Скачать 436.36 Kb.
|
Окружающий социальный мир. Пояснительная записка. Программа по предмету «Окружающий социальный мир» разработана на основании: Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 №1599. Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 № 4/15). Адаптированной основной общеобразовательной программы ГОУ РК «Специальной (коррекционной) школы №43» г. Инты. Учебного плана ГОУ РК «Специальной (коррекционной) школы №43» г.Инты. Программа учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н. Яковлевой, СПб, ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011. Основная цель изучаемого предмета: формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения. Курс Окружающий социальный мир«» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи: дать элементарные представления о мире, созданными руками человека; расширить представления об окружающих людях; дать первоначальные представления о социальной жизни; дать первоначальные представления о социальных ролях людей; формировать навыки учебной деятельности; накапливать опыт продуктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками; формировать умения находить друзей; формировать желание участвовать в коллективных играх, мероприятиях, занятиях. Общая характеристика учебного предмета. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе. Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации и др. Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Труд» и др. Так знания, полученные ребенком в ходе работы по разделу «Посуда», расширяются и дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится готовить, сервировать стол и т.д. Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.) Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения. Описание места учебного предмета в учебном плане. Курс «окружающий социальный мир», входит в образовательную область «Окружающий мир». Дополнительный первый класс- 33 часа ( 1час в неделю). 1класс – 34 часа (1час в неделю); 2класс - 34 часа (1 час в неделю); 3класс - 68 часов (2часа в неделю); 4класс - 68 часов (2часа в неделю). Личностные учебные действия Дополнительный 1 класс. Иметь представления о правилах техники безопасности при пользование электроприборами (запрещающая символика) «Читать» телесные, мимические движения, символы, картинки. Соотносить игровые упражнения с образом ученика Проявлять эмоции при посещение школы; при совместной работе с педагогом Узнавание предметов по картинкам (целостное восприятие); по отдельным деталям и характерным признакам (2). выполнять жестовые инструкции учителя Формирование умения ориентироваться в классе. Слушать учителя. Проводить несложные наблюдения в окружающей среде. Фиксировать взгляд на изображении при организующей, направляющей помощи педагога. Познавательные учебные действия. Иметь представления о работе с наглядным и дидактическим материалом Иметь ориентированные представления о нахождение помещениях в школе Формирование умения ориентироваться в классе. Узнавание игрушки по картинкам (целостное восприятие); по отдельным деталям и характерным звукам. Формирование умения ориентироваться в собственном теле. Узнавать, различать, показывать, называть изученные предметы, на предметных картинках, на мониторе, на пиктограммах. Соотносить слово, изображение, обозначающее предмет с предъявленной картинкой. Выделять 2 элементарных признака изучаемых объектов и предметов под руководством учителя. Выбирать «лишнюю» картинку из 2 предложенных. Коммуникативные учебные действия. Устанавливать контакт с учителем (привлекать к себе внимание, выражение своих желаний; выражение согласия- несогласия) Отвечать на вопросы используя невербальные способы общения Слушать учителя Понимать жестовую инструкцию учителя. Подражать действиям педагога. Отвечать на вопросы, используя вербальные и невербальные способы общения. Участвовать в дидактических играх, в играх-импровизациях совместно с учителем. Регулятивные Иметь представления о правилах поведения в школе Иметь представления о контроле своих действий при работе совместно с учителем, по подражанию, образцу Формирование умения выражать удовольствия – неудовольствия от выполненных действий на уроке. Формирование умения последовательно осуществлять предметно – практические действия с учителем. Формирование умения работать с учителем «рука в руку», подражанию. Фиксировать взгляд на изображении при организующей, направляющей помощи педагога. Выполнять стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения). Предметные результаты. Иметь представления о местонахождение помещений школы (раздевалка, холл, класс, столовая, туалетная комната). Узнавать и показывать части дома (крыша, стена). Узнавать и показывать дверь квартиры, окно. Узнавать и показывать мебель: стол, стул Иметь представления о предметах быта: электрический чайник, холодильник. Иметь представления о посуде: чашка, стакан. Иметь представления о продуктах питания: чай, молоко. Иметь представления о свойствах бумаги, различать на ощупь. Иметь представления о транспорте: автобус, грузовая машина. Иметь представления о пешеходном переходе. Узнавать атрибутику Нового года «Елка» Выделять макет флага из других предметов (2). Иметь представления о площадях своего города. 1 класс. Личностные учебные действия. Иметь представления о правилах техники безопасности при пользование электроприборами (запрещающая символика). Знать и соблюдать элементарный охранительный режим в школе. Иметь представления о социальном окружении. Пробуждение речевой активности при использовании речевого материала в процессе предметметно – практических действий. Проявлять положительные эмоции при выполнение учебных действий. Иметь представления о роли ученика. Формирование умения использовать специальные средства (пиктограммы) для передачи мысли с помощью. символов. Слушать учителя. Фиксировать взгляд на изображении. Познавательные учебные действия. Формирование умения использовать знако – символические средства, для моделирования ситуаций. Формирование умения находить среди 2-3 вариантов картинку, пиктограмму соответствующую заданному признаку. Выделять элементарные признаки изучаемых объектов под руководством учителя. Узнавать, различать, выделять изученные , объекты, предметы на картинках, пиктограммах, моделях среди 2-3 предложенных. Осуществлять поиск и выделять необходимую информацию в иллюстрациях. Узнавать, показывать, имитировать, называть действия животных, людей на картинках. Строить высказывания сопряженно с учителем. Ориентироваться в помешении школы. Формирование умения находить среди 2 -3 вариантов картинку, пиктограмму соответствующую заданному признаку. Коммуникативные учебные действия. Формирование умения использовать специальные средства (пиктограммы) для передачи мысли с помощью. символов. Проявлять положительные эмоции при работе с педагогом, в игровых ситуациях с одноклассником. Понимать жестовую, словесную инструкцию учителя. Выполнять по образцу педагога отдельные операции; отвечать на вопросы, используя вербальные и невербальные способы общения. Формирование умения обращаться за помощью используя вербальные и невербальные способы общения. Регулятивные учебные действия. Иметь представления о правилах поведения на уроке, на перемене. Осуществлять контроль определенного действия под руководством учителя. Формирование умения выражать удовольствия – неудовольствия от выполненных действий на уроке. Выполнять последовательно две отдельные операции по образцу педагога; переключать взгляд с одного предмета на другой. Выполнять посильное задание от начала до конца. Формирование умения контролировать свое передвижение по школе Предметный результат Узнавать на двух предложенных картинках праздник «День знаний», «Новый год» Узнавать и показывать школьные помешения (медицинский кабинет, библиотеку) Узнавать и показывать одноэтажный и многоэтажный дом, подъезд, лестничная площадка, подвал. Узнавать и показывать помещения квартиры (ванная комната, прихожая, кухня, санузел). Узнавать и показывать предметы быта: телевизор, посуда (тарелка, ложка) Узнавать, показывать и различать на вкус продукты питания: сок – лимонад; молочные продукты йогурт, творог, сметана. Узнавать и показывать инструменты для работы с бумагой. Иметь представления о районах города. Иметь представления о рельсовом транспорте: поезд и правилах перехода железнодорожного полотна. Узнавать и показывать цвета флага России. Познавательные Формирование умения вместе с учителем использовать знако – символические средства, для моделирования ситуации Формирование умения находить среди 2 вариантов картинку, пиктограмму соответствующую заданному признаку. Формирование умения ориентироваться в представленных картинках; находить нужную информацию Формирование умения обращаться за помощью используя вербальные и невербальные способы общения. Формирование умения ориентироваться в помещение школы. Коммуникативные. Понимать невербальные средства коммуникации (мимика, жесты, пантомимика), предусмотренной программой. Осуществлять предметные и предметно – практические действия вместе с педагогом; игровые действия с одноклассником Регулятивные: Формирование умения работать с учителем «рука в руку», подражанию, образцу. Формирование умения выполнять инструкцию учителя по жесту, пиктограмме. Формирование умения контролировать свое передвижение по школе. Содержание курса «Окружающий социальный мир представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи». В разделе «Школа» работа направлена на узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе. Соотнесение работника школы с его профессией. Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание назначения участков школьной территории. Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения школьных принадлежностей. Представление о себе как члене коллектива класса. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Знание положительных качеств человека. Знание способов проявления дружеских отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к другому человеку. В разделе «Квартира, дом, двор направлена на узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта и др. Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода и др. Соблюдение правил пользования мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком, кодовым замком). Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры. Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного). Написание своего домашнего адреса. Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе. Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вентиль, вода), канализация (вода, унитаз, сливной бачок, трубы), водоснабжение (вода, кран, трубы (водопровод), вентиль, раковина), электроснабжение (розетка, свет, электричество). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме. Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме. Представление о вреде, который приносят вредные насекомые. Знание (соблюдение) правил поведения в чрезвычайной ситуации. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник. Узнавание (различение) часов (механические (наручные, настенные), электронные (наручные, настенные). Знание строения часов (циферблат, стрелки (часовая, минутная)). Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средствах связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер). Знание назначения технического устройства (сотовый телефон, планшет, видеоплеер и др.). Соблюдение последовательности действий при пользовании телефоном (плеером, планшетом и др.): включение, использование (связь, игра и т.п.), выключение. В разделе «Предметы быта» работа направлена на узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.). Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря. Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи). Знание назначения предметов интерьера. Узнавание (различение) светильников (люстра, бра, настольная лампа). Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические, электронные часы). Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат. Знание назначения часов (частей часов). В разделе «Продукты питания» работа направлена на узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание правил хранения молочных продуктов. Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина), требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш). Знакомство со способами обработки (приготовления) мясных продуктов. Знание правил хранения мясных продуктов. Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая), требующих обработки (приготовления) мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш. Знакомство со способами обработки (приготовления) рыбных продуктов. Знание правил хранения рыбных продуктов. Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари), требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки). Знакомство со способами обработки (приготовления) мучных изделий. Знание правил хранения мучных изделий. Узнавание (различение) круп и бобовых: готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек, свежий горох), требующих обработки (приготовления) (греча, рис, пшено и др. крупы, бобовые). Знакомство со способами обработки (приготовления) круп и бобовых. Знание правил хранения круп и бобовых. Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад). Знание правил хранения кондитерских изделий. В разделе «Предметы и материалы, изготовленные человеком» работа направлена на узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол). Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит). Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор). Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.). Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла. Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость). Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.). Знание свойств металла (прочность, твёрдость – трудно сломать, тонет в воде). Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.). Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся). Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё, обивка мебели и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с тканью (ножницы, игла). Знание свойств пластмассы (лёгкость, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.). В разделе «Город» работа направлена на узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры. Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал (аэропорт, железнодорожный, автовокзал, морской), службы помощи (банк, сберкасса, больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда, мебель, цветы, продукты), театр (кукольный, драматический и др.), цирк, жилой дом. Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон, работник химчистки, работник банка). Знание особенностей деятельности людей разных профессий. Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах. Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар). Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор). Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице. Узнавание (различение) достопримечательностей своего города В разделе «Транспорт» работа направлена на узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый). Знание назначения наземного транспорта. Узнавание (различение) составных частей наземного транспортного средства. Узнавание (различение) воздушного транспорта. Знание назначения воздушного транспорта. Узнавание (различение) составных частей воздушного транспортного средства. Узнавание (различение) водного транспорта. Знание назначения водного транспорта. Узнавание (различение) составных частей водного транспортного средства. Узнавание (различение) космического транспорта. Знание назначения космического транспорта. Узнавание (различение) составных частей космического транспортного средства. Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание назначения специального транспорта. Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Знание места посадки и высадки из автобуса. Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета и др.). В разделе «Традиции, обычаи» работа направлена на ознакомление с традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха). Знание школьных традиций. Знание символики и атрибутов православной церкви (храм, икона, крест, Библия, свеча, ангел). Знание нравственных традиций, принятых в православии. В разделе «Страна» работа направлена на формирование знаний названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн). Узнавание президента РФ (на фото, видео). Знание государственных праздников. Знание названия столицы России. Знание (узнавание) основных достопримечательностей столицы (Кремль, Красная площадь, Третьяковская Галерея, Большой театр) на фото, видео. Знание названий городов России (Санкт-Петербург, Казань, Владивосток, Сочи и др.). Знание достопримечательностей городов России. Знание прав и обязанностей гражданина России. Знание (различение) документов, удостоверяющих личность гражданина России (паспорт, свидетельство о рождении). Знание некоторых значимых исторических событий России. Знание выдающихся людей России. Программно - материально-техническое обеспечение предмета включает: натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.; рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал. Окружающий социальный мир Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся подготовительный 1 класс.
|
Олимпиада «Умники и умницы». Окружающий мир. 2 класс Перед тобой задания по предмету «Окружающий мир». На их выполнение отводится 45 минут. Внимательно читай задания |
Рабочая программа Предмет: Окружающий мир Уровень образования: начальный... Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса разработана на основе |
||
Программа по учебному курсу «Окружающий мир» Предмет «Окружающий мир» входит в образовательную область «Обществознание и естествознание» |
Рабочая программа курса «Окружающий мир» С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе |
||
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир (человек, природа,... Рабочая программа по предмету «Окружающий мир (человек, природа, общество)» разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной... |
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 1-4 классов (далее программа) Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 1-4 классов (далее программа) составлена на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой... |
||
Пояснительная записка рабочая программа к предмету окружающий мир... Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ мо РФ №373 от 06. 10. 2009) |
Пояснительная записка к курсу» «Окружающий мир» умк «Начальная школа 21 века» «Окружающий мир» умк «Начальная школа 21 века» под редакцией профессора Н. В. Виноградовой |
||
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 2Акл Рабочая программа составлена на основе Программы «Окружающий мир» программа 1-4 кл |
Инструкция для учащихся Демонстрационный вариант разработан для оценки овладения выпускниками начальной школы планируемыми результатами обучения по предмету... |
||
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований... Фгос начального общего образования в соответствии с «Примерными программами по учебным предметам», ооп ноо и авторской программы... |
Программа дополнительного образования Направление: познавательное Программа способствует формированию у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу,... |
||
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований... |
Рабочая программа по предметам «Русский язык», «Литературное чтение»,... На основе примерных программ начального общего образования (указать год программы), и авторских программ |
||
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» Директор гоу «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир» |
Учебное пособие для работы с текстом в курсе «Окружающий мир» Необыкновенно важной оказалась способность понимать написанное, а не только произнесенное вслух |
Поиск |