Скачать 220.32 Kb.
|
ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ о реализации инновационной образовательной программы «СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В НОВОЙ ШКОЛЕ» Направление Стратегии «Петербургская школа 2020»: «Эффективная школа» Санкт-Петербург 2013
Полное наименование образовательного учреждения: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 410 Пушкинского района Санкт-Петербурга Название инновационного продукта с указанием темы инновационного проекта: Инновационная образовательная программа «Создание системы управления качеством образования в Новой школе» Форма и соответствие направлению Стратегии «Петербургская школа 2020»: «Эффективная школа». Ф.И.О. директора: Ткачева Ольга Ильинична Почтовый адрес образовательного учреждения: 196602 Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Кедринская 10 А Контактный телефон/факс: 8 (812) 451-58-26 8 (812) 451-58-30 E-mail: school@school410.spb.ru Адрес сайта ОУ, где размещен инновационный продукт: www.school410.spb.ru Инновационный статус ОУ: Школа – лаборатория инноваций. На межрегиональном уровне, в рамках проекта общественно-профессиональной экспертизы качества инновационной деятельности ОУ, в сентябре 2013 года лицею был присвоен статус «Школа – лаборатория инноваций» (Проект реализован издательством «Эффектико-пресс», редакцией журнала «Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования»), http://www.effektiko.ru/laboratoriya/diplom.html 2. Описание результатов реализации инновационной образовательной программы. Общие положения Ведущей идеей при создании Инновационной образовательной программы «Создание системы управления качеством образования в Новой школе» стала идея перехода от управления качеством к качеству управления, постепенной трансформации системы и механизмов управления Лицеем №410 (далее - лицей), что, по нашему мнению, способствует непрерывному и устойчивому развитию образовательного учреждения. В рамках реализации данной программы была разработана внутришкольная модель управления качеством образования в лицее, представленная на рисунке 1. Рис.1 Модель управления качеством образования Данная модель была разработана на основе Модели всеобщего управления качеством TQM (Total Quality Management), адаптированной к условиям нашего образовательного учреждения. Управление качеством образования мы определяем как комплексный, целенаправленный, скоординированный процесс воздействия как на него в целом, так и на основные элементы с целью достижения наибольшего соответствия состояния и результатов образовательной системы необходимым требованиям, нормам, стандартам и ожиданиям. В силу этого управление качеством образования мы считаем активным способом воздействия на качество. Основным системообразующим звеном в данной модели выступает координационно-методический совет. Это государственно-общественный орган, направленный на инновационное развитие ОУ, в состав которого входит директор, заместители директора, учителя-предметники, методисты, родители, представители науки. Остальные подразделения, входящие в систему управления качеством образования в лицее, создаются как за счет штатного расписания, так и на общественной основе. На сегодняшний день функции между подразделениями распределены следующим образом:
Данная модель, по нашему мнению, позволяет воплощать в деятельности лицея основную идею проекта - организацию системы управления качеством образования через распределение функций и делегирование полномочий различным структурам образовательного учреждения в вопросах обеспечения и совершенствования качества образовательной деятельности. Разработка и апробация данной модели позволила:
В качестве продукта инновационной деятельности коллектив лицея предлагает следующий пакет материалов, обеспечивающий возможность использования разработанной нами модели внутришкольноо управления качеством образования с учетом адаптации к условиям конкретного общеобразовательного учреждения:
На наш взгляд, актуальность представленных материалов определяется тем, что уже на первом этапе реализации Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (2013-2015 г.г.) планируется завершить «реализацию Федеральной целевой программы развития образования, результатом которой станет внедрение новых моделей управления и оценки качества образования». Кроме того, в Государственной программе развития образования подчеркивается, что в рамках ее реализации «особое внимание будет уделено вопросам повышения качества управления образовательными организациями. Именно уровень управления организацией становится самым критичным для успехов, планируемых на первом и последующих этапах преобразований…». Создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия, в том числе, и за счет изменения инфраструктуры общеобразовательных учреждений является одной из основных задач, на решение которой направлена реализация программы "Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2013-2020 годы". Таким образом, разработанная нами модель и методические рекомендации могут быть использованы при стратегическом планировании, организации работы по управлению и оценке качества образования не только в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга, но и других регионов Российской Федерации. Как показал проведенный нами анализ деятельности общеобразовательных учреждений нашего города, несмотря на то, что во многих учреждениях есть большинство структурных элементов предлагаемой нами модели, описания моделей и систем управления качеством образования в полном объеме не представлено. Поэтому описание алгоритма реализации системного подхода в управлении качеством образования на основе предлагаемой модели, пакет диагностических методик, комплект Положений, включенных в Методические рекомендации, на наш взгляд, представляют практическую значимость реализации данной инновационной программы. Новизна инновационного продукта определяется тем, что представленная модель внутришкольного управления качеством образования базируется на современных принципах менеджмента качества, сформулированных в международных стандартах ИСО, которые дают апробированный набор принципиальных положений для внедрения современных методов управления. Реализация данных положений, адаптированных к условиям современной российской школы, осуществляется в ходе деятельности отдельных структур (модулей системы управления качеством образования), созданных в образовательном учреждении и ведущих работу по обеспечению следующих компонентов управления качеством образования: исследования, прогнозирования, мотивации, планирования, организации, контроля, анализа и коррекции. Реализация данной инновационной программы позволит образовательному учреждению достичь следующих эффектов:
- за счет распределения функций и делегирования полномочий различным структурам образовательного учреждения в вопросах обеспечения и совершенствования качества образовательной деятельности ОУ; - за счет создания единой системы диагностики и контроля качества образования, позволяющей принимать управленческие решения, основываясь на фактах; - за счет совершенствования системы оценки эффективности управления качеством образования в ОУ. 2. Повышение открытости образовательного учреждения: - за счет реализации принципов государственно-общественного управления образованием, активного включения органов самоуправления лицея в управление качеством образования; - за счет создания сетевой организации управления качеством образования на основе принципов взаимодействия, социального партнерства, адресности информационных потоков. 3. Повышение качества образования в целом, в том числе: - за счет выявления и учета факторов, влияющих на качество образования; - за счет создания в лицее инновационной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение образовательных потребностей личности, общества и государства. Для реализации предлагаемой модели управления качеством образования необходимо:
Эффективность и результативность системы управления качеством образования оценивается по результатам ежегодных мониторингов, проводимых один раз в полгода. Система оценки включает в себя как внешнюю оценку, аудит, так и внутреннюю оценку деятельности лицея. Система мониторинговых исследований разрабатывается и внедряется Службой мониторинга и маркетинга. Обеспечить распространение опыта реализации инновационной программы позволило:
3.Деятельность лицея по реализации инновационной программы Проведенный нами анализ результатов реализации инновационной программы показал, что поставленная цель была достигнута в полной мере. Разработана и апробирована внутришкольная модель управления качеством образования, позволяющая успешно решать следующие задачи:
Кроме планируемых результатов в рамках реализации данной программы:
Выводы о результативности реализации программы делались на основании статистических данных, полученных в ходе проведения диагностик и анкетирования всех участников образовательного процесса и участников научно-практических семинаров, экспресс-опросов, анализ содержания отчетов о реализации программы методических продуктов, обеспечивающих решение задач проекта. Результаты, подтверждающие достижение данных показателей, представлены в Приложении 2. Успешная реализация инновационной программы была невозможна без создания специальных условий и привлечения дополнительных ресурсов, в первую очередь, на обеспечение создания лицейского информационного пространства с целью внедрения единой системы диагностики и контроля качества образования в лицее. Поэтому в 2012 году было приобретено за счет субсидии на финансовое обеспечение государственного задания по целевой статье 436086 «Расходы на внедрение инновационных образовательных программ в образовательных учреждениях» в сумме 2 000 000,00 (два миллиона) рублей:
Выделено то оборудование, которое было приобретено за счет экономии основных средств. Основным результатом реализации данной инновационной программы стало повышение эффективности управления качеством образования в лицее, что подтверждают результаты мониторинга, проведенного на основе методики «Оценки уровня эффективности управления качеством образования», приведенной полностью в Пакете диагностик (Рис.2). ЭТАПЫ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Рис.2. Эффективность полученного результата Таким образом, по нашему мнению, в рамках реализации проекта «Создание системы управления качеством образования в Новой школе» была проведена большая работа по повышению эффективности образовательного процесса в целом, что подтверждается положительной динамикой развития лицея. |
Отчет новосибирского государственного технического университета (наименование... Аналитическая справка о работе, выполненной в рамках реализации инновационной образовательной программы 3 |
С. А. Степанова. Ю. Щербаков терминологический словарь в области... Настоящий терминологический словарь подготовлен в рамках Федеральной программы развития образования на 2005 год по проекту «Научно-методическое... |
||
Итоговый отчет управления образования администрации Ирбейского района... Основные направления развития системы образования района в 2015 году определялись государственной политикой в области образования,... |
Итоговый отчет о результатах деятельности Управления Федерального... Итоговый отчет о результатах деятельности Управления Федерального казначейства по Кемеровской области за 2017 год |
||
Отчет по проекту №38: Разработка рекомендаций по реализации Болонского... Программы: Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования |
Система условий реализации основной образовательной программы Гимназия на 100% укомплектована педагогическими, руководящими кадрами и иными работниками, имеющими необходимую квалификацию для... |
||
Введение 2 Объективная необходимость управления качеством продукции в современных условиях, системы управления качеством 5 |
Пояснительная записка 4 Цели и задачи реализации основной образовательной... Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются |
||
Итоговый отчет управления системой образования администрации Волоколамского... Вводная часть. Социально-экономическая характеристика Волоколамского муниципального района |
О реализации основной профессиональной образовательной программы... Наименование учебных кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений для реализации образовательной программы |
||
Пояснительная записка 1 Цели и задачи реализации образовательной... Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования (личностные, метапредметные,... |
Основной образовательной программы основного общего образования гбоу... Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования гбоу сош пос. Коммунарский являются |
||
Пояснительная записка Цель и задачи реализации Адаптированной Образовательной... Другие значимые для разработки и реализации Адаптированной Образовательной Программы характеристики |
Пояснительная записка 1 Цели и задачи реализации основной образовательной... Целевой раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования |
||
Пояснительная записка 3 1 Цели и задачи реализации основной образовательной... Целевой раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования 3 |
Пояснительная записка 6 1 Цели и задачи реализации основной образовательной... Целевой раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования 6 |
Поиск |