Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Алтайский государственный университет»
Исторический факультет
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
ФОНД
ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по дисциплине (модулю)
Теория международных отношений
(наименование дисциплины/модуля)
41.03.05. Международные отношения
(код и наименование направления)
Разработчики:
Доцент кафедры всеобщей истории и международных отношений
должность
Малышева Нина Сергеевна
____________/ ФИО /
подпись
Барнаул 2018
Визирование ФОС для исполнения в очередном учебном году
Фонд оценочных средств пересмотрен, обсужден и одобрен для исполнения
в _______-_______ учебном году на заседании кафедры __________________
|
Внесены следующие изменения и дополнения:
|
Протокол от___________ №____
Зав.кафедрой ________________________
фио, должность
|
|
|
Визирование ФОС для исполнения в очередном учебном году
Фонд оценочных средств пересмотрен, обсужден и одобрен для исполнения
в _______-_______ учебном году на заседании кафедры __________________
|
Внесены следующие изменения и дополнения:
|
Протокол от___________ №____
Зав.кафедрой ________________________
фио, должность
|
|
|
Визирование ФОС для исполнения в очередном учебном году
Фонд оценочных средств пересмотрен, обсужден и одобрен для исполнения
в _______-_______ учебном году на заседании кафедры __________________
|
Внесены следующие изменения и дополнения:
|
Протокол от___________ №____
Зав.кафедрой ________________________
фио, должность
|
|
|
Визирование ФОС для исполнения в очередном учебном году
Фонд оценочных средств пересмотрен, обсужден и одобрен для исполнения
в _______-_______ учебном году на заседании кафедры __________________
|
Внесены следующие изменения и дополнения:
|
Протокол от___________ №____
Зав.кафедрой ________________________
фио, должность
|
|
|
Перечень компетенций, с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
Перечень формируемых компетенций:
ОПК-8: способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны
ПК-13: способность владеть навыками отслеживания динамики основных характеристик среды международной безопасности и пониманием их влияния на национальную безопасность России
ПК-18: способность понимать основные теории международных отношений
Компетенции/контролируемые этапы
|
Показатели
|
Наименование оценочного средства
|
Начальный этап формирования компетенций осуществляется в период освоения учебной дисциплины и характеризуется освоением учебного материала
|
ОПК-8: способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны
|
Знает: особенности современного информационного пространства и основы информационной безопасности
Умеет: оценивать значение информации, опасности и угрозы современного информационного общества
Владеет: навыками выявления угроз информационной безопасности и приемами обеспечения информационной безопасности, включая защиту государственной тайны
|
|
ПК-13: способность владеть навыками отслеживания динамики основных характеристик среды международной безопасности и пониманием их влияния на национальную безопасность России
|
Знает: основные характеристики среды международной безопасности
Умеет: отслеживать динамику основных параметров среды международной безопасности
Владеет: навыками отслеживания динамики основных характеристик среды международной безопасности и пониманием их влияния на национальную безопасность России.
|
|
ПК-18: способность понимать основные теории международных отношений
|
Знает: основные школы и концепции современной теории международных отношений
Умеет: классифицировать основные подходы современной теории международных отношений
Владеет: пониманием основ теории международных отношений
|
|
Базовый этап формирования компетенций (формируется по окончании изучения дисциплины
|
ОПК-8;; ПК-13; ПК-18
|
Знает: основные понятия курса («международные отношения», «внешняя политика», «национальная безопасность», «международный конфликт»)
Умеет: выявлять, систематизировать и проводить сравнительный анализ современных школ, концепций и теоретико- методологических подходов в рамках теории международных отношений
Владеет: навыками контент-анализа и классификацией современных течений, концепций и подходов к изучению международных отношений
|
Вопросы к экзамену, итоговый тест
|
Заключительный этап формирования компетенций направлен на закрепление определенных компетенций в период прохождения практик, НИР, ГИА
|
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
Сопоставление шкал оценивания
4-балльная шкала
(уровень освоения)
|
Отлично
(повышенный уровень)
|
Хорошо
(базовый уровень)
|
Удовлетворительно
(пороговый уровень)
|
Неудовлетворительно
(уровень не сформирован)
|
100-балльная шкала
|
85-100
|
70-84
|
50-69
|
0-49
|
Бинарная шкала
|
Зачтено
|
Не зачтено
|
Оценивание выполнения практических заданий
4-балльная шкала
(уровень освоения)
|
Показатели
|
Критерии
|
Отлично
(повышенный уровень)
|
Полнота выполнения практического задания;
Своевременность выполнения задания;
Последовательность и рациональность выполнения задания;
Самостоятельность решения;
и т.д.
|
Студент демонстрирует умение искать и находить необходимую информацию, исходный материал, литературу, источники; демонстрирует логичность построения хода и результатов выполнения работы. В задании присутствует качественное содержание (его соответствие требованиям, присланные вовремя материалы, использование рекомендованной литературы, источников, сайтов); результаты оформлены по предъявляемым требованиям. Студент демонстрирует умение использовать дополнительные возможности информационных технологий. Задание выполнено и сдано в установленные сроки.
|
Хорошо
(базовый уровень)
|
Студент демонстрирует умение искать необходимую информацию. В задании присутствует качественное содержание (его соответствие требованиям, присланные вовремя материалы, использование рекомендованной литературы, источников, сайтов); результаты оформлены по предъявляемым требованиям или имеются незначительные неточности. Студент демонстрирует умение использовать дополнительные возможности информационных технологий. Задание выполнено и сдано в установленные сроки.
|
Удовлетворительно
(пороговый уровень)
|
Студент демонстрирует некоторые умения по поиску необходимую информацию. В задании присутствует качественное содержание, но имеются некоторые ошибки, погрешности в оформлении. Студент демонстрирует базовые умения по использованию дополнительные возможности информационных технологий. Задание сдано с нарушением сроков.
|
Неудовлетвори-тельно
(уровень не сформирован)
|
Студентом задание не выполнено.
|
Оценивание ответа на экзамене
4-балльная шкала
(уровень освоения)
|
Показатели
|
Критерии
|
Отлично
(повышенный уровень)
|
Полнота изложения теоретического материала;
Полнота и правильность решения практического задания;
Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
Самостоятельность ответа;
Культура речи;
и т.д.
|
Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
|
Хорошо
(базовый уровень)
|
Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
|
Удовлетворительно
(пороговый уровень)
|
Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
|
Неудовлетвори-тельно
(уровень не сформирован)
|
Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
|
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки планируемых результатов обучения по дисциплине, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Перечень заданий /вопросов
|
План практического занятия
Характеристика основных парадигм в ТМО
Международные отношения в истории социально-политической мысли.
Теория политического равновесия. Б. Спиноза. Д.Юм.
Либерально-идеалистическая парадигма. В.Вильсон. Дж. Ф. Даллес и др.
Политический реализм и его основные постулаты.
Современные школы и направления: неореализм, неолиберализм, неомарксизм, социология международных отношений.
План практического занятия
Трансформация современной системы международных отношений в работах исследователей
Понятие международного порядка. Отношения согласия международных акторов.
Механизмы, обеспечивающие функционирование международного порядка. Вертикальное и функциональное измерения международного порядка.
Исторические типы международного порядка.
План практического занятия
Характеристика основных подходов в теории внешней политики
Национальный интерес. Средства и стратегии субъектов международных отношений.
Политический либерализм, политический реализм, марксизм, транснационализм о национальном и государственном интересе.
Негосударственные участники международных отношений. Межправительственные международные организации.
План практического занятия
Проблема урегулирования современных международных конфликтов в ТМО
Международный конфликт и война. Различные определения войны.
Основные причины войны. Основные классификации войн. Глобальные, мировые, региональные и локальные войны.
Новые концепции безопасности в начале 21 столетия. Концепция кооперативной безопасности. Концепция человеческой безопасности. Теория демократического мира.
План практического занятия
Проблема метода в ТМО
Соотношение понятий метод и методология. Значение проблемы метода в условиях эволюции современной системы международных отношений.
Классификация методов, применяемых в ТМО.
Прогностические методы.1. Дельфийский метод. 2. Построение сценариев.
Системный подход. Соотношение общенаучных, междисциплинарных и узкодисциплинарных методов в ТМО.
|
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Перечень заданий / вопросов
|
Основные парадигмы в подходах к изучению МО (отметить верное):
а) Глобализм. Конфликтология. Политический реализм.
б) Политический реализм. Политический идеализм. Политический материализм.
в) Анархизм. Транснационализм. Модернизм.
г) Нормативизм. Морализм. Либерализм.
К какой из парадигм относятся нижеприведенные положения:
а) МО - это универсальное сообщество людей, объединенных индивидуальными и транснациональными связями и взаимодействиями.______________________________
б) МО - это система господства сильных и богатых над слабыми и бедными, борьба вторых против первых. ____________________________________
в) МО - это взаимодействие суверенных государств, основанное на национальных интересах и использовании силы. ___________________________________
г) МО - это политическая система, основанная на соотношении интересов государств, действующих сообща во имя сохранения общего порядка. ________________________________
Вопросы "истина - ложь"
а) Политический реализм не признает моральных норм в МО.
б) Согласно Моргентау, власть есть "способность человека контролировать сознание и поведение других людей".
в) Макиавелли доказывал, что правителям никогда не следует сдерживать своих обещаний, ибо это - признак слабости.
г) Политические реалисты склоняются в пользу расширения военной мощи.
Современная система международных отношений характеризуется:
1) В структурном отношении:
а) биполярностью;
б) многополярностью;
в) однополюсностью;
г) универсальностью;
д) равновесностью.
2) С точки зрения эволюции:
а) увеличением числа акторов;
б) ростом количества подсистем;
в) большей степенью организованности;
г) возросшим числом обменов и контактов между акторами.
3) С точки зрения среды:
а) отсутствием внешней среды для глобальной международной системы;
б) существованием глобальной международной системы лишь в качестве внешней среды для международных подсистем;
в) многообразием природного окружения в качестве внешней среды глобальной международной системы.
Основными признаками международных акторов являются (отметить верное):
- важное и длительное влияние на МО;
- участие в международных организациях;
- самостоятельность в принятии политических решений;
- наличие внешнеполитического ведомства;
- признание со стороны других международных акторов.
В современных условиях роль государства как международного актора (отметить верное):
- возрастает;
- снижается;
- остается неизменной.
|
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ
Перечень тем
|
1. Международные отношения в контексте теоретического осмысления
2. Система международных отношений
3. Участники международных отношений
4. Внешняя политика
5. Проблемы безопасности в ТМО
6. Международное сотрудничество
7. Международные конфликты
8. Актуальные проблемы современной ТМО
|
ЗАДАНИЯ К ЗАЧЕТУ/ЭКЗАМЕНУ
Перечень заданий /вопросов
|
1.Международные отношения как объективная реальность и как комплексная гуманитарная наука.
2.Объект и предмет теории международных отношений.
3.Основные этапы развития международной политической науки.
4.Методология и методы ТМО.
5.Универсальные закономерности современных международных отношений. 6.Международные отношения в истории социально-политической мысли.
7.Основные положения канонических парадигм в ТМО.
8.Идеализм в ТМО.
9.Либерализм в ТМО. 1
0. Основные положения политического реализма.
11.Марксизм-ленинизм о природе международных отношений.
12.Современные школы и направления в ТМО.
13.Неореализм.
14.Неолиберализм.
15.Неомарксизм.
16.Транснационализм. 1
7.Международная политэкономия.
18.Социология международных отношений.
19.Международная система.
20.Основные понятия системной теории.
21.Особенности системного подхода в анализе международных отношений.
22.Типы и структуры международных систем.
23.Открытая система и ее характеристика.
24.Основные элементы закрытой системы.
25. Автономная система.
26.Хаотичная система.
27.Законы функционирования и трансформации международных систем.
28.Особенности среды международных отношений.
29. Социальная среда. Особенности современного этапа мировой цивилизации. 30.Внесоциальная среда. Роль геополитики в науке о международных отношениях. 31.Глобализация международной среды.
32.Проблема исторической уникальности глобализации.
33.Понятие международного конфликта.
34.Основные подходы в изучении международных конфликтов.
35.Основные причины конфликтов.
36.Основные стадии конфликта.
37.Классификации международных конфликтов.
38.Основные способы разрешения конфликтов.
39.Миротворческая деятельность международных организаций.
40.Проблема гуманитарной интервенции в современных международных отношениях.
|
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
Инструкция по освоению электронного курса и правила балльно-рейтинговой системы оценивания
Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) размещен на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу http://portal.edu.asu.ru/course/index.php?categoryid=75
Лекции осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы. Максимальное количество баллов за лекции - 20.
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально после освоения каждой из тем и направляются преподавателю. Максимальное количество баллов за практические задания - 45.
Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. Каждый вопрос оценивается в один балл. Максимальное количество баллов за тест - 35.
К устному зачету допускаются студенты, которые выполняли практические и тестовые задания, но не набрали необходимого количества баллов.
Оценка также может быть выставлена по результатам полного освоения курса дистанционно. Каждый вид работы оценивается определенным количеством баллов. Студенты, набравшие от 85 до 100 баллов получают оценку "отлично". Студенты, получившие от 70 до 84 баллов, оцениваются "хорошо". Студенты, набравшие от 50 до 69 баллов, получают оценку "удовлетворительно".
Студенты, получившие 49 баллов и менее, получают "неудовлетворительно".
|