12 октября 2011 года N 956
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
"СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДУХОВНО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ НАРОДОВ
ЯКУТИИ НА 2012 - 2016 ГОДЫ"
В целях реализации государственной политики в области культуры и искусства постановляю:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Саха (Якутия) "Создание условий для духовно-культурного развития народов Якутии на 2012 - 2016 годы".
2. Опубликовать настоящий Указ в республиканских средствах массовой информации.
3. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Габышеву Ф.В.
Президент
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ
г. Якутск
12 октября 2011 года
N 956
Утверждена
Указом Президента
Республики Саха (Якутия)
от 12 октября 2011 г. N 956
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ
ДЛЯ ДУХОВНО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ НАРОДОВ ЯКУТИИ
НА 2012 - 2016 ГОДЫ"
Паспорт
государственной программы Республики Саха (Якутия)
N
|
|
Базовый вариант
|
Интенсивный вариант
|
1.
|
Наименование
государственной
программы
|
"Создание условий для духовно-культурного развития
народов Якутии на 2012 - 2016 годы"
|
2.
|
Статус
|
Государственная программа
|
3.
|
Основание для
разработки
государственной
программы
|
- Указ Президента Республики Саха (Якутия) от
08.05.2011 N 635 "О системе планирования
социально-экономического развития в Республике Саха
(Якутия)";
- Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 8 мая
2011 года N 636 "О порядке разработки и реализации
государственных программ Республики Саха (Якутия)";
- Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 10 июля
2011 года N 808 "Об утверждении Перечня
государственных программ Республики Саха (Якутия) на
2012 - 2016 годы"
|
4.
|
Ответственный
исполнитель
государственной
программы
|
Министерство культуры и духовного развития Республики
Саха (Якутия)
|
5.
|
Соисполнители
государственной
программы
|
Департамент по делам печати
и телерадиовещания
Республики Саха (Якутия)
|
Департамент по делам
печати и телерадиовещания
Республики Саха (Якутия)
Министерство архитектуры
и строительного комплекса
Республики Саха (Якутия)
|
6.
|
Цель и задачи
государственной
программы
|
Цель Программы:
- обеспечение в Республике Саха (Якутия) единого
культурного пространства, включающего в себя гарантии
устойчивого развития культурной среды, свободный
доступ граждан к культурным благам, инновационное
освоение существующих творческих ресурсов, динамичная
интеграция в мировое культурное сообщество.
Задачи Программы:
- повышение значимости и обеспечение сохранности
национальных, культурных, духовных ценностей;
- концентрация материальных, организационных и
кадровых ресурсов для поддержки и развития учреждений
культуры, творческих коллективов, деятелей культуры и
искусств республики;
- создание благоприятных условий для развития и
реализации имеющегося творческого потенциала;
- активное внедрение современных технологий,
инновационных проектов в сферу культуры
|
7.
|
Целевые
индикаторы
государственной
программы
|
1. Удельный вес населения, участвующего в платных
культурно-досуговых мероприятиях, проводимых
государственными (муниципальными) учреждениями
культуры;
2. Количество творческих проектов, получивших
государственную финансовую поддержку;
3. Количество исполнителей Олонхо;
4. Число посещений киносеансов на 10 тыс. чел.;
5. Посещаемость на одном спектакле, концерте;
6. Количество паспортизованных объектов культурного
наследия (памятников истории и культуры),
расположенных на территории Республики Саха (Якутия);
7. Охват населения библиотечным обслуживанием;
8. Охват населения музейными услугами в музеях
республики;
9. Обеспеченность населения социально значимой,
национальной литературой, в т.ч. изданиями классиков
литературы и о государственных деятелях Якутии;
10. Количество проведенных мероприятий по повышению
квалификации и переподготовке специалистов учреждений
культуры и искусства;
11. Количество учреждений культуры и искусств
Республики Саха (Якутия), обеспечивших требуемый
уровень пожарной безопасности
|
8.
|
Сроки
реализации
(этапы)
государственной
программы
|
2012 - 2016 годы
|
9.
|
Наименование
подпрограмм
(стратегических
направлений)
|
Управление программой;
1. Создание условий для сохранения и развития
народного творчества и культурно-досуговой
деятельности;
2. Адресная поддержка в культуре и искусстве;
3. Поддержка Олонхо;
4. Развитие киноискусства;
5. Театрально-зрелищное искусство;
6. Сохранение объектов культурного наследия;
7. Библиотечное дело;
8. Музейное дело;
9. Развитие национальной литературы;
10. Укрепление кадрового потенциала
11. Обеспечение пожарной безопасности на объектах
культуры и искусств Республики Саха (Якутия)
|
10.
|
Предельный
объем средств
на реализацию
программы с
разбивкой по
годам
|
Всего: 9 777 898,0 тыс.
руб., в т.ч.:
2012 - 1 706 160,0 тыс.
руб.
2013 - 1 787 446,0 тыс.
руб.
2014 - 1 776 334,0 тыс.
руб.
2015 - 2 367 939,0 тыс.
руб.
2016 - 2 140 019,0 тыс.
руб.
|
Всего: 16 200 756,2 тыс.
руб., в т.ч.:
2012 - 2 509 097,0 тыс.
руб.
2013 - 3 331 755,2 тыс.
руб.
2014 - 3 644 235,9 тыс.
руб.
2015 - 4 176 543,4 тыс.
руб.
2016 - 2 539 124,7 тыс.
руб.
|
Раздел I. Характеристика текущей ситуации
В Республике Саха (Якутия) развитие отрасли "Культура" происходит на основе равных прав и свобод в области культуры всех народов республики, создания условий для сохранения и развития их культур, обеспечения и укрепления единого культурного пространства страны посредством регулирования проводимой в республике государственной культурной политики и данной государственной программы.
В последние годы в республике активно развиваются и достигают высоких результатов такие направления отрасли, как театральное искусство, библиотечное дело, сохранение нематериального культурного наследия, цирковое искусство, кинопроизводство. Формируется нормативно-правовая база развития культуры. На качественно новый статус переходят учреждения художественного образования. Республика активно участвует в международном и межрегиональном культурном обмене.
На 1 января 2011 года в отрасли культуры республики существует разветвленная сеть республиканских и муниципальных учреждений культуры. В сфере театрально-зрелищного искусства действуют 16 учреждений. Культурно-досуговую деятельность населения обеспечивают 544 общедоступных клубных учреждений и 177 народных коллективов. В библиотечной системе функционируют 526 общедоступных библиотек, в том числе 3 государственные и 525 муниципальных библиотек, объединенные в 35 централизованных библиотечных систем (ЦБС). Также действуют 86 детских музыкальных, художественных школ и школ искусств, 79 музеев, 13 киноустановок, 1 высшее учебное заведение, 4 учреждения среднего профессионального образования. В учреждениях культуры и искусства работают 11,5 тыс. человек.
Первостепенными задачами на данном этапе развития сферы культуры становятся повышение значимости и обеспечение сохранности национальных, культурных, духовных ценностей; концентрация материальных, организационных и кадровых ресурсов для поддержки и развития учреждений культуры, творческих коллективов, деятелей культуры и искусств республики; создание благоприятных условий для развития и реализации имеющегося творческого потенциала; активное внедрение современных технологий, инновационных проектов в сферу культуры. Одним из приоритетных направлений является сохранение якутского героического эпоса Олонхо - шедевра устного нематериального наследия человечества для будущих поколений.
В последние годы отмечается несомненный рост показателей деятельности культурных учреждений: стабилизировалось и увеличивается количество обучаемых детей в детских музыкальных школах, повышается посещаемость и книговыдача в библиотеках, растет посещаемость музеев, кинотеатров, театров.
Все более актуальной становится роль библиотек как информационных центров, и это предопределяет разработку и реализацию долгосрочных проектов, которые в значительной мере создают условия для внедрения новых информационных и телекоммуникационных технологий в библиотечной сфере.
Сохранение и развитие культурного и духовного потенциала общества направлено на предоставление равных возможностей доступа к культурным ценностям населению республики. В формировании исторической памяти и обеспечения преемственности культурно-исторического развития особое место принадлежит музеям. Благодаря государственной поддержке в области музейного дела улучшены основные показатели деятельности музеев, укрепляется материально-техническая база музеев, начата работа по включению музейного фонда республики в Государственный каталог Российской Федерации.
Вместе с тем, следует отметить ключевые проблемы отрасли. В особо сложных условиях на сегодня находятся учреждения культуры села, дальнейшее развитие которых в условиях разграничения полномочий напрямую связано с гарантированным финансированием из бюджетов разных уровней и состоянием их материально-технической базы. Муниципальные клубные учреждения, как самые востребованные учреждения культуры на селе, сегодня в большинстве своем лишены условий, необходимых для удовлетворения запросов населения и реализации своих потенциальных возможностей. Здания, эксплуатируемые с 1960 - 1970 годов, слабо оснащены современным звуковым и световым оборудованием. Экспозиции многих муниципальных музеев, установленные в 1970 - 1980-е годы, морально и технологически устаревают. Особую актуальность приобрел вопрос безопасности музейных собраний. Из 79 музеев только 5 оснащены техническими средствами охраны, 1 музей заключил договор на требуемую охрану отделами вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Республики Саха (Якутия).
Анализ состояния материально-технической базы кинотеатров республики показал, что более 90% кинопроекторов полностью выработали свой ресурс и подлежат списанию. Из-за высоких транспортных расходов резко сократилась гастрольная деятельность театров и концертных организаций республики по улусам, что ведет к ущемлению прав граждан на доступ к культурным ценностям. Крайне низка скорость сети Интернет в муниципальных библиотеках республики. Из-за слабой социальной защищенности и низкой заработной платы низок уровень обновления кадрового состава отрасли.
В целях обеспечения прав граждан на доступ к культурным ценностям необходимо решение этих и других проблем отрасли. Для этого предстоят принятие мер социальной защиты работников культуры, обеспечение модернизации организаций культуры и образовательных учреждений в сфере культуры и искусства, развитие механизмов поддержки творческой деятельности в сфере культуры и искусства, в том числе традиционной народной культуры, стимулирование развития новых направлений, видов и жанров искусства, творческих проектов для детской и юношеской аудитории, а также создание кинопроизведений, направленных на формирование ценностных установок, соответствующих стратегическим задачам общества.
Реализация приоритетных направлений государственной политики в сфере культуры позволит создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ и высококачественных услуг в сфере культуры и искусства, совершенствовать творческий потенциал жителей республики, добиться кардинальных изменений в экономическом положении отрасли, дальнейшей интеграции республики и укрепления его позитивного образа в российском и мировом культурном пространстве, а также оптимизировать и модернизировать существующие сети государственных и муниципальных учреждений.
Для разработки стратегии развития программы с целью выявления проблем был осуществлен стратегический анализ по методике SWOT.
Таблица 1
Сильные стороны (S)
|
Слабые стороны (W)
|
1. Высокий уровень потребности
населения в культурной деятельности и
повышении доступа к культурным
благам.
2. Сохраненная разветвленная сеть
государственных и муниципальных
учреждений культуры республики,
включая учреждения художественного
образования.
3. Высокий по сравнению с другими
регионами уровень компьютеризации
общедоступных библиотек (по
количеству библиотек, имеющих
компьютеры, республика входит в
первую десятку регионов России) и
развитие перспективных инновационных
моделей информационно-библиотечного
обслуживания населения (сельские
модельные библиотеки и др.)
4. Общепризнанный в Российской
Федерации высокий уровень развития
профессионального театрального
искусства и киноиндустрии республики.
5. Богатейшие музейные собрания
республики (около 170 тыс. единиц
хранения), значительная часть которых
- эксклюзивные экспонаты.
6. Уникальное материальное и
нематериальное культурно-историческое
наследие республики,
многообразие культур и традиций,
представленных во всех видах
искусства, самобытность малочисленных
народов Севера и других народов
республики.
7. Признание ЮНЕСКО якутского
героического эпоса Олонхо Шедевром
устного и нематериального наследия
человечества
|
1. Несоответствие материально -
технической базы современным
требованиям (высокий износ зданий,
автотранспорта и
специализированного оборудования
клубов, театров, музеев, библиотек,
учебных заведений).
2. Кадровые проблемы, связанные с
низким уровнем заработной платы,
отсутствием перспектив решения
жилищных проблем и социальных
вопросов: старение кадров, отток
молодых специалистов в другие
сферы.
3. Незаинтересованность инвесторов
и меценатов в поддержке отрасли
культуры.
