Модуль 1. История России: основные этапы развития российской государственности (IX-ХIХ века)
Введение
В модуле 1 «История России: основные этапы развития российской государственности» содержатся основные теоретические положения, раскрывающие особенности исторического развития России до ХХ вв. Анализируются основные тенденции исторического развития, их особенности и противоречия. Основное внимание сосредоточено на анализе государственных институтов, проблемах формирования государственной власти в стране.
Целью изучения данного модуля является ознакомление с генеалогическими методами исторических исследований, выполнение исследовательской работы по истории семьи; ознакомление с особенностями генезиса и институциональных основ российской государственности; ознакомление с основными тенденциями социально-экономического и политического развития России в период перехода от самодержавной монархии к абсолютизму; ознакомление с основными тенденциями социальных преобразований в России в XVIII веке; ознакомление с основными этапами модернизации России XIX- XX вв., анализ тенденций модернизационных изменений в основных сферах общества, выявление их противоречий.
Данная цель определила решение следующих задач, предполагающих формирование знаний, умений и навыков.
Формирование знаний
О теоретических основах генеалогических исследований;
Об основных тенденциях создания централизованного государства в России
Об основных этапах социальных преобразований в России в XVIII веке;
Об основных факторах, повлиявших на процесс перехода от самодержавной монархии к абсолютизму и тенденциями данного процесса;
Об основных событиях и процессах на различных этапах модернизации России
Формирование умений:
анализировать исторические источники при выполнении исследовательской работы по истории семьи.
анализировать исторические предпосылки складывания особенностей российской государственности
анализировать основные тенденции социальных изменений в российском обществе
анализировать особенности перехода от самодержавной монархии к абсолютизму в России;
анализировать тенденции модернизации и их отражение в процессах модернизации
Формирование навыков:
формулировки выводов при анализе влияния исторических событий на семейную историю.
формулировки выводов об особенностях зарождения и развития российской государственности.
формулировки выводов об основных тенденциях и противоречиях социальных преобразований в России в XVIII веке
формулировки выводов об основных тенденциях перехода от самодержавной монархии к абсолютизму в России и их проявлениях.
формулировки выводов об особенностях российской модернизации.
Структура модуля включает в себя 5 тем:
История семьи – история страны
Зарождение и развитие российской государственности: теория и практика
Особенности социально-экономического и политического развития России в период перехода от самодержавной монархии к абсолютизму
-
Социальные преобразования в России в XVIII веке: кризис сословной системы
Модернизация России в XIX-XX в.: основные этапы и противоречия
Методические рекомендации для лектора по теме 1.
«История семьи – история страны»
Вопросы для обсуждения
1. Возможности исторической науки по исследованию семейной истории. Генеалогические исследования
2. Источники исторических генеалогических исследований семьи
3. Междициплинарность генеалогических подходок к изучению семьи.
4. Рекомендации по подготовке исследовательского проекта «История моей семьи в истории страны»
Краткий конспект лекций
Цель: ознакомление с генеалогическими методами исторических исследований, выполнение исследовательской работы по истории семьи.
Задачи:
ознакомление с теоретическими основами генеалогических исследований.
формирование умений анализировать исторические источники при выполнении исследовательской работы по истории семьи.
формирование навыков формулировки выводов при анализе влияния исторических событий на семейную историю.
Возможности исторической науки по исследованию семейной истории. Генеалогические исследования
Историческая наука строит свои выводы на материале исторических источников (прошлое – исторический источник – историк), причем историки постоянно испытывают недостаток в необходимой информации. Поскольку общественное устройство, наука и культура непрерывно развиваются, постольку разрыв между той информацией, которая непосредственно содержится в источниках (и отражает представления и цели людей своего времени), и той, которая необходима современному историку (и отражает представления и задачи сегодняшнего дня), не только сохраняется, но и углубляется по мере увеличения интервала между временем создания источника и настоящим. Поэтому растет потребность в сведениях, непосредственно не выраженных в источнике.
Эта потребность может удовлетворяться:
во-первых, путем вовлечения в научный оборот новых, ранее не использовавшихся источников;
во-вторых, посредством повышения информативной отдачи уже известных источников.
Первый путь ограничен. Поэтому разработка принципов, путей и методов повышения информативной отдачи источников становится все более актуальной задачей источниковедения. Этим целям служит вспомогательная историческая дисциплина - генеалогия – дисциплина, изучающая родственные связи людей. Наука обладает большими исследовательскими возможностями.
