Государственное бюджетное образовательное учреждение


Скачать 287.59 Kb.
Название Государственное бюджетное образовательное учреждение
страница 1/2
Тип Пояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
  1   2


СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 1884

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Мастерская конструирования и робототехники»

Возраст детей: 7–9 лет (1–2 классы)

Срок реализации: 2 года


Автор программы:

учитель начальных классов ГБОУ ЦО № 1884

Крылова Лилия Фатыховна

Москва

2014 г.
Пояснительная записка
Данная программа является авторской программой и разработана в соответствии с основными нормативными документами в области дополнительного образования. Программа направлена на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, эстетическом совершенствовании, а также организацию их свободного времени, обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку одаренных и талантливых детей. Это соответствует требованиям Закона РФ об образовании к дополнительному образованию. Кроме того, программу можно рассматривать методическим обеспечением образовательного процесса, что является одним из условий реализации ФГОС начального общего образования.

Данная программа имеет научно-техническую направленность.

Программа «Мастерская конструирования и робототехники» имеет научно-техническую направленность и предназначена для учащихся начальной школы (7–9 лет) общеобразовательных учреждений, является составной частью единой системы обучения и развития детей данной возрастной группы. В основе курса лежат систематические занятия конструированием с использованием наборов LEGO, а также нового конструктора в линейке роботов LEGO ПервоРобот LEGO WeDo.

Актуальность программы «Мастерская конструирования и робототехники» заключается в том, что основным видом деятельности детей данной возрастной категории является игра. Курс «Мастерская конструирования и робототехники» как раз дает возможность знакомить детей с окружающим миром посредством игры и творчества. Особенности конструктора LEGO, его высокое качество позволяют детям воплотить в жизнь самые разнообразные проекты. Знания о фараонах, о Древнем Египте ребята закрепляют, возводя лего-пирамиды; строя замки и крепости, знакомятся с эпохой рыцарей; играя в космонавтов и создавая космические корабли, они узнают о невесомости, спутниках, кометах. Изучая тему космос, ребята смогут пофантазировать и сконструировать своих инопланетных жителей, а заодно и поделиться с другими детьми своими достижениями. Так, в непринужденной игровой форме, подбирая нужную по размеру, форме и цвету деталь, ребята закрепляют эти понятия, учатся считать, сравнивать, анализировать.

В современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. В программе выделены 3 этапа развития информационной компетентности младшего школьника.

I этап предполагает формирование первоначальных знаний и способов деятельности в работе с информацией. Для детей, находящихся на данном этапе развития информационной компетентности, задачи по поиску информации ставит учитель, предлагая им разные источники, способы её получения и обработки.

II этап предполагает организацию деятельности учащихся, направленную на применение школьниками предложенного учителем или выбранного способа получения информации, извлечение информации по заданным или самостоятельно сформулированным основаниям, а также создание условий для формирования навыков самостоятельного выбора информационной деятельности.

На III этапе школьники осваивают формы и виды деятельности по работе с информацией, связанные с её интерпретацией. Используют разные типы информации, представляющие содержание одного и того же вопроса. Основное внимание на данном этапе акцентируется на создании условий для поиска самостоятельных путей информационной деятельности, апробации не одного, а ряда вариантов, которые отрывают учащегося от образца, предоставляют простор для деятельности.

Новизна программы

Создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в деятельность, можно рассчитывать на новый качественный результат, необходимый современному обществу. Учащиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде. Именно проектно-исследовательская деятельность на занятиях конструированием позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления суммы знаний обучающимися на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся начальной школы ключевых компетенций.

Новизна программы «Мастерская конструирования и робототехники» состоит в том, что она направлена на развитие образного и логического мышления детей посредством применения различных материалов LEGO. Занятия являются подготовительной работой к проектной деятельности в последующих классах и проходят 2 раза в неделю. Использование конструктора LEGO во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин – от искусств и истории до математики и естественных наук. Курс «Мастерская конструирования и робототехники» предполагает отработку и совершенствование конструкторских умений детей, развитие воображения и фантазии применительно к средству реализации - конструктору LEGO. В ходе сборки последовательно усложняющихся моделей в игровой форме происходит освоение приемов получения сложной формы в соответствии со схемой или чертежом. Схемы подбираются таким образом, что в ходе работы ставят усложняющиеся задачи по проектированию (мысленному представлению, делению на элементы – детали конструктора, корректировку замысла, исходя из технических возможностей). Схема сборки постепенно перерастает в эскизный проект. На этапе корректировки замысла возможно изготовление или поиск новых (специальных) деталей и материалов. В течение курса осуществляется знакомство со свойствами различных материалов, принципов их взаимодействия в конструкции, основных законов конструирования.

Каждое занятие имеет 3 уровня учебной деятельности.

  • Исследование.

  • Моделирование.

  • Программирование.

  • Решение творческих задач по реализации проекта.

В процессе реализации программы были продемонстрированы основные приемы и возможности работы с компьютерной средой – ПервоРобот, которая реализует инструментальную творческую среду для обучающихся начальной школы в урочной и внеурочной деятельности. А именно:

  • работа с конструктором ПервоРобот Лего WeDu (моделирование и конструирование объектов);

  • использование программ ПервоЛого и ПервоРобот при выполнении заданий по предметам (математика, русский язык, чтение и окружающий мир);

  • презентация выполненных заданий и сконструированных моделей, демонстрация их в действии;

  • работа в образовательном пространстве класса (отправление и оценка результатов работы обучающихся и гостей);

  • работа с программой FotoBooch (снимок «Фото на память для гостя» и размещение его в рисунок альбома ПервоЛого).

Педагогическая направленность таких занятий позволяет расширять кругозор ребенка, развивать его речь. На занятиях ребята учатся рассказывать и описывать свои поделки. Занятия с применением конструктора значительно развивают мелкую моторику рук. Занятия конструирования способствуют творческому развитию, самовыражению, самоутверждению и дают возможность повысить самооценку ребенка. Помимо изучаемых тем на занятиях с использованием конструкторов LEGO у детей развивается пространственное мышление, воображение, фантазия, эстетические представления, умение рассуждать и рассказывать.
Цель образовательной программы внеурочной деятельности

Осуществление поисково-аналитической деятельности в рамках формирования первоначального опыта практической преобразовательной деятельности через использование наборов LEGO, а также нового конструктора в линейке роботов LEGO ПервоРобот LEGO WeDo.
Задачи образовательной программы внеурочной деятельности

  • Развитие логики через разработку алгоритма последовательности действий и способов применения различных материалов на занятиях с LEGO.

  • Формирование представления о процессе создания окружающего предметного мира, принципах конструирования вещей.

  • Понимание развития человека как процесса формирования его личности и особенности жизни человека в обществе.

  • Формирование практических навыков, включающее умение работать: с конструкторами различных типов и умение комбинировать их между собой; со схемами, инструкциями и другими источниками информации; работать в команде из 2–3 человек, которые объединены решением общей задачи.


Отличительной особенностью программы «Мастерская конструирования и робототехники» является то, что каждое занятие – это часть мини-проекта, и, реализуя его, ученик не только знакомится с теорией по предлагаемой теме, но и получает практические навыки работы с деталями конструктора. На занятиях по конструированию у детей развивается не только образное и логическое мышление, но и мелкая моторика рук, что очень поможет им впоследствии справиться с каллиграфией.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 7–9 лет (1–2 класс).

Новизна опыта заключается в создании модели развития информационной компетентности младших школьников, включающей разнообразные приемы и формы деятельности.

Учащиеся начальной школы научатся:

– осуществлять расширенный поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в открытом информационном пространстве, в том числе – в пространстве Интернета;

– осуществлять запись (фиксацию) информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ.

Формы и режим занятий:

  • Занятия проводятся 2 раза в неделю в игровой форме: виртуальные путешествия и экскурсии, коллективная игра и соревнование.

Каждое занятие имеет 3 уровня учебной деятельности:

  • Исследование

  • Моделирование

  • Программирование

Решение творческих задач по реализации проекта

Виды работ:

  • анализ образцов

  • анализ схемы

  • знакомство с различными видами конструкторов

  • приёмы сборки моделей

  • тематические игры

Примерный перечень работ:

  • обучение принципам формообразования на примере простейших конструкций

  • знакомство с терминологией

  • выработка навыков работы в микрогруппах


Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

  • познакомиться со способами конструирования, работать с технологическими картами;

  • совершенствовать свои навыки и умения конструирования моделей и разработки мини-проектов;

  • моделировать различные ситуации, сюжетные композиции на различные темы;

  • представлять свой или коллективный проект;

  • самостоятельно использовать в работе с конструктором компьютер MacBook.


К концу 1 класса учащиеся получат возможность узнать:

– названия и назначения основных деталей конструктора LEGO;

– общие сведения об областях моделирования.
К концу 1 класса учащиеся научатся:

– анализировать под руководством учителя модель;

– продумывать последовательность и методы её сборки;

– собирать заданные модели;

– художественно оформлять модель;

– использовать модели в ролевых играх.
К концу 2 класса учащиеся получат возможность:

– распознавать виды деталей конструктора LEGO, их свойства и названия;

– различать неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы;

– узнать способы проектирования подвижных моделей – смогут создавать образ в соответствии с замыслом с учётом поставленной конструкторско-технологической задачи.
К концу 2 класса учащиеся научатся:

– самостоятельно организовать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;

– наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов с помощью компьютера;

– коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;

