Скачать 462.24 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ) МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к лабораторному практикуму модуля МДК 02.01 "Химические добавки для модификации бетонов" По курсу повышения квалификации «Повышение энергетической эффективности. Внедрение энергосберегающих технологий» Направление: 140100 «Теплоэнергетика». 140200 «Электроэнергетика». 270102 «Промышленное и гражданское стороительство» профиль: «Энергосберегающие технологии в промышленности и социально-значимых секторах экономики» профилизация: « Современные эффективные материалы и энерго-ресурсосберегающие технологии в строительной индустрии» Составители: Д.т.н., профессор Христофоров А.И. Д.т.н., профессор Христофорова И.А. Владимир – 2013 г. СОДЕРЖАНИЕ
Лабораторная работа №1 Определение марки бетона Бетоны согласно ГОСТ 25192-82 классифицируются по следующим критериям: основному назначению, виду вяжущего, виду заполнителя, по структуре.В зависимости от основного назначения бетоны подразделяются на конструкционные и специальные (жаростойкие, теплоизоляционные, декоративные и др.).По виду вяжущего бетоны могут быть на основе цементных, известковых, шлаковых, гипсовых и специальных вяжущих. По виду заполнителей бетоны могут быть на плотных пористых, специальных заполнителях.По структуре бетоны могут быть плотной, поризованной ячеистой и крупнопористой структуры.В зависимости от плотности бетоны условно делят на тяжелые Рср = 2…2500 кг/см3; облегченные Рср = 1500… 2000 шm./м3; легкие Рср < 1500 кг/м3. Прочность бетона зависит от многих факторов, таких как марка цемента, качество заполнителей, качество сцепления вяжущего с заполнителем, водоцементное соотношение, технология приготовления бетонного раствора, режим твердения и условия хранения (эксплуатации) бетонных конструкций. Получение бетонов с заданными свойствами достигается расчетом состава бетона. Показатель основных характеристик качества бетона называют классом (маркой) бетона, которые дают информацию о прочности бетона, способности воспринимать без разрушения определенные сжимающие нагрузки, действующие на конструкцию в процессе эксплуатации. Марку бетона определяют по пределу прочности при сжатии образцов - кубов размерами 15×15×15 см, при другой длине ребер куба 7,07; 10; 20; 30 см предел прочности пересчитывают в соответствии с коэффициентами 0,85; 0,95; 1,05; 1,1. Ориентировочно марку бетона можно определить в любом возрасте (но не менее 3 суток твердения). Стандартными условиями твердения бетона считаются температура 20+5 °С и влажность воздуха выше 90 %. где Rn - прочность бетона в возрасте n суток, МПа; R28 - то же в возрасте 28 суток, МПа; n - число суток твердения. При проектировании железобетонных конструкций вместо марки бетона R28 вводят показатель класса бетона В. Для перехода от марки бетона к классу применяют формулу В=0,778 R28, где В - класс бетона по прочности. По результатам испытаний (табл1 определяют марку, класс, вид бетона и делают вывод о рациональной области его использования. Таблица 1 Марку, класс, вид бетона
Задание к лабораторной работе: 1. Получить от преподавателя состав бетонного раствора с химическими добавками. 2. Сформировать образец для испытаний. 3. Провести испытания 4. Сравнить полученные результаты с известными из литературы базовыми составами. 5. Сделать выводы 6. Защитить лабораторную работу Лабораторная работа №2 Определение подвижности и средней плотности бетонной смеси .Удобоукладываемость бетонной смеси оценивают по двум показателям подвижности и жесткости. Подвижность является статической характеристикой бетонной смеси, так как оседание отформованного из бетонной смеси конуса происходит за счет собственной массы.жесткость - динамическая характеристика пластичности бетонной смеси, так как ее определение проводят с использованием механического вибрационного воздействия. Подвижность бетонной смеси оценивают по осадке изготов ления конуса (ОК) в сантиметрах. Для этого увлажненную внутри форму в виде металлического конуса высотой 300 мм устанавливают на влажную горизонтальную поверхность. Затем форму через воронку заполняют бетонной смесью приблизительно равными частями в три слоя. Каждый слой 25 раз равномерно проштыковывают по всей площади на всю его толщину донижележащего слоя металлической штыковкой. По окончании штыкования верхнего слоя поверхность бетонной смеси срезают и затем выравнивают кельмой вровень с краями формы. После этого металлическую форму-конус поднимают вертикально вверх и освобождают от нее бетонную смесь (Рис. 2). Жесткость бетонной смеси определяют для малоподвижных смесей по времени вибрации в секундах, необходимому для уплотнения и выравнивания предварительно отформованного конуса из бетонной смеси (метод Б.Г. Скрамтаева). Для этого на виброплощадку со средней частотой колебаний 2 900+100 в минуту и амплитудой 0,5+0,001 мм устанавливают металлическую форму в виде куба размерами 200×200×200 мм. На дно помещают полый усеченный конус, внутреннюю поверхность которого предварительно увлажняют. а б в г Рис. 2. Определение подвижности бетонной смеси: а - общий вид; б - жесткая; в - малоподвижная; г - подвижная; д - весьма пластичная; е - литая Форму ставят на площадку рядом с конусом из бетонной смеси и замеряют его усадку с точностью до 1 см. Заполнение конуса бетонной смесью проводят так же, как при определении подвижности. После снятия полого конуса включают вибратор и секундомер. Вибрирование производят до тех пор, пока бетонная смесь, заполняя часть объема формы, образует горизонтальную поверхность. В ГОСТ 10181-81 жесткость смеси определяют вискозиметром, поэтому для соответствия ГОСТу время вибрации, полученное при определении жесткости по методике Скрамтаева, необходимо умножить на переводной коэффициент 1,5. Полученные результаты подвижности и жесткости бетонной смеси сравнивают с данными табл. 2. Таблица 2 Результаты подвижности и жесткости бетонной смеси
В зависимости от степени готовности бетонной смеси их подразделяют на готовые к употреблению и сухие. Сухие смешивают с водой уже непосредственно на стройплощадке перед укладкой в опалубку. Бетонные смеси условно обозначают следующим образом: БСГТ В25 П1 F200 W4 (ГОСТ 7473-85), где БС - бетонная смесь; Г - готовая к употреблению; Т - тяжелая; В25 - класс бетона; П1 - марка по удобоукладываемости; F200 - морозостойкость; W4 - водонепроницаемость, или БСГЛВ12,5 F200W2ПЛ1600, где Л - легкая бетонная смесь, ПЛ1600 - средняя плотность, или БССТВ25П2F200W4, где С - сухая бетонная смесь. В условиях строительной площадки ориентировочно качество бетонной смеси может быть определено пробой "на лопату". Ударяют лопатой плашмя по бетону и по оставленному следу от лопаты судят о качестве смеси: если при ударе пустоты между крупными частицами не заполняются раствором, то его в бетоне недостаточно и при уплотнении в таком бетоне образуются раковины; если при ударе лопатой она оставляет глубокий след, бетон содер жит избыток раствора, что приводит к увеличенному количеству мелких пор. Качество бетона в полевых условиях определяется по внешнему виду. Правильно подобранная бетонная смесь после перемешивания не должна содержать зерен щебня (гравия), не покрытых раствором, наличие непокрытых раствором зерен крупного заполнителя говорит о недостаточности песка в бетоне. Жесткая бетонная смесь должна напоминать влажную землю, она плохо уплотняется штыкованием. Задание .1 к лабораторной работе: 1. Получить от преподавателя состав бетонного раствора с химическими добавками. 2. Сформировать образец для испытаний. 3. Провести испытания 4. Сравнить полученные результаты с известными из литературы базовыми составами. 5. Сделать выводы 6. Защитить лабораторную работу Определение средней плотности бетонной смеси (ГОСТ 10181.2-81) Для определения средней плотности бетонной смеси мерный цилиндр объемом 5 или 15 л (в зависимости от максимальной крупности заполнителя (40 и 70 мм соответственно) заполняют, вибрируют и, добавляя бетонную смесь до появления на поверхности цементного молока, заглаживают поверхность и взвешивают. По средней плотности бетонная смесь классифицируется на легкую (менее 2000 кг/м3) и тяжелую (более 2000 кг/м3). Задание 2 к лабораторной работе: 1. Получить от преподавателя состав бетонного раствора с химическими добавками. 2. Сформировать образец для испытаний. 3. Провести испытания 4. Сравнить полученные результаты с известными из литературы базовыми составами. 5. Сделать выводы 6. Защитить лабораторную работу Лабораторная работа №3 Определение прочности бетона при сжатии Определение прочности бетона Пробы бетона для изготовления контрольных образцов с целью определения прочности бетона должны отбираться вовремя и в необходимом количестве. В соответствии с требованиями ГОСТ 10180-90 прочность бетона при осевом сжатии, на изгиб, при растяжении и раскалывании определяют путем испытания до разрушения специально изготовленных контрольных образцов. Определение прочности бетона на сжатие При испытании бетона на сжатие применяют гидравлические прессы. При выборе пресса учитывают, что разрушающая нагрузка должна составлять не менее 0,2 и не более 0,8 от максимальной Pmax для пресса. Пробы бетонной смеси для изготовления контрольных бетонных образцов должны быть по объему в 1,5-2 раза больше, чем требуется для изготовления образцов. Формы и размеры контрольных образцов определяют в зависимости от вида испытания по табл. 3 Таблица 3 Формы и размеры контрольных образцов
Стандартным эталонным образцом для испытания прочности на сжатие считаются кубы размерами 150×150×150 мм. Для изготовления контрольных образцов применяют металлические разъемные формы. Одновременно изготавливают серию образцов с минимальным количеством из 3 штук. Перед бетонированием внутренние поверхности форм смазывают мине-ральным маслом для предохранения стенок форм от прилипания бетона и от коррозии. Вместе с кубами изготавливают призмы для испытания на изгиб. Образцы, изготовленные из бетонной смеси, испытывают через 28 суток после изготовления. Очень подвижные бетонные смеси (осадка конуса более 12 см) укладывают в один-два слоя штыкованием, уплотняя с помощью гладкого стального стержня 10-20 раз от краев к середине. Более жесткие бетонные смеси уплотняют на лабораторной площадке. Во всех случаях смесь уплотняют до появления на ее поверхности цементного молока. По окончании уплотнения поверхность выравнивают кельмой, срезая избыток смеси. Затем формы, накрыв влажной тканью, хранят 24 ч в помещении с температурой (20+2) °С. Образцы-призмы накрывают крышкой и хранят в горизонтальном положении. Перед испытанием образцы осматривают, проверяя ровность поверхностей и отсутствие трещин и раковин. Образцы обмеряют с погрешностью не более + 1 мм и взвешивают с погрешностью не более 1 г. Для одной серии испытаний средняя плотность образцов должна отличаться от среднего значения по серии не более чем на 3 номера. Перед установкой образца в пресс его плиты очищают и протирают, образец устанавливают так, чтобы направление нагрузки было параллельно слоям укладки бетонной смеси, установка производится строго по центрированной точке. Включая пресс, образец нагружают непрерывно и равномерно со скоростью (0,6+0,2) МПа в секунду до разрушения образца.редел прочности при сжатии R вычисляют по формуле Я=Рр/Р, где Pp - разрушающая сила, кгс; F — площадь, см2. Для перевода Rсж в мегапаскали необходимо Rсж = 0,102Pp/F. Для определения класса бетона "В" по прочности на сжатие учитывается нормативный коэффициент вариации V= 13,5 % В =Rсж(1- 1,64V); В=Rсж0,778. При малом числе образцов для вычисления класса бетона можно воспользоваться табл. 4. Таблица 4 Вычисления класса бетона при малом числе образцов
Задание к лабораторной работе: 1. Получить от преподавателя состав бетонного раствора с химическими добавками. 2. Сформировать образец для испытаний. 3. Провести испытания 4. Сравнить полученные результаты с известными из литературы базовыми составами. 5. Сделать выводы 6. Защитить лабораторную работу |
Рабочие программы учебных дисциплин (модулей) министерство образования... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Рабочая программа Министерство здравоохранения Российской Федерации... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Рабочая программа Министерство здравоохранения Российской Федерации... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Методические указания Новокузнецк 2012 Министерство образования и... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Правила приема в федеральное государственное казенное образовательное... Российской Федерации является федеральным государственным казенным образовательным учреждением высшего профессионального образования... |
Программа дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |
||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |
||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... ... |
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Поиск |