Интерес к своему происхождению был присущ человеку изначально. В эпоху родового строя в устных преданиях сохранялась память об этногенезе народов, предках и их героических подвигах. В античном обществе происхождение стало определять социальный статус человека – его свободу или несвободу, гражданское полноправие. Знание этих корней и гордость за деяния предков имели не только моральный престиж, но и социальный смысл. Уже у римлян появился обычай демонстрировать портреты и скульптурные изображения предков и свитки с их родословными. В средневековье происходит расцвет практической генеалогии, связанный желанием подтвердить дворянское происхождение.
Существует и философское объяснение данному явлению. Среди вечных тем духовной культуры человечества во всех ее подразделениях важнейшей является проблема жизни и смерти. Один из аспектов этой проблемы связан с идеей обретения бессмертия, которая рано или поздно оказывается в центре внимания человека. Так вот, один из видов бессмертия – в генах потомства, близок большинству людей. Мощнейшим из влечений человека является стремление увидеть свои черты в детях, внуках и правнуках. С этим связывается наследование не только физических признаков, но и нравственных принципов семейного занятия или ремесла.
Несомненно, что генеалогическое сознание способствовало самовосприятию людей не только как части семейного окружения, но и как части крупной социальной и этнической общности. Родственные связи, охватывающие все население, будучи осознаны, способствовали превращению популяции как лишь демографической совокупности в этническую общность, в единый народ.
Генеалогия как наука имеет широкое и узкое понимание.
В широком смысле, генеалогия - историческая дисциплина, занимающаяся изучением и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов, семей и лиц и выявлением их родственных связей в тесном единстве с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности этих лиц. Тем самым генеалогия не отрывается от биографии, но и не смешивается с ней
Во узком смысле она есть «история семей, родов» - это историческое исследование, опирающееся на изучение определенных источников с анализом последних разнообразными методами.
Уникальность генеалогии как специальной исторической дисциплины определяется ее практически неограниченной источниковой базой.
2. Источники исторических генеалогических исследований семьи
К основным источникам истории семей, родов относятся:
генеалогическая документация, специально созданная или подобранная для доказательств происхождения и родства (как, например, родословные книги российского дворянства);
документы, содержащие информацию массового характера, позволяющую создавать банк соответствующих данных о лицах и их родственных связях (например, документы по личному составу);
это документация, содержащая данные о лицах, а следовательно, те или иные данные, при соответствующем сопоставлении и исследовании пополняющие генеалогические сведения
устные источники (свидетельства представителей рода). Они требуют осторожного и критического подхода к себе. Как правило, они достоверны на протяжении 2-3-х поколений. Затем свидетельства становятся неточными.
Достоверность исторической основы в легендах устанавливается путем сопоставления их с источниками других типов – документальными и вещественными.
Исследование истории своей семьи при помощи анализа глубинных интервью:
позволяет создать дополнительную мотивацию исследовательской работы и способствует лучшему освоению изучаемых исследовательских техник
позволяет создать определенную эмоциональную дистанцию и получить, обобщить информацию об истории своей семьи, осмыслить семейный опыт, извлечь личные уроки из семейного прошлого, найти примеры и образцы для подражания..
Среди огромного массива косвенных источников первостепенное значение для генеалогии имеют документальные памятники, характеризующие классовую и сословную принадлежность, родственные связи исторических лиц: метрические свидетельства, брачные договоры, завещания, документы из семейных архивов.
Важную роль в генеалогическом исследовании играют документы, характеризующие имущественное положение различных категорий населения: грамоты земельных пожалований, церковная документация, списки налогообложения, а также частные акты – купли-продажи, дарений, завещаний. Однако здесь исследователя подстерегает ряд опасностей. В простонародной среде высока повторяемость имен, часто отсутствуют фамилии, это затрудняет идентификацию исторических лиц. Поэтому эффективно только использование большого актового материала, относящегося к одному и тому же времени и месту.
Ценные исторические сведения содержатся и в нарративных источниках: хрониках и других исторических сочинениях, житиях, некрологах, мемуарах, дневниках, публицистике, памятниках эпистолярного жанра.
Важную для генеалогии информацию таят в себе материальные памятники: это церковная утварь, сохранившая имена дарителей, надгробия и эпитафии на них, доносящие до нас имена, даты рождения и смерти, обстоятельства жизни и карьеры. В качестве источников могут быть также использованы монеты и медали, печати, родовые гербы.
3. Междициплинарность генеалогических подходок
к изучению семьи.
Генеалогия как наука занимает уникальное место в системе человеческого знания: с одной стороны, является частью источниковедения, входящего в свою очередь в комплекс дисциплин, составляющих историческую науку, с другой – она междисциплинарна, способна существовать вне сферы истории как науки и именно там, где предметом или одним из предметов изучения является человек в его родственном окружении (юриспруденция, генетика, медицина, антропология и др.) или же используются генеалогические методы исследования (демография, социология, фольклористика, лингвистика, биология и т. д.).
Кроме того, генеалогия может существовать вообще вне сферы науки как факт общественного и индивидуального самосознания, как часть повседневного практического опыта.
В настоящее время генеалогические факты выступают как необходимые исходные данные для междисциплинарных исследований широкой тематики:
1) Политическая история в связи с историей правящих династий, династических браков и их местом в истории международных, культурных связей. Родственные связи или противостояние семейств друг другу во многом определяли характер и содержание политической борьбы в средневековье, которая нередко приводила к возвышению одних и поголовному истреблению других кланов наряду с другими более важными последствиями социально-экономического порядка..
2) История сословий, корпораций, социальных слоев и групп и связанных с ними учреждений. Традиционно использовались и используются генеалогические данные для изучения феодальной знати и служилого дворянства в России. Активно разрабатывается методика генеалогии купечества, крестьянских семей. В связи с этим исследователи отмечают формирование генеалогии нового типа – комплексной, “объектом разработки которой является одновременно какое-то значительное количество фамилий, представляющих определенный класс, социальную группу, регион, исторически обусловленные и исторически обоснованные”. При этом “главная цель состоит в том, чтобы путем сравнительного генеалогического анализа многих родов выявить условия и закономерности формирования и развития определенных социальных групп”.
3) Краеведение. В последние десятилетия заметно усилился интерес научной общественности к проблемам исторического. Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. История семьи, которой часто занимаются ее члены, в будущем может быть источником для историков. Запись воспоминаний людей старшего поколения должна стать частью работы краеведов. Генеалогия из науки, обрабатывающей исторический материал по истории семьи, добытый из различных источников, способна и должна превратиться в науку, собирающую такой материал у самых различных семей, сохраняющую современную устную историческую память для будущих историков.
Историки отмечают, что важной задачей краеведов является освещение процесса исторического заселения края, изучение истории всех без исключения населенных пунктов. Во многом данную проблему можно решить с помощью генеалогических методов изучения. Изучение истории крестьянских семей может дать важные сведения для ряда аспектов колонизируемых окраин: выявление мест выхода переселенцев и внутренних миграционных путей; датировка основания сельских населенных пунктов, рост этих поселений; специфика структуры семьи на разных этапах заселения; родственные связи с коренным населением; степень устойчивости проживания на новых местах; соотношение естественного и механического прироста населения и др.
Вообще, можно увидеть внутреннее родство генеалогии и краеведения: обе дисциплины имеют предметом своего изучения микроуровень исторического бытия, т. е. деятельность человека в его ближайшей исторической среде. Выяснение вопроса о взаимоотношениях двух дисциплин позволило исследователям говорить о том, что в интегративной роли генеалогического знания при изучении краеведческих вопросов кроется подлинная, глубинная связь этих дисциплин, позволяющая говорить не просто о генеалогии и краеведении, а о краеведческой генеалогии как подразделении краеведения, занимающимся изучением семейной истории, родословием отдельных лиц и фамилий, их социально-культурной ролью на локальном уровне.
4) Социальная психология. В сочетании с другими сведениями генеалогические факторы открывают путь для социально-психологических исследований, изучения общественного мнения и сознания. За такими социально-психологическими категориями, как “мезольянс”, “блестящая партия”, “неравный брак”, имеющими в виду определенные сословные, имущественные, религиозные или национальные, профессиональные оценочные суждения, возрастные предпочтения или суждения о внешних данных, относительных в разных слоях и изменяющихся во времени, угадывается различный образ жизни людей в его историческом развитии.
5) Историческая демография. В демографии в 1950-х гг. французскими исследователями разработан и активно используется т. н. метод «восстановления истории семей», основанный на применении анализа генеалогических данных. Машинная обработка материалов демографии привела к усовершенствованию генеалогических таблиц. В генеалогическом исследовании могут быть затронуты такие стороны, как продолжительность жизни членов рода, в т. ч. в сравнении с выводимыми средними величинами для определенных территории и периода.
6) Историческая география. При изучении истории переселенцев из Европы на другие континенты рассматриваются демографический, социологический, и, конечно, генеалогический аспекты истории переселенцев в течение ряда поколений представителей конкретных наций.
7) Историческая экология. Окружающая человека среда многопланова. Отношение к генеалогии будет иметь такая проблема, как влияние хозяйственной деятельности рода и его членов на окружающую среду. Предметами изучения могут быть влияние промышленных предприятий, принадлежавших членам рода, на природу, занятие сельским хозяйством, включая применение тех или иных способов обработки земли. Важной стороной исследований может стать изучение экологического поведения и экологического сознания, передающихся в роду (отношение к природе в целом, отношение к земле, к лесу и т. п.). Эту сторону следует понимать также как часть исследования родовых традиций и культурного уровня родов. Другой аспект исследований – влияние среды на здоровье членов рода и на формирование их занятий. Затрагивая данные аспекты, генеалогия имеет возможность участвовать в раскрытии отношений родов и их отдельных представителей с природой, как в смысле преобразования природной среды в культурный ландшафт, так и в смысле сохранения естественного окружения.
8) Биографика и просопография. Объект биографического и генеалогического исследований в каком-то смысле один и тот же, предмет же различен. В одном случае – конкретный человек, связанный с прошлым и будущим родственными связями. В другом – система родственных связей в исторической жизни семьи, рода.
Просопография – изучение коллективной биографии; изучая учреждение, организацию, корпорацию, исследователь выясняет биографии и генеалогические связи людей, в них действующих, и через их коллективную биографию стремится понять социальный состав, интересы, направленность учреждения.
9) Право и история права. В нормах обычного права место человека, его обязанности и поведение четко регламентированы в зависимости от тех систем родства, в которых он существует. Право, законодательно закрепленное и санкционированное государством, также учитывает происхождение и родственные связи (семейное право, право собственности и ее наследования).
10) Генетика. Генеалогический метод – один из основных подходов в изучении генетики человека. Сравнивая молекулы ДНК, передающиеся по мужской или женской линиям, генетики имеют реальную возможность не только исследовать механизмы наследственных болезней, но и изучать родственные связи ныне живущих индивидуумов, проверять некоторые историко-родословные гипотезы (например, решать вопросы принадлежности захоронений тому или иному роду, верифицировать родословные легенды, возводящие род к легендарным предкам), и даже определять время происхождения и родственные связи народов и этнических групп.
Биологическое направление, возникшее на Западе, понимало генеалогию как науку о природных психофизиологических условиях формирования и развития поколений в их индивидуальных проявлениях.
Усиление междисциплинарности в изучении генеалогического прошлого, сотрудничество дисциплин в разработке общих проблем и обмен методами изучения обогащает каждую из них, причем взаимопроникновение их отнюдь не устраняет их самостоятельности, поскольку каждая дисциплина имеет собственную задачу, свой угол зрения.
4. Рекомендации по подготовке исследовательского проекта «История моей семьи в истории страны»
Работа над историей своей семьи – это определенный способ расширения и углубления знаний по отечественной истории. Историческое развитие – это не только проблемы макроуровня российской истории (политика, экономика, социальные отношения, общественные движения и т.д.). История государства начинается с истории жизни и деятельности отдельных личностей, семей, из которых складываются социальные группы, сословия, классы, являющиеся главными движущими силами «большой» истории.
Изучая историю своей семьи, человек обращается к основным этапам, событиям и явлениям истории России XX века, зачастую переосмысливая их. Первые пятилетки, коллективизация и индустриализация, Великая Отечественная война, хрущевская «оттепель», перестройка и т.д. – все это, так или иначе, отразилось в судьбах современных российских семей.
Изучение истории семьи содействует сохранению исторической памяти. С каждым ушедшим годом и с каждым ушедшим человеком часть истории невосполнимо утрачивается. К сожалению, советский период нашей истории не способствовал сохранению многих фактов в жизни большинства семей. «Непролетарское» происхождение, раскулачивание, репрессии, пребывание в плену в годы Великой Отечественной войны и многое другое скрывалось, замалчивалось. Выросли поколения, не знающие истории своего рода. Однако, каждый человек, выросший в семье, впитывает ее традиции и устои и таким образом не только генетически, но и исторически связан с корнями своего рода. В отрыве от своих родовых корней нельзя постичь собственное «я», ощутить свою принадлежность к нации и стране, без чего невозможна созидательно - активная позиция по отношению к ним.
Работа над историей семьи формирует и определенные навыки самостоятельной деятельности. В данном случае к их числу относятся умения осуществлять поиск необходимой исторической информации, содержащейся в устных рассказах родственников, различных документах (письмах, дневниках, газетных статьях и т.п.) и специальной литературе, систематизировать полученный материал, составлять авторский текст, делать обобщения и выводы, выполнять литературную обработку написанного и т.д.
|