УТВЕРЖДАЮ:
Начальник Северного
Управления Госморречнадзора
_________________Н.А. Ерегин
«11» апреля 2017 года
Доклад по правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Северного УГМРН Ространснадзора за 1 квартал 2017 года
Государственный контроль (надзор) по соблюдению обязательных требований в области безопасности мореплавания, судоходства, эксплуатации ГТС реализуются посредством организации и проведения плановых/внеплановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
1. Составление и исполнение плана проверок
На 2017 управлением был утвержден план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включающий 76 проверок хозяйствующих субъектов, а также план проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, включающий 2 проверки администраций муниципальных образований.
При подготовке планов управление руководствовалось требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федерального закона от 30.04.1999 № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания», Федерального закона от 07.03.2001 № 24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта» Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Проекты планов прошли процедуру согласования с Северо-Западной транспортной прокуратурой и прокуратурой Архангельской области на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора).
Утвержденные планы размещены на официальном сайте управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://sugmrn.tu.rostransnadzor.ru/деятельность/план-проверок-2/
За 1 квартал 2017 года из плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей была исключена 1 проверка в связи с прекращением деятельности юр. лица в связи с принятым решением о предстоящем исключении недействующего ЮЛ из ЕГРЮЛ. Дата решения 18.11.2016.
Сведения о внесенных в ежегодный план изменениях в установленные сроки направлялись в соответствующий орган прокуратуры, а также размещались на официальном сайте управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Исполнение плана было возложено на линейные отделы управления, в котором плановая нагрузка на одного инспектора за 1 квартал 2017 года составила около 3 плановых проверок. План за 1 квартал исполнен на 100%.
Часть проблем, касающихся планирования надзорной деятельности, была решена с введением с 01.08.2016 реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, что в значительной мере облегчило процедуру подготовки плана проверок на 2017 год.
В качестве основных проблем при согласовании проектов планов с органами прокуратуры можно выделить невозможность корректировки проектов планов (уточнения данных, замены проверок и т.д.) после их рассмотрения органами прокуратуры, невозможность устранения недочетов, в т.ч. технического характера, в процессе взаимодействия по телефону с сотрудником органа прокуратуры в рабочем порядке в ходе согласования проектов планов. С учетом сложившейся практики предусмотренная действующим законодательством процедура доработки проекта ежегодного плана с учетом предложений органа прокуратуры сводится лишь к исключению проверок из проекта плана.
Также хотелось бы обратить внимание на принудительное совмещение органами прокуратуры сроков проведения проверок различными надзорными органами в отношении одного юридического лица на одну дату.
Во-первых, в соответствии с действующим законодательством органы прокуратуры не наделены полномочиями по установлению/совмещению сроков плановых проверок. В соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» органы прокуратуры лишь вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок.
Во-вторых, такая позиция органов прокуратуры не учитывает ряд объективных обстоятельств, влияющих на эффективное осуществление надзорной функции: осуществление сезонных видов деятельности субъектами проверки, необходимость оптимизации командировочных расходов надзорного органа посредством объединения нескольких проверок в одном командировочном периоде, ежемесячная нагрузка на госинспектора, формирование графика отпусков госинспекторов и т.д. Принятие органами прокуратуры самостоятельных решений по совмещению проверок без учета всех перечисленных обстоятельств не отвечает целям планирования, может повлечь дестабилизацию работы надзорных органов и дополнительное расходование бюджетных средств.
В-третьих, как показывает практика, одновременное начало и проведение проверок несколькими надзорными органами в отношении одного юридического лица, как правило, не оптимизирует для юридического лица процесс проведения контрольных мероприятий, а создает больше трудностей в работе хозяйствующего субъекта, ввиду необходимости одновременной подготовки значительного количества документов по различным сферам деятельности, отвлечения нескольких работников организации для сопровождения проверяющих, одновременной уплаты по результатам контрольных мероприятий нескольких административных штрафов, наложенных различными надзорными органами, затрат денежных средств на исполнение нескольких предписаний об устранении выявленных нарушений в одном календарном периоде, что, несомненно, влечет ощутимое отвлечение денежных средств из оборота проверяемого субъекта и т.д.
В 1 квартале 2017 года управлением проведено 15 выездных проверок, 11 документарных проверок, 10 предлицензионных проверок, 24 осмотра объектов транспортной инфраструктуры в отношении хозяйствующих субъектов транспортного комплекса, в т.ч. судов – 9, ГТС и СГТС – 15, судоходных путей - 0, проверок, осмотров осуществляемых органами прокуратуры с привлечением органа государственного контроля - 4. По итогам проверок выдано 14 предписаний об устранении выявленных нарушений, наложено 2 административных наказания на общую сумму 20 000 руб.
2. Работа с заявлениями и обращениями граждан
Рассмотрение обращений граждан осуществляется в соответствии с Федеральным Законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Административным регламентом, утв. Приказом начальника управления от 23.10.2008 № 287/П «Исполнения государственной функции по организации приема граждан, обеспечению своевременного и полноценного рассмотрения устных и письменных обращений граждан».
За 1 квартал 2017 года управлением рассмотрено 1 обращение граждан, содержащее нарушение со стороны должностного лица управления исполнения требований законодательства об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения обращения с должностным лицом была проведена техническая учеба по изучению главы 29 КоАП РФ, а также разъяснительная беседа, по результатам которой ему было выставлено требование по неукоснительному исполнению требований законодательства об административных правонарушениях и недопущению в дальнейшем подобных нарушений закона.
3. Обзор правонарушений, выявленных при проведении контрольно-надзорных мероприятий и привлечения нарушителей законодательства к административной ответственности
По результатам надзорных мероприятий в 1 квартале 2017 года привлечено к административной ответственности 23 должностных/юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе:
- по ч.1 ст. 11.7 КоАП РФ нарушение судоводителем или иным лицом, управляющим судном на морском, внутреннем водном транспорте, правил плавания и стоянки судов, входа судов в порт и выхода их из порта – 8;
- по статье 11.16 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности на морском, внутреннем водном транспорте – 2;
- по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов – 4,
- по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) –7;
- по ст. 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление сведений (информации) в государственный орган (должностному лицу), осуществляющий государственный контроль (надзор) – 1;
- по ч.2 ст. 19.4.1 КоАП РФ воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), по проведению проверок или уклонение от таких проверок – 1.
Размер наложенных штрафных санкций составил 123,0 тыс. рублей. На рассмотрение в суд за 1 квартал 2017 года направлено 6 протоколов об административных правонарушениях по различным составам, предусмотренным КоАП РФ. В 4 случаях судом вынесено административное наказание в виде штрафа, в 2 случаях судом принято решение о привлечении юридических лиц к административной ответственности в виде предупреждения.
В целях контроля за выполнением выданных предписаний, управлением ежемесячно отслеживаются сроки исполнения предписаний, проводятся внеплановые проверки в порядке контроля исполнения предписаний, по результатам которых в 3 случаях возбуждены и направлены в Мировой суд дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок предписания, судом наложено штрафов на сумму 73,5 тыс. рублей.
Характер основных и часто повторяющихся нарушений за 1 квартал 2017 года и 2016 год в целом:
1. Недостаточное снабжение судов противопожарными и спасательными средствами.
2. Нарушение Правил плавания по внутренним водным путям РФ.
3. Управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном.
4. Отсутствие на судах документов предусмотренных ст. 14 от 07.03.2001 № 24-ФЗ.
5. Невыполнение судовладельцами в установленный срок законно выданных предписаний.
6. Не укомплектованность экипажей судов согласно штатному расписанию судна.
7. Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без специального разрешения – лицензии.
4. Подготовка предложений по совершенствованию законодательства контрольно-надзорной деятельности
Ряд вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования государственного контроля (надзора) в области морского и внутреннего водного транспорта, которые требуют уточнений или дополнений:
• Применение пунктов 189, 195 Постановления Правительства РФ от 12 августа 2010 г. № 620 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта». Данные пункты являются единственными, где упоминается деятельность аккредитованных испытательных центров (изменение режима эксплуатации гидротехнического сооружения при возникновении существенных изменений в техническом состоянии и определение величин предельных смещений и деформаций при отсутствии их в проекте). Трактовка вышеуказанных пунктов и отсутствие четких определений в регламенте дает право эксплуатантам гидротехнических сооружений для проведения контрольно-инспекторских обследований привлекать организации, не имеющие статус испытательного центра, и соответственно вносит неясность в позиции госморречнадзора при осуществлении контрольно-надзорных функций. Разрешение проблемы видится во внесении дополнения в п.п «в» п. 184 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 г. № 620, а именно после слов «ведение технического надзора за объектом инфраструктуры морского транспорта», добавить текст «с привлечением аккредитованных испытательных центров»;
• Отсутствие нормативно-правового регулирования для таких гидротехнических сооружений как стационарные плавпричалы и рейдовые перегрузочные комплексы. Являясь ранее объектами министерства обороны, эксплуатация вышеуказанных объектов регулировалась приказами Министерства обороны РФ, но при «переходе», их в гражданское пользование не получили должного нормативно-правового регулирования государственного контроля (надзора) за их эксплуатацией.
• Одним из пробелов в законодательстве является также отсутствие в статье 77 (ч.2.6) Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» такого основания для проведения внеплановых проверок в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, как истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения, что на практике в значительной степени затрудняет контроль устранения выявленных нарушений. Ввиду изложенного, законодателю необходимо дополнить статью 77 вышеуказанного закона соответствующими положениями.
II. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
1. Проблемы и противоречия в законодательстве
В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа, либо административный арест, либо обязательные работы. Согласно статье 23.1 КоАП РФ дела об административном правонарушении, предусмотренным статьей 20.25 КоАП РФ рассматривают судьи.
В 2016 году управлением на рассмотрение в суд было направлено 4 протокола об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ. Однако, в случае возбуждения административного дела в отношении должностного лица, в 2 случаях судами выносились определения о возврате протокола и материалов административного дела. Основанием возвращения протокола и материалов административного дела являлось не обеспечение должностным лицом, составившим протокол, явки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Административным законодательством не предусмотрены право или обязанность должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, обеспечить явку лица, привлекаемого к административной ответственности, на рассмотрение дела, поскольку указанным лицам КоАП РФ таких полномочий не предоставляет.
Вопросы обеспечения явки лица, привлекаемого к административной ответственности, определены в ст. 27.15 КоАП РФ, согласно которой определение о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде привода может быть вынесено судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении. В соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 20.25 КоАП РФ, отнесено к исключительной компетенции суда.
Президиум Верховного Суда РФ в обзоре судебной практики от 20.12.2016 № 4 (вопрос 4) уделил внимание особенностям рассмотрения судами дел об административных правонарушениях с сокращенным сроком, совершение которых влечет административный арест.
Так, судья вправе приступить к рассмотрению дела по существу при совокупности следующих условий:
- лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание;
- санкция статьи (части статьи) КоАП РФ, на основании которой возбуждено дело об административном правонарушении, предусматривает помимо административного ареста возможность назначения иного вида административного наказания;
- фактические обстоятельства дела не исключают возможности назначения административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества.
Полагается целесообразным урегулирование данного вопроса на законодательном уровне в целях исключения противоречивой судебной практики.
2. Предложения по совершенствованию законодательства
1. В целях повышения эффективности государственного надзора за портовыми гидротехническими сооружениями предлагаем внести изменения в ч. 1 ст. 23.36 КоАП РФ в виде добавления после слова «судоходных» слов: «и портовых». Это позволит инспекторам госморречнадзора привлекать к административной ответственности граждан, должностных и юридических лиц, допустивших повреждение портовых гидротехнических сооружений, нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации портовых гидротехнических сооружений (статьи 7.7; 9.2; 10.10 КоАП РФ).
2. В целях более эффективного осуществления надзора за ГТС морского и внутреннего водного транспорта в соответствии с техническими регламентами, необходимо периодическое издание специальных бюллетеней, которые должны содержать перечень аккредитованных испытательных центров (лабораторий).
3. В соответствии со ст. 13.2 Федерального закона от 26.12.08 № 294-ФЗ крайне необходимо разработать содержание и утвердить на уровне Минтранса порядок оформления плановых (рейдовых) заданий на осмотр акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров.
4. Во избежание аварий с тяжелыми последствиями (травмирование, гибель пассажиров, повреждение, уничтожение наземных транспортных средств) при осуществлении перевозок на паромных переправах по ВВП, и для осуществления эффективности контрольно-надзорной деятельности в этом направлении, необходимо срочно разработать, утвердить и согласовать установленным порядком обязательный к исполнению нормативный документ взамен отмененной распоряжением Минтранса от 19.09.2013 года № МС-97-р инструкции по ремонту, содержанию и эксплуатации паромных переправ и наплавных мостов (ВСН 50-87). Рекомендованные в настоящее время к применению методические рекомендации по устройству, ремонту, содержанию и эксплуатации паромных переправ и наплавных мостов (ОДМ 218.2.036 - 2013) носят чисто рекомендательный характер и, соответственно не обязательны к исполнению. Действующие же в настоящее время Правила перевозки транспортных средств (автомашин, тракторов, сельхозмашин, мотоциклов и т.п.) на переправах пароходств Министерства речного флота РСФСР, утвержденные Минречфлотом РСФСР 21.08.1970 года не соответствуют современным реалиям и нуждаются в переработке. Особенно необходимо внести пункты, обязывающие вахтенных начальников переправ обеспечивать неподвижность перевозимых наземных транспортных средств (путем установки противооткатных клиньев, закрепления транспортных средств к палубе судна с помощью растяжек), перед отходом от берега (причала) выполнять поднятие аппарелей выше грузовой палубы, устанавливать съемные леерные ограждения, а также выполнять иные требования инструкции по эксплуатации паромного судна.
В целях исключения дальнейших противоречий в правоприменительной практике необходима законодательная определенность в данных вопросах.
ДОКЛАД С РУКОВОДСТВОМ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ДАЮЩИМ РАЗЪЯСНЕНИЕ, КАКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ
ПРАВОМЕРНЫМ
Разъяснение новых требований нормативных правовых актов
Управление информирует, что с 01.01.2017 вступили в силу положения Федерального закона от 03.07.2016 N 277-ФЗ, которым были внесены существенные изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и Федерального закона от 03.07.2016 № 353-ФЗ, которым внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
1. На официальных сайтах органов государственного контроля (надзора) в сети «Интернет» для каждого вида государственного контроля (надзора) размещаются перечни нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также тексты соответствующих нормативных правовых актов (п. 1 ч. 2 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ).
2. Вступили в силу положения о профилактике соблюдения обязательных требований (ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ).
Так, органы государственного контроля (надзора) осуществляют информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством:
проведения семинаров и конференций;
разъяснительной работы в средствах массовой информации;
распространения комментариев о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования;
направления рекомендаций о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения новых обязательных требований.
3. Предусмотрено направление органами государственного контроля (надзора) юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Основанием для составления и направления предостережения является наличие сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных при проведении плановых (рейдовых) осмотров, поступлении информации от иных лиц, органов или СМИ.
Предостережение объявляется лицам в случае отсутствия причинения вреда или угрозы причинения вреда окружающей среде, а также, в случае если данные лица не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований.
В предостережении указываются меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, которые должны осуществить юридические лица, индивидуальные предприниматели и срок в течении которого им необходимо уведомить государственный орган об исполнении данных мер.
4. Вступили в силу положения об организации и проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (ст. 8.3 Закона № 294-ФЗ).
К мероприятиям по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями относятся, в том числе:
плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со ст. 13.2 Закона № 294-ФЗ;
наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;
другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.
По результатам таких мероприятий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям может быть направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
В случае выявления при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями нарушений обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора) принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют письменное мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях, которое является основанием для проведения внеплановой проверки согласно новой редакции п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ.
5. Введены нормы об использовании при проведении плановых проверок проверочных листов (списков контрольных вопросов) (части 11.1 - 11.5 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).
6. Конкретизированы способы возможного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении проверки (ч. 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).
Так, установлено, что проверяемое лицо может быть уведомлено не позднее чем за три рабочих дня до начала проведения плановой проверки (за 24 часа до проведения внеплановой проверки) посредством направления копии распоряжения или приказа о проведении проверки посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора).
7. Вступили в силу положения, регламентирующие порядок рассмотрения анонимных обращений, содержащих информацию, являющуюся основанием для проведения проверки (ч. 3 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).
Установлено, что в случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора) при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица.
Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
8. Предусмотрена процедура предварительной проверки поступивших обращений (ч. 3.2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).
При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо причинении вреда окружающей среде (возникновении такой угрозы) уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора) может быть проведена предварительная проверка поступившей информации.
В ходе проведения предварительной проверки:
принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию;
проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора);
По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.
При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора) подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ.
9. В Законе урегулирован порядок действий органа государственного контроля (надзора) при установлении анонимности или недостоверности обращения (части 3.4, 3.5 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).
По решению руководителя, заместителя руководителя государственного органа предварительная проверка, внеплановая проверка прекращаются, если после начала соответствующей проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении.
Кроме того, существенным нововведением является то, что орган государственного контроля (надзора) вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, юридического лица, индивидуального предпринимателя расходов, понесенных таким органом в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения.
10. В Законе установлен запрет на истребование от юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении выездной проверки документов и (или) информации, которые были представлены ими в ходе проведения документарной проверки (ч. 10 ст. 11 Закона № 294-ФЗ).
11. Вступили в силу положения, определяющие порядок действий органа государственного контроля (надзора) в случае невозможности проведения проверки, положения, предусматривающие составление акта о невозможности проведения проверки (ч. 7 ст. 12 Закона № 294-ФЗ).
В частности, должностное лицо органа государственного контроля (надзора) составляет акт о невозможности проведения проверки с указанием причин невозможности ее проведения в случаях, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с:
отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица;
фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем;
иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки.
При этом необходимо отметить, что при выявлении виновных действий проверяемых лиц, направленных на воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, государственный орган возбуждает дело об административном правонарушении по ст. 19.4.1 КоАП РФ и направляет соответствующие материалы для рассмотрения в суд.
Кроме того, орган государственного контроля (надзора) в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении такого юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
12. В ч. 9 ст. 15 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки.
Вместе с тем, орган государственного контроля (надзора) после издания распоряжения или приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
В нижеприведенной таблице представлены обобщенные сведения с руководством по соблюдению обязательных требований по наиболее часто задаваемым вопросам подконтрольными субъектами, за 2016 год и 1 квартал 2017 года.
№
п/п
|
Суть типового вопроса
|
Руководство по соблюдению обязательного требования, дающее разъяснение, какое поведение является правомерным
|
1
|
Реализация права подконтрольного субъекта на «надзорные каникулы», а также критерии отнесения их к малому предпринимательству.
|
В соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 № 944, в соответствии с ч. 9 ст. 9 Федерального закона № 209-ФЗ, а также видов надзора, обозначенных в ч. 6 ст. 26.1 Закона №294-ФЗ.
Названный перечень включает в себя: оказание амбулаторно-поликлинической, стационарной, санаторно-курортной и скорой медицинской помощи; розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств в аптечных учреждениях; оптовую торговлю лекарственными средствами; дошкольное и начальное общее образование; основное общее и среднее (полное) общее образование; деятельность детских лагерей на время каникул; предоставление социальных услуг с обеспечением проживания.
Критерии, по которым фирмы относят к субъектам малого предпринимательства, перечислены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
1. суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, организаций, которые не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в их уставном капитале не превышает 25%;
2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек: Микропредприятие - до 15 человек;
3. выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС за предшествующий календарный год не превышает 800 млн руб.
Последним двум критериям должны удовлетворять и индивидуальные предприниматели, чтобы считаться субъектами малого предпринимательства.
Примечание: Для микропредприятий которыми в основном являются ИП величина дохода, полученного от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не должна превышать 120 млн. рублей.
Если юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель, относящиеся к малому предпринимательству, обнаружили себя в плане проведения плановых проверок, они вправе подать в орган надзора заявление об исключении их из указанного плана. Если проверка уже началась, то, в случае предоставления документов, подтверждающих отнесение к субъектам малого предпринимательства, она прекращается.
|
2
|
Орган контроля (надзора) осуществляющий надзор за лоцманскими организациями, и требования предъявляемые к таким организациям.
|
Контроль и надзор за деятельностью лоцманских организаций в Российской Федерации осуществляется Управлением государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на основании Положения об Управлении государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 24.08.2012 г. № АК-432-фс, и капитаном соответствующего морского порта на основании Положения о капитане морского порта, утвержденного приказом Минтранса России от 17.02.2014 г. № 39.
Требования, предъявляемые к лоцманским организациям, установлены:
- Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ-78);
- Конвенцией Международной организации по труду 2006 о труде в морском судоходстве (МОТ-2006);
- Федеральным законом от 30.04.1999 г. № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации»;
- Положением о морских лоцманах Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 22.07.2008 г. № 112;
- Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха морских лоцманов и кандидатов в морские лоцманы, утвержденным приказом Минтранса России от14.03.2012 г. №61;
- Техническим регламентом о безопасности объектов морского транспорта, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 г. №620.
К установленным требованиям относятся:
1. Наличие трудовых договоров на выполнение обязанностей морского лоцмана и лоцманских удостоверений на всех лоцманов;
2. Соответствие квалификации лоцмана характеристикам и размерам судов, районам, в которых лоцман осуществляет проводку судов;
3. Морской лоцман должен удовлетворять требованиям, указанным в пунктах 4, 5, 6, 7 Положения о морских лоцманах РФ в части подготовки и дипломирования морских лоцманов;
4. Для осуществления лоцманских проводок в распоряжении морского лоцмана должно находиться следующее материально-техническое обеспечение и оснащение:
1) средства доставки морского лоцмана с берега на судно, обеспечивающие безопасную посадку и безопасную высадку морского лоцмана с судна, находящиеся в исправном состоянии и обладающие необходимыми техническими характеристиками исходя из протяженности района лоцманской проводки судов, продолжительности лоцманской проводки судов, интенсивности судоходства, гидрометеорологических и других особенностей района лоцманской проводки судов (лоцманский катер, вертолет и т.п.);
2) автомобильный транспорт, функционирующий в круглосуточном режиме;
3) необходимые средства связи с судами, службами морского порта, Центром управления движением судов (ЦУДС) и службой управления движением судов (СУДС);
4) индивидуальную систему позиционирования и идентификации судов, сопряженную с информационной базой СУДС и портовых служб;
5) помещения для работы и отдыха морских лоцманов, соответствующие санитарным нормам и оборудованные телефонной связью и необходимой оргтехникой;
6) помещение и оборудование для проведения технической учебы морских лоцманов;
7) помещение, имеющее оборудование для хранения и подогрева пищи;
8) морские навигационные карты и пособия на район лоцманской проводки судов, откорректированные по последним "Извещениям мореплавателям";
9) навигационная, гидрометеорологическая и гидрологическая информация по району лоцманской проводки судов;
10) необходимые документы, связанные с лоцманской деятельностью;
11) спецодежду в соответствии с климатическими условиями района лоцманской проводки судов;
12) индивидуальные спасательные средства и средства индивидуальной связи одобренного типа;
13) медицинские средства оказания первой помощи.
|
3.
|
Обязательно ли наличие для каждого судна смешанного (река-море) плавания при плавании по морским путям судового плана чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, предусмотренного Конвенцией МАРПОЛ 73/78, если на судне имеется план чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения с судов нефтью и ликвидации последствий такого загрязнения, разрабртанный судовладельцем в соответствии с ч.1 ст.39 КВВТ РФ.
|
Пунктами 5 Положений о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров по осуществлению буксировок морским транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 № 193, установлено лицензионное требование, наличие для каждого судна судового плана чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, предусмотренного Конвенцией МАРПОЛ 73/78 (для судов, к которым применяются требования указанной Конвенции).
Частью 1 правила 37 главы 5 Приложения 2 Конвенции МАРПОЛ 73/78 установлено, что каждый нефтяной танкер вместимостью 150 и более и каждое судно, не являющееся нефтяным танкером, валовой вместимостью 400 и более должны иметь на борту судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, одобренный Администрацией.
Более того, часть 1 статьи 39 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации обязывает судовладельцев для предотвращения загрязнения с судов нефтью и ликвидации последствий такого загрязнения разрабатывать в отношении судна план чрезвычайных мер по предотвращению такого загрязнения, и не освобождает владельца судна типа река-море при осуществлении плавания в морских водах от выполнения требований статьи 37 Приложения 2 Конвенции МАРПОЛ 73/78.
|
|