Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений мсэ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи Часть I


Скачать 0.7 Mb.
Название Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений мсэ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи Часть I
страница 1/5
Тип Методическое пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методическое пособие
  1   2   3   4   5
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Фонд содействия научным исследованиям проблем инвалидности

Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи

Часть II

Сборник нормативных правовых актов и справочных документов


Москва

2015

Раздел 17. Обеспечение доступности для инвалидов услуг в сфере спорта и туризма

Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ

«О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
( И з в л е ч е н и я )
Статья 31. Адаптивная физическая культура, физическая реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Спорт инвалидов
1. Физическая реабилитация и социальная адаптация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта осуществляются в реабилитационных центрах, физкультурно-спортивных клубах инвалидов, физкультурно-спортивных организациях.

2. Адаптивная физическая культура является частью физической культуры, использующей комплекс эффективных средств физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

3. Спорт инвалидов (адаптивный спорт) направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

4. Развитие спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья основывается на принципах приоритетности, массового распространения и доступности занятий спортом.

5. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в соответствующих образовательных организациях, организуются занятия с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья таких обучающихся.

6. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления совместно с общественными объединениями инвалидов способствуют интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физической культуры, физического воспитания и спорта посредством физкультурно-спортивных организаций.

7. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные объединения инвалидов, организуют проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, создают детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки. Образовательные организации вправе создавать филиалы, отделения, структурные подразделения по адаптивному спорту.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации»
(см. Раздел 15. Обеспечение доступности для инвалидов общего образования)

Правила обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 353.
( И з в л е ч е н и я )
6. Инфраструктура мест проведения соревнований включает в себя следующие объекты, предназначенные для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований:

г) парковочные места для размещения транспортных средств, в том числе автомобилей и специальной техники оперативных служб, а также транспортных средств инвалидов и маломобильных групп населения;

17. Собственник (пользователь) объекта спорта обязан:

д) обеспечивать во время подготовки и проведения соревнований беспрепятственный въезд в место проведения соревнований и бесплатную стоянку транспортных средств, в том числе автомобилей и специальной техники оперативных служб, а также транспортных средств инвалидов и маломобильных групп населения;

Рекомендации по использованию спортивной инфраструктуры, утвержденные Приказом Министерства спорта и туризма Российской Федерации от 14.09.2010 № 977
( И з в л е ч е н и я )
6. Обеспечение доступной среды для инвалидов

и других маломобильных групп населения во вновь возводимых

(реконструируемых) объектах спорта
При создании или реконструкции объектов спорта должно быть предусмотрено:

6.1. Комплекс мероприятий (планировочные решения, технические решения, специальные материалы, устройства и оборудование) для обеспечения доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения;

6.2. Обеспечение равнодоступности при оказании физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения;

6.3. Объекты спорта должны соответствовать нормативно-правовым нормам, регламентирующим доступность сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,

утвержденный Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008.
( И з в л е ч е н и я )
1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (далее - Порядок) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.

3. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:

подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.
(о создании для инвалидов специальных условий при обучении см. извлечения из этого документа в Разделе 15. Обеспечение доступности для инвалидов общего образования)

Методические рекомендации, выполнение которых обеспечивает доступ спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей к спортивным мероприятиям, с учетом особых потребностей инвалидов,

утвержденные Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 09.07.2014 № 578
I. Общие положения
Методические рекомендации разработаны согласно пункту 15 Сведений о нормативно-правовых актах, направленных на достижение цели и (или) ожидаемых результатов государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы, являющихся приложением № 4 к государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 297 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 17, ст. 2060).

Методические рекомендации, выполнение которых обеспечивает доступ спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей к спортивным мероприятиям, с учетом особых потребностей инвалидов (далее - Методические рекомендации) содержат основные направления и методы обеспечения доступа спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей к спортивным занятиям и мероприятиям, с учетом особых потребностей инвалидов.

Для целей настоящих Методических рекомендаций используются следующие основные понятия:

1) волонтеры - граждане Российской Федерации и иностранные граждане, участвующие на основании гражданско-правовых договоров в организации и (или) проведении физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий без предоставления указанным гражданам денежного вознаграждения за осуществляемую ими деятельность 1;

2) объекты спорта - объекты недвижимого имущества или комплексы недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения2;

3) спортивное сооружение - инженерно-строительный объект, созданный для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий и имеющий пространственно-территориальные границы3;

4) спортивное соревнование - состязание среди спортсменов или команд спортсменов по различным видам спорта (спортивным дисциплинам) в целях выявления лучшего участника состязания, проводимое по утвержденному его организатором положению (регламенту)4;

5) спортивные мероприятия - спортивные соревнования, а также тренировочные мероприятия, включающие в себя теоретическую и организационную части, и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием спортсменов5.
II. Обеспечение общей доступности объектов спорта

для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей,

с учетом их особых потребностей
В целях создания доступной среды для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей на объектах спорта при проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий рекомендуется обеспечить:

- общую доступность объектов спорта для всех категорий инвалидов;

- соответствующие условия для занятий физической культурой и спортом спортсменов-инвалидов;

- оснащение объектов спорта специальным спортивным инвентарем и оборудованием;

- доступность зоны размещения зрителей.

Проектирование доступных для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей объектов спорта, обеспечивающих процесс социальной интеграции спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей, рекомендуется рассматривать как непрерывный процесс - начиная от разработки первоначальной концепции, задания на проектирование, генерального плана участка и заканчивая этапом разработки рабочей документации. Кроме того, вопросы обеспечения доступности рекомендуется контролировать во время строительства, а также в процессе управления и обслуживания сооружения после его ввода в эксплуатацию.

Основные функциональные зоны и пространства объекта спорта:

1) Парковка, зона посадки/высадки из транспорта.

Спортсмены-инвалиды и инвалиды из числа зрителей прибывают в объекты спорта различными способами - на автомобиле, микроавтобусе, такси, кресле-коляске, велосипеде, пешком, а также на общественном транспорте.

Очень важно, чтобы вход/въезд с проезжей части был четко обозначен, хорошо освещен и имел указатели направления движения до:

- парковки, в особенности специальных парковочных мест;

- места высадки;

- главного входа в спортивное сооружение.

Учитывая, что многие спортсмены-инвалиды и инвалиды из числа зрителей прибывают на объекты спорта на автомобилях, важно предоставить подходящую парковку с незатрудненным доступом от парковки до входа.

В связи с этим рекомендуется:

- предусмотреть специальные места для транспорта спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей;

- разместить специальные парковочные места рядом друг с другом и обозначить их местонахождение указателем, расположенным рядом с главным входом в здание;

- обозначить специальные парковочные места наземной разметкой с обозначением, как на поверхности парковки, так и с помощью вертикального знака. Рекомендуется предусмотреть указатели расположения специальных парковочных мест при въезде с проезжей части;

- создать систему управления/наблюдения, чтобы выделенные специальные парковочные места использовались только спортсменами-инвалидами и инвалидами из числа зрителей;

- расположить специальные парковочные места как можно ближе к входу в сооружение. Если пешеходный путь от специальных парковочных мест до входа является открытым, то рекомендуемое расстояние до входа - не более 50 м; его можно увеличить максимум до 100 м, если пешеходный путь имеет укрытие от неблагоприятных погодных условий;

- обеспечить гладкую и ровную поверхность специальных парковочных мест. Не рекомендуется использовать материалы покрытия с несвязанной поверхностью, такие как гравий;

- выход со специальных парковочных мест оборудовать бордюрными пандусами, расположенными в непосредственной близости от них;

- элементы управления шлагбаумом с помощью голоса дублировать альтернативными средствами для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с нарушениями слуха и речи.

Рекомендуется также предусмотреть зону посадки/высадки из транспорта. Место рекомендуется оборудовать укрытием для защиты от неблагоприятных атмосферных условий и расположить в непосредственной близости от главного входа. Рекомендуется обратить внимание на следующие моменты:

- организовать длину пространства зоны посадки/высадки, которая обеспечит загрузку со стороны задней части автотранспортного средства;

- для сооружений меньшего масштаба, в которых устройство места высадки у главного входа может быть непрактичным, рекомендованное расстояние между ближайшим местом высадки и спортивным сооружением - не более 50 м, если пешеходный путь движения к входу не имеет укрытия от неблагоприятных погодных условий.

Для велосипедной парковки рекомендуется создать условия в безопасных местах, вдали от пешеходных дорожек, а также обеспечить защиту велосипедной парковки от неблагоприятных атмосферных условий. На велосипедной парковке рекомендуется организовать места для модифицированных велосипедов и тандемов.

Пешеходные пути движения по участку объекта спорта.

Для того чтобы спортсмены-инвалиды и инвалиды из числа зрителей могли удобно и безопасно передвигаться от места прибытия до входа, рекомендуется уделить большое внимание планировке и деталям дорожек, пандусов, ступенек и поручней. Все маршруты рекомендуется обозначить информационными указателями, в том числе звуковыми и тактильными, для того, чтобы помочь сориентироваться спортсменам-инвалидам и инвалидам из числа зрителей с нарушением зрения.

При планировании и организации пешеходных путей движения рекомендуется обращать внимание на следующее:

- вдоль пути следования рекомендуется обеспечить ориентиры, помогающие найти дорогу;

- для путей следования транспорта и пешеходных дорожек рекомендуется использовать материалы различной фактуры и окраски для их четкого отличия друг от друга;

- на территории, прилегающей к объектам спорта, на которых осуществляется тренировочный процесс и проводятся соревнования и мероприятия, правила которых предусматривают использование специальных спортивных кресел-колясок, маршрут движения от места высадки, автомобильной парковки или входа на территорию объекта спорта к входу рекомендуется организовать и подробно описать таким образом, чтобы предоставить легкий доступ спортсмену-инвалиду и инвалиду из числа зрителей, перемещающемуся на кресле-коляске и толкающему его перед собой;

- элементы благоустройства и малые архитектурные формы, такие как фонари, урны для мусора, вазоны с цветами, скамейки не рекомендуется размещать на пути следования;

- рекомендуемая высота свободного пространства над пешеходными дорожками (под деревьями, навесами, кронштейнами) - не менее 2,1 м;

- во всех местах, где плавное изменение уровня высоты по пути движения происходит больше, чем на высоту, эквивалентную высоте одной ступени, рекомендуется предусмотреть альтернативный способ преодоления перепада высот с помощью ступеней;

- тщательно подбирать материалы дорожных покрытий. Они могут иметь различные звуковые или тактильные характеристики и, при должном использовании этих характеристик, а также цветовой гаммы, помогут определить местоположение по пути следования для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с нарушением зрения;

- там, где пешеходные дорожки пересекаются с велосипедными, рекомендуется предусмотреть предупреждающие и направляющие элементы информирования для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с нарушением зрения. Рекомендуется убедиться, что на пути к точкам перехода отсутствуют помехи или препятствия, представляющие опасность, например, ограждающие решетки;

- тщательно спланированные насаждения помогут спортсменам-инвалидам и инвалидам из числа зрителей с нарушением зрения сориентироваться, используя цветовые и обонятельные характеристики, а в некоторых случаях станут для них ключевыми ориентирами;

- по путям следования, расположенным на ровной поверхности, рекомендуется предусмотреть места для отдыха на расстоянии не более 50 м друг от друга для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Рекомендуется организовать зону выгула для собак-проводников, расположенную в стороне от других служб, при этом обратить внимание на следующие требования:

- обеспечить в зоне выгула легко очищаемое покрытие, проводить регулярную санитарную обработку этой зоны;

- разработать процедуры обслуживания для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с собаками-проводниками;

- освободить зону выгула от мусора, стекла и других опасных предметов;

- предусмотреть возможность уборки зоны выгула силами работников эксплуатационной службы объекта спорта.

Вход в объект спорта рекомендуется четко выделить на фоне фасада. Выделение входа рекомендуется поддерживать с помощью цвета, освещения и указателей.

Кроме этого рекомендуется:

- вход оборудовать ровной площадкой непосредственно перед входной дверью, чтобы сделать вход доступным для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей на креслах-колясках;

- обеспечить универсальную доступность входа для всех;

- расположить входные двери в сочетании с направлением пути подхода;

- в случае если на входе предусмотрена установка рамочных металлоискателей, предусмотреть альтернативный путь движения мимо рамки;

- в случае использования дренажных и грязесборных решеток с продольными отверстиями располагать их таким образом, чтобы отверстия были ориентированы перпендикулярно к ходу движения;

- обеспечить размер входного вестибюля, чтобы спортсмен-инвалид и инвалид из числа зрителей в кресле-коляске мог толкать его перед собой;

- для того чтобы предотвратить проникновение в здание влаги, во входном вестибюле предусмотреть чистящую поверхность/коврик, находящиеся в углублении. Не рекомендуется использовать коврики из кокосового волокна и похожих материалов.

Одним из важных элементов входной группы является зона приема и регистрации спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей. При планировании этой зоны целесообразно учитывать следующие рекомендации:

- обеспечить понятную и логичную планировку зоны приема и регистрации и свести к минимуму необходимость использования информационных знаков и указателей для определения необходимого маршрута движения;

- для обеспечения хорошей видимости стойки регистрации продумать расположение стойки и использовать цвета и освещения, подчеркивающие ее наличие;

- персоналу, работающему за стойкой регистрации, обеспечить хороший обзор входа;

- если установлены турникеты, рекомендуется обеспечить наличие пропускной калитки, чтобы можно было обеспечить доступный вход для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей на креслах-колясках. Калитку рекомендуется оборудовать электроприводом;

- лифт, лестницу и таксофон разместить неподалеку от стойки регистрации и обеспечить хорошую их видимость. Если невозможно разместить эти элементы в пределах прямой видимости, то их местонахождение рекомендуется обозначить указателями;

- организовать акустические условия в зоне регистрации, способствующие ясному пониманию речи, в особенности при общении с персоналом, который находится за стойкой регистрации. Важно в зоне регистрации твердые отражающие поверхности, такие как стекло, акустически сбалансировать с более мягкими звукопоглощающими поверхностями, такими как потолки, ковры и занавески;

- организовать стойку администратора так, чтобы условия размещения и обслуживания спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей были комфортными. Рекомендуется учесть особые потребности спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей, пользующихся креслами-колясками, а также с нарушением слуха или зрения;

- обеспечить визуальное отличие верхней горизонтальной и передней поверхности стойки друг от друга для того, чтобы помочь спортсменам-инвалидам и инвалидам из числа зрителей с нарушением зрения определить положение края стойки;

- экраны и решетки могут помешать эффективной коммуникации между персоналом и спортсменом-инвалидом или инвалидом из числа зрителей, поэтому их рекомендуется использовать только в том случае, если это необходимо в целях обеспечения безопасности;

- предусмотреть наличие индукционных контуров для обеспечения помощи спортсменам-инвалидам и инвалидам из числа зрителей с нарушениями слуха. При этом зону, оборудованную индукционным контуром, рекомендуется визуально обозначить международным символом. Индукционный контур рекомендуется расположить таким образом, чтобы быть доступным в зоне расположения пониженной секции стойки;

- предусмотреть надежное и безопасное место отдыха для собак-проводников, которое может быть расположено рядом с зоной, где находится стойка администратора.

Внутренние пути движения в объектах спорта.

Внутренние пути движения в объектах спорта могут быть горизонтальными и вертикальными.

При организации путей движения в объекте спорта целесообразно учитывать следующие рекомендации:

- использовать визуально отличающийся цвет поверхности пандуса от цвета горизонтальной площадки, чтобы спортсмены-инвалиды и инвалиды из числа зрителей с нарушениями зрения знали о приближении к пандусу;

- прочно закреплять противоскользящую поверхность пандусов;

- обеспечить отличие по цвету и яркости предохранительной оковки каждой ступени лестниц от примыкающей к ней ступени и обеспечить противоскользящие свойства;

- обеспечить горизонтальный выход поручней за пределы начала и конца лестничного марша или пандуса минимум на 0,3 м;

- колонны, опоры или иные препятствия обозначить и/или оградить;

- коридоры освободить от препятствий, расположенных на путях движения;

- углы на стыках стен в местах смены направления или соединения коридоров сделать скошенными или закругленными;

- в концах коридора не использовать остекление;

- избегать небольших изменений уровня в пределах одного этажа. Однако, там, где эта мера не может быть практически реализована, все пандусы и ступеньки рекомендуется правильно спроектировать;

- избегать использования блестящих полированных материалов, которые могут создавать блики и отражения и отрицательно повлиять на безопасность перемещения по лестнице;

- открытые пространства под лестницами освободить от опасных элементов, могущих привести к травме, либо огородить;

- использовать цвет поручня, отличающийся от цвета прилегающих поверхностей и контрастный по отношению к ним, для того, чтобы его можно было легко заметить спортсменам-инвалидам и инвалидам из числа зрителей с нарушением зрения;

- все поручни надежно закрепить;

- количество дверей в здании свести к минимуму, так как двери затрудняют передвижение внутри здания;

- при использовании двойных дверей организовать, по крайней мере, одну створку, ширина которой обеспечивает свободный проезд спортсмена-инвалида и инвалида из числа зрителей на кресле-коляске без необходимости открывания второй створки;

- все двери располагать таким образом, чтобы у стены со стороны двери, открывающейся на себя (со стороны защелки), было обеспечено свободное пространство не менее чем 0,3 м;

- створки дверей оборудовать прозрачными вставками во избежание столкновений;

- стеклянные двери могут представлять опасность для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с нарушениями зрения. Стеклянные двери рекомендуется четко обозначить с помощью контрастных маркеров: полос, желтых кругов или цветных логотипов;

- важно, чтобы спортсмены-инвалиды и инвалиды из числа зрителей с нарушениями зрения могли легко идентифицировать дверь. Самый эффективный способ достичь этого - сделать цвет двери отличающимся от цвета стены;

- при необходимости рекомендуется рассмотреть возможность установки автоматических внутренних дверей, дверей с сенсорным управлением, либо управляемых с помощью удобно расположенных панелей (кнопок);

- в случае если для того, чтобы дверь оставалась закрытой, необходимо установить дверную защелку или замок, а не фиксатор, рекомендуется использовать дверную ручку рычажного типа. Рекомендуется избегать использования круглых дверных ручек, потому что они трудны в эксплуатации для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с нарушением двигательных функций кистей рук;

- использовать дверные ручки, контрастно отличающиеся по цвету от цвета поверхности двери;

- не использовать "средства аварийного открывания дверей, для активации которых требуется разбить стекло", т.к. они будут являться препятствием для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей;

- если используется кабины лифта минимального размера, то рекомендуется рассмотреть возможность оборудования кабиной с двусторонним открыванием дверей, чтобы можно было войти и выйти из кабины лифта не разворачиваясь. В противном случае рекомендуется на задней стене кабины лифта расположить зеркало, чтобы спортсмен-инвалид и инвалид из числа зрителей на кресле-коляске мог видеть пространство позади себя, выезжая из кабины лифта;

- кабину лифта оборудовать звуковой и визуальной индикацией этажей, а также открытия/закрытия дверей;

- использовать кнопки панели управления кабиной лифта, четко различимые, легкие в управлении и доступные для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей в креслах-колясках. Кнопки рекомендуется оборудовать тактильной индикацией чисел и символов;

- внутри кабины лифта панель управления расположить на боковой стене;

- чрезвычайно важно обеспечить точное выравнивание пола кабины лифта с каждым уровнем;

- использовать систему аварийной связи в кабине лифта, включающую индуктивные элементы связи для помощи спортсменам-инвалидам и инвалидам из числа зрителей, пользующимся слуховыми аппаратами.

Если в существующем объекте спорта установка пассажирского лифта невозможна, то целесообразна установка вертикальных подъемников для перемещения между уровнями. Такого рода подъемники будут особенно полезны при адаптации существующих объектов спорта, имеющих значительный перепад уровней высот, на которых необходима организация большого количества пандусов. Однако учитывая, что подъемники имеют ограниченную площадь платформы и поэтому могут разместить только одного спортсмена-инвалида и инвалида из числа зрителей на кресле-коляске, они не подходят для использования на объектах спорта с большим количеством спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей на креслах-колясках.

Также рекомендуется учитывать, что лестничный наклонный подъемник может представлять опасность при размещении на путях эвакуации.

Рекомендуется обеспечить доступность рекреационных зон для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей. Все коридоры и двери, ведущие в зоны отдыха, предприятий общественного питания, предприятий розничной торговли, предоставления иных сервисных услуг, рекомендуется адаптировать для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей.

Места отдыха.

При организации мест отдыха рекомендуется:

- обеспечить места для размещения сидя в любых зонах ожидания (или там, где возможно скопление очереди);

- располагать места для размещения сидя таким образом, чтобы спортсмены-инвалиды и инвалиды из числа зрителей на креслах-колясках не создавали препятствие на общих путях передвижения;

- предусмотреть несколько мест с высотой сиденья 0,45 м - 0,475 м, в случае если предусмотрены посадочные места с низким расположением сиденья;

- предусмотреть сиденья как с подлокотниками, так и без них;

- использовать сиденья, визуально выделяющиеся на фоне окружающих поверхностей.

Предприятия общественного питания.

При организации мест общественного питания целесообразно учитывать следующие рекомендации:

- рекомендуемая габаритная ширина проходов в зонах между столами и другими предметами мебели - не менее 1,2 м;

- столы и стулья рекомендуется расставлять упорядоченно, а не в случайном или сложном порядке;

- использовать мебель устойчивую, но при этом обеспечить возможность передвижения мебели в случае необходимости;

- рассмотреть возможность использования столов с ножками, расположенными по углам, а не с центральной опорой. Рекомендуемая высота свободного пространства под столешницей - минимум 0,75 м, чтобы спортсмен-инвалид и инвалид из числа зрителей на кресле-коляске мог свободно подъехать к столу.

При организации стоек обслуживания предприятий общественного питания рекомендуется:

- обеспечить доступность барных стоек и стоек самообслуживания;

- предусмотреть пониженную секцию высотой не более 0,85 м, свободным пространством для ног не менее 0,75 м (ширина) x 0,75 м (высота) x 0,49 м (глубина). Рекомендуемая ширина такой секции - не менее 1 м. Тем не менее, важно, чтобы горячие поверхности не соседствовали с пониженными секциями, для исключения возможности случайного прикосновения к ним.

- оборудовать по возможности зоны обслуживания индукционными контурами;

- контролировать естественный свет, проникающий в зону обслуживания, и искусственное освещение таким образом, чтобы избежать ослепительного света. Рекомендуется избегать использования больших блестящих поверхностей, которые могут создать блики и вызвать дезориентацию и дискомфорт у спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с нарушением зрения, а также создать неудобства для спортсменов-инвалидов и инвалидов с нарушением слуха при чтении по губам.

Автоматы по продаже еды и напитков рекомендуется использовать оборудованные информационными дисплеями и имеющие понятные инструкции. Рекомендуется монето- и купюроприемник расположить на уровне не выше, чем 1,2 м от уровня пола, а также обеспечить достаточное свободное пространство перед автоматом для разворота спортсменов-инвалидов и инвалидов на креслах-колясках.
III. Обеспечение доступа спортсменов-инвалидов

к физкультурным мероприятиям и спортивным мероприятиям
В ходе физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий спортсменам-инвалидам рекомендуется обеспечить доступ и условия комфортного безопасного пребывания к специализированным помещениям.

В местах, где соревнования по видам спорта, в которых используются кресла-коляски, проводятся нечасто, рекомендуется сделать некоторые скамьи разборными, чтобы, при необходимости, временно предоставить дополнительное место для передвижения спортсменов-инвалидов на креслах-колясках.

На объектах спорта предусматриваются "буферные" раздевальные для того, чтобы обеспечить места для переодевания в периоды наибольшей загруженности. "Буферные" раздевальные могут быть использованы в качестве мест для переодевания спортсменов-инвалидов (если эти зоны не требуются для общего переодевания).

Замки и шкафчики рекомендуется снабдить четкими рельефными номерами, которые можно прочитать визуально или с помощью осязания.

Если имеется большое количество блоков со шкафчиками, то рекомендуется обеспечить некоторую форму помощи в ориентации. Например, используя очень яркие цветовые контрасты и/или символы, а также дублируя эту меру как часть ключевого проектирования, применяя зонирование с помощью цвета.

Подъемники.

Особое внимание рекомендуется уделить подъемникам, которыми могут быть оборудованы раздевальные. Для многих спортсменов-инвалидов процесс пересадки из своего кресла-коляски и на него может быть осуществлен только с помощью подъемника, расположенного в раздевальной.

Существует два основных вида подъемников: потолочные подъемники и мобильные подъемники. Если возможна установка потолочного подъемника, рекомендуется использовать именно этот тип, потому что потолочным подъемником пользоваться легче, чем мобильным. Кроме того, потолочный подъемник нельзя убрать из помещения, в котором он нужен.

Потолочные подъемники перемещаются вдоль фиксированных рельсов, поэтому они являются менее универсальными в использовании, чем мобильные системы. Тем не менее, они не занимают место на полу, как это делают мобильные подъемники. Потолочными подъемниками также легче воспользоваться.

Мобильные подъемники не требуют установки рельсов; они являются более универсальными в использовании. Тем не менее, личному помощнику будет труднее ими воспользоваться. Их не рекомендуется использовать при перемещении на большие расстояния. Для мобильного подъемника также понадобится место для хранения, когда он не будет использоваться.

Важно убедиться, что подъемник имеет достаточную мощность для подъема самых тяжелых спортсменов-инвалидов, рабочую зону для подъема, свободную от любых преград, а также, вероятно, возможность поднять спортсмена-инвалида с пола в случае экстренной необходимости, хотя это рекомендуется предоставить квалифицированному медицинскому персоналу.

При использовании обоих типов подъемников применяются подъемные ремни.

Санитарно-бытовые помещения.

Двери доступных туалетных кабин рекомендуется оборудовать легко передвигаемыми задвижками, рассчитанными на спортсменов-инвалидов с нарушенными моторными возможностями, и, если потребуется, закрываться автоматически. Рекомендуется использовать контрастный цвет фурнитуры, применяемой для открывания двери, по отношению к поверхности двери.

Применение поворотных замков на дверях туалетных кабин не рекомендуется, поскольку такие замки в использовании требуют хороших моторных навыков, если они не дополнены ручками с фланцами.

Рекомендованная высота сиденья унитаза 450 мм +/- 10 мм от отметки основания пола.

Унитаз рекомендуется оснастить надежно закрепленной крышкой, которая фиксируется в положении с отклонением 10 - 15° от вертикали и которая может использоваться в качестве опоры для спины. При отсутствии крышки или бачка рекомендуется предусмотреть опору для спины.

Унитаз рекомендуется оснастить электронным автоматически управляемым смывом или ручным управлением смыва на стороне, с которой осуществляется посадка на унитаз. Ручки смыва унитаза рекомендуется располагать на стороне, с которой осуществляется посадка на унитаз. Это исключает необходимость тянуться к унитазу, чтобы привести в действие смывное устройство.

Унитазы рекомендуется оснастить "L"-образными поручнями, состоящими из горизонтального и вертикального элементов длиной 750 мм, установленных с горизонтальным элементом на высоте 230 мм над сиденьем унитаза так, чтобы вертикальный элемент располагался на расстоянии 150 мм перед сиденьем.

Раздатчики туалетной бумаги рекомендуется устанавливать на высоте приблизительно на 50 - 100 мм ниже средней точки бокового поручня, но не ниже 600 мм над полом для легкого доступа из сидячего положения. Рекомендуется использовать раздатчики контрастного цвета по отношению к стене.

Кроме того, в зонах, предназначенных для спортсменов-инвалидов, рекомендуется устанавливаться обычные открытые раздатчики рулонного типа, поскольку они требуют минимальных моторных навыков для работы.

Душевые и зоны умывальников.

Раковины умывальников, предназначенные для использования спортсменами-инвалидами, рекомендуется оснастить столиком или расположенной рядом с ними полкой.

Рекомендуется использовать простые в использовании раздатчики бумажных полотенец, которые приводятся в действие рычагом или не требуют применения рук. Раздатчики рекомендуется устанавливать так, чтобы к ним обеспечивался легкий доступ от раковины. Установка на противоположной стене не рекомендуется.

Корзины для мусора рекомендуется располагать так, чтобы они не преграждали доступ к раздатчикам бумажных полотенец.

Рекомендуется использовать автоматические краны бесконтактного типа. Минимальным требованием является установка одиночного крана с рычажной рукояткой и термостатом. Применение кранов с раздельным управлением для горячей и холодной воды не рекомендуется.

Все краны рекомендуется оснастить рычажными рукоятками, чтобы обеспечить возможность их использования спортсменами-инвалидами с нарушенными моторными возможностями.

Душевую зону рекомендуется располагать на том же уровне, что и прилегающее пространство, и оборудовать напольным сливным трапом, без применения душевых поддонов и порогов.

Доступную душевую зону рекомендуется оснастить переносным или закрепленным на стене складным сиденьем, расположенным на высоте не более 480 мм от отметки основания пола душа, центр которого располагается на расстоянии 500 мм от прилегающей стены. Рекомендованная глубина сиденья - не менее 480 мм, длина - 850 мм, рекомендуется использовать водонепроницаемые сидения с легко очищающейся обивкой.

Рекомендуется предусмотреть ручной душ, с точками крепления, расположенными таким образом, чтобы обеспечивался легкий доступ к душу из сидячего положения. Рекомендованная длина шланга душа - не менее 1500 мм.

Мыльницы или полочки для мыла рекомендуется располагать таким образом, чтобы к ним обеспечивался легкий доступ из сидячего положения.

Душевую зону рекомендуется оснастить поручнями размером не менее 750 мм на 900 мм, установленными горизонтально так, чтобы осевая линия поручня располагалась на высоте 850 мм над полом душа, а сторона длиной 750 мм располагалась вдоль стены, на которой установлено сиденье.

Также рекомендуется обеспечить наличие кресел-колясок для использования в душевых. Они являются необходимыми в душе и других влажных зонах, а также для обеспечения доступа в плавательный бассейн.

В проект раздевалок рекомендуется включить место для надежного, удобного и безопасного хранения кресел-колясок для душевых и личных кресел-колясок.

Бассейны.

Рекомендуется:

- предусмотреть наличие съемных помостов для перекрытия ножных ванн при перемещении спортсменов-инвалидов на креслах-колясках из душевых зон в зону чаши бассейна;

- предусмотреть установку желоба или специальных подъемников для безопасного спуска в воду спортсменов-инвалидов, чья подвижность целиком зависит от ортопедических устройств;

- край ванны бассейна по всему периметру выделить полосой, имеющей контрастную окраску по отношению к обходной дорожке;

- предусмотреть специальные тактильные полосы на обходных дорожках в ванных бассейнов, где возможны занятия спортсменов с нарушением зрения.

Ледовые арены.

Для проведения физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий по хоккею-следж рекомендуется предусмотреть на пути движения от раздевальных к ледовой арене установку дорожек из пластикового льда шириной не менее 900 мм, либо предусмотреть перед выходом на ледовую арену места (помещение) для хранения кресел-колясок во время игры.

Также рекомендуется:

- при необходимости предусмотреть укладку пластикового льда в раздевальных;

- использовать раздевальные и санузлы, предназначенные для спортсменов-инвалидов, либо переоборудовать имеющиеся раздевальные и санузлы для спортсменов-инвалидов;

- при проведении соревнований по следж-хоккею на льду произвести трансформацию хоккейного борта, установив в зонах боксов со скамейками для запасных игроков и боксов со скамейками оштрафованных игроков прозрачные секции борта;

- обеспечить ширину калиток борта для выхода на лед запасных и оштрафованных игроков не менее 0,91 м;

- обеспечить перепад высоты между полом боксов запасных и оштрафованных игроков и ледовой поверхностью не более 0,019 м;

- в качестве напольного покрытия боксов со скамейками для запасных игроков и боксов со скамейками штрафников предусмотреть пластиковый лед либо иной материал, не повреждающий лезвия салазок;

- во время тренировочного процесса могут быть использованы обычные хоккейные коробки, при этом запасные игроки сидят в игровой зоне у борта в зоне боксов для запасных игроков.

Для проведения физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий по керлингу на колясках рекомендуется обеспечить беспрепятственный доступ на игровую площадку (рекомендуется обеспечить открывание части борта таким образом, чтобы спортсмен-инвалид мог самостоятельно переместиться в игровую зону).

Также рекомендуется:

- обеспечить ровный выход на лед;

- любые вспомогательные конструкции оборудовать защитными средствами во избежание возможных травм и повреждений спортсменов-инвалидов;

- рядом с игровой зоной расположить специально оборудованные доступные туалеты, помещения для обогрева спортсменов-инвалидов.
IV. Обеспечение доступа инвалидов из числа зрителей

к физкультурным мероприятиям и спортивным мероприятиям
При планировании мест размещения инвалидов из числа зрителей рекомендуется учитывать следующее:

- места для размещения инвалидов из числа зрителей на креслах-колясках располагать, равномерно распределив в различных секторах трибун. Это позволяет зрителям выбрать желаемый сектор обзора арены и ценовую категорию билетов;

- места для инвалидов из числа зрителей в креслах-колясках располагать в пределах общей посадочной зоны, чтобы сопровождающие могли сидеть рядом в непосредственной близости;

- места для инвалидов из числа зрителей располагать таким образом, чтобы данная категория граждан не чувствовали себя отрезанными от остальных зрителей;

- желательно рассмотреть возможность обеспечения пространства для собак-поводырей рядом со своими владельцами, избегая при этом блокировки путей перемещения;

- для стимулирования дополнительного спроса во время проведения соревнований по спорту инвалидов предусмотреть возможность увеличения количества мест для инвалидов из числа зрителей в креслах-колясках путем демонтажа или трансформации сидений;

- обеспечить инвалидам из числа зрителей в креслах-колясках полный обзор действия, как минимум до края игровой площадки;

- предусмотреть наличие поручней для доступа по ступенькам в помощь самостоятельно передвигающимся инвалидам из числа зрителей;

- барьеры, балюстрады, поручни и колонны расположить так, чтобы они не загораживали обзор;

- использовать на объекте систему оповещения зрителей, дополненную соответствующими ассистивными средствами для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с нарушением слуха. Например, индукционным контуром и/или визуальными текстовыми дисплеями;

- предусмотреть возможность комментирования хода соревнований или массовых мероприятий для инвалидов из числа зрителей с нарушениями зрения. Для этого в определенных местах рекомендуется разместить гнезда для специальных наушников или использовать систему на основе инфракрасного излучения или внутриобъектового FM-радиовещания.

При создании временных посадочных мест рекомендуется также принять во внимание особенности проектирования открытых трибун. Например, платформа, расположенная на возвышении, и секция пандуса могут быть встроенными в нижние секции открытых трибун с выдвижными местами.
V. Предоставление информации спортсменам-инвалидам

и инвалидам из числа зрителей
Рекомендации к информированию спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей включают:

- использование средств информирования, соответствующих особенностям спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей;

- своевременное распознавание ориентиров на территории объектов спорта и при проведении спортивного мероприятия;

- точную идентификацию своего места нахождения и мест, являющихся целью посещения;

- возможность эффективной ориентации для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей как в светлое, так и в темное время суток;

- возможность иметь непрерывную информационную поддержку на всем пути следования спортсмена-инвалида и инвалида из числа зрителей по объекту спорта и его участку.

Спортсменам-инвалидам и инвалидам из числа зрителей рекомендуется предоставлять следующую информацию:

- места общего пользования, доступные для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей;

- парковки для транспорта спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей;

- схема размещения мест для инвалидов из числа зрителей;

- правила поведения во внештатных ситуациях;

- место нахождения медицинского пункта;

- соблюдение правил техники безопасности;

- квалификация обслуживающего персонала;

- схема прибытия на объект спорта, в том числе на общественном транспорте;

- о правилах личной безопасности;

- о факторах травматизма и риска для здоровья.

Система средств информации зачастую формирует первое впечатление спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей об объекте спорта и (или) физкультурном мероприятии, спортивном мероприятии. Информация об объекте спорта и (или) физкультурном мероприятии, спортивном мероприятии может быть предоставлена различными способами: с помощью информационных знаков и указателей, печатных материалов (брошюры, буклеты, расписания соревнований, правила поведения), интернет-ресурсов, звуковой информации, таксофонов. При создании средств информации рекомендуется учитывать потребности спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей, в том числе с нарушением слуха и зрения.

Для облегчения ориентации спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей на объекте спорта и (или) на физкультурном мероприятии, спортивном мероприятии рекомендуется широко использовать доступные информационные устройства, средства и системы, в частности:

- визуальные средства отображения информации (указатели, таблички, стенды, табло, большие экраны, дисплеи), в том числе средства, дублирующие звуковую информацию, и устройства сурдоперевода для инвалидов с нарушением слуха;

- звуковые средства воспроизведения информации (речевые синтезаторы, громкоговорители, репродукторы), в том числе устройства звукового дублирования визуальной информации для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с нарушением зрения;

- тактильные средства отображения информации (указатели, таблички, выполненные рельефным шрифтом или шрифтом Брайля);

- визуальные средства сигнализации (графические средства сигнализации, световые сигнальные устройства, цветовые сигнальные устройства, в том числе сигнальные цвета, цветовая разметка, контрастные цветовые полосы);

- звуковые средства сигнализации (звуковые сигнальные устройства уведомляющей сигнализации, в том числе речевые оповещатели, звуковые маяки, а также звуковые сигнальные устройства аварийной и предупреждающей сигнализации);

- тактильные средства сигнализации (тактильные разметки, тактильные полосы, тактильные покрытия, искусственные плавные подъемы, уклоны и обочины, а также вибрационные сигнализаторы, тактильные вибраторы);

- средства односторонней связи (громкоговорители, акустические системы громкоговорящей связи, микрофоны, ларингофоны, наушники);

- средства двусторонней связи (громкоговорящие средства связи, текстовые средства связи, в том числе с "бегущей строкой", факсимильные аппараты, таксофоны).

При размещении и выборе характера исполнения элементов информационного обеспечения рекомендуется учитывать ряд моментов:

- расстояние, с которого сообщение и (или) визуальная информация могут быть эффективно восприняты;

- углы поля наблюдения, удобные для восприятия визуальной информации;

- ясное начертание и контрастность, а при необходимости - рельефность изображения;

- соответствие применяемых символов или пластических приемов общепринятому значению;

- зоны досягаемости для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей, перемещающихся на креслах-колясках;

- зоны досягаемости для тактильной трости спортсменами-инвалидами и инвалидами из числа зрителей с нарушением зрения;

- исключение помех восприятию звуковой и визуальной информации: бликование указателей и знаков, слепящее освещение, совмещение зон действия различных акустических источников, акустическая тень.

Информационные знаки и указатели.

У значительной части спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей имеются сенсорные нарушения (например, нарушение слуха или нарушение зрения). С целью обеспечения их самостоятельного передвижения на объекте спорта и (или) на физкультурном мероприятии, спортивном мероприятии рекомендуется создать понятную систему информационных знаков и указателей.

Применяемые информационные знаки и указатели рекомендуется объединить в единую систему средств информации с целью обеспечения ориентирования в пространстве, выбора маршрутов движения к определенным зонам и помещениям:

Рекомендуется использовать информационные знаки и указатели, содержащие, как минимум, следующую информацию о расположении (пути движения, особых условиях):

- остановки общественного транспорта;

- специальных парковочных мест;

- входа/выхода;

- стойки администратора;

- кассы;

- трибуны, сектора, места, ряда, VIP-ложи, мест для инвалидов из числа зрителей в зрительской зоне;

- медпунктов;

- раздевальных;

- пунктов охраны правопорядка;

- точек торговли и предприятий общественного питания;

- общественных туалетов и туалетов для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей;

- ложи прессы, зала для пресс-конференций, пресс-центра, кабины комментаторов, интернет-кафе;

- путей эвакуации.

Также указатели направления, указывающие путь к ближайшему доступному элементу, рекомендуется предусматривать в следующих местах, недоступных для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей: входы в здание, недоступные общественные туалеты, душевые, ванные, лифты, выходы и лестницы.

В целях обеспечения доступности информационных знаков и указателей для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательной функции там, где это целесообразно, рекомендуется использовать указатели и знаки, содержащие информацию в следующих форматах: визуальный, рельефный шрифт и шрифт Брайля, звуковой. Также для обеспечения понимания обозначений представителями других государств рекомендуется размещать указатели на русском и английском языках.

При размещении информационных знаков и указателей рекомендуется учитывать следующее:

- расположение информационных знаков является особенно важным для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с нарушением зрения, поэтому при размещении информационных знаков рекомендуется создать условия, при которых спортсмен-инвалид и инвалид из числа зрителей с нарушением зрения смог бы подойти как можно ближе к знаку, чтобы рассмотреть его или прочитать с помощью осязания;

- располагать и использовать стиль информационных знаков и указателей, идентичные в пределах сооружения или комплекса;

- там, где это возможно, информационные знаки располагать на стенах, примерно на уровне глаз, использовать знаки с рельефными символами, выпуклыми пиктограммами и стрелками направления;

- по возможности, на путях движения избегать использования информационных знаков с креплением к потолку;

- информационные знаки с обозначением помещений, за исключением туалетов, располагать на стене у передней кромки двери для того, чтобы информационный знак был виден даже в том случае, если дверь открыта;

- настенные информационные доски, схемы этажей располагать на площадках перед лифтами, на лестничных площадках и других пересечениях путей движения. План объекта рекомендуется расположить на видном месте напротив входа;

- избегать размещения на путях движения информационных знаков, выполненных на "досках-мольбертах" или других складных конструкциях, поскольку они могут представлять собой опасность для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с нарушениями зрения;

- обеспечить соответствующий уровень освещения в местах размещения информационных указателей. Рекомендуется избегать затемненных зон без дополнительного освещения;

- не только при размещении информационных знаков и указателей, но при их разработке большое внимание уделить контрастности как надписей по отношению к фону таблички, так и фона таблички по отношению к прилегающей поверхности.

При проведении физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий для информирования спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей целесообразно применять акустические (звуковые) системы. Для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с нарушением слуха рекомендуется предусмотреть наличие вспомогательных слуховых устройств, службы сурдопереводчиков.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений мсэ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи Часть I icon Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников...
Конвенция ООН о правах инвалидов – основные положения, касающиеся обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры...
Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений мсэ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи Часть I icon Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников...
Конвенция ООН о правах инвалидов – основные положения, касающиеся обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры...
Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений мсэ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи Часть I icon Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников...
Конвенция ООН о правах инвалидов – основные положения, касающиеся обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры...
Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений мсэ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи Часть I icon Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников...
Р. Н. Жаворонков, Н. В. Путило, О. Н. Владимирова, В. Л. Баранков, А. Л. Благодир., Н. С. Волкова, Т. С. Глазырин, И. В. Горяйнов,...
Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений мсэ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи Часть I icon Инструкция для сотрудников учреждений и организаций по вопросам обеспечения...
Сп 59. 13330. 2012. «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция сниП 35-01-2001»,...
Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений мсэ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи Часть I icon Инструкция для сотрудников учреждений и организаций по вопросам обеспечения...
Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. №329-фз «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений мсэ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи Часть I icon Пособие для сотрудников нгу, род деятельности которых связан с обеспечением...
Пособие для сотрудников нгу, род деятельности которых связан с обеспечением доступности для инвалидов объектов
Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений мсэ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи Часть I icon Методическое пособие по сопряжению комплексов технических средств...
Методическое пособие предназначено для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,...
Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений мсэ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи Часть I icon Информация о реализации мероприятий по достижению запланированных...
...
Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений мсэ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи Часть I icon Учебное пособие для студентов и технических работников вузов
Учебное пособие предназначено для преподавателей, студентов и технических работников высших и средних учебных заведений, независимо...
Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений мсэ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи Часть I icon План мероприятий по повышению значений показателей доступности для...
Общее описание Плана мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых в них услуг...
Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений мсэ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи Часть I icon Памятка для руководителей учреждений и организаций, дежурных служб...
ТА), других чрезвычайных ситуаций (ЧС), проведению эвакуации всех лиц, находящихся на объекте, осуществлению мер личной безопасности,...
Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений мсэ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи Часть I icon Инструкция по внесению сведений о доступности учреждений культуры,...
Ии от 17. 06. 2016 на базе автоматизированной информационной системы «Единое информационное пространство в сфере культуры» (далее...
Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений мсэ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи Часть I icon Методические материалы по организации оказания услуг инвалидам со...
Обзор законодательно-нормативной базы, регламентирующей оказание услуг и сопровождение инвалидов при посещении объектов, оказывающих...
Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений мсэ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи Часть I icon О назначении ответственного сотрудника за организацию работы по обеспечению доступности
В целях соблюдения требований доступности для инвалидов организации социального обслуживания и предоставляемых услуг
Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений мсэ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи Часть I icon Организация и технология документационного обеспечения управления учебно-методическое пособие
...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск