НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет радиотехники, электроники и физики
Кафедра конструирования и технологии радиоэлектронных средств
“УТВЕРЖДАЮ”
Декан РЭФ
В.А.Гридчин
“___” __________2006 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины
Телекоммуникационные технологии
ООП по специальности 201500
“Бытовая радиоэлектронная аппаратура”
(уровень подготовки – инженерная подготовка)
Факультет РЭФ
Курс 4, семестр 9
Лекции 34 час.
Лабораторные работы 68 час.
Консультации 13 час.
Расчетно-графическая работа – 9 семестр.
Экзамен – 9 семестр
Всего 141 час.
Новосибирск
2006
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 201500 “Бытовая радиоэлектронная аппаратура”.
Регистрационный номер 20 тех/дс, дата утверждения ГОС – 10.03.2000
Шифр дисциплины в ГОС – СД.04 (Дисциплины специализаций. Федеральный компонент)
Шифр дисциплины по учебному плану – 41, специальные дисциплины
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры КТРС, протокол №
от
Программу разработал
доцент, к.т.н.
|
|
А.В. Кривецкий
|
|
|
|
Заведующий кафедрой
профессор, д.т.н.
|
|
А.Г. Вострецов
|
|
|
|
Ответственный за основную
образовательную программу
профессор, д.т.н.
|
|
|
ГОС по специальности 201500 “Бытовая радиоэлектронная аппаратура”
1.4.4. Обобщенные задачи профессиональной деятельности.
Инженер по направлению “Радиотехника” в зависимости от содержания конкретной образовательной программы (специальности) может быть подготовлен к решению следующих типовых задач:
а) проектная деятельность:
анализ состояния научно-технической проблемы на основе подбора и изучения литературных и патентных источников; определение цели и постановка задач проектирования;
разработка структурных и функциональных схем радиотехнических систем и комплексов и принципиальных схем устройств с использованием средств компьютерного проектирования, проведением проектных расчетов и технико-экономическим обоснованием принимаемых решений;
выпуск технической документации, включая инструкции по эксплуатации, программы испытаний, технические условия;
участие в наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию опытных образцов радиотехнических устройств и систем;
б) научно-исследовательская деятельность:
построение математических моделей объектов и процессов; выбор метода их исследования и разработка алгоритма его реализации;
моделирование объектов и процессов с целью анализа и оптимизации их параметров с использованием имеющихся средств исследований, включая стандартные пакеты прикладных программ;
разработка программы экспериментальных исследований, ее реализация, включая выбор технических средств и обработку результатов;
составление обзоров и отчетов по результатам проводимых исследований
в) производственно - технологическая:
разработка и внедрение технологических процессов настройки, испытаний и контроля качества изделий;
авторское сопровождение разрабатываемых устройств и систем на этапах проектирования и выпуска их опытных образцов;
участие в работах по технологической подготовке производства;
г) организационно - управленческая деятельность:
организация работы коллектива исполнителей, принятие исполнительских решений в условиях различных мнений;
разработка планов научно-исследовательских, и опытно-конструкторских работ, управление ходом их выполнения;
нахождение оптимальных организационных решений, обеспечивающих реализацию требований по качеству продукции, ее стоимости, срокам исполнения, экологической безопасности и охраны труда;
д) сервисно - эксплуатационная деятельность:
эксплуатация и техническое обслуживание радиотехнических систем и комплексов;
ремонт и настройка радиотехнических устройств различного назначения.
1.4.5. Квалификационные требования.
Для решения профессиональных задач инженер
осуществляет сбор, отработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме исследований;
изучает специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в области радиоэлектроники;
проводит экспериментальные исследования радиоэлектронных устройств и систем с целью их модернизации или создания новых образцов;
составляет описания проводимых исследований, готовит данные для составления отчетов, обзоров и другой документации;
выполняет математическое моделирование радиотехнических устройств и систем с целью оптимизации их параметров;
участвует в проектировании, и модернизации приборов и устройств радиоэлектроники на схемотехническом и системотехническом уровнях;
оценивает экономическую эффективность принимаемых решений, обеспечивает необходимый уровень унификации и стандартизации изделий;
разрабатывает проектную и рабочую техническую документацию, оформляет законченные научно-исследовательские и проектные работы;
разрабатывает и принимает участие в реализации мероприятий по повышению эффективности производства, направленных на снижение трудоемкости, повышение производительности труда;
участвует в монтаже, наладке и регулировании радиоэлектронной аппаратуры, а также в испытаниях и сдаче в эксплуатацию опытных образцов;
принимает участие в составлении патентных и лицензионных паспортов заявок на изобретения и промышленные образцы;
участвует во внедрении разработанных технических решений и проектов, в оказании технической помощи и осуществлении авторского надзора при изготовлении, испытаниях и сдаче в эксплуатацию проектируемых изделий радиоэлектроники;
разрабатывает мероприятия по предотвращению экологических нарушений, защите интеллектуальной собственности;
подготавливает рецензии, отзывы и заключения на техническую документацию, разрабатывает инструкции по эксплуатации оборудования, технике безопасности и программам испытаний радиоэлектронной аппаратуры.
Инженер должен знать:
постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы по своей профессиональной деятельности;
действующие стандарты и технические условия, положения и инструкции по эксплуатации оборудования, программам испытаний, оформлению технической документации;
технические характеристики и экономические показатели отечественных и зарубежных разработок в области радиоэлектронной техники;
основную аппаратуру для измерения характеристик радиотехнических цепей и сигналов;
перспективы технического развития предприятия;
порядок и методы проведения патентных исследований;
основы изобретательства и рационализаторства;
современные средства вычислительной техники, коммуникации и связи;
специальную научно-техническую и патентную литературу по тематике исследований и разработок;
порядок пользования периодическими, реферативными и справочно-информационными изданиями по профилю специальности;
основы экономики, организации труда и управления коллективом;
основы трудового законодательства;
правила и нормы охраны труда;
методики расчета технико-экономической эффективности при выборе технических и организационных решений;
наиболее рациональные способности защиты и порядок действий коллектива предприятия (отдела, лаборатории, цеха) в чрезвычайных ситуациях.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 201500 Бытовая радиоэлектронная аппаратура
XXX
|
Специальность 201500 Бытовая радиоэлектронная аппаратура
|
XXX
|
7.1. Требования к профессиональной подготовленности инженера
Инженер должен знать:
основные научно-технические проблемы и перспективы развития радиотехники и областей ее применения;
элементную базу, основные структуры, схемотехнику, свойства и методы расчета устройств формирования, излучения, приема, усиления и обработки сигналов;
структуры и возможности основных систем получения и передачи информации об окружающей среде и объектах материального мира;
базовые языки и основы программирования, методы хранения, обработки, передачи и защиты информации, типовые программные продукты, ориентированные на решение научных и проектно-конструкторских задач радиотехники;
математический аппарат и численные методы, физические и математические модели процессов и явлений, лежащих в основе принципов действия приборов и устройств радиоэлектроники;
основные принципы и методы расчета, проектирования и конструирования радиотехнических устройств и систем на базе системного подхода, включая этапы системного, схемного, конструкторского и технологического проектирования, требования стандартизации технической документации;
пути повышения качества, надежности и долговечности радиоэлектронных устройств;
основы экономики, организации труда и управления коллективом
уметь применять:
методы исследования, проектирования и проведения экспериментальных работ;
методы организации и осуществления измерений и исследований, включая организацию и проведение стандартных испытаний и технического контроля, обеспечивающих требуемое качество продукции;
методы и компьютерные системы проектирования и исследования радиотехнических устройств и систем;
методы выполнения технических расчетов и оценки экономической эффективности исследований, разработок и готовых изделий;
правила и методы монтажа, настройки и регулирования радиоэлектронной аппаратуры, контроль за ее состоянием и правильным использованием;
действующие стандарты, технические условия, положения и инструкции по оформлению технической документации;
методы оптимальной организации труда профессиональных групп при проектировании и создании образцов новой техники.
При подготовке данной учебной дисциплины использованы:
ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА “РАДИОТЕХНИКА”
регистрационный номер 151тех/дс от 17.03.2000 (табл. 1)
Таблица 1
Шифр
дисциплины
|
Содержание учебной дисциплины
|
Часы
|
СД.04
|
Телекоммуникационные технологии: области применения и условия функционирования телекоммуникационных систем (ТКС); классификация, основные характеристики, структурные схемы, основные подсистемы, многоканальные ТКС и сети; стандарты и протоколы (модели ISO/OSI); способы представления, дискретизация и квантование непрерывных сообщений, сигналов и помех; каналы связи, их классификация, описание, свойства; аналоговые и цифровые методы передачи сообщений, способы объединения, разделения и коммутации каналов (частотное, временное, кодовое); псевдослучайные широкополосные сигналы; особенности модуляции и демодуляции радио- и оптических сигналов в коммуникационных устройствах, совмещение модулятора и демодулятора в приемно-передающем тракте; кодирование и декодирование сообщений; методы помехоустойчивого кодирования; информационная емкость и избыточность сообщений, пропускная способность КС, показатели качества приема сообщений; принципы сжатия информации и их стандартизация в КС; понятие о защите информации в сетях и каналах связи; перспективы развития коммуникационных технологий.
|
100
|
2. Особенности (принципы) построения дисциплины
В таблице 2 представлены особенности дисциплины.
Таблица 2
Особенность
|
Пояснение
|
Основание для введения курса
|
Государственный стандарт
|
Адресат курса
|
Студенты 4 курса, обучающиеся по специальности 201500 “Бытовая радиоэлектронная аппаратура” (уровень подготовки – инженерная подготовка)
|
Основная цель
|
После успешного освоения материала дисциплины студент будет уметь использовать принципы системного подхода для анализа и проектирования многоканальных систем передачи информации и их частей.
|
Ядро курса
|
Ядро курса составляет изучение основных принципов, используемых при проектировании техники многоканальной связи; аналоговые системы передачи (АСП), цифровые системы передачи (ЦСП), методы цифровой обработки сигналов и виды цифровой модуляции основные узлы оборудования АСП и ЦСП для магистрального, внутризонового и местного участков телекоммуникационной сети; принципы технической эксплуатации ЦСП;
|
Уровень требований по сравнению со Стандартом
|
Требования к дисциплине соответствуют ГОС по специальности «Бытовая радиоэлектронная аппаратура»
|
Объем в часах курса
|
Соотношение между теоретической подготовкой и практической составляет 1:2 (34:68). Вместе с тем практическую составляющую дисциплины усиливает расчетно-графическая работа, связанный с проектированием частей многоканальных систем передачи.
|
Основные понятия курса
|
телекоммуникационные системы (ТКС); классификация ТКС, многоканальные ТКС; модели ISO/OSI; дискретизация и квантование непрерывных сообщений; каналы связи; аналоговые и цифровые методы передачи сообщений, частотное, временное, кодовое разделение каналов; псевдослучайные широкополосные сигналы; модуляция и демодуляция радио- и оптических сигналов приемно-передающий тракт; кодирование и декодирование сообщений; помехоустойчивое кодирование; информационная емкость и избыточность сообщений, пропускная способность КС, показатели качества приема сообщений; принципы сжатия информации; понятие о защите информации в сетях и каналах связи.
|
Обеспечение последующих дисциплин образовательной программы
|
Рассматриваемые в дисциплине вопросы используются при выполнении расчетно-графического задания.
|
Практическая часть курса
|
На лабораторных, практических занятиях и при выполнении курсового проекта обучающиеся решают типовые задачи по формированию стандартных групп сигналов, построению многоканальных систем связи и их блоков, рассчитывают возникающие помехи и искажения в каналах передачи и блоках систем.
|
Учет индивидуальных особенностей обучающихся
|
На занятиях учитывается первоначальный уровень подготовки обучающихся; учитываются индивидуальные предпочтения обучающихся и уровень их подготовки при выборе темы курсового проекта
|
Направленность курса на развитие общепредметных умений
|
Работая над материалом дисциплины, обучающиеся получают возможность развивать такие общепредметные умения, обладающие свойством переноса, как синтез (модели многоканальных телекоммуникационных систем и их блоков), выбор (модели расчета характеристик системы), моделирование (модулей и блоков многоканальных телекоммуникационных систем с точки зрения их качественных и количественных показателей).
|
Описание основных “точек” контроля
|
По учебному плану предусмотрен экзамен.
Условием допуска к экзамену является защита лабораторных работ и расчетно-графического задания.
|
Характеристика используемых методических материалов
|
При проведении лабораторных занятий используются методические указания в электронном виде.
|
Дисциплина и современные информационные технологии
|
При выполнении контрольной работы и курсового проекта используются различные программные среды и САПР (MS Excel, Machcad, Matlab)
|
В таблице 3 представлены междисциплинарные связи.
Таблица 3
Дисциплины, предшествующие по учебному плану УК РЭС
|
Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся для успешного освоения дисциплины
|
Уровень «знать»
|
Уровень «уметь»
|
Математический анализ
|
дифференциальное и интегральное исчисления, ряды
|
Дифференцировать, интегрировать, решать системы дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами
|
Теория электрической связи
|
Основы электрической связи
|
Использовать основные параметры сигналов и каналов
|
Сети связи и системы коммутации
|
Построение коммутационных полей, методы коммутации
|
Рассчитывать коммутационные поля, нагрузку, пучки линий
|
Основы построения телекоммуникационных сетей и систем
|
Основные топологии и методы построения телекоммуникационных систем
|
Анализировать структурные схемы телекоммуникационных систем, их топологию
|
Основы схемотехники
|
Аналоговую и цифровую схемотехнику
|
Разрабатывать и исследовать основные блоки многоканальных телекоммуникационных систем
|
Основы микропроцессорной техники
|
Архитектуру микропроцессорной техники
|
Разрабатывать микропроцессорные устройства
|
Информатика
|
Основы специализированных САПР
|
владеть мatlab, mathcad
|
3. Цели учебной дисциплины
В таблице 4 сформулированы цели учебной дисциплины.
Таблица 4
№
|
Цель
|
После изучения дисциплины студент будет иметь представление:
|
1
|
О современных телекоммуникационных технологиях: области применения и условия функционирования телекоммуникационных систем
|
2
|
О принципах классификации ТКС, основных характеристиках, структурных схемах типовых многоканальных ТКС и сетей
|
3
|
О стандарта и протоколах (модели ISO/OSI)
|
После изучения дисциплины студент будет знать:
|
4
|
способы представления, дискретизация и квантование непрерывных сообщений, сигналов и помех.
|
5
|
аналоговые и цифровые методы передачи сообщений
|
6
|
способы объединения и разделения каналов (частотное, временное, кодовое);
|
7
|
Виды цифровой модуляции, кодирование в частотной области, методы коррекции искажений
|
8
|
способы коммутации (каналов, пакетов, сообщений); управление потоками данных в сетях;
|
После изучения дисциплины студент будет уметь:
|
9
|
Анализировать параметры и способы построения аппаратуры многоканальных систем передач
|
10
|
Разрабатывать блоки и узлы ТС в соответствии с заданными параметрами
|
11
|
Оценивать защищенность систем передачи от линейных переходов, оптимизировать устройства коррекции линейного тракта
|
12
|
Проводить выбор канальных кодеков ЦСП, рассчитывать их параметры
|
13
|
Оценивать искажения в цифровом линейном тракте
|
14
|
Проводить выбор линейного кода цифровых систем передачи
|
Содержание и структура учебной дисциплины
В таблице 5 представлены темы лекционных занятий.
Таблица 5
Темы лекционных занятий
|
Часы
|
Ссылки
на
цели
|
Модуль 1.Цели дисциплины. Структура дисциплины. Ее связь с другими дисциплинами учебного плана. Предмет дисциплины. Основные задачи техники многоканальной связи. Основные параметры сигналов и каналов. Необходимость и роль стандартов и протоколов. Диаграмма уровней OSI/ISO.
|
2
|
1…3
|
Модуль 2. Области применения и условия функционирования телекоммуникационных систем (ТС). Классификация и основные характеристики ТС.
Способы представления и преобразования сообщений. Каналы связи, их свойства, описание и классификация.
Аналоговые и цифровые методы передачи сообщений.
Структурные схемы аналоговых и цифровых ТС.
|
10
|
4 - 8
|
Модуль 3. Цифровые системы передачи (ЦСП), методы цифровой обработки сигналов и виды цифровой модуляции, импульсно-кодовая модуляция (ИКМ) и дифференциальные методы модуляции, повышение эффективности канальных кодеков, кодирование в частотной области, структурная схема оконечной станции ЦСП и основные узлы оборудования.
|
10
|
4 – 8, 14
|
Модуль 4 Особенности модуляции и демодуляции радио- и оптических сигналов в коммуникационных устройствах, совмещение модулятора и демодулятора в приемно-передающем тракте; кодирование и декодирование сообщений; методы помехоустойчивого кодирования;
|
8
|
4 – 8, 11
|
Модуль 5. кодирование и декодирование сообщений; методы помехоустойчивого кодирования; информационная емкость и избыточность сообщений, пропускная способность КС. Показатели качества приема сообщений; принципы сжатия информации и их стандартизация в КС; понятие о защите информации в сетях и каналах связи
|
2
|
9 - 14
|
Модуль 6. Защита информации в сетях и каналах связи; Перспективы развития коммуникационных технологий.
|
2
|
1, 3, 11, 13
|
Итого
|
34
|
|
В таблице 6 представлены темы лабораторных занятий.
Таблица 6
Темы
лабораторных занятий
|
Учебная деятельность
|
Часы
|
Ссылки
на цели
|
Модуль 1. Исследование основных узлов оборудования аналоговых систем передачи
|
исследует варианты построения АСП и формирования стандартных групп;
исследует варианты построения основных блоков АСП;
проводит комплексный анализ полученной АСП.
|
8
|
3,5,6..8
|
Модуль 2.
Исследование построения блоков синхронизации ЦСП
|
исследует основные методы построения устройств синхронизации ЦСП;
проводит моделирование основных блоков ЦСП.
|
12
|
3,9,12,20
|
Модуль 3. Исследование основных методов защиты передаваемой информации
|
разрабатывает устройство передачи информации с использованием скремблера и дескремблера с неизолированными генераторами псевдослучайных битовых последовательностей
|
6
|
3,4,5,7,19
|
Модуль 4.
Исследование способов выделения синхросигнала из передаваемых данных
|
проводит разработку устройства фазовой автоподстройки частоты;
проводит моделирование и анализ разработанного устройства.
|
8
|
3,9,12,20
|
Итого
|
34
|
Структура дисциплины
5. Учебная деятельность
Контрольная работа выполняется студентами самостоятельно.
Образец контрольной работы:
Закодировать отсчеты напряжения аналогового сигнала с помощию симметричного кода, если UАИМ1=25.2 мВ,
Определить чему будет равно максимальное значение ошибки квантования и найти уровень квантования с помощью простого прямого кода, если UАИМ=21.4 мВ, =0.5 мВ, m=6
Динамический диапазон исходного сигнала D=25 дБ, его максимальное значение Uмакс=2,15В. Кодирование линейное – 8 разрядов, симметричный код. Определить максимальную защищенность от шумов квантования
Определить длительность импульсной посылки единичного двоичного символа для первичного цифрового потока, если скважность передаваемых импульсов 2.
для кода 3В2Т рассчитать число комбинаций новой и старой групп. Найти коэффициент избыточности нового кода
Определить пределы изменения скорости передачи первичного цифрового потока на выходе аппаратуры ИКМ-30-4 если нестабильность частоты +-3*10-5.
Определить интервал времени и тип выравнивания, если скорость объединяемого плезиохронного первичного цифрового потока составляет 2048 кб/с+200б/с.
определить скорость объединяемого плезиохронного потока, если положительное выравнивание производится в каждом 10 цикле (для двустороннего и одностороннего выравнивания)
Задание на курсовой проект, в большинстве случаев, выбирается по согласованию с преподавателем, поскольку обучаемые к этому времени формируют область дальнейшего дипломного проектирования.
Примерная тематика стандартных курсовых проектов представлена в таблице 7.
Таблица 7
1
|
Разработка основных узлов оборудования АСП
|
2
|
Разработка основных узлов оборудования ЦСП
|
3
|
Разработка устройства формирования ЧЦС, получаемого путем объединения 4х ТЦС с использованием одностороннего согласования скоростей.
|
4
|
Разработка устройства АЦО-ВГ
|
5
|
Разработка устройства ГО первичной ЦСП ИКМ.
|
6
|
Моделирование модема с QAM.
|
7
|
Моделирование системы передачи с шумоподобными сигналами.
|
8
|
Разработка устройства приемника синхросигнала со скользящим поиском.
|
В ходе выполнения курсового проекта студент разрабатывает пояснительную записку, которая включает описание объекта разработки, анализ и обоснование выбора элементов, необходимые расчеты, результаты моделирования и анализ полученных результатов.
6. Правила аттестации студентов по учебной дисциплине
По дисциплине учебным планом предусмотрен государственный экзамен. Допуском к экзамену является успешная защита лабораторных работ и курсового проекта.
7. Список литературы
Основная
Теория электрической связи: Учебник для вузов/под ред. Д.Кловского.– М.: Радио и связь, 1999. – 432 с.
Теория электрической связи учебник Васюков, В. Н.; Новосиб. гос. техн. ун-т – 2005. – 391 c.
Дополнительная
Ратынский В.М. Основы сотовой связи/Под ред. Д.Б. Зимина – М.: Радио и связь,1998, 248 с.
Гольдштейн Б.С. Системы коммутации -2003.
Автоматическая коммутация./под ред Ивановой
Баркун М.А., Ходасевич О.Р. Цифровые системы синхронной коммутации (Инженерная энциклопедия: Технологии электронных коммуникаций)
Шиллер Й. Мобильные коммуникации (пер с англ Лисового, Марченко)
Карташевский В.Г., Семенов С.Н., Фирстова Т.В. Сети подвижной связи (инженерная энциклопедия)
Столлингс В. Беспрорводные линии связи и сети (пер с англ Высоцкого А.В. и др.)
Телекоммуникационные системы и сети: Учебное пособие. В 3 томах./Б.И. Крук, Попантонопуло В.Н., Шувалов В.П.; под ред В.П.Шувалова. – М.Горячая линия-Телеком, 2003.
Системы и сети передачи информации: Учеб. пособие для вузов/М.В.Гаранин, В.И.Журавлев, С.В.Кунегин.-М.: Радио и связь, 2001.-336 с.: ил.
Шмалько А.В. Цифровые сети связи: основы построения и планирования.–М.: Эко-Трендз,2001.
Хаусли Т. Системы передачи и телеобработки данных. Пер. с англ. - М.: Радио и связь, 1994. - 456 с.
Скалин Ю.В., Бернштейн А.Г., Финкевич А.Д. Цифровые системы передачи.:М.:Радио и связь, 1988.
8. Контролирующие материалы для аттестации студентов по дисциплине
1. Общие термины и понятия. Информация. Передача информации. Сигнал. Линия связи. Система связи.
2. Классификация систем связи по виду передаваемой информации.
3. Общие термины и понятия. Классификация систем связи по назначению и числу каналов.
4. Общие термины и понятия. Уровни передачи. Измерительные уровни. Испытательный сигнал.
5. Параметры первичных сигналов. Телефонный сигнал. Мощность. Коэффициент активности.
6. Параметры первичных сигналов. Динамический диапазон. Пик-фактор. Энергетический фактор. Спектр речевого сообщения.
7. Структурная схема аналоговой системы связи. Основные достоинства и недостатки.
8. Структурная схема цифровой системы связи. Основные достоинства и недостатки.
9. Частотное уплотнение каналов. Схема модулятора. Принцип выбора несущей частоты.
10. Временное уплотнение каналов. Принцип выбора поднесущей.
11. Виды импульсной модуляции.
12. Спектр Амплитудно-импульсной модуляции АИМ-I.
13. Спектр Амплитудно-импульсной модуляции АИМ-II.
14. Импульсно-кодовая (цифровая) модуляция.
15. Цифровая фазовая манипуляция.
16. Методы повышения эффективности использования каналов. Дифференциальная импульсно-кодовая модуляция.
17. Методы повышения эффективности использования каналов. Дельта-модуляция.
18. Методы повышения эффективности использования каналов. Адаптивная дельта-модуляция.
19. Методы повышения эффективности использования каналов. Перспективы развития техники кодирования.
20. Сжатие динамического диапазона. Компандерные устройства.
21. Автокорреляционная функция. Псевдослучайные шумоподобные сигналы. Секвента. Спектр шумоподобного сигнала.
22. Псевдослучайные шумоподобные сигналы. Сигналы (коды) Баркера.
23. Псевдослучайные шумоподобные сигналы. Функции Радемахера.
24. Псевдослучайные шумоподобные сигналы. Функции Уолша.
25. Основные информационные параметры системы связи. Верность. Скорость. Помехоустойчивость.
26. Методы оценивания количества информации, содержащегося в сообщении. Непосредственное оценивание.
27. Методы оценивания количества информации, содержащегося в сообщении. Энтропийный подход.
28. Помехоустойчивость канала связи при расширении полосы. Формула Шеннона.
29. Элементы теории кодирования. Система кодирования. Длина кода. Кодовый алфавит.
30. Элементы теории кодирования. Классификация кодов. Равномерные коды. Примеры.
31. Элементы теории кодирования. Классификация кодов. Неравномерные коды. Примеры.
32. Системы вещания. Стереофоническое вещание с полярной модуляцией. Спектр комплексного стереосигнала. Схема модулятора.
33. Системы вещания. Стереофоническое вещание с пилот-тоном. Спектр комплексного стереосигнала. Схема модулятора.
|