Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Усть-Волчихинская средняя школа» Волчихинского района Алтайского края
Принято на Педагогическом совете
Протокол № 15 от 22.06.2016
Согласовано с Управляющим советом
Председатель________Пупкова О.В.
Протокол №17 от 24.06.2016
|
Утверждаю:
Директор
МКОУ «Усть-Волчихинская СШ»
_____________ Старова Л.А.
Приказ № 56/3 от 24.06.2016
|
Основная образовательная программа
основного общего образования
(для учащихся по ФкГОС)
МКОУ «Усть-Волчихинская СШ»
Волчихинского района Алтайского края
Составители:
Старова Л.А. директор школы
Швемлер Л.И. заместитель директора по учебно-воспитательной работы
Сафронова Т.В. ответственная за воспитательную работу, психолог
Соколинская А.А. учитель начальных классов
Пронин Е.В. учитель информатики и ИКТ
с.Усть-Волчиха
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка ...................................................................................................2
2. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по предметам…4
2.1. Русский язык ................................................................................................................ 4
2.2. Литература ....................................................................................................................5
2.3. Иностранный язык ...................................................................................................... 6
2.4. Математика................................................................................................................... 7
2.5. Информатика и ИКТ ................................................................................................. 10
2.6. История........................................................................................................................ 11
2.7. Обществознание (включая экономику и право)...................................................... 12
2.8. Природоведение ........................................................................................................ 13
2.9. География ................................................................................................................... 14
2.10. Биология ................................................................................................................... 15
2.11.Физика ....................................................................................................................... 16
2.12. Химия ....................................................................................................................... 17
2.13. Искусство (Музыка, Изобразительное искусство) ………………….……..……18
2.14. Технология ............................................................................................................... 19
2.15. Основы безопасности жизнедеятельности............................................................ 24
2.16. Физическая культура............................................................................................... 24
3. Формы аттестации (текущая, промежуточная, итоговая) ........................................ 25
4. Содержание учебных предметов, курсов…………………………………………... 27
4.1. Русский язык .............................................................................................................. 27
4.2. Литература ................................................................................................................. 35
4.3. Иностранный язык .................................................................................................... 53
4.4. Математика ................................................................................................................ 61
4.5. Информатика и ИКТ ................................................................................................. 65
4.6. История........................................................................................................................ 71
4.7. Обществознание (включая экономику и право) ..................................................... 85
4.8. Природоведение ........................................................................................................ 90
4.9. География ................................................................................................................... 92
4.10. Биология ..................................................................................................................101
4.11. Физика .....................................................................................................................108
4.12. Химия.......................................................................................................................113
4.13. Искусство (Музыка и Изобразительное искусство) ………………………..…..117
4.14. Технология ……………………………………………………………………..…124
4.15. Основы безопасности жизнедеятельности...........................................................177
4.16. Физическая культура.............................................................................................180
5.Учебный план основного общего образования, календарный учебный график …183
6. Основные требования к обеспечению образовательного процесса .......................186
6.1 Кадровое обеспечение…………………...................................................................186
6.2. Материально-техническое обеспечение ………………... ………………………192
6.3. Учебно-методическое обеспечение ……………….. …………………..……….204
6.4. Информационно-методическое обеспечение …………………………...…….…217
7. Рабочие программы по предметам……………………………………………...…..218
8. Программа коррекционной работы…………………………………………………218
9. Программа воспитания и социализации ………………….…………………….….231
Приложения
Учебный план основного общего образования
Кадровое обеспечение
Материально-техническое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение
Рабочие программы учебных предметов, курсов
1. Пояснительная записка
Образовательная программа предназначена для определения перспективных направлений деятельности школы в связи с имеющимся социальным заказом и прогнозом его изменений.
Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:
обеспечение выполнения требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования
достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных
задач:
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФкГОС ООО);
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования;
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
выявление и развитие способностей обучающихся;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Для повышения качества общеобразовательной подготовки учащихся необходимо: уменьшить долю репродуктивности в процессе усвоения знаний, расширить сферу продуктивного, самостоятельного творческого труда учащихся, развивая их общеучебные умения и навыки, теоретическое мышление; перестроить учебную программу и методики, ориентируясь на принципы гуманизации и гуманитаризации, дифференциации и индивидуализации обучения.
В школе осуществляется обучение, при котором во главу угла ставится самоценность каждого участника образовательного процесса. Поэтому деятельность школы основывается на таких ценностях, как:
- доверие и уважения друг к другу учащихся, педагогов родителей и партнёров школы; психологический комфорт для всех участников образовательного процесса;
-свобода творчества учащихся и учителей;
-сотрудничество педагогического и ученического коллективов;
-преемственность формирования педагогического коллектива из числа выпускников школы.
Подобная философия школы предполагает включение личного опыта ребёнка в образовательный процесс, изменение ориентации педагога с позиции информатора, контролёра на позицию координатора.
Сущность подхода к школьнику в нашей школе заключается в:
- признании его уникальности и неповторимости;
- уважении его достоинства;
- принятии его целей, запросов, интересов;
- создание условий для его максимального развития.
Поэтому
миссия школы – создать образовательную среду, способствующую максимальной самореализации каждого школьника вне зависимости от его психофизиологических особенностей и учебных возможностей.
Сущность подхода к деятельности учителя в нашей школе заключается в том, что каждому педагогу предоставляется право на творчество, то есть на определение собственного педагогического почерка, на свободу выбора педагогических технологий, на участие в управлении образовательным учреждением.
В основе
концепции развития нашей школы лежит идея создания целостной открытой социально-педагогической системы образования, которая обеспечивает самовыражение, самореализацию, самоопределение личности и ученика, и учителя. Эффективный образовательный процесс возможен только при комфортном сосуществовании педагогов и учащихся. А максимальный эффект достижим при взаимодействии трёх составляющих – семьи, ребёнка и педагога.
При этом школа строится на реализации следующих
идей:
- идеи развития личности ученика, педагога, других участников образовательного процесса, школы в целом;
- идеи красоты (формирование эстетически-ценностной ориентации личности);
- идеи творчества, при котором творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий её вхождение в мир культуры и формирование способа существования в современном мире;
- идеи сотрудничества, основанной на гуманных отношениях детей и взрослых;
- идеи открытости, при которой школа становится открытой для широких социальных связей.
Учитель организует работу учащихся в нашей школе, исходя из следующих гуманистических
принципов:
- у каждого ребёнка – свои индивидуальные возможности в учебной деятельности;
- ребёнок успешен в учении, когда ему комфортно;
- ребёнок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют;
- ребёнок успешен в учении, когда учитель является свободной личностью;
- ребёнок успешен в учении, когда его родители активно участвуют в его школьной жизни;
- учитель воздерживается от оценок личности ребёнка.
При построении модели «Школа – социокультурный центр» теоретическими основаниями явились работы Е.А.Ямбурга, раскрывающие систему адаптивной школы, где данный тип образовательного учреждения « стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к воспитанникам с их индивидуальными особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды». Как и адаптивная школа «Школа – социокультурный центр» предполагает смешанный контингент учащихся, где учатся одарённые и обычные дети, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Главным итогом деятельности такой школы является социально-педагогическое обеспечение адаптации учащихся. Исходной посылкой является положение: «Можно и нужно учить всех детей без исключения, вне зависимости от их способностей и склонностей, индивидуальных различий». В этом заключается одновременно гуманизм и демократизм «Школы – социокультурного центра», если в эти понятия вкладывать профессиональный педагогический смысл.
Приоритеты школы:
Создание эффективного развивающегося образовательного пространства для всех учащихся.
Реализация комплексного подхода к обучению, воспитанию и развитию через обновление содержания образования.
Обеспечение непрерывности в учебно-воспитательном процессе школы.
2. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по предметам
2.1. Русский язык
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицисти-ческого, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
Аудирование и чтение
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
Говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произноси-тельные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно исполь-зовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
2.2. Литература
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
-
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
В образовательных учреждениях с родным (нерусским) язы-ком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:
сопоставлять тематически близкие произведения русской и родной литературы, произведения, раскрывающие сходные проблемы, а также произведения, близкие по жанру; раскрывать в них национально обусловленные различия;
самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста;
создавать устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями русской и родной литературы, писать изложения с элементами сочинения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
2.3. Иностранный язык
В результате изучения иностранного языка ученик должен
знать/понимать
основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка; интонацию различных коммуникативных типов предложения;
признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;
роль владения иностранными языками в современном мире; особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
уметь
говорение
начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, своей стране и стране изучаемого языка;
делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения;
аудирование
понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле/радио передач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять значимую информацию;
понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные;
использовать переспрос, просьбу повторить;
чтение
ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку;
читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
письменная речь
заполнять анкеты и формуляры;
писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
социальной адаптации; достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления в доступных пределах межличностных и межкультурных контактов;
создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного языка и изучаемого иностранного языка в этом мире;
приобщения к ценностям мировой культуры через иноязычные источники информации (в том числе мультимедийные), через участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах;
ознакомления представителей других стран с культурой своего народа; осознания себя гражданином своей страны и мира.