Негосударственное общеобразовательное
учреждение Учебный центр «Профессионал»
Рассмотрено
На заседании педагогического совета НОУ УЦ «Профессионал»
протокол №__от_____2015г.
|
|
Утверждаю:
Генеральный директор НОУ УЦ «Профессионал»
________________ А.И. Никулин
«___»________2015 г.
|
|
|
|
Номер регистрации _№ ____
|
|
программа
Профессиональной переподготовки по рабочей профессии
14390 Машинист экскаватора
(квалификация 4-5разряд)
г .Аксай
2015 г.
Пояснительная записка
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Программа имеет своей целью формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для выполнения нового вида деятельности, приобретения новой квалификации.
Нормативную правовую основу разработки программы профессиональной подготовки по рабочей профессии Машинист экскаватора (далее – программа) составляют:
- Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ;
- Общероссийский классификатор профессий рабочих, служащих, ОК 016-94, 01.11.2005 г.;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения (приказ Минобрнауки России от 18.04.2013 N 292 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» (с изменениями от 21.08.2013г.)
- Федеральный закон от 21.07.2007 № 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 287-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации";
- Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, ОК 016-94, 01.11.2005 г.;
- Приказ Минобрнауки РФ от 01.04.2011 № 1440 "Об утверждении Перечня профессий профессиональной подготовки";
- приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «21» ноября 2014г. №931н Профстандарт № 262 Машинист экскаватора;
- Письмо Департамента государственной политики в сфере образования и науки Минобрнауки России от 278.12.2009 № 03-2672 с разъяснениями по формированию примерных программ профессиональных модулей НПО и СПО на основе ФГОС НПО и ФГОС СПО.
Отнесение к видам экономической деятельности:
(код
ОКВЭД2)
|
Наименование вида экономической деятельности
|
42
|
Строительство
инженерных сооружений
|
43.1
|
Разборка
и снос зданий, подготовка строительного
участка
|
45.2
|
Техническое
обслуживание и ремонт автотранспортных
средств
|
4 уровень квалификации
Термины, определения и используемые сокращения В программе используются следующие термины и их определения:
Компетенция – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
Основные виды профессиональной деятельности – профессиональные функции, каждая из которых обладает относительной автономностью и определена работодателем как необходимый компонент содержания основной профессиональной образовательной программы.
Результаты подготовки – освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования.
Учебный (профессиональный) цикл – совокупность дисциплин (модулей), обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей сфере профессиональной деятельности.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Цель реализации программы – прошедший подготовку и итоговую аттестацию должен быть готов к профессиональной деятельности в организациях (на предприятиях) различной отраслевой направленности, независимо от их организационно-правовых форм в качестве: - Машинист экскаватора 4-го разряда (с ковшом ёмкостью до 0,15 м3)
- Машинист экскаватора 5-го разряда (с ковшом ёмкостью до 0,15 до 0,4 м3) и роторных экскаваторов (канавокопателей траншейных) производительностью до 1000 м3/ч
Программа представляет собой комплекс нормативно-методической документации, регламентирующей:
- совокупность требований, обязательных при реализации профессиональных образовательных программ переподготовки по профессии «Машинист экскаватора 4-5 разряда» всеми образовательными учреждениями, имеющими право на реализацию профессиональной образовательной программы по данной профессии и государственную аккредитацию;
- содержание, организацию и оценку результатов подготовки
Квалификационная характеристика «Машинист экскаватора 4-5 разряда
- Выполнение механизированных работ с применением экскаватора в условиях строительства, обслуживания и ремонта автомобильных дорог, аэродромов, гидротехнических и других сооружений в соответствии со строительными нормами и правилами; техническое обслуживание и хранение экскаватора;
Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
Выполнение работ экскаватором по разработке грунта и погрузке его в транспортные средства;
Выполнение работ экскаватором по предварительному рыхлению грунта;
Выполнение работ экскаватором по рытью траншей;
Выполнение работ экскаватором по планировке откосов
Выполнение работ экскаватором при перегрузке строительных материалов и длинномерных хлыстов;
Выполнение работ экскаватором при перегрузке строительного и бытового мусора;
Выполнение работ экскаватором при разрушении и демонтаже зданий и сооружений;
Выполнение работ экскаватором по разработке грунта грейфером и погрузке его в транспортные средства;
Выполнение работ экскаватором при бурении скважин;
Выполнение работ экскаватором при разрушении прочных грунтов, скальных пород и
твердых покрытий
Выполнение аварийно-восстановительных работ экскаватором, в том числе на железной дороге;
Выполнение работ экскаватором при погрузке и разгрузке штучных грузов;
Выполнение экскаватором с харвестерной головкой подготовительных работ при строительстве автодорог;
Выявление, устранение и предотвращение причин нарушений в работе экскаватора.
Перемещение экскаватора по автомобильным дорогам с соблюдением правил дорожного движения
1.2 Планируемые результаты обучения
уметь:
Следить за показаниями приборов и сигнализацией при работе и движении
Выполнять задания в соответствии с технологическим процессом производства работ
Отслеживать отсутствие посторонних предметов(камней, пней), наличие ограждений и предупредительных знаков в рабочей зоне
Выявлять, устранять и предотвращать причины нарушений технологического процесса
Соблюдать строительные нормы и правила
Читать проектную документацию
Выполнять задания в соответствии с технологическим процессом производства работ
Прекращать работу при возникновении нештатных ситуаций
Соблюдать правила дорожного движения
Использовать средства индивидуальной защиты
Использовать дорожные знаки и указатели, радиотехническое и навигационное
оборудование
Управлять экскаватором в различных условиях движения (в том числе в темное время суток)
Соблюдать безопасную скорость, дистанцию и поперечный интервал относительно
безопасных значений
Обеспечивать маневр в транспортном потоке, информировать других участников
движения о своих маневрах и не создавать им помех
Обеспечивать поворот машины с сохранением обратной связи о положении управляемых колес
Запускать двигатель при различном его температурном состоянии
Поддерживать комфортные условия в кабине
Контролировать движение экскаватора при возникновении нештатных ситуаций
знать:
Требования инструкции по эксплуатации экскаватора.
Правила государственной регистрации экскаваторов
Правила допуска к работе машиниста экскаватора
Способы управления рабочими органами экскаватора, кинематика движения отвала экскаватора в пространстве
Технология работ, выполняемых на экскаваторе
Терминология в области строительства и машиностроения
Действия установленной сигнализации при работе и движении
План проведения работ
Инструкции по безопасной эксплуатации машин и производству работ
Порядок действий при возникновении нештатных ситуаций
Правила приема и сдачи смены
Правила дорожного движения
Правила производственной и технической эксплуатации экскаватора
Правила и инструкции по охране труда, производственной санитарии, электробезопасности, пожарной и экологической безопасности
Устройство, технические характеристики машины и ее составных частей
Терминология, применяемая в области эксплуатации землеройной техники и механизации строительства
Динамические свойства экскаватора и возможности по торможению машины
1.3 Категория слушателей
Лица, поступающие на обучение по профессии « Машинист экскаватора 4 разряда» Возраст не моложе 18 лет, для получения удостоверения « Машинист экскаватора 5-го разряда» – не моложе 19 лет, с опытом работы, должны не иметь медицинских противопоказаний к освоению профессии. Наличие удостоверения тракториста-машиниста соответствующей категории экскаватора
Медицинские ограничения регламентированы Перечнем противопоказаний Министерства здравоохранения Российской Федерации.
1.4.Трудоёмкость обучения:
Нормативные сроки освоения профессиональной образовательной программы переподготовки –246 часов (122 часа аудиторные занятия, практические занятия – 12 часов, консультации - 2 часа, экзамены - 8 часов, 14 часов обучение в учебном центре, обучение на предприятии(стажировка) - 80 часов). Режим занятий: 6-8 часов в день.
1.5. Форма обучения: очно-заочная.
1.6. Организационно-педагогические условия реализации программы.
Реализация профессиональной образовательной программы по профессии Машинист экскаватора должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.
Мастера производственного обучения должны иметь квалификацию по профессии Машинист экскаватора и удостоверение на право работы на экскаваторе установленного образца.
Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.
1.7. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы предполагает наличие учебных кабинетов
- правил и безопасности дорожного движения;
- экскаваторы;
- трактородром (площадка для учебной езды);
- мастерских - тракторы;
- лабораторий- тракторы.
- учебный полигон
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета
Перечень учебного оборудования для подготовки «Машинист экскаватора 4-5 разряда
Оснащение кабинетов :
1. Кабинет «Общее устройство экскаватора»
1.1 Двигатель с навесным оборудованием в разрезе на безопасной стойке
1.2 Набор деталей кривошипно-шатунного механизма
I.3 Набор деталей системы пуска вспомогательным бензиновым двигателем
1.4. Набор деталей рулевого управления
1.5. Набор деталей тормозной системы
1.6. Набор деталей гидравлической системы
1.7. Набор приборов и устройств электрооборудования
1.8. Учебно-наглядные пособия «Принципиальные схемы устройства экскаватора гусеничного и на пневмоколесном ходу»
1.9. Учебно-наглядные пособия по устройству изучаемых моделей экскаваторов
1.10 Учебно-наглядные пособия по техническому обслуживанию экскаваторов
1.11. Учебно-наглядные пособия по ремонту тракторов.
Количество часов, отводимых на изучение отдельных тем программы, последовательность их изучения, в случае необходимости, разрешается изменять в сторону уменьшения, но при непременном условии, что программы будут выполнены полностью по содержанию. Указанные изменения могут быть внесены в программы только после их рассмотрения и одобрения педагогическим советом негосударственного образовательного учреждения Учебный центр «Профессионал» (далее НОУ УЦ «Профессионал»), при наличии у обучаемых опыта работы по схожей специальности, с учетом фактического уровня их профессиональных знаний, умений и навыков
При проведении лабораторных работ, учитывая сложное содержание труда машиниста бульдозера, группу численностью 18 человек и более рекомендуется делить на две подгруппы.
В программы теоретического и производственного обучения могут вноситься изменения, с целью дополнить их учебным материалом о новом оборудовании, современных технологических процессах и передовых приемах, и методах труда, вводимых для совершенствования производства
VI. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Оценка качества освоения профессиональной образовательной программы переподготовки по рабочей профессии «Машинист экскаватора», включает текущий контроль знаний, промежуточную и итоговую аттестацию слушателей.
Формы и условия проведения текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине доводятся до сведения слушателей в начале обучения.
Для аттестации слушателей на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям профессиональной образовательной программы (текущая и промежуточная аттестации) создаются фонды оценочных средств (ФОС), позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, итоговой аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением.
Образовательным учреждением созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации слушателя по дисциплинам, междисциплинарным курсам к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
Оценка качества подготовки слушателей и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
- оценка уровня освоения дисциплин;
- оценка компетенций обучающихся.
К итоговой аттестации допускаются лица, выполнившие требования, предусмотренные программой и успешно прошедшие все аттестационные испытания, предусмотренные программами учебных дисциплин. В ходе итоговой аттестации членами аттестационной комиссии проводится оценка освоенных выпускниками профессиональных компетенций.
Оценка качества освоения программы профессиональной подготовки по рабочей профессии осуществляется аттестационной комиссией по результатам итоговой аттестации.
Членами аттестационной комиссии определяется интегральная оценка качества освоения программы профессиональной подготовки по рабочей профессии.
При проверке усвоения материалов применяются следующие формы контроля знаний:
- промежуточный контроль;
- устный опрос;
- зачет;
|