Закон о рекламе

Закон о рекламе


Скачать 0.7 Mb.
Название Закон о рекламе
страница 1/7
Тип Закон
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Закон
  1   2   3   4   5   6   7

1. Реклама фармацевтических препаратов

Закон о рекламе


До принятия закона о рекламе в России существовал Указ Президента Российской Федерации от 17 февраля 2005 г., в котором запрещалась реклама методов профилактики, диагностики, лечения, медицинских технологий и лекарственных средств, не прошедших проверочных испытаний и не утвержденных в установленном порядке.

Отсутствие закона о рекламе медицинских услуг, изделий и лекарственных средств породило волну недоброкачественной рекламы, нарушение этических норм, которые необходимо соблюдать при рекламе такой продукции, все это в конечном итоге негативно отражалось на потребителях.

С принятием Закона завершается период беспорядка в сфере медицинской рекламы. Закон представляет собой некий синтез научного и общественного опыта использования рекламы как формы объективного информирования граждан о лекарственных средствах, медицинских изделиях и услугах.

Законодательство Российской Федерации о рекламе медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств, иных объектов медицинской продукции состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона "О лекарственных средствах", других федеральных законов, регулирующих отношения в сфере здравоохранения, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также правовых нормативных актов субъектов Российской Федерации.

Реклама медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств


Настоящий Федеральный закон создает правовую основу для рекламной деятельности в сфере медицинских услуг, обращения медицинских изделий и лекарственных средств, которые, согласно закону, отнесены к числу особых объектов рекламной и информационной деятельности. В частности, он приложим к профилактике, диагностике, лечению, реабилитации, включая методы профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, медицинским процедурам, иным услугам, имеющим непосредственное отношение к диагностике, облегчению состояния, лечению болезней, недугов, ранений, повреждений или патологических состояний человека. Кроме того, к объектам, определенным Федеральными законами "О лекарственных средствах" и "О медицинских изделиях" в качестве лекарственных средств и медицинских изделий.

В статье 8 о рекламе лекарственных средств, регламентирующей рекламную деятельность, говорится, что в средствах массовой информации допускается реклама лекарственных средств, отпускаемых только без рецепта врача.

Реклама наркотикосодержащих лекарственных средств, или психотропных веществ, подчиняется положениям Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах". В законе сказано:

"Независимо от формы реклама лекарственных средств должна соответствовать фармакологическим данным о лекарственных средствах, полученным при клинических исследованиях лекарственных средств и зарегистрированным федеральным органом контроля качества лекарственных средств, и требованиям государственного информационного стандарта. Недопустима реклама лекарственных средств, не зарегистрированных в Российской Федерации."

Отныне законодательно закрепляется обязательное представление следующих сведений о рекламируемом ЛС:

  • название лекарственного средства;

  • название предприятия-производителя лекарственного средства и его юридический адрес;

  • сведения об активных компонентах, входящих в состав;

  • терапевтические показания к применению;

  • противопоказания к применению;

  • побочные эффекты;

  • специальные предупреждения и/или предостережения, предусмотренные Федеральным законом "О лекарственных средствах";

  • реклама лекарственных средств, изготовляемых в аптеках по прописям, должна содержать указание, что данное лекарственное средство изготовляется по прописям.

Закон запрещает представление лекарственного средства как уникального, наиболее эффективного и безопасного, исключительного по отсутствию побочных эффектов. Реклама не должна вводить в заблуждение относительно состава, происхождения, новизны или патентованности лекарственного средства.

Кроме того, недопустимо в рекламе создавать впечатление, что природное происхождение сырья, использованного при изготовлении лекарственных средств, является гарантией их безопасности и эффективности.

Необходимо помнить, что реклама лекарственных средств не должна подрывать репутацию предприятий-производителей лекарственных средств, веру потребителей в действие других медикаментов.

В целях усиления рекламного эффекта не допускается сравнение рекламируемого лекарства с другими.

Реклама лекарственных средств не должна создавать впечатление ненужности медицинских консультаций или хирургических операций, напротив, она должна содержать указание на необходимость консультаций с врачом по вопросам применения рекламируемого лекарственного средства, а также на необходимость внимательного ознакомления с текстом на внутренней и внешней упаковках лекарственного средства, и не должна содержать советов по его применению, которые могли бы быть истолкованы, как применение метода лечения на расстоянии.

Реклама лекарственного средства не должна содержать:

а) утверждений об абсолютной гарантии его положительного действия;

б) ссылок на рекомендации органов государственной власти, учреждений здравоохранения, врачей, научных медицинских организаций или научных медицинских работников;

в) ложных утверждений или вводящей в заблуждение информации об авторитете, образовании, квалификации, успехах производителей, разработчиков, иных участников сферы обращения рекламируемого лекарственного средства;

г) рекомендаций по применению препаратов, используемых при лечении туберкулеза, венерических заболеваний, синдрома приобретенного иммунодефицита, онкологических заболеваний, болезней системы обмена веществ и диабета, психических заболеваний и хронической бессонницы, острого живота;

д) внушений о том, что здоровье человека может быть ухудшено неприменением лекарственного средства;

е) утверждений о том, что лекарственное средство принципиально предназначено исключительно для детей;

ж) утверждений, что пищевая добавка, косметический продукт, средство гигиены обладают свойствами лекарственного средства или что лекарственное средство является пищевой добавкой, косметическим продуктом или средством гигиены.

Запрещается участие врачей, провизоров, научных медицинских работников, иных профессиональных работников сферы здравоохранения и сферы обращения лекарственных средств, а также государственных служащих.

При этом допустимо использование сведений из профессиональных медицинских изданий в форме текстов, таблиц, иллюстраций, если указанные сведения представлены дословно и сопровождаются точным указанием источников использованных материалов.

Размеры и порядок уплаты штрафа за нарушения положений настоящего Федерального закона, касающихся рекламы лекарственных средств, организациями средств массовой информации или специализированными рекламными предприятиями, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

Реклама лекарственных средств в ЕС


Х. Кранц, директор Европейской ассоциации фирм-производителей безрецептурных препаратов, считает, что самолечение (т.е. прием лекарств без участия врача), следует развивать, и что оно будет способствовать росту желания граждан стран Европейского Союза брать на себя ответственность за состояние собственного здоровья, а также снижать государственные расходы на здравоохранение. В последние годы самолечение было идентифицировано как важный элемент долгосрочной стратегии здравоохранения всеми институтами, представляющими европейское сообщество.

Эта точка зрения Европарламента была подтверждена европейской комиссией, которая особо подчеркнула необходимость точного определения роли провизоров и врачей в применении ОТС препаратов.

Для того, чтобы помочь им выполнять эту важную роль, требуется специальная информация, соответствующая подготовка и обучение работников аптек. В рамках ЕС принят законодательный документ – "Директива о рекламе фармацевтических препаратов". Он решает 3 главных вопроса.

Во-первых, гармонизирует, согласовывает национальные законодательства в этой сфере. Во-вторых, способствует более рациональному и ответственному применению лекарственных препаратов, с другой стороны, регулирует распространение рекламной информации об ОТС препаратах.

Согласно Директиве Европейского Союза на рекламу лекарств безрецептурного отпуска, все те лекарства, которые разрешены к продаже без рецепта, могут являться предметом рекламы в любых СМИ. Директива имеет специальную главу, посвященную вопросам информации, которая должна предоставляться рекламными сообщениями.

В частности, одним из требований является, естественно, название рекламируемого продукта, его общее имя и то, что называется международным непатентованным названием препарата. В рекламном сообщении должны быть описаны условия для правильного применения лекарства.

В национальном законодательстве многих стран есть положение о необходимости наличия в тексте рекламы предложения потребителю внимательно почитать листовку (инструкцию или вкладыш, относящиеся к данному препарату) или информацию, которая напечатана на внешней упаковке лекарства, где приводятся более подробные сведения. Это особенно важно при телевизионной рекламе, где трудно довести до слушателей все детали, относящиеся к лекарственному изделию.

Вместе с тем, эти же принципы были признаны действующими и в отношении печатной рекламы. Только одна страна – член Европейского Союза имеет в законодательстве требование подробного изложения информации в печатной продукции, и эта страна – Германия. Однако в последнее время там развернулись дебаты на различных уровнях о том, что может быть следует снять это требование и ограничиться в письменной рекламе только требованием иметь строчки, предписывающие содержать ссылку на какой-либо подробный материал в листовке-вкладыше или на внешней упаковке лекарства. Европейская ассоциация имеет Кодекс рекламной деятельности, принятый в середине 60-х годов. В 1980 году он был пересмотрен для внесения требований, содержащихся в Директиве Европейского Союза. Документы оказались особенно полезны для стран Центральной и Восточной Европы, где не имелось достаточного опыта в рекламе такого вида продукции.

Директива ЕС о рекламе лекарственных препаратов рассматривается как хорошая законодательная основа для дальнейшей работы по расширению сферы ответственного самолечения. Кроме того, ее можно использовать в качестве справочного материала для разработки соответствующих законодательных актов в странах, не входящих в ЕС.

Этика рекламы лекарственных средств


Очень многие зарубежные фирмы, пользующиеся огромным авторитетом на фармрынке, при проведении рекламных кампаний своей продукции в России весьма вольно трактуют не только многочисленные этические и правовые нормы, безусловно выполняемые ими в других странах, но и впрямую нарушают законы РФ. Конечно, во многом этому способствует слабость, разрозненность нашей законодательной и юридической базы – однако не может не вызывать озабоченности тот факт, что даже существующие законы, постановления правительства и указы Президента, которые зачастую остаются только на бумаге.

По мнению вице-президента РАМН академика Ф.Комарова, по мере насыщения отечественного фармрынка конкурентная борьба за конечного потребителя становится все более и более ожесточенной и, если так можно выразиться, беспардонной. Все активнее пропагандируется самолечение с помощью лекарств быстрого действия, якобы способных за считанные дни или даже часы избавить человека от того или иного расстройства здоровья. При этом предусмотрительно “не замечается” тот факт, что в большинстве случаев речь идет не об излечении болезни, а всего лишь о ликвидации симптома. Совершенно упускается из виду недопустимость рекламирования “отдельно взятого” препарата в качестве панацеи, без учета индивидуальных особенностей человеческого организма и существующих многочисленных противопоказаний.

При этом подспудно проводится идея о возможности вылечиться самостоятельно, в отрыве от квалифицированной врачебной помощи. Тем самым не только подрывается авторитет врача и медицины в целом (то есть единственного порой возможного способа победить недуг), но и наносится огромный реальный вред здоровью людей, поверивших недостоверной рекламной информации.

Большую потенциальную опасность таит в себе неуказание в рекламных объявлениях, особенно рассчитанных на неподготовленного потребителя, данных о возможных побочных эффектах. (Между тем как на практике, учитывая узкий избирательный характер воздействия большинства лекарственных средств, такого рода ограничения многократно превосходят показания к применению). Характерны цифры: в США, уровень медицинской помощи и квалификация медицинского персонала в которых значительно превосходят российский, от неправильного применения и побочных действий лекарств ежегодно погибают более 200 000 человек. И хотя у нас такой статистики не ведется, трудно предположить, что показатели будут ниже. Причем, что немаловажно, качество самих лекарств становится причиной смерти не чаще чем в 10 % случаев. Главная проблема – в качестве применения препаратов, которое складывается из нескольких факторов. Главные из них – уровень образованности населения и воздействие рекламы. Таким образом, на добросовестности и ответственности производителей и заказчиков рекламы лекарственных препаратов во многом лежит ответственность за защиту здоровья населения.

Впрочем, как уже говорилось выше, очень многое зависит и от гражданской позиции тех, кто непосредственно занят в процессе подготовки и производства рекламной продукции. Им, по убеждению академика Лепахина, следует учитывать слепое доверие людей к печатному и телевизионному слову. Кроме того, необходимо разработать и утвердить единый образец сопроводительной информации, которая должна указываться на упаковке или в инструкциях по применению лекарств. Следует избегать такой картины, когда в документации сходных по свойствам препаратов от разных производителей в одном случае указывается обширный и подробный перечень противопоказаний, а в другом он занимает всего несколько строчек. Это вводит в заблуждение покупателя, заставляя его думать, что препарат с меньшим количеством противопоказаний и побочных эффектов лучше.

Наконец, следует более жестко отслеживать выполнение Закона о рекламе, который допускает рекламирование медикаментов и изделий медицинского назначения, использование и применение которых требует специальной подготовки (рецептурного отпуска) только в специализированных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников.

Недопустимо в принципе использование в рекламе лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения образа и имиджа врача, фармацевта – то есть “человека в белом халате”, тем более в тех случаях, когда авторитет врача или официального медицинского учреждения используется наряду с явным передергиванием, искажением реальной информации об эффективности или пользе того или иного препарата или средства. (К примеру, известная реклама, ссылающаяся на “одобрение института Эрисмана” или “рекомендацию Минздрава” скромно умалчивает, что на самом деле речь идет всего лишь о выданном гигиеническом сертификате, подтверждающем безвредность продукции, и не более того).

К сожалению, на сегодня нет ни технической, ни методической системы, позволяющей отслеживать такого рода публикации и выступления. Полагаться же на принципиальность средств массовой информации не приходится – несмотря на то, что по существующим правилам каждая такая публикация или сюжет обязательно должны быть снабжены оговоркой, что производятся они “на правах рекламы”.

По всей видимости, нам придется учиться на зарубежном опыте, так как в большинстве развитых стран такого рода контроль возложен на общественные организации вроде Союзов потребителей – тем более что аналогичная структура существует и в России.

Скорее всего, в сферу особого надзора следует включить не только сугубо лекарственные средства и препараты, но и весь обширный спектр продукции, который выдается за таковые. К ним, в первую очередь следует отнести различные пищевые биологически активные добавки (БАД), сжигатели жира и тому подобные препараты.

А развернуться тут есть где. По некоторым данным, оборот в этой сфере в России только в 2006 году приблизился к четырем миллиардам долларов. Естественно, такой уровень доходов позволяет проводить рекламу на достаточно высоком уровне – естественно, переступая все мыслимые и немыслимые законы.

Так, данным препаратам приписывается лечебный эффект, которым они не могут обладать по определению. Распространением их занимаются люди, не только не имеющие специальной подготовки, но и вообще смутно представляющие себе механизм действия на организм предлагаемых ими “продуктов”, не знающие или умалчивающие о многочисленных противопоказаниях.

Методы отслеживания недоброкачественной рекламы


В Европе антимонопольные органы не занимаются государственным контролем рекламной деятельности. В США подобные функции частично выполняет Федеральная торговая комиссия.

В России закон "О рекламе" относит государственную политику в области выявления, пресечения недобросовестной рекламы к компетенции Государственного антимонопольного комитета и его территориальным органам. Эти органы в рамках своей компетенции:

  • предупреждают и пресекают факты ненадлежащей рекламы (только Территориальным управлением ГАК России по Москве и Московской области направлены сотни предупреждений и возбуждены десятки дел по признакам нарушения рекламного законодательства фармацевтическими фирмами, аптеками, рекламными агентствами и СМИ, предлагающими лекарства;

  • сообщают о нарушениях в органы, выдавшие лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о ее приостановлении или досрочном аннулировании;

  • направляют в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы.

Общественный Совет по рекламе (ОСР) был создан в феврале 2005 г. Его основные задачи – содействие формированию цивилизованного рекламного рынка в России и саморегулированию рекламной деятельности на основе Закона о рекламе, этических норм Кодекса рекламы Международной торговой палаты, Свода обычаев и правил делового оборота рекламы на территории РФ, других норм законодательства. В качестве рабочих органов Совета образованы Комитет по разработке этических норм (стандартов) рекламной деятельности и Комитет по рассмотрению обращений и практике применения норм саморегулирования и законодательства.

В состав Попечительского совета ОСР входят Торгово-промышленная палата РФ, Российская ассоциация рекламных агентств (РАРА), Союз журналистов России, Международная конфедерация обществ потребителей и другие общественные и государственные организации. Среди зарубежных партнеров ОСР – общественное объединение “Интергритас” (Германия), контролирующее медицинскую рекламу для населения и другие смежные вопросы.

При рассмотрении специфических вопросов, связанных с медициной и здравоохранением, ОСР тесно сотрудничает с Национальным этическим комитетом (НЭК) в рамках подписанного между ними соглашения о совместной деятельности в сфере регулирования рекламы товаров медицинского назначения. При НЭК сформирован свой Совет по медицинской рекламе.

В состав НЭК входит группа мониторинга, состоящая из пяти квалифицированных экспертов, которая занимается отслеживанием рекламы рецептурных препаратов в неспециализированных СМИ, вопросами скрытой рекламы, различных других нарушений в области рекламы лекарственных средств. Эта группа занимается анализом периодических изданий и телепередач. Цель – создание базы данных, в которой были бы скрупулезно зафиксированы все замеченные нарушения.

По результатам собственного мониторинга либо по обращениям (жалобам) граждан рабочие Комитеты ОСР или Совет по медицинской рекламе НЭК проводят экспертизу на соответствие конкретной рекламной продукции законодательным и этическим нормам. В случае обнаружения нарушений можно прибегнуть к нескольким видам воздействия: оповещение нарушителя о рассмотренных прецедентах и принятом по ним решении, в случае необходимости – собеседование с представителем той или иной фирмы или организации с целью выработки компромисса (если он возможен).

При продолжении неэтичной или нарушающей законодательство рекламы предусмотрено публичное (через СМИ) оповещение общественности о недопустимости данной рекламы и о ее недобросовестности. За этим может последовать официальное обращение в Антимонопольный комитет, обладающий правом оштрафовать нарушителя и обязать его за свой счет опубликовать адекватную контррекламу. Наконец, при содействии Союза потребителей может быть возбуждено дело в судебном порядке – кстати, как показывает практика, в большинстве случаев такие дела выигрываются. Причем, согласно Закону о рекламе, равную ответственность несут не только заказчики, но и изготовители, и распространители рекламной информации.

Конечно, все вышесказанное не относится к добровольным обращениям субъектов рекламного рынка по поводу предварительной экспертизы рекламы, так как эти фирмы, как правило, прислушиваются к рекомендациям ОСР и НЭК.

Так, например, в соответствии с рекомендациями Общественного совета рекламодатель лосьона "Клерасил" добровольно снял с телевизионного показа ролик, в котором в невыгодном свете изображался юноша, не использующий данный препарат и вынужденный "гулять в шлеме". Согласно " Своду обычаев и правил делового оборота рекламы на территории Российской Федерации", принятому Общественным советом по рекламе в 2007 году, рекомендуется воздерживаться от рекламы, которая усиливает комплексы, связанные с внешней непривлекательностью, прежде все подростковые

В 2006 году решением ОСР была признана некорректной телереклама “Колдрекса” компании “Sterling Health”. В клипе звучало обещание “снять все симптомы гриппа сразу”, причем медицинские эксперты на прямой вопрос, могут ли они подтвердить справедливость данного утверждения, ответили отрицательно. Клип был снят с трансляции, однако через год появилась новая реклама “Колдрекса” с той же фразой. На этот раз, учитывая повторное нарушение, Общественным советом по рекламе было решено преследовать компанию в судебном порядке на основании того, что реклама вводит потребителей в заблуждение. Руководство “Sterling Health” переозвучило ролик, не дожидаясь судебного решения.

В 2007 году основным способом воздействия на особо грубых нарушителей в области рекламы лекарственных препаратов стало судебное разбирательство. Вопрос выбора в таких случаях обычно решается так: либо выбирается наиболее крупная компания, которая нарушает, либо фирма, проводящая наиболее агрессивную рекламную политику. Первой такой "мишенью" стала компания "Хоффманн-Ля Рош" с рекламой препарата Берокко. В рекламе Берокко речь шла об антистрессовых свойствах препарата и снятии им же похмельного синдрома. А по инструкции, сопровождающей этот препарат, эти свойства не были еще зарегистрированы – хотя сейчас они зарегистрированы и реклама возобновлена.

После предъявления судебного иска "Хоффманн-Ля Рош" пошел на два шага, а именно – компания согласилась выпустить брошюру (тем же тиражом, что рекламные листовки), в которой объяснялась истинная ситуация "вокруг стресса и похмелья", и изложить юридические и этические требования к этой рекламе, бесплатно распространить тем же тиражом и в тех же регионах, где распространялись листовки.

И второй момент – компания обязалась поставить перед компанией AIPM вопрос о принятии определенного этического кодекса поведения на российском рынке.

В 2007 году с подачи ГАМК были возбуждены десятки дел против производителей недобросовестной рекламы, которые рассматриваются в Арбитражном суде. Учитывая, что сумма иска может доходить до 5 000 минимальных окладов, а ответственность (несмотря на декларируемые оговорки) несет не только заказчик, но и исполнитель (распространитель) рекламной информации, можно ожидать в ближайшее время еще большего ужесточения контроля за соответствие рекламы закону со стороны государственных надзорных органов. Примером тому может служить многомиллионный иск, предъявленных Московскому телеканалу за рекламу разного рода “нелицензированных” целительниц, колдуний и ворожей.

Расходы на рекламу


Зарубежные фармацевтические производители ОТС препаратов и парафармацевтических товаров все более активно используют рекламу своих товаров в России.

Также зарубежные и отечественные производители и дистрибьюторы активно участвуют в специализированных выставках. Следует отметить увеличение доли отечественных производителей на таких выставках.

Общая стоимость рекламных кампаний в 2007 году составила $101,444 млн. (без учета скидок, надбавок и налогов). Это на 70% больше, чем в 2006 году при среднем увеличении расценок на рекламу на 30-35% с учетом инфляции, особенно это касается рекламы на телевидении, затраты на которую в 2007 году составили 88%.

Можно сказать, что спрос на телерекламу имеет низкую эластичность по цене, и ведущие западные компании по-прежнему считают этот вид рекламы наиболее эффективным.

Крупные рекламодатели имеют достаточно высокую концентрацию по показателям рекламных расходов. Так, доля первой "десятки" в 2007 году составляет 61%, в том числе первых двух компаний – 36% (табл. 26); двадцать наиболее рекламируемых марок фармацевтической продукции составляют 50% от общей суммы рекламных затрат (табл. 27), причем больше всего рекламируется группа жаропонижающих препаратов. Если же рассматривать долю первой "десятки" по видам рекламы, то соотношение следующее: телевидение – 34%, пресса – 21%, наружная реклама – 65%, в том числе первые четыре марки имеют долю 50% (табл. 28).

Реклама фармацевтических препаратов на телевидении в 2007 году составила 6% от общей рекламы.
Таблица 26



Рекламодатель

Затраты на рекламу в 2007 году в % к сумме затрат всех фармацевтических фирм

1

СМИТКЛЯЙН БИЧЕМ

22,38

2

УПСА

13,47

3

ПРОКТЕР И ГЭМБЛ

4,28

4

ХОФФМАН ЛЯ РОШ

4,19

5

ДЖОНСОН И ДЖОНСОН

4,00

6

БУТС ХЕЛСКЕАР

3,84

7

ЛИАФ

2,57

8

ГЛАКСО ВЭЛКОМ

2,17

9

КРКА

2,08

10

БЕРЛИН-ХЕМИ

1,94


Таблица 27



Марка

Затраты на рекламу в 2007 году в % к сумме затрат всех фармацевтических марок

1

КЛЕРАСИЛ

4,70

2

ТАЙЛЕНОЛ

4,27

3

ПАНАДОЛ ЮНИОР

3,36

4

ПАНАДОЛ ЭКСТРА

3,30

5

ФЕРВЕКС УПСА с витамином Ц

3,20

6

ЭФФЕРАЛГАН УПСА ДЕТСКИЙ

3,04

7

КОНТАК

2,91

8

КОЛДРЕКС

2,90

9

НУРОФЕН

2,88

10

СОЛПАДЕИН

2,62

11

МИНТОН

2,45

12

САРИДОН

2,14

13

АСПИРИН УПСА с витамином Ц

2,09

14

ТАМС

2,09

15

КОЛДРЕКС ХОТРЕМ с витамином Ц

2,02

16

ЭФФЕРАЛГАН УПСА 500 MG

1,70

17

ЭФФЕРАЛГАН УПСА

1,67

18

ОКСИ 10

1,49

19

ОКСИ

1,47

20

УПСА-Ц

1,36


Зарубежные компании имеют четко разработанную рекламную стратегию на российском рынке. Большинство западных фирм как, СмитКляйн Бичем, стараются продвигать несколько сильных брэндов с помощью рекламы и на основе этого продвигать все свои продукты. Джонсон и Джонсон рекламирует все свои товары, используя для этого, в основном, рекламу на телевидении, так же работает и Проктер и Гэмбл. Очень многие фирмы, такие как Хемофарм, Берингер Ингелхайм предпочитают работать больше всего с врачами и провизорами, так как считается, что это более эффективно с точки зрения создания спроса. Несколько иная позиция фирмы Пфайзер – они продвигают те препараты, которые не имеют прямой конкуренции.

Что касается способов продвижения продукции, то фирмы используют два основных:

  • ориентация на фармацевтов;

  • ориентация на врачей (в меньшей степени).

Продвигая товар на рынок одним из этих способов, фирмы используют такие средства, как:

  • рекламные буклеты, преимущество которых заключается в том, что информацию можно прочитать много раз;

  • работа медицинских представителей, которые могут использовать методы убеждения, а также индивидуальные предпочтения врача.

Фармацевтическая компания может использовать как только одно из этих средств, так и оба сразу, усиливая тем самым воздействие на фармацевта/врача. Но, как правило, если используются медицинские представители, то их работа подкрепляется рекламными материалами.

Специалисты рекламного рынка считают, что минимальный бюджет для эффективной рекламы одного-двух препаратов должен быть не менее $1 млн. в год. Однако, по данным опроса журнала "Ремедиум" в январе 2008 г., значимость рекламы как мотива приобретения ОТС и парафармацевтики провизоры московских аптек отнесли на последнее место после потребности, цены, месторасположения аптеки и имиджа производителя. Провизоры региональных аптек оценивают рекламу выше как мотивирующий фактор– второй по значимости.
Таблица 28



Марка

Бюджет ($) 2007 г.

Доля в итоговом бюджете (%)

Телевидение

Всего:

91,516,032

100

1

КЛЕРАСИЛ

4,409,744

4,82

2

ТАЙЛЕНОЛ

4,015,727

4,39

3

ПАНАДОЛ ЮНИОР

3,163,175

3,46

4

ПАНАДОЛ ЭКСТРА

3,105,733

3,39

5

ФЕРВЕКС УПСА С ВИТАМИНОМ Ц

3,014,100

3,29

6

ЭФФЕРАЛГАН УПСА ДЕТСКИЙ

2,852,258

3,12

7

КОНТАК

2,737,384

2,99

8

КОЛДРЕКС

2,727,317

2,98

9

НУРОФЕН

2,705,200

2,95

10

СОЛПАДЕИН

2,459,663

2,69

Пресса

Всего:

8,891,942

100

1

СУПЕР ЛАЙФ ДАБЛ-ЭКШИОН

321,730

3,62

2

НУРОФЕН

241,759

2,72

3

ПЕТРОВИЧ

220,848

2,48

4

СТРЕПСИЛС

192,890

2,17

5

ЗЕРО-3

167,614

1,89

6

АУРИТА

156,110

1,76

7

ЛОЦЕРИЛ

154,327

1,74

8

СЛИМ БАНД ЛОСЬОН

153,827

1,73

9

ЦАРСКИЕ ТАБЛЕТКИ

152,998

1,72

10

ЭФФЕРАЛГАН УПСА

145,019

1,63

Наружная реклама

Всего:

553,340

100

1

ХОЛС

96,040

17,36

2

КСИМЕЛИН

93,600

16,92

3

МИНТОН

52,800

9,54

4

РЭЙ-БАН

30,810

5,57

5

КОЛДАКТ

27,200

4,92

6

ЦЕНТРУМ

22,500

4,07

7

НИКОРЕТТЕ

12,000

2,17

8

ЛЕДИ’С ФОРМУЛА

9,800

1,77

9

ОКСИ

8,000

1,45

10

КАЛГЕЛЬ

6,000

1,08


Стоит отметить, что отечественным производителям пока не по карману дорогостоящая телевизионная реклама и им приходится довольствоваться менее эффективной рекламой в прессе и наружной рекламой. С этой точки зрения западные компании с большими рекламными бюджетами находятся в более выгодном положении, чем их российские коллеги. Хочется, однако, отметить, что несколько российских производителей – Акрихин, российские заводы концерна АЙ-СИ-ЭН – развернули подобные рекламные кампании с использованием телерекламы. Однако эти кампании уступают по масштабам кампаниям зарубежных фирм и акцентированы, в основном, на рекламе самого производителя.

Телевизионная реклама фармацевтических препаратов


Доля ТВ на российском рекламном рынке выше, чем в большинстве развитых стран. В условиях ограниченного экстенсивного роста (новые ТВ-каналы развиваются медленно, а объем рекламы на существующих ограничен законом 25% от всего эфирного времени), происходит быстрая смена тарифов на рекламу в сторону увеличения. Подтверждением тому может служить динамика роста рекламных бюджетов фармацевтической продукции на телевидении. Как следует из представленных данных, за последние 2 года совокупный рекламный бюджет возрос в 5 раз (учитывая, что первое полугодие 2008 г. еще не закончилось). В 2007 году на лекарства и медицинские приборы (не считая парафармацевтики) пришлось около 7% всех расходов на рекламу (для сравнения: в США – 4,8%).

Рекламирование фармацевтической продукции имеет специфику, сам характер рекламируемого товара предъявляет достаточно жесткие требования как в плане создания, так и в плане размещения роликов. Во-первых, в соответствии с Федеральным законом “О рекламе”, запрещается реклама медикаментов при отсутствии разрешения на их производство и (или) реализацию, а также потребительская реклама лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача. Кроме того, реклама изделий медицинского назначения, использование которых требует специальной подготовки, допускается только в специализированных печатных изданиях, предназначенных для профессионалов в области медицины и фармацевтики.

Во-вторых, сложности возникают из-за того, что значительную часть потребительской аудитории для многих видов лекарств составляют люди старших возрастов. Как правило, для них характерен консерватизм, невысокая восприимчивость к рекламе, – в своем выборе они опираются, в первую очередь, на личной опыт, а также на советы знакомых и родственников. Среди этой аудитории высока доля лиц с низкими доходами, которые экономят на лекарствах, а в случае необходимости приобретают недорогие, чаще всего отечественные препараты. Еще один специфический момент - латинские названия марок новых лекарственных препаратов, как правило, с трудом закрепляются в сознании потребителя, вследствие чего телезрители часто хорошо запоминают сюжет ролика, но не помнят название марки. Поэтому разработка идеи, создание, тестирование и размещение ролика, рекламирующего лекарственные препараты, должны проводиться с особой тщательностью.

Большой объем фармацевтической рекламы на ТВ вызывает разноречивые оценки. Так, если для большинства импортеров (включая даже производителей из Восточной Европы – LEK, Pliva, KRKA и др.), реклама – действенный инструмент в борьбе за рынок, то для российских производителей – предмет, вызывающий плохо скрываемое раздражение. Что, впрочем, и неудивительно: в портфеле российских фармацевтических компаний преобладают дешевые генерики, на которые соответствующим образом реагирует чуткий к цене потребитель. Выделить до 20% прибыли на рекламу в такой ситуации просто физически невозможно. К тому же руководители российских компаний, по складу мышления – производственники, нацеленные на максимальное увеличение выпуска продукции. Реклама представляется им неоправданными накладными расходами, а не долгосрочными инвестициями в создание и развитие нематериальных активов в виде торговых марок (табл. 29)
Таблица 29 - Бюджеты рекламы фармацевтическихических препаратов на телевидении в январе-мае 2008 г.

Категория

Бюджет, тыс. долл. США

%

Обезболивающие и жаропонижающие препараты

24 232

31,5

Отоларингология

17 323

22,5

Гастроэнтерологические средства

9 070

11,8

Средства для лечения нарушений обмена веществ

6 996

9,1

Дерматологические средства

4 819

6,3

Гомеопатические средства

4 212

5,5

Средства от мышечных и суставных болей

3 954

5,1

Средства от аллергии

1 814

2,4

Противоинфекционные средства

1 345

1,7

Прочие средства

3 137

4,1

Всего

76 902

100


В результате все чаще раздаются призывы к полному запрещению рекламы фармацевтических препаратов (эта тема уже становилась предметом обсуждения в Государственной Думе, за подобный запрет активно выступает Минздрав РФ). Справедливости ради следует отметить, что проблема с качеством рекламируемой продукции действительно существует. Однако это относится не к ТВ-рекламе, против которой направлено большинство критических стрел (ни один центральный ТВ-канал не примет к размещению ролик без копии сертификата о регистрации), а к рекламе в прессе, в первую очередь, в "таблоидах", где в огромных масштабах рекламируются всевозможные "чудодейственные" средства от импотенции, ожирения, облысения и т. д. Хотя российское законодательство в достаточной мере защищает потребителя от недобросовестной рекламы, на практике эти законы действуют, к сожалению, не всегда. Без установления традиций "законопослушания" в российском обществе ликвидировать возможность появления недобросовестной рекламы вряд ли удастся. Официальные расценки без учета скидок, надбавок и налогов.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Закон о рекламе icon Решение №180 «08»
Российской Федерации о рекламе по факту распространения кгбу «рг «Ленинская искра» (662713, п. Шушенское, ул. Ленина, 65) рекламы,...
Закон о рекламе icon Закон «О рекламе»
Распределение статей Федерального закона «О рекламе» между соавторами для комментария
Закон о рекламе icon Закон «О рекламе»
Распределение статей Федерального закона «О рекламе» между соавторами для комментария
Закон о рекламе icon Закон «О рекламе»
Распределение статей Федерального закона «О рекламе» между соавторами для комментария
Закон о рекламе icon Российская федерация федеральный закон о рекламе
Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной...
Закон о рекламе icon Закон есть закон Ждет направления в Госдуму. Поправки в фз «О рекламе»
Галина Мурсалиева. Чулпан Хаматова: налоги наконец отменили. Актриса и соучредитель фонда «Подари жизнь» рассказала о последствиях...
Закон о рекламе icon «Гугл» нарушил требования закона к рекламе лекарств
Фз «О рекламе», поскольку в ней отсутствуют установленные законом предупреждения. А именно: предупреждения о наличии противопоказаний...
Закон о рекламе icon Анфилофьева мария Андреевна Стратегии речевого воздействия в социальной рекламе
Теоретические основы моделирования речевого воздействия в социальной рекламе 5
Закон о рекламе icon Дайджест постановлений о наложении штрафов за нарушения закона о рекламе
Фас россии по результатам рассмотрения 7 административных дел по фактам нарушения закона о рекламе получили ООО "Озирис", зао "Эхо...
Закон о рекламе icon Анонс открытых комиссий по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе
Фас россии (г. Москва, Пыжевский переулок, дом 6, к. 301) состоятся открытые заседания комиссий фас россии по рассмотрению дел, возбужденных...
Закон о рекламе icon Решение
Комиссия Чувашского уфас россии по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе
Закон о рекламе icon Практическое руководство по применению гипнотических психотехник...
Практическое руководство по применению гипнотических психотехник в бизнесе и медицине, рекламе и пропаганде, торговле и повседневной...
Закон о рекламе icon Решение № р-65/12
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства...
Закон о рекламе icon Решение № р-34/16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства...
Закон о рекламе icon Решение № р-7/13
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства...
Закон о рекламе icon А. В. Чернышеву >ул. Урожайная, д. 2ж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск