Скачать 0.69 Mb.
|
«ШКОЛА АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИИ» ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Занятие первое (вводное) Содержание: 1. Характеристика нормального артериального давления. Объяснение систолического и диастолического артериального давления. 2. Что такое артериальная гипертония. Распространенность артериальной гипертонии. 3. Измерение артериального давления пациентов руководителем школы. Измерение роста, веса, окружности талии и бедер. 4. Обучение пациентов измерению артериального давления друг у друга. Знакомство с тонами. 5. Анкетирование пациентов по факторам риска артериальной гипертонии. 1. Характеристика нормального артериального давления. Кровяное артериальное давление (АД) — это давление крови на стенки артерий. Оно зависит от деятельности сердца, эластичности стенок артерий, объема и вязкости крови. Каждый человек имеет артериальное давление и не может жить без него. У здорового взрослого человека артериальное давление колеблется в определенных пределах, но нормальным признано АД от 90/60 до 140/90 мм.рт.ст. Если раньше считали, что у молодого человека нормальное давление 120/80 мм.рт.ст., в 40 лет – 140/90 мм.рт.ст., в 60 лет- 160 мм.рт.ст., то в настоящее время и у 70-летнего человека нормальным считается АД не выше 139/89 мм.рт.ст. Сердце - это мышечный орган, главный орган сердечно-сосудистой системы. Оно обеспечивает циркуляцию крови, совершая около 1000 ударов и перекачивая до 170 литров крови в сутки. Состоит сердце из двух желудочков и двух предсердий. Работа сердца складывается из сердечных циклов, каждый из которых состоит из трех фаз: • сокращение предсердий • сокращение желудочков (систола) • расслабление сердечной мышцы (диастола) Весь сердечный цикл длится около 0,8 сек. От сердца кровь движется по артериям, создавая пульсовые толчки — это и есть пульс. Частота пульса определяется на лучевой или на сонной артерии. В норме частота пульса равна 60 - 80 в 1 мин. Артериальное давление — это сила, с которой кровь давит на стенки артерий. АД зависит от пола, возраста, веса пациента, характера трудовой деятельности, времени суток (колебания до 20 мм.рт.ст.). Оно может повышаться при нервно-психический и физической нагрузках, после обильной еды, употребления крепкого кофе, чая и др. Эти колебания касаются главным образом систолического давления и в меньшей степени диастолического. Величина артериального давления зависит от силы сердечных сокращений — и наибольшее давление при сокращении желудочков сердца (систоле) называется систолическим давлением, – и от тонуса сосудов при расслаблении сердечной мышцы (диастола) - называется диастолическим давлением. Артериальное давление рассматривается как отношение максимального (систолического) давления к минимальному или диастолическому. 2. Распространенность артериальной гипертонии.
Гипертензия может также возникать при беременности. Такая гипертония заслуживает особого внимания. 2. Российские и зарубежные исследования показали высокую распространенность артериальной гипертонии: от 25 до 35% в возрасте старше 18 лет. Чем больше возраст, тем чаще встречается повышение артериального давления. Исследования свидетельствуют о том, что в индустриально развитых странах отмечается более высокая распространенность артериальной гипертонии, чем в большинстве развивающихся стран. У городского населения отмечается более высокая распространенность АГ, у черной расы АГ встречается чаще, чем у белой. По данным обследования 25% обратившихся в поликлиники города страдают артериальной гипертонией. Поскольку АД повержено естественному колебанию, диагноз артериальной гипертонии необходимо ставить на основании нескольких измерений АД при различных визитах пациентов. У некоторых пациентов АД постоянно повышается на приеме врача, в то время как в обычных условиях оно нормально. Пока неясно, является ли гипертония «на белый халат» признаком повышенного риска сердечно-сосудистых осложнений. Известно, что до определенного периода больные АГ не предъявляют жалоб, и появление их указывает на далеко зашедший процесс. Основной симптом АГ - головная боль. 3. Измерение АД у пациентов руководителем школы. Изменение роста, веса, окружности талии и бедер. Руководитель знакомит пациентов с методикой измерения АД и каждому пациенту измеряет АД на обеих руках. Пациент записывает цифры АГ. Через 5 минут руководитель производит повторные измерения АД на обеих руках, пациент рассчитывает свое среднее АД на каждой руке. 4. Анкетирование. Всем пациентам раздается анкета для выявления факторов риска АГ и оказывается помощь при затруднениях в ответах. АНКЕТА. Инструкция: Отвечайте, пожалуйста, искренне, это в интересах Вашего здоровья. Обведите кружком варианты Вашего ответа. 1. Ваш пол- Муж. Жен. 2. Ваш возраст: 01. до 40 02. 41-60 03. свыше 60 3. Какое Ваше семейное положение? 01. женат (замужем), живете в гражданском браке 02. никогда не был женат (замужем) 03. вдовец 04. разведен 4. Ваше образование: 01. неполное среднее 02. среднее, среднее-специальное 03. высшее 5. Вам известно, что такое гипертония? 6. да 7. нет 6. Знаете ли Вы цифры Вашего давления? 8. да 9. нет 7. Как давно Вас беспокоит высокое давление? 01 .в течение 5 лет 02.от 5 до 15 лет 03.свыше 15 лет 04.не знаю 8. Знаете ли Вы уровень холестерина и сахара в крови? (Если знаете, укажите цифрой) 01 .уровень сахара – 02 .уровень холестерина – 03. не знаю 9. Принимаете ли Вы лекарства от давления? 01. принимаю систематически 02. принимаю по общему состоянию 03.не принимаю 10. Какой у Вас уровень физической активности? 01.в основном сижу 02.в основном хожу 03 .поднимаю и переношу тяжести 04. занимаюсь тяжелой физической работой 05. другое 11. Часто ли Вы употребляете фрукты? 01 .ежедневно 02.1 раз в неделю 03.1 раз в месяц 04. другое 12. Как часто Вы употребляете овощи? 01. ежедневно 02. 1 раз в неделю 03. 1 раз в месяц 04. другое 13. Курите ли Вы? 01. Да 02.Нет 14. Если курите, то, сколько сигарет в день. 01. до 10 штук 02. более 10 03. 1 пачку 04. более 1 пачки 05. затрудняюсь ответить 15. Как часто Вы употребляете алкогольные напитки?
02.1 раз в неделю 03.1 раз в месяц 04.не употребляю 16. Считаете ли Вы, что необходим постоянный прием препаратов, снижающих артериальное давление? 01.да 02.нет 03. затрудняюсь ответить 17. Частот ли Вы испытываете чувство дискомфорта или раздражения? 01. часто 02. иногда 03. никогда 04. затрудняюсь ответить 18. Укажите Ваш вес - 19. Укажите Ваш рост - Спасибо! ******** Второе занятие Содержание: 1. Повторное обучение пациентов измерению артериального давления друг у друга, потом самоизмерение. 2. Обсуждение факторов риска артериальной гипертонии, имеющих отношение каждому к пациенту (по результатом анкетирования). 3. Рекомендации устные и наглядные по преодолению факторов риска АГ. 4. Контрольное измерение артериального давления пациентами и руководителем школы. I. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: повторное обучение пациентов измерению артериального давления. Повторно дается методика измерения АД, и пациенты под контролем руководителя измеряют АД на обеих руках друг у друга. При закреплении навыка взаимоизмерения можно перейти к обучению самоизмерения АД. Руководитель школы обязательно должен сам контролировать результаты взаимо- и самоизмерения (измерять АД после того, как его измерил пациент). В это же время не только нужно повторять условия измерения АД, но и привести конкретный пример: Вы понервничали, поднялись быстро на этаж - отдохните минут 15, не .приступайте к приему пищи, и только когда Вы успокоились, - измерьте свое АД. И только так, а не когда Вы устали, пробежались, покурили, попили кофе. •Обсуждение факторов риска артериальной гипертония и конкретных факторов риска, имеющих отношения к каждому пациенту (по результатам анкетирования). Причины первичной (эссенциальной ) гипертонии, как мы уже знаем, неизвестны, но мы также знаем факторы, которые влияют на возникновение артериальной гипертонии и развитие осложнений. «ФАКТОРЫ РИСКА» Различают две группы факторов риска артериальной гипертонии: • неуправляемые • управляемые Неуправляемые факторы риска АГ: • наследственности • возраст • факторы окружающей среды (экологические, социальные) Управляемые факторы риска АГ: • избыточная масса тела • метаболический синдром • нерациональное питание • низкая физическая активность • чрезмерное потребление алкоголя • психоэмоциональное напряжение • курение Неуправляемые факторы риска развития и осложнений артериальной гипертонии это те факторы, которые не зависят от образа жизни и поведенческих привычек человека и повлиять на них в настоящее время не представляется возможным. - В первую очередь это наследственность. Наследственная отягощенность по АГ является одним из самых мощных факторов риска этого заболевания. Длительное наблюдения за большими группами населения показывают, что артериальное давление чаще повышается у лиц, имеющих среди родственников первой линии родства (родители, сестры, братья) больных с артериальной гипертонией. |
Инструкция № тбу-09 по технике безопасности обучающихся при проведении... К проведению занятий гимнастикой допускаются обучающиеся, прошедшие инструктаж по безопасному проведению занятий, медицинский осмотр... |
Инструкция №4 по охране труда для воспитателя при проведении занятий... При проведении занятий по гимнастике соблюдать правила поведения, расписание занятий |
||
Расписанием занятий, утвержденным директором школы. Опасными факторами... При нахождении в кабинете физики учащиеся обязаны соблюдать Правила поведения для учащихся. График проведения занятий в кабинете... |
Расписание занятий составляется заместителем директора по учебно-воспитательной... Школьный,1, Х. Новодербеновский Суровикинского района Волгоградской области |
||
Самостоятельная работа: 36 Освоение теоретического материала по темам дисциплины, включенного в план аудиторных занятий. Выписывание рецептов на гомеопатические... |
Требования безопасности к учебным кабинетам, лабораториям, мастерским,... Журнал оформляется при проведении с учащимися кружковой работы или факультативных занятий |
||
Требования безопасности перед началом занятий Занимающимся нельзя: резко открывать двери и виснуть на них, выключать свет; вставлять в розетки посторонние предметы; пить холодную... |
1. Общие требования охраны труда При нахождении в бассейне студенты (обучающиеся) обязаны соблюдать Правила поведения в бассейне. График проведения занятий в бассейне... |
||
Методика проведения занятий по специальной подготовке 32. 1 Общие положения При отработке тем специальной подготовки командиры отделений проводят занятия самостоятельно или могут назначаться руководителями... |
Практических занятий по медицинской микробиологии Руководство по организации и проведению практических занятий по медицинской микробиологии /Под ред акад. Рамн о. В. Бухарина. Екатеринбург,... |
||
Аноо «православная классическая гимназия святителя филарета московского» При нахождении в тренажерном зале учащиеся обязаны соблюдать Правила внутреннего распорядка учащихся. График проведения занятий в... |
Методические указания по выполнению практических занятий адресованы обучающимся Методические указания для выполнения практических занятий являются частью основной профессиональной образовательной программы гбпоу... |
||
Методические рекомендации по проведению практических занятий общеобразовательной... Методические рекомендации по организации практических занятий студентов по общеобразовательной дисциплине оуд. №2 «Английский язык»... |
Инструкция по охране труда при проведении занятий по гимнастике требования... Требования безопасности перед началом занятий Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой |
||
Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Земельное право Учебно-методические материалы Мурманск «Земельное право» предусматривает проведение лекционных и практических занятий под руководством преподавателя согласно расписания... |
Объекты для проведения практических занятий мбоу ксош им. В. А. Закруткина Оборудование для проведения практических занятий для отработки навыков проведения сердечно-легочной реанимации с возможностью контроля... |
Поиск |