Скачать 1.24 Mb.
|
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая ПРОГРАММА ШКОЛА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «МАЛЫШОК» (возраст: 5 – 6 лет) НАПРАВЛЕННОСТЬ: социально-педагогическая Составитель: педагоги дополнительного образования Вансович Наталья Семеновна Пасько Елена Петровна Таран Людмила Николаевна Закирова Елена Николаевна Войтова Ирина Тихоновна Иванова Галина Михайловна 2017г. г. Пыть-Ях Содержание
1.1. Обоснование программы …………………………………………….…. 4 1.2. Используемые методики …………………………………………………4-5 1.3. Цели и задачи… …………………………………………………………..5-6 1.4. Актуальность и новизна программы …………………………………... 6 1.5. Основные принципы построения программы ………………………… 6 1.6. Характеристика образовательного процесса …………………..............6-7 1.7. Условия реализации программы ………………………………………7-8 1.8. Система контроля ………………………………………………………….....8 1.9. Метод обеспечения образовательной программы ……………………8-9
2.1.Задачи ………………………………………………………………….… 10 2.2. Тематический план «Аппликация» ……………………11-14 2.3. Содержание программы ……………………………………………… 15 2.4. Оценка эффективности программы к концу обучения ………………16 3. Программа «Ознакомление с художественной литературой» 3.1. Задачи…… …………………………………………………………….…17 3.2.Тематический план «Ознакомление с худ. Литературой» …..18-20 3.3. Содержание программы …………… ……………………………21 3.4. Оценка эффективности программы к концу обучения ……………22 4. Программа «Лепка» 4.1. Задачи ………………………………… …………………23 4.2. Тематический план «Лепка» ………………………………24-27 4.3. Содержание программы ……………………………28 4.4. Оценка эффективности программы к концу обучения ……………29 5. Программа «Рисование» 5.1. Задачи ……………………………………………30 5.2. Тематический план «Рисование» ………………………31-34 5.3. Содержание программы ……………………………35 5.4. Оценка эффективности программы к концу обучения ……………36 6. Программа «Подвижные и развивающие игры» 6.1. Задачи ………………37 6.2 Тематический план «Подвижные и развивающие игры» 38-47 6.3. Содержание программы ……………………………48-49 6.4. Оценка эффективности программы к концу обучения ………………50 7. Программа «Основы счёта и логического мышления» 7.1. Задачи ………………………………………………………………51 7.2. Тематический план «Основы счета и логического мышления» 52 7.3 Содержание программы …………………………53-55 7.4. Оценка эффективности программы к концу обучения …………………56 8. Программа «Обучение грамоте и развитие речи» 8.1.Задачи ………………57 8.2. Тематический план «Обучение грамоте и развитие речи» 58 8.3. Содержание программы …………………………………59 8.4. Оценка эффективности программы к концу обучения …………………60 9. Программа «Изобразительная деятельность» 9.1.Задачи …………………61 9.2. Тематический план «Изобразительная деятельность» ………62 9.3. Содержание программы …………………………………63 9.4. Оценка эффективности программы к концу обучения …………………64 10. Программа «Музыка» 10.1. Задачи ……………………………………………65 10.2. Тематический план «Музыка» …………………………………66 10.3. Содержание программы ………………………………67 10.4. Оценка эффективности программы к концу обучения …………………68 11. Программа «Шахматы» 11.1.Задачи …………………………………………69 11.2. Тематическое план «Шахматы» ………………………………70 11.3. Содержание программы ………………………………71 11.4. Оценка эффективности программы к концу обучения ……………… 72 12. Программа «Ознакомление с окружающим миром» 12.1.Задачи … 73 12.2. Тематический план «Ознакомление с окружающим миром» …………74 12.3. Содержание программы ……………………………75-76 12.4. Оценка эффективности программы к концу обучения ……………77-78 13. Программа «Логопедические занятия» 13.1.Задачи …………………………79 13.2. Тематический план «Логопедические занятия»………………………80 13.3.Содержание программы ………………………………81 13.4. Оценка эффективности программы к концу обучения ………………82 14. Программа «Хореография» 14.1.Задачи ………………………79 14.2. Тематический план «Хореография …………………………………80 14.3.Содержание программы ………………………………81 14.4. Оценка эффективности программы к концу обучения …………………82 15. Программа «Свободная игровая деятельность»……………………83-86 16. Указатель литературы, использованной при разработке программы...87-96 1. Пояснительная записка 1.1. Обоснование программы Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые функции процесса обучения: информационную, развивающую и воспитательную. Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Занятия по данной программе предполагают ситуации успеха, которые способствуют не только усвоению получаемых знаний, но и формируют у ребенка убеждение в том, что обучаться, не только жизненно необходимо, но и очень интересно и увлекательно. Таким образом, у ребенка постоянно поддерживается потребность в получении новых знаний. 1.2. Используемые методики Данная программа составлена на основе Программы для групп кратковременного пребывания в детском саду под редакцией Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой. Главное назначение программы: включение в широкий мир сверстников и взрослых, гармоничное личностное, психическое, физическое развитие ребенка. Эта программа обеспечит запросы родителей, не имеющих возможности или не желающих по каким-либо причинам отдавать детей в детский сад, и создаст условия для полноценного развития ребенка. Основная идея программы Школы художественно-эстетического развития «Малышок» - создание условий для раскрытия личностного и интеллектуального потенциала каждого ребенка. В этом плане систематическая развивающая работа с детьми данного возраста обеспечивает активизацию возможностей каждого ребенка, и дает возможность полноценного психического развития в целом. Все занятия построены в игровой форме, так как самой эффективной формой развивающей работы с детьми 5 – 6 летнего возраста является игра. Именно этот вид деятельности побуждает детей к активной деятельности, поддерживает у детей бодрое и радостное настроение, создает условия для воссоздания и познания самых различных отношений и явлений, которые происходят в реальной жизни. Направленность программы на чередование различных игровых приемов дает ребенку возможность в интересной для него форме повысить уровень осведомленности, представлений о своем внутреннем мире и эмоциональном состоянии окружающих; а создание своеобразной, доверительной среды на занятиях способствует активизации процессов, направленных на формирование уверенности в своих силах и возможностях. На занятиях по рисованию и лепке дети учатся правильно отображать цветовую характеристику предметов и явлений; передавать форму и размер предметов, добавляя к ним элементы своего творчества и фантазии. Кроме того, приобретая навыки правильного и аккуратного пользования карандашом, кистью и пластилином (не сжимать слишком карандаш, аккуратно набирать на кисть краску, свободно, уверенно вести по бумаге карандашом или кистью без лишнего нажима; аккуратно пользоваться пластилином, не пачкать стол, одежду, лепить на дощечке или клеенке), ребенок учится опрятности, внимательности, усидчивости; у ребенка формируются навыки регулирования своего поведения. Помимо воспитания у детей эмоциональной отзывчивости и восприятия окружающего мира, рисование и лепка развивают тонкую моторику руки, что очень важно для развития графических навыков детей. Занятия по аппликации и конструированию способствуют развитию воображения, творческих способностей, изобретательности, пробуждает интерес и чувствительность к цвету, форме, фактуре. Ребенок познает свойства изобразительных материалов, овладевает обобщенными способами изготовления поделок. Дети учатся самостоятельности в деятельности, аккуратности, бережному отношению к материалам, оборудованию. Природа наделила детей врожденным стремлением к движению, снабдив их очень ценным чувством – чувством мышечной радости, которое они испытывают, двигаясь. Основным средством развития двигательных навыков детей, занимающихся по программе «Малышок» являются занятия подвижными развивающими играми, которые включают подвижные и спортивные игры, упражнения в жизненно важных движениях: ходьба, бег, ползание, лазанье, метание, упражнения в равновесии. Занятия направлены на формирование правильной осанки, профилактику плоскостопия, укрепление физического здоровья детей. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети учатся действовать сплоченно, слушать друг друга, не перебивая, а также идет положительное влияние на развитие слуховой кратковременной и долговременной памяти, развитие правильной и четкой речи. Одна из главных задач развития детей в этом возрасте – формирование правильного звукопроизношения. Занятия по развитию речи и введению в грамоту приучают детей слушать и правильно слышать не только речь взрослых, но и сверстников. Обогащая свой словарь, дети знакомятся с буквами русского алфавита. Занятия «Основы счета и логического мышления» развивают наблюдательность, память, мышление, воображение, учатся анализировать, обобщать, запоминать, сравнивать, делать выводы. Весь курс занятий, предусмотренный Школой художественно-эстетического развития «Малышок», придерживаясь поставленным цели и задачам, также способствует созданию условий для укрепления и обогащения эмоционального здоровья ребенка, его интеллектуальных и коммуникативных способностей посредством тех видов деятельности, которые приносят детям чувство удовольствия и удовлетворения собой. 1.3. Цели и задачи Цель программы – развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста, посредством вовлечения их в собственный творческий, исследовательский поиск, открытие новых, в первую очередь для себя, знаний. Задачи программы: 1. Обучающие: - Сформировать умения находить логическое объяснение всему, что получается в процессе творческой деятельности. - Сформировать стремление получать новую информацию и применять ее на практике. 2. Развивающие: - Развивать любознательность и наблюдательность. - Развивать у ребенка уверенность в себе (создавать для ребенка ситуацию успеха). 3. Воспитательные: - Прививать детям некоторые педагогические навыки: самоконтроль, терпение, аккуратность. - Сформировать чувство ответственности за свои поступки; - Оказывать помощь семье в воспитании и обучении детей в домашних условиях. 1.4. Актуальность и новизна программы Актуальность и новизна программы: усиление психологического воздействия на ребенка, направленного на формирование способности личности ребенка адаптироваться в различных социальных ситуациях (поступление в школу, поведение в незнакомой обстановке, общение с незнакомыми взрослыми и сверстниками). Реализация программы дает детям путь к самопознанию и самораскрытию, а взрослым – увидеть перспективы и потенциал своего ребенка. 1.5. Основные принципы построения программы Организация и проведение учебно-творческого и воспитательного процессов строятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка. В ходе усвоения детьми содержания программы учитываются темп развития умений и навыков, уровень самостоятельности. Программа построена по принципу постепенного расширения и углубления знаний, совершенствование умений и навыков детей от одного этапа к другому. В основу заложены следующие принципы:
Программа опирается на принципы развивающего обучения:
Данная программа является комплексной, так как объединяет несколько взаимосвязанных курсов преподавания. 1.6. Характеристика образовательного процесса Содержание программы включает следующие виды деятельности: Совместная деятельность взрослого с детьми - Ознакомление с художественной литературой.
Свободная самостоятельная деятельность детей - Игра, рисование, лепка, аппликация, конструирование, упражнения с дидактическими материалами и пр. – по выбору. Учебные занятия предусматривают следующие формы работы: теоретические и практические занятия, урок - исследование, беседы, выставки, экскурсии, конкурсы, самостоятельные работы. 1.7. Условия реализации программы: Реализация данной программы предусматривает выполнение следующих условий: - наличие работоспособного, творческого коллектива;
Основой построения программы является система непрерывного поэтапного и творческого роста обучающихся. Реализация данной программы основывается на следующих принципах:
Программа рассчитана на обучение и воспитание детей 5-6 летнего возраста. Процесс обучения состоит из следующих этапов.
Ознакомительный этап раскрывает следующее содержание: Задания данного этапа направлены на развитие умения видеть многообразие окружающего мира, активизацию наблюдательности и фантазии, формирование интереса к изучаемому предмету. Воспитанники получают первичные представления о различных свойствах предметов и явлений; о способах работы с карандашами и кисточкой, с основными приемами композиций. Развивающий этап раскрывает следующее содержание: Задания направлены на обучение детей умению выделять отдельные свойства предметов и явлений; группировать предметы на основе сходства (цвет, величина, форма); на развитие речи детей, обогащение их словаря (умение строить предложения, четко произносить слова); на научение внимательному выполнению заданий по всем предметам. Познавательный этап раскрывает следующее содержание: На данном этапе игры и упражнения способствуют прививанию желания сделать посильное самостоятельно, преодолевать самостоятельно небольшие затруднения; побуждают рисовать, петь, лепить самостоятельно; умению играть с другими детьми; доброжелательному отношению к взрослым и сверстникам. Творческий этап раскрывает следующее содержание: Работа направлена на предоставление детям большей свободы в выборе средств и форм самовыражения на всех занятиях. Ребенок самостоятельно выбирает и создает образ предмета или события в игре, рисунке и т.д. |
Учебной деятельности Вторая младшая группа Подготовила воспитатель... Задачи: О/З – научить детей составлять узор из одинаковых фигур, чередуя по цвету. Закрепить умение узнавать геометрическую фигуру... |
Календарно тематический план 1 года обучения календарно тематический... Развитие ученического самоуправления невозможно без ярких самостоятельных личностей школьников осуществляющих это самоуправление.... |
||
Мастер класс для педагогов «Аппликация в нетрадиционной технике «Ладошки» Цель: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической... |
Микробиология, вирусология микробиология полости рта Приложение №1 к рабочей программе «Тематический план лекций», «Тематический план практических занятий» |
||
Тематический план для учащихся 5 6 класса на 2017/ 2018 учебный год... Тематический план составлен на основе программ: Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина «Группа продленного дня. 4 – 5 классы» |
Учебно-тематический план и программа повышения квалификации по курсу... Учебно-тематический план и программа повышения квалификации по курсу «Строительство и качество устройства железнодорожных и трамвайных... |
||
Рабочая программа по технологии 5 -9 классы Тематический план |
Учебно-тематический план 8 1 Учебно-тематический план первого года для возраста 10-12 лет 8 Особенно востребованными сейчас стали профессии инженерно-технической направленности. Процессы обучения и воспитания не сами по себе... |
||
Программа «Экспериментальное конструирование» Учебно-тематический план 1-го года обучения стр |
Календарно-тематический план преподавателя на 2015-2016 учебный год... Календарно-тематический план преподавателя составлен в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Английский язык» |
||
Тематический план и учебная программа Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности |
Календарно-тематический план непосредственно образовательной деятельности... Календарно-тематический план непосредственно образовательной деятельности по формированию звукопроизношения |
||
Пояснительная записка Учебно-тематический план Данная программа имеет техническую направленность. Программа является модифицированной на базе программы «Лего-конструирование» (автор... |
Тематический план и типовая учебная программа Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утв постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. №390 |
||
Рабочая программа I i года обучения объединения «Английский для малышей» Учебно-тематический план (включая обязательно календарно- тематическое планирование) |
Пояснительная записка 2 Цели и задачи 4 Учебно-тематический план первого года обучения 9 Робототехника, которая является эффективным методом для изучения важных областей науки, технологии, конструирования, математики и... |
Поиск |