Пособие для сотрудников нгу, род деятельности которых связан с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования Введение


Скачать 1.19 Mb.
Название Пособие для сотрудников нгу, род деятельности которых связан с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования Введение
страница 1/11
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Пособие для сотрудников НГУ, род деятельности которых связан с обеспечением доступности для инвалидов объектов

и услуг в сфере образования
Введение

«Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов,
приспособление дорог и общественного транспорта.
Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов
правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
Владимир Путин1

С 1 января 2016 г. вступили в силу основные положения Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». Этим Законом и другими нормативно-правовыми актами в течение последних нескольких лет в Российской Федерации с целью реализации положений Конвенции о правах инвалидов создана обновленная правовая база для создания доступной среды для инвалидов.

Данное пособие разработано Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Фондом содействия научным исследованиям проблем инвалидности в целях исполнения ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», которая предусматривает необходимость осуществлять инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг.
Конвенция ООН о правах инвалидов – основные положения, касающиеся обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и услуг
Основным международным документом, устанавливающим права инвалидов во всем мире, является Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г.

Данная Конвенция после ратификации ее Российской Федерацией 25 сентября 2012 г. в соответствии со статьей 15 Конституции РФ стала частью российского законодательства. Ее применение на территории нашей страны осуществляется путем принятия государственными органами нормативно-правовых актов, конкретизирующих способы реализации конкретных положений Конвенции.

В статье 1 Конвенции установлено, что ее цель заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.

Для достижения этой цели в статье 3 Конвенции закреплен ряд принципов, на которых базируются все ее остальные положения. К этим принципам, в частности, относятся:

- полное и эффективное вовлечение и включение в общество;

- равенство возможностей;

- недискриминация;

- доступность.

Указанные принципы логически вытекают один из другого. Для того, чтобы обеспечить полное вовлечение и включение инвалида в общество, необходимо предоставить ему равные с другими людьми возможности. Для этого инвалид не должен подвергаться дискриминации. Основным способом устранения дискриминации инвалидов является обеспечение доступности.

Согласно статье 9 Конвенции чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, должны приниматься надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:

- на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;

- на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

В тех случаях, когда инвалидам не обеспечивается доступность услуг и архитектурных объектов, происходит их дискриминация.

В статье 2 Конвенции дискриминация по признаку инвалидности определяется как любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

Согласно статье 5 Конвенции государства запрещают любую дискриминацию по признаку инвалидности и гарантируют инвалидам равную и эффективную правовую защиту от дискриминации на любой почве. Это, в частности, означает, что государство устанавливает обязательные для исполнения требования, направленные на обеспечение доступности для инвалидов деятельности организаций, предоставляющих услуги населению.

Доступность для инвалидов достигается с помощью разумного приспособления. В статье 2 Конвенции разумное приспособление определяется как внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод.

Разумное приспособление заключается в том, что деятельность организации приспосабливается для инвалидов двумя способами. Во-первых, обеспечивается доступность зданий и сооружений данной организации путем оборудования их пандусами, широкими дверными проемами, надписями шрифтом Брайля, и т.п. Во-вторых, обеспечивается доступность для инвалидов услуг этих организаций путем изменения порядка их предоставления, оказания инвалидам дополнительной помощи при их получении, и т.п.

Указанные меры по приспособлению не могут быть беспредельными. Во-первых, они должны соответствовать потребностям инвалидов, вызванным ограничениями их жизнедеятельности. Например, инвалид вследствие заболевания сердечно-сосудистой системы при пользовании речным портом должен иметь возможность для отдыха в сидячем положении. Однако это не порождает право инвалида пользоваться залом повышенной комфортности для официальных делегаций, если есть сидячие места в общем зале. Во-вторых, меры по приспособлению должны соответствовать возможностям организаций. Например, не обосновано требование полностью реконструировать здание XVI в., которое является памятником архитектуры.

С помощью разумного приспособления формируется доступная среда для инвалидов. Важной составляющей доступной среды является универсальный дизайн. Статья 2 Конвенции определяет универсальный дизайн как дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна. Универсальный дизайн не исключает ассистивные (т.е. вспомогательные) устройства для конкретных групп инвалидов, где это необходимо.

В целом, универсальный дизайн направлен на то, чтобы сделать обстановку, предметы максимально пригодными для использования всеми категориями граждан. Например, низко расположенным таксофоном могут пользоваться лица на инвалидных колясках, дети, люди низкого роста.
Виды нарушений функций организма, приводящие к инвалидности, и вызываемые ими ограничения способности осуществлять социально-бытовую деятельность

  1. Установление инвалидности в соответствии с российским законодательством


Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.2

При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Условиями признания гражданина инвалидом являются3:

– нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

– ограничение жизнедеятельности;

– необходимость осуществления мер социальной защиты, включая реабилитацию.

Наличие лишь одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

Инвалидность устанавливают исходя из комплексной оценки состояния здоровья гражданина в соответствии с Классификациями и критериями, утвержденными Минтрудом РФ.4

В зависимости от степени расстройства функций организма гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. I группа инвалидности устанавливается при наиболее тяжелых расстройствах функций организма, III группа инвалидности – при наиболее легких. Ребенку (лицу в возрасте до 18 лет) не зависимо от тяжести расстройства функций организма устанавливается категория «ребенок – инвалид».

Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации. Порядок составления и формы справки и индивидуальной программы реабилитации утверждаются Минтруда России.5
2. Систематизация форм инвалидности для решения вопросов доступности

Для решения вопросов создания доступной среды жизнедеятельности на объектах социальной инфраструктуры разработана классификация форм инвалидности, которую условно можно обозначить «пентада косгу»6.

Классификация форм инвалидности

Буквенное обозначение

Формы инвалидности

Графическое изображение7

К

Инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках



О

Инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата



С

Инвалиды с нарушениями зрения



Г

Инвалиды с нарушениями слуха



У

Инвалиды с нарушениями умственного развития






  1. Краткая характеристика барьеров окружающей среды для инвалидов разных форм


Для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, барьерами различной степени выраженности могут быть пороги, ступени, неровное, скользкое покрытие, неправильно установленные пандусы, отсутствие поручней, высокое расположение информации, высокие прилавки, отсутствие места для разворота на кресло-коляске, узкие дверные проемы, коридоры, отсутствие посторонней помощи при преодолении препятствий (при необходимости) и др. физические и информационные барьеры.

Для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата барьерами различной степени выраженности могут быть:

  1. для лиц, передвигающихся самостоятельно с помощью тростей, костылей, опор – пороги, ступени, неровное, скользкое покрытие, неправильно установленные пандусы, отсутствие поручней, отсутствие мест отдыха на пути движения и др. физические барьеры;

  2. для лиц, не действующих руками – препятствия при выполнении действий руками (открывание дверей, снятие одежды и обуви и т.д., пользование краном, клавишами и др.), отсутствие помощи на объекте социальной инфраструктуры для осуществления действий руками;

Для инвалидов с нарушениями зрения барьерами различной степени выраженности могут быть отсутствие тактильных указателей, в том числе направления движения, информационных указателей, преграды на пути движения (стойки, колонны, углы, стеклянные двери без контрастного обозначения и др.); неровное, скользкое покрытие, отсутствие помощи на объекте социальной инфраструктуры для получения информации и ориентации и др.

Для инвалидов с нарушениями слуха барьерами различной степени выраженности могут быть отсутствие зрительной информации, в том числе при чрезвычайных ситуациях на объекте социальной инфраструктуры, отсутствие возможности подключения современных технических средств реабилитации (слуховых аппаратов) к системам информации (например, через индукционные петли), электромагнитные помехи при проходе через турникеты, средства контроля для лиц с кохлеарными имплантами, отсутствие сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика и др. информационные барьеры.

Для инвалидов с нарушениями умственного развития барьерами различной степени выраженности могут быть отсутствие понятной для усвоения информации на объекте социальной инфраструктуры, отсутствие помощи на объекте социальной инфраструктуры для получения информации и ориентации и др.


  1. Общие рекомендации для специалистов по устранению барьеров для инвалидов с разными формами инвалидности




Основные формы инвалидности

Общие рекомендации по устранению барьеров окружающей среды

Инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках

Устранение физических барьеров на пути к месту предоставления услуг, альтернативные формы оказания услуг (в т.ч.) на дому, удобное размещение информации, организация работы помощников

Инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Устранение физических барьеров на пути к месту предоставления услуг, организация места для отдыха; для инвалидов не действующих руками- помощь при выполнении необходимых действий

Инвалиды с нарушениями зрения

Устранение информационных и физических барьеров на пути движения, предоставление информации в доступном виде (укрупненный шрифт, плоско-точечный шрифт Брайля, контрастные знаки), допуск тифлопереводчика, допуск собаки проводника

Инвалиды с нарушениями слуха

Устранение барьеров по предоставлению информации, допуск сурдопереводчика

Этика общения с инвалидами

1. Понятие «этика», философия независимой жизни, декларация независимости инвалида

Важной составляющей деятельности по обеспечению доступности зданий, сооружений и предоставляемых населению услуг является соблюдение этических правил общения с инвалидами.

Этика – учение о морали, нравственности. Важнейшими категориями этики являются: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть» и т.д.

Составной частью этики является профессиональная этика – совокупность морально-этических и нравственных норм и модель поведения специалиста в соответствующей профессиональной сфере8. Профессиональная, или так называемая деловая этика призвана регулировать деятельность специалиста в сфере служебных отношений, в том числе к субъектам своего труда.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Пособие для сотрудников нгу, род деятельности которых связан с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования Введение icon Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников...
Конвенция ООН о правах инвалидов – основные положения, касающиеся обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры...
Пособие для сотрудников нгу, род деятельности которых связан с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования Введение icon Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников...
Конвенция ООН о правах инвалидов – основные положения, касающиеся обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры...
Пособие для сотрудников нгу, род деятельности которых связан с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования Введение icon Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников...
Конвенция ООН о правах инвалидов – основные положения, касающиеся обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры...
Пособие для сотрудников нгу, род деятельности которых связан с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования Введение icon Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников...
Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений мсэ и других организаций по вопросам обеспечения доступности...
Пособие для сотрудников нгу, род деятельности которых связан с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования Введение icon Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников...
Р. Н. Жаворонков, Н. В. Путило, О. Н. Владимирова, В. Л. Баранков, А. Л. Благодир., Н. С. Волкова, Т. С. Глазырин, И. В. Горяйнов,...
Пособие для сотрудников нгу, род деятельности которых связан с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования Введение icon Инструкция для сотрудников учреждений и организаций по вопросам обеспечения...
Сп 59. 13330. 2012. «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция сниП 35-01-2001»,...
Пособие для сотрудников нгу, род деятельности которых связан с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования Введение icon Инструкция для сотрудников учреждений и организаций по вопросам обеспечения...
Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. №329-фз «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
Пособие для сотрудников нгу, род деятельности которых связан с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования Введение icon Информация о реализации мероприятий по достижению запланированных...
...
Пособие для сотрудников нгу, род деятельности которых связан с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования Введение icon План мероприятий по повышению значений показателей доступности для...
Общее описание Плана мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых в них услуг...
Пособие для сотрудников нгу, род деятельности которых связан с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования Введение icon Инструкция по внесению сведений о доступности учреждений культуры,...
Ии от 17. 06. 2016 на базе автоматизированной информационной системы «Единое информационное пространство в сфере культуры» (далее...
Пособие для сотрудников нгу, род деятельности которых связан с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования Введение icon О назначении ответственного сотрудника за организацию работы по обеспечению доступности
В целях соблюдения требований доступности для инвалидов организации социального обслуживания и предоставляемых услуг
Пособие для сотрудников нгу, род деятельности которых связан с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования Введение icon I. Мероприятия по п оэтапному повышению значений показателей доступности...
Выполнение Перечня мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений
Пособие для сотрудников нгу, род деятельности которых связан с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования Введение icon Регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и...
Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической...
Пособие для сотрудников нгу, род деятельности которых связан с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования Введение icon Генеральный план голдыревского сельского поселения Кунгурского муниципального...
Обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и мало-мобильных групп населения 78
Пособие для сотрудников нгу, род деятельности которых связан с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования Введение icon Генеральный план уинского сельского поселения Уинского муниципального...
Обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и мало-мобильных групп населения 85
Пособие для сотрудников нгу, род деятельности которых связан с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования Введение icon Российской федерации
Методические рекомендации предназначены для специалистов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, сотрудников...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск