Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кожевниковский техникум агробизнеса»
(ОГБПОУ «КТАБ»)
636160, Томская обл., с.Кожевниково, ул.Гагарина, 36
Тел./факс: 8-(38-244)-2-17-45
e-mail: ktab70@yandex.ru
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
название дисциплины
Номинация: Лучшая программа урочной деятельности
обучения финансовой грамотности обучающихся
профессиональных образовательных организаций
Ф.И.О. авторов:
Морозова Любовь Владимировна, преподаватель
Полякова Татьяна Дмитриевна, преподаватель
2018 г.
Рабочая программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОУД. Основы финансовой грамотности по специальностям 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), по профессиям 19.01.17 Повар, кондитер, 38.01.02 Продавец, контролер-кассир разработана в соответствии с Фундаментальным ядром основного общего образования, Федеральным госудаственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413, письмом Минобрнауки России от 17 марта 2015 года № 06-259, со Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 году, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р.
Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кожевниковский техникум агробизнеса» (ОГБПОУ «КТАБ»)
Разработчики:
Морозова Любовь Владимировна, преподаватель
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Полякова Татьяна Дмитриевна, преподаватель
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
© ОГБПОУ « КТАБ»
© Морозова Любовь Владимировна
© Полякова Татьяна Дмитриевна
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
ПРИМЕРНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
|
|
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ПООП
|
|
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям и профессиям СПО:
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
19.01.17 Повар, кондитер
38.01.02 Продавец, контролер-кассир
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочей профессии 23369 Кассир.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина относится к дополнительным образовательным программам по развитию основ финансовой грамотности обучающихся образовательных учреждений среднего профессионального образования. Количество часов определено за счет вариативной части циклов ОПОП.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Целью является создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код 1
ПК, ОК
|
Умения
|
Знания
|
ПК 1, ОК 1, ПК2, ОК2, ПК3, ОК3
|
У1. Следить за состоянием личных финансов
У2. Планировать свои доходы и расходы
У3. Формировать долгосрочные сбережения и финансовую «подушку безопасности» для непредвиденных обстоятельств
У4. Жить по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним
У5. Быть способным распознавать признаки финансового мошенничества
У6. Вести финансовую подготовку к жизни на пенсии
|
З1. Иметь представление о том, как искать и использовать необходимую финансовую информацию
З2. Рационально выбирать финансовые услуги
З3. Знать, как отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг
З4. Знать о рисках на рынке финансовых услуг
З5. Знать и выполнять свои обязанности налогоплательщика
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь использовать полученную информацию в процессе принятия решений:
- о сохранении и накоплении денежных средств;
- при оценке финансовых рисков;
- при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- существующие в России финансовые институты и финансовые продукты;
- способы получения информации о финансовых продуктах и институтах из различных источников;
- способы повышения благосостояния как инвестирование денежных средств, использование пенсионных фондов, создание собственного бизнеса;
- основы личного финансового планирования и формирования сбалансированных семейных бюджетов, позволяющих повышать свою финансовую независимость и материальное благосостояние на основе оптимального использования денежных средств.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Объем часов
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
58
|
Обязательные аудиторные учебные занятия (всего)
|
39
|
в том числе:
|
|
лабораторные занятия (если предусмотрено)
|
0
|
практические занятия (если предусмотрено)
|
6
|
контрольные работы (если предусмотрено)
|
0
|
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
|
0
|
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего)
|
19
|
в том числе:
|
|
самостоятельная работа над курсовым проектом (работой) (если предусмотрено)
|
0
|
Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии
|
0
|
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
|
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
|
Уровень освоения
|
Объем часов
|
Осваиваемые элементы компетенций
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Тема 1. Доходы и расходы
|
Понятие «доходы». Понятие «расходы».
|
1
|
4
|
У1, З1,З2
|
Практическое занятие: «Баланс доходов и расходов»
|
2
|
У1, З1,З2
|
Самостоятельная работа. Составить глоссарий по теме «Доходы и расходы». Подготовить сообщение «Деньги в нашей жизни»
|
2
|
У1, З1,З2
|
Тема 2. Финансовое планирование и бюджет
|
Роль планирования в жизни человека
|
1
|
2
|
У2, З1,З3,З5
|
Цели и задачи финансового планирования. Значимость финансового планирования в нашей жизни
|
2
|
3
|
У2,З1,З2,З5
|
Практическое занятие «Семейный бюджет»
|
3
|
У2,З1,З2,З5
|
Самостоятельная работа. Составить бюджет своей семьи. Спланировать поступления и расход денежных средств в разрезе календарного года (помесячно)
|
2
|
У2,З1,З2,З5
|
Тема 3. Личные сбережения
|
Зачем откладывать деньги?
|
2
|
1
|
У3, З3,З4
|
Копить или взять кредит?
|
2
|
2
|
У3,З3,З4
|
Понятия и категории личных сбережений
|
1
|
2
|
У3,З3,З4
|
Самостоятельная работа. Сообщение на выбранную тему: дефицитный бюджет, профицитный бюджет, сбалансированный бюджет. Определение типа Вашего семейного бюджета.
|
3
|
У3,З3,З4
|
Тема 4. Кредитование
|
Банковская система и кредит
|
1
|
2
|
У4,З2,З3,З4
|
Виды кредитов
|
1
|
2
|
У4,З2,З3,З4
|
Практическое занятие. Расчет стоимости кредита
|
1
|
У4,З2,З3,З4
|
Самостоятельная работа. Рассчитать стоимость кредита по имеющимся данным
|
2
|
У4,З2,З3,З4
|
Тема 5. Инвестирование
|
Понятие инвестиций. Категории инвесторов
|
1
|
2
|
У4,У5,З2,З4
|
Источники и методы финансирования
|
1
|
2
|
У4,У5,З2,З4
|
Как стать инвестором?
|
2
|
1
|
У4,У5,З2,З4
|
Самостоятельная работа. Заполнить таблицу: Источники и методы финансирования
|
2
|
3
|
У4,У5,З2,З4
|
Темы 6. Страхование
|
Понятие страхования
|
1
|
1
|
У6,З2
|
Функции и виды страхования
|
1
|
2
|
У6,З2
|
ОСАГО и КАСКО
|
2
|
2
|
У6,З2
|
Самостоятельная работа. Подготовить сообщение на одну из выбранных тем (виды страхования)
|
3
|
У6,З2
|
Тема 7. Риски и финансовая безопасность
|
Риски и финансовая безопасность граждан РФ
|
1
|
2
|
У5,З4
|
Финансовое мошенничество
|
2
|
2
|
У5,З4
|
Финансовые преступления и ответственность
|
1
|
1
|
У5,З4
|
Самостоятельная работа. Сообщение на тему: Как обезопасить себя в современных рыночных отношениях?
|
4
|
У5,З4
|
Всего:
|
58
|
Х
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы предполагает наличие учебных кабинетов экономика и информатика.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
Мебель: стол учительский, столы ученические, стулья, доска школьная, шкафы книжные.
Технические средства обучения: компьютеры, проектор.
Документация: план работы кабинета, перечень учебного оборудования, рабочие программы по дисциплинам, календарно-тематические планы, учебная и методическая литература, образцы рефератов, инструкция по технике безопасности, режим работы кабинета, график консультаций.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Важенин А.Г. Обществознание: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений / А.Г. Важенин. – 3-е изд., стереитип. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 368 с.
Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля : учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / А.И. Гомола, В.Е. Кириллов, П.А. Жанин. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 352 с.
Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.А. Певцова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2017 – 480 с.
Дополнительные источники:
Конституция РФ
Трудовой Кодекс РФ
Гражданский Кодекс РФ
Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.А, Горелов, Т.А. Горелова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 368 с.
Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебник. / М.: ИНФРА-М, 2016. – 384 с.
Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Румынина. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 224 с.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
|
Критерии оценки
|
Формы и методы оценки
|
Знать как искать и использовать необходимую финансовую информацию
Знать, как рационально выбирать финансовые услуги
Знать, как отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг
Знать о рисках на рынке финансовых услуг
Знать и выполнять свои обязанности налогоплательщика
|
Знание и использование финансовой информации, финансовых услуг, понимание риска.
|
Оценка результатов выполнения практической работы, самостоятельной работы. Промежуточная аттестация: диф. Зачет.
|
Уметь следить за состоянием личных финансов
Уметь планировать свои доходы и расходы
Уметь формировать долгосрочные сбережения и финансовую «подушку безопасности» для непредвиденных обстоятельств
Уметь жить по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним
Уметь быть способным распознавать признаки финансового мошенничества
Уметь вести финансовую подготовку к жизни на пенсии
|
Умение следить за состоянием личных финансов, планировать свой бюджет, распознавать признаки финансового мошенничества, вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.
|
Оценка результатов выполнения практической работы, самостоятельной работы. Промежуточная аттестация: диф. Зачет.
|
Возможности использования программы в других ПООП
15.01.05 Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
13.01.10 Электромонтер по ремонту электрооборудования (по отраслям)
|