– использовать наборы LEGO, а также новый конструктор в линейке роботов LEGO ПервоРобот LEGO WeDo.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения материала

Личностными результатами изучения курса являются следующие умения:

  • эмоционально «проживать» все этапы работы по конструированию, нести ответственность не только за себя, но и за группу в процессе совместной работы;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • обращать внимание на особенности высказываний других людей, принятие иной точки зрения;

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на занятии;

  • учиться высказывать своё предположение (версию);

  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в наборе деталей конструктора, в работе с компьютером;

  • находить ответы на вопросы в процессе занятий;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

  • подробно и выборочно осуществлять сборку модели;

  • производить сборку модели и соотносить количество нужных деталей со схемой;

  • правильно моделировать объект, проверять конструкцию, сравнивая с образцом;

  • находить и исправлять допущенные ошибки при сборке модели;

  • составлять программу действий для модели на основе имеющейся.


Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

Защита проекта модели или композиции.

  • Выставка работ

  • Работа в образовательном пространстве класса

Критерием освоения материала учебных тем является успешное выполнение учениками текущих задач по моделированию и итоговая защита проекта, а выставка работ по окончанию каждой темы даёт возможность оценить художественные и творческие способности детей.

При защите каждый ученик делает сообщение, в котором обосновывает принятые им решения для выполнения поставленной задачи.

Всё это способствует формированию умения отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать каждый этап выполнения работы, необходимость учитывать не только свои возможности, но и мнение и навыки партнёров по команде. Важной частью работы является игровое применение моделей, собранных различными командами класса в едином комплексе.

При этом создаётся общая игровая среда, которая иллюстрирует применение собранных моделей в различных жизненных ситуациях.

Учебно-тематический план (1 класс)




Тема

Теория

Практика

Кол-во часов

1.

Конструктор LEGO. Математические бусы (1–10)

1

1

2

2.

LEGO-оборудование. Кораблики

0,5

1,5

2

3.

Названия LEGO-деталей

0,5

1,5

2

4.

Знакомство с Палитрой «Внимание»

0,5

1,5

2

5.

Орнамент из кирпичиков

0,5

1,5

2

6.

«Деревья осенью», конструирование

0,5

1,5

2

7.

Задачка LEGO «Мы строим буквы»

0,5

1,5

2

8.

«Мы капитаны кораблей» – игра

0,5

1,5

2

9.

Математические бусы (решение задач)

1

1

2

10.

Строим LEGO-башни

1

1

2

11.

Любимое животное, знакомство

с сообществами

1

1

2

12.

Мозаика «Светофор»

1

1

2

13.

Кораблики «Веселые задачки»

1

1

2

14.

Задачка LEGO «Загадаю я загадку»

1

1

2

15.

Задачка LEGO «Здравствуй, праздник Новый год»

0,5

1,5

2

16.

Задачка LEGO «Подарок другу»

0,5

1,5

2

17.

Веселые человечки. Легоша

0,5

1,5

2

18.

Конструирование моста

0,5

1,5

2

19.

Строим машины

1

2

3

20.

Знакомство с подвижными соединениями

0,5

1,5

2

21.

Первые механизмы. Качели

0,5

1,5

2

22.

Карусели и подъемный кран

0,5

1,5

2

23.

Палитра «Сложение и вычитание 1–10»

0,5

1,5

2

24.

Палитра «Состав числа»

0,5

1,5

2

25.

Задачка LEGO «Играем в театр»

1

3

4

26.

«Дорожные знаки»

0,5

1,5

2

27.

«Весенний букет маме»

0,5

1,5

2

28.

Воздушный транспорт

0,5

1,5

2

29.

Любимые герои сказок Андерсена

0,5

1,5

2

30.

Сказочный домик

0,5

1,5

2

31.

«Я – дизайнер-фантазер»

1

2

3

32.

«Почему я люблю LEGO» (обобщающий урок)

0,5

1,5

2




Итого: 34 темы занятий

22,5

49,5

68
  1   2

Похожие:

Государственное бюджетное образовательное учреждение icon Образовательное государственное бюджетное учреждение среднего профессионального...
Министерство здравоохранения иркутской области образовательное государственное бюджетное учреждение
Государственное бюджетное образовательное учреждение icon Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Государственное бюджетное образовательное учреждение icon Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение icon Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение icon Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение icon Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Утверждено: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный сельскохозяйственный...
Государственное бюджетное образовательное учреждение icon Проект программы федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение icon Рабочая программа Министерство здравоохранения Российской Федерации...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение icon Рабочая программа Министерство здравоохранения Российской Федерации...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение icon Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение icon Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение icon Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение icon Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Наименование: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Морской государственный университет...
Государственное бюджетное образовательное учреждение icon Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение icon Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Наименование: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Морской государственный университет...
Государственное бюджетное образовательное учреждение icon Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Наименование: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Морской государственный университет...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск