МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОТЧЕТ
по исполнению мероприятий
Программы развития за первое полугодие 2014 года
Ректор федерального университета
«__» _________2014 г. _______________________________Гафуров И.Р.
(подпись, печать)
Руководитель Программы развития федерального университета
____________________________________Сафиуллин М.Р.
(подпись)
«__» __________ 2014 г.
Отчет получен
________________________
(подпись монитора)
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Описание достигнутых результатов за отчетный период по задачам и мероприятиям Программы развития
|
…7
|
Вовлеченность внешних партнеров в реализацию Программы развития
|
…109
|
Опыт университета, предлагаемый к тиражированию в системе высшего профессионального образования
|
…153
|
Мероприятия по информационному сопровождению реализации Программы развития
|
…155
|
Проблемы реализации Программы развития федерального университета, выявленные в отчетном периоде
|
…161
|
Приложения
|
…165
|
Приложение А. Перечень образовательных стандартов по программам бакалавриата, разработанных в первом полугодии 2014 года
|
…177
|
Приложение Б. Перечень образовательных стандартов по программам магистратуры, разработанных в первом полугодии 2014 года
|
…178
|
Приложение В. Перечень профилей бакалавриата и магистерских программ, открытых в первом полугодии 2014 года
|
…179
|
Приложение Г. Приложение 1.4 к лицензии № 0699 от 23 апреля
2013 г.
|
…182
|
Приложение Д. Приложение 2.2 к лицензии № 0699 от 23 апреля
2013 г.
|
…194
|
Приложение Е. Приложение 3.3 к лицензии № 0699 от 23 апреля
2013 г.
|
…196
|
Приложение Ж. Приложение 4.2 к лицензии № 0699 от 23 апреля
2013 г.
|
…204
|
Приложение З. Приложение 5.2 к лицензии № 0699 от 23 апреля
2013 г.
|
…205
|
Приложение И. Перечень программ прикладного бакалавриата
|
…206
|
Приложение К. Перечень новых и модернизированных учебных лабораторий КФУ в первом полугодии 2014 года
|
…208
|
Приложение Л. Сведения по обеспеченности электронными конспектами лекций по образовательным программам КФУ
|
…211
|
Приложение М. Перечень публикаций сотрудников КФУ в изданиях, индексируемых в базе данных Web of Science, в первом полугодии
2014 года
|
…212
|
Приложение Н. Перечень публикаций сотрудников КФУ в изданиях, индексируемых в базе данных Scopus, в первом полугодии 2014 года
|
…227
|
Приложение О. Лаборатории мирового уровня КФУ по приоритетным направлениям развития
|
…264
|
Приложение П. Приглашенные ученые мирового уровня по приоритетным направлениям исследований КФУ в первом полугодии 2014 года
|
…266
|
Приложение Р. Организация на базе КФУ международных конференций, симпозиумов и иных научных мероприятий в первом полугодии 2014 года
|
…268
|
Приложение С. Количество обучающихся студентов, подготовка которых ведется на основе договоров и при участии работодателей
|
…315
|
Приложение Т. Перечень новых административных регламентов и организационных форм, разработанных и внедренных в первом полугодии 2014 года
|
…316
|
Приложение У. Перечень международных научных и научно-образовательных проектов в КФУ
|
…320
|
Отчет о достижении заданных значений целевых показателей (индикаторов) эффективности реализации программы в 2014 году
|
…326
|
Справка о результатах расходования остатка средств субсидий прошлых лет федеральным университетом в 2014 году при реализации Программы развития Казанского (Приволжского) федерального университета
|
…328
|
Отчет о расходовании средств федерального бюджета и софинансирования по направлениям за отчетный период 2014 года Казанского (Приволжского) федерального университета (на 30 июня 2014 года)
|
…329
|
Сведения о достижении показателей эффективности реализации программы на 31 августа 2014 г.
|
…330
|
Реализация мероприятий Программы развития,
предусмотренных на первое полугодие 2014 года
С начала запуска Программы развития в 2010 году, Казанский федеральный университет за счет масштабного обновления материально-технической базы (в образовательной и научно-исследовательской сферах), значительной модернизации академической инфраструктуры, а также развития качества человеческого капитала существенно укрепил свои позиции как в России, так и в глобальной системе координат.
В июле 2013 года Казанский федеральный университет стал победителем открытого конкурса на предоставление государственной поддержки ведущим университетам Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Для участия в проекте «5-100» университетом была разработана Программа повышения конкурентоспособности КФУ, представляющая стратегию вуза по улучшению позиций в мировых рейтингах. 25 октября 2013 года КФУ защитил на Международном экспертном совете при Минобрнауки России План мероприятий по реализации Программы повышения конкурентоспособности («дорожную карту»)1. Размер субсидии на реализацию мероприятий, заявленных в Программе, составил в 2014 году 600,0 млн рублей2.
Прежде всего следует отметить, что по результатам Национального рейтинга российских вузов, опубликованного в начале июня агентством «Интерфакс», Казанский федеральный университет вплотную приблизился к топ-10 отечественных университетов, улучшив свое место по сравнению с прошлым годом на 4 позиции. Более того, среди федеральных университетов впервые за историю составления данного рейтинга КФУ вышел на первое место. Это удалось во многом за счет улучшения показателей «Интернационализация», «Бренд» и «Инновации».
Что касается международных рейтингов и главным образом рейтинга QS, то его результаты во многом созвучны с итогами национального ранжирования. В рейтинге QS по странам БРИКС за истекший период наблюдается существенное улучшение позиций: с 79-го места в 2013 году КФУ переместился на 69-ю позицию в текущем, обосновавшись на первом месте среди федеральных университетов. Ощутимая динамика наблюдается и в рейтинг-листе Webometrics: после изменения методики расчета показателей в начале 2013 года по итогам первого полугодия 2014 года КФУ продвинулся на 1 742 позиции.
В предметных рейтингах QS среди российских вузов Казанский университет представлен по трем направлениям: 4-я позиция в предметной категории «Инжиниринг – электрический и электронный»; в разделе «Науки о жизни и медицина» КФУ занимает 2-е место по предмету «Медицина» и 4-е – «Биология», наконец, в разделе «Естественные науки» вуз присутствует в топ-5 по таким предметам, как «Химия», «Математика» и «Науки о земле и море».
В апреле 2014 года был заключен договор с компанией Quacquarelli Symonds Limited (Великобритания) о проведении аудита научной и образовательной деятельности университета в соответствии с критериями QS Stars. Результатом проведенного аудита стало присвоение университету категории «3 звезды», при максимально возможных «5 звездах»3.
Направления деятельности университета были оценены следующим образом:
Инфраструктура
|
5 звезд
|
Инновации
|
5 звезд
|
Трудоустройство
|
4 звезды
|
Образование
|
4 звезды
|
Интернационализация
|
3 звезды
|
Доступность
|
3 звезды
|
Исследования
|
2 звезды
|
Специализация (естественные науки)
|
1 звезда
|
Итоговый рейтинг
|
3 звезды
|
Необходимо отметить, что по итогам первого полугодия 2014 года за счет базиса, заложенного в период участия КФУ в Программе развития, в университете за довольно короткий промежуток времени удалось создать порядка 180 рабочих мест для исследователей и постдоков в 43 лабораториях и научных центрах, оснащенных оборудованием на уровне мировых стандартов.
Так, в первом полугодии 2014 года широкое распространение получила практика создания научно-исследовательских лабораторий в формате OpenLab, когда группа приглашаемых зарубежных и российских ученых приходит с проектом на уже подготовленную инфраструктурную площадку и может практически сразу приступать к научным изысканиям. Так, только на базе Института фундаментальной медицины и биологии в отчетном периоде было создано 16 «открытых» лабораторий.
Описание достигнутых результатов за отчетный период по задачам и мероприятиям Программы развития
За период 2010–2014 гг. Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с утвержденной Программой развития КФУ было выделено 4,735 млрд рублей.
К 01.07.2014 освоение средств (сумма оформленных обязательств4) составило 3,8 млрд рублей, или 82 %.
Задача 1. Модернизация образовательного процесса
Мероприятие 1.1. Разработка новых образовательных форм, программ и стандартов
По итогам первого полугодия 2014 года выполнен полугодовой план по количеству разработанных стандартов по программам бакалавриата – 25 при запланированных 5 на 2014 год и по разработке стандартов по магистратуре – 56 из запланированных 10 (выполнение плана – 100 %).
В целом за отчетный период в Казанском федеральном университете внедрено 208 новых программ дополнительного профессионального образования (ДПО) при плановом значении на 2014 год – 40 единиц (выполнение составило 520 %). Таким образом, за период реализации Программы развития в университете было разработано и успешно внедрено 809 образовательных программ ДПО.
Основные структурные подразделения в соответствии с изменяющимися условиями и предъявляемыми требованиями активно совершенствуют направления и содержание подготовки студентов.
В первом полугодии 2014 года Учёным советом КФУ утверждены
18 новых профилей бакалавриата и 30 новых магистерских программ7. Важно отметить, что разработка и реализация данных программ ведётся в тесном контакте с представителями работодателей с учётом запросов реального сектора экономики.
В Казанском федеральном университете в 2014 году ведется активная работа по реализации положений Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
Учебно-методическим управлением и структурными подразделениями совершенствовалась документация, регулирующая образовательный процесс в университете, направления и содержание подготовки студентов в соответствии с изменяющимися условиями и предъявляемыми требованиями стандартов.
Разработка образовательных программ ведется в соответствии с требованиями приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2013 № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования», от 18.11.2013 № 1245 «Об установлении соответствия направлений подготовки высшего образования – бакалавриата, направлений подготовки высшего образования – магистратуры, специальностей высшего образования – специалитета» и требованиями проектов федеральных государственных образовательных стандартов поколения 3+.
Разработано более 500 образовательных программ по модернизированным федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС 3+).
Модернизированные федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС 3+) требуют установления единых норм и требований к содержанию, объему и структуре образовательных программ. Образовательная программа, разрабатываемая в соответствии с ФГОС3+, состоит из обязательной части и части, формируемой структурными подразделениями самостоятельно (базовая и вариативная части). Базовая часть образовательной программы является обязательной вне зависимости от направленности образовательной программы, обеспечивает формирование у обучающихся компетенций, установленных образовательным стандартом, и включает в себя дисциплины и практики, установленные образовательным стандартом и локальным распоряжением. В соответствии с требованиями пункта 6.3 стандарта необходима унификация дисциплин/модулей/практик, относящихся к базовой части образовательной программы в рамках всего направления/специальности вне зависимости от направленности/специализации. Вариативная часть образовательной программы формируется в соответствии с направленностью/ специализацией и устанавливается структурным подразделением с целью углубления компетенций, установленных образовательным стандартом.
Для решения вопроса унификации дисциплин базовой части направленностей/специализаций в рамках одного направления/специальности по естественно-научному образованию, по гуманитарному образованию, по педагогическому образованию в университете приказом ректора от 29.04.2014 № 01-07/35 созданы рабочие группы, по итогам работы которых издано распоряжение от 15.05.2014 № 03-03/42 «О процедуре утверждения учебных планов образовательных программ на 2014/2015 учебный год» с перечнем обязательных дисциплин по направлениям подготовки бакалавриата, магистратуры и специалитета. Согласно данному распоряжению для всех направлений подготовки в университете усилена языковая подготовка обучающихся (объем дисциплины «Иностранный язык» увеличен до 576 часов), в планы направлений подготовки магистратуры введена новая дисциплина «Академическое письмо» с преподаванием на иностранном языке, для блока естественно-научных направлений усилена бизнес-составляющая образовательных программ.
В целях оптимизации образовательного процесса в КФУ издано распоряжение от 29.04.2014 № 03-03/33 «О закреплении учебных дисциплин», в котором отражено закрепление преподавания основных дисциплин за профильными кафедрами.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
12 сентября 2013 г. № 1061 был утвержден новый перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования в Российской Федерации в рамках федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС 3+). В связи с этим согласно распоряжению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 29 мая
2014 г. № 1061-06 «О переоформлении лицензии федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» КФУ получил 29.05.2014 новые приложения к лицензии № 0699 от 23 апреля 2013 г.8
Таким образом, на основании новых выданных приложений КФУ в настоящее время (вместе со своей филиальной сетью) в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС 3+) имеет право ведения образовательной деятельности (приема обучающихся на 1 курс образовательных программ) по 190 специальностям и направлениям подготовки (без учета повторяющихся направлений подготовки и специальностей в филиальной сети), из них 95 – по программам бакалавриата, 20 – по программам специалитета, 75 – по программам магистратуры.
Новым в полученных приложениях к лицензии на право ведения образовательной деятельности стало получение Казанским федеральным университетом права ведения образовательной деятельности по 56 программам прикладного бакалавриата9.
Прикладной бакалавр – это образовательная квалификация, присваиваемая выпускнику, закончившему основную образовательную программу высшего образования уровня бакалавриата, обладающему компетенциями по решению технологических задач в различных сферах социально-экономической деятельности, готовому приступить к профессиональной деятельности сразу после окончания вуза.
Основные отличительные особенности программ прикладного бакалавриата связаны с ориентацией на конкретного работодателя, который:
• принимает непосредственное участие в проектировании и реализации образовательных программ;
• организует производственные практики, объем которых увеличен в 1,5–2 раза в сравнении с программами академического бакалавриата.
Основная задача прикладного бакалавриата – это подготовка практико-ориентированных работников к практической деятельности в реальной экономике и бизнесе, где 50 % времени отведено на обучение (включая лабораторные и практические занятия, учебную и производственную практику). Важно отметить обязательное участие партнеров-работодателей в формировании учебных планов, программ, в проведении лабораторных и практических занятий, учебной и производственной практик.
Программы прикладного бакалавриата должны обеспечить обучающимся возможность получения прикладных квалификаций. К 2018 году в России доля прикладных бакалавров должна составить не менее 30 % в общей численности обучающихся в образовательных организациях по программам высшего образования. Прикладной бакалавриат позволит ликвидировать социальный разрыв между присущим выпускникам вузов повышенным социальным статусом и потребностью рынка труда в рабочих кадрах, умеющих работать на высокотехнологичном оборудовании.
В 2014 году Казанский федеральный университет впервые получил 25 мест для реализации программы прикладного бакалавриата по направлению 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)». На 2015/2016 учебный год Министерство образования и науки Российской Федерации выделило КФУ 174 бюджетных места для реализации программ прикладного бакалавриата. Набор будет осуществляться по направлениям подготовки и специальностям, приведенным в таблице 1.
Таблица 1.
|