ИЛ-2 Штурмовик
В 2003 году, когда мы собирали исторические материалы и экспонаты по истории строительства канала им. Москвы, старожилы сообщили, что недалеко от города в лесу лежат бронекорпуса боевых самолетов ИЛ-2.
Сразу возникли вопросы, как они здесь оказались, когда именно и при каких обстоятельствах? Однако в то время ответов на эти вопросы не было.
Один из наиболее сохранившихся бронекорпусов одноместного штурмовика ИЛ-2, находился в 5 км. южнее аэродрома Борки в лесном массиве. Внешние габариты бронекорпуса с лонжеронами центроплана и сложенными стойками шасси составляли в длину 5,6 метра, в ширину 4,2 метра, в высоту 1,4 метра, а общий вес оценивался в пределах 1,2 тонны.
Родилась идея, вытащить из леса бронекорпус, изготовить Памятник и установить его при входе на Братские могилы на улице Энтузиастов.
Весной и летом 2004 года искали возможные подходы к месту падения самолёта для его эвакуации из леса. Рабочих вариантов было три.
Первый. Рубить просеку шириной 4,5 метра, длинной около 2-х км и вытащить бронекорпус целиком на трелёвочном тракторе на лесную дорогу Прислон-Волдынь. Там перегрузить на тракторную телегу либо грузовик и доставить в город.
Второй. Отрезать лонжероны центроплана со стойками шасси и вывезти "бочку" бронекорпуса трелёвочным трактором с минимальной вырубкой деревьев.
Третий. Эвакуировать бронекорпус штурмовика целиком с помощью вертолёта, закрепив бронекорпус на так называемом "конверте" из брёвен с подготовленной площадки.
Остановились на третьем варианте, согласовав предварительно со специалистами МЧС саму возможность такой операции, а с руководством МЧС - проведение специального спасательно-тренировочного полёта вертолёта МИ-8.
В августе 2004 года на место эвакуации вышла очередная группа, в которую возглавлял Мэр г. Дубны Валерий Прох. Доложили ему о том, что вопрос эвакуации бронекорпуса проработан со специалистами МЧС и осталось принять "политическое решение": "Будем эвакуировать или нет? За чей счёт будем финансировать расходы? Кто будет восстанавливать Штурмовик и делать Памятник?". Посовещавшись, решили, эвакуировать бронекорпус будем, а дальше видно будет. Эвакуацию бронекорпуса наметили провести по готовности в ноябре 2004 года.
Осталось приготовить свободную от деревьев и кустарников площадку диаметром порядка 100 метров, в центре площадки разместить бревенчатый конверт-поддон. На поддоне намертво закрепить бронекорпус. При эвакуации вертолёт зависнет над поддоном с грузом и опустит металлический трос с пауком (это несущий трос с четырьмя одинаковыми тросами на нижнем конце). Поддон зацепляется тросами паука с четырёх сторон и вертолёт начнёт подъём груза. Вот тут то и возможны всякие сюрпризы. Вертолёт пытается оторвать груз от земли на максимальной мощности двигателей, в это время в пространстве под вертолётом бушует самый настоящий воздушный смерч. Груз может раскрутить воздушным потоком, зацепить за деревья, оборвать трос и т.д. В этом случае пилоты вертолёта должны несущий трос с грузом аварийно сбросить, чтобы избежать катастрофы самого вертолёта.
Собрали команду добровольцев в составе: Иванков М.В., Никитский Ю.Д., Грищенко В.М., и три бойца от фирмы ООО "КиТ ЛаКросс" во главе с Кордиком В.И. Подготовили площадку для захода вертолёта, домкратами и лебёдками по стволам спиленных деревьев, как по рельсам, вытащили бронекорпус штурмовика в центр площадки и закрепили на конверте из брёвен. Потом пригласили специалистов МЧС для проверки груза и площадки на месте. Убедившись в том, что всё готово, определили дату проведения эвакуации, а именно 02 ноября 2004 года.
Слава Богу, на радость всем участникам этой акции 02 ноября 2004 года всё прошло удачно и бронекорпус штурмовика ИЛ-2 был успешно эвакуирован из леса вертолетом МЧС на аэродром "Борки", а затем доставлен автотранспортом на промышленную площадку завода "ДМЗ".
В то время казалось, что самое главное сделано - бронекорпус эвакуирован. Есть где развернуться нашим авиаторам и ракетчикам. Планировалось силами специалистов ДМЗ, МКБ "Радуга" и "Д-Авиа" провести ревизию останков самолёта и проработать возможность изготовления на базе данного бронекорпуса полноразмерной статической модели штурмовика ИЛ-2.
Однако выяснилось, что делать самолёты и ракеты это одно, а вот делать Памятники - это совсем другое дело. Ракета - так она вообще одноразовая. Пустил ракету и не дай Бог прилетит назад! Самолёт военный тоже долго не летает, раз-два и готов…, сбили. Ну а Памятник, он и есть Памятник. Стоять ему минимум 50 лет под солнцем, ветром, дождём и снегом. Внешне должен быть похож на оригинал, то есть на самолёт ИЛ-2, а внутреннее содержание сильно зависит от самой композиции Памятника. Стоит ли Памятник на земле, или на постаменте, на одной или трёх точках опоры, действие ветровой и снеговой нагрузок, конденсата и обледенения, устойчивость к мародёрам и хулиганам, ремонтопригодность при эксплуатации и многое другое. Нужна конструкторская документация для изготовления Памятника на базе самолёта ИЛ-2, Постамента Памятника, фундаментов Постамента, благоустройства территории вокруг Памятника. И только после всего этого можно определить величину необходимого финансирования, возможных исполнителей и сроки проведения работ.
Так же оставался неопределённым в окончательном варианте важный политический вопрос, а Кому или в Честь какого события и Где данный Памятник будет установлен, как это связано с конкретной территорией, с населением, в какой композиции смонтировать Памятник, какую смысловую нагрузку Он будет нести?
Потребовалось ещё три года, чтобы разобраться в этих и других вопросах.
В течении 2005 -2007 годов изучали исторические материалы о создании "летающего танка" самолёта ИЛ-2, собрали все публикации по истории создания ИЛ-2, кинохронику, фронтовые фотографии и фотографии всех имеющихся Памятников с этими самолётами. Памятников и музейных экспонатов оказалось не много. В Воронеже , в Самаре (бывший Куйбышев) № 1872932, в Новороссийске условный № 2440, в посёлке Лебяжье Ленинградской области, в Москве в ОКБ имени Илюшина С.В. № 301064, муляж в музее на Поклонной горе, макет перед зданием Панорамы Сталинградской битвы в Волгограде, в музее ВВС в Монино № 301060 (мы его весь облазили, обмерили и детально сфотографировали) и было ещё фото одного разграбленного ИЛ-2 в бывшей ГДР. Вот и всё, что сохранилось от самого массового самолёта Второй Мировой войны.
Второе направление поисков было связано с историей создания аэродрома Борки и его использования во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Здесь надо было изучить материалы Центрального Архива Министерства Обороны (ЦАМО) в г. Подольске, чтобы попытаться найти номер самолёта и выяснить судьбу лётчика. Эту вахту полностью выполнил Виктор Юрьевич Коноров, который на протяжении нескольких лет регулярно занимался этим делом.
В результате всех этих поисков мы обнаружили уникальные исторические факты, ранее не известные у нас в городе.
Во-первых, первую серийную войсковую серию штурмовиков БШ-2 с моторами АМ-35 (так они назывались до 1941 года) в количестве 10 штук должен был изготовить завод № 30 в посёлке Иваньково (почтовый адрес Подберезье), о чём 26 июня 1940 года нарком обороны Ворошилов К.Е. подписал соответствующее Постановление НКО при СНК СССР.
Это значит, что история серийного производства самого массового самолёта Второй Мировой войны началась непосредственно на территории будущего города Дубна.
В это же время было принято решение о строительстве аэродрома Борки со стационарной бетонной взлётно-посадочной полосой. Строительство ВВП аэродрома было закончено перед самой войной, но эксплуатационных помещений и сооружений ещё не было. По этой причине в начале войны аэродром Борки использовался как промежуточный аэродром, для временного размещения различных соединений ВВС Красной Армии. Прилетел, заправился и улетел.
Потребовалось длительное время для поисков в архивах Министерства Обороны сведений о воинских авиационных подразделениях, базировавшихся на этом аэродроме. Установив перечень воинских подразделений ВВС Красной Армии, по актам боевых и не боевых потерь подразделений, можно установить дату происшествия, обстоятельства, состав, ФИО и звание лётчиков экипажа, номер самолёта, двигателей, налёт в часах, завод изготовитель и дату изготовления самолёта.
Но и здесь всё оказалось не так просто. Выяснилось, что до настоящего времени большинство архивных материалов за 1941, 1942 и 1943 годы в архивах МО РФ остаются засекреченными. Допуск к ним осуществляется при наличии специальной формы секретности, оформленной в соответствии с Законом РФ "О государственной тайне".
По этому поводу сразу возникают вопросы. А по каким причинам сохраняется гриф секретности на материалах о событиях того времени? Похоже для того, чтобы "не приводить в шок" непросвещённых читателей о масштабах произошедшей катастрофы и просто из-за отсутствия архивных материалов по определённым периодам войны. Да и понятно, какие там могут быть архивные документы, когда окружались и уничтожались целые фронты, а какая-либо связь отсутствовала.
По этому поводу достаточно сказать, что с 22 июня 1941 года до 01 января 1942 года Красная Армия потеряла более шести миллионов человек, два миллиона убитыми и раненными и около четырёх миллионов человек попало в немецкий плен. Немцы уничтожили практически весь довоенный парк самолётов и танков Красной Армии.
Красная Армия по численности на начало войны была полностью уничтожена за первых два месяца войны. Гитлеровская Германия выполнила свой план "Барбаросса", в соответствии с которым немецкие войска должны были углубиться всего на 500 километров в глубь советской территории. Далее по этому плану СССР должен был "развалиться" и "освободительная война от большевизма" закончиться. Но не тут-то было. Откуда-то взялась новая Красная Армия. Фашисты и её уничтожили, подошли к Москве в своих коротких эрзац сапогах и хлопчатобумажных летних шинелях. Тут начались морозы, появилась третья Красная Армия в телогрейках и овчинных полушубках, уже частично вооружённая английскими, американскими, а также советскими новыми танками и самолётами. Хочу задать простой вопрос для молодёжи. Почему у солдат Красной Армии такие большие каски, а у немецких солдат - маленькие? Всё очень просто объясняется. У немецкого солдата в холодное время года в Европе каска одевается на шерстяной подшлемник типа спортивной шапочки без хохолка, а у советского солдата, зимой в России, каска одевается на ватную или меховую шапку. Вот и вся разница.
Ну сколько же раз можно уничтожать Красную Армию? Немцы в шоке. И так далее. Просто у Советской власти оказалось больше людских и материальных ресурсов, а созданная тоталитарная система управления страной позволяла их оперативно использовать. Вот такие секреты у нас и хранятся по сей день. Достоверных данных о потерях мирного населения за этот период войны нет.
Общие потери СССР за годы Великой Отечественной Войны погибшими и умершими и не родившимися оцениваются современными специалистами на уровне 43,5 миллионов человек (гражданских 16,9 млн. человек, вооружённые силы 26,546 млн. человек, потеря рождаемости за годы войны 13,8 млн. человек, пленных 6,3 млн. человек). Из указанного количества наших соотечественников, попавших в немецкий плен, четыре миллиона человек погибли, 200 тысяч не вернулись и остались на Западе, а 1,8 млн. человек после окончания войны пополнили лагеря ГУЛАГА и искупали свою вину за "предательство" на восстановлении народного хозяйства. У фашистской Германии аналогичные потери составляли около шести миллионов человек (гражданских 2 млн. человек, вооружённые силы 3,95 млн. человек, пленные 1,95 млн. человек). Повоевали. Соотношение потерь воюющих сторон получается 7,25 советских за одного фашистского. Это надо знать и об этом надо помнить!!!
А представьте, дорогие читатели, хотя бы на минуточку, повторение той ситуации в настоящее время. Что у современной России есть, чего нет? Тоталитарного государства нет, Партии нет, Сталина нет, Красной Армии нет, современного оружия нет, желающих идти помирать за просто так нет. А что же есть? Олигархи с зарубежными счетами в конвертируемой валюте есть, наркота и проституция всевозможная есть, рынок коррупционных услуг есть, многочисленные "народные" депутаты с двойным и тройным гражданством есть, а тех, кто мать родную продаст за бутылку пива, становиться всё больше и больше. Получается: "Не дай, Бог, кто-нибудь нападёт…." Сразу всё может развалиться как карточный домик!
Тем не менее, Виктор Коноров изучил практически всё, что было доступно и как-то связано с нашей темой. Одних номеров самолётов ИЛ-2 в его базе более семи тысяч штук, а это более 230 авиационных полков. Сухой остаток следующий.
В начале мая 1943 года на аэродром Борки из Ижевска перебазировался 34-й ЗАП (запасной авиационный полк) в составе 70 ИЛ-2 и специального батальона аэродромного обслуживания (БАО). С 11 мая эскадрильи полка приступили к тренировочным полетам с обучаемым составом курсантов, окончивших лётные школы, а также "комиссованных" лётчиков, вернувшихся после госпиталей к лётной работе на переобучение.
34 ЗАП входил в состав 3-й авиабригады Резерва Главного Командования, имеющей аэроузел со следующими аэродромами:
- Дядьково - 12 км севернее г. Дмитров;
- Борки - 10 км южнее г. Кимры;
- Набережная - 8 км северо-восточнее г. Королев;
- Клин - 3 км северо-западнее г. Клин;
- Юркино - 4 км восточнее г. Талдом;
- Подсолнечная - 1 км севернее г. Солнечногорск;
- Крюково - 19 км северо-западне г. Химки;
- Гари - 18 км южнее г. Талдом;
- Воронцово - 20 км северо-западнее г. Кимры.
Штаб 3-й авиабригады находился в Клину, потом в Орудьево. Между штабом и аэродромами была установлена регулярная воздушная связь. Дважды в день штабной самолёт ПО-2 доставлял и забирал у подразделений оперативную почту.
С весны 1942 года, самолёты с заводов изготовителей начали поступать не в боевые полки, а в соответствующие запасные авиабригады, где облётывались, доводились до боевой готовности и после этого отправлялись на фронт вместе с подготовленными экипажами.
Всего через аэроузел 3-й авиабригады РГК за 1943-1945 гг. прошло более 6500 штурмовиков ИЛ-2, изготовленных разными заводами. Было подготовлено и отправлено в боевые полки более 2500 лётчиков-штурмовиков. Это весомый вклад нашего края в достижении Великой Победы. А глухие леса и болота вокруг указанных аэродромов ещё хранят останки штурмовиков, потерпевших аварии и катастрофы в то время.
По-разному складывалась судьба лётчиков во время войны. Курсанты, а потом лётчики погибали не только в боях, но и во время учебно-тренировочных полетов, сперва в лётных школах, потом в ЗАПах при специализации. Поступив в лётную школу, призывник 1941 года имел возможность учиться целых полтора года и только потом отдать жизнь "ЗА РОДИНУ". Ну а его сверстники, попавшие в пехоту, попали в выше приведённые статистические данные потерь за второе полугодие 1941 года.
В приложении к этой статье приведены данные о лётных происшествиях, произошедших в аэроузле 3-й авиабригады РГК за 1943-1945 годы, в том числе и в ближайших окрестностях аэродрома Борки. Всего в нашей картотеке 257 случаев, в том числе 35 катастроф с гибелью экипажей.
Мы попытались найти могилы погибших лётчиков, но фактически, кроме нескольких памятных знаков, установленных на месте крушения самолётов, ничего не нашли. По данным аварийных актов того времени, Мирошников Б.П., стрелок самолёта ИЛ-2 № 303368, потерпевшего катастрофу 04 января 1944 года на 124 км. железной дороги Талдом-Савёлово, не найден и не захоронен. Похоже, что выпрыгнул из пикирующего самолёта на низкой высоте, парашют не успел раскрыться, так он и ушел в болото на несколько метров. Вот и не нашли.
У героя нашей истории лётчика-курсанта 34 ЗАП старшего сержанта Камшилова Алексея Семёновича, 1921 г.рождения, уроженца Горьковской области, судьба сложилась типовая, можно сказать среднестатистическая. Алексей Камшилов после окончания лётной школы летом 1943 г проходил обучение на самолетах ИЛ-2 в 34 ЗАП на аэродроме Борки.
22 июня 1943 г при выполнении самостоятельного полета у Алексея в воздухе отказал мотор. Летчик совершил вынужденную посадку в 5 км южнее аэродрома Борки. Самолет ИЛ-2 № 381417 был разбит, пилот не пострадал. 23 июня курсант Камшилов продолжил выполнение учебных полетов на самолёте № 302406 и вновь потерпел аварию из-за отказа мотора. Самолёт также был разбит и списан. Техники полка получили суровое наказание за плохую подготовку самолётов к полётам. Мастерство и хладнокровие летчика спасли его жизнь два раза за два дня.
ЦАМО г. Подольск, Фонд 34 ЗАП, Опись 107478с, дело 2, Приказ № 037 от 25.06.43 г. Вынужденная посадка ИЛ-2 № 381417 22.06.43.г.), Опись 106040, Дело 1, Приказ № 148 от 29.06.43 г. О списании ИЛ-2 № 381417.
В конце июля 1943 г группа летчиков закончила курс обучения на ИЛ-2 и убыла на Ленинградский фронт в состав 999 ШАП (штурмовой авиаполк). Свой первый боевой вылет Алексей Камшилов совершил 19 августа в составе группы ИЛ-2 на штурмовку целей в районе Синявинских высот. Фотосъемка подтвердила выполнение задания.
22 августа Камшилов совершил 2 сложных боевых вылета с ампулами АЖ-2 на полив позиций фашистов фосфором. По инструкции летчик должен зайти на цель и во время штурмовки держать горизонтальный полет не менее 5 сек, иначе можно поджечь свой самолет. В это время самолет являлся идеальной мишенью для зенитчиков. За успешное выполнение заданий Алексей Камшилов получил «Орден Красной Звезды».
17 января 1944 г. после выполнения разведывательного полета Камшилов не вернулся с боевого задания. Был подбит, но сумел посадить машину на своей территории и через несколько дней вернулся в полк.
25 января летчик Алексей Камшилов и стрелок Михаил Медюха в 9.40 вылетели на боевое задание – разведка «на себя» с попутной штурмовкой. При штурмовке колонны автотранспорта противника в районе г. Красногвардейска южнее Ленинграда самолет Камшилова был сбит огнем зенитной артиллерии, загорелся в воздухе и рухнул на землю. Экипаж погиб. Где захоронены их останки не известно. За свою короткую боевую жизнь Алексей Семёнович Камшилов успел совершить 11 успешных боевых вылетов.
ЦАМО г. Подольск. Фонд 999 ШАП, Опись 161178с, Дело 45 Журнал боевых полётов. Обстоятельства и дата гибели экипажа Камшилов А.С., Медюха М.
Таким образом к середине 2006 года созрело окончательное мнение, что Памятник со штурмовиком ИЛ-2 делать надо. Не знали только как. За решение организационных, производственных, технических и финансовых вопросов взялся Михаил Валентинович Иванков, заручившись поддержкой МКБ "Радуга" в лице Генерального директора Трусова Владимира Николаевича и Генерального директора ООО "Д-Авиа" в лице Саушкина Алексея Ивановича.
Начинать пришлось на пустом месте. Решили повторить организацию производства штурмовиков в условиях эвакуации завода № 381 из осаждённого немцами Ленинграда в тыл на Урал осенью 1941 года. В марте 2007 года перевезли бронекорпус самолёта с промплощадки "ДМЗ" на промплощадку ООО "ЭКСТЕН", освободили производственный участок площадью 250 кв. метров, повесили портрет И.В.Сталина, плакат "Всё для фронта! Всё для Победы!" и начали собирать кадры, которые "решат всё"!
Саушкин Алексей Иванович предложил на должность начальника производства Стульцева Николая Васильевича, а на должность Главного конструктора Гончаренко Владимира Петровича. Стульцев Николай Васильевич подобрал костяк бригады слесарей-сборщиков, согласившихся работать в "военных условиях" и без профсоюза. Это были Жидов Евгений Васильевич, Лощаков Виктор Алексеевич и Зайцев Евгений Васильевич. По мере необходимости привлекали и других дополнительных работников на сдельной основе.
Должности Директора эвакуированного завода № 381, начальника ОТК и Заказчика-Военпреда исполнял в одном лице Иванков М.В. Генеральные директора ООО "ЭКСТЕН" и ООО "Строй Двор" Уланов Александр Петрович и Арефьев Дмитрий Евгеньевич оказывали все необходимые услуги по транспортному и материально-техническому снабжению.
Работа закипела. Составили график разработки конструкторской документации на отдельные узлы и сборочные единицы самолёта, взяв за базу имеющийся бронекорпус одноместного штурмовика. Закупили необходимые материалы, изготовили технологическую оснастку, оснастились необходимым инструментом и различным оборудованием.
С каждым днём появлялись новые детали и сборки самолёта. Сперва хвостовая балка, затем шпангоуты фюзеляжа, нервюры, стабилизатор, киль, центроплан, консоли крыльев, стыковочные узлы, шасси, колеса, головная часть фюзеляжа, винт с редуктором, выхлопные трубы мотора, кабина летчика, фонарь с бронеколпаком, кок винта, крыльевые гондолы шасси, зализы и стыковочные ленты, 100 килограммовые фугасные авиационные бомбы ФАБ-100, реактивные не управляемые снаряды РС-132, пулемёты ШКАС 7,62 мм, пушки ШВАК -20 мм, габаритные огни и фары, антенны и т.д. и т.п. Многие детали и узлы, требующие применения специализированного промышленного оборудования, изготавливались по кооперации в МКБ "Радуга".
Генеральный директор Трусов Владимир Николаевич сдержал свое обещание и работники этого предприятия оказывали нам необходимую помощь. Огромное спасибо Ларионову Виталию Алексеевичу, Яровому Виктору Ивановичу, Филенкову Александру Павловичу, Полыгалову Александру Михайловичу, Волкову Александру Алексеевичу, Мироновой Татьяне Павловне, Алексеевой Ларисе Вениаминовне, Пискарёвой Любови Вениаминовне, Орловой Татьяне Васильевне, Мифтахутдиновой Лилии Николаевне и многим другим сотрудникам и работникам данного предприятия.
На протяжении 2006 - 2007 годов, имея данные о местах аварий и катастроф штурмовиков ИЛ-2, проводили поисковые операции по их поиску. Побывали и опросили старожилов в окрестных населённых пунктах: Прислон, Клетино, Савёлово, Волдынь, Великий Двор, Воргаш, Талдом, Запрудня, Белый городок, Пелагеинская, Скулино, Святье, Воронцово.
Зубанов Андрей Николаевич из г. Талдома показал место падения штурмовика ИЛ-2 на 124 км. железной дороги Талдом-Савёлово.
Сергей Никулин из Дубны и его друг Сергей из посёлка Запрудня показали место нахождения в лесу за каналом имени Москвы трёхлопастного винта с редуктором и остатками обшивки неизвестного самолёта.
Прислонов Николай Николаевич нашёл у себя в деревне верхнюю часть бронекапота от самолёта ИЛ-2, которая выполняла роль водослива у колодца.
Токмаков Сергей Владимирович нашёл у жителей этой же деревни воздушные бронезаборники, так называемые "жабры" и бронированную боковую крышку капота двигателя. Эти "железки" использовались в огородах для ходьбы по ним между грядками.
Крылов Иван Фёдорович из деревни Клетино показал место расположения ложного аэродрома рядом с аэродромом Борки, передал нам несколько порезанных газосваркой бронелистов от самолётов ИЛ-2, солдатскую каску времён войны, которую он нашёл при чистке деревенского колодца.
Шестаков Игорь Николаевич разработал схему и изготовил низковольтный источник питания с гарантированным сроком службы не менее 50-ти лет. От этого источника постоянное напряжение подаётся на светодиодные габаритные огни, подсветку кабины лётчика и фары самолёта при включении уличного освещения.
Долго искали место падения учебного штурмовика УИЛ-2 № 1876458. Авария произошла 23 декабря 1943 года. Самолёт должен был хорошо сохраниться, так как в конце 60-х годов его видели местные охотники практически целым со звездами на фюзеляже. Находился он в запретной зоне ракетной воинской части около Савёлово. Мы надеялись, что за колючей проволокой, где доступ ограничен, самолёт мог хорошо сохраниться. Встретились с руководством этой части, согласовали наши действия. Оказалось, что командир части Фурсов Владимир Иванович, будучи курсантом Воронежского училища принимал участие в открытии Памятника ИЛ-2 в г. Воронеже, стоял в почётном карауле и участвовал в праздничном салюте, стрелял из автомата Калашникова. Курировать нас он поручил своему заместителю Фесюку Павлу Петровичу. Командиры нас сразу предупредили, что запретная зона давно не действует, народ тащит всё подряд, даже электрические кабели под напряжением выкапывает. К нашему великому сожалению так и получилось. Как выяснилось позже, самолёт давно разграбили, а бронекорпус этого штурмовика кто-то вывез зимой на санях буквально три-четыре года назад на металлолом. Чуть-чуть не успели.
Так, постепенно, собрали броневые листы и детали от нескольких самолётов. В итоге нашли три комплекта стоек шасси, две бронеспинки лётчика, осколки бронестекла, гильзы пушек ШВАК-20, бронебойно-зажигательные патроны ШКАС 7,62, воздушные баллоны пневмозапуска двигателя и выпуска шасси, множество мелких деталей самолётов, двигателя, обшивки и т.д.
Договорились с руководством аэродрома Борки в качестве "донора" распилить списанный самолёт АН-2 бортовой номер 07. Как мы выяснили из Интернета этот тип самолёта начал выпускаться с 1946 года и "по конверсии" ему приделали ИЛовские колёса. АН-2 распилили и в дальнейшем использовали его колёса, киль и часть деталей обшивки сложной формы. В этом вопросе нам активно помогали Митенков Лев Александрович и Анохин Павел Николаевич.
Надо сказать, что это было интересное и увлекательное время. Мы узнали много нового о родном крае, а также много хороших и других людей. Хочу выразить особую признательность и благодарность за активное участие в поисках Никитскому Юрию Дмитриевичу, пожелать ему крепкого здоровья и всего наилучшего!
С января 2008 года, когда основные контуры штурмовика были уже видны, начали работать над вариантами возможных конструкций Постамента и места установки Памятника. Места рассматривались следующие. На улице Энтузиастов со стороны Братских могил, на Братских могилах, на набережной Волги в районе Ротонды воинам-интернационалистам, в парке семейного отдыха на Большой Волге, на плотине Иваньковского водохранилища. Однако все они были забракованы по разным причинам. В итоге Мэр города Валерий Прох сказал: "Я знаю где он должен стоять. Вот здесь, напротив гостиницы "Гриль", взлетая на Запад. А открыть Памятник надо ко дню Победы 9 мая 2008 года…." Так и сделали.
Из возможных конструкций Постамента детально прорабатывались два основных варианта.
Первый. Установка ИЛ-2 на одной наклонной металлической консоли на высоте 8-9 метров над землёй с опорой в одной точке в нижней части фюзеляжа в районе маслорадиатора.. Красиво, но сложно. Этот вариант был в итоге забракован.
Второй и окончательный вариант Постамента родился в результате коллективного решения специалистов нашего мини-завода № 381, муниципальной "Службы Заказчика", Волжского электромеханического завода ВЭМЗ, Генеральный директор Подколзин Александр Иванович, и архитектора Котолевской Ирины Борисовны. Ирина Борисовна предложила изготовить металлические конструкции Постамента в виде Волжских волн, рядом же течёт Волга. И в песне "Священная война" есть строки созвучные: "Пусть ярость благородная вскипает как волна, идёт война Народная, Священная война!"
Специалисты ВЭМЗа: Кувшинов Сергей Иванович, Ильин Валерий Николаевич, Кузьменко Михаил Николаевич, под руководством Подколзина Александра Ивановича разработали конструктивно-силовую схему Постамента и узлов стыковки с самолётом. Провели расчёт конструкции на прочность.
Специалисты Муниципального учреждения "Служба Заказчика": Чернышов Анатолий Константинович, Складнов Анатолий Николаевич, Кутафина Лариса Николаевна, Торопов Юрий Михайлович, Осипов Игорь Евгеньевич, Живикина Светлана Фёдоровна, разработали чертежи фундаментов, благоустройства прилегающей территории и сметные расчёты на все работы.
Дата открытия Памятника была определена, начался обратный отсчёт времени. А времени оставалось очень мало. Для иллюстрации напряженности графика уже общегородской деятельности по строительству Памятника, ниже приведены даты и события в апреле этого года. И так:
02 апреля 2008 года - штурмовик ИЛ-2 собран, вес изделия 3,75 тонны, площадь поверхности более 100 квадратных метров. Началась механическая зачистка всей поверхности самолёта для последующих процессов обезжиривания, грунтовки и покраски. Оформлено разрешение на производство работ на площадке у гостиницы "Гриль".
10 апреля 2008 года - штурмовик ИЛ-2 зачищен. Бригада маляров МКБ "Радуга" под руководством Алексеевой Ларисы Вениаминовны командирована на завод № 381 и приступила к работам. ООО "Строймаш" под руководством Генерального директора Каприна Александра Ивановича и Хромина Владимира Валентиновича, установило забор, приступило к рытью котлованов под фундаменты опор Постамента.
18 апреля 2008 года - штурмовик ИЛ-2 покрашен и отмаркирован. Началось изготовление специальных подъёмных и транспортных приспособлений для транспортировки самолёта к месту установки. Фундаменты опор Постамента готовы, общий объём уложенного бетона составил 48 кубических метров, вес закладных металлоконструкций 2 тонны. Общий вес фундаментов 108 тонн.
23 апреля 2008 года - ООО "ВЭМЗ" изготовил металлические опоры. Первая партия опор завезена на площадку. Длина главных опор 22 метра. Началась обшивка опор нержавеющими листами. В связи со срочностью проводимых работ обшивку выполняют сразу три бригады специалистов: ВЭМЗа, завода № 381 ООО "ЭКСТЕН", МУП ПТО ГХ. Снабжение электроэнергией сварочных работ обеспечивается от дизель-генераторов МУП ПТО ГХ, ООО "Строймаш" - Генеральный директор Каприн Александр Иванович и ООО"Пламет" - Генеральный директор Мочалина Светлана Анатольевна. Большой объём сварочных работ выполнил моторист-сварщик этой же фирмы Жильцов Василий Васильевич.
26 апреля 2008 года - Три главные опоры Постамента общими усилиями частично обшиты нержавеющими листами и установлены на фундаменты. Начались работы по благоустройству территории. Ведётся строительство тротуаров, прокладка электрических кабелей. Работы ведут ООО "Строймаш" - Генеральный директор Каприн Александр Иванович и ООО "Стройком" - Генеральный директор Голиберенко Леонид Геннадьевич. .
28 апреля 2008 года - штурмовик ИЛ-2 в разобранном виде в сопровождении сотрудников ГАИ доставлен на место установки, собран и подготовлен к монтажу на Постамент. Отличились сотрудники ООО "ЭКСТЕН" - Генеральный директор Уланов Александр Петрович и ООО "Строй Двор" - Генеральный директор Арефьев Дмитрий Евгеньевич..
29 апреля 2008 года - штурмовик ИЛ-2 установлен на Постамент 25-ти тонным автокраном предприятия "Экомебель" - Генеральный директор Захаров Николай Иванович, крановщик Корытников Юрий Алексеевич.
05 мая 2008 года - перед Постаментом установлен в окончательном варианте гранитный камень от скульптуры И.В.Сталина. Общий вес камня 5 тонн, фундамента 3 тонны. Электрики подключили уличные фонари освещения. Администрация города, специалисты ДК "Октябрь" готовят программу открытия Памятника. Аэроклуб имени Чкалова в Борках готовит показательные полёты самолётов и прыжки парашютистов.
08 мая 2008 года - 10-00 - Закончена обшивка опор Постамента. Общий вес металлоконструкций составил 24 тонны в том числе 5 тонн нержавеющего листа и 6 тысяч нержавеющих заклёпок. Общий вес всех элементов Памятника равен 140 тоннам.
Закончено благоустройство территории вокруг Постамента. Сотрудниками МУП "Городское благоустройство" - Генеральный директор Негей Владимир Иванович, уложен готовый зелёный газон, высажены цветы и зелёные насаждения.
Установлена памятная табличка и звезда на гранитный камень. Табличка изготовлена МКБ "Радуга". Звезда изготовлена ООО "Д-Авиа".
Специалисты ДК "Октябрь" начали монтаж навесов, подключение радиоаппаратуры, драпировку памятного камня с таблицей.
15-00 - Всё готово к началу праздничной церемонии открытия Памятника Штурмовику ИЛ-2 № 381417.
Дальше, как известно, Всё прошло по разработанной программе, сбоев не было. Поставленная задача всеми участниками проекта выполнена.
Сегодня, когда наш Штурмовик установлен на Пьедестал, мы констатируем, что это уникальный и единственный Памятник штурмовику ИЛ-2, изготовленному заводом № 381 и возможно из задела деталей, изготовленных у нас на 30-м заводе. Судьба сохранила для нас единственный экземпляр из 270 самолётов данного завода. В то время как за годы войны другими заводами было выпущено 35884 экземпляров штурмовиков различных модификаций.
Территория современной Дубны оказалась тесно связана с серийным производством бронированных штурмовиков ИЛ-2. Как могучая русская река Волга берёт своё начало от простого родника, так и производство самого массового самолёта Второй Мировой войны началось у нас на 30-м заводе. Далее исторические хитросплетения происходили следующим образом.
27 декабря 1940 года 30-й завод в посёлке Иваньково, не изготовивший к тому времени ни одного самолёта из-за отсутствия бронекорпусов, получил приказ НКАП передать весь задел деталей и два комплекта технологической оснастки для производства штурмовиков БШ-2 на завод № 381 в г.Ленинград. Для справки, первые пять бронекорпусов для одноместных штурмовиков были изготовлены на заводе имени Орджоникидзе в подмосковном г. Подольске только к 15 февраля 1941 года.
В 1941 году завод № 381 изготовил всего 27 штурмовиков. Уже в июле 1941 года он был эвакуирован из г.Ленинграда в г.Нижний Тагил на Уралвагонзавод. За 1942 и первую половину 1943 года он изготовил мелкими сериями ещё 243 самолёта ИЛ-2. В 1943 году он был перебазирован в г.Москву и производил истребители ЛА-5, потом ЛА-7. После войны завод № 381 изготавливал образцы новых самолётов ЛА-150, И-250, И-310 (будущий МИГ-15) и др. В 1950 году завод № 381 был расформирован и передан опять же заводу № 30 в г. Москве.
Уникальность штурмовиков ИЛ-2, серийное производство которых началось у нас на 30-ом заводе, а потом на 381-ом, состоит в том, что они имели расположение пушек ШВАК-20 ближе к оси самолёта, а пулемёты ШКАС-7,62 дальше. Такое расположение пушек и пулемётов повышало точность стрельбы на 50 процентов по сравнению со штурмовиками других заводов-изготовителей, у которых расположение пушек и пулемётов было как раз наоборот. На этом основании можно сделать простой вывод о том, что Объединённый Институт Ядерных исследований, город Дубна, ставший Наукоградом, и Особая Экономическая Зона технико-внедренческого типа образовались здесь, не просто так, а в силу исторической неизбежности. Если в 1940 году нашим предкам ума хватило правильно расположить пушки и пулемёты, то и в наше время их потомки себя не посрамят и найдут правильные решения.
Но на этом наша связь с производством штурмовиков не кончается. Тут надо сказать несколько слов об истории создания Дубненского машиностроительного завода и Московского завода № 30. Первоначально завод в п. Иваньково на берегу Московского моря создавался как филиал завода № 30, находившегося в п. Савёлово (сейчас ото ОАО "САВМА"), изготавливающего гидросамолёты конструкции Бериева Георгия Михайловича.
Первая очередь строительства этого филиала была введена в эксплуатацию 10 июля 1939 года. С этой даты по 26 мая 1940 года он оставался филиалом Савёловского завода. Затем Савёловскому заводу присвоили новый номер 288, а его филиал в посёлке Иваньково стал самостоятельным заводом № 30. Савёловскому заводу поручили изготавливать гидросамолёты КОР-2 (Бе-4) для полярной авиации, а новому недостроенному заводу № 30 было поручено изготовить опытный гидросамолёт МТБ-2 из задела деталей Таганрогского завода. Когда в мае 1940 года в НКАП решался вопрос об изготовлении первой серии штурмовиков БШ-2 в количестве 10 штук для проведения войсковых испытаний и отработки тактических приёмов их использования в боевых условиях, а серийные заводы не имели для этого свободных мощностей, то и поручили это дело строящемуся заводу № 30.
Осенью 1941 года, когда немецкие войска подошли к Москве, 10 октября на теплоходе "Бах" завод № 30 был эвакуирован в г. Чкаловск под г. Горьким на судостроительный завод. Там места для его размещения не нашлось и завод № 30 к 07 ноября 1941 года оказался в г. Омске.
После разгрома немцев под Москвой, в конце декабря 1941 года заводчанам дали команду возвращаться назад в п. Иваньково. Но им пришлось задержаться на три месяца в г. Москве. Первое время работали на заводе имени Горбунова в Филях, потом на бывшем заводе № 1 в Тушино, который тоже был эвакуирован в г. Куйбышев. Причина этой задержки опять связана со штурмовиками ИЛ-2.
В конце декабря 1941 года завод № 18, эвакуированный из г. Воронежа в г. Куйбышев (ныне г. Самара), после известной телеграммы И.В.Сталина о том, что "…штурмовики ИЛ-2 нужны Красной Армии как воздух, как хлеб..", изготовил первую партию штурмовиков на новом месте. Заводской аэродром ещё не был построен, поэтому готовые самолёты грузились на железнодорожные платформы и отправлялись в г. Москву по железной дороге. В Москве они выгружались на пустых площадках эвакуированных заводов, собирались заводскими бригадами и всеми, кого могли привлечь, и тут же отправлялись в боевые полки на фронт. Так продолжалось до мая месяца 1942 года. Часть оборудования, рабочих и специалистов нашего завода № 30 так и осталась в Москве на Тушинской площадке, а 10 мая 1942 года было принято решение о создании на этой площадке нового Московского завода № 30, а на базе завода в п. Иваньково был создан новый Опытный завод № 458.
Теперь уже Московский завод № 30 начал изготавливать штурмовики ИЛ-2. В 1942 году выпустил 1053 бронированных самолёта, а всего за годы войны изготовил 8865 штурмовиков различных модификаций. Как отмечалось выше большая их часть поступала в запасные полки 3-й авиабригады в том числе и Борковский 34-й запасной полк.
Вот так, лежала в лесу ржавая железная бочка с остатками толи крыльев, толи колёс и многие грибники её видели. Самые хозяйственные из них растащили всё, что можно было открутить или отломать. А получилась вот такая история, о которой мы Вам рассказали.
В заключении хочу поблагодарить и пожелать Всего наилучшего Всем, кто словом и делом помогал и участвовал в это проекте, в сборе исторической информации, деталей, в изготовлении самолёта и самого Памятника в нашем городе. Все вместе мы сделали хорошее, доброе дело.
Это Памятник нашим родителям, дедам и прадедам, всему советскому народу, победившему в самой страшной за всю историю человечества войне. Это Памятник и нам самим, и нашим детям, которые должны знать, кто они и откуда растут их корни, что такое их Родина и как её надо беречь.
Всем героям, защищавшим Родину и работавшим на Победу в трагические годы Великой Отечественный войны посвящается установленный в нашем городе символ могущества и мужества боевой штурмовик ИЛ-2!
|