Скачать 488.74 Kb.
|
Утверждены МЧС России 24 декабря 2002 года МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ В РАЙОНАХ РАЗМЕЩЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ В "Методических рекомендациях по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения" (далее - Методические рекомендации) изложены: назначение, организация и порядок задействования локальных систем оповещения; организационно-техническое построение локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов; организация и основные этапы создания локальных систем оповещения; организация эксплуатационно-технического обслуживания технических средств локальных систем оповещения; основные тактико-технические характеристики комплекса технических средств оповещения П-166, а также образцы оформления типового технического задания на создание локальной системы оповещения и паспорта локальной системы оповещения потенциально опасного объекта. Методические рекомендации предназначены для руководителей структурных подразделений центрального аппарата МЧС России; органов управления по делам ГОЧС всех уровней; руководителей министерств, ведомств и организаций всех форм собственности Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты; для начальников гражданской обороны потенциально опасных объектов; руководителей и сотрудников проектных организаций и организаций связи при разработке технических заданий на проектирование, строительство (реконструкцию) и эксплуатацию локальных систем оповещения в районах размещения ядерно-, радиационно и химически опасных предприятий и гидросооружений. Методические рекомендации также могут быть рекомендованы для преподавателей, слушателей и курсантов учебных заведений и сотрудников научно-исследовательских учреждений МЧС России. ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ АПУ - автоматизированный пульт управления АТС - автоматическая телефонная станция АХОВ - аварийно химически опасное вещество АЭС - атомная электростанция БИК - блок индивидуальных комплектов БКС - блок коммутации сообщений БОТ - блок оповещения универсальный БПР - блок переключения радиотрансляционного узла ВАУ - выходное акустическое устройство ГЗПУ - городской запасный пункт управления ГО - гражданская оборона ГУПВ - городской узел проводного вещания ГЭС - гидроэлектростанция ЗЗПУ - загородный запасный пункт управления ЗИП - запасные части, инструмент и принадлежности ИВЭП - источник вторичного электропитания КТС - комплекс технических средств ЛСО - локальная система оповещения НГО - начальник гражданской обороны ОД - оперативный дежурный ОУ - орган управления (по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям) ОУС - объектовый узел связи ПЭВМ - персональная электронно-вычислительная машина РТУ - радиотрансляционный узел РЭ - руководство по эксплуатации СДЯВ - сильнодействующее ядовитое вещество ТАСЦО - территориальная автоматизированная система централизованного оповещения ТЭЗ - типовой элемент замены ТЧ - тональная частота УПВ - узел проводного вещания УС - узел связи ХОО - химически опасный объект ЦЩРК - центральный щит радиационного контроля ЦЩУ - центральный щит управления ЧС - чрезвычайная ситуация УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ (не приводятся) 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КонсультантПлюс: примечание. О системах оповещения населения см. также Приказ МЧС РФ N 422, Мининформсвязи РФ N 90, Минкультуры РФ N 376 от 25.07.2006. 1.1. Настоящие "Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения" разработаны в целях реализации Федерального закона "О гражданской обороне" от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ с учетом требований Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, Постановлений Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени" от 1 марта 1993 г. N 177, "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" от 1 марта 1993 г. N 178 и совместного Приказа МЧС России, Минсвязи России и ВГТРК "Об утверждении Положения о системах оповещения гражданской обороны" от 7 декабря 1998 г. N 701/212/803. 1.2. В Методических рекомендациях определены: назначение, порядок задействования, организационно-техническое построение, этапы работ по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения на базе комплекса технических средств оповещения (КТСО) П-166 и порядок эксплуатационно-технического обслуживания технических средств локальных систем оповещения (ЛСО). 1.3. Методические рекомендации предназначены для использования: министерствами, ведомствами и организациями, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты; органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления (далее - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям); начальниками гражданской обороны потенциально опасных объектов; проектными организациями и организациями связи при разработке технических заданий на проектирование, строительстве (реконструкции) и эксплуатации локальных систем оповещения в районах размещения ядерно-, радиационно и химически опасных предприятий и гидросооружений. 1.4. За создание (реконструкцию) и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению локальных систем оповещения несут персональную ответственность руководители потенциально опасных объектов, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны. 1.5. Создание локальной системы оповещения - составная часть комплекса мероприятий гражданской обороны, проводимых с целью защиты персонала каждого потенциально опасного объекта, а также проживающего в районе его размещения населения. 1.6. Локальная система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение дежурной службы потенциально опасного объекта, технических средств оповещения, сетей вещания и линий связи. 1.7. При разработке Методических рекомендаций учтены требования действующих нормативных документов, регламентирующих вопросы организации оповещения населения Российской Федерации. 2. НАЗНАЧЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ЗАДЕЙСТВОВАНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ 2.1. Назначение локальных систем оповещения Локальные системы оповещения предназначены для обеспечения доведения сигналов и информации оповещения до: руководителей и персонала объектов; объектовых сил и служб гражданской обороны; руководителей (дежурных служб) объектов (организаций), расположенных в зоне действия соответствующей локальной системы оповещения; оперативных дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города, городского района; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения. При авариях (катастрофах), прогнозируемые последствия которых не выходят за границы потенциально опасного объекта, оповещаются: руководители и персонал объекта; объектовые силы и службы гражданской обороны; оперативные дежурные службы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС) субъекта Российской Федерации, города, городского района. При авариях, прогнозируемые последствия которых выходят за границы потенциально опасного объекта, дополнительно оповещаются: персонал (руководители, дежурные службы) объектов (организаций), расположенных в зоне действия локальной системы оповещения; население, проживающее в зоне действия локальной системы оповещения. 2.2. Организация локальных систем оповещения 2.2.1. Схемы организации локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов: атомных электростанций (АЭС), химически опасных объектов (ХОО) и гидроэлектростанций (ГЭС) приведены на рис. 2.1, 2.2 и 2.3 (здесь и далее рисунки не приводятся). 2.2.2. Дежурный диспетчер (начальник смены) потенциально опасного объекта отвечает за своевременное задействование локальной системы оповещения, а также информирование оперативных дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города или городского района о факте аварии и складывающейся обстановке. 2.2.3. Оперативные дежурные службы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города или городского района отвечают за своевременное задействование территориальных и местных систем оповещения населения, проживающего в зонах возможного радиоактивного и химического заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, в том числе в части дублирования оповещения населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения. 2.2.4. Управление локальной системой оповещения на потенциально опасном объекте осуществляется с пультов, расположенных на основном и запасном пунктах управления (ЗПУ) потенциально опасного объекта. 2.2.5. Рабочее место дежурного диспетчера (начальника смены) потенциально опасного объекта оборудуется техническими средствами, обеспечивающими: управление локальной системой оповещения; прямую телефонную и, при необходимости, радиосвязь с оперативными дежурными органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города или городского района; прямую проводную и радиосвязь дежурного диспетчера с оперативным персоналом систем аварийной сигнализации и контроля, а также с дежурными сменами аварийно-спасательных служб потенциально опасного объекта; прием сообщений, передаваемых по территориальной системе централизованного оповещения; контроль прохождения сигналов и информации, передаваемых по локальной системе оповещения; телефонную связь общего пользования. 2.2.6. Технические средства локальных систем оповещения должны находиться в режиме постоянной готовности к передаче сигналов и информации оповещения и обеспечивать автоматизированное включение оконечных средств оповещения по сигналам территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения и от дежурного диспетчера (начальника смены) потенциально опасного объекта. 2.2.7. При создании локальных систем оповещения необходимо предусматривать их организационное, техническое и программное сопряжение с территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения субъекта Российской Федерации, системами аварийной сигнализации и контроля потенциально опасного объекта. 2.2.8. Зоны действия локальных систем оповещения определяются в соответствии с действующими нормативными документами и с учетом особенностей построения сетей связи и вещания в районе размещения потенциально опасного объекта: в районах размещения ядерно- и радиационно опасных объектов - в радиусе 5 км вокруг каждого из объектов (включая поселок у объекта); в районах размещения химически опасных объектов - в радиусе до 2,5 км вокруг каждого из объектов; в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) - на расстоянии до 6 км от каждого объекта. 2.3. Порядок задействования локальной системы оповещения 2.3.1. Решение на задействование локальной системы оповещения принимает руководитель потенциально опасного объекта или лицо, его замещающее. В исключительных случаях, не терпящих отлагательства, решение о задействовании локальной системы оповещения может быть принято дежурным диспетчером (начальником смены станции) потенциально опасного объекта. 2.3.2. При задействовании локальных систем оповещения должен соблюдаться следующий порядок: подается сигнал "Внимание всем!" путем дистанционного включения электросирен; передается команда дистанционного включения электропитания усилителей проводного вещания и переключения их на передачу информации оповещения; с микрофона или ПЭВМ осуществляется многократная (2 - 3 раза) передача речевой информации оповещения; длительность передачи речевой информации оповещения не должна превышать 5 минут. 2.3.3. О всех случаях (санкционированных и несанкционированных) задействования локальной системы оповещения сообщается в орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта РФ (города, городского района). 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ В РАЙОНАХ РАЗМЕЩЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ 3.1. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения атомной электростанции (АЭС) Типовой вариант организационно-технического построения локальной системы оповещения в районе размещения АЭС приведен на рисунке 3.1. 3.1.1. В помещении центрального щита управления (ЦЩУ) и на запасных пунктах управления (ЗПУ) противоаварийными действиями, как правило, устанавливаются: автоматизированный пульт управления (П-166 АПУ) - для управления локальной системой оповещения, приема сигналов и речевой информации оповещения, передаваемой по территориальной автоматизированной системе централизованного оповещения (ТАСЦО), а также для передачи информации об аварии в орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации и на ЗПУ начальника гражданской обороны субъекта Российской Федерации; абонентское устройство (громкоговоритель) - для контроля речевой информации, передаваемой по локальной системе оповещения; средства прямой телефонной связи и радиосвязи с дежурным центрального щита радиационного контроля (ЦЩРК) и оперативным дежурным органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города (городского района). 3.1.2. На узле связи атомной станции и на узле электросвязи пристанционного поселка (города) устанавливаются: блок коммутации сообщений (П-166 БКС) - для коммутации команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, на комплекты аппаратуры оповещения, установленные на узлах связи атомных станций и пристанционных поселков (городов); блок оповещения универсальный (П-166 БОУ) - для приема команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, и для передачи их на блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР), блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК), а также для дистанционного управления электросиренами; блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР) - для обеспечения дистанционного включения электропитания и переключения радиотрансляционных усилителей на передачу речевой информации; блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК) - для циркулярного оповещения руководства и дежурных смен аварийных служб атомной станции по телефонам. 3.1.3. На узле электросвязи райцентра устанавливается блок коммутации сообщений (П-166 БКС) - для коммутации команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, на комплекты аппаратуры оповещения местной системы оповещения. 3.1.4. В населенных пунктах, расположенных в границах локальной системы оповещения, как правило, устанавливается блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР) - для обеспечения дистанционного управления радиотрансляционным усилителем или выходным акустическим устройством (П-166 ВАУ). |
Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально... В "Методических рекомендациях по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения" (далее... |
Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально... Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей.... |
||
«Создание системы мониторинга потенциально опасных объектов железнодорожного... Ью проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательской работы по... |
Методические рекомендации по антитеррористической защищенности объектов... Методические рекомендации предназначены для использования в практической деятельности руководителями объектов жизнеобеспечения при... |
||
Методические рекомендации «Порядок разработки и согласования планов... Методические рекомендации предназначены для использования в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,... |
Методические рекомендации по реализации требований федерального законодательства... На решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций всех уровней, при реализации... |
||
Методические рекомендации по техническому освидетельствованию трубопроводов... Разработаны Закрытым акционерным обществом "Роскоммунэнерго" (Хиж Э. Б., Скольник Г. М., Толмасов А. С.) при участии Российской ассоциации... |
Методические рекомендации по созданию пунктов выдачи средств индивидуальной... Мчс россии от 23 декабря 2005 г. N 999 «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований». Предназначены... |
||
Магистральные газопроводы Ситуационный подход к управлению безопасностью потенциально опасных производственных объектов |
Открытое Акционерное Общество «Концерн «Радиотехнические и Информационные... «разработка концепции создания автоматизированной системы межведомственного взаимодействия для мониторинга потенциально опасных объектов... |
||
Автоматизированная система межведомственного взаимодействия для мониторинга... Руководитель Департамента корпоративного управления и новой экономики Минэкономразвития России |
Техническое задание на выполнение проектных работ по модернизации... На выполнение проектных работ по модернизации систем оповещения в рамках выполнения опытно-конструкторской работы по созданию опытного... |
||
Примерный алгоритм проведения технического обслуживания автоматических... Настоящие рекомендации разработаны в целях организации единого подхода по техническому обслуживанию и техническому содержанию автоматических... |
Затраты на оформление лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных... Договор на обслуживание профессиональной аварийно-спасательной службой потенциально опасного объекта на случай локализации и ликвидации... |
||
Методические рекомендации по созданию школьных электронных библиотек... По некоторым прогнозам уже к 2020 году будут оцифрованы все накопленные в мире библиотечные, архивные, музейные фонды |
Методические рекомендации по проведению обследований подконтрольных... Внесено изменение №1 (рди 15-483(217)-02), утвержденное Постановлением Госгортехнадзора России от 20 июня №29 |
Поиск |