Скачать 358.46 Kb.
|
Содержание Пояснительная записка (организационно – педагогические условия).
Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей самореализации и культурной адаптации, входящих за рамки стандарта общего образования. В Концепции модернизации российской системы образования подчеркивается важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи. Система дополнительного образования в школе выступает как педагогическая структура, которая: - максимально приспосабливается к запросам и потребностям учащихся, - обеспечивает психологический комфорт для всех учащихся и личностную значимость учащихся, - дает шанс каждому открыть себя как личность, - предоставляет ученику возможность творческого развития по силам, интересам и в индивидуальном темпе, - налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на принципах реального гуманизма, - активно использует возможности окружающей социокультурной и духовной пищи, - побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу, - обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в жизнедеятельности школьного коллектива. Дополнительное образование обладает большими возможностями для совершенствования общего образования, его гуманизации; позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний; позволяет расширить общее образование путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. Дополнительное образование детей создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор. Школьное дополнительное образование способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Образовательный процесс в системе дополнительного образования учащихся в МБОУ «Пролетарская СОШ» строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции. Система дополнительного образования детей в нашей школе располагает социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей учащихся в разных областях деятельности. Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования в нашей школе заключается в том, что оно, дополняя возможности и потенциалы общего образования, помогает: • обеспечивать непрерывность образования; • развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования; • осуществлять воспитательные программы и программы социально-психологической адаптации ребёнка; • проводить профориентацию; • развивать творческие способности личности и создавать условия для формирования опыта творческой самодеятельности ребёнка. Включение дополнительного образования в систему деятельности школы позволяет более эффективно решать проблемы занятости детей в пространстве свободного времени, организовывать целесообразную деятельность ребёнка по саморазвитию и самосовершенствованию. Работа учащихся в системе ДО способствует углублению их знаний и развитию межпредметных связей в субъективной культуре ребёнка, построению целостной картины мира в его мировоззрении, формированию навыков общения со сверстниками, со старшими и младшими учащимися школы, способствует формированию ответственности и развитию познавательной активности. Цели и задачи дополнительного образования Целью дополнительного образования являются: - создание оптимальных педагогических условий для всестороннего удовлетворения потребностей учащихся; - выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества. Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного образования программ, имеющиххудожественную, физкультурно-спортивную, естественно-научную, социально - педагогическую направленности, и внедрения современных методик обучения и воспитания детей, их умений и навыков. Основными задачами дополнительного образования являются:
Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования Федеральная нормативно-правовая база
8. Приказ Главного управления от 19.03.2015 № 535«Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ»
Локальная нормативно-правовая база
Концептуальная основа дополнительного образования Основное назначение дополнительного образования – развитие мотиваций личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ в интересах личности. Дополнительное образование – практико-ориентированная форма организации культурно-созидательной деятельности ребенка. Дополнительное образование – проектно-проблемный тип деятельности, который является базовой сферой развивающего образования. Оно создает непрерывность, системность в образовательной системе. Дополнительное образование – форма реализации педагогического принципа природосообразности, условие для личностного роста, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовывать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органическое сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и навыки в опоре на основное образование. Деятельность школы по дополнительному образованию детей строится на следующих принципах: природосообразности - принятие ребенка таким, каков он есть. Природа сильнее, чем воспитание. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет. Гуманизма - через систему мероприятий (дел, акций) учащиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребёнка. Демократии - совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры, направленная также на обеспечение каждому ребёнку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Творческого развития личности - каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) – творчество учащегося (или коллектива учащихся) и педагогов. Свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности - свобода выбора объединений по интересам, неформальное общение, отсутствие жёсткой регламентации делают дополнительное образование привлекательным для учащихся любого возраста Дифференциации образованияс учетом реальных возможностей каждого учащегося - существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество педагогов и учащихся разных возрастов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других. Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.
Дополнительное образование в школе представлено следующими направлениями: - физкультурно-спортивное; - художественное; - социально-педагогическое; - естественнонаучное 1.Физкультурно-спортивная направленность Целью физкультурно-спортивного направления является воспитание и привитие навыков физической культуры учащихся и как следствие формирование здорового образа жизни у будущего выпускника, а также убеждение в престижности занятий спортом, в возможности достичь успеха, ярко проявить себя на соревнованиях. Работа с учащимися предполагает решение следующих задач: - создание условий для развития физической активности учащихся с соблюдением гигиенических норм и правил; - формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к победе и проигрышу; - организация межличностного взаимодействия учащихся на принципах успеха; - укрепление здоровья ребенка с помощью физкультуры и спорта; - оказание помощи в выработке воли и морально-психологических качеств, необходимых для того, чтобы стать успешным в жизни. 2. Художественная направленность. Основной целью данного направления является: нравственное и художественно - эстетическое развитие личности ребенка в системе дополнительного образования. В ходе достижения этой цели задачами кружков являются: - развить у детей способность эстетического восприятия прекрасного, вызвать чувство радости и удовлетворения от выполненной работы, развивать творческие способности детей; - развивать эстетическое восприятие произведений музыкальной культуры, произведений искусства, природы; - способствование социальной адаптации обучающихся посредством приобретения профессиональных навыков и развитие коммуникабельности при общении в коллективе; - формирование в учениках танцевальных, театральных и других знаний, умений и навыков. 3. Социально – педагогическая направленность Целью является формирование личностных и ценностно-ориентированных качеств учащихся, самопознание и развитие мотивов межличностных отношений, формирование активной жизненной позиции, способствовать социальной и профессиональной ориентации. На занятиях этого направления царит особый психологический климат доверия, свободного и равного общения ребенка со взрослыми и истинное творчество. 4.Естественно-научная направленность Основная цель дополнительного образования естественно-научной направленности – расширение знаний обучающихся в рамках образовательных областей, формирование у подростков приемов и навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию. Данная направленность способствует реализации личности в различных социальных кругах, социализации ребёнка в образовательном пространстве, адаптации личности в детском социуме. Приоритетными задачами являются: - социальное и профессиональное самоопределение учащихся; - формирование здоровых установок и навыков, снижающих вероятность приобщения школьников к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ; - развитие мотивации личности к познанию и творчеству. II . ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
МБОУ «ПролетарскаяСОШ» Учебный план является одним из руководящих документов, предназначенных для планирования и организации образовательного процесса дополнительного образования школьников. Он устанавливает перечень направлений и программ, исходные данные для всех видов занятий (групповые, индивидуальные), а именно:
IV. СОДЕРЖАНИЕ |
Пояснительная записка к образовательной программе основного общего образования. 4 Организационно-педагогические условия для реализации образовательной программы гимназии |
Пояснительная записка к образовательной программе основного общего образования 1 Организационно-педагогические условия для реализации образовательной программы школы |
||
Пояснительная записка 5 Планируемые результаты освоения обучающимися... Особенности, основные направления и планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся |
Пояснительная записка к образовательной программе школы Нормативно-правовая... Организационно-педагогические условия для реализации образовательной программы школы |
||
Пояснительная записка 2 Планируемые результаты освоения обучающимися... Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ Формирование универсальных учебных действий |
Пояснительная записка 2 Планируемые результаты освоения обучающимися... Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ Формирование универсальных учебных действий |
||
Пояснительная записка Организационно-педагогические основы обучения Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом школьников» |
Программа рассмотрена Утверждаю: и одобрена на заседании Заведующий... Целевой раздел. Пояснительная записка. Цели и задачи программы. Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием... |
||
Пояснительная записка Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ |
Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы |
||
Пояснительная записка (а) Планируемые результаты освоения программы, выраженные целевыми ориентирами (а, б) |
Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися основной общеобразовательной программы |
||
Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы |
Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы ноо |
||
Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися... Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования |
Пояснительная записка стр Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования |
Поиск |