Скачать 1.87 Mb.
|
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Основная образовательная программа магистратуры по направлению подготовки 39.04.01 «Социология» ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Гибкие формы образования в современном российском обществе Выполнила: Григорьева Наталья Ивановна Научный руководитель: доктор соц. наук, профессор Ильин Владимир Иванович Рецензент: кандидат соц. наук, научный сотрудник Социологического института РАН Земнухова Лилия Владимировна Санкт-Петербург 2016 СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Динамика социальной структуры в современном обществе 7
ГЛАВА 2. Трансформация роли образования в современном образе жизни 44 2.1. Трансформация концепции образования в контексте глобализации 44 2.2. Концепция «непрерывного образования» как результат новых внешних условий и требований населения 50 2.3. Гибкие формы образования как новейшая ступень развития института образования 54 ГЛАВА 3. Гибкие образовательные практики и их место в образе жизни молодежи (на примере Санкт-Петербурга) 61 3.1. Методология и методика эмпирического исследования 61 3.2. Феномен гибкого образа жизни 65 3.3. Структура образа жизни как фактор отношения к образованию 69 3.4. Образование как элемент образа жизни молодежи 76 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82 Список литературы 85 Приложения 89 ВВЕДЕНИЕ Актуальность Все структуры и институты современных обществ, в том числе и российского, становятся все более подвижными, изменчивыми и непредсказуемыми в своем развитии. Эта ситуация, которую З.Бауман образно определил как «текучую современность» ставит под сомнение эффективность и адекватность традиционных жестких и консервативных форм образования. Как показывает ситуация на рынке образовательных услуг, все большим спросом пользуются гибкие образовательные практики, адаптируемые к вызовам текучего состояния общества, новым формам образа жизни. Современному образу жизни свойственна гибкость, нестабильность и незащищенность. Постоянные изменения не поддаются контролю индивида. Подвижному образу жизни не подходит формализованная и строгая система традиционного образования. Гибкие формы образования (онлайн-обучение, очные курсы, частные преподаватели) позволяют управлять временем, местом и содержанием обучения. Эта самостоятельность очень важна именно в нынешних условиях, поскольку дает возможность влиять на свою повседневную жизнь. Мы выделяем в повседневности жесткие и гибкие практики, то есть те, которые подчиняют себе и те, которыми можно управлять. В любой сфере жизни можно найти жесткий или гибкий вариант поведения: удаленная работа или график 5/2, традиционное образование или гибкие форматы. Таким образом, сегодня человек стремится формировать индивидуальный образ жизни, лавируя между жесткостью и гибкостью. Этот процесс выбран для рассмотрения не столько по причине того, что он касается самых последних изменений в общественной структуре, сколько потому, что динамичный процесс развития общества обуславливает быстрое устаревание информации, что требует всё большего количества свежих исследований. Определение основных понятий: Гибкие практики – это повседневные практики, которым свойственна подстраиваемость под другие условия повседневности, те, которыми можно управлять. Жесткие практики – это повседневные практики, подчиняющие индивида, регламентирующие его деятельность. Жизненная колея – это направление развития собственного жизненного пути, обусловленное как внешними факторами, так и личным выбором. Жизненная стратегия – это организация человеком собственной жизни, включающая в себя его отношение к имеющимся ресурсам и возможностям. Креативный класс – это слой населения, занятый в производстве идей, алгоритмов, инноваций. Образ жизни – это совокупность возможных и необходимых форм жизнедеятельности. Он обусловлен внешними факторами, такими как социальный статус, профессия, доход и др. и отображает силовые характеристики социокультурного поля.1 Прекаризация – это тенденция к снижению уровня стабильности и гарантий. Выделение по принципу прекаризации отдельного общественного класса «прекариата» на данный момент подвергается обоснованной критике, тогда как прекаризация действительно широко распространена. В настоящем исследовании маркером прекаризации служит наличие в повседневности следующих элементов: нестабильные формы занятости, нерешенный жилищный вопрос, а также финансовая незащищенность, в целом. Прекаризированность – это степень подверженности прекаризации. В данной работе служит в качестве индентификатора уровня неустойчивости в повседневной жизни. Текучая современность – это состояние общества, которому свойственна постоянная изменчивость. Этот этап, согласно теории З. Баумана, пришел на смену эпохе модерна. Объект: процесс прекаризации современного образа жизни. Предмет: образовательные практики молодёжи в условиях текучей современности (на примере Санкт-Петербурга) Целью исследования является выявление основных форм гибких образовательных услуг, пользующихся спросом у молодёжи в Санкт-Петербурге. Достижение этой цели предполагает решение целого ряда задач:
Сформулированы следующие гипотезы:
Степень разработанности темы Образ жизни как тема исследования упоминается еще в классических социологических трудах К. Маркса, М. Вебера, Т. Веблена и других. В советской социологии образ жизни рассматривался через призму советской идеологии, в то время как на западе на повестку дня вышла категория стиля жизни. Он сдвигал фокус с общественных структур, которыми обусловлен образ жизни, на вкус, ценности и личный выбор. Это было продиктовано постмодернистским направлением мысли. В СССР в 60-70-е гг. были проведены первые исследования по изучению ценностей, однако они всё равно были регламентированы идеологическим строем.2 В эпоху модерна социальная структура была устойчивой. Социальный статус, график занятости, обязанности – все эти и многие другие элементы социальной структуры были четкими. С переходом к постмодерну их позиции пошатнулись. Появилось великое множество вариантов, которое размыло границы между сферами жизни, ведь и вся жизнь стала менее устойчивой. Идея постоянного движения и развития получила подробное освещение в работах З. Баумана («Текучая современность»), У. Бека («Общество риска»), Э. Тоффлера («Шок будущего»), Э. Гидденса («Ускользающая современность») и многих других. Огромный выбор возможностей бесконечно расширил границы самоидентификации и спектр стилей жизни. Современный человек оказался в ситуации кризиса идентичности, поскольку ценностные образцы сменяются быстрее, чем листва на деревьях. Ощущение незащищенности стало основой для выделения нового общественного класса. Г. Стэндинг высказал предположение, что все люди, оказывающиеся в ситуации незащищенности, могут быть отнесены к прекариату – новому общественному классу. Наряду с этим другие исследователи отмечают коренные изменения в экономике. Современная экономика больше не основывается на производстве товаров, она развивается за счет производства идей. Люди, создающие новые идеи, становятся наиболее востребованными специалистами. Р. Флорида объединил их в креативный класс, и его разработки стали основой для множества новых исследований в области творческих индустрий и креативной экономики. Образование, будучи элементом традиционной структуры, рассматривалось через устойчивые стабильные формы. Область социологии образования достаточно широко представлена в российских научных разработках. Стоит, пожалуй, особенно отметить работы Ф.Р. Филиппова3, Д.Л. Константиновского4, Г.Е. Зборовского5. Получила широкое распространение концепция «непрерывного образования», которое предполагает продолжение и поощрение обучения в течение всей жизни. Эта концепция активно обсуждается в научных кругах, как позиция адекватная вызовам современности. В российской практике она отражена в работах А.М. Хохловой и В. В. Козловского6, Е.С. Сжёнова7, С.А.Белякова и В.С.Вахштайна8, и других. Новизна исследования заключается в применении концепций постмодернистского этапа – текучей современности, креативного класса и прекаризации к образовательным практикам. Ввиду своего особого пути развития России, зарубежные теоретические разработки не всегда применимы к российским условиям. Применение их к российской системе образования представляет особый интерес, поскольку в российских трудах подобные работы практически не представлены. Влияние современной ситуации на образовательные практики в России рассматриваются, в лучшем случае, лишь как один из элементов общей социальной динамики. Новизна также состоит в выявлении механизмов связи образа и стиля жизни людей с их образовательными практиками. ГЛАВА 1. Динамика социальной структуры в современном обществе 1.1.Образ жизни в условиях современности |
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» |
Основная образовательная программа магистратуры, реализуемая в Бурятском... |
||
Основная образовательная программа (ооп) магистратуры, реализуемая... Основная образовательная программа (ооп) магистратуры, реализуемая бфу им. И. Канта, по направлению подготовки 100100. 68 Сервис... |
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» Альтернативные формы образования школьников и их продвижение в сети интернет |
||
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» Проекты развития и мобилизация локальных сообществ в Горно-Бадахшанской Автономной Области |
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» Конструирование виртуальных эскапистских пространств как альтернативная жизненная стратегия современной молодёжи |
||
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» См. Кучинов А. М. Влияние Русской Православной Церкви на политический процесс в России. 2011. № С. 145–155 3 |
Основная образовательная программа высшего образования Направление... Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая Университетом по направлению подготовки 38. 03. 02 «Менеджмент... |
||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая Университетом по направлению подготовки 210400 «Радиотехника»... |
Образовательная программа магистратуры, реализуемая в Бурятском государственном... Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования... |
||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования Основная образовательная программа высшего профессионального образования, реализуемая вузом по направлению подготовки 270800. 62... |
Основная образовательная программа (ооп) магистратуры Нормативные... Компетенции выпускника ооп магистратуры, формируемые в результате освоения программы |
||
Примерная программа Наименование дисциплины «Основы социологии» Рекомендуется... «Социальная антропология», «Социальная психология», «Социология семьи», «Социология культуры», «Социология религии», «Этносоциология»,... |
Основная образовательная программа подготовки кадров высшей квалификации... |
||
Основная образовательная программа (ооп) бакалавра, реализуемая вузом... Основная образовательная программа (ооп) бакалавра, реализуемая вузом по направлению подготовки 270800. 62 «Строительство» профиль... |
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата Основная образовательная... Цель изучения дисциплины освоение студентами выбора и эффективного использования холодильного и вентиляционного оборудования при... |
Поиск |