4. Сложность обеспечения равного
доступа жителей республики к
культурным благам.
5. Недостаточно эффективное
использование культурного наследия
в сфере развития туризма.
6. Медленный рост количества
учреждений культуры, имеющих доступ
к Интернету, оснащенных другими
современными технологиями
|
Возможности (О)
|
Угрозы (T)
|
1. Рост основных показателей
деятельности учреждений культуры.
2. Внедрение современных видов услуг,
предоставляемых населению,
инновационных проектов, основанных на
современных технологиях.
3. Модернизация материально -
технической базы государственных и
муниципальных учреждений культуры.
4. Эффективное использование
движимого и недвижимого культурного
наследия с привлечением его в
развитие историко-познавательного
туризма.
5. Дальнейшее развитие системы
непрерывного художественного
образования и закрепления кадров.
6. Улучшение социального положения
работников культуры.
7. Развитие перспективных форм
социального партнерства, укрепление
института меценатства в сфере
культуры
|
1. Снижение вовлеченности каждого
жителя в культурную жизнь
республики и уровня
духовно-культурного развития
общества в целом.
2. Нехватка профессиональных кадров
в учреждениях культуры.
3. Снижение качества и количества
услуг, предоставляемых населению
учреждениями культуры.
4. Аварийное состояние учреждений
культуры, угроза сохранности фондов
и объектов материального
культурного наследия.
5. Резкое отставание от
общероссийских темпов развития
культуры и искусств
|
На сегодня Министерством культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) реализуется республиканская целевая программа "Создание условий для духовно-культурного развития народов Республики Саха (Якутия) на 2009 - 2011 годы", утвержденная Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2009 года N 1766.
Целью программы были повышение благосостояния граждан Республики Саха (Якутия) путем создания условий для духовно-нравственного развития народов республики, сохранение творческого потенциала и духовного наследия народов Якутии, обеспечение единого культурного пространства и равных возможностей доступа граждан к культурным ценностям и информации.
Достижение поставленной цели требовало решения следующих задач:
- развитие учреждений культуры и искусства республики в условиях местного самоуправления;
- стимулирование художественного творчества;
- развитие новых форм деятельности в сфере культуры;
- защита и развитие материального и духовного культурного наследия;
- создание единого информационного культурного пространства республики;
- развитие системы непрерывного образования и переподготовки специалистов культуры и искусства;
- формирование конкурентоспособной и саморазвивающейся инфраструктуры учреждений культуры и искусства республики;
- обеспечение выпуска конкурентоспособной продукции в области печатных и электронных средств массовой информации, полиграфии, книгоиздания;
- сохранение и развитие архивного фонда республики как документальной части историко-культурного наследия республики.
В 2009 - 2011 годы на реализацию программы в целом за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) было предусмотрено 71,11 млн. руб.
Таблица 2
Финансирование Программы
(тыс. руб.)
Наименование подпрограмм
|
2009
|
2010
|
2011
|
Всего
|
Государственная поддержка
учреждений культуры и
искусства в условиях
местного самоуправления
|
21 901
|
25 500
|
21 785
|
69 186
|
Сохранение и создание
духовно-культурных
ценностей народов
Республики Саха (Якутия)
|
16 679
|
30 000
|
16 600
|
63 279
|
Распространение культурных
ценностей
|
5 346,5
|
7 000
|
6 000
|
18 346,5
|
Достижения в области
литературы и искусства в
Республике Саха (Якутия)
|
1 888,5
|
3 807,6
|
3 000
|
8 696,08
|
Развитие средств массовой
информации, полиграфии и
книгоиздания Республики
Саха (Якутия)
|
3 895
|
2 500
|
1 500
|
7 895
|
Развитие архивного дела
Республики Саха (Якутия)
|
1 404
|
2 096
|
1 000
|
4 499,9
|
Итого
|
51 114
|
70 903,6
|
49 885
|
171 902,5
|
В целом, по программе целевые индикаторы эффективности, намеченные на 2009 и 2010 годы, в разрезе подпрограмм исполнены. В 2010 году наблюдается значительное увеличение индикатора I уровня - удельного веса населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) организациями культуры и в работе любительских объединений, что превысило плановый показатель на 5,0%.
|