Ассоциация гимназий Санкт-Петербурга
«Гимназия в условиях модернизации общего образования»
Материалы научно-практической конференции
(25 - 26 марта 2004г.)
Санкт-Петербург
2005
УДК
ББК
П
Печатается по решению Совета Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга
Гимназия в условиях модернизации общего образования: 25 - 26 марта 2004г. - СПб.: Политехника, 2005. – 103 с.
ISBN
Сборник материалов научно-практической конференции «Гимназия в условиях модернизации общего образования», проходившей по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга при поддержке РГПУ им. А.И.Герцена, высвечивает актуальные вопросы, связанные с гимназическим образованием в Петербурге, возрожденным в начале 90-х годов ХХ века, с сохранением и упрочением его традиций.
Сборник предназначен для работников гимназий, методистов, администраторов средней школы и комитетов по образованию, сотрудников вузов, занимающихся проблемами гимназического образования, а также может оказаться полезен всем, кого волнуют вопросы просвещения.
УДК
ББК
Cоставитель и ответственный редактор:
научный руководитель Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга, д.п.н., проф. кафедры методики преподавания русского языка и литературы (РГПУ им. А.И.Герцена) Н.М.Свирина
Логотип и дизайн обложки: М.Михайлова
Компьютерный дизайн и верстка:
ISBN
“Политехника”, 2005
Коллектив авторов, 2005
М.Михайлова: логотип и дизайн обложки, 2005
Оргкомитет конференции:
-Исполнительный директор Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга, директор Второй Санкт-Петербургской гимназии, Заслуженный учитель РФ Л.М.Мардер
-Председатель Совета Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга, директор гимназии № 271 Заслуженный учитель РФ Л.Е.Спиридонова
-Научный руководитель Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы РГПУ им. А.И.Герцена Н.М.Свирина
Программа работы конференции
Первый день работы, 25 марта, Вторая Санкт-Петербургская гимназия
9.30 – 10.30 – регистрация участников конференции
Пленарное заседание 10.30 - 12.00
1. Евгений Михайлович Балашов, доктор исторических наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории Российской Академии наук:
"Гимназии в России и Санкт-Петербурге до 1917 г.: вехи развития".
2. Исполнительный директор Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга, директор Второй Санкт-Петербургской гимназии, Заслуженный учитель РФ Людмила Маратовна Мардер:
«Петербургская гимназия сегодня»
3. Научный руководитель Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы РГПУ им. А.И.Герцена Наталья Михайловна Свирина:
«Развитие гимназий в условиях модернизации»
4. Наталья Ивановна Роговцева, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, директор санкт-петербургского филиала издательства «Просвещение»:
«Роль и место издательско-образовательного комплекса «Просвещение» в развитии гимназического образования»
5. Свободный микрофон.
12.30 - Секции и Круглые столы.
1. Секция: «Системы целостного подхода к обучению». 25 марта
Ведущие: Марина Георгиевна Боровик, кандидат педагогических наук, науч. рук. гимназии № 159, Сергей Владимирович Федоров, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания литературы (РГПУ), науч. рук. гимназии № 271, Комаров Борис Алексеевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания физики (РГПУ), науч. рук. гимназии № 271
1. Каменцев Лев Игоревич, гимназия ''Земля и Вселенная'':
«Интегрированный авторский курс наук о Земле и сравнительной планетологии и проблемы преподавания наук естественно-математического цикла в 5-7 классах специализированных гимназий»
2. Ягунова Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы гимназии № 177:
«Система целостного подхода в изучении русского языка и литературы»
3. Васильева Валентина Николаевна, директор школы № 348
«Пути решения проблемы целостного подхода к обучению»
4. Боровик Марина Георгиевна, СПбГУ, профессор кафедры журналистики, научный руководитель гимназии № 159, методист НМЦ Калининского р-на:
«Система целостного подхода к учебно-воспитательному процессу в гимназии».
5. Чернецова Татьяна Владимировна, гимназия № 24 имени И.А.Крылова:
«Целостный подход к организации процесса обучения на предгимназической ступени обучения»
6. Крестьян Татьяна Михайловна зам. директора по УВР, Почетный работник общего образования РФ, гимназия № 92:
«Мониторинг обученности учащихся начальной школы как составная часть повышения качества образования»
7. Романова Татьяна Владимировна, гимназия № 24 имени И.А.Крылова:
"Роль психолога в организации самоуправления гимназистов"
2. Круглый стол - «Директор гимназии: стратегия развития и управления гимназией». 25 марта 12.30.
Ведущие – Исполнительный директор Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга, директор Второй Санкт-Петербургской гимназии, Заслуженный учитель РФ Л.М.Мардер - Председатель Совета Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга, директор гимназии № 271, Заслуженный учитель РФ Л.Е.Спиридонова.
1. Серова Татьяна Александровна, директор гимназии № 177, Заслуженный учитель РФ:
«Стратегия развития педагогического коллектива»
2. Тенютина Екатерина Дмитриевна, к.п.н., зам. директора по науке Гимназии №56
«Концепция повышения квалификации педагогов в рамках образовательного учреждения»
3. Лик Наталья Владимировна, ст. преподаватель Института Психологии и Социальной работы:
«Психологические подходы к работе с педагогическим коллективом гимназии»
4. Липатова Ирина Альбертовна, зам. директора по УВР гимназии № 177, учитель истории, учитель года России 2002, лауреат премии Президента РФ 2003г.:
«Стратегия и тактика роста педагогического мастерства и конкурсное движение «Учитель года»
5. Пуцима Нина Михайловна, заместитель директора по научно-исследовательской работе,
гимназия № 505:
"Научно-методическая работа в гимназии: проблемы организации"
3. Круглый стол- «Проблемы аттестации образовательных учреждений» 25 марта, 12.30
Ведущие – директор гимназии № 261 Любовь Александровна Агранова - Наталья Григорьевна Тетерятникова, зам. директора по учебной работе, Вторая Санкт-Петербургская гимназия –Татьяна Юрьевна Андреева, зав. отделом аттестации НМЦ Выборгского р-на, методист Выборгского р-на по литературе и русскому языку.
Выступления:
1. Федоров Алексей Константинович, начальник отдела лицензирования и аккредитации Комитета по образованию;
2. Андреева Татьяна Юрьевна, зав. отделом аттестации НМЦ Выборгского р-на методист Выборгского р-на;
3. Шадрина Надежда Петровна, зав.уч. по научно-методической работе гимназии № 261;
4. Болгар Наталья Николаевна, кандидат философских наук, доцент СПбАППО, научный руководитель гимназий №№ 24, 52, 505:
"Формы контроля за качеством образования гимназистов".
4. Круглый стол, 25 марта, 13.00:
«Проблемы подготовки к ЕГЭ по русскому языку: вопросы и ответы».
Ведет: Валентина Николаевна Ивлева, методист кабинета Русской словесности СПбАППО
Второй день работы, 26 марта, 10.00, Вторая Санкт-Петербургская гимназия
5. Секция «Опыт вариативных подходов в преподавании дисциплин для классов с разной специализацией». 26 марта, 10.00
Ведущие: доктор педагогических наук, профессор Невского института языка и культуры Людмила Ивановна Коновалова – директор гимназии № 177 Татьяна Александровна Серова
1. Порохов Денис Александрович, учитель физики, зам. директора по УВР, руководитель УНО 498 гимназии:
"Интегративный подход в элективных курсах «Естествознание» как средство развития ключевых компетентностей учащихся"
2. Михлин Семен Михайлович, учитель физики гимназии № 159, Отличник народного образования, соросовский лауреат:
«Вариативность приоритетов преподавания физики в классах разных профилей обучения».
3. Пономарева Анна Иосифовна, учитель физики гимназии № 92:
«Особенности преподавания физики в классах с разной специализацией»
4. Каменцев Лев Игоревич, гимназия ''Земля и Вселенная'':
«Профильное естественнонаучное образование в старших классах специализированных гимназий на опыте коллежа и гимназии ''Земля и Вселенная''
5. Карасева Ирина Викторовна, гимназия №8, г. Мурманск:
«Вариативные подходы к изучению русского языка и литературы»
6. Козлова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы гимназии № 261:
«Особенности преподавания литературы в математических и гуманитарных классах»
7. Финагентов Алексей Юрьевич, учитель русского языка и литературы 92 гимназии, лауреат премии мэра «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга:
«Основы контрастивной лингвистики как способы извлечения и получения языковой информации»
8. Полякова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы гимназии № 405: «Многофункциональность курса журналистики в гимназии»
9. Панфилова Людмила Генриховна, учитель истории гимназии № 177, к.п.н.:
«Логико-информационная теория обучения»
10. Лобода Татьяна Борисовна, учитель математики гимназии № 92, Заслуженный учитель РФ:
«Особенности преподавания математики в классах с разной специализацией»
6. Актуальные зоны развития гимназического образования. 26 марта 10.00
Ведущие: доктор педагогических наук, проф. РГПУ им. А.И.Герцена Наталья Михайловна Свирина – директор гимназии № 144 Наталья Владимировна Федоренко –директор гимназии № 524 Наталья Михайловна Лучкова
1. Махрова Элла Васильевна, профессор кафедры художественной культуры РГПУ им. А.И.Герцена:
«О художественно-творческой деятельности как одном из компонентов "классического" гуманитарного образования»
2. Горбунова Ирина Борисовна доктор педагогических наук, гл. научный сотрудник УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии», профессор кафедры современных образовательных технологий РГПУ им. А.И.Герцена:
«Музыкально-компьютерные технологии как новая образовательная и творческая среда»
3. Комаров Борис Алексеевич, к.п.н., доцент кафедры методики преподавания физики (РГПУ им. А.И.Герцена), Федоров Сергей Владимирович, к.п.н., доцент (РГПУ им. А.И.Герцена), научные руководители гимназии № 271:
«Система согласованного обучения в гимназии»
4. Бегунова Светлана Юрьевна, учитель информатики, зам. директора по ИКТ гимназии №498.:
"Технология проведения уроков линейных курсов с использованием современных мультимедийных средств обучения".
5. Сидорова Екатерина Вячеславовна, зам. директора УВР, учитель информатики гимназии № 177:
«Пути и средства формирования информационной компетентности школьника»
6. Миллер Антон Львович, учитель географии гимназии № 107, лауреат всероссийского конкурса 2002 г. «Я иду на урок географии»:
«Мультимедийные учебники и их использование на уроках географии»
7. Горохова Юлия Андреевна, учитель русского языка и литературы, Штутина Мария Владимировна, учитель географии, Яшина Юлия Борисовна, учитель английского языка НОУ школа «Унисон»:
«Надпредметная программа как способ расширения пространства личностной свободы ученика»
8. Болгар Наталья Николаевна кандидат философских наук, доцент АППО:
"Профильное обучение в условиях гимназии"
9. Радина Людмила Емельяновна, зав. центром медико-социального и психолого-педагогического сопровождения учащихся гимназии № 144
«Программное обеспечение гимназической службы сопровождения»
10. Коновалова Людмила Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе Невского института языка и культуры:
«Образование и воспитание школьников как основа национальной безопасности России»
7. Секция «Личность гимназического учителя и вопросы дополнительного профессионального образования». 26 марта 10.00.
Ведущие: кандидат педагогических наук, доцент РГПУ им. А.И.Герцена Инна Лолиевна Шолпо – директор гимназии № 528 Наталия Яковлевна Коростылева - директор гимназии № 406 Татьяна Григорьевна Шаврова.
1. Григорьева-Голубева Виктория Аркадьевна, д.п.н., профессор Невского института языка и культуры:
«Гуманистические ценности в подготовке учителя –словесника»
2. Щукина Юлия Вячеславовна, психолог гимназии №1, г. Оренбург:
"Возможности гимназии для формирования познавательной компетентности гимназиста"
3. Шолпо Инна Лолиевна, к.п.н., доцент РГПУ им. А.И.Герцена:
«Методика разработки учебных программ профессиональной подготовки учителя в контексте рефлексивного подхода»
4. Карачевцев Игорь Альбертович, директор гимназии № 166:
«Педагогическая концепция современного учителя гимназии»
5. Мясникова Наталья Николаевна, гимназия № 148:
«Музейная педагогика в образовательном процессе»
6. Иванова Галина Александровна научный руководитель гимназия №5 г. Сосновый Бор, к.п.н, доцент кафедры истории и социальных наук ЛОИРО:
«Модель диалогической личности учителя в современных условиях»
7. Мигунова Елена Александровна, учитель испанского языка гимназии № 148 им. Сервантеса:«Учитель. Самообразование и новые образовательные результаты».
8. Платонова Ольга Арнольдовна, зам. директора гимназии № 441:
«Учитель современной гимназии»
9. Макарова Ольга Олеговна, учитель Гимназии № 56:
«Развитие творческого потенциала учителя в процессе реализации программы дополнительного образования»
10. Гаген Любовь Александровна, зам. директора по начальной школе, гимназия № 159 «Бестужевская»:
«Пути развития личности младших школьников в гимназии»
11. Андреева Евгения Васильевна, гимназия № 52.
"Гимназическая "Ника" как форма стимулирования творчества и мотивации учителя и ученика".
8. Мастер-класс «Создание музыки здесь и сейчас» - 26 марта, 10.00.
Автор программы и ведущий: Бергер Нина Александровна, канд. искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова, старший научный сотрудник УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии»
Заключительное заседание по принятию решений конференции – 26 марта, 12.30
|