Самообследование
по качеству обеспечиваемого образования
в МКДОУ детский сад «Звёздочка»
2015 – 2016 уч.год
Содержание
№ п/п
|
Наименование
|
Страница
|
|
Введение
|
2
|
1.
1.1
|
Качество основных видов деятельности.
Организация учебно-воспитательного процесса.
|
4
|
1.2.
|
Методический потенциал.
|
10
|
1.3.
|
Материально-финансовые условия и образовательная инфраструктура.
|
16
|
1.4.
|
Потенциал педагогических кадров
|
18
|
1.5.
|
Управление образовательной организацией и образовательным процессом.
|
21
|
2.
2.1.
|
Качество результатов работы.
Обученность и воспитанность детей ДОУ
|
27
|
2.2.
|
Личностные достижения педагогов.
|
28
|
2.3.
|
Результаты совершенствования образователь-ного процесса.
|
28
|
2.4.
|
Достижения организации. Уровень её влияния на социум, другие образовательные системы.
|
29
|
2.5.
|
Выполнение учебного плана и других запланированных мероприятий.
|
33
|
2.6.
|
Социальная эффективность деятельности ДОУ.
|
34
|
|
Заключение
|
34
|
Введение
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звёздочка» является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием Тазовский район с целью оказания муниципальных услуг, выполнения работ и (или) исполнения муниципальных функций в целях реализации права граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного образования, обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.
Организационно-правовая форма: казённое учреждение.
Тип: дошкольное образовательное учреждение.
Вид: детский сад
Юридический адрес организации (учреждения): 629371 ЯНАО Тазовский район, село Антипаюта, ул. Ленина, д5.
Учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование Тазовский район.
Функции и полномочия Учредителя и собственника имущества от имени муниципального образования Тазовский район осуществляет Администрация Тазовского района.
Юридический и фактический адрес Учредителя: 629350, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, поселок Тазовский, улица Ленина, 11.
Регулирование, координацию и контроль деятельности Учреждения осуществляет отраслевой (функциональный) орган Администрации Тазовского района, осуществляющий функции по управлению в сфере образования, - Департамент образования Администрации Тазовского района, являющийся главным распорядителем бюджетных средств.
Учреждение является юридическим лицом, имеет Устав, бюджетную смету, лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства и в финансовом органе муниципального образования Тазовский район, штамп, печать установленного образца, бланки со своим наименованием.
МКДОУ детский сад «Звёздочка» является малокомплектным детским садом, размещенным в 2-х зданиях, расположенных в разных концах поселка на расстоянии около 3-х км. В детском саду функционируют 5 групп. К началу 2015 – 2016 учебного года в детском саду созданы дополнительные места и открыта ещё одна группа. Продолжают функционировать 2 кочевые группы кратковременного пребывания:
1 – на межселенной территории МО села Антипаюта
2 – на Халмер-Яхе.
Учреждение работает 5 дней в неделю с 7.30 до 19.30 часов (предпраздничные дни с 7.30 до 18.30 часов), кроме субботы, воскресенья и праздничных дней.
Пребывание детей в Учреждении 12 часов в день.
В нашем учреждении 2 младшие группы в 2015-2016 учебном году посещал 41 ребёнок в возрасте от 3-х до 4-х лет. 2 старшие разновозрастные группы были укомплектованы детьми от 4-х до 6-и лет в количестве 46 детей. В подготовительной группе воспитывались 20 детей 6-7 лет. Основную часть воспитанников составляют дети коренной национальности - 93 человека.
Кочевые группы кратковременного пребывания МКДОУ детский сад «Звёздочка» размещаются в приспособленных помещениях в условиях тундры.
Все воспитанники – 8 детей коренной национальности.
Кочевые группы работают 5 дней в неделю с 9.00 до 12.00, кроме субботы, воскресенья и праздничных дней.
Анализ определений категории «качество образования в ДОУ», сформулированных отдельными авторами позволяет сделать вывод, что качество дошкольного образования является системным понятием, охватывает все аспекты деятельности ДОУ и связано с оценкой и сравнением эффективности работы образовательных учреждений как на уровне муниципального образования, так и всех субъектов образовательного процесса на уровне образовательного учреждения.
Основой решения проблемы качества образования на уровне ДОУ является проектирование и внедрение системы управления качеством образовательного процесса. Системное управление качеством – новая парадигма управления в сфере дошкольного образования, связанная с выдвижением качества в ряд приоритетных задач функционирования и развития ДОУ.
В нашем учреждении разработано Положение о системе оценки качества образования.
Система оценки качества образования (СОКО) включает в себя оценку качества образовательного процесса, условий его осуществления, а также образовательных результатов.
Основными задачами СОКО являются:
Повышение объективности контроля и оценки образовательных достижений, получение всесторонней и достоверной информации об образовании в Учреждении;
Проведение системного и сравнительного анализа качества образовательных услуг, предоставляемых Учреждением;
Определения результативности образовательного процесса, эффективности учебных программ, их соответствия нормам и требованиям стандартов;
Прогнозирования развития образования в Учреждении;
Содействие принятию обоснованных управленческих решений по совершенствованию образования.
Привлечение общественности к оценке качества образования.
Функционирование СОКО основывается на принципах профессионализма, объективности, прозрачности, системности и непрерывности развития.
Результаты оценки качества образования доводятся до сведения педагогов, родителей (законных представителей воспитанников) через родительские собрания, сайт Учреждения, СМИ, публичный доклад.
Результаты оценки качества образования в 2015 – 2016учебном году представлены в данном отчёте согласно «Методическим рекомендациям по проведению самообследования по качеству обеспечиваемого образования», утверждённым на заседании Учёного совета ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО» 10 июня 2014 года.
Всвязи со спецификой организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду пункты 1.1. Организация учебного процесса, 1.3. Организация воспитательного процесса и 1.4. содержание образования «Методических рекомендаций…» в нашем самоанализе мы объединили в один 1.1. Организация учебно-воспитательного процесса. Пункты 2.1. и 2.2. «Методических рекомендаций…» представлены одним п. 2.1. «Обученность и воспитанность детей ДОУ»
1. Качество основных видов деятельности.
1.1. Организация учебно-воспитательного процесса.
Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ строится на основе Образовательной программы МКДОУ детский сад «Звёздочка», утверждённой 29 августа 2014года.
Образовательная программа муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения детского сада «Звёздочка» - это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно - воспитательного процесса.
Образовательная программа определяет организацию воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) в ДОУ.
Образовательная программа ДОУ обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2-х до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально – личностному, познавательно – речевому, художественно – эстетическому.
Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Образовательная программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Конвенцией о правах ребенка ООН;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"", зарегистрированом в Минюсте РФ 29 мая 2013 г.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013года № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
активная жизненная позиция;
творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
уважение к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Программа состоит из двух частей:
1) обязательной части;
2) части, формируемой участниками образовательного процесса.
Обязательная часть программы составлена на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, которая разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года)
Часть, формируемая участниками образовательного процесса представлена программой дополнительного образования «Под северным сиянием». Цель программы: Формирование целостной картины мира посредством ознакомления с родным краем.
Воспитательно-образовательный процесс в кочевых группах кратковременного пребывания строится на основе «Образовательной программы кочевой группы кратковременного пребывания МКДОУ детский сад «Звёздочка».
При разработке Программы основной акцент делался на сохранение национальной культуры, традиций.
Программа направлена:
на обогащение знаний детей о родном крае, о людях коренной национальности, их быте, культуре;
на развитие устной речи у дошкольников;
на становление личности на основе национальной культуры.
Цель работы кочевой группы детей:
Создание благоприятных условий для успешной социальной адаптации детей из числа коренных малочисленных народов к жизни в современном социуме, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
С целью изучения процесса достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения образовательной программы проводится мониторинг.
Мониторинг проводится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за
активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности по пяти образовательным областям.
Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории);
2) оптимизации работы с группой детей.
Периодичность мониторинга – два раза в год.
В начале учебного года по результатам мониторинга определяется зона образовательных потребностей каждого воспитанника: высокому уровню соответствует зона повышенных образовательных потребностей, среднему уровню – зона базовых образовательных потребностей и низкому – зона риска. Соответственно осуществляется планирование образовательного процесса на основе интегрирования образовательных областей с учетом его индивидуализации.
В конце учебного года делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потребностей детей и о достижении положительной динамики самих образовательных потребностей.
Основными методами мониторинга в ДОУ являются наблюдение, эксперимент, беседа и анализ продуктов деятельности.
Воспитательно-образовательный процесс в Учреждении строится на основе Учебного плана. Нормативной базой для составления учебного плана являются:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"", зарегистрированое в Минюсте РФ 29 мая 2013 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (2014 год).
В детском саду «Звёздочка» пять разновозрастных группы. В детском саду «Звёздочка» пять групп. В 2015 – 2016 учебном году группы укомплектованы следующим образом:
- младшая разновозрастная группа – дети 3х – 4х лет – 2 группы;
- старшая разновозрастная группа №1 – дети 4х – 5 лет (средняя и старшая подгруппы) – 2 группы;
- подготовительная группа – дети 6 лет .
Работа в таких группах имеет свою специфику. В разновозрастных группах продолжительность непосредственно образовательной деятельности дифференцируется в зависимости от возраста ребенка.
Непосредственно образовательная деятельность для детей четвертого года жизни – 2 часа 45 мин. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для них составляет 15 мин.
Максимальный объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ для детей пятого года жизни - 4 часа, для детей шестого года жизни - 6 часов 15 минут, в подготовительной подгруппе (дети седьмого года жизни) - 8 часов 00 минут.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится физкультминутка. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Постольку поскольку в детском саду все группы разновозрастные, то с целью соблюдения возрастных регламентов продолжительности занятий их начинают со старшими детьми, постепенно подключая к занятию детей младшего возраста.
Непосредственно образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первой половине дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей она сочетается с образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие детей.
В образовательную деятельность в ходе режимных моментов выносится:
чтение художественной литературы (образовательная область «Речевое развитие») Для этого в режиме дня выделено специальное время. Для детей 3х – 5 лет длительность чтения вместе с прочитанным составляет 10 – 15 минут, для детей 5 – 6 лет – 15 – 20 минут, для детей 6 – 7 лет – 20 – 25 минут.
социализация, развитие общения, нравственное воспитание (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие») – в виде ситуативных бесед при проведении режимных моментов, на прогулках, в самостоятельной деятельности детей (игре);
самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие») – во время гигиенических процедур, одевании на прогулку и после сна, дежурств;
формирование основ безопасности – осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие») реализуется в совместной деятельности взрослого и детей во время ситуативных бесед, проведения прогулок и др.
Работа по развитию игровой деятельности детей, приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми реализуется в самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности детей и взрослых.
Для детей всех групп 1 раз в неделю в вечернее время проводятся кружки:
— II младшая группа №1 – «Разноцветные пальчики» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»). Продолжительность 15 минут;
— II младшая группа №2 – «Умелые ручки» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»). Продолжительность 15 минут;
— старшая разновозрастная группа №1 – «В мире природы» (образовательная область «Познавательное развитие»). Продолжительность 20 - 25 минут;
— старшая разновозрастная группа №2 – «В стране сказок» (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»). Продолжительность 20 -25 минут;
— подготовительная группа – «Робототехника» (образовательная область «Познавательное развитие»). Продолжительность 30 минут.
В 2013 году в детском саду разработана и начала применяться в работе Модель выявления и развития предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста МКДОУ детский сад «Звёздочка».
Цель: Создание условий для построения воспитательно – образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.
По итогам работы:
Создан банк данных детей с предпосылками различных видов одаренности.
Постепенно улучшаются условия для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала воспитанников
Увеличилось количество детей, занимающих призовые места в различных конкурсах детских творческих работ.
|