные источники имеют наибольшее значение при исследовании раннего средневековья. Фольклорные, этнографические источники, напротив, наиболее важны для изучения позднего средневековья, так как за редкими исключениями при передаче информации по памяти более или менее точно сохраняются реалии и представления лишь сравнительно недавнего времени. Главными же для всех периодов средневековья и почти для всех аспектов его истории являются источники пись менные, причем с течением времени, в связи с распространением грамотности и улучшением условий хранения рукописей, их количество, разнообразие и информативность возрастают.

 Средневековые письменные источники уместно разделить на три класса: 1) нарративные (повествовательные), описывающие реальную или иллюзорную действительность во всем богатстве ее проявлений и в относительно свободной форме; (анналы, т. е. летописи, хроники, биографии, жития святых, переписка неофициального характера, публицистика),

2) документальные, фиксирующие отдельные моменты преимущественно социально-экономической, социально-юридической и социально-политической жизни посредством специальной, во многом формализованной лексики; (публичные акты, частные акты, документы хозяйственного характера, административные, финансовые, военные и т. п. документы государственной власти)
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

1. Понятия «феодализм» и «средние века» в историографии icon Т. Д. Рубанова история библиотечного дела древний мир Средние века Эпоха Просвещения
Учебное пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений факультета документальных коммуникаций, изучающих курс...
1. Понятия «феодализм» и «средние века» в историографии icon Книга М. А. Орлова являет собой емкий очерк воззрений на природу...
«Вестнике» за 1901 год, и книга Лемана «Aberglaube und Zauberei» Наконец, последний отдел нашей монографии будет составлен по обширной...
1. Понятия «феодализм» и «средние века» в историографии icon История древнего востока материалы по историографии
История Древнего Востока: Материалы по историографии. Учебное пособие / Сост. А. А. Вигасин, С. С. Соловьева, О. В. Томашевич; Под...
1. Понятия «феодализм» и «средние века» в историографии icon Школа политических арифметиков
Так известно, что еще за 5 тыс лет до нашей эры проводились переписи населения в Китае, осуществлялось сравнение военного потенциала...
1. Понятия «феодализм» и «средние века» в историографии icon Психоаналитические термины и понятия
Отдельную группу составляют понятия, являющиеся предметом интенсивного психоаналитического исследования
1. Понятия «феодализм» и «средние века» в историографии icon Средние потребительские цены на товары и услуги по Ненецкому автономному округу в январе 2015г

1. Понятия «феодализм» и «средние века» в историографии icon Средние цены на товары и услуги в июле 2017 года по Карачаево-Черкесской Республике

1. Понятия «феодализм» и «средние века» в историографии icon Статья Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия
1. Понятия «феодализм» и «средние века» в историографии icon Нашего классного часа сегодня Найти себя. Понятно, что речь пойдёт...
Средние учебные заведения, училища, работа такие маршруты ждут тех, кто уже сделал свой выбор. Для остальных будет еще 2 года, чтобы...
1. Понятия «феодализм» и «средние века» в историографии icon Учебник нового века
Р31 Психология и педагогика. — Спб.: Питер, 2002. — 432 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)
1. Понятия «феодализм» и «средние века» в историографии icon Статья основные понятия в настоящем Договоре используются и толкуются...

1. Понятия «феодализм» и «средние века» в историографии icon Исследование зачатков мышления у животных-неприматов в первой половине...
Донаучный период накопления знаний. Представления о «разуме» и «инстинкте» животных в трудах естествоиспытателей XVIII — первой половины...
1. Понятия «феодализм» и «средние века» в историографии icon Конспект лекций Краткий курс
Такие понятия, как: «понятие», «информация», «факты», «данные», «знания» являются базовыми, априорными – не зависящими от их жизненного...
1. Понятия «феодализм» и «средние века» в историографии icon Л. К. Каримова Историческая демография: теория и метод Учебное пособие
Научный редактор – д и н., профессор, зав кафедрой историографии, источниковедения и методов исторического исследования кфу а. А....
1. Понятия «феодализм» и «средние века» в историографии icon Статья Основные понятия, используемые в настоящем Положении в настоящем...
Статья основные понятия, используемые в настоящем положении
1. Понятия «феодализм» и «средние века» в историографии icon Казачий уклад, общие определения, бытовые понятия, старинные исторические,...
Степанченко В. И. «Говорим. Гутарим, балакаем и применяем!» Часть I. Словник. Спб.: «Медиа групп», ООО «коста», 2009. – 176с

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск