ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ
«ТОКАРНЫЕ РАБОТЫ НА СТАНКАХ С ЧПУ» И
«ТОКАРНЫЕ РАБОТЫ НА УНИВЕРСАЛЬНЫХ ТОКАРНЫХ СТНАКАХ»
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Название и описание компетенции
1.1.1 Название профессионального навыка:
Токарные работы на станках с ЧПУ (Числовое Программное Управление)
Токарные работы на универсальных станках
1.1.2. Описание компетенций
Технологии обработки на станках с ЧПУ проникли во все отрасли. Благодаря технологиям ЧПУ такое оборудование, как токарный или фрезерный станки, которые ранее полностью управлялись человеком, теперь управляются компьютерной системой, которой в свою очередь управляет человек. Станки с ЧПУ позволили значительно повысить сложность производимых изделий, а также увеличить скорость и точность их производства. В то же время к имеющимся знаниям специалистов добавилось компьютерное программирование в CAD / CAM системах и умение управлять станком с ЧПУ.
Таким образом, ЧПУ подразумевает наличие компьютера, который читает инструкции («G-коды») и приводит в действие станок, используемый для производства деталей посредством выборочного удаления материала. Для этого необходима программа, состоящая из «G-кодов», которая может создаваться вручную и/или автоматически, при помощи программного обеспечения CAD / CAM, дополняемого необходимыми станочными циклами. Наряду со станками с ЧПУ на предприятиях продолжают работать универсальные токарные станки.
1.2. Область применения
1.2.1. Станки с ЧПУ применяются в производстве автомобилей и самолетов, компонентов любых машин, форм для отливки деталей, используемых в бытовой технике, сотовых телефонах, игрушках, а также медицинских протезов и т.п.
На ПАО «Северский трубный завод» данные станки применяются для производства оправок.
Универсальные токарные станки работают наряду со станками с ЧПУ на всех промышленных предприятиях города Полевского
1.3. Сопроводительная документация
1.3.1. Техническое описание содержит информацию, относящуюся к соответствующей профессиональной компетенции, его необходимо использовать совместно со следующими документами:
Регламент проведения демонстрационного экзамена;
Правила техники безопасности и санитарные нормы.
2. КВАЛИФИКАЦИЯ И ОБЪЕМ РАБОТ
Демонстрационный экзамен проводится с целью апробации новой формы первого этапа государственной итоговой аттестации ВПКР
Первый этап ГИА состоит из выполнения выпускной практической квалификационной работы.
В демонстрационном экзамене участвуют обучающиеся по желанию на основании заявления директору техникума
2.1. Требования к квалификации
Экзаменующиеся должны написать программу для изготовления детали на станке с ЧПУ из стали 45 согласно чертежу, проверить работает ли данная программа на симуляторе, затем изготовить деталь на универсальном токарном станке. Экзаменующемуся отводится время на написание программы для изготовления детали на станке с ЧПУ в оболочке ПО Shop Тurn на ноутбуке с симулятором Sinumerik 840D SL – 90 мин. и изготовлении детали на универсальном токарном станке 3 часа.
В чертеж изготовляемой детали за 2 недели до проведения выпускной практической квалификационной работы в форме демонстрационного экзамена вносятся изменения до 30 %.
Участнику необходимо обладать следующими знаниями:
Общее
Участникам необходимо знать:
ГОСТы экологических стандартов, гигиены производства, профилактики несчастных случаев;
Правила техники безопасности;
Физико-механические свойства материалов;
Технологии формообразования, связанные с параметрами обработки, материала, оборудования и режущих инструментов;
Программирование
Участникам необходимо знать:
Различные методы и способы создания управляющих программ для станка с ЧПУ;
Современные программные среды CAD/CAM;
Правила чтения чертежей и технического задания;
Математику – счет и геометрию;
Режимы резания.
Участникам необходимо уметь:
Грамотно прочитать чертеж изготовляемой детали;
Работать в оболочке ПО Shop Тurn на стойке с ЧПУ Sinumerik 840D SL;
Программировать и корректировать управляющую программу в G-кодах
Подбирать режимы резания в зависимости от обрабатываемого материала
Проверка программы на симуляторе:
Задавать необходимые операции обработки для токарного станка с ЧПУ;
Корректировать параметры обработки в зависимости от последовательности операций, типов инструментов, а также станка с ЧПУ;
Применять разные методы программирования токарного станка с ЧПУ.
Изготовление детали на универсальном станке
Уметь:
Читать чертеж и техническое задание
Подготовить станок к работе:
проверить заземление;
проверить уровень масла;
проверить станок на холостом ходу;
проверить наличие освещения;
выбрать оптимальные режимы обработки;
установить частоту вращения
установить подачу
Определять параметры заготовки (наличие припуска на обработку)
Готовить инструмент (заточка)
Корректно устанавливать на станок инструменты, оснастку и приспособления;
Изготавливать детали с соблюдением правил по охране труда (соблюдать рациональный порядок переходов при изготовлении детали)
Корректировать параметры обработки в зависимости от последовательности операций, типов материала и инструментов
Проводить контроль обрабатываемых поверхностей в процессе изготовления
Контроль и измерение
Участникам необходимо знать:
Метрологию;
Современные измерительные инструменты;
Как правильно выбрать подходящие мерительные инструменты, контрольно-измерительные приборы.
Участникам необходимо уметь:
Уметь правильно использовать мерительные инструменты;
Определять параметры шероховатости поверхности;
Определять допуски размеров и форм.
2.2 Теоретические знания
Теоретические знания необходимы для успешного выполнения первого этапа ГИА - демонстрационного экзамена, но они не подвергаются явной проверке.
2.3 Практическая работа
Практическая часть задания демонстрационного экзамена является основной и подлежит оценке.
Экзаменующемуся необходимо проявить умение читать чертеж (экзаменационное задание), определять базовые поверхности выполняемой детали (экзаменационного задания), подбирать необходимый инструмент для выполнения экзаменационного задания, обладать навыками наладки и управления токарным станком с ЧПУ и универсальным токарным станком, а также написания программы для станка с ЧПУ.
Программирование выполняется на ноутбуке с симулятором станка с ЧПУ
Sinumerik 840D SL. Программа пишется, затем проводится апробация на симуляторе, оптимизируется и корректируется экзаменующимся самостоятельно, затем деталь изготавливается на универсальном токарном станке. Экзаменующийся самостоятельно проводит наладку универсального токарного станка, выбирает необходимые оснастку и инструменты для изготовления детали, изготавливает деталь. Оценивается работа программы на симуляторе и изготовленная деталь на соответствие размерным допускам, геометрическим допускам, шероховатостям и техническим требованиям, указанным на выдаваемом чертеже экзаменующемуся.
3. ЗАДАНИЕ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
3.1.Формат и структура задания демонстрационного экзамена
Задание демонстрационного экзамена представляет собой чертеж детали на листе формата А4.
3.2.Требования к заданию демонстрационного экзамена
Задание демонстрационного экзамена состоит из следующих операций
1 участник
|
2 участник
|
Операция торцевание
|
Операция торцевание
|
Операция точение
|
Операция точение
|
Операция сверления
|
Операция центрования
|
Операция растачивания
|
Соответствие фасок размерам на чертеже
|
3.3.Разработка задания демонстрационного экзамена.
Задание демонстрационного экзамена является составной частью выпускной квалификационной работы
Темы выпускных квалификационных работ разрабатываются преподавателями профессионального цикла и мастерами производственного обучения совместно с специалистами предприятий или организаций, заинтересованных в разработке данных тем, и рассматриваются в предметно-цикловой комиссии, затем проходят согласование с заместителем директора по учебно-производственной работе и работодателем, утверждаются приказом директора Техникума.
3.4. Схема выставления оценок
Задание демонстрационного экзамена сопровождается схемой выставления оценок
3.5 Обнародование задания демонстрационного экзамена.
Задание демонстрационного экзамена не обнародуется до начала экзамена
3.6 Согласование задания для демонстрационного экзамена (подготовка к экзамену)
Изменения в задание ВПКР для демонстрационного экзамена вносятся за 2 недели до экзамена.
Согласованием задания демонстрационного экзамена занимаются:
преподаватели профессионального цикла и мастерами производственного обучения совместно, рассматриваются в предметно-цикловой комиссии, затем проходят согласование с заместителем директора по учебно-производственной работе.
4.УПРАВЛЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИЕЙ
4.1.Информация для участников демонстрационного Экзамена
Информация по ГИА в том числе и демонстрационного экзамена размещается на стенде «Государственная итоговая аттестация»
5.ОЦЕНКА
5.1 Критерии оценки
Оценка формируется из выполнения двух этапов демонстрационного экзамена, а именно этапа программирования и проверки созданной программы на симуляторе, затем оценки детали изготовленной на универсальном станке
Раздел
|
Критерии
|
Оценки
|
Станок с ЧПУ
|
Универсальный станок
|
Общая
|
Объективная
|
Объективная
|
А
|
Выполнение основных размеров
|
15
|
15
|
30
|
B
|
Выполнение второстепенных размеров
|
7
|
9
|
16
|
C
|
Шероховатости поверхности
|
|
5
|
5
|
D
|
Выполнение элементов
|
5
|
5
|
10
|
E
|
Дефекты/царапины
|
|
3
|
3
|
F
|
Использование второй заготовки (не воспользовался)
|
|
4
|
4
|
G
|
Рациональные переходы
|
5
|
5
|
10
|
H
|
Фактическое время выполнения детали
|
1
|
1
|
2
|
I
|
Управляющая программа
|
8
|
|
8
|
Y
|
Работа на универсальном станке
|
|
12
|
12
|
Итого
|
41
|
59
|
100
|
K
|
Потеря баллов
|
|
10
|
5.2. Критерии оценки мастерства
А. Выполнение основных размеров
Модуль «Выполнение основных размеров» состоит из
деталь № 1- 5 элементов (диаметры с допусками)
деталь № 2- 5 элементов (диаметры с допусками)
B Выполнение второстепенных размеров
Модуль «Выполнение второстепенных размеров» состоит из 3 объективно измеряемых размеров конкурсного задания
Деталь № 1- (линейные размеры 3)
Деталь № 2 –(линейные размеры 3)
C Шероховатости поверхности
Модуль «Шероховатости поверхности» состоит из 5 объективно измеряемых поверхностей конкурсного задания
деталь № 1- 5 элементов (диаметры с допусками)
деталь № 2- 5 элементов (диаметры с допусками
D Выполнение элементов
Модуль «Выполнение элементов» состоит из 5-6 пунктов объективно рассматриваемых элементов и их наличии на изделии
Деталь № 1 - 3 (сверление, растачивание, снятие фасок - 5 )
Деталь № 2 – 5 фасок
E Дефекты/царапины
Модуль «Дефекты/царапины» состоит из 1 пункта
Наличие Дефектов или царапин на изделии
F Использование второй заготовки
Модуль «Использование второй заготовки» состоит из одного пункта и указывает на использование или неиспользование 2 -ой заготовки участником демонстрационного экзамена во время выполнения задания
G Рациональность переходов –
Модуль «Рациональность переходов» состоит из логично- обоснованной последовательности изготовления детали с учетом затраченного времени
H Фактическое время выполнения детали
Модуль «Фактическое время выполнения детали» состоит из соблюдения фактического времени затраченного на написание программы для станка с ЧПУ и запуске на симуляторе, наладку и изготовление детали на универсальном станке
I Управляющая программа
Модуль «Управляющая программа» состоит из требований к программе, написанной на ноутбуке с симулятором станка с ЧПУ Sinumerik 840 D , а также ее логичности и оптимизированности
Y Работа на универсальном станке
Модуль «Работа на универсальном станке» состоит из следующих этапов:
подготовка и наладка станка к работе;
правильный подбор режущего инструмента и установка его на станок;
обращение с органами управления станка;
владение станком при выполнении обработки.
5.3. Регламент оценки мастерства
Члены государственной экзаменационной комиссии
Производят замеры объективных параметров задания демонстрационного экзамена
6. ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
При работе на металлообрабатывающем оборудовании следует руководствоваться правилами техники безопасности, которые прописаны в следующих документах:
ГОСТ 12.2.009-99 – Станки металлообрабатывающие. Общие требования безопасности.
ГОСТ ЕН 12415-2006 – Безопасность металлообрабатывающих станков. Станки фрезерные с числовым программным управлением и центры обрабатывающие фрезерные.
ГОСТ ЕН 12417-2006 – Безопасность металлообрабатывающих станков. Центры обрабатывающие для механической обработки.
Инструкция по охране труда для учащихся учебно-производственных мастерских БТИ-01- 2006
Экзаменующийся по требованию члена ГЭК обязан показать написанную программу на стойке ЧПУ(симуляторе).
Экзаменующийся должен беспрекословно выполнять указания ответственного за оборудование - члена ГЭК.
В случае возникновения внештатной ситуации экзаменующийся должен незамедлительно остановить станок и обратиться к членам ГЭК.
При внештатной ситуации участнику демонстрационного экзамена категорически запрещается предпринимать самостоятельные действия.
Каждый участник демонстрационного экзамена должен быть одет в специальную одежду.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
Инфраструктурный лист
В Инфраструктурном листе перечислено все оборудование, материалы и устройства, которые предоставляет Организатор конкурса
Конкурсная площадка
-
Оборудование инструменты и мебель
|
|
Наименование
|
|
Количество, шт
|
1
|
Станок токарно-винтовой SPF -1000PS
|
|
2
|
2
|
Станок заточной «ТШ-2.10»
|
|
2
|
3
|
Стол для компьютера
|
|
2
|
4
|
Кресло офисное
|
|
2
|
5
|
Ноутбук HP
|
|
2
|
6
|
Симулятор Sinumerik
|
|
2
|
7
|
Переходная втулка с №4 на
№5
|
|
|
8
|
Сверлильный патрон
|
|
|
9
|
Вращающийся центр
|
|
|
10
|
Штангенциркуль ШЦ - II
|
|
2
|
11
|
Штангенциркуль ШЦ -1
|
|
1
|
12
|
Штангенциркуль ШЦ - III
|
|
1
|
13
|
Микрометр 125-150
|
|
1
|
14
|
Пристаночная тубочка
|
|
2
|
15
|
Щетка -сметка
|
|
2
|
16
|
Крючок для уборки стружки
|
|
2
|
Расходные материалы
|
1
|
Резец проходной отогнутый Т5К10
|
|
2
|
2
|
Резец проходной упорный Т5К10
|
|
2
|
3
|
Центровочное сверло
|
|
1
|
4
|
Сверло 35
|
|
|
5
|
Расточной проходной резец
|
|
1
|
6
|
Расточной упорный резец
|
|
1
|
7
|
Напильник плоский
|
|
2
|
8
|
Наждачная бумага
|
|
|
9
|
Заготовка Ø 80 l=310
|
|
2
|
10
|
Заготовка Ø150 l= 90
|
|
2
|
Оборудование комнаты экспертов
|
1
|
Стол
|
|
1
|
2
|
Бумага А4
|
|
|
3
|
Кулер с водой
|
|
1
|
4
|
Ручки шариковые, карандаши
|
|
7
|
5
|
Линейки
|
|
2
|
7
|
Офисное кресло
|
|
5
|
8
|
Огнетушитель
|
|
2
|
Схемы площадок
для проведения демонстрационного экзамена в рамах компетенций
Место проведения экзамена по компетенции «Токарные работы на станках ЧПУ»
Место проведения экзамена по компетенции «Токарные работы на универсальных станках»
ЗАДАНИЕ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
Компетенций «Токарная обработка на станках с ЧПУ» и
«Токарная обработка на универсальном токарном станке»
Постановка задачи
Для детали, изображенной на чертеже, необходимо
написать программу для изготовления на токарном станке с ЧПУ Sinumerik 840D SL,
проверить программу на симуляторе,
изготовить данную деталь на универсальном токарном станке, предварительно наладить станок
Вам необходимо составить осмысленный структурированный план действий по изготовлению детали.
Время на выполнения задания:
Написание программы – 1 час (60 мин)
Время на проверки детали на симуляторе - 30 мин
Время на изготовление детали на универсальном станке – 3 часа (180 мин)
Итого: 4 часа 30 минут
Критерии оценки
Модуль
|
Критерии
|
Оценки
|
Станок с ЧПУ
|
Универсальный станок
|
Общая
|
Объективная
|
Объективная
|
А
|
Выполнение основных размеров
|
15
|
15
|
30
|
B
|
Выполнение второстепенных размеров
|
7
|
7
|
14
|
C
|
Шероховатости поверхности
|
|
5
|
5
|
D
|
Выполнение элементов
|
5
|
5
|
10
|
E
|
Дефекты/царапины
|
|
5
|
5
|
F
|
Использование второй заготовки (не воспользовался)
|
|
4
|
4
|
G
|
Рациональные переходы
|
5
|
5
|
10
|
H
|
Фактическое время выполнения детали
|
1
|
1
|
2
|
I
|
Управляющая программа
|
8
|
|
8
|
Y
|
Работа на универсальном станке
|
|
12
|
12
|
Итого
|
41
|
59
|
100
|
K
|
Потеря баллов
|
|
10
|
Потеря баллов:
За подсказки (3шт) – по 2 балла за каждую
За ошибки требующие вмешательства - 2 ошибки по 2 балла за каждую
*Подсказкой является ответ на конкретный вопрос (всего 6 баллов):
наладка - вопрос о сборке и установке оснастки и инструмента на станок;
эксплуатация станка - вопрос об отдельно взятой операции проводимой на станке;
программирование - вопрос о переходе, операции или коде управляющей программы
Индивидуальный оценочный лист
экзаменующегося, участника демонстрационного экзамена
Работу выполнил студент ГАПОУ СО «Полевской многопрофильный техникум им. В.И. Назарова _________________________________________________________________
Группа № 406- НСтМ
Профессия 15.01.23 Наладчик станков и оборудования в механообработке
код наименование
ФИО, должность членов экзаменационной комиссии
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата выполнения «___»______________2017 года
Модуль
|
Критерии
|
Оценки
|
Станок с ЧПУ
|
Универсальный станок
|
Общая
|
Объективная
|
Объективная
|
max
|
фактическая
|
max
|
фактическая
|
|
А
|
Выполнение основных размеров
|
15
|
|
15
|
|
|
B
|
Выполнение второстепенных размеров
|
7
|
|
7
|
|
|
C
|
Шероховатости поверхности
|
|
|
5
|
|
|
D
|
Выполнение элементов
|
5
|
|
5
|
|
|
E
|
Дефекты/царапины
|
|
|
5
|
|
|
F
|
Использование второй заготовки (не воспользовался)
|
|
|
4
|
|
|
G
|
Рациональные переходы
|
5
|
|
5
|
|
|
H
|
Фактическое время выполнения детали ( по 1 баллу)
|
1
|
|
1
|
|
|
I
|
Управляющая программа
|
8
|
|
|
|
|
Y
|
Работа на универсальном станке
|
|
|
12
|
|
|
Итого
|
41
|
|
59
|
|
|
K
|
Потеря баллов
|
|
|
Перевод в пятибалльную систему
от 81 до 100 баллов –«5» отлично
от 61 до 80 баллов - «4» хорошо
от 41-60 баллов – «3» удовлетворительно
Особое мнение членов экзаменационной комиссии по выполнению демонстрационного экзамена
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общая оценка за демонстрационный экзамен по пятибалльной системе____________________________________________________________
Рекомендуемый экзаменационной комиссией уровень профессиональной квалификации__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись членов экзаменационной комиссии
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|